КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-00723

НазваниеВызовы вмешательства во внутренние дела в контексте междержавной конкуренции

РуководительИстомин Игорь Александрович, Кандидат политических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-257 - Международная безопасность (военно-политические и социально-политические аспекты)

Ключевые словавмешательство во внутренние дела; интервенция; междержавная конкуренция; суверенитет; трансграничные взаимодействия; проблема принципал-агента; политические режимы; идеология; оппозиционная деятельность; информационная безопасность; выборы; государственные перевороты; протестная активность; великие державы.

Код ГРНТИ11.25.91


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследовательский проект посвящён выявлению значения вмешательства крупных государств во внутреннюю политику конкурентов в контексте их более широкого противоборства. Соответственно, он призван отвечать на ряд взаимосвязанных вопросов, в том числе определить то, какие цели ставят государства, осуществляющие вмешательство, и при каких условиях оно оказывается востребованным; к каким последствиям приводит вмешательство для их инициаторов и объектов; как реагируют государства на попытки внешнего вмешательства в их дела и насколько они способны ограничить его последствия; как попытки вмешательства сочетаются с иными способами воздействия. Решение поставленной научной задачи требует выработать понимание того, что представляет собой внешнее вмешательство во внутреннюю политику, выделить его сущностные черты и построить типологию возможных проявлений. Оно также должно опираться на изучение эмпирического опыта осуществления подобных операций, в том числе на основе сопоставления попыток вмешательства в разные исторические периоды и осуществлявшиеся различными игроками. Наконец, существенное внимание в рамках проекта будет уделено роли подобных действий в современных международно-политических взаимодействиях. В частности, будет осуществлён анализ восприятия угрозы вмешательства со стороны ведущих игроков, а также разработаны прогнозы возможной эволюции вызовов, связанных с попытками внешнего воздействия на политические режимы и внутриполитические процессы на среднесрочную перспективу. Проблема вмешательства во внутренние дела стала приобретать растущее значение в условиях углубления противоречий между крупнейшими мировыми державами в 2010-х годах. Взаимные обвинения в попытках подрыва национального суверенитета и смены политического режима приобрели регулярный характер и существенно осложняют отношения между государствами. Показательно, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая в июле 2021 года, отмечает: «Недружественные страны пытаются использовать имеющиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации». Стратегия придаёт недопущению вмешательства во внутренние дела значение жизненно важного приоритета усилий по обеспечению национальной безопасности. Такие попытки не являются чем-то исключительным или сравнительно новым. На протяжении истории крупные государства неоднократно пытались манипулировать внутриполитическими процессами в конкурирующих державах. Например, французское правительство ещё в 1796 г. уполномочило своего представителя в Вашингтоне предотвратить избрание Джона Адамса президентом США. В XIX в. германский канцлер Отто фон Бисмарк стремился дискредитировать британского премьера Бенджамина Дизраэлли, размещая компромат на него в английской прессе. В годы Первой мировой войны Германия развернула масштабную кампанию подрывной деятельности против Британии и России. В том числе она поддерживала освободительные движения в колониях Лондона и ирландский сепаратизм. Для вывода Российской Империи из войны она стимулировала национализм этнических меньшинств (более того под эгидой Берлина была создана Лига иностранных народов России), а также устанавливала контакты с представителями различных социалистических движений. В годы Холодной войны США оказывали вели подрывные операции против советского лагеря, в том числе содействуя развитию диссидентского движения. В то же время в научной литературе, посвящённой междержавной конкуренции, вмешательству во внутренние дела традиционно уделяется сравнительно небольшое место. Более того, представители влиятельного реалистского направления теории международных отношений зачастую скептически относятся к влиянию политических изменений внутри государств на их поведение на международной арене. Разрыв между обеспокоенностью влиятельных государственных деятелей и политических элит относительно внешнего вмешательства и фактическим игнорированием этой проблемы в научном мейнстриме порождает потребность углубленного изучения возможных результатов подобных операций как для их субъектов, так и для объектов. Соответственно, исследовательский проект ориентирован на выявление причин и условий, побуждающих крупные державы к осуществлению вмешательства во внутренние дела конкурентов, а также возможных последствия таких действий. Он позволит закрыть значимую лакуну в осмыслении междержавной конкуренции, связанную с воздействием на оппонента посредством вмешательства в его внутриполитические процессы в противовес традиционным попыткам формирования позитивных и негативных внешних стимулов, побуждающих его к адаптации поведения. До сих пор в литературе наблюдается дефицит эмпирически обоснованных разработок относительно условий, способствующих осуществлению иностранного вмешательства во внутренние дела крупных государств, а также результативности таких действий с точки зрения целей их инициаторов и более широких стратегических последствий. В отношении такого рода случаев предшествующий анализ опыта внешнего манипулирования политикой малых и средних стран имеет ограниченную релевантность, ввиду высокой зависимости последних от международной среды. В результате появляющиеся в настоящее время экспертные суждения относительно вызовов иностранного вмешательства зачастую лишены фундаментальной научной основы, что создаёт почву для спекуляций и субъективной оценки возникающих рисков. Ожидаемым результатом исследования должна стать разработка оригинального теоретического подхода, помогающего объяснять актуальные международно-политические противоречия, но также обеспечивающего научный инструментарий для анализа и оценки возможных случаев вмешательства в будущем. В этой связи предполагается выделение закономерностей, устойчивых к изменению технологических, идеологических и социально-политических условий протекания междержавной конкуренции. Соответственно, отвечая на острые насущные запросы обеспечения национальной безопасности, результаты проекта будут также сохранять релевантность в длительной перспективе.

Ожидаемые результаты
Ключевым результатом исследования должна стать разработка оригинального теоретического подхода, помогающего объяснять актуальные международно-политические противоречия, но также обеспечивающего научный инструментарий для анализа и оценки возможных случаев вмешательства в будущем. В рамках такой работы планируется, в первую очередь, осуществить систематизацию научных подходов к вызовам внешнего вмешательства во внутренние дела. Значимым итогом исследования станет выявлений изменений в определении концепта вмешательства с учётом опыта разграничения эксклюзивной сферы внутренних дел и легитимных трансграничных взаимодействий в контексте эволюции концепции суверенитета. На основе изучения исторического опыта планируется выявить причины, побуждающие государства к вмешательству во внутренние дела оппонентов; определить вклад вмешательства во внутренние дела в достижение целей государств-инициаторов таких действий и охарактеризовать возможные последствия внешнего вмешательства для государств-объектов; оценить роль вмешательства во внутреннюю политику третьих стран в ходе междержавной конкуренции. На основе проведённого исследования предполагается обосновать применимость выработанных теоретических концепций к текущей практике междержавной конкуренции. В том числе, показать их работоспособность с учётом влияния технологических изменений и идеологических разломов на эволюцию способов вмешательства во внутренние дела. Наконец, проведённое исследование обеспечит систематизацию подходов государств к оценке угроз вмешательства во внутренние дела в контексте текущей междержавной конкуренции. Ожидаемые результаты проекта позволят закрыть значимые лакуны в двух активно развивающихся областях исследований. Они будут способствовать углублению научных представлений относительно динамики развития международно-политической конкуренции с участием ведущих мировых держав. В изучении этой проблематики значительное внимание уделяется оценке сравнительной результативности различных стратегий и инструментов принуждения (в том числе использования военной мощи, экономических санкций, информационных кампаний, дипломатического давления). Тем не менее, проблема внешнего вмешательства во внутренние дела в контексте междержавной конкуренции до сих пор практически не затрагивалась. Между тем, такие действия существенно отличаются по характеру осуществления от других форм давления на оппонентов. Во-первых, они предполагают опору на местные политические силы и движения в стране, подвергающейся воздействию. Тем самым реализация интересов государства-инициатора попадает в зависимость от поведения агентов, над которыми он располагает ограниченным контролем. Во-вторых, они непосредственно ориентированы на центры принятия решений в стране, выступающей объектом воздействия, в то время как иные способы давления призваны добиваться уступок от оппонента посредством причинения ущерба (или сигнализирования вероятности нанесения такого ущерба) широким слоям общества и национального хозяйства. Особенности вмешательства во внутренние дела указывают на то, что существующие теоретические подходы к объяснению иных форм междержавного соперничества имеют ограниченную познавательную полезность в отношении такого рода действий. Эти объяснения могут некорректно или не в полной мере описывать как мотивы, побуждающие государства, искать пути воздействия на политические режимы и политический процесс в других странах, так и их последствия. При этом обширная литература по вмешательству во внутренние дела существенно обогатится от исследования истоков и последствий подобных операций в отношениях сопоставимых по своим масштабам конкурентов. До настоящего времени многочисленные исследования фокусировались на попытках крупных государств манипулировать внутриполитическими процессами в малых и средних странах, что создавало существенные ограничения в отношении генерализации получаемых выводов. В этой связи проект обогатит и литературу по вмешательству. Наряду с весомой теоретической значимостью решение поставленной научной проблемы обладает существенной практической значимостью. Противодействие угрозам внешнего вмешательства во внутреннюю политику играет существенную роль в обеспечении национальной безопасности всё большего числа государств, в том числе и Российской Федерации. В этой связи, Президент России В.В. Путин на заседании коллегии ФСБ в феврале 2021 г. указал на попытки «прямо вмешаться в общественную и политическую жизнь, в демократические процедуры нашей страны». В том же выступлении он подчеркнул необходимость пресечения «любых попыток извне узурпировать право народа России определять своё будущее». Развивая эти тезисы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая в июле 2021 года, отмечала: «Недружественные страны пытаются использовать имеющиеся в Российской Федерации социально-экономические проблемы для разрушения ее внутреннего единства, инспирирования и радикализации протестного движения, поддержки маргинальных групп и раскола российского общества. Все более активно применяются непрямые методы, направленные на провоцирование долговременной нестабильности внутри Российской Федерации». Стратегия придаёт недопущению вмешательства во внутренние дела значение жизненно важного приоритета усилий по обеспечению национальной безопасности. Таким образом, изучение проблемы внешнего вмешательства способно занять значимое место в ответе на большой вызов, охарактеризованный в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года (СНТР), как «новые внешние угрозы национальной безопасности (в том числе военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конкуренции и конфликтности, глобальной и региональной нестабильностью, и усилением их взаимосвязи с внутренними угрозами национальной безопасности». Соответственно, реализация предложенного проекта будет соответствовать приоритетам научно-технологической политики, сформулированных в СНТР, в частности вносить вклад в «противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам и иным источникам опасности для общества, экономики и государства». Результаты проведённого исследования будут использованы в том числе для разработки конкретных рекомендаций для органов государственной власти Российской Федерации по реагированию на попытки внешнего вмешательства во внутренние дела, усилия по подрыву государственного суверенитета и стимулированию общественной дестабилизации. Они также будут содержать предложения по оптимизации внешнеполитического курса в целях обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития на фоне обострения междержавного соперничества. Для донесения основных выводов по проекту до целевых аудиторий практиков будут подготовлены информационно-аналитические материалы на основе опубликованных научных статей. Они позволят представить ожидаемые результаты исследования в форме удобной для представителей органов государственной власти, экспертного сообщества и заинтересованной общественности. Тем самым они также будут способствовать повышению качества общественного дискурса по проблемам национальной безопасности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Центральное место в ходе первого этапа реализации проекта занимало проведение теоретических изысканий, обеспечивающих основу для последующего эмпирического анализа. Были достигнуты значимые научные результаты по двум темам: 1. Систематизация научных подходов вызовам внешнего вмешательства во внутренние дела; 2. Осмысление опыта разграничения эксклюзивной сферы внутренних дел и легитимных трансграничных взаимодействий в контексте эволюции концепции суверенитета. Проведённая систематизация подходов к определению понятия вмешательства в исследовательской литературе высветила набор фундаментальных изъянов в существующих дефинициях, несмотря на широкий консенсус специалистов относительно содержания рассматриваемого явления. Концепт «вмешательства» встроен в систему отношений с явлениями, которые остаются неясными, размытыми и изменчивыми. Кроме того, трудности для дефиниции вмешательства представляет непрояснённость истоков политической субъектности, следствием которого выступает дуализм государственного и национального суверенитета, а также увязка политической конкуренции в государстве с курсом, реализуемым правительством, а также социальными и экономическими условиями в стране. Соответственно, практически любые типы действий внешних игроков по крайней мере потенциально способны оказывать влияние на структуры политической власти. На основе проведённого анализа иностранное вмешательство во внутренние дела определяется в качестве сущностно неопределяемого концепта. Проведенное в рамках проекта исследование взаимосвязи международной и внутренней политики вскрыло риторические механизмы интернационализации внутренних проблем и интернализации международных проблем. Оно продемонстрировало значимость этих практик для поддержания и ревизии баланса сил. Политические деятели апеллируют к воздействию внешних сил для обоснования трудностей внутри страны в глазах потенциального электората. Одновременно, они демонстрируют способность ассоциировать структуру международных коалиций с характером политических режимов в отдельных государствах. Такого рода манипуляции релятивизируют национальный суверенитет, обуславливая его содержательное наполнение результатами речевых игр как центрального элемента политической борьбы. Вместе с тем система государственной статистики выступает инструментом стабилизации разграничения международного и внутреннего – способность правительств действовать на обоих аренах находится в зависимости от способности собирать систематические сведения о них. Дуализм оспаривания и закрепления этого разграничения нашёл отражение в рукописи «“Международный баланс сил” как коммуникативная программа мировой политики: обоснование онтологии “международного” на основе радикального конструктивизма», принятой к публикации в журнале «Мировая экономика и международные отношения». Важное место в ходе первого года реализации проекта заняло исследование влияния на вызовы вмешательства военного потенциала государства-объекта. Ранее в исследовательской литературе сохранялся скепсис относительно роли военно-политического сдерживания в противодействии невоенным и непрямым формам давления. Исследование углубило понимание связи между военно-политическим сдерживанием и иностранным вмешательством во внутренние дела на основе изучения начального этапа Холодной войны с 1948 года по середину 1950-х годов. Вмешательство обостряет противостояние даже между государствами, которые заранее уверены во враждебности друг друга. Хотя военный потенциал не предоставляет непосредственной защиты от подрывных действий, он способен демотивировать потенциальных инициаторов от проведения вмешательства. Результаты исследования взаимоотношений между военно-политическим сдерживанием и иностранным вмешательством нашло отражение в статье «Military Deterrence vs Foreign Interference? Record of the Cold War», опубликованной в в журнале «Вестник МГИМО Университета» (https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/3255). Параллельно с теоретическими разработками и осмыслением исторического опыта были достигнуты существенные результаты в изучении восприятия проблемы вмешательства с опорой на текущие политические процессы. В частности, изучение опыта выборов в Италии осенью 2022 года продемонстрировало использование обвинений в связях с внешними силами для дискредитации оппонентов. Причём этот пример свидетельствует о их сравнительно низком влиянии на электоральную борьбу. Правоцентристская коалиция, подвергавшаяся обвинениям в близости к России, вышла победителем и сформировала правительство по итогам кампании. Вместе с тем высказанные подозрения ограничивают её последующий внешнеполитический курс. Эти выводы нашли отражение в статье «Парламентские выборы в Италии 2022: лидеры и идеи», опубликованной в журнале «Научно-аналитический вестник Института Европы РАН» (http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/5-2022/Maslova52022.pdf). Кроме того, исследовательским коллективом была проведена работа по систематизации существующих баз данных, охватывающих случаи вооружённых вторжений, смещения национальных лидеров, операций по смене режимов, внешнего воздействия на электоральные процессы, иностранного финансирования политической деятельности, информационно-пропагандистских акций. Помимо этого, в фокусе исследования находился исторический опыт операций США, направленных на подрыв правительств СССР, а также стран ряд Западной и Восточной Европы в период после окончания Второй мировой войны. Существенное внимание уделялось последствиям иностранного информационного воздействия на общественность, в том числе в контексте растущего признания маркера «фейк-ньюз». Конкретные научные результаты по итогам первого года реализации проекта отражены в следующих формах: - 2 статьи приняты к публикации в ведущих журналах, индексируемых в международных базах научного цитирования Scopus и RSCI; - 1 статья опубликована в рецензируемом научном издании, индексируемом в базе данных РИНЦ; - 2 открытых семинара, посвящённых текущим научным подходам к осмыслению внешнего вмешательства во внутренние дела; - 5 научных докладов на открытых семинарах научного коллектива; - 3 научных доклада на международных и общероссийских конференциях; - 4 материала для СМИ, экспертно-политических электронных ресурсов с отражением результатов первого года реализации проекта (Иностранное вмешательство в СНБ 2022: тихое нагнетание алармизма. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/political-life-of-usa/inostrannoe-vmeshatelstvo-v-snb-2022-tikhoe-nagnetanie-alarmizma/; Проблема вмешательства в контексте американских выборов 2022 года. https://mgimo.ru/about/news/experts/problema-vmeshatelstva-v-kontekste-amerikanskikh-vyborov-2022/; Жесткая сила Италии и поставки вооружений: позиция правительства и партийные дискуссии. https://mgimo.ru/about/news/experts/zhestkaya-sila-italii-i-postavki-vooruzheniy/; Тема иностранного вмешательства во французских выборах 2022 года. https://mgimo.ru/about/news/experts/tema-inostrannogo-vmeshatelstva-vo-frantsuzskikh-vyborakh-2022-goda/).

 

Публикации

1. Истомин И.А. Military Deterrence vs Foreign Interference? Record of the Cold War Вестник МГИМО-Университета, MGIMO REVIEW OF INTERNATIONAL RELATIONS. 2022. P. 1–24 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-olf4

2. Маслова Е.А. Парламентские выборы в Италии 2022: лидеры и идеи Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5, С. 55-62 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15211/vestnikieran520225562

3. Харкевич М.В. «Международный баланс сил» как коммуникативная программа мировой политики: обоснование онтологии «международного» на основе радикального конструктивизма Мировая экономика и международные отношения, - (год публикации - 2023)

4. - Иностранное вмешательство в СНБ 2022: тихое нагнетание алармизма Российский совет по международным делам, - (год публикации - )

5. - Жесткая сила Италии и поставки вооружений: позиция правительства и партийные дискуссии Портал МГИМО, - (год публикации - )

6. - Проблема вмешательства в контексте американских выборов 2022 года Портал МГИМО, - (год публикации - )

7. - Тема иностранного вмешательства во французских выборах 2022 года Портал МГИМО, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Иностранное вмешательство во внутренние дела как конкурентов, так и союзников регулярно выступало инструментом внешней политики государств на протяжении всей истории международных отношений. В этой связи на основе теоретического задела, сформированного ранее, второй год реализации проекта был сфокусирован на изучении эмпирических примеров воздействия внешних игроков на политические процессы в государствах. Был изучен широкий круг случаев, включая интервенцию Франции в Мексику в 1861–1867 годах, вмешательства США в странах Карибского бассейна во второй половине XIX – первой трети XX веков, роль США во внутриполитической борьбе в Италии и Франции после Второй мировой войны, воздействие внешних игроков на политику Армении, обвинения в адрес КНР со стороны Австралии в осуществлении подрывной деятельности в 2010-х годах. Была разработана база данных упоминаний иностранного вмешательства во внутренние дела в рамках высокой недели Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, выступающей наиболее представительной международной площадкой для обсуждения наиболее актуальных проблем международного сообщества. По результатам проведённых исследований были также получены конкретные научные результаты в области теоретического осмысления проблематики иностранного вмешательства во внутренние дела. Проведённый анализ позволил углубить понимание концепта иностранного вмешательства, в отношении которого в научном сообществе не существует явного консенсуса. Он позволил отнести его к категории сущностно неопределимых концептов, охватывающих группы явлений, в отношении которых между специалистами отсутствуют принципиальные разногласия при квалификации отдельных случаев, но при этом не выработаны консенсусные, генерализируемые критерии демаркации понятия. Неясность, размытость, изменчивость феномена иностранного вмешательства обусловлена нестабильностью разграничения между сферой международного и внутреннего в политике, неоднозначностью истоков политической субъектности, а также противоречивостью взаимосвязей между политической конкуренцией в государстве и курсом, реализуемым правительством, а также социальными и экономическими условиями в стране. Кроме того, предпринимались усилия по доработке теоретических оснований изучения вмешательства с точки зрения классификации его форм, мотивации инициаторов и оценки со стороны объектов вмешательства. На основе полученной модели была выведена лестница эскалации вмешательства по аналогии с лестницами эскалации военно-политических конфликтов. В частности, было произведено разделение действий государств, руководствующихся мотивами манипуляции восприятием, провоцирования расстройства системы и смены режима. Первому мотиву преимущественно соответствует использование кибер и информационных операций. Второму – не только более интенсивные кибератаки и информационные кампании, но и инфильтрация в политическую систему государства-объекта. Третьему – моральная и практическая поддержка конкретных политических сил, а также военные интервенции. Изучение исторического опыта также позволило выявить, что содействующим иностранному вмешательству фактором в ряде случаев становится политика национального правительства и действия местных элит. Так, в период формирования биполярности (1945–1948 годах) правящие круги Италии и Франции активно поддерживали вовлечение США во внутриполитическую жизнь своих стран. Запрос помощи в первые послевоенные годы не предусматривал вмешательства, но создал структурные и политико-психологические предпосылки для её осуществления и сохранения внутри государств консенсуса в отношении американского вмешательства как меньшего из зол в условиях биполярности. Еще один важный результат – определение роли риторических ресурсов в легитимации и стигматизации иностранного вмешательства во внутренние дела на примере «доктрины Монро». Проведённое исследование вскрыло дилеммы обоснования вмешательства в глазах референтных для правительства аудиторий – апелляция к национальным интересам, подходящая для решения задач внутриполитической легитимации, оказывается неэффективной в деле оправдания интервенций в глазах международной общественности и уступает место отсылкам к устоявшимся традициям и историческим нарративам. При этом опыт «доктрины Монро» свидетельствует о пластичности идейных конструктов, значение которых с течением времени может меняться вплоть до противоположного. Как следствие, инструмент осуждения иностранного вмешательства во внутренние дела других государств был переосмыслен как средство оправдания интервенционизма. Наконец, в рамках проведённого исследования было оценено дестабилизирующее значение дезинформации в качестве одного из центральных компонентов проблемы вмешательства в первой четверти XXI века. Было продемонстрировано, что феномен фейк-ньюз становится значимым вызовом институциональному доверию, выступающему основой политической коммуникации в плюралистичных демократических системах. На основе предпринятого анализа были определены сценарии реагирования на возможности внешнего информационного воздействия, включающие административную изоляцию общественного пространства от трансграничной коммуникации, наращивание механизмов внутренней резистентности граждан к попыткам манипуляций и даже отказ от плебисцитарных механизмов формирования органов власти. Полученные в ходе второго года реализации проекта научные результаты нашли отражение в широком круге материалов и выступлений. В результате заявленные конкретные, проверяемые показатели были достигнуты, а в ряде случаев и превышены. В течение второго года было подготовлено к публикации 5 статей для научных журналов, 4 из них были направлены в издания, индексируемые в ведущих международных базах научного цитирования (Scopus, WoS Core Collection, RSCI), 1 статья была направлена в издание, входящее в перечень рецензируемых научных изданий ВАК и индексируемое в РИНЦ. Из числа подготовленных к публикации статей 2 вышли из печати, по оставшимся 3 получены справки о принятии к печати. Кроме того, в течение второго года реализации проекта на ведущих международных и общероссийских конференциях было представлено 9 научных докладов. В числе площадок, на которых презентовались результаты исследования, выступали Конвент Российской ассоциации международных исследований, Ясинская (Апрельская) международная научная конференция, мероприятия в Институте Европы РАН, Институте Китая и современной Азии РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации. Проведённые обсуждения обеспечили как апробацию подготовленных рукописей перед их подачей в научные издания, так и ознакомить с осуществляемой работой исследовательское сообщество. Также с целью распространения полученных научных результатов, привлечения внимания практиков и общественности было подготовлено 4 информационно-аналитических материала для экспертно-политических электронных ресурсов на основе проведённых исследований. Они размещались на Портале МГИМО и сайте Российского совета по международным делам (см. https://mgimo.ru/about/news/experts/bumerang-vmeshatelstva/, https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/doktrina-protiv-vmeshatelstva-k-200-letiyu-poslaniya-dzheymsa-monro/, https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/globalnoe-upravlenie-v-epokhu-obostreniya-konkurentsii-mezhdu-velikimi-derzhavami/, https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-staraya-oboronnaya-politika-italii-v-novom-mire/). Наконец, была подготовлена и размещена в открытом доступе в репозитории научных материалов МГИМО база данных упоминаний иностранного вмешательства во внутренние дела в ООН (UN Interference Rhetoric Database) за 2012–2022 годы - https://open.mgimo.ru/handle/123456789/2466.

 

Публикации

1. Болгова И.В., Маслова Е.А. «Запрос» на вмешательство: Отношения Италии и Франции с США в 1945-48 гг. Электронный научно-образовательный журнал "История", - (год публикации - 2024)

2. Истомин И.А. Иностранное вмешательство во внутренние дела: проблематизация сущностно неопределимого концепта Полис. Политические исследования., № 2. С. 120-137. EDN: CRNPDK (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17976/jpps/2023.02.09

3. Истомин И.А. Оправдание вмешательства? Роль «доктрины Монро» в легитимации и стигматизации интервенционизма в политике США в XIX - начале XX вв. Вестник Московского Университета. Серия XXV. Международные отношения и мировая политика, Истомин И.А. Оправдание вмешательства? Роль «доктрины Монро» в легитимации и стигматизации интервенционизма в политике США в XIX - начале XX в // Вестник Московского Университета. Серия XXV. 2023. Т. 15. № 3. С.11-55. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.48015/2076-7404-2023-15-3-11-55

4. Петров К.Е. Вызовы агоры цифрового общества Полития, - (год публикации - 2023)

5. Сучков М.А. Иностранное вмешательство во внутренние дела как форма межгосударственного противоборства: от типов действия к концептуализации мотивации Полис. Политические исследования, - (год публикации - 2024)

6. - Глобальное управление в эпоху обострения конкуренции между великими державами Российский совет по международным делам, Харкевич М.В. Глобальное управление в эпоху обострения конкуренции между великими державами // Российский совет по международным делам. (год публикации - )

7. - Доктрина против вмешательства? К 200-летию послания Джеймса Монро Российский совет по международным делам, Истомин И.А. Доктрина против вмешательства? К 200-летию послания Джеймса Монро // Российский совет по международным делам. 04.12.2023. (год публикации - )

8. - Бумеранг вмешательства: к двадцатилетней годовщине американского вторжения в Ирак Портал МГИМО, Сучков М.А. Бумеранг вмешательства: к двадцатилетней годовщине американского вторжения в Ирак // Портал МГИМО. 23.03.2023. https://mgimo.ru/about/news/experts/bumerang-vmeshatelstva/ (год публикации - )

9. - «Новая старая» оборонная политика Италии в новом мире Российский совет по международным делам, Маслова Е.А. «Новая старая» оборонная политика Италии в новом мире // Россиский совет по международным делам. 11.12.2023. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novaya-staraya-oboronnaya-politika-italii-v-novom-mire/ (год публикации - )