КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-18-20011

НазваниеЦифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)

РуководительПеннер Регина Владимировна, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)", Челябинская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№66 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-204 - Философские проблемы междисциплинарных исследований

Ключевые словацифровая грамотность, цифровая среда, цифровой субъект, цифровое общение, цифровые угрозы, цифровая антропология, общество, человек, регион, межкультурная коммуникация, поликультурное пространство, Covid-2019, молодежь, Челябинская область, цифровая грамотность в Челябинской области

Код ГРНТИ02.01.21


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема цифровой грамотности имеет особую актуальность в условиях борьбы с вирусом Covid-2019. В апреле прошлого года большая часть населения Челябинской обл. была в режиме самоизоляции. В дистанционный формат были переведены обучение на всех уровнях образования и многие виды работ. Перед жителями региона встал ряд острых вопросов: где реализовывать образовательную и иные формы деятельности (вопрос рабочего места, снабженного доступом к широкополосному интернету) и как реализовывать эту деятельность, иными словами, как наиболее эффективно перевести деятельность из оффлайна в онлайн. Цифровая грамотность - это то поле исследования, что нацелено на поиск ответов на второй вопрос. Тема цифровой грамотности существует в академическом пространстве сравнительно недавно. В большей степени представители из области педагогических наук нацелены на решение прикладных вопросов об актуальном внедрении образовательного процесса в цифровую среду и поддержания в ней успеваемости своих обучающихся. В свою очередь, за прикладными вопросами стоят неразрешенные фундаментальные вопросы о том, что такое цифровая среда и в чем ее принципиальное отличие от мира физических предметов; кто есть тот молодой человек, что родился и растет в мире гаджетов (цифровой абориген, по М. Пренски, поколение Y или Google, по И. Дмитриеву); что есть цифровой субъект как "слепок" с цифровых следов от движения реального субъекта по цифровому пространству и какова связь между ними. Вместе с тем, междисциплинарное исследование цифровой грамотности нацелено на решение конкретных региональных проблем. В том числе, это разработка методов по безопасному использованию студентами цифрового контента (безопасность в данном контексте указывает на понимание обучающимися того, как избежать мошенничества в сети и знать, как себя вести в условиях цифрового буллинга), по профилактике распространения деструктивных интернет-практик среди молодежи. Более того, тема грамотности в отношении мошенничества и буллинга актуальна не только для обучающейся, но и работающей молодежи. Наконец, регион Южного Урала - это поликультурное пространство, в котором реализуется диалог представителей различных национальностей и культур. Идея цифровой грамотности здесь направлена на поддержание этого диалога, в котором отражено уважение к различным культурам. Таким образом, научная новизна исследования состоит в применении комплексного подхода к феномену цифровой грамотности, а также разработке конкретных методик и технологий ее формирования. Исследование, таким образом, предполагает решение задач фундаментального и прикладного характера.

Ожидаемые результаты
1. Публикация результатов комплексного исследования цифровой грамотности (региональный масштаб) будет производиться в ряде индексируемых российских и зарубежных изданий. 2. Организация конференции по цифровой грамотности с привлечением специалистов в соответствующей сфере и педагогов из города и области с последующей публикацией ее результатов. 3. Организация межвузовской коллаборации под эгидой региональных вузов с целью эффективного внедрения мер цифровой грамотности в образовательный процесс. 4. Разработка и внедрение технологий формирования цифровой грамотности у учащихся школ, ссузов и вузов Челябинской области. 5. Издание монографических исследований, результирующих исследование цифровой грамотности по отдельным аспектам (философско-социальный, философско-антропологический, социологический, прикладной).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект) Цели и задачи проекта Цель – комплексное исследование цифровой грамотности: - выявление критериев цифровой грамотности; - диагностика цифровой грамотности у учащейся молодежи (школы, ссузы, вузы региона); - разработка прикладной методологии и системы мероприятий по формированию цифровой грамотности у молодежи Челябинской области. Задачи проекта: 1. Выявление ключевых проблем молодежи, в том числе, представителей от национальных меньшинств, в цифровой среде (региональный масштаб). 2. Концептуализация цифровой грамотности (междисциплинарное исследование). 3. Разработка программы (результирующей труды экспертов региона) по формированию цифровой грамотности молодежи Челябинской области. 4. Разработка электронной платформы "Цифровая антропология", объединяющей экспертов из Челябинской области, других регионов страны и зарубежных специалистов. Перспективы практического использования Разработка методических рекомендаций «Цифровая аскетика» как вариант цифровой гигиены для старших школьников и студентов, а также учителей и преподавателей высшей школы. Создание и продвижение электронной площадки, объединяющей экспертов по цифровой грамотности (сайт digitalanthropology.ru, ВКонтакте https://vk.com/digitalanthropology, Телеграм https://t.me/digitalanthropology). Проведение конференции по цифровой грамотности с привлечением учителей из города Челябинска и Челябинской области. Результаты исследовательской работы, полученные в 2022 г. 1. Проведено социологическое исследование на тему цифровая грамотность обучающихся и педагогов общеобразовательных, средних профессиональных и профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Исследование было проведено в марте – мае 2022 года по стандартизированной анкете. В опросе приняли участие 12 292 обучающихся школ, СПО 43 муниципальных образований Челябинской области и 1 972 студентов вузов г. Челябинска, а также 367 педагогов общеобразовательных организаций и СПО Челябинской области и 344 респондентов из числа профессорско-преподавательского состава вузов г. Челябинска. В результате анализа проведенного исследования нами был выявлен уровень цифровой грамотности обучающейся молодежи Челябинской области, а также степень осознания ею существующих угроз и компетентности в сфере обеспечения собственной безопасности в интернет-пространстве. Выяснилось, что большинство студентов и учащихся школ и СПО оценили свой уровень знаний IT-технологий как средний. Высоким такой уровень оказался заметно больше среди опрошенных с высоким уровнем знаний и навыков в области медиабезопасности; среди юношей таковые встречались чаще, чем среди девушек. Среди составляющих понятия «цифровая грамотность студента/обучающегося» наиболее часто упоминаемыми были такие, как умение использовать цифровые технологии в учебе/работе, способность свободно и безопасно ориентироваться в цифровом пространстве, а также знания в области информационной и электронной безопасности. В ходе исследования студентам и обучающимся школ, СПО Челябинской области было предложено оценить целый ряд параметров цифрового образовательного процесса. Результаты опроса свидетельствуют о весьма позитивном восприятии респондентами имеющихся в их образовательном учреждении параметров. При этом наиболее высокой оценки заслужили возможность общения в социальных сетях, мессенджерах, возможность выполнения совместных заданий, активность общения в группе, активность взаимодействия при выполнении учебных заданий и подготовке отчетности. При этом на 1 или 2 балла оценили указанные в анкете параметры лишь незначительные доли респондентов. 2. Опубликованы материалы по теме исследования, из них 12 – в журналах ВАК, 4 – в журналах БД Scopus и WoS. 3. Участие во всероссийских и международных конференциях и форумах. В том числе, «ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации» (апрель 2022 г., Челябинск, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), «Нормативность в философии киноискусства» (июнь 2022 г., Волгоградский государственный университет), III Международный Конгресс Русского Общества истории и философии науки «После постпозитивизма» (сентябрь 2022 г., Саратовский государственный университет), ХVIII Таврические философские чтения «Анахарсис» «Человек во власти цифры: мышление, знание, сознание» (сентябрь 2022 г., Крымский федеральный университет), Международная научная конференция «Цивилизационные коды России (к столетию философского парохода)» (ноябрь 2022 г., Санкт-Петербургский государственный университет), «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2022» (ноябрь 2022 г., Санкт-Петербургский государственный университет), Всероссийская научная конференция XVI Ковалевские чтения «Социология в постглобальном мире: проблемы и перспективы» (ноябрь 2022 г., Санкт-Петербургский государственный университет), «Идентичность в контексте социокультурных трансформаций: образование, религия, культура» (ноябрь 2022 г., Московский государственный университет), «Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив» (декабрь 2022 г., Высшая школа экономики), «Убеждающая коммуникация (импакт-контент): как создается, как работает, как исследуется» (декабрь 2022 г., Социологический Институт РАН), Экологический форум «Экоинжиниринг 5.0» (декабрь 2022 г., Челябинский металлургический комбинат), 4. Подготовка и индексация в РИНЦ сборника материалов конференции «Homo holistic: человек целостный. "Homo digital": антропологическое измерение цифровизации» по итогам Технологического конкурса ЮУрГУ и материалам 75-й студенческой конференции. 5. Подготовка и публикация словаря Экология человеческого бытия / О. И. Бабина, В. Е. Барышева, О. С. Бернат [и др.]. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 235 с. – ISBN 978-5-696-00000-0. – EDN QMQNTA. 6. Учебно-методические разработки: Цифровая грамотность / И. В. Батурина, А. А. Дыдров, Р. В. Пеннер, Е. И. Салганова. – Челябинск : ИЦ «Павлин», 2022. – 208 с. – ISBN 978-5-87980-119-5. – EDN ENRNKH. Цифровая антропология : учебное пособие / А. Н. Гулеватая, А. А. Дыдров, Е. Г. Миляева, Р. В. Пеннер. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. — 119 с. Партнеры проекта: Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Муниципальное казенное учреждение «Центр народного единства» Научно-образовательный центр «Цифра» Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

 

Публикации

1. Артамонов Д.С., Дыдров А.А., Пеннер Р.В., Тихонова С.В. Практики медиатизации коллективной памяти в цифровом мире Вопросы истории, - (год публикации - 2022)

2. Артамонов Д.С., Тихонова С.В. "Безжалостная милостивая Лета" Б. Мелкевика: коллективная ответственность и культура отмены в мемориальных войнах Теоретическая и прикладная юриспруденция, Артамонов Д.С., Тихонова С.В. "Безжалостная милостивая Лета" Б. Мелкевика: коллективная ответственность и культура отмены в мемориальных войнах // Теоретическая и прикладная юриспруденция. – 2022. – № 2(12). – С. 15-21. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/2686-7834-2022-2-15-21

3. Батурина И.В., Дыдров А.А., Тихонова С.В. Искусственный интеллект: метафизика обывательских дискурсов Galactica Media: Journal of Media Studies, - (год публикации - 2023)

4. Гладышев В.И. Компенсаторное общения в сети Вестник Челябинского государственного университета, Гладышев В. И. Компенсаторное общения в сети // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 11 (469). Философские науки. Вып. 66. С. 67—70. doi: 10.47475/1994- 2796-2022-11009. (год публикации - 2022)

5. Гладышев В.И., Миляева Е.Г., Пеннер Р.В. Человек в сети: одиночество и общение ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, Гладышев В. И., Миляева Е. Г., Пеннер Р. В. ЧЕЛОВЕК В СЕТИ: ОДИНОЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2022. Вып. 4 (34). С. 63-81 DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-63-81 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.23951/2312-7899-2022-4-63-81

6. Гредновская Е.В., Дыдров А.А. Экспансия микроформатов в интернет-пространстве: коммуникативный аспект Российская школа связей с общественностью, Гредновская, Е. В. Экспансия микроформатов в интернет-пространстве: коммуникативный аспект / Е. В. Гредновская, А. А. Дыдров // Российская школа связей с общественностью. – 2022. – № 26. – С. 130-144. – EDN LLQYJG. (год публикации - 2022)

7. Дыдров А.А. Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру? Цифровой ученый: лаборатория философа, Дыдров А.А. Антиутопия в Интернете: что нового мемы дали жанру? // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 1. С. 6-13. DOI: 10.32326/2618-9267-2022-5-1-6-13. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2022-5-1-6-13

8. Дыдров А.А. Дисперсия антиутопии: крушение монументов Цифровой ученый: лаборатория философа, Дыдров А.А. Дисперсия антиутопии: крушение монументов // Цифровой ученый: лаборатория философа // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2022. Т. 5. № 1. С. 65-69. DOI: 10.32326/2618-9267-2022-5-1-65-69 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2022-5-1-65-69

9. Дыдров А.А. Конфликтогенный дискурс микроформатов современного медиапространства Вестник Челябинского государственного университета, Дыдров А. А. Конфликтогенный дискурс микроформатов современного медиапространства // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 11 (469). Философские науки. Вып. 66. С. 62—66. doi: 10.47475/1994-2796-2022-11008. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-11008

10. Дыдров А.А., Невелева В.С., Тихонова С.В., Труфанова Е.О. Человек в цифровую эпоху ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики, Дыдров А. А., Невелева В. С., Тихонова С. В., Труфанова Е. О. ЧЕЛОВЕК В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2022. Вып. 4 (34). С. 102-122 DOI: 10.23951/2312-7899-2022-4-102-122 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.23951/2312-7899-2022-4-102-122

11. Миляева Е.Г. Социальные функции бренда в эпоху цифровой трансформации Социум и власть, Миляева, Е. Г. Социальные функции бренда в эпоху цифровой трансформации / Е. Г. Миляева // Социум и власть. — 2022. — № 4 (94). — C. 16—25. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-16-25. — EDN YECVBU. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-4-16-25

12. Пеннер Р.В., Осипова Л.Б. Цифровые варианты проектирования социальной идентичности Социум и власть, Пеннер Р. В. Цифровые варианты проектирования социальной идентичности / Р. В. Пеннер, Л. Б. Осипова // Социум и власть. — 2022. — № 4 (94). — C. 7—15. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-07-15. — EDN YEBAMC. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2022-4-07-15

13. Резвушкина С.А. Мифологическое в парадигме постмодерна: историографический этюд Социум и власть, Резвушкина, С. А. Мифологическое в парадигме постмодерна: историографический этюд / С. А. Резвушкина // Социум и власть. — 2022. — № 4 (94). — C. 67—82. — DOI 10.22394/1996-0522-2022-4-67-82. — EDN GLJGST. (год публикации - 2022)

14. Салганова Е.И., Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки»., Салганова Е.И., Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Медиаинформационная грамотность современной молодежи: социологический анализ // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. – 2022. – Т. 22. – № 3. – С. 84-92. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.14529/ssh220311

15. Тихонова С.В. Аксель Хоннет: пределы правовой свободы Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право., Тихонова С. В. Аксель Хоннет: пределы правовой свободы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 473–479. https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-4-473-479, EDN: ZEUBEM (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18500/1994-2540-2022-22-4-473-479

16. Резвушкина С.А. Homo holistiс: человек целостный. "homo digital": антропологическое измерение цифровизации Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, Homo holistic: человек целостный. «Homo digital»: антропологическое измерение цифровизации: сб. науч. ст. / отв. редактор С.А. Сулейманова. – Вып. 10. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 109 с. (год публикации - 2022)

17. Соломко Д.В., Дыдров А.А. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ. Часть 2. Медиаэкология Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022, Экология человеческого бытия / О. И. Бабина, В. Е. Барышева, О. С. Бернат [и др.]. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 235 с. – ISBN 978-5-696-00000-0. – EDN QMQNTA. (год публикации - 2022)

18. Миляева Е.Г., Пеннер Р.В. Иконка для приложения (Класс МКТУ 16, Класс МКТУ 41, Класс МКТУ 42) -, - (год публикации - )

19. Миляева Е.Г., Пеннер Р.В. Плакат «Цифровая антропология» -, - (год публикации - )

20. - РНФ поддержал проект ученых ЮУрГУ по исследованию цифровой грамотности в регионе https://www.susu.ru/ru/news/2022, - (год публикации - )

21. - Приглашаем принять участие в опросе https://sites.susu.ru/sociopolit/, - (год публикации - )

22. - Студенты кафедры социологии ИМСГН приняли участие во Всероссийской социологической конференции «Ковалевские чтения» (г Санкт-Петербург) https://sites.susu.ru/sociopolit/, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект) Цели и задачи проекта Цель – комплексное исследование цифровой грамотности: - выявление критериев цифровой грамотности; - диагностика цифровой грамотности у учащейся молодежи (школы, ссузы, вузы региона); - разработка прикладной методологии и системы мероприятий по формированию цифровой грамотности у молодежи Челябинской области. Задачи проекта: 1. Выявление ключевых проблем молодежи, в том числе, представителей от национальных меньшинств, в цифровой среде (региональный масштаб). 2. Концептуализация цифровой грамотности (междисциплинарное исследование). 3. Разработка программы (результирующей труды экспертов региона) по формированию цифровой грамотности молодежи Челябинской области. 4. Разработка электронной платформы "Цифровая антропология", объединяющей экспертов из Челябинской области, других регионов страны и зарубежных специалистов. Перспективы практического использования 1. Приложение #Цифроваяаскетика в удобном мобильном формате: https://apps.rustore.ru/app/com.ne_lopatin.Digital_print Приложение нацелено на формирование цифровых навыков вне угрозы цифровой зависимости у обучающейся молодежи 2. Формирование электронной площадки, объединяющей экспертов по цифровой грамотности: - сайт https://digitalanthropology.ru/, - ВКонтакте https://vk.com/digitalanthropology, Телеграм https://t.me/digitalanthropology. Результаты исследовательской работы, полученные в 2023 г. 1. Организованы и проведены научные мероприятия по тематике гранта: 1.1. Региональная научно-практическая конференция «Профилактика деструктивных практик в цифровой среде и меры повышения цифровой грамотности обучающихся: презентация результатов исследований и формирование экспертного сообщества в области социально-гуманитарных наук в регионе» (28.02.2023 г.). 1.2. Теоретическая конференция – для исследователей в сфере социально-гуманитарных дисциплин «Кино в цифровую эпоху», проведенная совместно с кафедрой философии и методологии науки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, группой Магнезит и Администрацией Саткинского муниципального района (05-07.07.2023 г.). 1.3. Круглый стол «Ценностные практики и дискурсы в праве» в рамках XV Международной научной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2023. Разумность. Практичность. Человечность» (СПбГУ, 16-18.11.2023 г.). 1.4. Соорганизация VIII Международной научно-практической конференции «MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией» (21-23.11.2023 г.). 1.5. Соорганизация образовательного форума «Травля – это не норма 3.0» в рамках реализации регионального плана Десятилетия науки и технологий в Российской Федерации на территории Челябинской области (19.10.2023 г.). 1.6. Соорганизация I Всероссийского образовательного форума с международным участием «MEDIAОбразование. Я профессионал: медиамастерская» (24.11.2023). 1.7. Секция «Гуманитарные основания природосберегающей деятельности» в рамках Всероссийской конференции «Современные материалы и методы решения экологических проблем постиндустриальной агломерации» (ЮУрГУ, 14.12.2023 г.). 2. Опубликованы материалы по теме исследования, из них 23 – в журналах ВАК, 8 – в журналах БД Scopus и WoS. 3. Участие во всероссийских и международных конференциях и форумах. В том числе, XI Международная научная конференция «Искусственный интеллект в сфере современной гуманитаристики» (Саратовский государственный университет, 07.04.2023), Всероссийская научная конференция с международным участием «БИОПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЛАСТИ: ТЕОРИЯ, ИДЕОЛОГИЯ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ» (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 18-19.04.2023), ХIХ Таврические философские чтения «Анахарсис» (Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 13-15.09.2023), Первая Всероссийская конференция «Сознание, тело, интеллект и язык в эпоху когнитивных технологий» (Институт философии РАН, 28-30.09.2023), XVI Философский симпозиум «Социальная теория и проблемы цивилизационного развития» (Институт философии РАН, 28-30.09.2023), Международная научная конференция «Формированию медийно-информационной грамотности в образовтаельной среде», (Липецкий педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 9-10.11.2023), Международная научная конференция «Теоретическая прикладная этика: традиции и перспективы - 2023. Разумность. Практичность. Человечность» и Всероссийская научная конференция «XVII Ковалевские чтения. Российское общество сегодня: институты, ценности, процессы» (Санкт-Петербургский государственный университет, 16-18.11.2023), круглый стол «Один интеллект - хорошо, а два - лучше? Потенциал генеративных нейросетей в образовании: возможности и принципы регулирования» (Томский государственный университет, 17.11.2023), ХХV Всемирный русский народный собор (Российский православный университет святого Иоанна Богослова, 27.11.2023), II Всероссийская научная конференция «Цифровизация общества: трансформация повседневных практик и исследовательских перспектив» (Высшая школа экономики, 11-12.12.2023), Экологический форум «Экоинжиниринг 6.0» (Челябинский металлургический комбинат, 14.12.2023). 4. Разработка и индексация в РИНЦ одиннадцатого выпуска сборника научных статей «Homo holistic: человек целостный», сформированного по итогам Технологического конкурса ЮУрГУ и включающего материалы 76-й студенческой конференции: Homo holistic: человек целостный "Homo digital": цифровая грамотность и экология цифровой среды : Сборник научных статей, Челябинск, 15–19 мая 2023 года. Том Выпуск 11. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – 204 с. – ISBN 978-5-696-00000-0. 5. Монографии: 5.1. Цифровая грамотность обучающейся молодежи Челябинской области: социологический анализ / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Н. А. Гафнер [и др.] ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южно-Уральский государственный университет, Институт медиа и социально-гуманитарных наук, Кафедра социологии Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт развития профессионального образования», Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде. – Челябинск : ИЦ «Павлин», 2023. – 163 с. – ISBN 978587901993. 5.2. Пеннер, Р. В. Картография цифрового: опыты философского понимания / Р. В. Пеннер. – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. – 246 с. – ISBN 978-5-93162-0000-0. 6. Учебно-методические разработки: 6.1. Цифровая аскетика : учебно-методическое пособие / А. Н. Гулеватая, Э. М. Валеева, Е. Г. Миляева [и др.]. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – 77 с. 6.2. Цифровая аскетика : учебное пособие для практических занятий / Е. В. Гредновская, А. Н. Гулеватая, Е. Г. Миляева [и др.]. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – 123 с. – ISBN 978-5-696-00000-0. 6.3. Экология бытия человека: учебное пособие / Отв. ред. Соломко Д. В., Гредновская Е. В. // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет, Институт медиа и социально-гуманитарных наук, Кафедра «Философия». – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2023. – 150 с. – ISBN 978-5-696-00000-0. Партнеры проекта: Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде Челябинского института развития профессионального образования Научно-образовательный центр «Цифра» Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Кафедра философии Челябинского государственного университета Кафедра философии и культурологии Челябинского государственного института культуры Кафедра философии и методологии науки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Администрация Саткинского муниципального района

 

Публикации

1. Дыдров А.А. Искусственный интеллект: мифологемы западного научного контента СОЦИУМ И ВЛАСТЬ, Дыдров, А. А. Искусственный интеллект: мифологемы западного научного контента / А. А. Дыдров // Социум и власть. – 2023. – № 1(95). – С. 16-25. – DOI 10.22394/1996-0522-2023-1-16-25. – EDN QYBFQP. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-1-16-25

2. Дыдров А.А. Искусственный интеллект: мифологии social studies ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА, Дыдров А. А. Искусственный интеллект: мифологии social studies // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 262–266. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-262-266. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-262-266

3. Дыдров А.А. Исторические источники цифровой эпохи УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО. ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, Дыдров, А. А. Исторические источники цифровой эпохи / А. А. Дыдров // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2023. – Т. 9 (75), № 1. – С. 13-21. – EDN XOBULC. (год публикации - 2023)

4. Дыдров А.А. Мифологема прозрачности в эпоху хай-тек ЦИФРОВОЙ УЧЕНЫЙ: ЛАБОРАТОРИЯ ФИЛОСОФА, Дыдров, А. А. Мифологема прозрачности в эпоху хай-тек / А. А. Дыдров // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 32-39. – DOI 10.32326/2618-9267-2023-6-1-32-39. – EDN TLOIYH. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-1-32-39

5. Дыдров А.А. Очерки о теле и телесности в дистопии: от медицинских операций к маргинальным объектам CORPUS MUNDI, Дыдров, А. А. Очерки о теле и телесности в дистопии: от медицинских операций к маргинальным объектам / А. А. Дыдров // Corpus Mundi. – 2023. – Т. 4, № 1(11). – С. 15-28. – DOI 10.46539/cmj.v4i1.76. – EDN DDZLUZ. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/cmj.v4i1.76

6. Дыдров А.А., Варламова А.С. Web-тело: репрезентации телесности в интернет-микроформатах ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, Дыдров, А. А. Web-тело: репрезентации телесности в интернет-микроформатах / А. А. Дыдров, А. С. Варламова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 10(480). – С. 38-44. – DOI 10.47475/1994-2796-2023-480-10-38-44. – EDN SWUKJY. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-480-10-38-44

7. Дыдров А.А., Салганова Е.И. Futurization of Education: Results of the Quasi-Experiment European Journal of Contemporary Education, Artur A. Dydrov, Elena I. Salganova Futurization of Education: Results of the Quasi-Experiment European Journal of Contemporary Education. 2023. 12(3): 797-809. DOI: 10.13187/ejced.2023.3.797 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/ejced.2023.3.797

8. Миляева Е.Г. Селфбрендинг в условиях цифровизации: философское осмысление УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КРЫМСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО. ФИЛОСОФИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ, Миляева, Е. Г. Селфбрендинг в условиях цифровизации: философское осмысление // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. – 2023. – Т. 9 (75), № 1. – С. 22-29. (год публикации - 2023)

9. Миляева Е.Г. Блогерство как способ построения цифровой идентичности в условиях Web 2.0 ЦИФРОВОЙ УЧЕНЫЙ: ЛАБОРАТОРИЯ ФИЛОСОФА, Миляева, Е. Г. Блогерство как способ построения цифровой идентичности в условиях Web 2.0 / Е. Г. Миляева // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 40-47. – DOI 10.32326/2618-9267-2023-6-1-40-47. – EDN LVHWPL. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-1-40-47

10. Пеннер Р.В. Нормативное в цифровом LOGOS ET PRAXIS, Пеннер, Р. В. Нормативное в цифровом / Р. В. Пеннер // Logos et Praxis. – 2023. – Т. 22, № 1. – С. 11-17. – DOI 10.15688/lp.jvolsu.2023.1.2. – EDN PFBKLP. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2023.1.2

11. Пеннер Р.В., Салганова Е.И., Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Цифровая грамотность как инструмент профилактики деструктивных практик в цифровой среде: по материалам региональной научно-практической конференции СОЦИУМ И ВЛАСТЬ, Цифровая грамотность как инструмент профилактики деструктивных практик в цифровой среде: по материалам региональной научно-практической конференции / Р. В. Пеннер, Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Социум и власть. 2023. 2 (96). 86-102. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-2-86-102

12. Пеннер Р.В., Тихонова С.В. Поколения Франкфуртской школы: генезис критической теории и ее современность Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, - (год публикации - 2024)

13. Резвушкина С.А. Видеоигры как цифровая попытка прикоснуться к мифологическому GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES, Резвушкина, С. А. Видеоигры как цифровая попытка прикоснуться к мифологическому / С. А. Резвушкина // Galactica Media: Journal of Media Studies. – 2023. – Т. 5, № 1. – С. 196-216. – DOI 10.46539/gmd.v5i1.329. – EDN HTMRMK. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/gmd.v5i1.329

14. Резвушкина С.А. К вопросу о месте мифологии техники в современных digital studies ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА, Резвушкина С. А. К вопросу о месте мифологии техники в современных digital studies // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 282–286. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-3-282-286

15. Резвушкина С.А. К вопросу о месте «цифрового мифологического» в современных цифровых исследованиях ЦИФРОВОЙ УЧЕНЫЙ: ЛАБОРАТОРИЯ ФИЛОСОФА, Резвушкина, С. А. К вопросу о месте «цифрового мифологического» в современных цифровых исследованиях / С. А. Резвушкина // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 54-60. – DOI 10.32326/2618-9267-2023-6-1-54-60. – EDN AXMHDM. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-1-54-60

16. Салганова Е.И., Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Оценка обучающимися профессиональных образовательных организаций цифрового образовательного процесса как инструмент совершенствования цифровой образовательной среды ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 1 (37). С. 78–86. (год публикации - 2023)

17. Салганова Е.И., Бредихин С.С., Щетинина Е.В. Медиа-информационная грамотность обучающейся молодежи в эпоху Постправды GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES, Салганова, Е. И. Медиа-информационная грамотность обучающейся молодежи в эпоху Постправды / Е. И. Салганова, С. С. Бредихин, Е. В. Щетинина // Galactica Media: Journal of Media Studies. – 2023. – Т. 5, № 3. – С. 102-120. – DOI 10.46539/gmd.v5i3.342. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.342

18. Салганова Е.И., Осипова Л.Б. Students’ digital literacy: Competence-based approach ECONOMIC AND SOCIAL CHANGES: FACTS, TRENDS, FORECAST, Salganova E.I., Osipova L.B. (2023). Students’ digital literacy: Competence-based approach. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 16(1), 227–240. DOI: 10.15838/esc.2023.1.85.12 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15838/esc.2023.1.85.12

19. Соломко Д.В. Человек и его мир как экосистема ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, Соломко, Д. В. Человек и его мир как экосистема / Д. В. Соломко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 4(474). – С. 30-36. – DOI 10.47475/1994-2796-2023-474-4-30-36. – EDN WIDEWL. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-474-4-30-36

20. Соломко Д.В. Экология бытия человека: итоги учебного спецкурса ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, Соломко, Д. В. Экология бытия человека: итоги учебного спецкурса / Д. В. Соломко // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 7(477). – С. 79-86. – DOI 10.47475/1994-2796-2023-477-7-79-86. – EDN EJHIJZ. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-477-7-79-86

21. Соломко Д.В. Технико-технологизированный мир в свете парадигмальных философско-методологических принципов СОЦИУМ И ВЛАСТЬ, Соломко, Д. В. Технико-технологизированный мир в свете парадигмальных философско-методологических принципов / Д. В. Соломко // Социум и власть. – 2023. – № 2(96). – С. 16-26. – DOI 10.22394/1996-0522-2023-2-16-26. – EDN IRAHVO. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22394/1996-0522-2023-2-16-26

22. Соломко Д.В. Роль технического в сохранении и воспроизводстве живого начала в человеке ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА, Соломко Д. В. Роль технического в сохранении и воспроизводствеживого начала в человеке // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 2. С. 164–168. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-2-164-168

23. Соломко Д.В. Экогуманистический подход в сохранении живого начала в человеке ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ, Соломко, Д. В. Экогуманистический подход в сохранении живого начала в человеке / Д. В. Соломко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. – 2023. – № 1(47). – С. 56-60. – EDN CNRQQN. (год публикации - 2023)

24. Соломко Д.В. Человек целостный - живой человек: экогуманистическая интерпретация ЦИФРОВОЙ УЧЕНЫЙ: ЛАБОРАТОРИЯ ФИЛОСОФА, Соломко, Д. В. Человек целостный - живой человек: экогуманистическая интерпретация / Д. В. Соломко // Цифровой ученый: лаборатория философа. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 61-68. – DOI 10.32326/2618-9267-2023-6-1-61-68. – EDN MHEWJG. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32326/2618-9267-2023-6-1-61-68

25. Соломко Д.В., Лавелин В.Д. Живое начало в человеке. Часть I. Историко-философский анализ классической философии ВЕСТНИК ЧЕЛЯБИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, Соломко Д. В., Лавелин В. Д. Живое начало в человеке. Часть I. Историко-философский анализ классической философии // Вестник Челябинского государственного университета. 2023. № 10 (480). С. 30–37. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-480-10-30-37

26. Тихонова С.В. Идейные истоки развития российской коммуникативной теории права ПРАВО. ЖУРНАЛ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ЭКОНОМИКИ, Тихонова, С. В. Идейные истоки развития российской коммуникативной теории права / С. В. Тихонова // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2023. – № 2. – С. 25-47. – DOI 10.17323/2072-8166.2023.2.25.47. – EDN DHOQTP. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.2.25.47

27. Тихонова С.В. Праксис и дейксис научного гуманитарного исследования: в поисках новой нормальности ВЕСТНИК ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ, Тихонова С.В. Праксис и дейксис научного гуманитарного исследования: в поисках новой нормальности // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. No 75. С. 300–306. doi: 10.17223/1998863Х/75/25 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/1998863Х/75/25

28. Дыдров А.А., Резвушкина С.А. Петр I Digital: от исторических нарративов к мифологемам цифрового пространства (рецензия) GALACTICA MEDIA: JOURNAL OF MEDIA STUDIES, Дыдров, А. А. Петр I Digital: от исторических нарративов к мифологемам цифрового пространства (рецензия) / А. А. Дыдров, С. А. Резвушкина // Galactica Media: Journal of Media Studies. – 2023. – Т. 5, № 2. – С. 177-187. – DOI 10.46539/gmd.v5i2.369. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/gmd.v5i2.369

29. Резвушкина С.А. Мифологическое. Антропологическое. Телесное. Рецензия на книгу А.М. Лобока "Антропология мифа" CORPUS MUNDI, Резвушкина, С. А. Мифологическое. Антропологическое. Телесное. Рецензия на книгу А.М. Лобока "Антропология мифа" / С. А. Резвушкина // Corpus Mundi. – 2023. – Т. 4, № 1(11). – С. 89-109. – DOI 10.46539/cmj.v4i1.77. – EDN VUSIJS. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46539/cmj.v4i1.77

30. Пеннер Р.В. Картография цифрового: опыты философского понимания Челябинск : Библиотека А. Миллера, Пеннер, Р. В. Картография цифрового: опыты философского понимания / Р. В. Пеннер. – Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2023. – 246 с. – ISBN 978-5-93162-0000-0. – EDN BMRPZM. (год публикации - 2023)

31. Салганова Е.И., Бредихин С.С., Гафнер Н.А., Дыдров А.А., Пеннер Р.В., Щетинина Е.В. Цифровая грамотность обучающейся молодежи Челябинской области: социологический анализ ИЦ «Павлин», Челябинск: ИЦ «Павлин» Челябинской областной писательской организации ООО «Союз писателей России», 2023. – 163 с. (год публикации - 2023)

32. Миляева Е.Г. Плакат "цифровая антропология" -, RU 136064 (год публикации - )

33. Миляева Е.Г., Пеннер Р.В., Хасанов И.И., Семенов В.С., Бойко А.В. Электронный ресурс "Цифровая антропология" -, - (год публикации - )

34. Пеннер Р.В. Рисунок для рекламно-печатной продукции "цифровая антропология" -, RU 136531 (год публикации - )

35. - «Цифровая антропология» ЮУрГУ-ТВ, - (год публикации - )

36. - Права роботов и нейросетей. Пора ли признавать субъектность творений рук человеческих? 31 канал Челябинск, - (год публикации - )

37. - Цифровое кочевье. Как интернет изменил взгляд человека на мир 31 канал Челябинск, - (год публикации - )

38. - История успеха молодого ученого Южного Урала Регины Пеннер Главное управление молодежной политики Челябинской области, - (год публикации - )

39. - Социологи ИМСГН выступили на международной научно-практической конференции https://www.susu.ru/ru/news/2023/, - (год публикации - )

40. - Философы ИМСГН организуют Всероссийскую научную конференцию susu.ru/ru/news/2023/, - (год публикации - )

41. - Сотрудники кафедры социологии ИМСГН на Дне науки в Челябинской области “Научный суверенитет – вектор развития региона” https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

42. - Сотрудники кафедры социологии ИМСГН приняли участие в круглом столе «Научный журнал как инструмент формирования актуального дискурса в современном российском обществе» https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

43. - Студенты и преподаватели кафедры социологии ИМСГН приняли участие в образовательном форуме «Травля – это не норма 3.0» https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

44. - Преподаватели кафедры социологии ИМСГН издали коллективную монографию по цифровой грамотности молодежи https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

45. - Кафедра социологии ИМСГН выступила организатором VI Всероссийского научно-практического форума «Современный ребёнок – современный педагог – современный родитель – современный гражданин» https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

46. - Кафедра социологии ИМСГН и др. провели конференцию, посвященную профилактике деструктивных практик в цифровой среде https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

47. - Преподаватели и студенты кафедры социологии ИМСГН приняли участие в лекции – дискуссии по исследованию цифровых игр https://sociopolit.susu.ru/2023/, - (год публикации - )

48. - 28 февраля 2023 г. кафедра социологии ЮУрГУ совместно с НИЦ Мониторинга и профилактики провели региональную Миасс - твой город, - (год публикации - )

49. - VIII Международная научно-практическая конференция MEDIAОбразование. Цифровая среда: между позитивом и деструкцией Молодежь России, - (год публикации - )

50. - Региональная научно-практическая конференция, посвященная профилактике деструктивных практик в цифровой среде и мерам повышения цифровой грамотности обучающихся, прошла в ЮУрГУ ЮУрГУ-ТВ, - (год публикации - )

51. - Елена Салганова: «Цифровая грамотность – это шаг к повышению уровня и качества жизни людей» https://vk.com/@nicmp, - (год публикации - )