КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00516

НазваниеТранзитивное и виртуальное пространства - общность и различия

РуководительМарцинковская Татьяна Давидовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный гуманитарный университет", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-550 - Психология

Ключевые словавиртуальное пространство, интернет, транзитивность, неопределенность, множественность, изменчивость, информация

Код ГРНТИ15.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В центре нового этапа исследования будет изучение возникших в последний год закономерностей, связывающих транзитивное социокультурное пространство, пространство интернета (в том числе и социальные сети), виртуальное и дополнительное пространства. Одной из центральных проблем будет изучение способности работать в разделенном пространстве как одной из важнейших характеристик человека, позволяющих справляться с кризисами транзитивной действительности, в том числе и кризисами и нарушениями психологической стабильности при пандемии. Не менее важной становится и проблема отношения людей к новым технологиям. В контексте этой проблемы будет проводиться изучение позиционирования людей в технологическом, цифровом обществе, так как этот вопрос определяет и отношения к новым профессиям, и профессиональную мотивацию и стремление к саморазвитию. Изменение роли социальных сетей определяет и задачу изучения новых стратегий самопрезентации и коммуникации в социальных сетях и в пространстве Интернета в целом. Не менее значимым становится и вопрос о способах поиска и переработки информации в новой ситуации, в том числе и изменение стиля информационной идентичности, поиска и доверия к источникам жизненно важной информации. Поэтому данное направление исследовательской деятельности будет продолжено, при этом будут модернизироваться и разрабатываться новый исследовательский инструментарии. В настоящее время актуализируется проблема изучения эффективности новых форм обучения, оптимальных стратегий сочетания, как традиционных форм, так и новых, в том числе гаджетов и шлема виртуальной реальности. Не менее значимым здесь является и изучение эмоционального состояния студентов при дистантном обучении и возможности поддержания обратной связи педагог-студент в процессе разных форм обучения. Эти исследования будут продолжены и расширены на новом этапе работы. Расширение предполагается за счет включения студентов и магистрантов разных лет обучения и увеличения групп изучаемых предметов. Будет продолжена и теоретико-методологическая работа по модификации конструкта психологического хронотопа. При этом фокус исследования на данном этапе работы смещается с настоящего времени, что было адекватно на предыдущем этапе, на будущее, позволяющее прогнозировать как психологическое состояние, так и реакции на новые социокультурные стимулы, в том числе и новые ограничения реального социального пространства. Будет расширяться начатое исследование связи степени погружения в виртуальную реальность с личностными чертами людей и их устойчивости к кризисам. Начнется работа по валидизации опросника, позволяющего измерить степень погружения в виртуальность. Эта деятельность была начата в текущем году, опросник был переведен на русский язык и прошел оценку у экспертов. На новом этапе работs начнется сбор материала для его валидизации. Также предполагается продолжение работы, направленной на использование виртуальной реальности для адаптации людей к кризисам разной интенсивности и неопределенности. Для этой работы была начата подборка стимулов, которые проходят в настоящее время апробацию. Новым направлением работы станет изучение специфики работы исполнительных функций (executive functions) в реальной деятельности и в виртуальной реальности. Эта работа даст возможность выявить предикторы выбора правильной реакции на предъявляемые стимулы и спрогнозировать выбор стратегии поведения в неопределенности. Будет продолжена и работа по исследованию дополнительной реальности, в том числе и реальности, создаваемой телесериалами и кинофильмами. Последним направлением деятельности станет сравнительное исследование психологических особенностей геймеров, играющих в различные игры – как в реальном, так и в интернет и виртуальном пространстве. Будут изучаться их личностные качества, адаптационные ресурсы и психологическое состояние.

Ожидаемые результаты
В процессе работы по проекту будет создан новый теоретико-методологический подход к исследованию возможностей и ограничений, определяющих способность человека гармонично сочетать деятельность в разделенном пространстве. Будут получены эмпирические материалы, описывающие индивидуальные характеристики людей, толерантных и интолерантных к такой деятельности, выявлена связь этих характеристик c совладанием с кризисами раной природы. Будет выявлена и описана динамика отношений к новым технологиям и новому цифровому пространству. Будет эмпирически доказана связь когнитивной и эмоциональной составляющих опыта работы с новыми технологиями с профессиональной и личностной мотиваций и позиционированием человека в технологическом обществе. Изучение новых закономерностей поиска и переработки информации и способов самопрезентации позволит выявить факторы, определяющие изменения стиля информационной идентичности и стратегии создания виртуальных идентичностей. В процессе работы будут получены материалы, раскрывающие возможности увеличения эффективности новых форм обучения. Будут описаны варианты повышения учебной мотивации и поисковой активности учащихся при очной и дистанционной формах работы. В процессе работы по проекту предполагается анализ и описание специфики работы исполнительских функций в разных пространствах и выделены факторы, дающие возможность спрогнозировать выбор реакции в ситуации неопределенности. В процессе работы по проекту будет модернизироваться и разрабатываться новый исследовательский инструментарии, прежде всего методики изучения стратегий самопрезентации и мотивации и поведения геймеров. Будет представлен прошедший апробацию опросник, определяющий степень погружения в виртуальную реальность и описаны индивидуально-личностные качества, определяющие отношение к виртуальному пространству и особенности работы в нем. Будут разработаны и апробированы виртуальные стимульные материалы для использования в процессе адаптации людей к реальным кризисам и сложным жизненным ситуациям. Будут разработаны визуальные материалы для использования при работе с дополнительной реальностью. Исследовательская деятельность, проводимая в рамках проекта, даст возможность получить материалы, раскрывающие принципиально новые тенденции, детерминанты и феноменологию психического состояния, мотивации и поведения людей в ситуации кризисов разной природы и фрустрации жизненного пространства. Данные, показывающие варианты индивидуальных стратегий распределения деятельности в различных пространствах могут быть использованы и при теоретических исследованиях профессиональной деятельности, и при практической диагностике и тренингах, помогающих профессионализации в технологическом обществе. Разработанный инструментарий может быть использован и для эмпирической, и для прикладной работы, направленной на повышение эффективности обучения, роста самоэффективности в новых видах профессиональной деятельности и самомониторинга при работе в социальных сетях и виртуальном пространстве. В целом, будут получены теоретические и эмпирические материалы, раскрывающих психологические закономерности повышения эмоционального благополучия и продуктивной деятельности людей в новой жизненной ситуации и в новых жизненных пространствах.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В течение 2022 года участники проекта выступили в 6 международных конференциях и симпозиумах и опубликовали 12 статей и 2 тезисов. Две статьи находятся на рецензировании и подготовлены к печати в Scopus. Была проведена модификация теоретического конструкта психологического хронотопа, на этом основании была разработана исследовательская парадигма и дизайн новых работ, проводимых в 2022 и запланированных на 2023 год. В новой модели и дизайне основное внимание было уделено понятию орудия и знака и анализу достоинств и проблем активности в смешанном пространстве. Основные изменения были связаны с включением различных видов пространства, а понятия знака и орудия рассматривались как одно из средств операционализации каждого из пространств и гармонизации психологического состояния людей в континууме активность-гомеостаз. Новая модель дает возможность изучить, каким образом гетерохронность разных пространств помогает/мешает развитию орудий различной природы, их переходу в знак и интериоризации. Ключевым фактором, раскрывающим психологическую суть смешанного пространства, становится эмоциональное отношение к пространству смешанной реальности. Исследование смешанных форм обучения показало, что наиболее востребованными оказались два варианта - разделение онлайн и офф-лайн-форм в зависимости от вида занятия (лекция/семинар) и разделение одного занятия на он-лайн и офф-лайн-компоненты. Исследование психологических характеристик людей, активно использующих виртуальное и дополнительное пространства, показало, что для людей, предпочитающих исключительно визуальную коммуникацию, характерно использование интернета с целью улучшения своего эмоционального состояния. В процессе исследования факторов, помогающих преодолению кризисов транзитивности, изучались различия в уровне субъективного благополучия и стратегий совладания у женщин, по-разному оценивающих кризисность текущей ситуации. Полученные результаты показали, что, несмотря на имеющиеся различия в уровне субъективного благополучия и в стратегиях совладания, респонденты демонстрируют общие, а не специфические, стратегии поддержания психологического благополучия. Изучение переживаний кризиса, связанного с пандемией COVID-19 показало, что повседневность, в том числе и цифровая повседневность как новая форма повседневной жизни, в ситуации вызовов транзитивного и виртуального пространства выполняет функции защиты и копинга. Включение механизмов «оповседневнивания», рутинизации факторов стресса способствуют адаптации к кризису. Данные эмпирического исследования респондентов двух возрастных групп (17-25 и 50-65), раскрывающего динамику изменений основных показателей психологического состояния людей на протяжении трех последних лет, показали, что в ситуации кризисов возрастает потребность в эмоциональной защите и комфорте. Группы поддержки значительно изменяются на протяжении трех лет, при этом семья теряет свое ведущее на первых этапах кризисов значение, уступая первое место группе людей с общими интересами. Ситуация пандемии меняет психологическую феноменологию нового технологического пространства и отношение к разным сторонам и проявлениям технологий, особенно ярко это проявляется в отношении к Интернету и социальным сетям, а также к новым способом общения. Усталость от изменений актуализирует стремление к покою и стабильности повседневности. Поэтому психология повседневной жизни может быть своеобразной стратегией совладания с ситуацией множественности и изменчивости контекстов. Исследования специфики переживаний нестабильности и неопределенности подтвердили, что самым важным фактором, снижающим тревогу, является необходимая для ориентировки информация. На следующем этапе на первый план выходит способность действовать в смешанном пространстве. Было также показано, что телевизионные сериалы в большей степени, чем кинофильмы, могут выполнять роль дополнительного пространства, которое также приводит к повышению эмоционального благополучия. Особую роль в переживании кризиса играет виртуальная реальность, причем степень погружения в эту реальность, также как и содержание, предъявляемых образов, отражающих различные стороны кризисных ситуаций, существенно снижают негативные эмоции. В серии работ, посвященных исследованию роли виртуальной реальности, изучалась связь склонности к парасоциальным отношениям с персонажами видеоигр и особенности межличностной коммуникации пользователей видеоигр. Было обнаружено, что показатели зависимого одиночества, эмоционального симбиоза с персонажем и авторитета персонажа выше у представителей возрастной группы 16–19 лет, а показатели социальной тревоги более выражены у женщин. В новом исследовании, целью которого было определение мотивов, на основании которых человек совершает выбор интерьера, были получены первые данные, помогающие понять связь стиля интерьера с повседневностью и идентичностью людей. Были начаты работы по изучению связи потенциала самоизменений и стиля поиска информации. Установлена связь стиля идентичности со способностью к самоизменениям. Результаты исследования, целью которого было выделить и описать индивидуальные черты и личностные характеристики пользователей разных социальных сетей, доминирующих в цифровой повседневности человека, показали, что развлекательный контент пользуется большей востребованностью среди всех групп пользователей, независимо от выбора ресурса получения информации. Было выявлено, что все пользователи в большей степени ориентированы не на визуальную составляющую контента, а на передаваемом смысле (дигитальная модальность) или на сопроводительной речи, музыке и т.п. (аудиальная модальность). Материалы исследования показали, что выбор социальной сети, связан, прежде всего, с мотиваций респондентов, так как структура каждого ресурса предполагает определенный вид активности пользователей. Для пользователей сети Вконтакте общение является одним из приоритетов, в то время как для пользователей сети Instagram более важным является получение информации. Пользователи, выбирающие в качестве основных сеть Instagram и мессенджер Telegram более социально активны, гибки, избирательны в контактах, и адекватны, чем пользователи других сетей и хостингов. Исследование, направленное на изучение мотивации пользователей, обращающихся к сайтам знакомств, показало, что вне зависимости от возраста и цели знакомства приоритетными являются качества, помогающие людям повысить свое эмоциональное благополучие, обретя уверенность и надежность в партнере. Были продолжены исследования личностных особенностей геймеров. Был проведен сравнительный анализ личностных особенностей англоговорящих геймеров из западных стран и русскоговорящих геймеров из России. Получены значимые различия между типами игроков внутри каждой из игровых культур. Было проведено изучение межличностных отношений игроков, предпочитающих различные жанры компьютерных игр, получены данные, раскрывающие специфические качества игроков командных и соло-жанров. Был проведен первичный этап стандартизации опросника МОПС-О (Мультижанровый опросник парасоциальных отношений). Первичный этап стандартизации показал, что психометрические характеристики шкал эмоциональный симбиоз и авторитет подтверждаются достаточными показателями. В результате дескриптивного анализа на совокупной выборке были приведены нормативные значения для общей выборки и отдельных групп по возрасту. Заканчивается сбор данных по методике «Степень погружения в виртуальную реальность» и начата первичная их обработка. В серии исследований была начата разработка понятия «личностная транзитивность». Было показано, что личностная транзитивность, связанная с экзистенциальным – личностным кризисом, тесно соотносится с потерей смысла жизни, отрицанием образа своего тела или пола, негативными переживаниями групповой идентичности и потерей контакта с близкими людьми.

 

Публикации

1. Андреева (Голубева) Н.А. Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире Новые психологические исследования, 2022. № 4. С. 20-41 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02

2. Антонов Д.Д., Шарковский Д.М., Плотников А.Ю. Особенности сферы межличностных отношений у игроков, предпочитающих различные жанры компьютерных игр Новые психологические исследования, Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 184–222 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_03_09

3. Кагадеев К.С., Ткаченко Д.П. Кросс-культурное исследование личностных особенностей геймеров Новые психологические исследования, Новые психологические исследования. 2022. № 3. С. 70–90 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_03_04

4. Карпук В.А. Интерьер как повседневная реальность и как дополнение персональной идентичности Новые психологические исследования, 2022. № 4 С. 178- 196. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_09

5. Киселёва Е.А., Комиссарова К.С. Современные модели смешанного образования Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2022. № 4. С. 122–132 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-122-132

6. Марцинковская Т.Д. Переживание кризиса транзитивности в реальном и виртуальном пространствах: личностный и социальный контекст Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2022. № 4. С. 30–40 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-30-40

7. Марцинковская Т.Д., Полева Н.С., Губенко Д. Digital space of social networks: new everyday life Psychology in Russia: State of the Art, - (год публикации - 2023)

8. Марцинковская Т.Д., Толстопятов Ю.Ю. Психологические характеристики пользователей сети Darknet: причины выхода в тень Вопросы психологии, - (год публикации - 2022)

9. Орестова В.Р., Ткаченко Д.П., Самсонов Т.С. Исследование связи склонности к формированию парасоциальных отношений с персонажами видеоигр и особенностей межличностной коммуникации пользователей видеоигр Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2022. № 2. С. 70–84 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-2-70-84

10. Орестова В.Р., Филиппова О.С. Психологические характеристики людей, активно использующих виртуальное и дополнительное пространства Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование», 2022. № 4. С. 41–56 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-41-56

11. Орестова В.Р., Шарковский Д.М. Особенности психологического благополучия, самоотношения и самоощущений у трансгендерных людей с разной продолжительностью гормональной терапии Новые психологические исследования, Новые психологические исследования. 2022. № 2. С. 68–87 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_02_04

12. Полева Н.С. Повседневность как стратегия совладания с вызовами транзитивного и виртуального пространства Новые психологические исследования, Новые психологические исследования. 2022. № 4. С. 00–00 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_01

13. Полева Н.С. Повседневность как стратегия совладания с вызовами транзитивного и виртуального пространства Новые психологические исследования, 2022. № 4. С. 1–19 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_01

14. Самсонов Т.С., Ткаченко Д.П. Апробация и первый этап стандартизации методики Мультижанровый опросник парасоциальных отношений МОПС-О Новые психологические исследования, Новые психологические исследования. 2022. No. 4. С.42–66. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_03

15. Орестова В.Р., Золотарёва С.Е. Особенности субъективного благополучия и способов совладания российских женщин с ситуацией социальной транзитивности Психология стресса и совладающего поведения: устойчивость и изменчивость отношений, личности, группы в эпоху неопределенности. Кострома: Костромской государственный университет, 2022, с. 81-86 (год публикации - 2022)

16. Орестова В.Р., Райнис А.А. Связь личностных ресурсов с психологическим благополучием в ситуации неопределенности Материалы международной научной конференции "Ананьевские чтения - 2022.60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям", издательство Скифия принт, c.482-483 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В течение 2023 года участники проекта выступили в 7 международных конференциях и опубликовали 13 статей, из них 7 в международных базах Scopus и WoS. В 2023 году была завершена модификация теоретико-методологического конструкта психологического хронотопа. Для модификации новой теоретической модели, помимо конструкта психологического хронотопа была использована трансформированная схема употребления орудия (знака) в разных пространственно-временных континуумах, модель гештальта и концепция ядра и периферии. Каждое пространство хронотопа представляет собой вариант открытого гештальта с гибкими и проницаемыми границами на первом уровне его структуры и учете ядра и периферии на втором уровне, где на периферии понятий возможны как раз пересечения разных гештальтов-пространств. Так как в психологическом хронотопе важное значение придается эмоциональным переживаниям в разных пространствах необходимо учитывать и степень иммерсии, погружения в эти пространства. При построении исследовательской парадигмы и дизайна исследований, были введены понятия знак и орудия, которые рассматривались как одно из средств операционализации каждого из пространств. Знаком может стать как сама информация, получаемая из разных источников, так и орудия, способы операционализации получаемой информации. Знак может быть получен при общении с человеком и с обучающими системами. По мере использования полученных знаний они автоматизируются и интериоризруются, меняя во многом и структуру интеллекта, и стиль деятельности людей. Операционализация нового конструкта и исследовательской парадигмы проходила по мере получения новых эмпирических материалов. Одним из приоритетных направлений работы было изучение деятельности в смешанной реальности. Эмпирические данные показали, что чем больше люди привыкают к распределению времени в различных пространствах, тем более выражена тенденция к использованию новых пространств именно как орудий. При изучении связи субъективной оценки результатов обучения в смешанном формате, с удовлетворенностью, осознанностью и толерантностью к неопределенности у студентов, было выявлено, что осознанность связана с субъективной оценкой результатов обучения, а межличностная интолерантность к неопределенности – с восприятием изменчивости смешанного обучения. Ресурс осознанности помогает легче адаптироваться в учебном процессе, а гибкая модель смешанного образования в сочетании с высокой осознанностью позволяет реализовать индивидуальные образовательные потребности студентов. Снижение транспарентности в сети связано со страхом потери личных данных и проникновения в повседневный быт интеллектуальных роботов и нейросетей. Изучение динамики отношения к новым технологиям, показало, что у взрослых респондентов повышается доверие к медицинским и обучающим технологиям, а у молодых людей растет общее позитивное отношение ко всем гаджетам и нейросетям. Последний срез показывает снижение позитивного отношения к ИИ среди респондентов обеих возрастных групп. Были получены данные, показывающие значимость оценки человеком текущей ситуации как кризисной для его субъективного благополучия и выбора стратегий совладания. Структура используемых психологических защит и копинг стратегий, а также их связь с субъективным благополучием, не является константной, а различия практически исчезают в ситуации жёсткой транзитивности. В контексте изучения копинг стратегий было показано, что эстетические переживания и иммерсия психологически выполняют роль копинга. Было дано определение иммерсивности как состояния ментального или телесного погружения в реальное или искусственно созданное пространство, которое может стать способом обретения новых смыслов. Изучалась связь между степенью погружения в виртуальную реальность и психологическим самочувствием. Полученные результаты показали, что переживания, возникающие в виртуальной реальности, могут частично адаптировать людей к кризисным ситуациям, происходящим в реальности. В контексте проблемы транзитивности и изменений в сетевой и информационной идентичности было введено новое понятие личностной транзитивности и дано рабочее определение этого понятия. Была проведена классификация сети Darknet и выделены сегменты сети, различающиеся по степени их закрытости и целям входящих сообществ. Был проведен анализ появления стигматизированной и негативной идентичности у респондентов этой сети. Полученные результаты показали, что среди мужчин самым высоким показателем является макиавеллизм, а для женщин - нарциссизм. Анализ материалов нарративных интервью показывает, что большинство респондентов осознает табуированность своей принадлежности к анонимной сети Darknet, при этом стигматизированность ощущается ими как результат негативного прохождения личностного кризиса и слома позитивной идентичности. Исследование ведущего способа восприятия и переработки информации и его связи с уровнем информационной осведомленности и стилем информационной идентичности в начале 2023 года, показало, что ведущим способом является дигитальный, а ведущим стилем идентичности – информационный. Информационный стиль идентичности напрямую связан с потребностью в самоизменениях и способностью к осознанным самоизменениям. Напротив, нормативный стиль идентичности отрицательно связан с возможностью самоизменений. В июне 2023 года результаты показали доминирование уже двух стилей - информационного и диффузного. Высоким оставался уровень приверженности выбранным стилям. Высокий уровень информационного стиля идентичности доказывает умение ориентироваться в большом информационном потоке. Диффузный стиль информационной идентичности связан с адаптивным механизмом приспособления к непредсказуемой ситуации. Целостная система, связывающая дигитальный способ переработки информации с информационным стилем идентичности, позволяет быстро и адекватно выделять важную для человека новую информацию, но не всегда обеспечивают удовлетворенность жизнью и собой. Напротив, диффузный стиль не снижает удовлетворенности жизнью. Все переменные, относящиеся к работе с информацией (информационная осведомленность, способ переработки информации, информационная идентичность) связаны между собой, образуя целостную структуру, которая определяет мотивацию, поведение и эмоциональное состояние пользователей в сети. В процессе работы над методиками, была завершена стандартизация методики Мультижанровый опросник парасоциальных отношений (МОПС-О). Завершена первая часть апробации и стандартизации опросника переживания пространственного присутствия (MEC-SPQ). Так как данный опросник применим для различных сред: книги, кино, мультимедийные презентации, социальные сети и другие, похожие медиа пространства, в настоящее время начата работа по использованию данного опросника после предъявления части просмотренного сериала или фильма. В дальнейшем предполагается сравнение полученных данных.

 

Публикации

1. Андреева (Голубева Н.А.) Личностные и ситуационные факторы цифровой идентичности в современном транзитивном мире Новые психологические исследования, №4. с.29-48 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2022_02_04_02

2. Андреева (Голубева) Н.А., Преображенская С.В. Трансформации стилей идентичности в цифровом обществе Новые психологические исследования, №3. с.90-107 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_03_05

3. Марцинковская Т.Д. Цифровая повседневность в хрупком и изменчивом мире Новые психологические исследования, №4. с. 7-24 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_04_01

4. Марцинковская Т.Д. Психология искусства в транзитивном мире: эстетика перемен Национальный психологический журнал, Т.18, №3(51), С. 16–24 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.11621/npj.2023.0303

5. Марцинковская Т.Д. Новые методологические подходы современной психологии в цифровом обществе Психологический журнал, № 2, том 44, с. 132–136 (год публикации - 2023)

6. Марцинковская Т.Д. Новая методология цифровой повседневности Вопросы психологии, № 2, Т. 69. с.3-14 (год публикации - 2023)

7. Марцинковская Т.Д. Личность в изменяющемся цифровом мире: новая феноменология и закономерности Вопросы психологии, - (год публикации - 2023)

8. Марцинковская Т.Д., Андреева (Голубева) Н.А., Преображенская С.В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, Т.13, Вып.3, с.347-361 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.304

9. Марцинковская Т.Д., Карпук В.А. Адаптация опросника погружения в виртуальное пространство: подход к проблеме Новые психологические исследования, №1. с.93-112. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2023_03_01_05

10. Орестова В.Р., Золоторёва С.Е. Особенности субъективного благополучия и стратегий совладания у женщин в периоды мягкой и жесткой социальной транзитивности Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, Том 13. Вып. №4. с. 523-536 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu16.2023.406

11. Полева Н.С. Психология транзитивности: виды пространства и психологический хронотоп Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"., №4. с.14-29 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.28995/2073-6398-2022-4-14-29

12. Полева Н.С. Психологические характеристики поколений современной молодежи в изменяющемся мире Вопросы психологии, - (год публикации - 2023)

13. Хузеева Г.Р. Психологический хронотоп и особенности идентичности в условиях смешанной реальности в юношеском возрасте Вестник РГГУ. Серия "Психология. Педагогика. Образование"., №4. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
не очевидно