КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00100

НазваниеОтечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада: критика, рецепция, диалог

РуководительКлимова Светлана Мушаиловна, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-205 - История философии

Ключевые словарусская советская философия, рецепция, критика, полемика, диалог, взаимовлияние, интеграция

Код ГРНТИ02.11.91


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема проекта, связанная с разработкой теоретической концепции взаимосвязи и взаимовлияния отечественной и западной философской мысли в интеллектуальном пространстве XIX-XXI вв., остается актуальной и востребованной в настоящий момент. Отечественная философия давно перестала рассматриваться остальным миром как маргинальная и насквозь идеологизированная. Русская, советская и постсоветская философия постепенно интегрируется в мировое поле гуманитарных исследований. Необходимо помнить и о реверсивности процессов обмена идеями, говорящих о взаимной интеграции идей. Но, несмотря на отдельные достижения, в мировом интеллектуальном пространстве наша философия занимает пока скромное место. Наш проект направлен на поиск эффективных форм диалога и обмена идеями. Исследование призвано показать, как традиционная русская или советская мысль обретает новое наполнение в западной интеллектуальной среде. Актуальные вызовы человечеству, чреватые духовной деградацией личности, – дигитализация культуры, глобальный экологический кризис, военные угрозы, пандемия и пр. – потребовали обращения западных (американских) философов к мощным гуманистическим проектам русской философии. В этом свете, по-новому, реинтерпретируются просветительские идеи в России, например, обсуждение русского Просвещения, с точки зрения, новейшего методологического инструментария (в частности, подхода Дж. Израэля) для более ясного понимания его природы и отличия от западного; пацифистское и прото-гражданское мировоззрение Л.Н. Толстого и т.д. Все более востребованным становится направление религиозной экологии и критика проекта модернити. В предыдущий период была детально рассмотрена концепция Земли у Н.Ф. Федорова и его концепция «общего дела», противостоящая биополитическим и капиталистическим стратегиям общественного развития. Далее, будет рассмотрена его идея о Космосе и технологии саморегуляции/управления. Новые типы социальных отношений и новые определения коммуникативного и др. жизненных пространств в рамках современного информационного мира заставили западных мыслителей и социологов обратиться к советской социальной философии и психологии: трудам Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др., используя их методологию для анализа новых социальных процессов. Будет продолжено переосмысление главных концептов М.М. Бахтина в контексте коммунистической теории антропогенеза, индивида, социума, рассмотренных с позиций постструктуралистского марксизма. Также будет развиваться направление, связанное с эмигрантским периодом русской философии в 20 веке, конкретно, с аналитикой экуменистических проектов 20 и 21 вв. на материалах архивов Ватикана. Проект также направлен на исследование новейших философско-антропологических идей в российской философии 1990–х –2000-х гг.; исследование посвящено выявлению специфики современного диалога западной мысли с российскими философами (их идеями). К их числу относятся: В.А. Подорога, В.В. Бибихин, С.С. Хоружий. Формой диалога и интеграции можно считать подготовку, силами участников проекта, специального выпуска журнала «Studies of East European Thought» (Scopus – Q2, ориентировочно 2023г.), посвященного исследованию теоретического наследия советского философа - В.Ф. Асмуса. Актуализация проекта связана и с постоянным расширением научных контактов и интеграцией членов проекта в международное гуманитарное сообщество. Осуществляется формирование и развитие научного диалога между учеными и молодыми исследователями России и Запада в поисках путей философской интеграции, в том числе, и в ходе участия и проведения, совместных с западными специалистами, семинаров, круглых столов, воркшопов, по теме проекта. В конце работы над проектом предполагается проведение Международного воркшопа, организованного силам всех членов коллектива. Итогом работы над проектом в течение всего периода (начиная с 2019 г.) должно стать написание коллективной монографии (рукопись) для последующей публикации в ведущем российском или западном издательстве.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты и их значимость: Создание интегративной концепции взаимосвязи и взаимовлияния отечественной и западной (американской) философской мысли в истории философии и в современной гуманитарной науке. Проект направлен на поиск нового языка научной коммуникации: исследования новых стратегий по поиску диалога идей, поиску новых дискурсивных и герменевтических полей для встраивания русской мысли и ее дискурса в контекст различных современных стратегий описания ключевых проблем философии. Конкретно: Будет продолжено исследование русского Просвещения XVIII–XIX вв.; анализ методологического аппарата двух его наиболее ярких и влиятельных сегодня западных теорий. Это – классическая либеральная концепция Исайи Берлина и новейшая концепция Джонатана Израэля, предложившего различать Просвещение «радикальное» и «умеренное» (последнее им резко критикуется). Будут рассмотрены рецепции русских просветительских проектов в указанных концепциях. На основе предыдущих исследований и собранного материала в архивах Ватикана будет дана рецепция наследия русских писателей XIX века (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского), русских религиозных философов второй половины XIX вв.- начала XX вв. (Вл.С. Соловьёва, Д.С. Мережковского, Вяч.И. Иванова, И.А. Ильина, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева) и русских богословов (С.Н. Булгакова, Г.В. Флоровского) со стороны Святого Престола и непосредственно Римскими понтификами. На основе работы с официальными обращениями понтификов, материалами печатных органов Ватикана (L’Osservatore Romanо, Civilta’ Cattolica), печатными сборниками издательства Ватикана планируется показать, как в зависимости от курса того или иного понтифика, взглядов Римско-католической церкви на характер христианского единства, постепенное развитие в католической среде экуменических взглядов, на Западе менялось отношение к русской духовной культуре, и как постепенно русские писатели и русские религиозные философы и богословы стали имманентной частью и католической духовной культуры. Отдельно планируется провести исследование возможных исторических и идейных причин популярности/непопулярности в католической среде тех или иных представителей русской эмиграционной мысли и духовной культуры. Будет продолжено исследование религиозной философии Л.Н. Толстого с позиции политической теологии, христианского анархизма и пересмотра представлений о развитии гражданского самосознания в дореволюционной России. Предполагается расширить исследование бахтинского наследия в рамках последних тенденций европейской политико-социальной философии. Известно, что философия диалога М. М. Бахтина была интериоризована постструктуралистской традицией, став одним из инструментов построения обновленной трансгрессивной онтологии. Постструктуралистский марксизм также сосредоточился на фигуре Бахтина – его труды были восприняты как коммунистическая теория антропогенеза, индивида, социума. В ходе работы, будет выяснено, как именно основные элементы и понятия бахтинского учения («карнавал», «гротескное тело», «гетероглоссия», «полифиония» и т.д.) функционируют в современных подходах к анализу капиталистического общества. Также будет исследовано поле методологических принципов атрибуции бахтинского наследия в западных теориях культурной и социальной психологии. Центральным понятием исследования этого периода должно стать понятие «социогенеза». Проект направлен на демонстрацию значимости многих идей и имен в советской философии. Так, особое значение будет уделено советскому философу В.Ф. Асмусу, изучению специфики его историко-философского подхода, рассмотрению его наследия в современной западной мысли. Ему будет посвящен специальный выпуск в журнале «Studies of East European Thought» (Scopus – Q2 – ориентировочно 2023 год), в котором примут участие некоторые члены данного проекта. Будет рассмотрена специфика философско-антропологических проектов в российской философии 1990–х-начала 2000–х гг: В. А. Подороги, В.В. Бибихина, С.С. Хоружего, в свете актуализации их идей на Западе. Результатами проекта должна стать: -коллективная монография (рукопись), позволяющая представить концепцию и методологию исследования в целостности; - данные теоретические результаты будут отражены в серии статей руководителя и исполнителей проекта, а также в выступлениях с докладами на научных конференциях различного уровня, проведении, силами участников проекта, Международного воркошопа по теме проекта. Значимость проекта связана с формированием единого интеллектуального поля, призванного объединить разрозненные исследования, проводимые отдельными специалистами в области рецепции и диалога отечественной философии и Запада, в цельную теоретико-методологическую концепцию, демонстрирующую постоянное и важное присутствие русской философии и религиозной этики в мировом гуманитарном пространстве. Проект решает стратегическую задачу демонстрации значимости русской мысли для решения современных вызовов в области антропологии, религиозной экологии, идентичности. Новые типы социальных отношений и новые определения коммуникативного в современном мире заставили западных мыслителей и социологов обратиться к советской социальной философии и психологии: трудам Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, Л.С. Выготского, М.М. Бахтина и др., используя их методологию для анализа текущих социальных трансформаций. Эти аспекты - в исследовательском фокусе проекта. Проект призван укрепить авторитет русской гуманитарной мысли в мировом сообществе, показать ее ведущую роль сегодня в формировании таких категорий как диалог, социогенез, коммуникативность и др.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Запланировано - не менее 2 статей из списка ВАК (РИНЦ). Фактически опубликованы/приняты в печать 5 статей. Запланировано не менее 2 статей, опубликованных или сданных в печать в журналы из баз Scopus/WOS. Фактически опубликованы/приняты в печать 5 статей. Статья Климовой С.М. «Христианский анархизм Л.Н. Толстого: на пути к политической теологии» будет опубликована в журнале «Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология» (№1, 2023), входящего в базу Scopus, Q1. Еще 6 статей написаны для специального номера журнала «Studies of East European Thought» - “Valentin Asmus and Soviet Philosophy” (выход номера - ориентировочно конец 2023 года, приглашенный редактор – С.М. Климова). На данный момент все статьи (6) загружены в базовую систему журнала. 4 из них (статьи Климовой С.М., Гаспарян Д.Э., Бессчетновой Е.В., Майданского М.А. (в соавторстве)) прошли первый этап рецензирования, одобрены к публикациям, на данный момент осуществляются доработки в соответствии с рекомендациями рецензентов. Две статьи (Хан Е.И., Тинус Н.Н.) загружены в систему и проходят первый этап рецензирования. Таким образом, общее количество статей, подготовленных для публикации в журналах из базы Scopus составляет 11. 2. Показатели, связанные с участием в конференциях, также полностью выполнены. Климова С.М. представила план-проспект итогового воркшопа (предварительно июнь 2023), посвященного изложению теоретических итогов проекта РНФ. Предполагается его проведение в смешанном формате. Воркшоп должен включить выступления всех участников гранта (с 2019г) с докладами, посвященными теоретико-методологическим исследованиям данной проблемы. Выступления в расширенном варианте должны войти в итоговую коллективную монографию в 2023году. Климова С.М. приняла участие в двух очных конференциях, связанных с темой исследования в г. Москва. Бессчётнова Е.В. выступила с тремя докладами по теме проекта на конференциях разного уровня в Москве и Саратове. Тинус Н.Н. также принял участие в Международной конференции, посвященной 100-летию «Философского парохода». Двое участников проекта – Гаспарян Д.Э., Хан Е.И. участвовали с пленарными докладами на Воркшопе «Феноменология в СССР», прошедшим 21-22 сентября 2022 года в НИУ ВШЭ. 3. Все участники гранта выполнили свои личные показатели. Майданский М.А. завершил работу над кандидатской диссертацией и прошел второе обсуждение в НИУ «БелГУ». В ходе работы им подготовлены к публикации две статьи. Он продолжает ведение Веб-сайта проекта. Завершается работа над кандидатской диссертацией Хан Е.И. по феноменологии эмоций и аффектов. Последняя глава будет посвящена бибихинской концепции исторического настроения и топологии страсти В. Подороги. Ориентировочно, защита планируется на конец 2023года. Тинус Н.Н. подготовил две статьи. На текущий момент он работает над переводом статьи Клода Фрио «Бахтин до или после нас» (Claude Frioux C. 1971. Bakhtine devant ou derrière nous. Littérature, 1: 108-115). Идет работа в российских архивах (РГАСПИ, РГБ и др.), а также в архивах Ватикана, конкретно: проводится исследование рецепции католическим Западом классического наследия русских философов 19 и 20 вв. Бессчетновой Е.В. было дано теоретическое обобщение архивных материалов. Проведен анализ идей Вл. С. Соловьёва в католических интеллектуальных кругах 20 века на базе фондов Апостольской библиотеки Ватикана. Теоретико-методологическая разработка направлена на поиск нового языка научной коммуникации и новых исследовательских стратегий в обсуждении традиционной темы взаимосвязи и противостояния Запада и России в историко-философском аспекте. В проекте обосновывается продуктивность методологии «реверсивного движения идей», заменившая разговор о диалоге в классическом ключе, как встрече и общении «Я и Другого». «Реверсивное движение идей» - процесс не одномоментного пресечения или рецепции, а историческое, как бы отложенное во времени, столкновение и взаимо-оборачивание идей в новых исторических и идейных контекстах. Использованы методы «рецептурного перепрочтения» и «рецептурной эстетики». Такой методике исследования подверглись религиозно-философские «перепрочтения» Федорова, Толстого, Достоевского, Мамардашвили, Бахтина, Выготского и других классиков. Точно такая же методика может использоваться при адаптации и понимании западных идей на русской почве сегодня. Сохраняя в исследовательском арсенале всю значимость и ценностный потенциал традиционных методологических подходов (историко-философский, герменевтический, структуралистский), важнейшем стал ситуативный опыт рецептурного перепрочтения определенных источников, в результате которого возникало новое видение и оригинальные открытия классичсеких и современных текстов. В результате обнаруженных «эвристик», было показано как с их помощью вырабатываются процедуры, направленные на решение ситуативных задач в новой проблемной области, происходит отсечение неперспективных вариантов и формирование принципиально новых языков описания и т.д. Использованы случаи М.М. Бахтина, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева и др. в свете достижений западной гуманитарной науки. Наглядным примером стало применения указанной методики в сулчае Бахтина. когда перенос бахтинских разработок из «Arts and Humanities» в область «Social Studies» стал новым способом его понимания в современном интеллектуальном пространстве. В сходной плоскости лежало и перепрочтение современными социальными и культурными психологами (Я. Валсинер, Р. ван дер Веер) наследия Выготского. Одной из характерных особенностей западного прочтения выступает прикладной запрос на концептуальное наследие российских авторов. Гаспарян Д.Э. продолжила рассмотрение бахтинского наследия с точки зрения современных гендерных исследований. Тинус Н.Н. также включен в разработку рецепции идей Бахтина в итальянский автономизм. Он анализирует показывает, как основные понятия, разработанные Бахтиным, были спроецированы в область политической теории, оказавшись инструментом критического осмысления современного постфордистского капитализма. Другим примером является Л. Толстой, чьи идеи оказываются актуализированы в дискурсе современной биополитики. Важным сюжетом стало обращение философско-антропологических проектов в российской философии 1990–х-начала 2000–х гг., на примере философии В. А. Подороги, В.В. Бибихина, С.С. Хоружего. Стратегии рассуждения Бибихина осмысливаются через определенную герменевтическую установку, требующую узнать себя в повествовании, в историческом событии, в тексте и мысли другого; данная стратегия полемически сопоставлена с психоаналитической стратегией интерпретации (на основе подходов Фрейда и Лакана). Бибихинские формулы узнавания имеют глубокое экзистенциальное измерение, но также могут быть изучены в контексте способа экспозиции Бибихиным историко-философского материала. Этот мотив философствования как «узнавания своего» укоренен для Бибихина в практике философской беседы, чтения и письма. Эти и многие другие сюжеты направлены на поиск и демонстрацию различных стратегий и новых дискурсивных и герменевтических полей для встраивания русской мысли и ее дискурса в контекст современной философии. Итоги работы над проектом отражены на специально созданном веб-сайте "Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада" (www.filorus.ru)

 

Публикации

1. Бессчетнова Е. В. Владимир Варава в поисках смысла жизни размышления о книге «Седьмой день Сизифа. Эссе о смысле человеческого существования» Философия. Журнал Высшей школы экономики, т.6 (33), 2022, с. 349-357 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/2587–8719–2022–3–349–357

2. Гаспарян Д.Э. Открывая Л. Выготского заново: от прочтения на Западе к перепрочтению в России Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, - (год публикации - 2023)

3. Гаспарян Д.Э. Рецепция М. Бахтина в области современных гендерных исследований Философия. Журнал Высшей Школы Экономики, - (год публикации - 2023)

4. Климова С.М. Христианский анархизм Л.Н. Толстого: на пути к политической теологии Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 1, 2023, с. 1-16 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.104

5. Климова С.М. Достоевский и Витгенштейн: “от оснований логики до сущности мира” История философии, 1, 2023 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21146/2074-5869-2023-28-1-41-53

6. Климова С.М. Л.Н. Толстой об Америке Наука. Искусство. Культура, Вып.3(35), 2022 (год публикации - 2022)

7. Майданский М.А. Просвещение и Контрпросвещение в русской культуре XIX столетия Вестник Московского государственного института культуры и искусств, 2022. № 3 (107). С. 6-15 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-3107-6-15

8. Тинус Н.Н. Рецепция бахтинской мысли в «итальянской теории» Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 3(107) 2022, с.30-38 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2022-3107-30-38

9. Хан Е.И. Тема «узнавания себя» в философии Владимира Бибихина Философия. Журнал Высшей школы экономики., Т.6(33), 2022, с.32-56 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/2587–8719–2022–3–32–56

10. Бессчетнова Е.В. Review of: Svetlana Klimova: Russian Intelligentsia in Search of an Identity (Between Dostoevsky’s Oppositions and Tolstoy’s Holism), Leiden, Brill, 2020 Studies in East European Thought, issue3, 74, 2022: 435-438 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1007/s11212-022-09508-8


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. Достигнутые результаты в показателях публикационной активности. Было запланировано не менее 6 статей из списка ВАК (РИНЦ). Фактически опубликованы/приняты к печати 8. Запланировано 6 статей из списка баз Scopus/WOS. Фактически опубликованы / приняты к печати 13 статей. В том числе – 9 в журналах Q1, 3 – в журналах Q2. Важным результатом стала публикация кластера: «Valentin Asmus and Soviet Philosophy» в журнале «Studies of East European Thought» (https://link.springer.com/journal/11212/volumes-and-issues/75-4). В нем опубликованы статьи всех членов научного коллектива. На данный момент журнал входит в Q1 (Scopus). Приглашенным редактором данного номера является Климова С.М. Силами научного коллектива была подготовлена рукопись коллективной монографии (14,4 п.л.), содержащая как базовые теоретические, методологические аспекты работы над темой проекта, так и теоретический анализ идей отдельных персоналий. 2. Был выполнен показатель по организации и проведении заключительного Воркшопа с международным участием (онлайн 9 сентября 2023 года). В целом члены коллектива приняли участие в 12 конференциях различного уровня (по плану – 2). 3. Все участники гранта выполнили свои личные показатели. Климова С.М. опубликовала 5 статей; в соответствии с планом работы организовала и провела заключительный Воркшоп, участвовала в двух конференциях, явилась редактором кластера по Асмусу, редактором коллективной монографии, приняла участие в методологической разработке исследования. Гаспарян Д. Э. опубликовала/принята к печати три статьи, в том числе и в журналах первой квартили. Она приняла участие в двух Воркшопах. Ею была рассмотрена методологическая часть проекта, связанная с современным перепрочтением традиционных подходов М. Бахтина в западной мысли в прикладном аспекте. Майданский М.А. завершил работу над кандидатской диссертацией и вышел на защиту диссертации. В ходе работы им подготовлены к публикации три статьи (в соавторстве). Он продолжает работу с Веб-сайтом данного проекта РНФ (Filorus.ru). В теоретической части продолжена работа над проблемой исследования западных рецепций интеллектуального движения Просвещения в России. Хан Е.И. завершила работу над кандидатской диссертацией по феноменологии эмоций и аффектов. Предполагаемая дата защиты – май 2024 года. Ею подготовлены три публикации по теме проекта в журналах первой и второй квартили. Участвовала в заключительном Воркшопе и двух конференциях. В теоретической части Хан Е.И. дано обобщение философско-антропологических проектов в российской философии 1990–х-начала 2000–х гг. и аналитика их присутствия в западной философской антропологии. Тинус Н.Н. также выполнил свои показатели. Им подготовлены две статьи, одна из которых опубликована в журнале первой квартили. Помимо этого, он подготовил к публикации перевод статьи Лаццарато М. «Теория высказывания Михаила Бахтина» (итальянский), который был принят к печати в журнал «The Digital Scholar: Philosopher‘s Lab»; №4 2023. Тинусом Н.Н. дано теоретическое переосмысление главных концептов М.М. Бахтина, Л.С. Выготского и др., в контексте (пост)структуралистской традиции (Ц. Тодоров, Ю. Кристева, Ф. Гваттари и т.д.) и их рецепции в западных политических теориях. Бессчетнова Е.В. опубликовала 4 статьи в высокорейтинговых журналах. Приняла участие в заключительном Воркшопе и в международных чтениях по русской философии в Санкт-Петербурге, в сентябре 2023 года. Ею поведена работа в фондах Апостольского Архива Ватикана и Исторического архива отдела по взаимодействию со странами государственного секретариата Ватикана и Апостольской библиотеки Ватикана в рамках анализа рецепции католическим миром идей русских религиозных мыслителей, в частности Вл. С. Соловьёва. 4.Отчет по теоретико-методологической и концептуальной части проекта, а также исследовании отдельных персон части исследования отражен в материалах докладов, статьях, рукописи коллективной монографии. Показана методологическая и практическая ограниченность бахтинской теории диалога в современных условиях и возможность инвариантного рассмотрения взаимосвязи России и Запада через концепцию «реверсивного движения идей». Она рассматривает сложный путь от рождения идеи в одной среде к ее усвоению и адаптации в другом культурно-историческом пространстве, идейную фильтрацию через систему чужих культурных кодов, дискурса и нарративов в новый творческий «продукт». Особенность такого движения заключается в том, что «чужая» идея становится «своей» неявно, взятая не целиком или в большей части, а фрагментарно (например, используя кое-то понятие или метафору), через сложную систему транспортирования концептов и понятий в новые контексты и учения. Наглядным примером стало использование концептов М.М. Бахтина в прикладных науках на Западе. Первоначальный запрос западных интеллектуалов на развитие ключевых идей М. Бахтина был отчетливо связан с гуманитарной мыслью. Сегодня на Западе его идеи получили наибольшее развитие в психологии и социологии. Как правило, ими избирается одно «бахтинское» понятие – например, хронотоп, карнавал, даже диалог (без теоретического каркаса), которое ложится в основу для последующей эмпирической верификации. В тоже время реверсивное движение идей в герменевтической (методической) части опирается на подход «рецептивного перепрочтения» или «рецептивной эвристики». В результате обнаруженных «эвристик» вырабатываются процедуры, направленные на решение ситуативных задач в новой проблемной области, отсечение неперспективных вариантов, формирование принципиально новых языков описания и т.д. Рецептивное перепрочтение ставит перед собой одновременно несколько целей — рецепцию определенной традиции мысли, требующей существенной герменевтической работы по преодолению исторической и контекстуальной дистанции, сознательную расстановку акцентов в интерпретации, позволяющую узнавать «своё» в другом. Речь идет о своеобразной «герменевтики себя» - самопознании через другого и чужие контексты. Как показал проведенный анализ, некоторые российские философы на рубеже эпох в 1990-е–начале 2000-х. вполне сознательно придерживались подобного рода стратегий. Ярким примером стали работы В.В. Бибихина, В. А. Подороги, Хоружего С.С., лекции М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорского. Благодаря такой методологии оказалось возможным обнаружение плодотворных «эвристик» в исследованиях русских классиков: Н. Ф. Федорова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других в оптике современной западной экологической, этической, социо-политической проблематизации, остро реагирующей не на столько на традиционную аксиологию и этику, сколько на эмпирику, прагматику и прикладной характер обсуждаемых идей. Важным примером является рецепция психологии Л.Д. Выготского в итальянском автономистском марксизме. Изучая природу индивида, итальянский автономизм задействует еще один важный источник – философию диалога Бахтина, которая дает мощный аппарат исследования генезиса субъективности в современном социуме. Итоги работы над проектом отражены на специально созданном веб-сайте "Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада" (www.filorus.ru)

 

Публикации

1. Бессчетнова Е.В. Besschetnova E. The Holy See and Fyodor Dostoevsky: Mutual Attraction and Repulsion // Arts. 2023. Vol. 12. No. 2. Article 76 Arts, Vol. 12. No. 2. Article 76. p.1-10 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/arts12020076

2. Бессчетнова Е.В. Valentin Asmus’s historico-philosophical articles in the journal “Pod znamenem marksizma”: between philosophy and ideology Studies in East European Thought, 75, №4. с.589-597 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09548-8

3. Бессчетнова Е.В. В поисках объяснения тайны существования человека. Рец.: Бонецкая Н.К. Русский экзистенциализм. СПб.: Алетейя, 2021 Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2022. № 4. С. 75-80. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24866/1997-2857/2022-4/75-80

4. Бессчетнова Е.В. Работа Чезаре Тондини де Кваренги «Что делать для России?»: Анализ социальной программы Н. Г. Чернышевского и папы Льва XIII Н. Г. Чернышевский: статьи, исследования и материалы, сборник научных трудов / редакционная коллегия: А. А. Гапо- ненков (ответственный редактор) [и др.]. – Саратов : Издательство Саратовского университета, 2022. – Вып. 23., стр.100-107 (год публикации - 2023)

5. Гаспарян Д. False contradiction: a critique of Immanuel Kant’s transcendental dialectic in the Kantian thought of Valentin Asmus Studies in East European Thought, Vol. 75 No. 4 P. 55-68 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09578-2

6. Гаспарян Д.Э. Понимание методологии М. Бахтина в зарубежных социальных науках о человеке Nomothetika: Философия. Социология. Право, Т. 48. № 3. С. 423-433 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-423-433

7. Гаспарян Д.Э. Present or Absent Agent: From Berkeley to Mamardashvili Constructivist Foundations, Vol. 18. No. 3. P. 404-406 (год публикации - 2023)

8. Климова С.М. Становление советской философии случай В.Ф. Асмуса Диалог со временем, 4, т.84, с.127-143 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.84.84.004

9. Климова С.М. Н.Н. Страхов как посредник между Л.Н. Толстым и Ф.М. Достоевским Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 3, т.65, с.117-124 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24866/1997-2857/2023-3/117-123

10. Климова С.М. Valentin Asmus’s first book in émigré and in Soviet criticism in the 1920s Studies in East European Thought (Нидерланды), 75, 4, pp.575-588 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09571-9

11. Климова С.М. «Американский дискурс» Ф.М. Достоевского Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 70, 2022, с.100-109 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/1998863Х/70/9

12. Климова С.М., Майданский М.А. Реверсивность идей в философии: в поисках новой герменевтики Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 3, т.113, с.6-14 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-3113-6-14

13. Майданская И.А., Майданский М.А. Радикальное и умеренное Просвещение в российской культуре XVIII столетия Наука. Искусство. Культура, - (год публикации - 2024)

14. Майданский А.Д, Майданский М.А. Saving philosopher Descartes: Valentin Asmus as a guardian of culture Studies in East European Thought, vol. 75 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09554-w

15. Тинус Н.Н. Асмус и критика фашистской интерпретации Гегеля Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, № 3, 2023. с .38-49 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18413/2408-932X-2023-9-3-0-4

16. Тинус Н.Н. On Soviet criticism of fascist interpretation of Hegel: The case of V. F. Asmus Studies in East European Thought, V.75, i.4, pp.629-640 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09552-y

17. Тинус Н.Н. М. Лаццарато о многомерности высказывания в философии М. Бахтина Цифровой ученый: лаборатория философа. The Digital Scholar: Philosopher's Lab, 4. 2023 (год публикации - 2023)

18. Хан Е.И. Deciphering Soviet philosophical forewords: an attentive reading of V.F. Asmus. Studies in East European Thought, V.75, i. 4., pp. 641-652 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11212-023-09558-6

19. Хан Е.И. Н.И. Жинкин: от феноменологии к философии языка Вопросы философии, 12, 2023, с. 14-21 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21146/0042-8744-2023-12-12-18

20. Хан Е.И. От минералогии к филологии: исследование каменных антропограмм Логос, - (год публикации - 2023)

21. Гаспарян Д.Э., Кочековский А. Bakhtin between the Personalist Phenomenology and the Philosophy of Novel (on: Wyman, A. The Gift of Active Empathy: Scheler, Bakhtin, and Dostoevsky. Northwestern Univ. Press, 2016. 338 p. ISBN: 0810133369) Философия. Журнал Высшей школы экономики, - (год публикации - 2023)

22. Климова С.М. (ред.) Отечественная философия XIX-XXI вв. в интеллектуальном пространстве Запада: критика, рецепция, диалог Издательский дом Высшей школы экономики, - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
не указано