КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00353

НазваниеСоздание международного научно-информационного портала «Автограф. ХХ век»

РуководительПенская Елена Наумовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словарукописное наследие русской литературы, ХХ век, цифровые технологии в гуманитарной науке

Код ГРНТИ17.01.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Одной из наиболее серьезных научных проблем филологических исследований остается разрыв между активно развивающейся современной методологией и источниковой базой, принципы формирования которой были заложены еще в советской время. Несмотря на «цифровую революцию», произошедшую в гуманитарных науках на рубеже 1990-х – 2000-х гг., наиболее часто используемым и цитируемым видом источника остается печатное издание. Работу с оригиналами документов проводит узкий круг ученых, усилиями которого физически невозможно опубликовать огромный массив документов, открытых для исследования в последние десятилетия. Особую актуальность это приобретает по отношению к памятникам истории и литературы ХХ века, подавляющее большинство которых остается за рамками аутентичных публикаций. Современным решением проблемы стало создание и интеграция цифровых ресурсов, обеспечивающих доступ ученых к рукописным источникам on-line. Свободный доступ к рукописям в Интернете особенно важен для молодых ученых и ученых из регионов России: для них, в силу финансовых и организационных причин, это единственная возможность полноценной работы с источником. В рамках проекта планируется создать Интернет-портал, посвященный рукописному наследию русской литературы первой половины ХХ века. В 2019 – 2021 гг. на портале были интегрированы ранее созданные научным коллективом сайты по заявленной тематике и разработаны шесть новых сайтов, посвященные литературе 1920-х – 1930-х гг.: А.П. Платонова, М.А. Шолохова, М.А. Булгакова, М.М. Зощенко, И.Э. Бабеля и А.Е. Крученых. В результате был создан информационный массив, содержащий в общей сложности более 20 000 цифровых изображений рукописных документов на 18 персональных сайтах. Доступность оригинальных источников определяет научную новизну и инновационный характер предлагаемого исследования. Если ранее рукопись была дополнительным труднодоступным источником, то сейчас наравне с опубликованном текстом филологи и лингвисты обращаются к авторскому варианту со всеми особенностями подлинника: вычеркнутыми фрагментами, маргиналиями, подбором слов, личными записями. От работы со статичным текстом ученый переходит к работе с источником, находящимся в динамическом процессе; он может проследить развитие текста от черновика до последней верстки с авторской правкой. Круг источников филологического исследования не только расширяется, но и меняется качественно, как и выводы о структуре и путях развития художественного текста и литературного языка. Эти факторы делают исключительно востребованными аналитические исследования по данной тематике: за период с 2019 по 2021 г. руководителем и исполнителями проекта выполнено 20 научно-исследовательских публикаций в ведущих журналах по истории русской литературы, входящих в перечни WOS/Scopus. Среди указанных изданий - ведущие академические журналы по данному направлению: "Русская литература" (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург) и "Studia Litterarum" (ИМЛИ РАН, Москва). Реализация проекта содействует решению следующих задач: 1. Создание страховых цифровых копий уникального литературного наследия Российской Федерации; 2. Независящий от эпидемической ситуации свободный доступ ученых к источникам, и что особенно существенно, аспирантов и студентов магистратуры из регионов России. Развитие современных методов работы с наследием русской литературы, находящихся в различных архивах и рукописных отделах музеев, библиотек, научных институтов. Интеграция информационных ресурсов в этой области. 3. Включение ранее не доступной контекстной информации в сферу филологических исследований. Подготовка аналитических публикаций в ведущих журналах по истории русской литературы (Scopus/WOS), подготовка монографического исследования. В проекте принимают участие русские и иностранные ученые: сотрудники Школы филологии НИУ ВШЭ, ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН, ГМИИ, Свободного университета Брюсселя (Бельгия). Четверо исполнителей проекта - молодые ученые до 35 лет.

Ожидаемые результаты
1. Подготовлен и размещен на Интернет-портале новый цифровой массив уникальных документов по истории русской литературы первой половины ХХ века, содержащий в комплексе не менее 10 000 электронных изображений, а также полную справочную информацию. 2. В состав материалов включены черновые и беловые автографы, верстка с правкой, авторские маргиналии в сборниках произведений, рабочие тетради, записные книжки, дневниковые записи, переписка, графические материалы (рисунки, эскизы, фотографии, портреты), материалы к биографии, в том числе уникальные документы из наследия Михаила Булгакова, Ивана Бунина и Ивана Шмелева. Организован свободный доступ на портал ученых из России и зарубежных коллег, работа системы защиты информации и просмотра источников в режиме масштабирования и поворота изображения. 3. Подготовлен цикл из десяти аналитических исследований, в т.ч. восьми, опубликованных в журналах, входящих в рецензируемые перечни WOS и Scopus. 4. На основе архивных материалов подготовлено монографическое исследование, посвященное трансформации литературы русского модернизма от русского символизма (Александр Блок, Андрей Белый) до наследующего ему авангарда (Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский), а также влиянию сложившихся практик на развитие русской литературы второй половины ХХ века. 5. Продолжена публикация научно-популярных статей, посвященных достигнутым результатам и основным событиям реализации проекта (газета научного сообщества "Троицкий вариант", портал "Горький-Медиа"). Подготовлен и размещен на ю-тубе образовательный видеоблог из пяти эпизодов, показывающий развитие наиболее известных текстов русской литературы ХХ века от замысла к публикации произведения. Заявленные результаты проекта реализуют в области текстологии и источниковедения направление Стратегии НТР РФ «Переход к передовым цифровым технологиям», полностью соответствуют тенденциям развития современной российской и мировой науки, состоящим в активном использовании инновационных технологий для организации научных исследований и развитии научного потенциала молодых ученых. Научная новизна указанных результатов заключается в качественном изменении источниковой базы филологических исследований – предоставлении исследователям полноэкранных изображений источников, отражающих весь цикл работы писателя над текстом, а также объединение комплекса цифровых ресурсов, посвященных источниковедению и текстологии русской литературы первой половины ХХ в. Практическая значимость проекта заключается в создании значительного массива электронных копий уникальных рукописей, а также развитии сотрудничества между архивохранилищами, научными институтами, музеями и библиотеками. Результаты проекта будут использованы в научной и преподавательской деятельности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Первым этапом работ стал тематический отбор материалов по истории русской литературы первой половины ХХ века, находящихся в российских хранилищах (не менее 5000 листов). Среди материалов РГАЛИ для создания сайта на портале «Автограф. ХХ век»были отобраны автографы И.С. Шмелева: рукописи повестей «Человек из ресторана» (верстка с авторской правкой), «Под горами», «Куликово поле», незавершенного романа «Пути небесные», рассказов «Родное», «Это было». Помимо произведений, были отобраны дневниковые записи И.С. Шмелева 1946 г., фотографии и документы к биографии – формулярный список о службе И.С. Шмелева во Владимирской Казенной палате. Основной частью находящегося в РГАЛИ архива И.С. Шмелева, предназначенного для публикации на портале, стала его многолетняя переписка с Ольгой Александровной Бредиус-Субботиной, его литературной ученицей, ставшей прототипом его произведений 1939 – 1948 гг. Предельно искренние, в полном смысле интимные высказывания самого И.С. Шмелева меняют сложившееся представление о его творчестве, политических взглядах позднего периода, проясняя отношение к православию (очень далекое от канонического, близкое к религиозным исканиям В.С. Соловьева), нацизму и коммунизму, Второй мировой войне. Помимо этого, переписка с О. А. Бредиус-Субботиной – документально зафиксированная история непростых взаимоотношений писателя и его любимой женщины. В письмах воссоздается «творческая лаборатория» Ивана Шмелева: писатель поясняет и комментирует свои произведения, раскрывая замысел и автобиографическую сторону романов и рассказов. В переписке постоянно идет речь о наследии русской классики и литературных современниках писателя. В первую и вторую партии материалов для сайта были включены письма И.С. Шмелева к О.А. Бредиус-Субботиной за 1939 – 1950 гг. и ее записки «Очень доверительно» (об окружение И.С. Шмелева и судьбе его архива после его смерти), выполненной в форме письма к неизвестному, возможно – посмертного письма к самому И.С. Шмелеву. Общее количество отобранных материалов – более 3 000 архивных листов. Среди материалов, находящихся в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН для публикации был выбран комплекс автографов А.А. Блока: рукописи самого крупного драматического сочинения А.А. Блока – пьесы «Роза и крест» (1912 – 1913 гг.) и комплект рукописного журнала «Вестник». «Вестник» можно назвать моножурналом, который А.А. Блок вел с 13 лет, размещая в нем свои ранние стихотворения, статьи и рисунки, а также пародийные разделы рекламы и объявлений. Журнал «издавался» в одном экземпляре, его цифровая публикация исключительно необходима, т.к. он почти полностью состоит из рисунков и каллиграфии А.А. Блока, воспроизведение которых на бумажном носителе крайне дорогостоящий процесс. Полный комплект журнала состоит из 37 номеров с полугодовыми приложениями, издававшихся с 1894 по 1897 гг. Помимо автографов А.А. Блока, в комплекс, отобранный специалистами Пушкинского Дома, вошли материалы Федора Сологуба: черновые рукописи стихотворений за 1882 – 1889 гг., а также наброски и черновые редакции поэмы «Одиночество» (б.д.). Комплекс дополнен находящимися в Рукописном отделе материалами И.С. Шмелева. К сожалению, их немного: гранки с авторской правкой и рукописными вставками повести «Лик скрытый» (1915 – 1916) и переписка с В.С. Миролюбовым за 1906 – 1918 гг. Полный комплекс материалов ИРЛИ РАН насчитывает более 2000 листов. Таким образом, для размещения на портале «Автограф. ХХ век» в 2022 г. отобрано более 5 000 изображений. В декабре 2022 г. на портале «Автограф. ХХ век» была завершена загрузка цифровых образов и создан новый сайт «Иван Шмелев» (http://shmelev.literature-archive.ru ). Подготовлен цикл из 5 аналитических исследований, в т.ч. 4 опубликованных/принятых к печати в журналах, входящих в перечни WOS/Scopus. В специальном выпуске журнала Russian Literature, Нидерланды (1 квартиль), посвященного литературному наследию А.Е. Крученых, опубликованы два аналитических исследования участников проекта: Пенская Е.Н. “Начальник автографов”. Семантика альбомного корпуса А.Е. Крученых //Russian Literature. Volume 131. July–August 2022. Pages 1–36; Хачатурян Л.В. «И все так хитро и просто сделано…»: альбом «ЗЗЗудо» Алексея Крученых //Russian Literature. Volume 131. July–August 2022. Pages 37–142. В исследовании Е.Н. Пенской архив А.Е. Крученых рассматривается одновременно как культурная институция и художественная практика. Отдельно оговаривается, что понятие «архив» применимо к творческому феномену Крученых довольно условно, поскольку его компоненты рассредоточены по различным российским и зарубежным частным и государственным хранилищам. Исследование сосредоточено на альбомах А.Е. Крученых, понимаемым как отдельный «архив в архиве». Архивные практики А.Е. Крученых были не только «убежищем», маргинальной нишей русского футуризма; не менее тесно они были связаны с официальной культурой по различным социальным и индивидуальным каналам. Таким образом, альбомы приобрели новые функции и стали местами встречи авторов и аудитории; события были задокументированы в виде хроник, отчетов и воспоминаний в самих альбомах. Исследование Л.В. Хачатурян представляет собой первую полнотекстовую публикацию альбома А.Е. Крученых «ЗЗЗудо» (1921 – 1927, 1962 – 1964), снабженную вступительной статьей, текстологическим, литературоведческим и реальным комментарием. Вступительная статья исследует конструктивные принципы футуристического альбома, соотношение временного и семантического уровней текста, этимологию названия и лингвистические эксперименты Алексея Крученых. Всего по итогам 2022 г. в рецензируемых журналах сделано 4 публикации. Таким образом, все работы, запланированные на 2022 г., были выполнены.

 

Публикации

1. Зинченко А.А. Постановка Бориса Сушкевича “Закат” по одноименной пьесе Исаака Бабеля Slavicum Press, Slavicum Press: Laboratory of Slavic Studies. 2022. № 9 (год публикации - 2022)

2. Пенкская Е.Н. Неопубликованный перевод Б.Л. Пастернака из Жан Поля Рихтера Русская литература, Русская литература. 2022. № 4. С. 217 - 227. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31860/0131-6095-2022-4-217-226

3. Пенская Е.Н. "Начальник автографов". Семантика альбомного корпуса А.Е. Крученых Russian Literature, Russian Literature. July - August 2002. P.1 - 36 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2022.04.002

4. Хачатурян Л.В. "Платоновский странный стиль": Научное издание романа "Чевенгур" Русская литература, Русская литература. 2022. № 3. С. 254 - 255. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31860/0131-6095-2022-3-254-255

5. Хачатурян Л.В. "И все так хитро и просто сделано": альбом "ЗЗЗудо" Алексея Крученых Russian Literature, Russian Literature. 131 (202). P. 37 - 142. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2022.04.001

6. - Политика, бюрократия и литературный рынок 1920-х - 1930-х гг. в СССР Троицкий вариант. Сетевая версия, 2022. Май (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основными результатами проекта в 2023 г. стали подготовка 5 аналитических исследований (в т.ч. четырех, опубликованных/принятых к публикации в ведущих рецензируемых журналах) и создание нового сайта «Иван Бунин». Несмотря на все перипетии жизненной и творческой биографии, Бунин тщательно хранил свой архив – важнейший инструмент работы над произведениями. Правка текста начиналась в черновиках, превращала беловые автографы в новые черновики и продолжалась на полях уже опубликованных произведений. Для Бунина произведение никогда не становилось законченным; текст существовал в процессе переработки, публикация была только одним из этапов его развития. Первым ударом по исходному единству архива стала эмиграция: значительную часть рукописного наследия Бунин был вынужден оставить в Советской России. После смерти Бунина архив был раздроблен по различным собраниям, находящимися более чем в десяти странах: России (СССР), Великобритании, США, Италии, Франции, Германии, Латвии и Литвы, Сербии, Украины, Эстонии. Доступ ко всей полноте наследия – в первую очередь, к рукописям Бунина – крайне затруднен. Владельцем авторских прав является Фонд Ивана и Веры Буниных (Лидсский университет, Великобритания). Срок авторского права на литературное наследие Бунина истекает 31 декабря 2023 г. Учитывая это, было принято решение перенести открытие сайта на эту дату и начать публикацию наследия Бунина с фондов Российского государственного архива литературы и искусства – крупнейшего в России собрания рукописей И.А. Бунина. Основу собрания РГАЛИ составил оставшийся в 1920-м году в России первый архив Бунина, а также материалы, поступившее от Леонида Зурова. Таким образом, в РГАЛИ сложился уникальный комплекс, в котором хранятся произведения Бунина за почти семидесятилетний период творчества, и представлены все этапы создания произведений: от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и письмах. В архиве поэтических текстов сохранились автографы ранних стихотворений, первые из них датирован 1886 годом, и стихотворения двадцатых – тридцатых годов (автографы, книги и газетные вырезки с авторскими пометами). Жемчужина собрания поэтических текстов Бунина – так называемая «Парижская тетрадь»: тетради, в которые в 1943 году Бунин переписал свои стихотворения с 1898 – 1938 гг. со своими замечаниями и уточнениями на полях. «Парижская тетрадь» – замечательный пример работы Бунина «в стол», без надежды увидеть свои произведения опубликованными. На титульном листе первой из тетрадей он оставил обращение «имплицитному редактору»: «Это тоже можно взять в будущее собрание, вставив куда надо в хронологическом порядке. Ив. Бунин. 1943 г.». Среди развернутого перечня прозаических произведений из собрания РГАЛИ можно выделить роман «Жизнь Арсеньева» (черновые автографы, машинопись с авторской правкой), повести и рассказы «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» (рукописный автограф, машинопись с правкой автора), поздние рассказы из цикла «Темные аллеи», представленные в нескольких вариантах. В РГАЛИ собраны письма Бунину более чем трехсот корреспондентов и оригиналы ответных писем Бунина. Отдельного упоминания заслуживают находящиеся в архиве изобразительные материалы. Бунин с большим вниманием относился к своим портретам, фотографиям, киносъемкам, изображениям в газетах. Бунин коллекционировал свои фотографии, вырезая портреты из газет и наклеивая их в специальный альбом. Этот альбом, собрание различных ракурсов поэта, от случайных фотографий до тиражируемых профессиональных работ, может служить замечательным источником для изучения не внешнего облика, образа, характера и стиля писателя. Бунин собрал несколько альбомов критических статей о себе. В РГАЛИ находятся 9 альбомов вырезок из газет, посвященных сборникам и крупным произведениям Бунина: «Темные аллеи», «Роза Иерихона», «Митина любовь», 2 альбома вырезок о «Жизни Арсеньева», «Солнечный удар», «Божье древо», «Освобождение Толстого», «Избранные стихи», а также альбом с вырезками, посвященные Нобелевской премии. В каждом из альбомов на полях критической заметки эмоциональный Бунин оставлял свои замечания, иногда очень далекие от цензурного эталона. В 2023 г. для создания сайта «Иван Бунин» из собрания РГАЛИ были отобраны рукописи романа «Жизнь Арсеньева» (рукопись, машинопись с авторской правкой), повесть «Митина любовь» (рукопись, машинопись с авторской правкой), рассказы, в том числе «Дело корнета Елагина» («Бульварный роман», рукопись, машинопись с авторской правкой) и сохранившиеся рукописи из цикла «Темные аллеи», стихотворения, включая цикл «Парижская тетрадь». Помимо произведений, для публикации на портале отобраны дневниковые записи И.А. Бунина (автограф) и собранные им альбомы критических вырезок, посвященных его жизни и творчеству. Таким образом, опубликован комплекс произведений Бунина за почти семидесятилетний период творчества, и представлены все этапы создания произведений: от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и письмах. Сайт будет открыт 31 декабря 2023 г. на портале «Автограф. ХХ век» http://literature-archive.ru

 

Публикации

1. Пенская Е.Н. “Прокол в вечность”. Андрей Белый и трансформация пьесы Сухово-Кобылина Дело в постановке Бориса Сушкевича (МХАТ II, 1928) Russian Literature, 2023. Том 135–137. Апрель. 2023. С. 273 - 296 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2022.11.002

2. Пенская Е.Н. А. В. Сухово-Кобылин и Серебряный век. Диалог рукописных источников в коллекции Ю. А. Красовского Русская литература, 2023. № 4. С. 236 - 245. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31860/0131-6095-2023-4-236-245

3. Статенков А.Д. Дневник Михаила Булгакова и практики субъектности «советского писателя» Автограф. Электронный архив русской литературы, Автограф. ХХ век. Электронный архив русской литературы. (год публикации - 2023)

4. Хачатурян Л.В. Притяжение Бунина Русская литература, 2023. № 3. С. 251- 253. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31860/0131-6095-2023-254-258

5. Хачатурян Л.В. Динамика романа: "Тихий Дон" в литературном наследии М.А. Шолохова Русская литература, - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
В результате проекта в РГАЛИ и РО ИРЛИ РАН созданы высококачественные цифровые копии уникальных документов по истории русской литературы (Более 10 000 цифровых форм, формат TIFF, разрешение 300 dpi). Создание цифровых копий обеспечивает визуальную сохранность рукописного документа в случае утраты оригинала или его повреждения в результате нарушения условий хранения или техногенной катастрофы.