КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00205

НазваниеПоэт и поэзия в постисторическую эпоху

РуководительЖитенев Александр Анатольевич, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Воронежский государственный университет", Воронежская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словапоэзия, поэтичность, эстетическая реальность, художественная саморефлексия, художественная рецепция

Код ГРНТИ17.82.10


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В результате проекта 2019 г. определено, что современная поэзия самым радикальным образом трансформирует всю систему литературных конвенций XIX-XX вв., связанных с «поэтическим», что проявляется и в организации структуры текста, и в организации коммуникативной ситуации, и в способах рассуждать о лирике. Самым устойчивым признаком оказывается отсутствие устойчивости; главным сущностным признаком – невозможность интерпретировать поэзию как обладающую «субстанцией». Поэзия оказывается универсальной культурной практикой, исследующей природу креативности, и в этом качестве выступает в роли «медиума», связывающего словесные искусства и перформативные практики, визуальные искусства и digital art, исследования интерфейсов и философию антропоцена. Эта роль посредника между разными областями культуры, искусствами и технологиями выдвигает на первый план исследование различных ситуаций перехода, которые создаются в поэзии и прежде всего - ситуации перехода между искусством и реальностью. В этой связи представляется целесообразным соотнести решение главной задачи нового этапа – создание проективной модели современной лирики – с исследованием тех сфер, в которых эта ситуация перехода является центральной – с современным поэтическим перформансом и с современной книгой поэта как синтетическими художественными формами. «Пограничность» авторской книги – в том, что это не просто корпус текстов, обладающий сюжетно-композиционным и образным единством, но и художественный проект, в котором важны связи словесного и визуального, литературного и внелитературного, перформативного и полиграфического аспектов. Современная поэтическая книга, как было установлено в проекте 2019 г., презентуется не только как отдельное «высказывание», но и как часть авторской стратегии, включающей имиджевые, поведенческие, коммуникативные элементы. Книга – это способ выстраивания контекста, организации рецептивной ситуации, предполагающей участие разных адресатов. Полиграфическое и конструктивное решение авторской книги, и, в частности, книги поэта как книги художника, делает ее одной из реализаций модернистской мечты о Gesamtkunstwerk. Не менее важна и ситуация ее предъявления, включенность в контекст авторского чтения и т.п. Это позволяет обозначить первую исследовательскую задачу – построение концепции современной «книги поэта – книги художника» как синтетического мультимедиального целого. «Пограничность» современного поэтического перформанса – в том, что это открытая жанрово-видовая форма, предполагающая разные варианты конкретизации: театрализованное чтение (актерское или авторское), транспонирование слова в высказывание на языке пластического искусства (от пластического этюда до contemporary dance), срежиссированная ситуация предъявления текста в интернет-пространстве (с сознательной организацией восприятия и образа субъекта речи). Перформанс – высшее проявление характерного для новейшей поэзии «ситуирования» речи, растворения письменного слова в слове звучащем, зримом, медиатизированном. В то же время перформанс отличается «вторичной непосредственностью» - он минимизирует дистанцию между субъектом речи и зрителем, актуализирует «событийность» речи. Пассивная рецепция заменяется взаимодействием, что увеличивает потенциал словесного воздействия. Благодаря перформансу поэзия включается в широкий контекст временных искусств, ритуала, игровых практик и т.д. Это позволяет обозначить еще одну исследовательскую задачу – создание концепции поэтического перформанса как стратегии актуализации и ситуативной конкретизации текста. Актуальность исследования определяется тем, что в нем 1) последовательно разрабатывается новая концепция поэзии как творческой практики, выступающей в роли связующего звена между разными культурными областями; 2) пересматривается язык описания современной русской поэзии и, шире, поэзии как таковой; 3) основное внимание уделяется явлениям, которые ранее никогда не рассматривались в своей специфике, но только как часть более сложных феноменов, - поэтическому перформансу и поэтической книге художника; 4) на материале современной поэзии исследуются значимые для гуманитарных наук проблемы взаимодействия искусства и медиа, искусства и информации. Новизна исследования определяется тем, что в нем 1) пересматриваются традиционные представления о поэзии как «самой субъективной» части словесности, обладающей особой речевой природой и предполагающей обязательную стиховую форму 2) впервые предпринимается попытка систематического исследования поэзии как «пограничной» культурной практики, связанной с осмыслением феномена креативности; 3) создается связанная с текущим литературным процессом модель проективного развития современной русской поэзии; 4) вырабатываются новые теоретические подходы к анализу поэтического перформанса и поэтической книги художника. Исследование современного поэтического перформанса будет посвящено вопросам его типологии, анализу авторских стратегий и коммуникативных ситуаций, исследованию статуса текста в перформативном контексте. Фронт работ определяет анализ четырех основных аспектов современной перформативной практики. Во-первых, будут исследованы примеры транспонирования слова в высказывание на языке пластического искусства и случаи обратного воздействия перформативной практики на текст (Лаборатория «Morphing dance» О. Шевцовой, перформансы «Тело поэзии» Р. Комадея и И. Миногина, «Цифровой поэт» А. Шульгина и А. Толкачевой, «Мало» А. Черкасова и К. Широкова, «Тоннель памяти голодного лиса» А. Нарутто, перформансы Лаборатории медиапоэзии и др.). Во-вторых, будут рассмотрены примеры театрализованного авторского чтения и аудиальных книг (проект «Стихи вживую», проект «Стихи&лица», проект «Текст + голос автора», перформанс С. Самойленко «(не)рыночные ценности» и др.), а также случаи, в которых поэтическая книга оказывается документацией перформанса или его результатом («Лит-ра» А. Скидана, «Пьесы» Н. Кононова, «Домашнее хозяйство» А. Черкасова и др.). В-третьих, будут продолжены исследования авторского поведения поэта в социальных сетях как мультимедийной перформативной практики (ютуб-стримы как перформансы, эксперименты с переводами-вариациями текстов популярных песен и их исполнением, варианты гетеронимии как ролевой практики и др.). В-четвертых, будет проведен анализ языков описания современных российских поэтических перформансов и, шире, - поэтической интермедиальности (в том числе – в исторической перспективе, с учетом традиций концептуалистских «акций»). Исследование современной «книги поэта – книги художника» также будет посвящено проблемам типологии, взаимодействия форматов поэтической книги и зина, книги и альбома, книги и рукописи, статусу «публикации» в современном «поле литературы». Основные направления анализа будут связаны с четырьмя аспектами изучаемого явления. Во-первых, будут рассмотрены примеры создания поэтических книг-концептов, построенных как последовательность креолизованных текстов («Песни о любви и смерти для еврейских детей», «Из путевого дневника Карла Ивановича Шустерлинга» Г.-Д. Зингер и Н. Зингера, «Pornobody» и «Mr. B.» А. Сен-Сенькова, «Стихи и графика» Э. Шкляревского, «Вместо этого мира» П. Андрукович, поэтические книги группы «Orbita», синтетические опыты М. Нилина, П. Пепперштейна, К. Медведева и др.). Во-вторых, будут рассмотрены «книги художника», созданные современными поэтами или в сотрудничестве с ними, а также примеры творчества художников-поэтов («книги художника» А. Карасика, Е. Стрелкова, А. Жданова и др.). В-третьих, будут исследованы примеры «нового самиздата», понятие о котором было обосновано на предшествующем этапе проекта, и связанная с ней традиция поэтических зинов (проект «Зины поэтов — художников», проект «Пляски смерти в высокой печати» и др.). В-четвертых, будет проведен анализ языков описания современной «книги художника – книги поэта» (в том числе в перспективе поэтологии, как способ мыслить поэзию в ее предельных характеристиках). Комплексное исследование современного поэтического перформанса и современной «книги поэта – книги художника» как синтетических художественных форм позволит обобщить данные о важнейших тенденциях, определяющих логику трансформаций поэзии как креативной практики, и решить главную задачу нового проекта – создать прогностическую модель развития современной русской поэзии.

Ожидаемые результаты
Результатом первого года станет концепция поэтического перформанса как стратегии актуализации и ситуативной конкретизации текста. Результатом второго года станет концепция современной «книги поэта – книги художника» как синтетического мультимедиального целого. Комплексное исследование современного поэтического перформанса и современной «книги поэта – книги художника» как синтетических художественных форм позволит обобщить данные о важнейших тенденциях, определяющих логику трансформаций поэзии как креативной практики, и решить главную задачу нового проекта – создать прогностическую модель развития современной русской поэзии.Предполагаемые результаты проекта будут соответствовать мировому уровню исследований, поскольку 1) систематических исследований поэтического перформанса и поэтической книги художника на материале современной русской литературы не существует – есть только описания отдельных примеров; 2) предлагаемый подход базируется на оригинальной концепции поэзии, составляющей альтернативу распространенным в российской и западной науке «субъективной», «категориальной», «аддитивной», «лингвистической», «прототипической», «коммуникативной» и другим теориям поэзии. Проект, таким образом, обладает существенной новизной в материале и теоретическом подходе, а его конкурентные преимущества связаны с систематичностью исследования феноменов, которые никогда ранее не рассматривались в своей специфике, как самоценные. Ожидаемые результаты проекта допускают возможность практического использования в социальной сфере, в частности, 1) в практике подготовки литературных работников, в школах креативного письма, в работе литературных студий, 2) в практике работы современных литературных фестивалей и организации публичных мероприятий с участием современных поэтов; 3) в освещении событий современного литературного процесса в литературных медиа, в федеральных и региональных СМИ, публикующих материалы о современном литературном процессе.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В соответствии с заявкой исследование современного поэтического перформанса было посвящено вопросам его типологии, анализу авторских стратегий и коммуникативных ситуаций. Фронт работ определил анализ четырех основных аспектов перформативной практики. Во-первых, были исследованы примеры «перевода» слова в высказывание на языке пластического искусства и случаи обратного воздействия перформативной практики на текст. Во-вторых, в соответствии с планом были рассмотрены примеры авторского и актерского чтения. В-третьих, были продолжены исследования авторского поведения поэта в социальных сетях как мультимедийной перформативной практики. В-четвертых, в соответствии с планом работ был проведен анализ языков описания современных российских поэтических перформансов. Установлено, что перформанс – высшее проявление характерного для новейшей поэзии растворения письменного слова в звучащей, зримой, медиальной речи. Перформанс минимизирует или снимает дистанцию между субъектом речи и зрителем, актуализирует «событийность» речи. Пассивная рецепция заменяется взаимодействием, что увеличивает потенциал словесного воздействия. Перформанс актуализирует в тексте интерактивность, иммерсивность, ситуативное взаимодействие. В результате проведенного исследования стало возможным выделить области, в которых в современной поэзии происходит развитие перформативности текста: это соотнесение перформанса и экзистенции субъекта, перформанса и структуры текста, перформанса и медиальности. Первый аспект преодолевает конвенциональные рамки восприятия поэтического высказывания как «только» текста, существующего в отделенном от всего остального бытия пространстве «литературности». Перформативность выступает как способ связать речь с экзистенцией говорящего субъекта, придать ей характер события, рядоположного другим событиям бытия. Этой задаче служат опыты соотнесения поэтического чтения с исполнительским искусством – музыкальным и актерским прежде всего (В. Бородин, В. Iванiв). В то же время перформативизация исключает непосредственное отождествление поэтического субъекта и субъекта-перформера, создавая особое «феноменологическое» пространство, в котором важны телесная выразительность и интонирование (перформансы «Укол для изъятия», «Тоннель памяти голодного лиса» и др.). Это предполагает вовлеченность зрителя на правах соучастника и свидетеля, изменяемого событием и обретающего в нем новую субъектность. Второй аспект обнаруживает тенденцию к релятивизации поэтического текста как раз и навсегда определенного «произведения», в котором невозможны никакие изменения. Перформанс ставит под вопрос представление о «готовом» тексте, делая текст производным от ситуации чтения поэтом или «сборки» текста реципиентом. В этой связи в современной поэтической практике актуализируется наследие литературы формальных ограничений – прежде всего комбинаторной поэзии, предполагающей создание «собственного» текста из ограниченного числа фрагментов («Календарь» Н. Азаровой и др.), и концептуализма, предполагавшего обращение с «готовым» текстом – чужим или своим – как с лишенным самостоятельной ценности материалом («Домашнее хозяйство» А. Черкасова). В том же контексте возрождается и концептуалистская традиция документирования «акций», в которых описание перформанса и рефлексия над ним служат задаче установления связей высказывания с внеэстетическим контекстом («Пьесы» Н. Кононова и др.). Третий аспект позволяет рассматривать перформативность как способ исследовать текст в контексте медиа, выявить в нем то, что может быть переведено в язык других искусств и осмыслить само событие такого перехода. Перформативность в этом случае понимается поэтами как деятельность по осмыслению интерфейсов и как выстраивание авторской самопрезентации в медиа. В этом случае перформативность служит задаче деиерархизации связей между коммуницирующими субъектами, способствует формированию коллективных коммуникативных сообществ (проекты фестиваля InВерсия, поэтические стримы и др.). Вместе с тем она создает распределение ролей между участниками чтения, усиливает впечатление вовлеченности в рецепцию как прохождение компьютерной игры (поэтические компьютерные игры). Полученные в ходе исследования результаты позволяют предложить варианты типологизации поэтического перформанса. Во-первых, в поэтическом перформансе важны субъект, текст, коммуникативная ситуация. Во-вторых, поскольку перформанс предполагает релятивизацию элементов, можно говорить о ситуации самотождественности, ситуации альтернирования, ситуации изменения. Наложение двух осей координат дает девять разных вариантов. Субъектная идентичность не проблематизируется, субъектность существует в «сдвиге» между авторским «я» и речевой маской, субъектность ситуативна и рождается внутри высказывания. Текст в перформансе тот же, что и на книжной странице, текст варьируется, текст создается в момент исполнения перформанса. Коммуникативная ситуация предполагает зафиксированность ролей субъектов, в коммуникативной ситуации роли подвижны; инициатива в коммуникации передается от субъекта к субъекту. Каждый из девяти вариантов может комбинироваться с двумя другими. Еще одна ось координат, которую следует учитывать, – сфера реализации поэтического перформанса: реальное пространство, интернет-пространство, виртуальное пространство. Пестрота явлений, которые могут быть соотнесены с перформансом, позволяет говорить о том, что в современной литературной практике жанровая чистота перформанса неактуальна; важнее перформативность как вариативная совокупность творческих установок. Перформанс – часть универсальных для современной культуры процессов гибридизации, размывания родовидовых признаков. Проведенное исследование позволяет назвать функции поэтического перформанса: увеличение медийного резонанса, исследование гибридизации разных жанров и форм искусства, эстетическое освоение каналов связи и коммуникативных ситуаций, в которых определяющую роль играет вовлеченность, сотрудничество, неиерархичность общения. Все эти данные свидетельствуют о большом потенциале этой линии развития литературной практики, а также об увеличении в числа областей, которые в перспективе подвергнутся воздействию перформанса. Результатом первого года работ над проектом стала концепция поэтического перформанса как стратегии актуализации текста. За первый год было опубликовано 15 научных работ, в том числе 14 статей и 1 монография, а также приняты в печать 2 статьи в изданиях Scopus (Q1). Из напечатанных статей 4 опубликованы в изданиях из списка Web of Science и Scopus. Информация о проекте представлена на сайте: https://superbiavrn.wixsite.com/mysite.

 

Публикации

1. Барковская Н.В. Уральская поэзия как культурная практика: новые формы арт-взаимодействия в рамках фестиваля InВерсия Quaestio Rossica, Vol. 11. ·- 2023. - · № 1. - p. 170-187 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/qr.2023.1.782

2. Барковская Н.В. Медиальная функция актуальной поэзии (Стихотворение Е. Симоновой «В Ницце») Филологический класс, Том 27, № 2. – С. 43–51. (год публикации - 2022)

3. Горелов О.С. Стрим как метапоэтический перформанс Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, №4. - С. 5-14 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.46726/H.2022.4.1

4. Грязнова А.Ю. Поэзия и танец в перформативных практиках 2010-2020-х гг. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика, №3. - С. 14-18 (год публикации - 2022)

5. Житенев А.А. "Впереди только артхаус и фолк-ривайвл": песня в творческом самосознании В. Бородина О поэзии Василия Бородина: эссе и исследования. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022., С. 53-66 (год публикации - 2022)

6. Житенев А.А. The “anarchic” male body in contemporary russian poetry and the construction of new masculinities Russian Literature, Vol. 141. - p. 61-83 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.ruslit.2022.11.006

7. Житенев А.А. Стихотворения Г. Айги «Прогулка: гвоздики на могиле Владимира Соловьева» и «Константин Леонтьев: утро в Оптиной пустыни»: интертекст и авантекст Восемь великих. - М.: РГГУ, С. 50-63 (год публикации - 2022)

8. Житенев А.А. Поэтология халтуры Новый мир, 10. - С.173-190 (год публикации - 2022)

9. Житенев А.А. Определения поэзии и поэтология трансгрессии Филологический класс, Том 27, № 2. – С. 30–42 (год публикации - 2022)

10. Житенев А.А. Поэтология Алексея Парщикова Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова: сборник статей / сост. и ред. А. Е. Масалов. – М.: Эдитус, 2022. - С. 58-65, С. 58-65 (год публикации - 2022)

11. Корчагин К.М. Между дзэном и концептуализмом. «Коллективные действия» на рубеже 1970–1980-х годов Искусствознание, № 3. С. 72-101 (год публикации - 2022)

12. Ларионов Д.В. Метаболический объём кота: Об одном неантропоморфном образе у Алексея Парщикова и Виктора Сосноры Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова: сборник статей / сост. и ред. А. Е. Масалов. – М.: Эдитус, 2022., С. 145-158 (год публикации - 2022)

13. Ларионов Д.В. Опыт о времени и любви Новое литературное обозрение, С. 290-294 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.53953/08696365_2022_176_4_290

14. Масалов А. Е. Историческая метафизика в стихотворении Алексея Парщикова «Румфиус» Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова: сборник статей / сост. и ред. А. Е. Масалов. – М.: Эдитус, 2022., С. 210-217 (год публикации - 2022)

15. Масалов А. Е. Семантика и грамматика метаболы в поэзии Ивана Жданова Вещество поэзии: К 70-летию Юрия Борисовича Орлицкого: Сборник научных статей / Сост. и ред. Ю.В. Доманский, В.Я. Малкина, А.Г. Степанов. М.: РГГУ, 2022., С. 279-294 (год публикации - 2022)

16. Масалов А.Е. Gesamtkunstwerk из мусорного бачка: (не)искусная трансмедиальность поэтики Василия Бородина О поэзии Василия Бородина: эссе и исследования. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022., С. 43-52 (год публикации - 2022)

17. Фролова А.В. В поисках идентичности: поэт в ситуациях исторического перелома Фролова А.В. В поисках идентичности: поэт в ситуациях исторического перелома. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022. – 224 с., Фролова А.В. В поисках идентичности: поэт в ситуациях ис‐ торического перелома. – Воронеж : НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2022. – 224 с. (год публикации - 2022)

18. - Не поэзия эзотерична для филологов, а филология для поэтов Лиterraтура: электронный литературный журнал, Лиterraтура. - 2022. - № 192. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В соответствии с планом в ходе второго года проекта был с разных сторон исследован феномен «книги поэта - книги художника», описаны его родовидовые, эстетические, структурно-композиционные, полиграфические и другие особенности, прослежены основные вехи эволюции; произведен анализ и обобщение данных, связанных с типологией, взаимодействием форматов поэтической книги и зина, книги и альбома, книги и рукописи, статуса «публикации» в современном «поле литературы» (А. Бурдье). Обращение к текстам потребовало расширение материала за счет смежных явлений, находящихся в отношениях взаимодополнительности с «книгой поэта – книгой художника»: к исследованию литературных экспериментов художников, предполагавших создание книг-объектов, к исследованию самиздатских книг разного генезиса и назначения, а также к анализу рукописных книг и, шире, рукописей – в той мере, в какой они были важны для понимания особенностей «книги поэта – книги художника». Анализ дискуссий о российской книге художника в 1990-2000-е гг., исследование авторских манифестаций крупнейших мастеров и исследователей этой формы ясно показал, что у российской и западной книги художника – разные точки отсчета, разные культурные контексты и разные задачи. В российском контексте книга художника – это издание, которое выполняет задачи критической рефлексии книжной формы и моделирования новых векторов ее развития. Она имеет ряд специфических черт: она всегда предполагает тенденцию к преодолению ограничений на свободу высказывания, она, как правило, несет в себе критическую рефлексию конвенций книжной формы; она часто представляет собой уникальный объект, не предполагающий тиражирования и тем самым изъятый из логики культурного потребления и оценивания; с книгой художника соотносится представление о творческой свободе, не ограниченной требованиями художественного профессионализма; частым элементом книги художника является проективный характер работы, присутствие концепта, подчиняющего все элементы формального решения. В рамках поставленных в проекте задач было исследовано несколько репрезентативных примеров второй половины 1980-х – начала 1990-х гг., особенно детально – книга Е. Хорвата «Тыква» (1986). Установлено, что многие практики архивирования, связанные с самиздатом, характеризуются алеаторичностью, диффузией жанров и медиа, смешением уровней языка-объекта и метаязыка, перформативностью. В этом контексте самиздатская книга нередко приобретает вид артбука, стремящегося к тотальной документации авторского бытия, а не просто к репрезентации определенного ряда текстов. Как было выявлено в ходе анализа книги Е. Хорвата, самиздатская «книга поэта – книга художника» - это синтетический художественный феномен, в котором все выразительные элементы книги и сама ее конструкция служат выявлению авторской идеи, которая уравновешивает литературную и художественную составляющие. «Книга поэта – книга художника» – это формула баланса между словесным и внесловесным, между перформативным и опредмеченным, между концепцией и реализацией и в этом качестве может рассматриваться как «тотальное» высказывание, способное объединять разные виды, жанры, медиа, а в пределе – сплавлять жизнь и искусство. Синтетизм и универсальность книги художника как формы обнаруживается и в других примерах, соотносимых с рубежом 1980-1990-х гг. – в частности, в практике Р. Левчина, Л. Тишкова, Р. Никоновой и С. Сигея, Р. и В. Герловиных. Детально в рамках проекта были рассмотрены «тетради» и «альбомы» В. Пивоварова 1970-1990-х гг., помещенные в авторский сборник «Ах и Ох» (2010). Выявлено, что разработанная В. Пивоваровым форма «тетради»-«альбома» – это форма, которая создана для последовательного производства неопределенности, разветвления смыслов и повествовательных модальностей. Середина 1990-х гг. – период интенсивного поиска, связанного с осмыслением возможностей «книги поэта – книги художника» как особой формы. «Объектность» книги-вещи вступает здесь в противоречие с «субъективной» природой лирики, создавая сложную игру авторского концепта, книжной фактуры и текста. «Книга художника» в этом случае становится формой, которая позволяет преодолеть недостаток чувственного опыта, проблематизировать каналы связи, переосмыслить принципы структурирования текста. Эти выводы в той или иной степени характеризуют творческую практику всех крупнейших художников, активно работавших в это время с поэтическими текстами: В. Гоппе, М. Погарского, Е. Стрелкова. Высокая роль «самодельности», рукописности в истории российской книги художника обусловила обращение к исследованию семантики и графики поэтических рукописей в рассматриваемый период. Материал исследования и круг связанных с ним вопросов по сравнению с заявкой был расширен. В фокусе внимания оказалась поэтика черновика. В рамках проекта был всесторонне исследован один, но чрезвычайно показательный пример – поэтические рукописи Г. Айги 1960-1980-х гг. Актуальность семантики черновика в практике создания современной «книги поэта – книги художника» была выявлена при обращении к комплексному анализу современных литературных и, в частности, поэтических зинов. Зин – общее название для разного вида независимых изданий авторских работ. Зины выходят малыми тиражами без участия издательских домов силами небольшой редакции или одного человека. Современная зин-культура в России, с одной стороны, наследует западную традицию, восходящую к крафтовому производству малотиражных изданий, с другой – советскую традицию, связанную с самиздатом, противопоставленным официальной цензуре. Зин обладает набором подвижных характеристик, среди которых малый тираж, авторская печать и независимое издание. Он строится на принципе творческой свободы, возведенной в абсолют. Это свобода от коммерческой выгоды, цензуры, реакции общественности. Автор сам определяет формат, тираж, тему и ее ракурс, способ реализации, композицию, регулярность издания. Тесная связь формата «книги художника – книги поэта» с поэтологическими вопросами обусловила внимание к анализу перспектив развития современной поэзии, к исследованию процессов медиагибридизации, организации поэтической коммуникации, сценариям самопрезентации, к аудиоперформансу. В ходе проекта были рассмотрены адаптивные тенденции в экспериментальной, поисковой, «сложной» поэзии на границе медиумов. В центре внимания оказались такие явления, как творческая коллаборация, медиагибридизация и трансмедийное повествование, адаптирующее к современным медийным реалиям постмодернистское явление сращивания письма и чтения. Результатом второго года работ над проектом, как и было запланировано, стала концепция современной «книги поэта – книги художника» как синтетического мультимедиального целого. За второй год было опубликовано 13 научных работ, в том числе 12 статей и 1 монография, а также приняты в печать 2 статьи. Из напечатанных статей 7 опубликованы в изданиях из списка Web of Science и Scopus. Информация о проекте представлена на сайте: https://superbiavrn.wixsite.com/mysite.

 

Публикации

1. Барковская Н.В. Книга в арт-проекте Леонида Тишкова Филологический класс, Т. 28, № 2. – С. 95–104. (год публикации - 2023)

2. Горелов О.С. Оптимизация поэтического и визуального: коллаборации, медиагибриды и трансмедийное повествование Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, - (год публикации - 2023)

3. Горелов О.С. Оптимизация и деконструкция поэтического: аудиоперформанс Сергея Самойленко Филологические науки, № 3. - С.106-113 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20339/PhS.3-23.106

4. Грязнова А.Ю. Коллажная книга как форма воплощения художественного текста Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги, Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2023. – С. 22-28 (год публикации - 2023)

5. Житенев А.А. "Тыква" Е. Хорвата как книга художника Филологический класс, Т. 28, № 2. – С. 80–94. (год публикации - 2023)

6. Житенев А.А. Поэтическая книга-объект как синтетическая форма Искусство звука и света: Галеевские чтения: материалы Международной научной конференции («Прометей»-2023), 30 июня – 4 июля 2023 г. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2023. – С. 127-131., Искусство звука и света: Галеевские чтения: материалы Международной научной конференции («Прометей»-2023), 30 июня – 4 июля 2023 г. – Казань: Издательство Академии наук РТ, 2023. – С. 127-131. 26 (год публикации - 2023)

7. Житенев А.А. Книга «Четыре конверта» (1976) Г. Сапгира – И. Кабакова: игра с конвенциями советской детской книги Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги., Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2023. – С. 28-33 (год публикации - 2023)

8. Корчагин К.М. Нефть как пространство неперевода: Хикмет, Негарестани, Парщиков Слово.ру: Балтийский акцент, Т. 14, № 3. С. 52—73. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.5922/2225-5346-2023-3-4

9. Ларионов Д.В. Орфей в музее поэтической истории, или Потерянный рай Новое литературное обозрение, - (год публикации - 2024)

10. Ларионов Д.В. Вместе и на экране: заметки о поэтическом произведении в социальных медиа Новое литературное обозрение, №4. - С. 251-257 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.53953/08696365_2023_182_4_251

11. Масалов А.Е. Книга разрушений пишется нами Новое литературное обозрение, №1. - С.294-298 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.53953/08696365_2023_179_1_294

12. Масалов А.Е. Медиаперформативность Аристарха Месропяна и Гликерия Улунова Новое литературное обозрение, №4. - С. 258-270 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.53953/08696365_2023_182_4_258

13. Масалов А.Е. Метабола и смысловой метаболизм в идиостиле Марка Шатуновского Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова, № 2 (36). - С. 307-314 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31912/pvrli-2023.2.29

14. Фролова А.В., Белоусова П.В. Зин как тип издания: концепция и эстетика (на примере современных поэтических зинов) Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги, Книга в современном мире : сборник научных статей / Науч. ред. А.А. Житенев. – Продолжающееся научное издание. Вып. 11. Эстетика книги. – Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2023. – С. 173-182 (год публикации - 2023)

15. Житенев А.А. Геннадий Айги: поэтика черновика Житенев А. Геннадий Айги: поэтика черновика: монография. — СПб.: Jaromír Hladík press, 2023. — 272 с., СПб.: Jaromír Hladík press, 2023. — 272 с. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Ожидаемые результаты проекта допускают возможность практического использования в социальной сфере, в частности, 1) в практике подготовки литературных работников, в школах креативного письма, в работе литературных студий, 2) в практике работы современных литературных фестивалей и организации публичных мероприятий с участием современных поэтов; 3) в освещении событий современного литературного процесса в литературных медиа, в федеральных и региональных СМИ, публикующих материалы о современном литературном процессе.