КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00246

НазваниеВызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг

РуководительБородкина Ольга Ивановна, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словасоциально-сервисное государство, социальное государство, социальное инвестирование, цифровые технологии, социальное предпринимательство, НКО, поставщик социальных услуг

Код ГРНТИ04.21.51


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен исследованию новых институциональных форм социального обслуживания и социальной помощи гражданам в России в региональном и международном контексте. Сохраняющаяся актуальность исследования обусловлена продолжающимися процессами качественных изменений структурных компонентов системы общественного благосостояния российского государства, которые нуждаются в углубленном всестороннем анализе. Многообразие региональных условий, определяющих специфику процессов трансформации российского социального государства в социально-сервисное государство, предполагает комплексный анализ факторов, охватывая не только социально-экономические показатели (включая цифровизацию и социальное инвестирование, составивших фокус исследования на предшествующем этапе проекта), но и культурные, этнические, территориальные и иные факторы, влияющие на становление современных систем социальных услуг и социальной помощи в регионах и на формирование стратегий их развития. Проект включает два взаимосвязанных направления – наряду с комплексным анализом трансформационных процессов в региональном разрезе, предполагается компаративное исследование развития социально-сервисного государства на постсоветском пространстве (Армения, Грузия, Казахстан, Эстония), что позволить глубже понять фундаментальные процессы социальной трансформации в самой России. Задачами проектного исследования являются: выявление новых институциональных форм социального обслуживания и социальной помощи, а также оценка перспектив их развития в региональном контексте; разработка концептуальных основ развития современных институтов социально-сервисного государства в России; выявление основных факторов (экономических, социокультурных, территориальных и др.), влияющих на развитие сектора социальных услуг в российских регионах; разработка многофакторной модели развития системы социальных услуг; выявление основных трендов и стратегий развития негосударственного сектора социальных услуг в странах постсоветского пространства; проведение сравнительного анализа развития системы социального обслуживания в России и других постсоветских странах; разработка системы рекомендаций по развитию негосударственного сектора в России. Реализация поставленных задач в двух обозначенных направлениях позволит создать теоретическую базу для концептуального осмысления происходящих процессов трансформации социального государства в России, причем как в региональном разрезе, так и в международном контексте постсоветского пространства. Результаты, которые будут достигнуты в рамках нового проекта, смогут обогатить социальные науки новым знанием относительно развития институтов социально-сервисного государства, системообразующих факторов социального обслуживания, моделей развития негосударственного сектора социальных услуг в России и на постсоветском пространстве. Методологическую основу исследования составит "возможностный подход" (capability approach), направленный на согласование фундаментальных основ современного общества (социальной справедливости, свободы, инклюзии), и институциональный подход, рассматривающий процесс трансформации социального государства с позиций становления и развития социальных институтов; совокупность этих подходов обеспечивает методологическую новизну к исследованию современных форм социального государства. Дизайн исследования включает качественные и количественные методы сбора эмпирических данных (mixed methods research): помимо вторичного анализа статистических и социологических данных; планируется проведение онлайн-опроса с использованием поточной выборки (River sampling), сформированной в социальной сети ВКонтакте; дискурс-анализа ведомственной и публичной риторики, сопровождающей современные процессы создания социально-сервисного государства; фокус-групп с потребителями социальных услуг, представляющих разные целевые клиентские группы и социо-структурные контингенты; интервью с российскими и зарубежными экспертами из государственного и негосударственного сектора социальных услуг, академического сообщества, правительственных структур; кейс-стади; для обсуждения вопросов развития социального государства в России и на постсоветском пространстве будет использован метод Дельфи. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые будет разработана многофакторная модель развития социально-сервисного государства на основе применения новой методология, а также впервые будет проведено исследовании трансформации российской системы социального обслуживания в контексте развития социально-сервисного государства на постсоветском пространстве. Соответствие предложенной методологии поставленным задачам исследования, профессиональный уровень научного коллектива обеспечивают достоверность ожидаемых результатов и достижение поставленных целей. На первом этапе реализации проекта (2022 год) будут проведены углубленные исследования развития новых институциональных форм социального обслуживания в России и разработана многофакторная модель развития негосударственного сектора социальных услуг. На втором этапе (2023 год) исследование будет направлено на изучение трансформации российской модели социального государства в международном контексте, анализ стратегий развития негосударственного сектора социальных услуг в странах бывшего Советского Союза, сравнение моделей социально-сервисных государств на постсоветском пространстве и разработку рекомендаций по развитию негосударственного сектора социальных услуг и социальному инвестированию в современной России.

Ожидаемые результаты
В итоге выполнения проекта планируется получить следующие основные содержательные результаты: 1. Выявленные новые институциональные формы социального обслуживания и социальной помощи в России; 2. Концептуальные основы развития институтов социально-сервисного государства; 3. Многофакторная модель развития негосударственного сектора социальных услуг в России, учитывающая региональные особенности; 4. Выявленные тренды и стратегии развития негосударственного сектора социальных услуг в странах бывшего Советского Союза; 5. Сравнительные характеристики моделей социально-сервисного государства на постсоветском пространстве; 6. Система рекомендаций по развитию негосударственного сектора социальных услуг и социальному инвестированию в современной России. Полученные результаты будут иметь значимость для научного осмысления процессов развития социального государства в России и в постсоветских странах, что представляет интерес не только для отечественной социальной науки, но и для мировой. Впервые предлагается исследовать происходящие в России процессы трансформации социального государства, во-первых, на основе комплексного подхода, учитывающего не только социально-экономические показатели, но и культурные, территориальные и другие факторы; во-вторых в контексте постсоветского пространства. В научный оборот будет введен значительный объем новых эмпирических данных, характеризующих российскую ситуацию в сфере социального обслуживания и социальной помощи, а также новые эмпирические данные по постсоветским странам, которые в настоящее время практически не представлены в работах мировых лидеров в данной области социальных исследований. Трансформация социального государства в России является частью глобальных социальных процессов, направленных на поиск новых путей и механизмов преодоления социального неравенства и социальной несправедливости, в связи с чем ожидаемые результаты проекта будут представлять значительный интерес для мировой науки и практики. Результаты проекта могут получить широкое прикладное использование в экономической и социальной сферах, в том числе при разработке программ социального развития российских регионов, программ поддержки социального предпринимательства и инвестирования, при разработке стандартов социального обслуживания и предоставления социальных услуг целевым группам, при формировании критериев оценки развития в регионах системы социальных услуг для населения. Кроме того, результаты проекта могут быть использованы при разработке и модернизации учебных программ для бакалавров и магистров по направлениям: «социология», «социальная работа», «менеджмент в социальной сфере» и другим, а также для разработки программ повышения квалификации работников социальной сферы. Полученные результаты будут представлены в 20 публикациях, из которых 12 – статьи в рецензируемых изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science или Scopus (в том числе в журналах, входящих в первый квартиль Q1). Результаты исследования будут представлены членами научного коллектива не менее, чем в 12 устных и стендовых докладах на международных и российских конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году в рамках реализации проекта «Вызовы трансформации социального государства в России: институциональные изменения, социальное инвестирование, цифровизация социальных услуг» было проведено углублённое исследование развития новых институциональных форм социального обслуживания в российских регионах, и была разработана многофакторная модель развития негосударственного сектора социальных услуг. Дизайн исследования предполагал смешанную стратегию, включающую количественные и качественные методы сбора информации. С целью изучения отношения к новым формам социального обслуживания и социальной помощи населению в сентябре-октябре 2022 года был проведен онлайн-опрос жителей трех регионов России (Санкт-Петербург, Свердловская область и Краснодарский край) по поточной выборке (River sampling) среди пользователей наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте». Суммарно был опрошен 2031 пользователь социальной сети «ВКонтакте»: 705 жителей Санкт-Петербурга, 666 жителей Свердловской области и 660 жителей Краснодарского края. В выборке был соблюден принцип случайности, в нее вошли саморекрутирующиеся активные респонденты, квотированные по полу. В итоге в опросе приняли участие 46% мужчин и 54% женщин, из них 14% молодых людей (в возрасте от 18 до 34 лет), 43% людей среднего возраста (35-54 года) и 43% респондентов, старше 55 лет. 64% респондентов работали на момент опроса; большинство респондентов оценили свой доход как средний (62%), треть (32%) – как низкий, как высокие свои доходы оценили только 3% опрошенных (еще 3% затруднились дать оценку). Результаты опроса показали, что доверие к системе социального обслуживания остается невысоким во всех регионах: 58% опрошенных уверены, что они не получат необходимую социальную помощь в случае, если попадут в трудную жизненную ситуацию; у значительной части респондентов осталось негативное впечатление от последнего обращения за получением социальных услуг (41%), и только у трети - позитивное (30%). Доверие к альтернативным государственным формам оказания социальной помощи (НКО, социальные предприятия, самозанятые и ИП) у респондентов низкое, что отразилось в следующих результатах: в случае возникновения трудной жизненной ситуации только 7% опрошенных обратились бы к специалистам коммерческого сектора, 4% - в НКО (при этом 51% респондентов решали бы возникшую проблему своими силами). Только 37% опрошенных сочли полезным развитие деятельности НКО и примерно столько же (36%) поддерживают развитие социального предпринимательства. Развитие социального инвестирования (вложение средств в социальную сферу для улучшения качества жизни людей) получило большую поддержку – 49% опрошенных сочли подобные меры полезным. Таким образом, российские граждане в значительной мере склонны рассчитывать на себя и своих знакомых в случае возникновения трудной жизненной ситуации. С наибольшей степенью доверия респонденты относятся к добровольцам и волонтерским движениям. Для проведения качественного исследования (экспертных интервью, фокус-групп с клиентами) были отобраны регионы с различными социально-экономическими условиями, но демонстрирующие новые институциональные практики оказания социальных услуг: Санкт-Петербург, Ленинградская область (Приозерск, Светогорск), Казань, Пенза, Тверь, Хабаровск, Екатеринбург, Владивосток, Уфа, Пермь, Новосибирск. Всего было проведено 50 экспертных интервью, большинство из которых с руководителями и сотрудниками негосударственных организаций, и 24 фокус-группы с представителями различных клиентских категорий: пожилыми людьми женщинами в кризисной ситуации, родителями детей с ОВЗ, совершеннолетними с РАС, лицами с инвалидностью, лицами с положительным ВИЧ-статусом, лицами без определенного места жительства. В 2022 году был также проведен дискурс-анализ ведомственной и публичной риторики, сопровождающей современные процессы создания социально-сервисного государства на основе выборки из 50 публикаций за 2020-2022 гг., которые включали в себя: стенограммы публичных выступлений, интервью и совещаний представителей Министерства труда и социальной защиты РФ, а также региональных министерств, глав регионов, представителей некоммерческого сектора др. в рамках методологии критического дискурс-анализа в интерпретации Т. ван Дейка. В целом, «доминирующий» дискурс власти относительно кардинальных изменений в социальной политике РФ достаточно позитивен, хотя его можно назвать в определенной степени манипулятивным за счет чрезмерной демонстрации одних только достижений, что вызвано стремлением поддержания общественного порядка. На контрасте с ним общественный дискурс гораздо более критичен в отношении проводимых инноваций. Представители НКО вербализуют существующие проблемы, расширяя официальные импликатуры, транслируемые в массы. Основываясь на данных региональной и федеральной статистики за период 2019-2021 гг. в 85 субъектах РФ с помощью пакета SPSS был проведен кластерный анализ и разработана многофакторная модель развития негосударственного сектора услуг. Основу модели составили 33 показателя, которые операционализируют внешние и внутренние факторы развития негосударственного сектора социальных услуг в российских регионах: социально-экономические и демографические характеристики (доля безработных, пожилых, инвалидов, доля детей-инвалидов и малоимущих от общей численности населения региона, рейтинг российских регионов по качеству жизни), переменные, характеризующие сектор социальных услуг (доля государственных поставщиков услуг, доля социально ориентированных НКО (СО НКО), доля коммерческих поставщиков и др.), показатели Регионального рейтинга третьего сектора «Регион-НКО», медиаактивность НКО, экспертное мнение и др. Проведенный на основе региональной статистике кластерный анализ позволил выделить 5 основных кластеров развития негосударственного сектора социальных услуг: (1) флагман (Москва), (2) лидеры развития СО НКО (Санкт-Петербург, Пермский край, Свердловская область, Новосибирская область, Московская область, Республика Татарстан, Самарская область), (3) лидеры развития коммерческого сектора социальных услуг (Краснодарский край, Ростовская область, Волгоградская область, Республика Башкортостан, Нижегородская область, ХМАО-Югра, Челябинская область, Красноярский край, Омская область, Иркутская область); (4) догоняющие регионы, демонстрирующие средние показатели (Белгородская область, Вологодская область, Калининградская область, Удмуртская республика, Ставропольский край, Тюменская область, Алтайский край, Хабаровский край, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Владимирская область, Воронежская область, Тульская область, Республика Коми, Архангельская область, Ленинградская область, Республика Крым, Кемеровская область, Саратовская область, Ульяновская область) и (5) регионы-аутсайдеры демонстрирующие низкий уровень качества жизни, высокий уровень безработицы и средний уровень развития негосударственного сектора социальных услуг, но с потенциалом дальнейшего роста. Тестирование факторной модели показало, что ключевыми факторами, определяющими развитие негосударственного сектора социальных услуг, являются его профессионализация и ориентация региональных/муниципальных властей на развитие СО НКО и социального предпринимательства, также активная деятельность инфраструктурных организаций по развитию третьего сектора. Полученные результаты нашли отражение в 12 публикациях, включая 4 статьи в ведущих российских журналах, индексируемых в международных базах Scopus и/или WoS. Результаты проекта были представлены в 14 докладах на 7 международных и 3 всероссийских конференциях.

 

Публикации

1. Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Особенности социального обслуживания в населенных пунктах различных типов: взгляд потребителей услуг (по результатам всероссийского опроса) Социологический журнал, №4, Том 28, С. 60-81 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.19181/socjour.2022.28.3.9149

2. Гасумова С.Е., Старшинова А.В. Концепция цифрового социально-адаптационного участия в исследовании цифровизации социальных услуг Социальное пространство, №2, Том 8, С. 1-12 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15838/sa.2022.2.34.3

3. Мишеничев К.С., Сулимова А.А. Барьеры социальной интеграции людей с инвалидностью (на примере г. Пенза) Сборник научных трудов по итогам Международной научной конференции "Пронизывающая темпоральность", С. 215-222 (год публикации - 2022)

4. Старшинова А.В., Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Паттерны взаимодействия российских граждан с НКО в условиях институциональных изменений третьего сектора Журнал институциональных исследований, №4, Выпуск 14, С. 42-55 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17835/2076-6297.2022.14.4.042-055

5. Старшинова А.В., Бородкина О.И. Стратегии устойчивости социально ориентированных НКО: механизм грантовой поддержки Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 5, Т. 15, С. 221–236. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15838/esc.2022.5.83.12

6. Старшинова А.В., Бородкина О.И., Чикова Е.В. Проблемы развития некоммерческого сектора социальных услуг детям с расстройствами аутистического спектра Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология., №4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-4-631-642

7. Старшинова А.В., Гасумова С.Е., Безруков А.В. Ожидания граждан от цифровизации в сфере социальной защиты и социальных услуг Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология., Выпуск 2, стр. 315-328 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2078-7898/2022-2-315-328

8. Старшинова А.В., Чикова Е.В. Возможности НКО в помощи детям с расстройствами аутистического спектра Вестник Томского государственного университета, № 484, С. 218-227 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17223/15617793/484/24

9. Сулимова А.А. Социальная адаптация лиц, освободившихся из мест лишения свободы: барьеры и пути их преодоления Социальная работа: теория, методы, практика, Выпуск 6, С. 43-60 (год публикации - 2022)

10. Сулимова А.А. Проблемы трудоустройства лиц, освободившихся из мест лишения свободы Сборник трудов Международной научно-практической конференции "Социокультурные факторы консолидации современного общества", С. 351-355 (год публикации - 2023)

11. Чикова Е.В., Кузьмина А.П. Особенности цифровизации региональных социально ориентированных НКО: кейсы Екатеринбурга Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология., №2, Т. 15, Вып. 2, С. 137–154 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21638/spbu12.2022.203

12. Бородкина О.И. Social Risks of International Migration: Case of Russia The Palgrave Handbook of Global Social Problems, из-во Palgrave Macmillan, С. 1-11 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-030-68127-2_136-1


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
2023 год был посвящен исследованию трансформации социального государства на постсоветском пространстве с фокусом на странах Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан). Был проведен анализ статистических данных и открытых опубликованных материалов и правовых документов, регламентирующих развитие социальной сферы. В частности, анализировались такие ключевые нормативно-правовые акты как: Социальный кодекс Республики Казахстан; Законы Республики Казахстан (в том числе: «О профилактике бытового насилия» (2009), «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (2002), «О пробации» (2016)); Приказы профильных министерств, Стратегия «Казахстан-2050» и др. В Кыргызстане анализировались в первую очередь данные Национального статистического комитета Кыргызской Республики, Министерства труда, социального обеспечения и миграции, Государственной налоговой службы Кыргызской Республики, а также годовые отчеты ведущих НКО и крупных коммерческих компаний, практикующих корпоративную социальную ответственность. Что касается Узбекистана, было проанализировано 16 нормативно-правовых актов, включая Законы Республики Узбекистан («О гарантиях прав ребенка» (2008), «О государственном пенсионном обеспечении граждан» (1993), «О правах лиц с инвалидностью» (2020) «О социальном партнерстве» (2014), «О социальных услугах для престарелых, инвалидов и других социально уязвимых категорий населения» (2016) и др.); данные Института макроэкономических и региональных исследований и другие источники. В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане было проведено полевое исследование, включавшее экспертные интервью с руководителями и специалистами НКО и государственных социальных служб, социальными предпринимателями, представителями администраций, преподавателями вузов по специальности «социальная работа», а также фокус-группы с клиентами социальных служб и экспертами. В Казахстане было проведено 16 экспертных интервью в г. Астана и г. Алматы (в том числе, в таких организациях, как Общественный фонд “SmartCharity”, общественное объединение “Iclusion.kz”, Общественный фонд “Центр поддержки глухих инвалидов “Умит” и др.). В Кыргызстане было проведено 13 экспертных интервью и 6 фокус-групп в г. Бишкек (НКО «Сезим», Общественная организация «Национальное общество Красного Полумесяца Кыргызской Республики», «Ресурсный центр для пожилых», «Международное агентство по оказанию гуманитарной помощи ADRA», «Ассоциация социальных предпринимателей» и др.). В Узбекистане сбор эмпирического материала осуществлялся в гг. Ташкент, Чирчик, Самарканд в форме интервью с представителями негосударственных некоммерческих организаций, являющихся поставщиками социальных услуг, и общественных объединений (18 экспертных интервью) и фокус-группы с экспертами из академического сообщества. Анализ собранных данных позволяет утверждать, что во всех изучаемых странах происходит институционализация социального государства, в том числе через принятие соответствующих законов и создание новых институтов социальной поддержки, и достаточно активно развивается негосударственный сектор социальных услуг. В Республике Казахстан растет количество НКО, ориентированных на достижение социального эффекта за счёт систематической деятельности по решению тех или иных социальных проблем. В стране действует значительное количество международных организаций, которые являются не только финансовыми донорами, но и акторами адвокации социальных изменений на уровне законодательства в сфере социального обслуживания, однако их число и влияние постепенно сокращаются, чему способствуют и изменения законодательной базы (в том числе поправки, внесенные в Налоговый кодекс РК в 2023 году, об учёте НКО, которые получают иностранное финансирование). В результате сокращения международного финансирования развивается тренд на социальное партнерство с государственными структурами и развитие социального предпринимательства, закон о регулировании которого был принят в 2022 году. Что касается цифровизации, то в настоящее время этот процесс в сфере социального обслуживания находится, по оценкам экспертов, на невысоком уровне, что негативно сказывается на информационной доступности социальных услуг; однако, тренд на внедрение цифровых технологий, безусловно, имеет место. В Казахстане в последние годы наблюдается постепенная трансформация институтов социального обслуживания, что выражается в развитии социальной инфраструктуры государственных учреждений, в диверсификации источников финансирования для негосударственных организаций социальной сферы, в развитии многоуровневой системы поддержки семей. В Республике Кыргызстан, учитывая низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы и демографические тенденции, потребность в социальных услугах достаточно высока. И в отношении развития негосударственного сектора социальных услуг необходимо отметить следующие факты. Драйверами развития сектора выступили инвестиции и деятельность различных международных фондов и организаций, но в настоящее время их поддержка значительно снижается. Происходящая трансформация направлений деятельности НКО во многом определялась политикой международных фондов, в частности, произошла переориентация деятельности НКО с правозащитной тематики, развития гражданской активности и обучения руководителей так называемых «сельских» НКО на реализацию проектов в социальной сфере, работу с разными категориями благополучателей, которые слабо поддерживаются государством (лица с ОВЗ, пожилые, мигранты, жертвы насилия и т.д.), развитие инклюзивного образования, внедрение реабилитации на уровне общин, формирование цифровых компетенций. В то же время происходит развитие системы государственного контроля над деятельностью некоммерческого сектора и активное вовлечение лидеров НКО в законотворческую деятельность. Что касается взаимодействия с бизнесом, то механизмы полноценного партнерства бизнеса с государством и НКО по реализации и поддержке социальных проектов находятся на начальной стадии, но достаточно активно развиваются. Социальный бизнес уже в той или иной форме сформировался в таких направлениях как эко-производство, создание рабочих мест в удаленных сельских районах, оказание услуг социально уязвленным слоям населения, женское и инклюзивное социальное предпринимательство, а также социальный бизнес в IT-сфере. Республика Узбекистан была провозглашена социальным государством в 2023 году. До этого важным этапом развития социального государства стала принятая в 2022 году «Стратегия социальной защиты населения Республики Узбекистан», предусматривающая приоритетные направления и комплексные меры развития этой системы в период до 2030 г. Важным направлением реформирования системы социальной защиты Узбекистана является модернизация ее управления и создание Национального агентства социальной защиты, в ведение которого войдут структурные подразделения различных министерств, ранее выполнявших функции, связанные с обеспечением прав граждан на социальную защиту. Кроме того, происходит закрепление негосударственных некоммерческих организаций в качестве основных поставщиков социальных услуг. В целом анализ развития системы социальной помощи в странах Центральной Азии позволяет увидеть те же этапы, которые проходила российская система социального обслуживания, но с учетом национального контекста, предполагающего тесные родственные связи и значимую роль общины как актора помощи нуждающимся гражданам. Полученные результаты исследований были представлены в 22 устных докладах (в том числе в онлайн формате) на значимых международных и всероссийских конференциях. По результатам исследования в 2023 г. были опубликованы 17 научных работ, включая 10 статей, опубликованных (или принятых к публикации) в журналах, индексируемых в международных базах Scopus и/или WoS.

 

Публикации

1. Бородкин М.А. Цифровой социальный капитал российских регионов: теоретические подходы и практические аспекты Society and Security Insights, Том 7, №1, стр.87-102 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.14258/SSI(2024)1-06

2. Бородкина О.И., Старшинова А.В. PROBLEMS AND PROSPECTS OF FINANCIAL SUSTAINABILITY OF NGOS IN RUSSIA PROCEEDINGS OF 10TH SWS INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE ON SOCIAL SCIENCES - ISCSS 2023, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.35603/sws.iscss.2023/sv07.17

3. Романенко В.В., Бородкин М.А. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ: ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ Journal of Institutional Studies, 16(1), стр. 38–54 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.17835/2076-6297.2024.16.1.038-054

4. Федорова Е.Д. Инклюзивное школьное образование в негосударственных школах: проблемы и перспективы реализации (на примере Санкт-Петербурга) Теория и практика общественного развития, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.12.16

5. Архипова Е.Б. Повышение качества жизни пожилых в рамках групп самопомощи (на примере Кыргызстана) Xalqaro ilmiy konferensiya materiallari «INSON FAROVONLIGINI O‘RGANISHDA FANLARARO YONDASHUV», Т. 2, С. 449-451 (год публикации - 2023)

6. Архипова Е.Б. Дискурсивные стратегии власти и НКО: манипуляция успехом и достижениями Журнал исследований социальной политики, № 3, Т. 21, С. 399-414 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-3-399-414

7. Архипова Е.Б., Старшинова А.В., Бородкина О.И. Факторы развития негосударственного сектора социальных услуг в российских регионах Мир России. Социология. Этнология., № 4, Т. 32, С. 96-118 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1811-038X-2023-32-4-96-118

8. Бородкина О.И., Старшинова А.В. Problems and prospects of financial sustainability of NGOs in Russia Conference Proceedings of the X SWS conference on Social Sciences (ISCSS), - (год публикации - 2023)

9. Бородкина О.И., Старшинова А.В., Бородкин М.А. Contradictions in Development of the Welfare Non-Profit Sector in Russia Changing Societies & Personalities, №3, Vol. 7, pp. 45-64 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/csp.2023.7.3.240

10. Бородкина О.И., Сулимова А.А. Эко-социальные технологии интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья: региональные практики Социология науки и технологий, №4, Т. 14 (год публикации - 2023)

11. Бородкина О.И., Чикова Е.В. Актуальные проблемы развития третьего сектора социальных услуг на Дальнем востоке: на примере Хабаровского и Приморского края Регион: экономика и социология, №3 (год публикации - 2024)

12. Мишеничев К.С., Бородкина О.И. Проблемы социальной интеграции молодых временных мигрантов из России в Республике Казахстан в условиях глобальной неопределенности Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, №6 (год публикации - 2023)

13. Мишеничев К.С., Бородкина О.И. Актуальные проблемы формирования практик долговременного ухода за пожилыми с деменцией Журнал исследований социальной политики, № 3, Т. 21, С. 503-518 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-3-503-518

14. Романенко В.В., Сулимова А.А. Отношение жителей Санкт-Петербурга к сфере социального обслуживания населения Журнал исследований социальной политики, № 3, Т. 21, С. 433-448 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/727­-0634-­2023-­21­-3-­433­-448

15. Старшинова А.В. Новые институциальные формы социального обслуживания: векторы развития Журнал исследований социальной политики, № 3, Т. 21, С. 415-432 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-3-415-432

16. Старшинова А.В., Атабаева И.Б. Трансформация системы социального обслуживания в Узбекистане как фактор благополучия семей с детьми, детей и женщин Xalqaro ilmiy konferensiya materiallari «INSON FAROVONLIGINI O‘RGANISHDA FANLARARO YONDASHUV», Т. 1, С. 265-268 (год публикации - 2023)

17. Старшинова А.В., Проценко И.А. Социальные сети как способ поддержки онкобольных: преимущества и риски Вестник Томского государственного университета, №494 (год публикации - 2023)

18. Федорова Е.Д. Проблемы реализации инклюзивного образования в государственных школах Санкт-Петербурга Общество: социология, психология, педагогика, №10, С. 26-30 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24158/spp.2023.10.3

19. Архипова Е.Б., Бородкина О.И., Мишеничев К.С., Старшинова А.В., Сулимова А.А., Чикова Е.В. Актуальные вопросы развития социального государства в странах Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан Актуальные вопросы развития социального государства в странах Центральной Азии: Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан: коллективная монография / под ред. О. И. Бородкиной. — СПб.: Скифия-принт, 2023, 284 с. (год публикации - 2023)

20. Старшинова А.В., Бородкина О.И. Russian Social Services' System Transformation Risks in the Face of Uncertainty Globalization and Transformation of World Order, Chapter 5, pp. 93-108 (год публикации - 2023)

21. Чикова Е.В. Существуют ли государства всеобщего благосостояния в условиях экономической «аскезы»? Журнал исследований социальной политики, № 3, Т. 21, С. 570–576 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/727-0634-2023-21-3-570-576


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут получить широкое прикладное использование в социальной сфере, в том числе при разработке программ социального развития регионов, программ поддержки социального предпринимательства и инвестирования, при разработке стандартов социального обслуживания, при формировании критериев оценки выполнения регионами плана развития системы социального обслуживания. Результаты проекта могут быть использованы при создании информационно-методических материалов для органов управления сферой социального обслуживания и социальной защиты населения по следующим направлениям: совершенствование механизмов межсекторного взаимодействия; развитие форм участия/представительства некоммерческих и коммерческих организаций в государственных структурах, отвечающих за социальное развитие регионов (региональные Министерства социальной защиты, комитеты по социальной политике и др.); развитие системы независимой оценки качества оказания социальных услуг, включая оценку качества услуг, представляемых негосударственными поставщиками; повышение качества и доступности предоставления социальных услуг для населения. Результаты исследования по вопросам развития негосударственного сектора социальных услуг могут быть использованы в процессе совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СО НКО, социальных предпринимателей и инвесторов. Результаты, полученные в ходе исследования, проведенного в Республиках Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, будут способствовать развитию сотрудничества с этими странами в социальной сфере, а также в области межвузовского сотрудничества. Кроме того, результаты проекта могут быть использованы при разработке и модернизации учебных программ для бакалавров и магистров по направлениям: «социология», «социальная работа», «менеджмент в социальной сфере», «социальное предпринимательство», «социальная политика», «государственное и муниципальное управление».