КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-18-00521

НазваниеЛонгитюдное исследование взаимосвязи эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста и младших школьников

РуководительВеракса Николай Евгеньевич, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет имени M.В.Ломоносова», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (35).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаПсихология,эмоциональное, когнитивное развитие, диалектика, дошкольный, младший школьный возраст

Код ГРНТИ15.31.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема Проекта 2022 заключается в разработке нового подхода к эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста. Решение поставленных в Проекте 2022 задач позволит проработать целый ряд актуальных теоретических вопросов. Актуальность решения указанной выше научной проблемы заключается в том, что будет изучена структура взаимосвязи между диалектическим мышлением и формально-логическим мышлением, а также пониманием эмоций детьми младшего школьного возраста. В рамках Проекта 2022 будет продолжено лонгитюдное исследование, что позволит расширить возрастной диапазон изучаемой выборки с дошкольного до предподросткового возраста. В совокупности исследование охватит развитие детей в течение 5 лет (с 5 до 10 лет). Лонгитюдный тип исследований является одним из самых сложных в плане организации и реализации, но при этом позволяет получить наиболее ценные данные о динамике развития детей и надежные научные результаты. Тем не менее на момент подготовки и подачи заявки уже получены письменные согласия от школ, в которых обучаются дети, принимавшие участие в Проекте 2019. Научная новизна Проекта 2022 определяется расширением возрастного диапазона впервые применяемых методов на российской выборке, а также рассмотрение полученных результатов проекта в кросс-культурном контексте. Проект предполагает создание и апробацию инструментария, направленного на изучение влияния культурных убеждений педагогов на развитие эмоций у детей, что в сравнении с полученными данными о когнитивном и эмоциональном развитии детей позволит понять вклад образовательной среды в становление этих процессов. Научная значимость такого исследовательского результата будет заключаться в выявлении системообразующего фактора, определяющего структуру указанных взаимосвязей, а также получение норм для методического инструментария, направленного на исследование эмоционального развития, развития формально-логического и диалектического мышления. Кроме того, значимой задачей является продвижение на пути к пониманию того, в какой мере отношение между когнитивными и эмоциональными процессами сохраняются или модифицируется в начальной школе, когда ребенок переходит к освоению системы научных понятий. Полный перечень задач и обоснование их достижимости представлено в заявке. На основе результатов будут разработаны методические рекомендации, адресованные родителям и педагогам начальной школы, направленные на поддержку адаптации к школьному обучению и созданию эмоционально комфортной обстановки в детском коллективе. Будут подготовлены не менее 7 публикаций в периодических изданиях, индексируемых в Scopus, WoS (не менее 3 в журналах Q1-Q2). Результаты проекта будут представлены на не менее чем 6 международных конференциях. Научный коллектив в ходе реализации проекта планирует принять участие в международных коллаборациях с ведущими международными экспертами в области изучения эмоционального и когнитивного развития детей из более чем 10 стран.

Ожидаемые результаты
В рамках Проекта 2022 будут получены следующие научные результаты: 1. На основе продолжения исследования будет проведен анализ лонгитюдных данных об эмоциональном и когнитивном развитии не менее 300 детей в возрасте с 8 до 10 лет, что позволит расширить диапазон лонгитюдного исследования с дошкольного до предподросткового возраста. В совокупности исследование охватит развитие детей в течение 5 лет (с 5 до 10 лет). 2. Будет расширен диапазон возрастных норм для диагностического инструментария, предназначенного для оценки эмоционального развития (понимания скрытых, смешанных эмоций, способов совладания с эмоциями и др.), формально-логического мышления и диалектического мышления с дошкольного до младшего школьного возраста (с 5 до 10 лет). 3. Будет разработан и адаптирован инструмент для оценки субъективных переживаний и оценки детьми собственных когнитивных, регуляторных и социально-эмоциональных достижений в рамках адаптации к школьному обучению. 4. Будут изучены субъективные переживания и оценка детьми собственных когнитивных, регуляторных и социально-эмоциональных достижений в рамках адаптации к школьному обучению. 5. Будут сопоставлены массивы данных об особенностях школьной адаптации каждого ребенка, полученных от учителей и первоклассников, с целью определения степени согласованности оценок и анализа точности наблюдений педагога о когнитивном, регуляторном, социально-эмоциональном компонентах школьной адаптации. 6. Будет осуществлен качественный и количественный анализ данных, ранее полученных в рамках структурированного интервью и диагностики детей, репрезентирующих фундаментальные взаимосвязи аффективных и интеллектуальных структур становления детского сознания с помощью применения процедур качественного и количественного анализа. 7. Будет продолжена разработка перспективного направления, связанного с изучением опережающего развития российских детей в отношении понимания моральных, смешанных и скрытых эмоций (по сравнению с результатами детей, полученными в зарубежных исследованиях) с целью оценки возможного вклада семейного окружения и особенностей работы образовательной системы. 8. В сотрудничестве с ведущими учеными (более чем из 10 стран) в области изучения эмоционального развития будет разработан и запущен международный инструмент для изучения влияния культурных убеждений взрослых на развитие и выражение эмоций у детей в разных странах. 9. Будет собран и затем проанализирован обширный массив данных об убеждениях и культурных установках российских учителей относительно переживания и выражения эмоций детьми в школьной среде. 10. Более чем в 10 странах будут собраны и затем проанализированы убеждения и культурные установки учителей относительно переживания и выражения эмоций детьми в школьной среде. 11. Будут разработаны методические рекомендации, адресованные родителям и педагогам начальной школы, направленные на поддержку адаптации к школьному обучению и созданию эмоционально комфортной обстановки в детском коллективе. 12. Будет проведен анализ психометрических свойств методик, предназначенных для оценки эмоционального и когнитивного развития детей, при традиционной и цифровой процедуре обследования детей 13. Будут подготовлены не менее 7 публикаций в периодических изданиях, индексируемых в Scopus, WoS (не менее 3 в журналах Q1-Q2). 14. Результаты проекта будут представлены на не менее чем 6 международных конференциях. Научная значимость результатов связана с разработкой нового подхода к эмоциональному развитию ребенка дошкольного возраста, основанному на положении Л.С.Выготского о единстве аффекта и интеллекта и современной концепции развития понимания эмоций в детском возрасте Ф.Понса. Как показали результаты проведенного исследования, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляет собой процесс, в котором участвует две формы мышления: формально-логическая и диалектическая. Было показано, что существует взаимосвязь понимания эмоций и диалектического мышления, а также понимания эмоций и формально логического мышления. Эти результаты ставят целый ряд теоретических вопросов для дальнейшего исследования: 1) Необходимо исследовать структуру взаимосвязи между диалектическим мышлением и формально-логическим мышлением и пониманием эмоций детьми младшего школьного возраста и понять, что является системообразующим фактором определяющим структуру этой связи. 2) В теоретическом отношении интерес представляет вопрос о соответствии полученных результатов и концепции развития интеллекта Ж. Пиаже. Безусловную значимость будет иметь получение норм для методического инструментария, направленного на исследование эмоционального развития, развития формально-логического и диалектического мышления. 3) Важным представляется понимание того, в какой мере отношение между когнитивными и эмоциональными процессами сохраняются или модифицируется в начальной школе, когда ребенок переходит к освоению системы научных понятий. Масштабность и комплексность указанных результатов связана с разработкой и апробацией методик изучения когнитивного и эмоционального развития ребёнка, включая классические инструментальные исследования, лонгитюдный характер исследования, а также кросс-культурные сопоставления полученных данных. Исследование соответствует мировому уровню, что отражено в совместных публикациях с известными зарубежными специалистами. Отдельно следует остановиться, помимо полученных данных, на результатах проведённого исследования применительно к диалектическому мышлению детей. Последователи подхода Ж. Пиаже стали рассматривать диалектическое мышление как относительно позднюю, пост формальную стадию интеллектуального развития взрослого человека. В наших исследованиях было показано, что диалектическое мышление характерно уже для детей дошкольного возраста, что связано с особенностями игровой деятельности дошкольника. Таким образом принципиально изменяется контекст интерпретации эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста, включающего диалектическое мышление как один из механизмов развития понимания эмоций в детском возрасте. Полученные нами данные представляют несомненный интерес для специалистов, занимающихся изучением диалектического мышления взрослых, поскольку они вынуждены рассматривать возможности развития диалектического мышления, начиная с дошкольного детства. Таким образом полученные данные приобретают свою значимость не только в контексте дошкольного и младшего школьного возраста, но и в эмоциональном развитии взрослых. Проведенное исследование поднимает целый ряд комплексных проблем, связанных с особенностями культурных средств, осваиваемых детьми. Прежде всего отчётливо выступает проблема продуктивности мыслительной деятельности детей. В частности она обусловлена, по нашим данным, особенностями репрезентаций и понятийной сферы детей. Исследование этих вопросов представляет интерес особенно в связи с переходом из дошкольного возраста в начальную школу, когда происходит смена приоритетов средств умственной деятельности детей. Здесь возможно получение интересных и значимых данных, отражающая связь применяемых детьми средств для решения различных задач и особенностей развития когнитивной и аффективной сферы ребёнка в контексте становления двух форм мышления. Общественная значимость результатов определяется возможностью развития продуктивности познавательной деятельности детей дошкольного возраста, их эмоциональной стабильностью, а также созданием системы мониторинга когнитивного и эмоционального развития детей и возможностями влияния на качество дошкольного и начального общего образования. При этом результаты исследования будут доведены не только до специалистов, но и для родителей, заинтересованных в успешности процесса социализации детей с помощью научно-популярных публикаций и рекомендаций, размещенных в сети Интернет. Соответствие предполагаемых результатов мировому уровню исследований определяется, с одной стороны, лонгитюдными характером исследования в сочетании с качественными и количественными исследовательскими методами, а также наработанными в ходе реализации проекта рабочими контактами с такими центрами в области психологии развития и образования как Гетеборгский университет и университет Осло. Участие таких выдающихся исследователей в области изучения эмоционального и когнитивного развития детей как Ф.Понс (университет Осло, Норвегия), И.Прамлинг-Самуэльсон (Гетеборгский университет, Швеция), М.Бессечес (Университет Саффолк, Бостон, США) делает возможным как проведение кросс-культурных исследований, так и обсуждение полученных результатов с позиций различных научных школ, построенных на модернистских и постмодернистских основаниях. Одна из задач, которая решается в ходе взаимодействия с зарубежными коллегами, это формирование более четкого представления отечественных теоретических подходов. Возможность практического использования ожидаемых результатов проекта в экономике и социальной сфере определяется разработкой методов, направленных на диагностику когнитивного и эмоционального развития в младших школьников; использованием разработанных рекомендаций для педагогов и родителей с целью поддержки эмоционального развития детей, а также разработки новых образовательных технологий.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
За отчетный период достигнуты все заявленные конкретные результаты, реализован ежегодный цикл сбора лонгитюдных данных о развитии детей (в период взросления с 8 до 9 лет); сверх плана проведена аналитическая работа с лонгитюдными данными, собранными за весь период исследования. Разработан инструмент «Шкала школьной адаптации» в двух версиях (для учителей и детей) и проведена его апробация на базе общеобразовательных школ. Проанализирована согласованность ответов в парах учитель-ребенок; определена внутренняя согласованность обеих версий шкал; проанализирована роль пола и возраста детей в процессе школьной адаптации; выявлена связь школьной адаптации с показателями академической успешности детей. В версии для учителей высокими показателями внутренней согласованности обладают как сами шкалы по отдельности, так и общий показатель на основе всех пунктов инструмента. Установлено, что версия опросника для детей не характеризуются внутренней согласованностью. Оценка действительной факторной структуры данных, полученных с помощью детской версии, показала, что все пункты методики вместо трех спланированных шкал нагружают два фактора с общей позитивной и негативной коннотацией. Полученный результат может рассматриваться как косвенное подтверждение феномена «глобальной самооценки» в детском возрасте; в данном случае на примере слабой дифференциацией различных аспектов адаптации. Использование обеих версий инструмента рекомендуется для получения информации о школьной адаптации ребенка в рамках практической диагностики. В исследовательских целях представляется возможным применение версии инструмента для учителей благодаря ее высоким показателям надежности. Изучены субъективные переживания и оценка детьми собственных когнитивных, регуляторных и социально- эмоциональных достижений в рамках адаптации к школьному обучению. Выявлено, что чаще всего у первоклассников возникают сложности в сфере взаимодействия и регуляции эмоций (например, 58.3% детей никогда не сообщают учителю о сложностях в понимании материала; 47.2% не могут сдерживать негативные эмоции, находясь в школе). Когнитивные и регуляторные задачи вызывают у детей меньше сложностей. (98.7% детей радуются успехам в учебе; 85% с интересом узнают новое; 84.4% хорошо понимают, что объясняет учитель; 69% справляются со всеми заданиями на уроках). Установлено гендерные различия, свидетельствующие о более высоких показателях общей школьной адаптации и саморегуляции в учебном процессе у девочек по сравнению с мальчиками при контроле возраста (по наблюдениям учителей и самих детей). Сопоставление данных о гендерных различиях показало, что от внимания учителей ускользают имеющиеся у мальчиков сложности в решении познавательных задач и эмоционального комфорта. Выявлена связь всех компонентов школьной адаптации кроме эмоционального комфорта с отметками по основным предметам (математика, русский язык, чтение) за первое полугодие первого класса. Сопоставлены данные об особенностях школьной адаптации детей, полученные от учителей и первоклассников, с целью определения степени согласованности оценок, а также анализа точности наблюдений педагога о компонентах школьной адаптации. Показно, что согласованность между ответами учителей и детей достигает наибольших значений по пунктам, относящимся к процессу обучения. Наименьшая согласованность выявлена по пунктам, связанным с эмоциональными переживаниями детей и востребованностью среди сверстников. Учителя занижают степень радости ребенка от собственных успехов в учебе и интерес узнавать что-то новое и не замечают, что некоторые дети испытывают одиночество в школе. Осуществлен качественный и количественный анализ данных, ранее полученных в рамках структурированного интервью и диагностики детей, репрезентирующих фундаментальные взаимосвязи аффективных и интеллектуальных структур становления детского сознания. Качественные данные были собраны в рамках структурированного интервью с детьми. Интервью включало перечень из 20 открытых вопросов, стимулирующих детские размышления и репрезентацию потенциальных моральных, ценностных и культурных аспектов мышления детей. Статистический анализ подтверждил наличие фундаментальных связей психического развития ребенка с особенностями становления структуры сознания и картины мира ребенка. Показано, что дети, которые под правилами понимают не разрозненные требования, а систему норм и договоренностей для обеспечения безопасности и справедливости во многих сферах жизни, имеют значимо более высокие результаты в развитии: понимания эмоций, когнитивной гибкости, сдерживающего контроля и телесной саморегуляции. Дети, которые при размышлениях о вопросах идентичности (напр., о собственной уникальности или о том, кто такой лучший друг) отмечают уникальные особенности личности вместо внешних атрибутов и наружности обладают более богатым словарным запасом, лучшим сдерживающим контролем и развитой слухоречевой рабочей памятью. Более подробно результаты будут освещены в готовящейся публикации. Проведен анализ психометрических свойств методик, предназначенных для оценки эмоционального и когнитивного развития детей, при традиционной и цифровой процедуре обследования детей на выборке не менее 100 детей. Доказана эффективность использования цифровых версий семи основных методик проекта. Переход к использованию цифровых версий методик представляется актуальным по ряду причин: автоматизированная процедура диагностики позволит унифицировать процедуру обследования детей относительно скорости, интонации и четкости проговаривания инструкций, а также порядка предъявления заданий; будет устранена вероятность некорректного внесения ответов ребенка в протокол; автоматическая фиксация всех ответов ребенка обеспечит формирование массива данных, с помощью которого могут быть проанализирована утомляемость; будет обеспечена высокая доступность методик для специалистов. В сотрудничестве с зарубежными коллегами разработан и запущен международный инструмент для изучения влияния культурных убеждений взрослых на развитие и выражение эмоций у детей в разных странах. Сверх запланированого объема работы проведена аналитическая работа с лонгитюдными данными, собранными за весь период исследования, в результате которой эмпирически продемонстрирована лонгитюдная динамика связи формально-логического и диалектического мышления, а также способности детей понимать природу и причину эмоций. Подготовлено 5 публикаций в периодических изданиях, индексируемых в Scopus, WoS (в т.ч. одна публикация в Q1). Результаты проекта представлены на 4 международных и 2 всероссийских конференциях и форумах, а также освещены руководителем проекта Н.В.Вераксой в рамках прямого эфира «Международный семинар «Диалектика Выготского», с трансляцией и сохранением записи на видеохостинговой площадке YouTube. Запись эфира находится в открытом доступе (https://www.youtube.com/watch?v=CDVzFsU6gjo).

 

Публикации

1. Александр Николаевич Веракса, Маргарита Николаевна Гаврилова, Ольга Александровна Дмитриева, Юрий Иванович Семенов Диагностика учебной мотивации в дошкольном детстве: тестирование психометрических свойств русскоязычной версии Child Behaviour Motivation Scale Education and Self-development, 17 (4) (год публикации - 2022)

2. Веракса Н.,Басечес М., Брандао А. Dialectical Thinking: A Proposed Foundation for a Post-modern Psychology Frontiers in Psychology, 13,1-15 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.710815

3. Веракса Н.Е., Алмазова О.В., Тарасова К.С Диалектическое и формально-логическое мышление старших дошкольников Российский психологический журнал, ТОМ 19, № 2, 129-149 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21702/rpj.2022.2.10

4. Веракса Н.Е.,Айрапетян З.В., Алмазова О.В.,Тарасова К.С. Развитие формально-логического и диалектического мышления у детей 5-8 лет Культурно-историческая психология, - (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Запланированные работы по исследовательскому проекту «Лонгитюдное исследование взаимосвязи эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного возраста и младших школьников» в заключительном 2023 году были выполнены в полном объеме, включая проведение анализа лонгитюдных данных об эмоциональном и когнитивном развитии детей в возрасте с 8 до 10 лет; расширение диапазона возрастных норм для разработанного диагностического инструментария; сбор и анализ данных об убеждениях и культурных установках учителей относительно переживания и выражения эмоций детьми в школьной среде в России и других странах; а также разработку методических рекомендаций для родителей и педагогов по поддержке эмоционального развития детей младшего школьного возраста. Ниже описаны полученные результаты по каждому из перечисленных направлений работы. 1. Собраны и проанализированы лонгитюдные данные об эмоциональном и когнитивном развитии детей в период взросления с 8 до 10 лет. Кроме того, проведена аналитическая работа на материале уникального лонгитюдного массива, который был собран за весь период исследования и в совокупности охватывает период развития детей в течение 5 лет (с 5 до 10 лет). Лонгитюдный тип исследований является одним из самых сложных с точки зрения организации и реализации, но при этом позволяет получить наиболее ценные данные о динамике развития детей и надежные научные результаты. Так, были определены и описаны лонгитюдные закономерности развития формально-логического мышления, диалектического мышления и способности понимать природу и причину эмоций, включая сложные и смешанные эмоции с дошкольного до предподросткового возраста. Установлено, что старший дошкольный возраст (5-7 лет) является сенситивным для развития понимания эмоций с помощью механизмов диалектического и формального мышления. 2. Расширен диапазон возрастных норм для набора из семи методик, предназначенных для оценки эмоционального развития (понимания скрытых, смешанных эмоций, способов совладения с эмоциями и др.), формально-логического мышления и диалектического мышления с дошкольного до младшего школьного возраста (для оценки формально-логического мышления («Весы», «Вероятность», «Цилиндр»); для оценки диалектического и творческого мышления («Что может быть одновременно?», «Циклы», «Рисунок необычного дерева»); для оценки эмоционального развития детей («Тест на понимание эмоций»). Разработка норм для указанных методик обеспечивает возможность их дальнейшего использования специалистами в рамках исследовательской и консультативной деятельности. 3. Изучены убеждения и культурные установки российских учителей относительно переживания и выражения эмоций детьми в школьной среде. Данные были собраны с помощью ранее разработанного в рамках данного проекта опросника на выборке как опытных педагогов с большим педагогическим стажем, так и молодых специалистов, работающих в школе первый год. Показано, что по мере увеличения педагогического стажа, учителя в меньшей степени рассматривают детские эмоции как фактор риска для академических достижений и успешного обучения, а также чаще готовы рассматривать эмоциональное благополучие и академические достижения детей в классе как более важное условие, чем собственные эмоциональное благополучие. Выявлено, что чем больше детей в классе, тем в меньшей степени учителя готовы предоставлять детям право открыто выражать негативные эмоции, и тем в большей степени ставят собственный авторитет выше эмоционального благополучия и желания учеников. 4. Проанализированы убеждения и культурные установки взрослых относительно переживания и выражения эмоций детьми в России, Норвегии и Великобритании. Показано, что факторная конфигурация данных, отражающих отношение взрослых к проявлению эмоций детьми в России, полностью отличается от конфигурации в Великобритании и Норвегии. Если в Великобритании и Норвегии взрослые скорее нейтрально относятся к проявлению любых чувств детьми как дома, так и в обществе, то в России стремление регулировать выражение детских эмоций проявляется во многих аспектах взаимодействия взрослых и детей. Многие взрослые в России считают важной задачей обучить ребенка навыкам эмоционального контроля, а также стремятся выстраивать более сдержанные эмоциональные отношения с тем, чтобы не избаловать детей чрезмерным вниманием. 5. Разработаны методические рекомендации, адресованные родителям и педагогам начальной школы, направленные на поддержку эмоционального развития в школьной среде и создание эмоционально комфортной обстановки в классе. 6. Результаты исследования отражены в 4 публикациях в периодических изданиях, индексируемых в Scopus, WoS. А также результаты отражены в международной монографии, обобщившей в себе основные результаты проекта: Veraksa, Nikolay, and Ingrid Pramling Samuelsson, eds. Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education. Vol. 4. Springer Nature, 2022. Менее чем за год с момента издания данная монография была приобретена профильными специалистами более 20 000 раз. 7. Результаты исследования представлены на 2 международных и 2 всероссийских конференциях.

 

Публикации

1. Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Лонгитюдное исследование понимания смешанных эмоций детьми 5-6 и 7-8 лет: когнитивный аспект Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, Т. 46, № 1. С. 152–174. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.11621/vsp.2023.01.07

2. Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В.,Тарасова К.С. Динамика развития диалектического и формально- логического мышления в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте Психолого-педагогические исследования, - (год публикации - 2024)

3. Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Тарасова К.С. Диалектическое и формальное мышление в контексте понимания эмоций детьми младшего возраста Теоретическая и экспериментальная психология, № 3 (16). С. 72–91. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.11621/TEP-23-20

4. Веракса Н.Е., Асланова М.С., Тарасова К.С., Клименко В.А. Сопоставление традиционной и цифровой версий методики диагностики когнитивной гибкости у дошкольников Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика, Vol. 20 No. 1, pp. 105–125 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22363/2313-1683-2023-20-1-105-125


Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов настоящего проекта в экономике и социальной сфере мы видим прежде всего в пяти направлениях. Во-первых, обеспечена возможность применения специалистами объективных методик для диагностики эмоционального и когнитивного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Нормирование методик позволило включить в арсенал школьных психологов и психологов образования надежные диагностические инструменты для комплексного дифференцированного обследования психического развития воспитанников детских садов и учеников начальной школы, включая аспекты эмоционального и когнитивного развития, а также особенностей адаптации к школьному обучению. Во-вторых, полученные результаты могут быть использованы при разработке технологий и материалов для развития эмоциональной и когнитивной сферы детей дошкольного и начального школьного возраста с учётом операций формального мышления (мультипликация, прогнозирование, сериация и др.). Результаты проекта найдут свое применение в системе образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку подчеркивают востребованность детской индивидуальности в процессе обучения, включая эмоциональную и когнитивную сферу детской личности. В-третьих, методические рекомендации, сформулированные за весь период реализации проекта, в научно-популярной форме освещают выявленные закономерности когнитивного и эмоционального развития, описывают условия гармоничной школьной адаптации и предлагают родительскому и педагогическому сообществу адекватные приемы построения образовательного пространства для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В-четвертых, результаты проекта активно используются в учебных курсах в рамках высшего профессионального образования (внедрен учебный курс «Лонгитюдные и популяционные исследования в образовании» для студентов факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова) и курсов повышения квалификации для психологов-педагогов. В-пятых, реализация проекта позитивно отражается на репутации российской психологической науки в международном пространстве, а также способствуют развитию, совершенствованию и продвижению фундаментальных отечественных психологических подходов к пониманию развития и обучения детей. Результаты проекта вызвали интерес у специалистов, что выражается в поступивших предложениях о потенциальном международном сотрудничестве и активном цитировании вышедших в рамках проекта научных публикаций (к моменту завершения проекта насчитывается более 70 цитирований, 33 из которых приходятся на англоязычные издания). Обобщившая в себе основные результаты данного проекта монография «Piaget and Vygotsky in XXI century: Discourse in early childhood education» (Springer Nature) была скачена более 20 000 раз.