КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-19-00376

НазваниеЭкспериментально-теоретическое исследование полуэмпирических моделей взаимодействия судов со льдом

РуководительКуркин Андрей Александрович, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева", Нижегородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2024 г. 

Конкурс№68 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-104 - Движение объектов и аппаратов в различных средах

Ключевые словамодель ледяного покрова, феноменологическая модель, математическая модель, лабораторные эксперименты, опытовый бассейн, разрушение ледяного покрова, прогнозирование ледопроходимости, ледовая ходкость

Код ГРНТИ55.45.03


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Арктика обладает уникальным природно-ресурсным и инфраструктурным потенциалом, а ее освоение обоснованно становится приоритетом политики обеспечения национальной безопасности, реализуемой нашим государством. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) осуществляется по двум основным направлениям: широкого освоения минерально-сырьевого потенциала и развития транспортной системы, в том числе обеспечивающей транзитные перевозки по Северному морскому пути (СМП). Системное освоение ресурсного потенциала арктического шельфа и развитие транспортной инфраструктуры СМП становятся для России главными составляющими государственной политики. Наиболее универсальным средством продления навигации и борьбы с ледовыми затруднениями является ледокольный флот. За более чем полутора вековую историю его развития в значительной мере претерпели изменение ледокольные концепции, накоплен значительный опыт проектирования ледоколов. В этих процессах важную роль играли теоретические и экспериментальные исследования ледовой ходкости. Тем не менее, анализ точности методов прогнозирования ледопроходимости показывает, что развитие физического моделирования и математического описания взаимодействия судов со льдом зашло в тупик. Расширение фундаментальных исследований в теоретическом и экспериментальном направлении позволит углубить понимание физических процессов взаимодействия судов со льдом и обеспечить научно-технический прогресс в области проектирования и постройки высокоэффективных средств преодоления ледяного покрова. Предлагаемый проект посвящен разработке экспериментально-теоретических методов прогнозирования ледовой ходкости, позволяющих детально учитывать форму корпуса ледокола во взаимодействии с окружающей средой. Предлагаемое исследование лежит в области фундаментальных основ корабельной ледотехники, связано с представлением о взаимодействии ледокольного судна с ледяным покровом и представляется своевременным и актуальным вкладом в исследование взаимодействия корпуса судна со льдом. Основное внимание будет уделено обоснованию теории и разработке практических методов прогнозирования ходкости судов ледового плавания, ориентированных на условия их эксплуатации. Будут проведены комплексные исследования процессов разрушения ледяного покрова и сопротивления льда движению судна. В ходе выполнения проекта предлагается произвести: - разработку перспективной физической модели ледяного покрова на основе вмораживаемых в лёд частиц полиэтилена высокого давления; - разработку альтернативных методик физического моделирования ледового сопротивления; - анализ напряженного состояния, характеристик деформирования и разрушения ледяного покрова; - экспериментальные исследования в опытовых бассейнах НГТУ им. Р. Е. Алексеева» с различными физическими моделями ледяного покрова; - теоретическое обоснование структуры расчетных моделей ледового сопротивления; - настройку полуэмпирических моделей расчета ледового сопротивления с использованием регрессионного анализа; - создание феноменологических моделей взаимодействия корпуса ледокола со льдом; - оценку сопротивления льда движению ледоколов с различными обводами корпуса. Научную новизну работы составляют: - новые материалы и технологии проведения модельных ледовых испытаний; - методы и результаты настройки полуэмпирических моделей расчета ледового сопротивления по данным экспериментальных исследований; - методы пересчета ледового сопротивления с прототипа и физической модели; - структура полуэмпирических моделей расчета ледового сопротивления; - методики моделирования ледового сопротивления; - новые методы оценки качества ледокола с помощью коэффициентов, характеризующих его ледовую ходкость.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты реализации проекта включают: • на основе проведения серий экспериментов по определению физико-механических характеристик перспективных моделей ледяного покрова будут разработаны новые методы приготовления модельного лабораторного льда; • на основе анализа математических моделей деформирования ледяного покрова будут предложены методы пересчета ледового сопротивления с модели на натуру; • планируется сравнение данных пересчёта с физических моделей с результатами исследований ледовой ходкости натурных судов; • на базе разработанных теоретических моделей и результатов проведённой экспериментальной работы будут построены полуэмпирические модели прогнозирования сопротивления судов в различных ледовых условиях; • по результатам проведённых исследований будет выполнено обоснование подходов создания обучающейся системы прогнозирования ледовой ходкости. Имеющийся у коллектива научный задел и высокий уровень оснащения задействованных лабораторий позволяют получать результаты мирового уровня. Выполнение плана теоретического исследования позволит раскрыть новые аспекты сложного механизма разрушения ледяного покрова и способствовать построению обобщенной модели ледового сопротивления судна. Прикладное значение результатов исследования обусловлено возможностью использования полученных теоретических зависимостей при разработке методик прогнозирования ходкости средств разрушения ледяного покрова и нормативных документов на проектирование корабельной ледотехники. Комплексность поставленных задач определяется совместным использованием для их решения современных методов анализа и обработки больших массивов данных, оценок в рамках известных теоретических моделей и лабораторного эксперимента. Привлечение к предлагаемым работам аспирантов и студентов приведет, в случае поддержки проекта, к приобретению и усовершенствованию ими навыков проведения натурных исследований и современного численного моделирования.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Системное освоение ресурсного потенциала арктического шельфа и развитие транспортной инфраструктуры СМП становятся для России главными составляющими государственной политики. Наиболее универсальным средством продления навигации является ледокольный флот. За более чем полутора вековую историю его развития накоплен значительный опыт проектирования ледоколов. В этих процессах важную роль играли теоретические и экспериментальные исследования ледовой ходкости. Тем не менее, анализ точности методов прогнозирования ледопроходимости показывает, что развитие физического моделирования и математического описания взаимодействия судов со льдом зашло в тупик. Расширение фундаментальных исследований в теоретическом и экспериментальном направлении позволит углубить понимание физических процессов взаимодействия судов со льдом и обеспечить научно-технический прогресс в области проектирования и постройки судов ледового плавания. Проект посвящен разработке экспериментально-теоретических методов прогнозирования ледовой ходкости, позволяющих учитывать форму корпуса ледокола при взаимодействии со льдом. Основное внимание уделено обоснованию теории и разработке практических методов прогнозирования ходкости ледоколов; комплексным исследованиям процессов разрушения композитного льда различных конструкций по разным схемам нагружения; проектированию и изготовлению оборудования для модернизации ледового опытового бассейна. В ходе выполнения проекта получены научно значимые результаты. Выполнено теоретическое обоснование структуры расчетных моделей ледового сопротивления при движении ледокола в сплошном льду. Описана физическая картина взаимодействия корпуса судна со льдом. Выполнен обоснованный подбор полуэмпирических моделей расчета ледового сопротивления, наиболее полно учитывающих геометрические характеристики судна и физико-механические характеристики льда. Для анализа выбраны наиболее полно разработанные методы расчета ледового сопротивления при движении судов в сплошном льду. Для создания полуэмпирической модели сопротивления при движении в сплошных льдах подобраны методы для построения полуэмпирических моделей расчета ледового сопротивления. Сопротивление движению судна в ровном сплошном льду обусловлено затратами энергии на: ломку ледяного покрова; локальное разрушение кромки льда в местах контакта с корпусом судна; поворачивание, притапливание и раздвигание обломков льда; сопротивление снега; трение льда о корпус судна. Для удобства теоретических и экспериментальных исследований чистое ледовое сопротивление представлено из трех взаимонезависимых частей: сопротивление разрушению целого льда; сопротивление обломков льда; сопротивление снега. Действие отдельных составляющих ледового сопротивления основано на рассмотрении картины движения ледокола в сплошном льду и специальных модельных исследованиях. Математическая модель сопротивления построена с учетом энергетического подхода к разрушению льда. При построении теоретической модели сопротивления использовались математические модели, упрощающие физическую реальность. Представлен полуэмпирический способ расчета чистого ледового сопротивления с учетом физико-механической картины разрушения ледяного покрова судами и теоретико-экспериментальных исследований. Для настройки полуэмпирических моделей на экспериментальные данные сопротивления спроектированы и изготовлены модели судов ледового плавания в различных масштабах. Для этого проанализированы различные формы корпуса существующих проектов речных и морских ледоколов и выбраны пять проектов судов: ледокол проекта 16 мощностью 1320 кВт; рейдовый ледокол (буксир-толкач) проекта Р47 мощностью 442 кВт; ледокол проекта 1105 мощностью 4650 кВт; мелкосидящий ледокол проекта 1191 мощностью 4815 кВт; морской ле-докол проекта 21900 «Москва». В ходе эксперимента необходимо контролировать физико-механические характеристики модельного льда. Для этого выполнено проектирование, изготовление и наладка лабораторного оборудования для их измерения. Для определения характеристик льда необходимы специальные устройства и приспособления, которые не производятся промышленностью. Поэтому лабораторное оборудование для определения основных физическо-механических характеристик спроектировано, изготовлено и произведена его наладка. Это позволит оценить достоверность моделирования и произвести вычисления при пересчете данных опытов на натуру. Экспериментальные исследования в опытовых бассейнах моделей судов являются актуальными на сегодняшний день, поскольку проведение натурных испытаний является сложным и дорогостоящим мероприятием. Для получения надежных результатов необходимо иметь со-временное оборудование. В настоящее время буксировочная система ледового бассейна представляет собой гравитационный привод для буксировки модели и имеет недостатки. Модель буксируется при помощи бесконечного троса. Сопротивление модели задается весом подвешенного груза. Скорость движения модели измеряется частотомером и оптронным датчиком. Для проведения много-факторных исследований и обработки результатов испытаний в темпе эксперимента необходимо создание самоходной буксировочной тележки, отвечающей современным требованиям и задачам. Для этого выполнено проектирование оборудования для буксировочных испытаний моделей судов. Разработана и создана самоходная буксировочная тележка. Разработан и создан информационно-измерительный комплекс, позволяющий вести сбор и обработку информации в темпе эксперимента. Проведены экспериментальное исследование параметров процесса разрушения композитного ледяного покрова различных конструкций по схемам нагружения «центральный про-лом» и «прокладка канала» с записью диаграмм разрушения. Исследовались различные варианты конструкций композитной модели. Варьировалась форма гранул (сферическая и в виде усечённого конуса), размеры гранул (диаметр характерного сечения от 3 до 20 мм), количество слоёв укладки (от 1 до 4), глубина проморозки. В ходе проекта были получены диаграммы разрушения композитной модели льда. Анализ результатов позволил выявить качественное и количественное изменение характера процесса разрушения композитного ледяного покрова, подробно описать этот процесс. Результаты, полученные в первые, имеют несомненную научную ценность с точки зрения описания фундаментальных параметров разрушения композитного льда и с точки зрения практического использования. Достигнутые результаты являются оригинальными и самостоятельными. Полученные результаты превосходят заявленные. Результаты исследовательской работы всесторонне обнародованы и представлены • на сайте Научно-исследовательской лаборатории «Моделирование природных и техноген-ных катастроф в интересах устойчивого промышленного развития страны и региона»: https://lmnad.nntu.ru/ru/projects/Experimental%20and%20theoretical%20study%20of%20semi-empiric/; • на интернет-странице ФГАНУ «Социоцентр» Приоритет 2030: https://priority2030.ru/news/nizhegorodskie-uchenye-avtomat ; • освещены в СМИ ( РОССИЯ 24 Нижний Новгород, программа «10 минут с Политехом» https://youtu.be/TbCYXnfmgbQ ; Телеканал «Легендарный 24», программа «Новости Севастополя» (О конференции «Моря России-2022», сюжет о конференции идет с 8.13 по 9.55 http://mhi-ras.ru/news/news_202209301415.html ) Результаты опубликованы в известных научных изданиях с уровнем цитируемости выше среднего для судостроительной отрасли. Представленные публикации полностью соответствуют тематике проекта. Результаты исследований доложены на представительных конференциях и значимых научных мероприятиях, вносящих существенный вклад для развития судостроительной отрасли.

 

Публикации

1. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А. Теоретическая модель сопротивления разрушения льда при движении ледокола в ровном сплошном ледяном поле Экологические системы и приборы, № 10. С.25-35. DOI: 10.2579/esip.10.2022.1322 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.2579/esip.10.2022.1322

2. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А. Теоретическая модель сопротивления обломков льда при движении ледокола в ровном сплошном ледяном поле Экологические системы и приборы, № 10. С.59-66. DOI: 10.2579/esip.10.2022.1326 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.2579/esip.10.2022.1326

3. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А. Математическая модель движения судов в сложной ледовой обстановке Труды XVI Всероссийской конференции «Прикладные технологии гидроакустики и гидрофизики» (ГА–2022), - (год публикации - 2022)

4. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А. Физическое моделирование сопротивления сплошного льда движению судов Экологические системы и приборы, № 12. С. 82-89. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25791/esip.12.2022.1343

5. Двойченко Ю.А., Панченко М.А., Панакушин М.А. Определение физико-механических свойств композитной модели льда в малом ледовом бассейне Транспортные системы, № 3 (25). C. 32-38. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.46960/2782-5477_2022_3_32

6. Калинина Н.В. Экспериментально-теоретические исследования ледовой ходкости судов Деловой журнал «Neftegaz.RU», № 11 (131). С.56-62. (год публикации - 2022)

7. Куркин А.А., Грамузов Е.М., Калинина Н.В. Теоретико-экспериментальные исследования ледовой ходкости судов Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Моря России: вызовы отечественной науки». 26 – 30 сентября 2022 г., г. Севастополь, ФГБУН ФИЦ МГИ, С. 106-108. (год публикации - 2022)

8. Себин А. С., Двойченко Ю. А., Куркин А. А. Применение малых ледовых опытовых бассейнов в ледокольных исследованиях Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Моря России: вызовы отечественной науки». 26 – 30 сентября 2022 г., г. Севастополь, ФГБУН ФИЦ МГИ, С. 137-139. (год публикации - 2022)

9. - Зачем изобретать лед и для чего автоматизировать труд судоводителя? Последние разработки нижегородских корабелов. РОССИЯ 24 Нижний Новгород, 29 ноября 2022 г. (год публикации - )

10. - О конференции «Моря России-2022» (сюжет о конференции идет с 8.13 по 9.55) Телеканал «Легендарный 24», программа «Новости Севастополя», 28 сентября 2022 г. (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Арктика обладает уникальным природно-ресурсным потенциалом, поэтому удержание лидерских позиций Россией в ее освоении является актуальным. Наиболее универсальным средством продления навигации и борьбы с ледовыми затруднениями является ледокольный флот. В этих процессах важную роль играют теоретические и экспериментальные исследования ледовой ходкости. Расширение фундаментальных исследований в теоретическом и экспериментальном направлении позволит углубить понимание физических процессов взаимодействия судов со льдом и обеспечить научно-технический прогресс в области проектирования и постройки высокоэффективных средств преодоления ледяного покрова. Проект посвящен разработке экспериментально-теоретических методов прогнозирования ледовой ходкости, позволяющих детально учитывать форму корпуса ледокола во взаимодействии с окружающей средой. Проводимые исследования являются фундаментальными в области корабельной ледотехники, связаны с представлением о взаимодействии судов со льдом, своевременны и актуальны в судостроении. В соответствии с заявленным планом работ, основное внимание во второй год работы над проектом было уделено: разработке альтернативных экспериментальных методик определения ледового сопротивления на моделях; проведению испытаний моделей ледоколов различных проектов и экспериментальных исследований в опытовых бассейнах НГТУ с различными физическими моделями ледяного покрова; обработке результатов экспериментов; разработке модернизированной полуэмпирической модели сопротивления наиболее полно учитывающей параметры ледяного покрова; разработке математической технологии определения коэффициентов полуэмпирических моделей ледового сопротивления. А также проведены работы по изготовлению и наладке оборудования для буксировочных испытаний моделей судов ледового плавания в НГТУ. В ходе выполнения проекта получены научно значимые результаты. Для открытого опытового ледового бассейна, предназначенного для проведения многофакторных исследований, выполнены работы по модернизации буксировочной системы; изготовлено и налажено оборудование, при помощи которого можно синхронно фиксировать параметры движения модели в процессе эксперимента. Продолжена модернизация малого ледового бассейна, расположенного в термокамере. Для этого создано уникальное лабораторное оборудование, позволяющее нагружать ледовое поле и измерять его прогиб, реактивную силу с целью получения физико-механических характеристик льда, а также оборудование для определения плотности модельного льда способом притапливания образцов. Модернизация существующего и разработка нового оборудования способствовала получению новых уникальных результатов мирового уровня, лежащих в области исследования несущей способности и физико-механических характеристик различных моделей плавающего ледяного покрова и прогнозирования ледовой ходкости судов. С использованием разработанных в рамках данного проекта уникальных методик по проведению испытаний моделей судов ледового плавания в открытом опытовом бассейне НГТУ с использованием различных физических моделей ледяного покрова проведена первая серия испытаний моделей речных ледоколов проектов 16, 1105, 1191, морского ледокола проекта 21900, изготовленных в разных масштабах. В качестве материала модели ледяного покрова использовался пресноводный лед уменьшенной толщины. В ходе эксперимента фиксировались параметры: сопротивление и скорость установившегося движения модели, толщина намороженного ледяного поля, температура воды и воздуха. Испытания проведены при заданном тяговом усилии (сопротивлении), которое оставалось постоянным для серии испытаний в разных толщинах льда. Для каждого варианта тяги, составляющего 0,7; 0,8; 0,9; 1,0; 1,2 от тяги на швартовном режиме, проведены испытания указанных моделей судов не менее, чем в 5 толщинах модельного льда. При обработке результатов проведенных экспериментальных исследований были получены зависимости сопротивления движению исследовавшихся корпусов судов как в пересчёте на натуру, так и в модельных масштабах от скорости их движения и ледовых условий, а также кривые ледопроходимости, которые дают наглядное представление о максимальных скоростях, достижимых судами в различных ледовых условиях. При работе над проектом в 2023 году была разработана методика проведения модельных испытаний в композитной модели льда. Для этого были проведены тестовые эксперименты в ледовом опытовом бассейне НГТУ с естественным охлаждением, в ходе которых были отработаны ключевые этапы: технология получения полей композитного льда в бассейне, последовательность действий при проведении буксировочных испытаний, измерение скорости движения судна, определение физико-механических характеристик модельного ледяного покрова. Также была разработана оригинальная методика проведения экспериментов при исследовании процесса разрушения модельного ледяного покрова вертикальной нагрузкой. В результате проведения опытов по данной методике были получены диаграммы разрушения, анализ которых позволил выделить силовые, деформационные и энергетические характеристики разрушения модельного ледяного покрова. Эти параметры будут использованы для определения составляющей сопротивления разрушению льда при движении судна в разрабатываемых полуэмпирических моделях ледового сопротивления. В ходе реализации проекта были произведены эксперименты, направленные на изучение процесса разрушения новой запатентованной композитной модели льда, составленной из гранул в форме усечённого конуса. Размеры гранул: диаметр верхнего и нижнего оснований – 20 мм и 18,2 мм, высота – 25,7 мм. Запланированный объём опытов был выполнен полностью. Эксперименты производились в малом ледовом опытовом бассейне НГТУ. В результате получены зависимости силы вертикальной реакции ледяного покрова от прогиба в точке его нагружения – диаграммы разрушения модельного льда. Их анализ позволил впервые получить качественное и количественное описание фундаментальных параметров процесса разрушения композитной модели ледяного покрова данной конструкции, что имеет ценность для практического использования. Результаты проведенных экспериментальных исследований были использованы для настройки полуэмпирических моделей чистого ледового сопротивления с целью повышения точности методов прогнозирования ледовой ходкости судов путем уточнения эмпирических коэффициентов (коэффициентов множественной линейной регрессии) в этих моделях. Коэффициенты были рассчитаны методом наименьших квадратов с использованием полученных экспериментальных данных по указанным моделям ледоколов. Для этого была разработана программа на языке программирования Python с использованием библиотек numpy, scipy, scikitlearn. Результаты расчетов получены для различных методов прогнозирования ледового сопротивления с использованием экспериментальных данных сразу по четырем ледоколам. Это сделано не случайно, а для максимального изменения основных определяющих факторов: толщины льда и формы корпуса ледоколов. Результаты данной работы были всесторонне обнародованы и представлены на сайте Научно-исследовательской лаборатории «Моделирование природных и техногенных катастроф в интересах устойчивого промышленного развития страны и региона»: https://lmnad.nntu.ru/ru/projects/Experimental%20and%20theoretical%20study%20of%20semi-empiric/ . Оригинальность и самостоятельность достигнутых результатов подтверждается их публикацией в известных научных изданиях с уровнем цитируемости выше среднего как для теории корабля, так и в целом для судостроительной отрасли. Также результаты были доложены на представительных конференциях и значимых научных мероприятиях, вносящих существенный вклад в развитие судостроительной науки, и получили положительные отзывы от ведущих экспертов в области ледовой ходкости судов. Для выполнения данного проекта научных исследований был составлен детализированный план работ на 2024 год, содержащий конкретный перечень ожидаемых результатов.

 

Публикации

1. Блинов К.Д., Ларин А. Г., Панченко М. А., Панакушин М. А. Экспериментальное исследование ледового сопротивления модели ледокола проекта 21900 в опытовом бассейне МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С. 71-76. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.046

2. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А. Перестроение полуэмпирической модели чистого ледового сопротивления при движении судна в сплошном льду Инженерная физика, Москва, Инженерная физика, №11, 2023. с. 53-62 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/infizik.11.2023.1367

3. Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Тихонова Н.Е., Хрунков С.Н. Определение сопротивления сплошного льда движению ледокола с помощью модельного эксперимента МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С. 45-50. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.042

4. Двойченко Ю.А., Калинина Н.В., Куркин А.А. Экранирующее влияние битого льда на распространение волн Труды конференции. – СПб.: ИПК «НП-Принт»., Седьмая международная научно-практическая конференция «Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем» (ИКМ МТМТС-2023). Труды конференции. – СПб.: ИПК «НП-Принт», 2023. С. 67-75. Санкт-Петербург, 22 июня 2023. (год публикации - 2023)

5. Двойченко Ю.А., Кулепов В.Ф., Садекова Е.В., Себин А.С. Определение допустимой массы груза, выгружаемого с судна на кромку льда МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С39-44. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.041

6. Калинина Н.В., Грамузов Е.М., Куркин А.А. Mathematical model for determining the average speed of icebreaker movement by ramming Lecture Notes in Networks and Systems, vol 706. Springer, Cham, Zokirjon ugli, K.S., Muratov, A., Ignateva, S. (eds) Fundamental and Applied Scientific Research in the Development of Agriculture in the Far East (AFE-2022). AFE 2023. Lecture Notes in Networks and Systems, vol 706. Springer, Cham. pp. 588–597, 2023. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-36960-5_67

7. Калинина Н.В., Грамузов Е.М., Куркин А.А. Теоретическая модель сопротивления при движении ледокола в канале битого льда Инженерная физика, Москва, № 2, 2023. с.3-9 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/infizik.2.2023.1309

8. Калинина Н.В., Жуков А.Е., Золотов Н.В. Модернизация оборудования для буксировочных испытаний моделей судов ледового плавания в НГТУ МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С. 30-38. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.040

9. Калинина Н.В., Куркин А.А., Ларин А.Г., Грамузов Е.М. Экспериментальные исследования для настройки полуэмпирических моделей взаимодействия судов со льдом Инженерная физика, Москва, № 5, 2023. с. с. 3-11 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25791/infizik.5.2023.1324

10. Ларин А.Г., Калинина Н.В., Грамузов Е.М., Ларина Е.М. Экспериментальные исследования взаимодействия судов со льдом ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород), Транспортные системы, № 2 (28), 2023. Н. Новгород, НГТУ. С. 50-59. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46960/2782-5477_2023_2_50

11. Панакушин М.А., Ларин А.Г., Блинов К.Д., Панченко М.А. Прогнозирование ходкости речного ледокола проекта 1105 с использованием модельного эксперимент МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С. 88-93. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.048

12. Себин А. С., Блинов К. Д., Двойченко Ю. А. Исследование параметров моделирования ледового сопротивления судов с использованием композитной модели ледяного покрова Труды конференции. – СПб.: ИПК «НП-Принт»., Седьмая международная научно-практическая конференция «Имитационное и комплексное моделирование морской техники и морских транспортных систем» (ИКМ МТМТС-2023). Труды конференции. – СПб.: ИПК «НП-Принт», 2023. С. 186-196. Санкт-Петербург, 22 июня 2023. (год публикации - 2023)

13. Себин А.С., Блинов К.Д., Двойченко Ю.А. Исследование композитной модели ледяного покрова (GP-ice), составленной из одного слоя гранул сферической формы диаметром 20 мм МОРСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии", Морские интеллектуальные технологии, №3, часть 3, 2023. С. 94-105. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37220/MIT.2023.61.3.049

14. Золотов Н.В., Грамузов Е.М., Калинина Н.В., Куркин А.А., Семенова Н.М. Стенд для исследования физико-механических свойств ледяного покрова при его разрушении механическим способом -, Патент № 2794490 от 19 апреля 2023 г. (год публикации - )

15. - Экспериментально-теоретическое исследование полуэмпирических моделей взаимодействия судов со льдом Сайт научно-исследовательской лаборатории «Моделирование природных и техногенных катастроф», - (год публикации - )

16. - Важные и интересные события Политеха Программа «10 минут с Политехом» от 04.04.2023, - (год публикации - )