КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-21-00672

НазваниеПолиномиальная аппроксимируемость асимметричных задач маршрутизации с неравенством треугольника

РуководительХачай Михаил Юрьевич, Доктор физико-математических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт математики и механики им.Н.Н.Красовского Уральского отделения Российской академии наук, Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 01 - Математика, информатика и науки о системах, 01-203 - Теория оптимизации и исследование операций

Ключевые словазадача комбинаторной оптимизации, приближенный алгоритм, гарантированная оценка точности, асимметричная функция затрат, неравенство треугольника

Код ГРНТИ27.47.19


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Объектом исследования данного проекта является фундаментальная проблема проектирования, обоснования и численного тестирования полиномиальных алгоритмов с теоретическими оценками точности и трудоемкости для труднорешаемых экстремальных задач оптимальной маршрутизации, являющихся обобщениями классических задач коммивояжера (TSP), маршрутизации транспорта (VRP) и оптимального ориентирования (OP). Основное внимание предполагается уделить вопросам обоснования аппроксимируемости асимметричных постановок исследуемых задач в классе полиномиальных приближенных алгоритмов с фиксированным фактором аппроксимации. Абсолютное большинство известных результатов в области вычислительной сложности и аппроксимируемости в классе алгоритмов с оценками для исследуемых комбинаторных задач укладываются в одну общую схему. За редким исключением все перечисленные задачи: - NP-трудны в сильном смысле, как в общем случае, так в чрезвычайно специфических постановках, например, на евклидовой плоскости; - вообще говоря не аппроксимируемы, т.к. построение полиномиальных приближенных алгоритмов для общих постановок этих задач со сколько-нибудь приемлемой точностью влечет равенство классов P и NP; - в метрической постановке задачи APX-полны; - обладают полиномиальными или квазиполиномиальными приближенными схемами в метрических пространствах произвольной фиксированной размерности удвоения (в том числе, в конечномерных числовых пространствах). Так или иначе, все перечисленные выше алгоритмические результаты, включая классические алгоритмы Кристофидеса-Сердюкова и Хаймовича-Ринной Кана, а также активно развиваемый подход Ароры-Бартала к проектированию полиномиальных и квазиполиномиальных аппроксимационных схем, существенно опираются на метрические свойства исследуемых постановок. До последнего момента в тех редких случаях, когда существование приближенных алгоритмов с полиномиальной трудоемкостью для асимметричных постановок маршрутных задач и удавалось обосновать, речь шла в лучшем случае об алгоритмах с логарифмическими оценками факторов аппроксимации. Как следствие, эти результаты могли представлять разве что теоретический интерес, в то время как численный анализ практических примеров данных задач, важных с точки зрения актуальных приложений, оставался прерогативой эвристических подходов. В этом смысле недавние пионерские результаты [O.Svensson, J.Tarnawski, I.Vegh (2018)] и [V.Traub, J.Vygen (2020)], представленные на конференции STOC, в которых впервые обоснована полиномиальная аппроксимируемость асимметричной задачи коммивояжера (ATSP) с неравенством треугольника в классе алгоритмов с фиксированными оценками точности, представляются бесспорным прорывом, открывающим возможность существенного продвижения в области проектирования алгоритмов с оценками для асимметричных комбинаторных задач. Цель настоящего проекта состоит в верификации гипотезы об аппроксимируемости в классе полиномиальных алгоритмов с константными оценками точности для более широкого класса маршрутных задач, включающих асимметричные постановки с неравенством треугольника: - задачи об оптимальной маршрутизации транспортных средств (VRP) при дополнительных ограничениях на их грузоподъемность, временные промежутки обслуживания, множественность складов и неоднородность потребительского спроса; - обобщенной задачи коммивояжера (GTSP); - задачи коммивояжера с призами (PCTSP); - задачи о кратчайших путях с заданными множествами обязательных для посещения вершин (SSPP-MPN) и задачи ориентирования (OP).

Ожидаемые результаты
Согласно основной цели проекта, все основные запланированные результаты связаны с проектированием и теоретическим обоснованием полиномиальных приближенных алгоритмов с константными факторами аппроксимации для асимметричных постановок маршрутных комбинаторных задач с неравенством треугольника. В частности, планируется исследовать вопросы полиномиальной аппроксимируемости для - задачи оптимальной маршрутизации транспортных средств, в том числе при ограниченной грузоподъемности, множественных депо, временных промежутках обслуживания и неоднородном потребительском спросе; - обобщенной задачи коммивояжера (GTSP) и задачи коммивояжера с призами (PCTSP); - модификациях задачи о кратчайших путях и выделенными вершинами, обязательными для посещения (SSPP-MPN) - задачи ориентирования (OP). Часть предполагаемых результатов, например, для задачи CVRP, может быть получена путем распространения известных подходов, предложенных ранее для метрических постановок исследуемых задач и опирающихся на приближенные решения вспомогательной задачи коммивояжера. Обоснование (или опровержение) гипотезы о полиномиальной аппроксимируемости остальных рассматриваемых в проекте задач потребует существенного развития недавних пионерских результатов Свенссона и Трауб в области аппроксимации асимметричных постановок TSP. Предполагаемые результаты представляются значимыми как теоретически, так и с точки зрения важных практических приложений в области исследования операций. Они позволят существенно расширить спектр комбинаторных задач, допускающих эффективную аппроксимируемость в классе алгоритмов с теоретическими оценками точности. В качестве следствия, будут уточнены верхние оценки разрыва целочисленности для ряда известных задач смешанного линейного программирования.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 г. исследования по проекту были ориентированы на развитие революционных результатов, полученных О.Свенссоном и В.Трауб для асимметричной задачи коммивояжера (ATSP) с неравенством треугольника, на асимметричные постановки близких маршрутных задач комбинаторной оптимизации с целью построения для них первых приближенных полиномиальных алгоритмов с константными теоретическими оценками точности (факторами аппроксимации). При этом основное внимание в первую очередь уделялось тем случаям, когда аппроксимируемость в данном классе алгоритмов удавалось обосновать, опираясь на полиномиальное сведение исследуемой постановки к вспомогательной постановке задачи ATSP (с сохранением значения целевой функции) и поиск приближенного решения последней методом Свенссона-Трауб. Полученные результаты удобно представить в разрезе исследованных комбинаторных задач. Как и для ATSP, полагаем, что целевая функция каждой из них удовлетворяет неравенству треугольника. Задача о штейнеровском цикле (Steiner Cycle Problem, SCP): в реберно-взвешенном орграфе с заданным подмножеством T терминальных вершин требуется построить замкнутый (необязательно простой) маршрут минимального веса, посещающий каждую терминальную вершину. Аппроксимация данной задачи получается полиномиальным сведением с сохранением значения целевой функции к подходящей задаче ATSP на подграфе метрического замыкания исходного графа, индуцированном подмножеством T. Задача о сельском почтальоне (Rural Postman Problem, SCP): в реберно-взвешенном орграфе с заданным подмножеством R терминальных дуг требуется построить замкнутый (необязательно простой) маршрут минимального веса, проходящий по каждой терминальной дуге. Аппроксимация данной задачи может быть получена полиномиальным сведением к вспомогательной постановке задачи SCP. Постановка асимметричной задачи маршрутизации с ограничением на грузоподъемность транспортных средств и неоднородным неделимым потребительским спросом (Capacitated Vehicle Routing Problem with Unsplittable Customer Demand, CVRP-UCD) задается взвешенным орграфом, множество вершин которого наряду с вершинами - потребителями содержит выделенную вершину — депо, верхней границей D грузоподъёмности транспортных средств и двумя весовыми функциями. Первая функция задает потребительский спрос каждой вершины — потребителя, в то время как вторая сопоставляет каждой дуге соответствующую величину транспортных издержек. Задача состоит в построении семейства допустимых (с точки зрения грузоподъемности) маршрутов минимальной суммарной стоимости, удовлетворяющих совокупный потребительский спрос. Предлагаемый алгоритм опирается на полиномиальное сведение исходной задачи к подходящей постановке задачи SCP, множество терминальных вершин которой включает депо и всех потребителей с положительным объемом спроса. Далее, найденный на первом этапе приближенный штейнеровский цикл особым образом разбивается на маршруты, удовлетворяющие ограничению на грузоподъемность. Опираясь на известную лемму Холла для двудольных графов, устанавливаем изоморфное вложение построенного множества маршрутов во множество маршрутов произвольного оптимального решения исходной задачи. Как следствие, получаем верхнюю оценку точности, заявленную в Теореме 2 (п. 1.4) Аппроксимируемость задачи реберной маршрутизации на графах смешанного типа (Capacitated Arc Routing Problem, CARP) получается полиномиальным сведением исходной задачи к вспомогательной постановке задачи CVRP-UCD. В текущем году нами обоснована аппроксимируемость «упрощенной» версии известной задачи коммивояжера с призами (Prize-Collecting Traveling Salesman Problem, PCTSP), отличающейся от общей постановки задачи отсутствием рюкзачного ограничения. Условие этой постановки задается вершинно- и реберно-взвешенным орграфом, каждой вершине которого сопоставляется «штраф» за ее непосещение, а каждой дуге — величина соответствующей транспортной издержки. Требуется построить циклический маршрут, минимизирующий суммарные издержки, связанные с перемещением по дугам и пропуском вершин. Как показано в известной работе Bienstock, Goemans, Simchi-Levi, and Williamson (Mat. Prog., 1993), метрическая версия задачи обладает полиномиальным 5/2-приближенным алгоритмом, использующим в качестве «черного ящика» классический алгоритм Кристофидеса-Сердюкова для метрической задачи коммивояжера. В свою очередь, для рассматриваемой в данной работе асимметричной версии задачи до последнего момента были известны лишь алгоритмы с логарифмическими оценками точности. Опираясь на результаты Свенссона и Трауб, нами предложен первый приближенный алгоритм для данной постановки с константной оценкой точности 23+\epsilon (для произвольного значения \epsilon>0). Постановка обобщенной задачи коммивояжера (Generalized Traveling Salesman Problem, GTSP) задается реберно-взвешенным орграфом и заданным разбиением множества его вершин на кластеры. Как и в классической задаче коммивояжера, веса, задаваемые на дугах графа, имеют смысл транспортных издержек. Цель состоит в построении замкнутого маршрута, посещающего каждый кластер в точности в единственной вершине. Известно, что задача принадлежит классу FTP, будучи параметризованной числом кластеров k. Более того, адаптация классической схемы динамического программирования Хелда-Карпа является полиномиальным точным алгоритмом для общей постановки задачи всякий раз, когда k=O(log n). В 2022 г. нами обоснована аппроксимируемость асимметричной версии задачи в классе полиномиальных приближенных алгоритмов с константной оценкой точности при быстро растущем числе кластеров: k = n - O(log n). Наряду с описанными выше постановками асимметричных задач оптимальной маршрутизации, нами начато исследование задач, аппроксимируемость которых в классе алгоритмов с константными оценками точности не удается обосновать путем сведения к задаче ATSP. Семейство таких задач включает, например, общую постановку задачи PCATSP (с дополнительным «рюкзачным» ограничением), постановку обобщенной задачи коммивояжера при произвольном соотношении числа вершин и кластеров, задачу VRP с временными промежутками обслуживания и т. п. Для построения искомых полиномиальных алгоритмов для этих задач требуется обобщение самого подхода Свенссона-Трауб на новые классы MILP-моделей. В текущем году нами получены предварительные результаты в этом направлении, в области обобщения понятия сильно ламинарных постановок и хребтов (back-bones) для задачи GTSP. Основные результаты 2022 г. могут быть кратко резюмированы в следующей теореме. Tеорема. Для произвольного \alpha>=1 существование \alpha-приближенного алгоритма для задачи ATSP с неравенством треугольника влечет: 1) полиномиальную аппроксимируемость задач SCP, RPP и GTSP (при дополнительном ограничении на число кластеров n - O(log n)) с точностью \alpha; 2) существование полиномиального приближенного алгоритма для задач CVRP-UCD и CARP с фактором аппроксимации 3\alpha + 2. 3) полиномиальную аппроксимируемость упрощенной задачи PCATSP с гарантированной точностью \alpha + 1. Следствие. Для произвольного \epsilon>0 нами обосновано существование полиномиальных приближенных алгоритмов с точностью 22+\epsilon для задач SCP, RPP и GTSP, 23+\epsilon для упрощенной задачи PCATSP и 68+3\epsilon - для задач CVRP-UCD и CARP.

 

Публикации

1. Хачай М.Ю., Незнахина Е.Д., Рыженко К.В. Приближенные алгоритмы с постоянной точностью для серии маршрутных комбинаторных задач, основанные на сведении к асимметричной задаче коммивояжера Труды Института математики и механики УрО РАН, №3, т. 28, с.241-258 (2022) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.21538/0134-4889-2022-28-3-241-258

2. Хачай М.Ю., Незнахина Е.Д., Рыженко К.В. Prize-Collecting Asymmetric Traveling Salesman Problem Admits Polynomial Time Approximation within a Constant Ratio Lecture Notes in Computer Science, Khachay, M., Neznakhina, K., and Rizhenko, K.: Prize-Collecting Asymmetric Traveling Salesman Problem Admits Polynomial Time Approximation within a Constant Ratio. LNCS, 2022. Vol. 13781, pp. 81–90 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-22543-7_6


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Тематика исследований данного проекта была связана с проектированием и анализом приближенных алгоритмов для асимметричных маршрутных задач комбинаторной оптимизации. Предложенные в 2022 г. алгоритмы базировались - на эффективном сведении постановок исследуемых задач к одной или нескольким постановкам асимметричной задачи коммивояжера (ATSP) с метрической функцией транспортных издержек, - последующем применении для аппроксимации индуцированных постановок задачи ATSP недавно обоснованного (22+\varepsilon)-приближенного алгоритма Свенссона-Трауб. 1. Продолжая исследования в этом направлении, в 2023 г. нами изучена аппроксимируемость общей постановки классической задачи маршрутизации транспортных средств (Capacitated Vehicle Routing Problem, CVRP) с неравенством треугольника. Показано, что комбинация адаптированной версии известного алгоритма Хаймовича — Ринной Кана и произвольного \alpha-приближенного алгоритма для ATSP порождает приближенный алгоритм для CVRP с фактором аппроксимации \alpha + 2 в общем случае и \alpha + 1 при условии строго подлинейного роста грузоподъемности транспортных средств D по отношению к числу n вершин заданного графа. Таким образом, показано, что комбинация известного алгоритма итеративного разбиения маршрута (Iterated Tour Partition, ITP) Хаймовича и Ринной Кана и алгоритма Свенссона-Трауб для ATSP индуцирует приближенный алгоритм с фактором аппроксимации 24 + \varepsilon (23 + \varepsilon при D=o(n)) для классической задачи CVRP. 2. Одновременно были выявлены задачи маршрутизации, аппроксимируемость которых в классе полиномиальных алгоритмов с константными оценками точности путем сведения к задаче коммивояжера обосновать не удается (по крайней мере, на данный момент). Для алгоритмического анализа этих задач нами проведено более глубокое обобщение аппроксимационного фреймворка Свенссона и Трауб: - введены новые понятия сильно ламинарной постановки задачи и S-хребта, обобщающие используемые в работах (Svensson, Tarnawski, Vegh - 2020) и (Traub, Vygen - 2022) на случай не обязательно связных ориентированных графов; - обоснованы достаточные условия существования приближенных решений задачи о покрытии подмаршрутами (Subtour Cover Problem, SCP) с заданными гарантиями точности; - расширены достаточные условия существования (\kappa, \eta)-алгоритма Свенссона, обеспечивающего достройку заготовки маршрута (хребта) до допустимого решения вспомогательной задачи коммивояжера; - обоснована расширенная версия (\kappa, \eta)-алгоритма, обеспечивающая достройку S-хребта до приближенного решения задачи о цикловом покрытии минимального веса. Полученные теоретические результаты легли в основу первых приближенных алгоритмов с константными факторами аппроксимации для задачи о покрытии графа минимального веса семейством циклов ограниченной мощности (Minimum-cost k-Size Cycle Cover Problem, Min-k-SCCP). Для произвольных фиксированных k>1 и \varepsilon>0 построены полиномиальные приближенные алгоритмы с константными факторами аппроксимации max{22+\varepsilon, 4 + k} и 24 + \varepsilion соответственно. 3. Отдельное внимание в 2023 г. было уделено оценке применимости асимметричных задач маршрутизации для решения прикладных задач исследования операций. Одно из таких актуальных приложений связано с проектированием устойчивых к сбоям производственных процессов и цепей поставок. Традиционный подход к анализу таких систем связан с привлечением стохастических моделей, характеризующих выбор оптимального сценария поведения из заданного (как правило конечного) семейства возможных. Несмотря на ряд преимуществ, применение данного подхода существенно затрудняется в случае возникновения неполадок неизвестной природы, ставящих под угрозу работоспособность всей моделируемой системы. Нами введена в рассмотрение минимаксная задача построения отказоустойчивых планов производства (Reliable Production Process Design Problem, RPPDP), цель которой состоит в обеспечении экономичного бесперебойного функционирования распределенной производственно-транспортной системы. С теоретической точки зрения введенная задача представляется близкой к классической задаче о гомеоморфном вложении графа (Subgraph Homeomorphism Problem, SHP), а также задачам, исследованным в рамках данного проекта в 2022 г. Постановка задачи RPPDP задается упорядоченной тройкой (G, П, k). Здесь G — реберно-взвешенный ориентированный граф, множество вершин которого содержит: - выделенные вершины, моделирующие начало и завершение каждого производственного плана; - однородные пункты производства, объединяемые в попарно дизъюнктные кластеры по принципу выполнения конкретной производственной операции; - транспортные хабы, характеризуемые стоимостью «открытия» и пропускной способностью. Ациклический орграф П определяет частичный порядок на множестве производственных кластеров. Задача состоит в построении семейства минимаксной стоимости, состоящего из k попарно вершинно-непересекающихся производственных планов - гомеоморфных вложений графа П в орграф G. Показано, что задача RPPDP NP-трудна в сильном смысле и сохраняет труднорешаемость в важных для приложений частных случаях. Предложены: модель целочисленного линейного программирования (MILP-модель), эвристика адаптивного поиска в больших окрестностях (Adaptive Large Neighborhood Search, ALNS) и опирающийся на них алгоритм ветвей и границ. Высокая релаксационная способность модели и эффективность реализованного метода ветвления обоснованы результатами численных экспериментов, проведенных на предложенной исполнителями проекта публичной библиотеке тестовых постановок, развивающих известную библиотеку PCGTSPLIB. Предложенная библиотека доступна по адресу https://github.com/yogorodnikov/RPPDP-instances.

 

Публикации

1. Незнахина Е.Д., Огородников Ю.Ю., Рыженко К.В., Хачай М.Ю. Приближенные алгоритмы с фиксированными оценками точности для серии асимметричных задач маршрутизации Доклады российской академии наук. Математика, информатика, процессы управления, - (год публикации - 2023)

2. Огородников Ю.Ю., Рудаков Р.А., Хачай Д.М., Хачай М.Ю. Отказоустойчивые семейства планов производства: математическая модель, вычислительная сложность и алгоритмы ветвей и границ Журнал вычислительной математики и математической физики, - (год публикации - 2024)

3. Рыженко К.В., Незнахина Е.Д., Хачай М.Ю. Fixed ratio polynomial time approximation algorithm for the Prize-Collecting Asymmetric Traveling Salesman Problem Ural Mathematical Journal, V. 9, no. 1. pp. 135-14, DOI: 10.15826/umj.2023.1.012 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/umj.2023.1.012

4. Хачай М.Ю., Незнахина Е Д., Рыженко К.В. Polynomial-Time Approximability of the Asymmetric Problem of Covering a Graph by a Bounded Number of Cycles Proceedings of the Steklov Institute of Mathematics, - (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Исследованная командой исполнителей проекта комбинаторная задача проектирования отказоустойчивых производственных процессов (Reliable Production Process Design Problem, RPPDP) может быть использована в качестве математической модели эффективного построения логистических маршрутов и цепей поставок, защищенных от широкого круга возможных сбоев в транспортных сетях.