КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-27-00661

НазваниеОценка потенциала регионализации на внутренних и внешних границах ЕАЭС

РуководительСебенцов Александр Борисович, Кандидат географических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт географии Российской Академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-801 - Экономическая и рекреационная география

Ключевые словатрансграничная регионализация, регионализм, трансграничное сотрудничество, трансграничный регион, соседство, региональное развитие, полимасштабный подход, приграничные регионы, региональная интеграция, Евразийский экономический союз

Код ГРНТИ39.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Трансграничная регионализация в классическом виде представляет собой процесс и одновременно результат развития трансграничных взаимодействий, ведущих к появлению трансграничных регионов. Данный феномен, которому свойственны полимасштабность и динамизм, охватывает как внутренние, так приграничные районы стран и их интеграционных объединений. Многочисленные исследователи отмечают, что трансграничная регионализация часто выражается в социально-экономическом сближении соседствующих территорией (конвергенции), усилении взаимных связей (транспортных, торговых, миграционных и др.). Однако, многие фундаментальные вопросы так и остаются открытыми, делая предлагаемый проект актуальным. Какое влияние на трансграничную регионализацию оказывают межгосударственные интеграционные инициативы? Возможна ли трансграничная регионализация при серьезных градиентах в социально-экономическом развитии соседствующих территорий? Что вносит более весомый вклад в регионализацию – институциализация трансграничных взаимодействий или наличие функциональных связей между соседями? Мощные геополитические сдвиги, наблюдающиеся с 2014 г., коренным образом изменили условия развития трансграничной регионализации в пограничье России. С одной стороны, осложнение отношений со странами Запада, политика санкций и контрсанкций привели к сворачиванию большинства направлений сотрудничества с Европейским союзом и входящими в него государствами, увеличению приграничных социально-экономических контрастов и диспропорций, росту барьерности внешних границ. С другой стороны, наблюдалось существенное углубление процессов евразийской интеграции: созданный в 2015 г. Евразийский экономический союз заменил существовавшие прежде отдельные интеграционные структуры (ЕврАзЭС, ТС, ЕЭП, и др.) и способствовал постепенной гармонизации экономического регулирования, глубоким изменениям в таможенном, миграционном и трудовом законодательстве стран-участниц. Различные участки российских границ феноменально различаются по интенсивности трансграничных взаимодействий, проявлениям и исходным предпосылкам регионализации. Известно, что на относительно барьерных рубежах страны довольно высок уровень трансграничной регионализации, при этом о развитии единой системы расселения или хозяйственной общности говорить затруднительно. Границы с самым мягким режимом – внутри ЕАЭС – напротив, часто разделяют единые в этнокультурном и расселенческом аспектах территории, но трансграничные взаимодействия там развиваются весьма слабо. Предлагаемый проект призван ответить на вопрос, как различные сочетания внутренних и внешних факторов определяют потенциал трансграничной регионализации. Исследование поможет приблизиться к решению фундаментальной проблемы – поиску взаимосвязи между интеграционно-дезинтеграционными процессами и трансграничной регионализацией. Детальное изучение трёх ключевых участков (российско-белорусского, российско-казахстанского и российско-финляндского пограничья) позволит системно подойти к оценке потенциала трансграничной регионализации на российских границах разных типов – внутри ЕАЭС и на его внешних рубежах. Исследование включает три рабочих пакета. Первый предполагает авторский вклад в дискуссию о соотношении трансграничной регионализации с региональной интеграцией. Главным научным результатом рабочего пакета станет матрица внутренних и внешних факторов среды, различные сочетания которых влияют на трансграничную регионализацию. Второй пакет направлен на оценку «объективных» проявлений регионализации, то есть поиск тяготеющих друг к другу элементов и связей между ними в системах расселения, хозяйственных структурах, транспортных системах с учётом фактора барьерности и проницаемости государственных границ. Полученные данные позволят судить о потенциале регионализации и возможности формирования гомогенных и функциональных трансграничных регионов. Третий пакет предусматривает изучение институциональной оформленности трансграничных связей, а также анализ представлений о перспективах трансграничной регионализации в региональных сообществах (на основе социологических методов и анализа медиа-дискурса). Таким образом, новизна проекта состоит в проведении сопряжённого анализа «объективных» и дискурсивных факторов потенциала регионализации на внешних и внутренних границах ЕАЭС – рубежах с разным уровнем барьерности и проницаемости. Впервые будут разработаны современные геоинформационные модели транспортной связности и модели потенциалов поля городского расселения, учитывающие барьерность границ. Кроме того, будет внесен вклад в дискуссию о соотношении между глубиной межгосударственной интеграции, величиной социально-экономических градиентов соседствующих территорий, уровнем развития институтов приграничного сотрудничества и развитием процессов трансграничной регионализации.

Ожидаемые результаты
Ключевые научные результаты проекта: 1.Анализ дискуссии о причинах и условиях развития процессов трансграничной регионализации; систематизация научных представлений о внутренних и внешних факторах регионализации; 2.Матрица факторов, которые потенциально влияют на трансграничную регионализацию 3.Оценка конвергенции и дивергенции выбранных участков приграничья на основе анализа социально-экономических контрастов и градиентов, а также комплементарности хозяйственных структур приграничных регионов; 4.Анализ трансформации и степени связности систем городского расселения пограничья с учётом факторов барьерности и проницаемости государственных границ 5.Геоинформационный анализ транспортной связности регионов пограничья; 6.Анализ динамики институциализации трансграничного сотрудничества на выбранных участках границ в постсоветский период; 7.Визуализация и геоинформационный анализ сетей трансграничного сотрудничества (для финляндского участка и по возможности для других участков границ) 8.Анализ результатов социологических исследований и регионального официального и медийного дискурса, отражающего разнообразие подходов региональных сообществ и региональных властей к вопросу развития трансграничного сотрудничества с соседями, а также палитру взглядов на общность с соседними регионами и перспективы формирования трансграничных регионов; 9.Интегральная оценка потенциала формирования трансграничных регионов разных типов. Реализация проекта позволит приблизиться к решению ряда фундаментальных проблем исследования трансграничной регионализации. В их числе: a) соотношение между разнообразием режима границ, их функций и уровнем развития процессов трансграничной регионализации; б) разрешение противоречия между растущей потребностью в формировании трансграничных регионов и проблемами обеспечения безопасности приграничья; в) гармонизация интересов центра и вовлечённых в трансграничное взаимодействие интересов приграничной периферии, г) понимание роли регионализации и формирующихся трансграничных регионов в развитии межгосударственных связей, геополитическом соперничестве, соседстве и добрососедстве, д) разработка новых методов картографирования и оценки трансграничной регионализации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Обобщение исследований феномена трансграничной регионализации позволило выделить ряд его характерных черт. Во-первых, это полимасштабный и многоуровневый процесс. Во-вторых, территория может входить в несколько трансграничных регионов с отличающимися границами, характером и интенсивностью связей. В-третьих, трансграничная регионализация может развиваться по принципу горизонтальных связей между разными акторами, а также протекать и как нисходящий, и как восходящий процесс. В ходе проекта была произведена систематизации научных представлений о внутренних и внешних факторах трансграничной регионализации. Было выделено шесть групп внутренних, восемь групп внешних, а также смешанные факторы. Описан состав каждой группы и дана их краткая характеристика. Подобная систематизация ляжет в основу разработки авторской матрицы факторов трансграничной регионализации, определяющей ситуацию на том или ином участке границы. Анализ современной социально-экономической ситуации в российско-казахстанском, российско-белорусском и российско-финляндском пограничье показал, что контрасты и градиенты заметны как на внешних, так и на внутренних границах ЕАЭС. Наиболее яркие градиенты – на российско-финляндском участке, наиболее разнообразная ситуация – в российско-казахстанском пограничье, наиболее инерционно в этом отношении – российско-белорусское пограничье. Показано, что комплементарность хозяйственных структур приграничных регионов не всегда ведет к тесной кооперации. Совпадение ряда отраслей специализации (например, пищевая отрасль для некоторых регионов российско-белорусского пограничья, нефтепереработка для отдельных областей российско-казахстанского пограничья) часто ведет не к кооперации и комплексированию, а к конкуренции. При этом есть яркие примеры производственно-сырьевых связей в российско-казахстанском пограничье (в основном с советского времени), в северной части российско-финляндского пограничья (на базе эксплуатационной модели использования лесных ресурсов Карелии финской стороной). Общей чертой внутренних границ ЕАЭС является роль пограничья как буферной зоны – «плацдарма» для выхода бизнеса на российский рынок, перетоков бизнеса за счет институциональных градиентов, трансграничного перемещения товаров и факторов производства. Наши исследования показали, что территории на внутренних границах ЕАЭС демонстрируют уязвимость к ситуациям, когда национальные интересы и регулирующие нормы ставятся выше интеграционных, а сама интеграции становится способом одностороннего извлечения выгод и преференций. Внешние границы ЕАЭС, в нашем случае – граница России и Финляндии, показывают уязвимость перед геополитическими факторами. Закрытие для россиян границы 30 сентября 2022 г. привело к одномоментному сворачиванию трансграничных практик местного населения и институционального сотрудничества. Поскольку потенциал регионализации определяется наличием в территориальной структуре пограничья тяготеющих друг к другу элементов и связями между ними, нами были созданы детальные методики оценки потенциала поля расселения и транспортной связности с учетом особенностей режима и уровня барьерности государственной границы, составлены базы данных для анализа этих компонентов. Для целей построения потенциала поля расселения решено было использовать набор данных OpenStreetMap и библиотеку Valhalla. Использование библиотеки Valhalla позволяет сформировать матрицу расстояний между населенными пунктами и сохранить результаты вычислений длины маршрутов. После формирования матрицы расстояний выполняется вычисление значений ППР для исследуемых пунктов. Значения ППР вычислялись для точек регулярной сетки с шагом 10 км. Сами значения рассчитываются как суммы отношений численности населения в населённых пунктах, расположенных вокруг заданного узла сетки к расстояниям до этих населённых пунктов. При суммировании отношений, для населённых пунктов расположенных на разном расстоянии друг от друга, использовались разные веса. Веса использовались для устранения влияния населённых пунктов, существенно удалённых от исследуемой точки. В сводную базу данных включены не только городские поселения приграничных регионов и регионов-соседей второго порядка, что позволило минимизировать краевые эффекты. Общее количество объектов, вошедших в сводную базу данных по всем участкам границы, составило 846. Для расчета транспортной доступности также была собрана база данных и разработана методика оценки. Был использован метод накопленной стоимости перемещения (cumulative travel cost). Было создано растровое изображение разрешением 1 км, где каждой ячейке присвоена стоимость перемещения в минутах (travel cost) с учетом типа землепользования, класса дорог (для каждого класса использовано допущение о скоростном режиме), наличия государственной границы и естественных барьеров (реки, озера). Далее для каждой ячейки растра рассчитано минимальное накопленное время в пути до ближайшего пункта пропуска или места пересечения линии границы дорогами разного класса. Исследуемая территория разделена на зоны по ближайшим пунктам пропуска (allocation map), для каждого пункта будут в дальнейшем выделены зоны доступности (cumulative cost map). Из полученных растровых изображений по координатам извлечены сведения для отдельных населенных пунктов. Все расчеты проводятся в R (библиотеки terra, sf) и QGIS (модуль grass r.cost). Для оценки институционального фактора в трансграничной регионализации в ходе проекта был составлен реестр региональный соглашений, стратегических документов и программ приграничного сотрудничества, а также подготовлена база данных о проектах приграничного и трансграничного сотрудничества. Участниками проекта была разработана анкета экспертного опроса, которая поможет в дальнейшем оценить слабо поддающиеся четким количественным оценкам формы и результаты трансграничных взаимодействий. Тематика вопросов анкеты затрагивает социально-экономическую характеристику приграничных территорий, трансграничные сотрудничество и связи, в том числе в рамках существующих межгосударственных интеграционных структур, трансграничные практики населения и бизнеса. Состоялись полевые исследования в российско-белорусском и российско-финляндском пограничье. Всего было проведено 52 экспертных интервью с представителями региональных администраций, бизнеса, научных кругов, активной части местного сообщества, а также собраны недостающие статистические данные, информация о расписаниях движения внутрирегиональных и межрегиональных автобусов. В первый год реализации проекта участники проекта подготовили две статьи (одна опубликована в журнале «Вестник СПбГУ. Науки о Земле», вторая направлена в редакцию журнала «Известия РАН. Серия географическая»), а также выступили с пятью докладами на научных конференциях.

 

Публикации

1. Карпенко М.С., Себенцов А.Б. Demographic and Sociocultural Challenges to Cross-Border Cooperation on the Russia–Kazakhstan Border (Демографические и социокультурные вызовы приграничному сотрудничеству на российско-казахстанской границе) Regional Research of Russia (Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле), Vol. 13, P. 364-374 (Том 67, №3, с.454-474 https://doi.org/10.21638/spbu07.2022.304) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1134/S2079970523700636


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном году были систематизированы внутренние и внешние факторы трансграничной регионализации в виде матрицы. Полученные матрицы для трех участков границ позволили описать сопряженное влияние внутренних и внешних факторов на потенциал трансграничной регионализации, выделить наиболее значимые факторы и охарактеризовать их воздействие в качестве стимула или барьера. Анализ трансформации и степени связности систем городского расселения трех участков пограничья с учётом факторов барьерности и проницаемости государственных границ, проведенный путем построения потенциала полей расселения, позволил выявить зоны наиболее высокого взаимного тяготения населенных пунктов для каждого участка пограничья. В отчетном году был также выполнен геоинформационный анализ транспортной связности регионов пограничья, основанной на сопряженной оценке барьерности и транспортной доступности границ. Анализ динамики институциализации трансграничного сотрудничества на выбранных участках границ в постсоветский период показал кардинальные различия в динамике и достигнутом уровне институциализации на трех участках границ. До 2022 г. участок границы с Финляндией поступательно двигался к росту уровня институциализации, во многом благодаря реализации проектно-программного подхода. Это обеспечивало создание общих органов управления программами сотрудничества с едиными бюджетом и «правилами игры». Полимасштабность проектно-программного подхода (вовлеченность в сотрудничество властей и акторов разных уровней) обеспечила осязаемые результаты. Было выявлено, что институты сотрудничества в пограничье России cБеларусью и Казахстаном оказались в тени межгосударственных интеграционных инициатив, которые не получили должной региональной проекции в виде механизмов и форматов приграничного сотрудничества. Результаты социологических исследований и анализ медийного дискурса позволили оценить разнообразие подходов региональных сообществ и властей к вопросу развития трансграничного сотрудничества. Экспертные интервью и анкетирование показали, что направления взаимодействия с соседними государствами хорошо прослеживаются на всех трех участках границ. В то же время в российско-белорусском и российско-казахстанском пограничье конкретные результаты сотрудничества почти всегда назвать затруднительно. Взаимодействие на границах с Беларусью во многом ограничивается только построением сетевых связей между органами власти, бизнесом, людьми (форумы, выставки, обмены). На границе с Казахстаном сотрудничество ведется с «оглядкой» на меняющуюся позицию национальных правительств, что в сочетании с отсутствием стратегии развития трансграничного сотрудничества на наднациональном уровне ведет к ограниченным результатам. Экспертная оценка сотрудничества на границе с Финляндией говорит о широчайшем спектре взаимодействия, его высокой эффективности и связывает подобные успехи с примененным проектно-программным подходом. Анализ медийного дискурса позволил заключить, что на разных участках пограничья наблюдается разная информированность о жизни по другую сторону границы. В российско-финляндском пограничье сопредельный регион интересен прежде всего в контексте значимых для российских регионов событий (кооперация между предприятиями, открытие новых предприятий, организации трансграничного транспортного сообщения). На границе с Казахстаном повседневная жизнь у соседа, наоборот, описывается вне контекста сотрудничества, а само соседство выглядит автономным. Соседние регионы Беларуси, особенно в смоленских СМИ, находятся под очень пристальным вниманием, а сравнение всегда идет в пользу соседа. Общность трансграничных территорий по всем рассмотренным участкам границ подчеркивается темами истории и культуры. В то же время анализ дискурса показал отсутствие нарратива о существовании того или иного трансграничного региона в настоящее время. На границе с Казахстаном единственное исключение – устойчивый нарратив о трансграничном регионе «Алтай» и сформировавшемся на его базе Международном координационном совете. На границе с Финляндией, наоборот, такие нарративы были очень устойчивы. Мурманские СМИ не только демонстрируют принадлежность своей области к Баренцеву Евроарктическому региону, но даже считают Мурманск его столицей. Карельские СМИ отмечают принадлежность Карелии сразу к двум регионам (еврорегион «Карелия» и как часть Баренцева Евроарктического региона). В российско-белорусском пограничье выделяются публикации 2000-х гг. – периода пиковых ожиданий положительных эффектов от создания Союзного государства для приграничья. В дальнейшем этот период воспринимается как время несбывшихся надежд, что затрудняет формирование текущей позитивной (направленной на результат) повестки. На завершающей стадии проекта была выполнена интегральная балльная оценка потенциала формирования трансграничных регионов для 23 участков границы России с Беларусью, Финляндией и Казахстаном. Группа лидеров балльной оценки (выше 12 баллов) включает Брянский, Смоленский, Петербургский (до 2022 года), Ленинградский (до 2022 года), Карельский (до 2022 года) и Оренбургский участки. Здесь представлены яркие примеры формировавшихся (до 2022 года) трансграничных регионов институционального типа (Петербургский, Ленинградский, Карельский). В их основе – развитые институты трансграничного взаимодействия. Драйверы их развития лежали как во внутренних характеристиках соседствующих регионов (близкие системы расселения и сравнительно высокая трансграничная мобильность, комплементарность экономик, заинтересованность региональных и местных органов власти в сотрудничестве), так и во внешних (скоординированные усилия по развития приграничных регионов). При этом трансграничные регионы институционального типа несостоятельны в условиях разнонаправленных геополитических и геоэкономических векторов соседних государств, что в итоге и привело здесь к деградации успехов регионализации. На Брянском, Смоленском и Оренбургском участках пограничья сложились хорошие условия для формирования функциональных трансграничных регионов (экономических, потребительских, транзитно-буферных). Здесь сильно действие внутренних факторов регионализации, но есть пробелы в отношении хотя бы одного из таких факторов. Стимулом к их развитию могла бы стать общность геополитической и геоэкономической ориентации, но они не имеют практически никакого преломления в пограничье (кроме режима границы). Отсутствуют эффективные институты сотрудничества и скоординированная региональная политика в отношении приграничных регионов. Группа аутсайдеров по потенциалу трансграничной регионализации (6 баллов и менее), помимо очевидно оказавшихся там после 2022 г. приграничных участков между Россией и Финляндией, включает Новосибирский, Саратовский, Тюменский и Волгоградский участки. Это связано либо с автономностью (новосибирский, тюменский участки), либо с асимметричностью (волгоградский участок) систем расселения или экономики, либо с деградацией транспортной доступности территории (саратовский участок). В 2023 году состоялись полевые исследования в российско-казахстанском пограничье. Было проведено 22 экспертных интервью с представителями региональных и местных администраций, бизнеса, научных кругов, активной части местного сообщества, а также выполнены маршрутные наблюдения по главным трансграничным трассам, включая оценку ситуации на пунктах пропуска, визуальные наблюдения в посещенных населенных пунктах (обследования рынков, автовокзалов для верификации выводов о потребительской мобильности и транспортной связности). В второй год реализации проекта участниками проекта опубликована статья в журнале Известия РАН. Серия географическая (№8, 203; Scopus Q1; переводная версия будет опубликована в журнале Regional Research of Russia (Scopus Q1) в №1 за 2024 год), а также выступили с пятью докладами на научных конференциях.

 

Публикации

1. Себенцов А.Б., Морачевская К.А., Карпенко М.С. Российско-белорусское пограничье: противоречия интеграции и трансграничной регионализации. От дружбы к сотрудничеству? Известия РАН. Серия географическая, том 87, №8, с. 1143–1162 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S2587556623080150


Возможность практического использования результатов
не указано