КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-27-00751

НазваниеРазработка научно-методических основ дистанционного изучения строения ледяного покрова на затороопасных участках Северных рек методом георадиолокации

РуководительФедорова Лариса Лукинична, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук", Республика Саха (Якутия)

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-708 - Гидрология и водные ресурсы

Ключевые словаледовые образования на реках, строение ледяного покрова, толщина льда, северные реки, георадиолокация, дистанционные исследования

Код ГРНТИ37.27.23


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В арктической зоне России, Канады и США (Аляска) ежегодно возникают опасные ледовые явления на реках. Основными причинами такой ситуации являются географическое расположение стран на севере Евразии и Северной Америки, суровые холодные климатические условия и преимущественно северное направление течения большинства рек. Для успешного социально-экономического развития арктических территорий необходимо решить проблему противостояния опасным ледовым явлениям на водных объектах, оценки их потенциального риска и своевременного прогноза с целью принятия эффективных мер для их предотвращения. На большинстве северных рек в зимний период формируется прочный неподвижный ледяной покров. На севере европейской части России толщина льда на реках составляет в среднем около 1 м, на реках Северо-Восточной Сибири достигает 1,5-2 м. Систематические наблюдения за ледовыми образованиями и явлениями на реках России выполняют подразделения гидрометеослужбы Росгидромета на сети стационарных гидрологических постов. Организованные наблюдения недостаточно отражают ледовые характеристики (толщину, строение и прочность льда) на протяженных участках между постами. В этом случае организуется физическое и математическое моделирование формирования и разрушения ледяного покрова. В настоящее время активно развиваются перспективные технологии дистанционных исследований за ледовой обстановкой на реках в России и за рубежом. Например, аэрофотосъемка ледовой обстановки на затороопасных участках реки в период весеннего половодья вблизи населенных пунктов осуществляется с помощью беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В исследованиях ледового режима рек используются данные космических снимков с радиолокационных спутников RADARSAT-2, Sentinel 1 и оптических снимков со спутников Landsat 8 и Sentinel 2, позволяющие осуществлять мониторинг пространственно-временных изменений ледяного покрова в период ледостава и вскрытия рек. Для определения толщины водоемов суши применяется неразрушающий бесконтактный метод георадиолокации. В частности, метод решает следующие задачи: мониторинг толщины ледовых переправ на реках, определение толщины ледяного покрова рек при инженерно-изыскательских работах. Известно, что сформировавшийся ледяной покров на реках имеет различные формы, такие как: снеговой лед, водный (монолитный), торосовый, шуговой, наледный лёд и смешанные формы ледяного покрова. При этом, толщина и прочность ледяного покрова очень сильно различаются в зависимости от продольного и поперечного сечения русла реки. Однако, вышеуказанные методы исследования не обеспечивают достоверное комплексное определение характеристик (вариация толщины льда, различные строение и прочность льда) ледяного покрова северных рек в сложных погодных условиях. Необходимость решения актуальной проблемы гидрологической безопасности арктических территорий требует разработки новых подходов к изучению пространственных особенностей строения ледяного покрова рек и проведения исследований по разработке технологии авиационного георадиолокационного изучения состояния ледовой обстановки на северных реках, с повышенным риском возникновения опасных ледовых явлений.

Ожидаемые результаты
1) Разработаны георадиолокационные модели основных типов строения ледяного покрова рек (шуговой лёд, береговой лёд, монолитный лёд, наледный лед, торосовый лёд), на основе которых установлены их диагностические признаки (изменение амплитуды волн, отраженных от льда; коэффициент вариации амплитуд; протяженность и конфигурация осей синфазности отраженных и дифрагированных волн); 2) Разработана и апробирована методика георадиолокационного исследования ледяного покрова рек, включающая построение маршрута исследования на затороопасных участках, выполнение масштабных исследований с применением установленных оптимальных параметров измерений в режиме профилирования с борта воздушного судна (ВС), осуществление привязки данных к местности при помощи системы спутникового позиционирования, что обеспечивает получение пространственных данных о толщине и строении льда; 3) Разработан и реализован алгоритм обработки большого объема разнородных пространственных данных георадиолокации, полученных с борта ВС, предусматривающий повышение качества визуализации сигналов отраженных от границ ледяного покрова на радарограмме, достоверное распознавание строения льда по установленным георадиолокационным признакам; 4) Предложен алгоритм картографического отображения данных георадиолокации на базе геоинформационной системы QGIS, позволяющий создать серию карт пространственного распределения толщины и строения ледяного покрова на затороопасных участках р. Лена.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Изучение строения ледяного покрова рек методом георадиолокации рассмотрено на примере реки Лена. По данным аналитического обзора на реке Лена в основном преобладают следующие типы строения льда: береговой лёд, монолитный лёд и торосовый лёд. Также встречаются налёдный лёд, у склонов надпойменных террас, и шуговой лед. На основе данных компьютерного и физического моделирования распространения электромагнитных волн в ледяном покрове различного строения установлены закономерности изменения кинематических и динамических характеристик георадиолокационных сигналов. Статистический анализ данных показал, что значение коэффициента вариации амплитудных значений сигналов, отраженных от границ ледяного покрова реки, является одним из признаков определения типа строения ледяного покрова: меньше 20% - береговой или монолитный лед; больше 28% - торосовый лед. В результате анализа параметров волновых картин радарограмм разработаны георадиолокационные модели основных типов строения ледяного покрова рек: береговой лёд; монолитный лёд; торосовый лёд; ледяной покров, на поверхности которого вода; налёдный лёд; шуговой лёд. При этом, установлены соответствия характеристик осей синфазности отраженных волн (фрагментность, симметричность, субгоризонтальность, нарушенность) типу строения ледяного покрова. Например, монолитный лёд на радарограмме отображается симметричными, протяженными, субгоризонтальными осями синфазности отраженных волн, а на радарограмме торосового льда прослеживаются оси синфазности в виде «гипербол» различной формы. Комплексные экспериментальные исследования ледяного покрова реки Лена выполнены весной 2022 г. на двух участках: 1 - в районе Табагинского мыса; 2 - в районе села Партизан. На участке 1 (площадь 5,5 кв. км) измерения проведены георадаром с антенной 400 МГц, который перемещался по поверхности льда. Установлено, что толщина льда варьирует в пределах 80-150 см. Данные георадиолокации заверены измерениями в пробуренных 12-ти лунках. В соответствии с разработанными георадиолокационными моделями основных типов строения ледяного покрова рек определены участки монолитного, торосового и берегового льда. Георадиолокационные исследования ледяного покрова на участке 2 (площадь 6 кв. км) проведены георадаром с антенной 400МГц с борта самолёта EuroStar SLW. Средняя скорость полёта во время измерений составила 100 км/ч, высота полёта – 20-30 м над уровнем ледяного покрова реки. В результате георадиолокационных измерений получены радарограммы, обработка и интерпретация которых позволила построить карту распределения толщины и строения льда. На участке 2 толщина льда в основном имеет значение 100-150 см. Результаты интерпретации данных позволили установить, что торосовый лёд распространён на 21% больше, чем монолитный лед. В рамках выполнения проекта рассмотрены основные методические положения георадиолокационного исследования ледяного покрова рек: выбор георадара, планирование маршрутов, выбор типа летательного аппарата и параметров полёта, параметры георадиолокационных измерений, этапы обработки и интерпретации результатов измерений. В среднем течении р. Лена, для исследования ледяного покрова, достигающего толщины до 3 м в конце ледостава, рекомендовано применение георадаров с центральной частотой 400 МГц. Планирование маршрутов измерений в предвесенний период на затороопасных участках предложено осуществлять по данным спутниковых снимков Sentinel-2 предзимнего периода, когда хорошо прослеживается незамерзшее основное русло реки. Следование по запланированному маршруту и пространственная привязка положения точек зондирования георадара осуществляется при помощи GPS-приёмника. Анализ летно-технических характеристик летательных аппаратов (вертолет, самолет, БПЛА) на рынке услуг, с учетом экономических и эксплуатационных издержек и результатов опытных полетов с георадаром при исследовании льда, позволил определить наиболее оптимальный вариант в виде легкомоторного самолёта. Данный тип самолета позволяет выполнять полеты дальностью до 1300 км, со скоростью 100–150 км/ч на малых высотах. Камеральную обработку и интерпретацию данных аэроледомерной георадиолокации рекомендуется проводить в 4 этапа: устранение помех и применение процедур повышения качества отображения сигналов, отражённых от границ льда; интерпретация данных в соответствии с георадиолокационными моделями основных типов строения ледяного покрова рек; построение глубинного разреза ледяного покрова для получения значений толщины льда; визуализация полученных результатов при помощи карты пространственного распределения толщины и строения ледяного покрова исследуемого участка. Дальнейшие исследования по разработке методики георадиолокационных измерений, алгоритмов обработки и интерпретации данных георадиолокационного изучения строения ледяного покрова рек запланированы на 2023 г.

 

Публикации

1. Фёдоров М.П., Федорова Л.Л. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРОЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА ЗАТОРООПАСНЫХ УЧАСТКАХ Р. ЛЕНА МЕТОДОМ ГЕОРАДИОЛОКАЦИИ Успехи современного естествознания, – № 10. – С. 130 – 135 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17513/use.37920

2. Фёдоров М.П., Федорова Л.Л. Identification of River Ice Cover Structure by Ground Penetrating Radar Data IEEE Geoscience and Remote Sensing Letters, p.1-1 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/LGRS.2022.3225560


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По результатам экспериментальных георадиолокационных исследований ледяного покрова на затороопасных участках реки Лена разработана методика георадиолокационного исследования ледяного покрова рек с борта летательного аппарата, включающая планирование маршрутов исследований, выбор георадара, выбор типа летательного аппарата, параметры георадиолокационных измерений, алгоритм обработки и интерпретации данных георадиолокации и алгоритм визуализации результатов георадиолокационных исследований. Планирование маршрутов исследований в предвесенний период на затороопасных участках предложено осуществлять в геоинформационной системе QGIS (свободная кроссплатформенная геоинформационная система) по данным снимков предзимнего периода, полученных со спутника «Sentinel-2» или квадрокоптеров, на которых отчётливо прослеживается незамёрзшее основное русло реки. Перед началом полевых исследований планируемые маршруты предварительно загружаются в спутниковый навигатор, с помощью которого осуществляется навигация и управление движением летательного аппарата в процессе исследований. Для исследования особенностей волновых картин на радарограммах ледяного покрова реки, в зависимости от параметров георадиолокационных измерений с борта летательного аппарата, проведены георадиолокационные измерения на различной высоте и при разной скорости полёта, вдоль и поперёк русла реки. В результате установлены оптимальные параметры георадиолокационных измерений, обеспечивающие получение надёжных данных. Для изучения ледяного покрова в среднем течении реки Лена рекомендуется использовать георадар «ОКО-2» с модернизированным антенным блоком АБ400 (центральная частота 400 МГц), позволяющим проводить измерения льда толщиной до 10 м с погрешностью в пределах ± 5 %. Управление георадаром «ОКО-2», настройка синхронизации ГНСС приёмника с георадаром, ввод установленных оптимальных параметров измерений, наблюдение за процессом измерений и сохранение полевых данных осуществляется посредством мобильного полевого компьютера. Наиболее оптимальным вариантом из рассмотренных летательных аппаратов (вертолёт, самолёт, БПЛА) на рынке услуг с учётом лётно-технических характеристик, экономических и эксплуатационных издержек и результатов опытных полётов, является легкомоторный самолёт EuroStar SLW. Такой выбор обусловлен рядом преимуществ таких, как максимальный радиус полёта – до 1300 км, минимальная скорость – 100 км/ч, максимальная скорость – 200 км/ч, возможность выполнения полётов на малых высотах и доступная стоимость аренды самолёта. Для монтажа антенного блока к днищу самолёта создано и усовершенствовано специальное монтажное крепление. Результаты испытаний монтажного крепления и полевых измерений в 2023 г. показали нормальный режим работы георадара, отсутствие вибраций на антенном блоке и помех на данных георадиолокации. Разработан алгоритм обработки и интерпретации полевых данных георадиолокации, состоящий из 4-х последовательных этапов, обеспечивающий получение информации о толщине и типе строения ледяного покрова. На первом этапе выполняется предварительная обработка радарограмм. На втором этапе применяется разработанный алгоритм интерпретации радарограмм, обеспечивающий достоверное распознавание типов строения ледяного покрова, на основе разработанных георадиолокационных моделей: береговой лёд; монолитный лёд; торосовый лёд; ледяной покров, на поверхности которого вода; наледный лёд; шуговой лёд. На третьем этапе проводится послойная обработка проинтерпретированных радарограмм с выделением осей синфазности отражённых волн от границ льда. Результатом 1-3 этапов данного алгоритма является таблица, содержащая информацию о толщине и типе строения ледяного покрова с географическим местоположением. На четвертом этапе применяется разработанный алгоритм визуализации результатов георадиолокации в геоинформационной системе QGIS (свободная кроссплатформенная геоинформационная система). Разработанная в рамках данного проекта методика георадиолокационного исследования, алгоритмы обработки и интерпретации данных георадиолокации были апробированы при исследовании ледяного покрова реки Лена в предвесенний период 2023 г. на затороопасных участках возле сел Сырдах и Партизан. При этом общая протяжённость маршрутов исследований с борта легкомоторного самолёта EuroStar SLW составила 43,4 км. Результаты этих работ показали, что разработанная и апробированная методика георадиолокационного исследования ледяного покрова рек с борта летательного аппарата, включающая непрерывное измерение по запланированному маршруту на затороопасных участков с использованием высокоточного ГНСС приёмника, обеспечивает получение детальной информации о толщине льда и строении льда с географическим местоположением. Результаты реализации разработанных алгоритмов обработки и интерпретации данных георадиолокации представлены в виде карт пространственного распределения толщины и строения ледяного покрова на исследуемых участках.

 

Публикации

1. - Картирование различного строения ледяного покрова на затороопасном участке реки Лена методом георадиолокации -, - (год публикации - )

2. Фёдоров М.П., Федорова Л.Л. Картирование различного строения ледяного покрова на затороопасном участке реки Лена методом георадиолокации Гидрометеорология и экология, выпуск 74 (год публикации - 2024)

3. Федоров А.А., Шамаев С.Д., Давыдова Т.А. Аналитический обзор современного состояния георадиолокационных исследований ледяного покрова рек Издательство "Перо", Москва, сборник трудов VI Всероссийской конференции c международным участием «Гидрометеорология и экология: достижения и перспективы развития»\ MGO 2022 имени Л. Н. Карлина, С. 232-235 (год публикации - 2023)

4. Фёдоров М.П., Федорова Л.Л. Методика георадиолокационного исследования ледяного покрова различного строения на затороопасных участках северных рек ВВМ, Санкт-Петербург, Сборник докладов международной научной конференции памяти выдающегося русского ученого Юрия Борисовича Виноградова «Пятые Виноградовские чтения. Гидрология в эпоху перемен», с. 570-574 (год публикации - 2023)

5. Федорова Л.Л., Фёдоров М.П. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА ЗАТОРООПАСНЫХ УЧАСТКАХ СЕВЕРНЫХ РЕК МЕТОДОМ ГЕОРАДИОЛОКАЦИИ -, - (год публикации - 2023)

6. Шамаев С.Д., Фёдоров М.П. Автоматизация обработки и визуализации данных георадиолокации для анализа характеристик ледяного покрова рек ВВМ, Санкт-Петербург, Сборник докладов международной научной конференции памяти выдающегося русского ученого Юрия Борисовича Виноградова «Пятые Виноградовские чтения. Гидрология в эпоху перемен», с. 696-699 (год публикации - 2023)

7. Федорова Л.Л., Фёдоров М.П., Шамаев С.Д. Данные исследования ледяного покрова реки Лена от Табагинского мыса до Кангаласского мыса (Республика Саха (Якутия)) георадаром воздушного базирования в предвесенний период 2022 г. и 2023 г. -, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты применения на практике разработанной методики георадиолокационных исследований ледяного покрова северных рек с борта воздушного судна позволяет уточнить краткосрочный прогноз сроков вскрытия рек и скорректировать план превентивных мероприятий по разрушению ледяного покрова с толщиной, превышающей установленный норматив, для обеспечения безопасного прохождения льда в период весеннего ледохода.