КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00029

НазваниеФормирование архитектурных стилей Испании эпохи Возрождения. Диалог культур Востока и Запада.

РуководительСим Надежда Михайловна, Кандидат искусствоведения

Организация финансирования, регион Общество с ограниченной ответственностью Издательство "Прогресс-Традиция", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-502 - Теория и история архитектуры

Ключевые словаиспанский Ренессанс, мудехар, платереско, исабелино, Франсиско Пачеко, национальный стиль, Андрес Вандельвира, Карл V.

Код ГРНТИ18.07.41 18.07.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Исследование нацелено на изучение открытых спорных вопросов в истории архитектуры Испании на этапе формирования национальных художественных тенденций в общеевропейском пространстве ренессансной культуры. Основная задача заключается в теоретическом осмыслении стилевой эволюции конца XV – начала XVII вв., когда определяются характерные региональные особенности декоративных и конструктивных приемов в культовой и гражданской архитектуре объединенных испанских королевств империи Габсбургов. В результате, методом комплексной разработки и систематизации архитектурных объектов в основных политических центрах: Кастилии, Арагона и Андалусии, складывается общая картина многообразия стилевых течений с их усложненными «вплетениями» западных и восточных культур. Формируются две основные и их побочные линий развития, в которых отражена национальная специфика формообразования, занимающая определенное историческое место в развитии общеевропейского классического Возрождения.

Ожидаемые результаты
Итогом фундаментального исследования станет готовая к печати рукопись монографии «Формирование архитектурных стилей Испании эпохи Возрождения. Диалог культур Востока и Запада». Теоретические выводы, фактологические материалы натурного обследования будут представлены на ежегодных научных международных конференциях: "География искусства", Москва, РАХ, Россия; Библейские и литургические темы и образы в искусстве Востока и Запада: диалог культур, традиция и современность, РГГУ; «Актуальные проблемы монументального искусства» СПбГУПТД; Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. Москва; Санкт-Петербургская Академия Художеств имени Ильи Репина. Статьи по материалам фундаментального исследования будут представлены к публикации в журналах и сборниках (ВАК, РИНЦ): Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки; Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПУ; сборник Актуальные проблемы монументального искусства, издательство СПб ГУПТД; Академический вестник Урал НИИ проект РААСН; Искусство Евразии, в изданиях, индексируемых в Web of Science Core Collection или в Scopus. Общий объем материала, включенного в монографию будет составлять около 25 п. л. Собранные фотоматериалы натурного обследования, схемы, чертежи, планы, рисунки, составят иллюстративный ряд приложения в форме Альбома - Глоссария архитектурных терминов испанского Ренессанса. Научная значимость результатов исследования заключается в новизне постановки проблемы, многосторонности ее раскрытия, совокупности анализа архитектурных объектов на историческом фоне культурной среды, в изучении в подлиннике литературных документов с приложением фрагментов их перевода, выполненных авторами настоящей заявки, с применением разносторонних приемов графической визуализации изучаемых памятников зодчества в контексте национальной специфики их стилевой эволюции. Развернутая в ходе фундаментального исследования концепция формирования архитектурных стилей будет отражать спорные вопросы национального развития художественных тенденций испанской ренессансной архитектуры. Наиболее актуальными для новой научной тематики станут вопросы, связанные с: культурной спецификой Испании; устойчивыми закономерностями и приоритетами взаимовлияний восточных и западных традиций; проблемами антагонизма старой и новой архитектуры; синтеза монументальных искусств в архитектурном ансамбле; несовпадением конструктивной и стилевой эволюции; проблемами теоретического переосмысления художественных принципов классической итальянской архитектуры Возрождения. Неоднозначной и наиболее сложной в этом ряду проблем станет постановка вопроса неравномерного, уплотненного во времени напластования стилеобразующих стадий развития, исключающих целые художественные пласты Испании конца XV – начала XVII вв. Заявляемая тема: «Формирование архитектурных стилей Испании эпохи Возрождения. Диалог культур Востока и Запада» не только заполнит серьезный пробел в отечественном искусствознании, но и внесет значительный вклад в мировую историю архитектуры.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Содержание научного исследования «Формирование архитектурных стилей Испании эпохи Возрождения. Диалог культур Востока и Запада», согласно поставленным целям и задачам, заключалось в теоретическом осмыслении декоративных и конструктивных приемов в культовой и гражданской архитектуре политических центров Испании XVI в. (Кастилия, Арагон, Андалусия), где определялась общая картина многообразия стилевых форм с их усложненными «вплетениями» западных и восточных культур. Тенденция развития архитектурных стилей постигается как самоценное художественное явление со своей внутренней логикой ее эволюции. Исследование базировалось на изучении объектов натурного обследования широкого круга памятников архитектуры эпохи правления Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, Карла V и Филиппа II. Концепция проекта строилась на междисциплинарном подходе в рассмотрении художественных течений, определяющих многообразие эстетических проявлений в условиях разнородности стадиальной динамики, региональной разобщенности, устойчивого влияния наследия восточных традиций и вольной интерпретации правил построения классической архитектуры. Структурно, предмет исследования рассматривался по двум основным тематическим блокам. Первый был направлен на погружение в культурную среду формирования гуманистических идеалов испанского общества путем изучения теоретических сочинений исторического, философского и художественного содержания. В этом контексте рассматривались основные положения испанских гуманистов, теоретиков христианского гуманизма и религиозного мистицизма (Антонио Небриха, Альфонсо де Вальдес, Франсиско Санчес, Матео Алеман, Франсиско де Кеведо, Тереза Авильская, Хуан де ла Крус и др.). Исследования теоретического аспекта, отражающие художественные процессы Ренессанса, рассматривались в сочинениях основоположников испанского искусствознания. Переводы отдельных фрагментов из трактатов Франсиско Пачеко, Пабло де Сеспедеса, Эухенио Ллагуно более детально и достоверно выявляли проблематику развития ренессансных тенденций и специфику их восприятия в испанской культуре. Второй тематический блок, в котором рассматривались стилеобразующие процессы конца XV до середины XVI вв.: «мудехар», «исабелино», «Romano Grande», основан на исследовании архитектуры в Сарагосе, Сигуэнсе, Толедо, Бургосе, Алькале де Энарес, Гвадалахаре, Кордове, Гранаде, Севилье и др. Был проведен искусствоведческий анализ и натурная фотофиксация архитектурных объектов, элементов их композиций, форм, орнаментального декора. Собранный визуальный материал квалифицировался по принципу развития стилевых приемов в хронологической последовательности эволюции форм от позднего средневековья до начала расцвета испанского Ренессанса. Мудехар, во всем многообразии региональных вариантов, формировался в условиях сложившегося синтеза двух культур. Он представлял собой новую самостоятельную эстетическую реалию творения коренного народа, которое не вписывается ни в исламское, ни в христианское искусство. Архитектура вобрала в себя самую суть из каждой культуры: цвет и форму, творчески переосмысливая свое и «инородное» в собственную эстетику их соотношений. Мудехар, постепенно отделяясь от своей этнической духовной сущности, стал продолжением исламского наследия вне среды восточного мира, как новый прием образного проявления народного творчества. Есть основание утверждать, что мудехар стал самобытным стилевым течением в общеевропейском культурном пространстве, недооцененным в силу того, что его традиционно рассматривают прикладным элементом большого стиля. Декоративное искусство является важнейшим принципом художественных проявлений испано - мавританской культуры, как определяющий фактор испанского народного зодчества. Но декоративный элемент в композиция не вторичен, как это принято в западноевропейском искусстве, скорее напротив, здесь он выражает более существенный и принципиальный характер своей стилевой специфики. В мудехаре конструктивные формы равноценны архитектурному декору. Именно декор является его основным приемом, а структурная функция, в силу простоты ее исполнения на данном этапе, не представляет принципиальных изменений. Стиль исабелино, как и мудехара, стал исключительно испанском явлением, эстетические приоритеты которого были основаны на вкусовых приоритетах заказчиков последнего периода Готики. В архитектуре сформировался художественный синтез фламандской и кастильской традиции. Разные ремесленные школы отражали неоднородность художественного исполнения в универсальных приемах испано – фламандского языка «пламенеющей» Готики. В первую очередь используется утонченная по исполнению резьба по дереву, применяемая в звездчатых сводах мавританских форм, в оформлении дверных и оконных проемов. В ажурной технике исполнения по стуку все большее значение приобретает ковровый принцип расположения растительного орнамента. Применяемые нами методы историзма и социологии искусства способствовали выявлению панорамного зрения культурных процессов в стиле «Мендосы», где особая роль образной выразительности придавалась синкретизму, унаследованному смешением и наслоением античных, христианских, иудейских и мусульманских культур. Стилевая канва архитектуры королевского двора Испании в течение всего шестнадцатого столетия, охватывающего период правления Карла V и Филиппа II, определяется их художественной политикой, где основным лейтмотивом проходит тема величия имперских задач испанских Габсбургов. Каждый из них создавал символ своей абсолютной власти и увековечивал его в камне. Заказчик (королевский двор) и исполнитель (архитектор) находили тот единственный универсальный выразительный язык, отвечающий духу времени, при этом, как правило, последовательно упрощались приемы народного зодчества. Алькасар в Толедо, где работал Алонсо де Коваррубиас, архитектор Карла V, рассматривался как кульминация стиля «Romano grande». В сооружении дворца все согласовано с законами классического языка архитектуры: монументальность, строгая сдержанность декоративного оформления, благородство материала, образная выразительность замысла. Историческое прошлое и героическое настоящее слито в едином ансамбле триумфа империи Габсбургов. В композициях портала и внутреннего парадного дворика архитектор уловил тонкую грань допустимого предела «выхолащивания» декоративного мотива в традициях народного зодчества. Орнаментальный прием в его художественном методе никогда не терял актуального значения, но он стал в меру сдержан и универсален, чтобы вписаться в классическую структуру разработанных им форм ренессансного языка, отображающего основные тенденции «Romano grande». Материал отчета первой части проекта подробно освящен в опубликованных или представленных к публикации статьях, в подборе визуального ряда, классифицированного согласно тематическим циклам (фото иллюстрации в авторском исполнении; компьютерная графика архитектурных форм, их элементов декорирования), в переводе с испанского на русский отдельных глав из трактатов Пачеко, Сеспедеса, Ллагуно, в докладах научных конференций.

 

Публикации

1. Сим Н.М. АРХИТЕКТУРНАЯ СЦЕНОГРАФИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ ИСПАНСКОГО РЕНЕССАНСА АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСНФилиал ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" Ордена "Знак Почета" Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт (Екатеринбург), ИЗДАТЕЛЬСТВО: Филиал ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" Ордена "Знак Почета" Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт (Екатеринбург) Номер: 2 (53) Год: 2022. стр.57 -66. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25628/UNIIP.2022.53.2.009

2. Сим Н.М. CATEDRALES DE ANDALUCÍA: ASIMILACIÓN ARTÍSTICA DE TRADICIONES HISPANO-MUSLÍMICAS E HISPANO-CRISTIANAS IBEROAMERICA, IBEROAMERICA Институ Латинской Америки РАН (Москва) № 2 Год: 2022. стр.175 -203 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37656/s20768400-2022-2-08

3. Сим Н.М. ПАБЛО ДЕ СЕСПЕДЕС И ФРАНСИСКО ПАЧЕКО. ИСТОКИ НАУЧНОГО ИСКУССТВОЗНАНИЯ ИСПАНСКОГО РЕНЕССАНСА Вестник МГХПА. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), ПИ № ТУ 50-02598 от 26.04.2018, №4, ч1, 2022, (год публикации - 2022)

4. Сим Н.М. «Исабелино». Стилевая линия архитектуры Католических королей Испании Журнал «Академический вестник УралНИИпроект РААСН, №4(55).стр.95-101.ПИ №ФС77-31985 от 15.05.2008 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25628/UNIIP.2022.55.4.016

5. Сим Н.М. Феномен испанского гуманизма IBEROAMERICA Институт Латинской Америки РАН (Москва), FENÓMÉNO DEL HUMANISMO ESPAÑOL №1 2023, стр.176-198. ПИ № ФС 77 - 64895 от 16.02.2016 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37656/s20768400-2023-1-08

6. Сим Н.М., Сим А.Р., Спасская В.А. Традиции и новации приемов декоративно – прикладного искусства в стиле «Мудехар» Вестник МГХПА. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва),, №4, ч1, 2022,№4, ч1, 2022, Вестник МГХПА. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), ПИ № ТУ 50-02598 от 26.04.2018; ISSN 1997-4663 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_4_1_175_190

7. СИМ Н.М., СТОГОВА Г.Н. МЕЧЕТЬ-СОБОР В КОРДОВЕ. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА И АРХИТЕКТУРНОЙ ФОРМЫ ОТ ХАЛИФАТА ОМЕЙЯДОВ ДО ИМПЕРИИ ГАБСБУРГОВ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА Сборник научных трудов международной научно-практической конференции, с.354-363.Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна ФГБОУВО " СПбГУПТД" 2022 607 с.(Санкт-Петербург) (год публикации - 2022)

8. Сим Н.М., Стогова Г.Н. «Romano Grande» в архитектуре Алонсо де Коваррубиаса. Художественный метод стилевой концепции испанского Ренессанса Вестник МГХПА. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), №1, ч1, 2022 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_1_1_58_73

9. - Искусствоведы определили роль аристократического рода Мендосов в становлении архитектуры испанского Ренессанса https://rscf.ru/news/release/iskusstvovedy-o https://nauka.tass.ru/nauka/15472709 https://polit.ru/news/2022/08/16/ps_mendoza/, Пресс-служба РНФ15 августа, 2022 14:00 (год публикации - )

10. - Появление испанского Ренессанса связали с деятельностью кардинала де Мендосы https://nauka.tass.ru/nauka/15472709, ТАСС. НАУКА 15 АВГ, 14:06 (год публикации - )

11. - Личные вкусы кардинала де Мендосы повлияли на развитие ренессансной архитектуры Испании ПОЛИТ.РУ, 16 августа 2022, 13:00 Испания архитектура наука история искусства (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Содержание второй части проекта «Формирование архитектурных стилей Испании эпохи Возрождения. Диалог культур Востока и Запада», согласно поставленной цели, строилось на изучении стилевой концепции «платереско» и «дезорнаментадо» (эрререско) в период расцвета испанского Ренессанса второй половины шестнадцатого столетия. Задача исследования заключалась в определении региональных особенностей декоративных решений в культовой и гражданской архитектуре Кастилии, Арагона и Андалусии. Данный подход был обоснован необходимостью выявления многообразия стилевых форм, обогащенных вариативностью орнаментальных решений в архитектуре иберийских провинций, где наиболее выразительно отразилось влияние наследия восточных традиций и вольная интерпретацией правил построения классической ордерной архитектуры. В научный оборот вводились ранее не исследованные в отечественном искусствознании памятники зодчества, новые имена архитекторов, их художественный метод, подтверждающий гипотезу о двух основополагающих линиях развития национального стиля испанского Возрождения. Первое направление основано на традициях средневекового искусства в результате длительного слияния мусульманских, иудейских и христианских культур, второе соотносится с классической общеевропейской линией развития, выражающей государственную идею королевского двора 1516–1598 гг. в период правления Карла V и Филиппа II. Параллельно выявлялись побочные ответвления родственных категорий, имеющие определенные отличия регионального, политического, светского и религиозного характера. Структурно, предмет исследования строился по двум основным тематическим блокам. В первом полугодии рассматривались стилевые течения «платереско» и «дезорнаментадо». Была представлена развернутая характеристика художественных критериев архитектурного декора, этапов их развития, способов и приемов декорирования. Эклектичная мозаика декоративных компонентов мосарабского мудехара, кастильской готики, ломбардской романики и ренессансных гротесков тосканского происхождения в совокупности составляло тот синтез элементов и орнаментальных приемов, из которых постепенно вырисовывался выразительный образ платереско. Специфика стилеобразующих процессов выявлялась в многообразии декоративных приемов региональных школ испанских провинций. Архитектуру Кастилии будет характеризовать готико – ренессансный принцип построения конструкции, композиции и декора. Региональные особенности платереско в королевстве Арагона исторически связаны династическими контактами двора с заальпийской Европой и южной Италией. В Арагоне ренессансные идеи строятся на основе синтеза мудехарских традиций в использовании строительного материала, композиций фасадов по типологии флорентийских палаццо и декоративной объемной пластике, заимствованной из французской школы Фонтебло. Дворцовая архитектура Сарагосы, Теруэля и Куэнки, где торжествует фасадный принцип, имеет две отличительные особенности, выраженные стилевым синтезом мудехара и флорентийского Возрождения. И наконец, в Андалусии, в пиковой точке стилевого развития сформируется течение андалузского средиземноморского Ренессанса, когда орнаментальная «пышность» платереско органично впишется в классический ордерный строй. К концу столетия это художественное развитие резко прервалось. Оно остановилось там, откуда берет начало прямо противоположная стилевая линия универсального классицизма, лишенная какого-либо орнамента, именуемая «дезорнаментадо» или «эрререско», тенденции которого стали результатом идейных и художественных задач при дворе Филиппа II, воплощенные королевским архитектором Хуаном де Эррерой. В стилевой концепции Эрреры появляются архитектурные идеи, принципиально отличные от устойчивых средневековых приемов. Основная эстетическая ценность заключалась в равновесии монументальных пропорциональных соотношений. Его метод опирался не на эмпирический опыт средневековых мастеров зодчества, а на строгий геометрический расчет, где математика превращается в универсальный принцип архитектурного мышления. Вторая часть исследования заключалась в решении теоретических задач методом систематизации предмета исследования и приведения к целостному понятию специфики стилеобразующей концепции испанского Ренессанса. Критерии национального стиля испанского Ренессанса на протяжении всего шестнадцатого столетия развивались в тесном диалоге традиций Востока и Запада. Именно эта основополагающая тенденция определила специфику испанской культуры в последующие эпохи. Согласно поставленной в проекте проблематике, изучались открытые спорные вопросы процессов формирования национальных художественных течений и их интерпретации в современном искусствознании. Синтез испано-мусульманской и испано - христианской культуры задавал общие контуры взаимовлияний, как обусловленные художественные константы стилевой многогранности. Таким образом складывается система концептов диалога культур Востока и Запада, составляя ментальный «каркас», скрепляющий отдельные художественные течения в единую целостную картину национального испанского стиля в архитектуре. В этом направлении ренессансная архитектура Испании искала и нашла свое подлинное историческое место в наследии мирового искусства. Развернутое содержание проекта представлено в рукописи монографии, в иллюстративном материале натурной фото - фиксации памятников архитектуры, в глоссарии испанских архитектурных терминов с использованием приемов компьютерной графики орнаментального декора, в докладах на международные научные конференции.

 

Публикации

1. Сим Н.М. Региональные особенности стиля «платереско» в архитектуре Кастилии, Арагона и Андалусии -, - (год публикации - 2024)

2. Сим Н.М. "Платереско". Национальный стиль испанского Возрождения АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, 4 (59 Стр. 35-41. ПИ №ФС77-31985 от 15.05.2008АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25628/UNIIP.2023.59.4.005

3. Сим Н.М. Поэтика и логика развития национального стиля испанского Ренессанса ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. ВЕСТНИК РГХПУ ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА, 4-2 cтр.25-47 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37485/1997-4663_2023_4_2_25_47

4. Сим Н.М. Региональные особенности стиля "платереско" в архитектуре Кастилии, Арагона и Андалусии АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН, №1|2024 (60)ПИ №ФС77-31985 от 15.05.2008 (год публикации - 2024) https://doi.org/10.25628/uniip.2024.60.1.014

5. Сим Н.М. Проблема стилевой интерпретации архитектуры испанского Ренессанса в отечественной и зарубежной историографии АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСНФилиал ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" Ордена "Знак Почета" Уральский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт (Екатеринбург), №3 (58) стр.50-55. ПИ №ФС77-31985 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25628/UNIIP.2023.58.3.008

6. Сим Н.М. "Платереско". Национальный стиль испанского Возрождения Академический вестник УралНИИпроект РААСН., - (год публикации - 2023)

7. Сим Н.М. Региональные особенности стиля "платереско" в архитектуре Кастилии, Арагона и Андалусии Академический вестник УралНИИпроект РААСН., - (год публикации - 2024)

8. Сим Н.М. Архитектор Хуан де Эррера. Художественный метод стилевой концепции "эрререско" IBEROAMERICA, - (год публикации - 2024)

9. Сим Н.М. Поэтика и логика развития национального стиля испанского Ренессанса Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова.Москва., - (год публикации - 2023)

10. Сим Н.М., Сим А.Р. Две линии развития в архитектуре испанского Ренессанса ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. ВЕСТНИК РГХПУ ИМ. С.Г. СТРОГАНОВА. Москва, №3, ч2, 2023, Вестник МГХПА. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО И ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова (Москва), ПИ № ТУ 50-02598 от 26.04.2018; ISSN 1997-4663 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37485/1997-4663_2023_3_2_315_328

11. Сим Н.М., Сим А.Р. Экранные формы визуализации городов Испании XVI в. Проблема интерпретации Наука телевидения, - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
Материалы исследования представлены в серии статей по архитектуре Испании на научно-популярном портале VokrugSveta.ru https://www.vokrugsveta.ru/experts/nadezhda-sim/