КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00284

НазваниеСоциальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV-VI вв.

РуководительЛитовченко Елена Викторовна, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", Белгородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-106 - История древнего мира

Ключевые словаСоциальные сети, социальное влияние, поздняя античность, специально создаваемая среда убеждения, эпистолография, интеллектуальная элита, гендер

Код ГРНТИ03.29.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение проблемы применения междисциплинарных подходов и методов к истории поздней античности. Изучение феномена социального влияния, находившегося ранее за пределами внимания историков, является попыткой осуществления синтеза идей, сложившихся в рамках различных областей гуманитарного знания и органично дополняющих историческую традицию. Научная новизна проблематики связана с отсутствием в настоящее время исследований, анализирующих механизмы социального влияния в проблемном поле исторического знания. Одним из таких механизмов являются социальные сети, которые составляют основу любого общественного организма. Способы, с помощью которых в них осуществляется коммуникация, свидетельствуют о специфике культуры конкретной цивилизации. Как правило, в переходные периоды традиционно сложившиеся отношения ослабевают, либо разрушаются, поэтому любой исторический опыт их интеграции и сплочения максимально актуален. В этом смысле особенно показательно позднеантичное общество, основным средством коммуникации в котором являлась переписка, эволюционировавшая в структурированное целое, «эпистолярную сеть». Сборники или коллекции писем IV-VI вв., авторами которых выступают представители интеллектуальной элиты латинского Запада являлись самым востребованным способом связи, а также формой литературы в период между концом IV и VI вв. Данный отрезок времени отмечен корреспонденцией Симмаха, Сидония Аполлинария, «Вариями» Кассиодора и др., а самыми характерными были сборники писем, связанные с проявлениями дружбы (amicitia, caritas или dulcedo), как доктринальными направляющими. Эта позднеантичная практика письмописания уходит своими корнями в заложенную Плинием Младшим, но в сущности оформленную Симмахом традицию. Главное в этих письмах – это личное самовыражение, система связей интеллектуалов, их внутренний мир, механизмы передачи классической традиции. Эпистолография служила средством, при помощи которого можно было продемонстрировать свою общественную значимость, способность влиять на видных имперских лиц, принимающих решения. Кроме того, позднеантичные письма, с одной стороны, отражают изменения, происходящие во взаимоотношениях полов, как в связи с транзитивным характером эпохи, так и в связи с христианизацией общества, а, с другой стороны, формируют новые гендерные установки и стереотипы. В рамках проекта «эпистолярные сети» рассматриваются как один из видов специально создаваемых сред убеждения для поддержания культурной идентичности ее субъектов на фоне общей деградации культуры, обусловленной наплывом варваров и нестабильностью политической ситуации. Решение поставленной задачи и возможность получения предполагаемых результатов обусловливаются репрезентативностью нарративных источников, в качестве которых мы рассматриваем исторические и эпистолографические сочинения. Каждый из представленных видов письменных источников обладает большим потенциалом в выявлении среды и механизмов социального влияния. Исторические сочинения («Деяния» Аммиана Марцеллина, «История франков» Григория Турского и др.) позволяют определить тот исторический контекст, в котором можно выявить различные проявления социального влияния и реконструировать социальные сети, в которых это влияние реализовывалось на практике. Эпистолярные источники, письма аристократов-интеллектуалов латинского Запада (Симмаха, Сидония Аполлинария, Аврелия Августина, Павлина Ноланского, Руриция Лиможского, Авита Вьеннского и др.) определяли узкий круг ценителей риторической словесности. Позднеантичная культура, в той же степени, что и культура классической античности, являлась культурой устного и письменного слова, следовательно, риторика наделяла ее пользователей особыми навыками социального влияния, управления обществом, реализовать которые можно было как на службе последним римским императорам (Симмах, Авсоний, Сидоний Аполлинарий) или варварским королям (Авит, Эннодий, Кассиодор), так и в христианской проповеднической деятельности (Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Цезарий Арльский). Кроме того, Отцы Церкви также акцентируют внимание на особенностях женской природы, влияющих на выстраивание системы отношений господства и подчинения в семье. Авторы писем затрагивают вопросы женской благотворительности, аскетизма, и, как следствие, их влиятельного эффекта на жизнь позднелатинского социума. Поэтические тексты позднеантичной эпохи (Павлин Ноланский, Авсоний) содержат информацию о механизмах влияния римских женщин как в семейной, так и в социально-религиозной сферах. Новизна поставленной задачи связана также с привлечением не переводившихся ранее или переведенных частично с латинского языка на русский источников, таких как письма обозначенных выше позднеантичных авторов.

Ожидаемые результаты
В рамках проекта предполагается получить следующие новые научные результаты. Будут построены и проанализированы модели социальных сетей латинского Запада в IV-VI вв. как специально создаваемых сред убеждения; изучена целевая направленность социальных сетей латинского Запада в IV-VI вв.; выявлены закономерности и механизмы коммуникации между субъектами, образующими социальные сети; обоснована роль социальных сетей как специально создаваемых сред убеждения в стабилизации общественных процессов, сохранении общественно значимых ценностей и распространении христианских идеалов. Научная значимость проекта обусловлена необходимостью внести коррективы в существующие представления о механизмах влияния в социальной, политической и духовной общественных сферах латинского Запада, проанализировать эволюционные процессы одной из самых сложных транзитивных эпох прошлого. Исследование позволяет рассмотреть под новым углом зрения модели общественных связей позднеантичного периода. Механизмы влияния на общественное сознание получили сегодня широкое распространение, поэтому анализ природы данного феномена в исторической ретроспективе позволит глубже понять сходные процессы современности. Исследование процессов формирования социальных связей, их сетевого характера и оказываемого ими влияния на политические процессы значимо для различных областей современного гуманитарного знания. Результаты исследования будут опубликованы в журналах, индексируемых в Web of Science / Scopus и представлены в докладе на международной конференции, тематика которой соотносится с тематикой проекта.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетный период по гранту № 22-28-00284 «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV—VI вв.» был проведен аналитический обзор литературы по тематике исследования. В рамках источниковедческих исследований был осуществлен перевод с латинского языка на русский нескольких посланий Сидония Аполлинария из книги IV (Sid. Epp. IV. 4, IV. 7, IV. 12), также переведены послания Руриция Лиможского из книги II (Rur. Epp. II. 24, 25). На основе классификации адресатов писем Сидония Аполлинария, Руриция Лиможского, Эннодия Павийского выделены несколько кластеров в эпистолярных сетях авторов: родственники, друзья, имперские чиновники, коллеги-епископы и клиенты, которые отражают различные аспекты влиятельности автора коллекции писем. Изучение целевой направленности эпистолярных сетей латинского Запада в IV-VI вв. привело к выявлению следующих целей: поддержание и сохранение собственно коммуникации, включая функционирование клиентских связей; конструирование определенного образа автора коллекции, его самопрезентация, демонстрация своей влиятельности; пропаганда идеологической позиции для сплочения рядов единомышленников. Установлено, что целевая направленность эго-сети Сидония отражала его стремление предстать влиятельным интеллектуалом-литератором, ту же цель преследовал и Руриций, однако продемонстрировать свою влиятельность ему было значительно сложнее, будучи епископом сравнительно небольшого города, поэтому он сосредоточился на роли эрудированного ценителя литературы в подражание Сидонию. Эннодию удалось представить себя и как влиятельного человека, близкого к администрации Теодориха, и как литератора, и как духовное лицо. Все контакты и послания акторов сетей служили подтверждением того имиджа, который задумывался эпистолографом как его центральный образ. Сидоний представлял в своей переписке «оппозиционную» модель идентичности, придерживаясь имперских взглядов и образцов поведения, Руриций и Эннодий – «модель ассимиляции» как базовую основу идентичности, адаптации в варварском мире. Выявлены закономерности и механизмы коммуникации между субъектами, образующими социальные сети Сидония Аполлинария, Руриция Лиможского, Эннодия Павийского. Закономерности коммуникации зависели от целей автора-создателя и узловой фигуры самой эго-сети и собираемой им коллекции писем, как документального свидетельства ее существования. Сеть, реконструируемая по письмам авторов IV-VI вв., вошедшим в коллекции, не отражает объективной картины обширной переписки, поскольку отбор писем в состав коллекции цензурировался авторами. Эпистолография служила средством, при помощи которого можно было продемонстрировать свою общественную значимость. Субъективный и даже тенденциозный характер отбора автором писем в коллекцию, во-первых, показывает его стремление презентовать себя в качестве духовного наставника в корреспонденции со священством, как влиятельное лицо, авторитетное для представителей чиновничьей элиты – в светской части сети. Во-вторых, выявляемая сеть, круг адресатов и корреспондентов представляет собой не столько объективную реальность, сколько конструкт, «эго-сеть», сконструированную самим автором. Сами письма и их коллекцию (сборник) можно воспринимать как особый способ, с помощью которого, исключительно в письменной форме, интеллектуальная элита целенаправленно формировала в сознании своей аудитории тот образ, который стремилась запечатлеть в памяти современников и потомков. Установлено, что коллекция Сидония отражала его стремление к сохранению галло-римской идентичности, демонстрации своей образованности, литературных талантов и обширных связей. Сеть Руриция как представителя позднеантичной аристократии, пережившего конец Западной Римской империи, сконцентрирована на людях в непосредственном его окружении и посвящена культивированию дружбы. Эннодий больше других его соратников по эпистолярному цеху уделял внимание формированию связей с людьми, представлявшими элиту элит позднеантичного общества с тем, чтобы утвердить себя в качестве одного из полноправных членов этого микросоциума. Анализ писем показал, что эпистолярная сеть включала не только адресантов и адресатов, но и механизмы коммуникации. В качестве таковых обозначен отбор адресатов, составивших несколько сетевых кластеров, которые отражают различные аспекты влиятельности автора коллекции писем; курьеры, благодаря посредничеству которых эпистолярная сеть функционировала; текстовый механизм, риторическая традиция, подразумевавшая ряд приемов, с помощью которых можно было стимулировать адресата к продолжению письменной коммуникации (лаудативный дискурс и «Captatio benevolentiae» или снискание благосклонности). Все выявленные приемы в совокупности влияли на целостность эпистолярной сети и на идентичность позднеантичных авторов, которая базировалась на вере в исключительность их провиденциальной миссии – сохранять культурное наследие античности, поддерживать высокий уровень интеллектуальной экзистенции, слыть незаменимыми по своей влиятельности людьми, узловыми фигурами социальной коммуникации. В соответствии с задачами этапа обоснована целесообразность обращения к богословским сочинениям и письмам Отцов Церкви, связанная с транзитивным характером эпохи и христианизацией общества, ведущим к переосмыслению гендерных ролей в контексте влиятельных эффектов. Анализ микроколлекции в корпусе писем Иеронима позволил выявить многоаспектный характер влиятельности женщин – аскетов как на гендерный состав монашества, отношения внутри монастырской общины, связи монастырей с внешним миром, так и, опосредованно, – на интеллектуальную богословскую жизнь. В течение 2022 года результаты апробированы в ходе международных и всероссийских конференций, среди которых выделим XXIII Всероссийскую научную сессию византинистов (г. Судак, Республика Крым), а также в серии статей общим объемом 4,9 а.л., в том числе в периодических изданиях: 1 – в журнале, индексируемом в Scopus (Вестник Пермского университета. История), 3 – в журналах из перечня ВАК РФ (Интеллигенция и мир, Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. История, Via in tempore. История. Политология). Информация о процессе работ по проекту опубликована в сообществе «Минобрнауки России» Вконтакте: «Исследователи НИУ «БелГУ» проанализировали письма известных позднелатинских государственных деятелей, языческих и христианских лидеров и литераторов IV–VI вв. н.э.»: https://vk.com/wall-167915299_14698?access_key=71f6a0cc9f9c77bef6; а также на сайте НИУ «БелГУ»: «Историки Белгородского госуниверситета исследовали эпистолярные памятники»: https://bsuedu.ru/bsu/news/news.php?ID=756447&IBLOCK_ID=176.

 

Публикации

1. Анохина Е.В. Роль женщины в публичной жизни позднеримского общества: нормативный аспект Классическая и византийская традиция. 2022: сборник материалов XVI международной научной конференции, Классическая и византийская традиция. 2022: сборник материалов XVI международной научной конференции / отв. ред. Н.Н. Болгов. – Белгород : ООО «Эпицентр», 2022. – С. 39-46. (год публикации - 2022)

2. Литовченко Е.В. Некоторые аспекты «enkyklios paideia» в корреспонденции Сидония (Ep. IV. 3 и IX. 9) Via in tempore. История. политология, - (год публикации - 2022)

3. Литовченко Е.В. Captatio benevolentiae in Late Antique Epistologaphy as a Means of Preserving Communication of the Intellectual Elite Вестник Пермского университета. История, - (год публикации - 2022)

4. Литовченко Е.В. Руриций Лиможский, Цезарий Арльский и Агадский собор 506 года Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. История, 2022. – II(109). – С. 9–25. (год публикации - 2022)

5. Литовченко Е.В., Семичева Е.А. Переписка в поздней античности: о роли некоторых курьеров Сидония в функционировании «эпистолярной сети» (по письмам IV. 4, IV. 7, IV. 12) Интеллигенция и мир, Интеллигенция и мир. 2022. № 4. С. 9—24 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.46725/IW.2022.4.1

6. Попова Я.В. Эпистолярная коллекция Синезия Киренского как маркер социального круга общения Белгородский диалог – 2022: проблемы истории и филологии, Белгородский диалог – 2022: Проблемы истории и филологии: сборник материалов XIII Международного молодежного научного форума / отв. ред. К.К. Ли. – Белгород: ИД «БелГУ», 2022. - С. 68-70. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетный период по гранту № 22-28-00284 «Социальные сети как механизм влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV—VI вв.» был проведен анализ эпистолярных коллекций Павлина Ноланского и Авита Вьеннского, включающий определение и классификацию их адресатов, выявление целевой направленности, закономерностей и механизмов коммуникации. Установлено, что коллекция Павлина включает три группы адресатов: друзей-епископов и единомышленников-христиан; Отцов Церкви; лиц, не имеющих церковного сана, но проявляющих интерес к христианскому вероучению. В коллекции Авита, кроме епископов и мирян, присутствуют послания бургундским королям, римскому понтифику и патриарху Иерусалима. Определены узловые фигуры переписки. Целевая направленность писем Павлина священнослужителям имеет четко выраженный богословский характер. Автор позиционирует себя как ревностного христианина, склонного к аскезе, многократно и развернуто цитирует Писание. Все это обусловливает специфику его эпистолярной сети, заключающуюся в пропаганде аскетических и монашеских усилий. Целевая направленность писем Авита коррелирует со статусом адресата. Авит позиционирует себя как высокопоставленное духовное лицо, имеющее влияние на варварских королей, как посредника между светской и религиозной властями, между Западом и Востоком, между местным духовенством и римскими понтификами. Специфика коллекции Авита проявляется в сочетании гипертрофированной риторики и устойчивого политического контекста эпистолярных взаимоотношений с пастырской составляющей его текстов. В круг используемых Павлином и Авитом курьеров, определяемых как один из механизмов коммуникации, входили их клиенты, представители паствы или местного клира. Риторические приемы стимулировали адресата к продолжению письменной коммуникации. Выявлены функции и обоснована роль социальных сетей Сидония Аполлинария, Руриция Лиможского, Эннодия Павийского, Павлина Ноланского и Авита Вьеннского как специально создаваемых сред убеждения в стабилизации общественных процессов, сохранении общественно значимых ценностей и распространении христианских идеалов. Установлено, что позднеантичное письмо выполняло ряд функций – коммуникационную, информационную, эстетическую, эмоциональную, мемориальную, а обмен письмами формировал «общее виртуальное пространство» для коммуникации. На основании анализа избранных коллекций выявлено, что стремление к самопрезентации явилось основанием для формирования «эго-сетей» как специально создаваемых сред убеждения. Они состояли из адресатов авторов писем и образованной читающей публики, которой была доступна переписка. На эту аудиторию транслировались как общие, так и индивидуальные взгляды эпистолографов в целом для сплочения круга интеллектуалов в нестабильной политической обстановке и процессе варваризации культуры. Сложности транзитивного периода требовали от представителей интеллектуальной элиты усилий в поиске привычных ориентиров (факторов стабилизации) на фоне утраты экзистенциальных перспектив. Корреспонденция позволила выявить два таких фактора стабилизации: 1) поддержка и распространение в эпистолярных текстах христианских идеалов, которые способствовали сохранению единства и спокойствия, выступая средством борьбы с язычеством и арианством и создавая платформу для реализации риторических навыков на епископской кафедре; 2) культурная концепция Romanitas, которая, по существу, была связана с ретроспективной литературной традицией и позволяла обеспечивать связь поколений как посредством образования, так и через литературную деятельность. Выявлены гендерные аспекты сетевых коммуникаций в обществе латинского Запада в IV-VI вв. (на материале писем Павлина Ноланского, Сидония Аполлинария, Эннодия Павийского). Установлены формы женского влияния в частной жизни: добродетельная женщина занималась воспитанием детей и оказывала помощь мужу в литературном творчестве или управлении имуществом. Материальные ресурсы богатых матрон обеспечивали благополучие семьи, позволяя мужу сконцентрироваться на общественных делах, заниматься миссионерской деятельностью. Установлена корреляция оценочного отношения авторов к этому влиянию с устремлениями женщины и с теми качествами, которые ей необходимо проявить для его реализации. Выявлены композиционные и стилистические особенности позднеантичного письма как сетевого инструмента, поддерживающего систему общественных связей и формирующего общее пространство для коммуникации. Установлено, что позднеантичные письма – это эго-документы диалогического характера, соединяющие писателя, читателя и широкую аудиторию, для которой послания становились доступными, в силу желания автора обнародовать результаты творчества и представить свой тщательно сконструированный образ современникам и потомкам. Композиционные, стилистические и психологические приемы (грамматические пассажи, метатекстовые комментарии, статусные пары и установление эпистолярных ролей, дихотомия откровенности и интимности) в совокупности выступали сетевым инструментарием, привлекая обширный круг читателей, побуждая их к трансляции классических образцов миропонимания и обеспечивая необходимый автору влиятельный эффект. Построена модель социальных сетей латинского Запада в IV-VI вв. как специально создаваемых сред убеждения, включающая целевую направленность, закономерности и механизмы коммуникации. Модель основана на триангуляции как существенном свойстве социальной сети, означающем взаимосвязь трех сторон – автора, адресатов и курьеров. Анализ позднеантичных коллекций позволил дополнить указанную взаимосвязь четвертым элементом – читающей аудиторией, на суд которой выносились идеи и оценки адресантов, обеспечивая «эффект сопричастности». Обобщены и концептуализированы результаты исследования социальных сетей как механизма влияния в общественно-политической и духовной жизни латинского Запада в IV-VI вв. на основе методологии, включающей методы анализа социальной сети (SNA) и акторно-сетевой теории (ANT). Обобщение полученных результатов позволило утверждать, что, наряду с объективно существующей социальной (эпистолярной) сетью позднеантичных епископов и литераторов Сидония Аполлинария, Руриция Лиможского, Эннодия Павийского, Павлина Ноланского и Авита Вьеннского, ими посредством селективного подхода к посланиям были сконструированы «эго-сети», представленные коллекциями писем, которые являются перформативным отражением этих сетей, с целью самопрезентации и трансляции общественно-значимых ценностей. Построенная модель социальных сетей показывает, что «эго-сети» могут рассматриваться как среда убеждения в светском и клерикальном сообществах. Обосновано, что используемые инструменты коммуникации позволяли адресантам добиться влиятельных эффектов. Таким образом, доказано, что эпистолярные «эго-сети» представляли собой механизм политического, религиозно-нравственного, общественного и культурного влияния для поддержания стабильности, сохранения связи поколений и римской идентичности в варварском мире. В течение 2023 года результаты апробированы в ходе международных и всероссийских конференций, среди которых выделим I Всероссийскую научную конференцию (с международным участием) «Закат Древнего мира» (Москва, ИВИ РАН), а также в серии статей общим объемом 4,15 а.л., в том числе в периодических изданиях: 1 – в журнале, индексируемом в Scopus (Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики), 3 – в журналах из перечня ВАК РФ (Известия АлтГУ. Исторические науки и археология, Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, Via in tempore. История. Политология). Информация о процессе работ по проекту опубликована на сайте НИУ «БелГУ»: «Византинисты НИУ «БелГУ» приняли участие во всероссийской конференции»: https://bsuedu.ru/bsu/news/news.php?ID=795149&IBLOCK_ID=123.

 

Публикации

1. Анохина Е.В. Иероним Стридонский о влиятельных монахинях в христианской церкви Известия АлтГУ. Исторические науки и археология, № 2 (30). – С. 58-62. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14258/izvasu(2023)2-09

2. Анохина Е.В. Ложь как средство женского влияния в позднеантичном обществе (по данным Аммиана Марцеллина) Tractus Aevorum: эволюция социокультурных и политических пространств, № 10 (1). – С. 9-19. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18413/2312-3044-2023-10-1-9-19

3. Анохина Е.В. Гендерные аспекты жизни позднеримского социума в современной зарубежной историографии Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие. Материалы международной научно-практической конференции, С. 44-47 (год публикации - 2023)

4. Анохина Е.В. Женское влияние в позднеантичной семье в письмах Павлина Ноланского Via in tempore. История. Политология, - (год публикации - 2023)

5. Войлоков Б.М. Личность Аврелия Августина в изображении зарубежных историков XX-XXI вв. Белгородский диалог – 2023: Проблемы истории и филологии: сборник материалов XV Международного молодежного научного форума, С. 15-18. (год публикации - 2023)

6. Литовченко Е.В. «Объятия писем»: текстовые механизмы коммуникации в позднеантичных эпистолярных сетях Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики, - (год публикации - 2023)

7. Литовченко Е.В., Семичева Е.А. Сетевые аспекты коммуникации позднеантичной интеллектуальной элиты Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета., № 3 (67) (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Исследование, посвященное анализу позднеантичных коллекций писем и формируемых эпистолографами социальных сетей, направлено на выявление целей, закономерностей и текстовых механизмов коммуникации в эпистолярной традиции латиноязычного мира IV-VI вв. Практика, включающая ориентацию на текстовые ценности прошлого, конструирование персональных социальных сетей в виртуальном пространстве с целью акцентуации эго-портрета, бытует и в настоящее время. Изучение опыта социальной коммуникации в транзитивный период дает представление об образцах поведения в сложные, нестабильные периоды, подобные современному. Результаты исследования могут быть полезны в современных социологических мониторингах, направленных на выявление влияния социальных сетей как на жизнь и деятельность отдельного индивида, так и на определенные социальные группы.