КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00421

НазваниеПсихологическое время как фактор поздней социализации

РуководительЗабелина Екатерина Вячеславовна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Челябинский государственный университет", Челябинская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-553 - Социальная психология, этническая и кросс-культурная психология, политическая психология, юридическая психология, экономическая психология

Ключевые словасоциализация, вторичная социализация, поздняя социализация, стареющее общество, пожилой возраст, пенсионеры, временной фокус, субъективный возраст

Код ГРНТИ15.31.41 15.41.25


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Многие страны мира, включая Россию, столкнулись с беспрецедентной в истории человечества проблемой старения населения и ее последствиями. Данное явление приводит к резким изменениям в потребностях и возможностях граждан и имеет значительные последствия для занятости, сбережений, потребления, экономического роста, социального благополучия и качества жизни (Bloom, Luca, 2016; Maresova, Tomaskova, Kuca, 2016). Перспективным подходом к решению данной проблемы видится ее изучение сквозь призму вторичной (поздней) социализации (Дробышева, Журавлев, 2016). Однако в научной разработке этого подхода содержится еще много «белых» пятен. В частности, недостаточно раскрыты когнитивные механизмы поздней социализации. Неоднозначно трактуется вопрос о том, как восприятие времени жизни и себя в этом времени влияет на процесс и результат социализации в позднем возрасте (Rönnlund, Åström, Carelli, 2017), как связана удовлетворенность жизнью с временной перспективой (Boniwell, 2005) у пожилых людей. Кроме того, актуальной остается проблема диагностики психологического времени в позднем возрасте: существует необходимость создания и адаптации компактных и вместе с тем валидных психодиагностических методик. Конструкт временного фокуса (temporal focus), активно изучаемый в зарубежной науке, до сих пор не получил достаточного внимания в отечественных исследованиях. Не адаптированы инструменты его диагностики, не выявлены закономерности его взаимодействия с другими компонентами психологического времени личности, не обоснована его роль в процессе вторичной (поздней) социализации. То же относится к феномену субъективного возраста: в России его изучению посвящены лишь отдельные исследования (например, Сергиенко, 2012, 2016, 2020). Настоящий проект стремится восполнить данный пробел. Таким образом, проект направлен на решение проблемы эффективной (успешной, продуктивной) поздней социализации в стареющем обществе за счет изучения и задействования когнитивных механизмов психики, а именно восприятия событий настоящего, прошлого и будущего и восприятия возраста. Научная новизна исследования заключается, прежде всего, во включении такого когнитивного феномена, как восприятие времени жизни и себя в этом времени, в ряд факторов, влияющих на социализацию людей позднего возраста, а также на ее эффективность. В рамках когнитивного подхода в социальной психологии впервые предлагается разработать и верифицировать модель влияния психологического времени личности (на примере временного фокуса и субъективного возраста) на эффективность поздней социализации в стареющем обществе. В итоге это позволит не только создать новую адаптивную методологию анализа ключевых проблем старения личности, но и разрабатывать в дальнейшем позитивные модели старения. В практическом плане предполагается получить новейшие данные о специфике психологического времени как фактора поздней социализации, выявить особенности взаимосвязи временного фокуса, субъективного возраста и удовлетворенности жизнью у пенсионеров в различных регионах страны. В рамках исследования будет адаптирован психодиагностический инструментарий для исследования временного фокуса на выборке пожилых людей. Также впервые будет показана детерминация субъективного благополучия (удовлетворенности жизнью) пенсионеров особенностями их психологического времени при учете других групп факторов (демографических, социальных, биологических, психологических). В результате исследования будут сформулированы рекомендации по социальной и профессиональной самореализации людей позднего возраста с учетом особенностей их психологического времени.

Ожидаемые результаты
Главным результатом исследования станет разработанная и верифицированная модель влияния психологического времени личности (на примере временного фокуса и субъективного возраста) на эффективность поздней социализации в стареющем обществе. Помимо разработки и верификации модели в ходе исследования будут достигнуты промежуточные результаты: подготовлен теоретический обзор по проблеме поздней социализации в стареющем обществе; теоретически обосновано положение о том, что психологическое время личности может выступать фактором социализации в позднем возрасте; разработана теоретическая модель влияния психологического времени на эффективность поздней социализации; разработана программа эмпирического исследования психологического времени как фактора поздней социализации, включая описание методик и выборки; разработаны вопросы для проведения структурированного интервью с целью изучения восприятия времени в позднем возрасте; адаптирована методика «Временной фокус» (Temporal Focus, Shipp et al., 2009) для представителей позднего возраста; выявлена взаимосвязь временного фокуса, субъективного возраста и удовлетворенности жизнью в позднем возрасте; определены когнитивно-временные предикторы эффективной поздней социализации; разработаны рекомендации по социальной и профессиональной самореализации людей позднего возраста с учетом психологического времени. Решение проблемы поздней социализации с точки зрения когнитивного подхода в социальной психологии расширит представление о данном феномене, позволит определить когнитивные стратегии и критерии успешности поздней социализации. Исследование обогатит психологическую науку новыми данными в области психологии личности, когнитивной психологии, психологии развития, социальной психологии, методологии психологии, психологии времени (хронопсихологии); внесет вклад в преодоление негативных последствий старения общества. Новые факты о роли когнитивных элементов психологического времени в процессе поздней социализации создадут основу для разработки специальных тренинговых и консультационных программ по профилактике страха старения, приобретению умения принятия своего возраста и повышению удовлетворенности жизнью в позднем возрасте, а также положат начало новой научной тематики в рамках проблемы поздней социализации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основная работа в отчетном периоде была сосредоточена на написании теоретико-методологического обоснования исследования. В результате научный коллектив подготовил теоретический обзор проблемы поздней социализации, в котором представлены подходы к ее изучению, а также анализ связанных феноменов. Выявлены два основных подхода к поздней социализации: ограничивающий и ресурсный (Трушина, Веденеева, Волосатова, 2022 https://eurasia.susu.ru/wp-content/uploads/2022/07/%D0%A2%D0%BE%D0%BC-3.pdf ). Рассмотрены смежные понятия: активное старение (Cao et al., 2021; Gould et al., 2017; Klimova et al., 2017; Kluge, 2002; Casper, Jeon, 2019), успешное старение (Lewis, Allen, 2017), здоровое старение (Aday, Wallace, 2015; Ottoboni et al., 2019; Summers et al, 2013), активное долголетие, социальная адаптация / дезадаптация (Прохорова, 2022; Тукумцев, Ковалева, 2004), ресурсный потенциал (Замараева, 2009; Доброхлеб, 2008; Прохорова, 2022), человеческий капитал (Павлова, Недоспасова, 2020), десоциализация (Беликов, 2019), ресоциализация (Перинская, 2005; Сердакова и др., 2020). Обнаружено, что, несмотря на разнообразие терминов для обозначения поздней социализации, фокус изучения направлен в основном на внешние факторы (активность и продуктивность в социуме), особенно в зарубежных исследованиях (Zabelina et al., 2022 http://doi.org/10.54941/ahfe1001665 ). Настоящее исследование стремится сфокусироваться на внутренних (когнитивно-временных) факторах старения и выявить их роль в процессе поздней социализации. Представлено теоретическое обоснование факторов и критериев поздней социализации. Выявлено многообразие факторов (культурные ценности, здоровье, социальная и физическая активность, творчество, личная мотивация) и критериев поздней социализации (уровень материальной обеспеченности, состояние здоровья, личный потенциал, благоприятная среда, просоциальность, уровень самосовершенствования, самореализации и самодетерминации, усвоение новой социальной роли, способность к построению и реализации собственного жизненного проекта, самоорганизация и саморегуляция), при этом обнаружен определенный дефицит их системного изучения. Предложено четыре группы факторов, влияющих на социализацию пенсионеров: демографические, биологические, социальные и психологические. В качестве критерия эффективности поздней социализации выбран феномен субъективного благополучия, или удовлетворенности жизнью, как наиболее широкий и легко идентифицируемый. Выполнен теоретический обзор проблемы психологического времени в пожилом возрасте с обоснованием его как фактора социализации в позднем возрасте (Данилова, Забелина, 2022 http://rrpedagogy.ru/journal/annotation/2821/). Выявлены различия исследовательских подходов отечественных и зарубежных авторов в этом вопросе. Отечественные ученые склонны рассматривать психологическое время пожилых в клинико-психологическом аспекте, анализируя перцептивную (Балашова, 2017; Микеладзе, 2014) и когнитивную стороны (Брагина, 2013; Киреева, 2013; Лебедева, 2004; Мелехин, Киреева, 2016; Мецлер, 2015) обозначенной проблемы. Исследования зарубежных авторов лежат в русле трех основных направлений: временной перспективы будущего (Demiray, Bluck, 2014; Daly, Hall, Allan, 2019; Korff; Biemann, 2020 и др.), субъективного возраста (Blöchl, Nestler, Weiss, 2021; Kornadt, Weiss, Gerstorf, 2021 и др.), временной перспективы прошлого (Holman, Silver, 2016; Mello, Barber, Vasilenko, 2022 и др.). Обнаружено достаточное количество противоречивых данных внутри обозначенных направлений. Часть феноменов, таких как временной фокус, отношение ко времени у пожилых людей, остается за пределами мировых исследовательских интересов. Таким образом, проведенное исследование обозначает необходимость дальнейшего изучения психологического времени, особенно его когнитивного компонента, на российской выборке психически здоровых пожилых людей. Предложена теоретическая модель влияния психологического времени на эффективность поздней социализации, которая состоит из нескольких компонентов (факторов и критериев поздней социализации), при этом психологическое время (его когнитивный компонент) служит медиатором взаимосвязи между факторами социализации и критериями ее эффективности. Разработана программа эмпирического исследования психологического времени как фактора поздней социализации, включающая описание методов и выборки. Методы эмпирического исследования включают анкетирование с целью сбора данных о демографических, социальных, биологических факторов поздней социализации; стандартизированные психодиагностические опросники (Шкала временного фокуса (Shipp et al., 2009), методика исследования субъективного возраста (Barak, 2009), Шкала удовлетворённости жизнью (Э. Динер, 1999), Ценностный опросник PVQ-R (Ш. Шварц, 2012), метод полу-структурированного интервью для изучения представлений об успешной поздней социализации и получения качественных данных о восприятии времени жизни, математические методы. Выборка была сформирована рандомно из пенсионеров, проживающих в г. Челябинск, и включала различные категории пенсионеров (проживающих отдельно, в семьях, в домах престарелых и т.д.), разных типов профессий, уровня образования, семейного и рабочего статуса. Выборка для качественного исследования (методом интервью) включала 20 респондентов (40% мужчины, средний возраст 68,6 лет). Для количественного исследования была сформирована выборка из 224 человек (34% мужчины, средний возраст 65,5 лет, 44% продолжают работать, 16% имеют инвалидность, 53% состоят в браке, 47% имеют высшее образование, 16% проживают в доме престарелых). Дополнительно к планируемым результатам в рамках пилотажного исследования (n=62) была выявлена сильная положительная взаимосвязь между фокусом на настоящем и уровнем субъективного благополучия пожилых людей. Также было обнаружено (n=138), что наибольший вклад в формирование удовлетворенности жизнью на пенсии вносит базисное убеждение о собственной удачливости и самоценности, то есть позитивное восприятие себя, своего возраста и убежденность в ценности собственного «я». Чуть меньше на повышение удовлетворенности пенсионеров влияет фокус на настоящем и убежденность в справедливости мира (Забелина, Курносова, 2022 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49823505&pff= ).

 

Публикации

1. Данилова А.А., Забелина Е.В. Психологическое время личности пожилых людей: теоретический обзор Научный результат. Педагогика и психология образования, Т. 8, No 3. С. 82-94 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18413/2313-8971-2022-8-3-0-8

2. Забелина Е., Честюнина Ю., Веденеева Е., Трушина И., Курносова С. Late Economic Socialization: Regional Dimension AHFE Open Access, vol. 38 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.54941/ahfe1001665

3. Забелина Е.В., Крус-Карденас Х., Гуаделупе-Ланас Х., Дейнека О.С. Временной фокус как медиатор взаимосвязи между культурными ценностями и субъективным счастьем: на материале Эквадора и России Культурно-историческая психология, Том 18. № 2. С. 82–89. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/chp.2022180209

4. Забелина Е.В., Честюнина Ю.В. Индивидуальные стратегии поздней экономической социализации и их детерминанты Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика., Том 32. № 3. C. 268-278 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном периоде работ были проведены обработка и анализ данных, собранных на предыдущем этапе. На основе качественного анализа интервью выявлены маркеры социализации людей на пенсии (здоровье, семья и дети, достаток, успех и счастье родных) и особенности психологического времени в старшем возрасте: наиболее четко и позитивно в сознании респондентов представлено прошлое; ассоциации с настоящим менее конкретны и более негативны; наблюдаются сложности в формулировке целей и образа личного будущего (Забелина, Данилова, Волосатова, 2023 file:///C:/Users/zabel/Downloads/1180-1596-1-PB-1.pdf). Обнаружены взаимосвязи между когнитивными компонентами психологического времени (временного фокуса и субъективного возраста) и субъективным благополучием пенсионеров, в частности связь между физическим, когнитивно-эмоциональным компонентами субъективного возраста и субъективным благополучием; между субъективным благополучием и фокусом на настоящем; между интеллектуальным компонентом субъективного возраста (оценка возраста собственных интересов и увлечений путем соотнесения их с интересами людей определенного возраста) и фокусом на настоящем и будущем (Забелина, Волосатова, 2023). Выявлены особенности когнитивного компонента психологического времени у людей с высокими показателями эффективности поздней социализации: это выраженный фокус на настоящем (высокая вовлеченность в текущие события), более молодой когнитивно-эмоциональный и физический возраст (оценка внешности) (Данилова, Забелина, 2023 https://events.spbu.ru/eventsContent/events/2023/%D0%90%20%D0%A7.pdf). В результате регрессионного и дискриминантного анализа обнаружены когнитивно-временные предикторы эффективной поздней социализации: это более молодой когнитивной-эмоциональный возраст (то, на сколько лет человек себя чувствует) и выраженный фокус на настоящем (вовлеченность в текущие события) (Zabelina, Danilova, 2023 https://dap.filfak.ni.ac.rs/_documents/archive/abstracts/dpp_book_of_abstracts_2023.pdf). Выполнена эмпирическая проверка модели влияния психологического времени личности на эффективность поздней социализации в стареющем обществе по результатам моделирования структурными уравнениями, которая показала удовлетворительные индексы соответствия данных теоретической модели. Более молодой субъективный возраст служит медиатором, усиливающим действие социальных (уровень образования, рабочий статус) и биологических факторов (наличие инвалидности) поздней социализации. Временной фокус опосредует связь уровня религиозности и эффективности поздней социализации: включенность в события настоящего значительно усиливает субъективное благополучие пенсионеров, а мысли о будущем, напротив, ослабляют это влияние, ухудшая ожидания от жизни на пенсии (Zabelina et al., 2023 https://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=11167). Выполнена психометрическая проверка Шкалы субъективного возраста на выборке пенсионеров, которая приемлемый уровень валидности и надежности и, благодаря простой структуре, может быть использована для проведения масштабных исследований. (Chestyunina, Zabelina, 2023 https://www.bio-conferences.org/articles/bioconf/abs/2023/10/bioconf_ebwff2023_06003/bioconf_ebwff2023_06003.html). На основе факторного анализа обосновано 4 фактора удовлетворенности жизнью пожилых людей: социально-экономический компонент удовлетворенности, психологический компонент, физический компонент и эмоционально-ролевой компонент (Честюнина и др., 2023 http://rrsociology.ru/journal/annotation/3208/]). Обнаружено, что уровень религиозности пенсионеров вносит вклад во все измеряемые показатели их субъективного благополучия, при этом большая часть связей носит опосредованный характер – через базисные убеждения и временной фокус. (Веденеева и др., 2023 https://rasulev.ru/#programm). Определена роль когнитивно-временных переменных в опосредовании взаимосвязи инвалидности и субъективного благополучия пенсионеров: негативное влияние инвалидности на субъективное благополучие сглаживается позитивными представлениями о себе и мире, более молодым субъективным возрастом, а также выраженным фокусом на настоящем (Забелина, Честюнина, Курносова, 2023). Получены результаты сравнения когнитивного компонента психологического времени у работающих и неработающих пенсионеров. Обнаружено, что пенсионеры, которые продолжают работать, обладают менее выраженным фокусом на прошлом по сравнению с неработающими пенсионерами; субъективный возраст работающих пенсионеров ниже (моложе), чем неработающих; желание оставаться молодым (более молодой социальный возраст) предсказывает продолжение работы в пенсионном возрасте. Изучена роль субъективного возраста, временного фокуса и базисных убеждений как факторов удовлетворённости доходом на пенсии. Показано, что удовлетворенность материальным положением на пенсии имеет сложную комплексную детерминацию: она обусловлена не только социально-экономическими факторами (рабочим статусом), но и биологическими (наличие инвалидности), а также когнитивными переменными (субъективный возраст) (Трушина и др., 2023). Разработана и верифицирована модель факторов субъективного здоровья в условиях поздней социализации, демонстрирующая медиативную роль когнитивно-временных факторов (Данилова и др., 2023). Сформулированы рекомендации по социальной и профессиональной самореализации людей позднего возраста с учетом психологического времени, а также рекомендации для органов государства, представителей бизнеса и физических лиц по взаимодействию с пожилыми людьми с целью повышения эффективности социализации в стареющем обществе (Zabelina et al., 2023 https://psychologyinrussia.com/volumes/index.php?article=11167). Подготовлено 9 статей для высокорейтинговых журналов.

 

Публикации

1. Данилова А.А., Забелина Е.В., Телицына А.Ю., Честюнина Ю.В. ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ: СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ НА ЭТАПЕ ПОЗДНЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, - (год публикации - 2023)

2. Забелина Е., Крус-Карденас Х., Дейнека О., Максименко А., Х. Гуадалупе-Ланас, К. Рамос-Галарса Psychological Time of Green Entrepreneurs: A Mixed Methods Study of SMEs International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research, No. 7.Vol. 29. 2023. P. 1427-1452 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1108/ijebr-06-2022-0533

3. Забелина Е.В., Волосатова О.С. ВЗАИМОСВЯЗЬ ВРЕМЕННОГО ФОКУСА, СУБЪЕКТИВНОГО ВОЗРАСТА И СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЛЮДЕЙ НА ПЕНСИИ Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, № 4 (24). 2023. С. 56–66 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/2409-4102-2023-24-4-56-66

4. Забелина Е.В., Дайнека О.С., Честюнина Ю.В., Веденеева Е.В. The Role of Psychological Time in Late Socialization. A SEM Analysis Psychology in Russia: State of the Art, Volume 16, Issue 3, 2023. P. 149-167 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.11621/pir.2023.0311

5. Забелина Е.В., Данилова А.А., Волосатова О.С. Маркёры социализации и восприятие времени жизни на пенсии: результаты качественного анализа Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, №2. 2023. С.99-112 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-2-99-112

6. Забелина Е.В., Честюнина Ю.В., Курносова С.А. Инвалидность и субъективное благополучие пенсионеров: медиаторы связи Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, - (год публикации - 2023)

7. Трушина И.А., Веденеева Е.В., Артемьева В.А., Телицына А.Ю. Факторы поздней социализации: теоретический анализ Вестник Московского государственного областного университета серия: Психологические науки, №2, 2023, С. 123-134 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18384/2310-7235-2023-2-123-134

8. Честюнина Ю.В. Структура жизненных ценностей в пенсионном возрасте Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение, No 3 (23). 2023. С. 21–25. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/2409-4102-2023-23-3-21-25

9. Честюнина Ю.В., Забелина Е.В. Scale "Subjective age" adaptation on the sample of russian retirees: contribution to the sustainable development of society BIO Web of Conferences, №06003. Vol.65. 2023 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1051/bioconf/20236506003

10. Честюнина Ю.В., Куба Е.А. , Забелина Е.В., Задорожная А.В. Структура удовлетворенности жизнью в пенсионном возрасте (на материале исследования пациентов, находящихся на реабилитации после перенесенного COVID-19) Научный результат. Социология и управление, № 3, Том 9, , 2023, С. 89-109 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18413/2408-9338-2023-9-3-0-7


Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов проекта, во-первых, состоит в их применении в качестве базы исследовательской, аналитической и проектной деятельности психологов, рассматривающих проблему психологического времени личности на этапе поздней социализации. Второй аспект практической значимости исследования состоит в возможности использования его результатов пожилыми людьми предпенсионного и пенсионного возраста, их семьями, государственными органами и общественными организациями, работодателями (представителям бизнеса) для повышения уровня субъективного экономического благополучия пенсионеров. Результаты о связи временного фокуса, субъективного возраста и удовлетворенности жизнью людей на пенсии могут войти в программы когнитивно-поведенческой терапии с целью коррекции представлений о себе, своем возрасте, профессиональном уровне, об окружающем мире, а также с целью повышения осознанности и сосредоточенности на настоящем. Третий аспект практической значимости исследования заключается в разработке батареи методик для исследования когнитивно-временных предикторов эффективной поздней социализации, а также адаптации Шкалы субъективного возраста и Шкалы временного фокуса на выборке пожилых людей. Обнаруженные в исследовании новые факты о роли когнитивных элементов психологического времени в процессе поздней социализации создают основу для разработки специальных тренинговых и консультационных программ по профилактике страха старения, приобретению умения принятия своего возраста и повышению удовлетворенности жизнью в позднем возрасте.В результате проекта разработаны рекомендации по социальной и профессиональной самореализации людей позднего возраста с учетом психологического времени, а также рекомендации для органов государства, представителей бизнеса и физических лиц по взаимодействию с пожилыми людьми с целью повышения эффективности социализации в стареющем обществе.