КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00503

НазваниеТрансформация коллективной памяти миграционных сообществ в современной России: межпоколенческая динамика, семейные ценности и коммеморативные практики

РуководительЛинченко Андрей Александрович, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории

Ключевые словаМиграционное общество, миграционные сообщества, коллективная память, межпоколенческая динамика, семейная память, коммеморативные практики, культурная память, коммуникативная память, мнемоническая адаптация.

Код ГРНТИ02.41.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность проекта обусловлена ростом влияния глобальных миграционных процессов, задающих новые параметры социальной онтологии и приводящих к усложнению социальной структуры. Российская Федерация не стоит в стороне от данных глобальных тенденций и давно уже рассматривается ведущими отечественными социологами как иммиграционное общество, имеющее свою специфику. Данная специфика в сфере культурной интеграции на уровне коллективной памяти проявляется в виде формирования параллельных сообществ памяти и идентичности, где принимающее общество не стремится оказывать влияние на широкую интеграцию мигрантов, а последние не стремятся к интеграции в коммеморативное пространство России. В этой связи вопрос переносится на саму межпоколенческую динамику миграционных сообществ, когда мигранты следующего поколения (выходцы из мигрантской среды) оказываются в иных социально-экономических и социокультурных условиях. Фундаментальной задачей проекта является социально-философский анализ трансформации коллективной памяти миграционных сообществ в современной России в контексте российских и глобальных тенденций межпоколенческой динамики групповой и семейной памяти мигрантов, дифференциации и фрагментации коммеморативных практик и ценностей обращения к прошлому мигрантов в условиях умножения форм социальной мобильности и усложнения сетевых структур принимающих обществ. Несмотря на то, что миграционная проблематика является предметом изучения многочисленных социологических, антропологических и социально-психологических исследований в России, социально-философские аспекты осмысления динамики культуры миграционных сообществ в нашей стране изучены недостаточно. Это еще в большей степени касается вопросов коллективной памяти и культурной идентичности мигрантов и их сообществ в России. На основе применения количественных и качественных методов коллектив проекта намеревается изучить особенности межпоколенческой динамики образов прошлого в групповой и семейной памяти мигрантов в России, а также выявить и классифицировать основные типы межпоколенческих, межгрупповых и межэтнических конфликтов памяти в российской миграционной среде. На основе сравнительного анализа дискурсивного пространства коммеморативных практик российской и зарубежной миграционной среды будут выявлены и проанализированы основные тенденции трансформации межпоколенческой динамики в российской и глобальной перспективе. В контексте анализа зарубежного опыта, а также основных акторов, институтов и векторов трансформации коллективной памяти мигрантов в российских регионах будет разработана социально-философская модель динамики коллективной памяти мигрантов, учитывающая специфику интеграции и мнемонической адаптации нескольких поколений мигрантов в принимающих обществах современности. Данная модель, а также результаты исследований по проекту позволят подготовить рекомендации для региональных органов власти.

Ожидаемые результаты
1) На основе серии количественных и качественных исследований в трех регионах России (Центральная Россия, Поволжье, Урал) впервые в отечественной науке будут выявлены и проанализированы особенности межпоколенческой динамики коллективной памяти в миграционных сообществах. 2) Будет проанализирован публичный дискурс миграционных сообществ в сфере коллективной памяти. Будет осуществлен сравнительный анализ российского, западноевропейского, американского и канадского способов репрезентации. 3) Будет проведен анализ миграционных сообществ в качестве мнемонических акторов, определена специфика миграционных сообществ в условиях современного российского общества и выделены типы миграционных сообществ с точки зрения доминирующих мемориальных практик. 4) На основании эмпирических данных будет выявлена внутренняя неоднородность мемориальных практик и потенциальные конфликты внутри миграционных сообществ на основе различных стратегий репрезентации прошлого. 5) На основе сравнительного анализа межпоколенческой динамики коллективных воспоминаний миграционных сообществ в России и за рубежом будут выявлены основные тенденции трансформации межпоколенческой динамики коллективной памяти миграционных сообществ в глобальном и российском аспектах. 6) Будет определена и проанализирована специфика форм мнемонической адаптации различных поколений мигрантов в современных российских условиях. 7) Будет проведена классификация и анализ основных акторов, институтов и векторов трансформации межпоколенческой динамики коллективной памяти миграционных сообществ в региональном пространстве современной России. 8) На основе проведенных исследований будут разработаны рекомендации для региональных органов власти.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1) Коллективом проекта был проведен анализ современной отечественной и зарубежной литературы, посвященной месту семейной памяти и адаптации и/или интеграции мигрантов. Источником для этого послужили зарубежные исследования памяти мигрантов в рамках междисциплинарного направления memory studies. Была обоснована мысль, что теоретический и практический потенциал обращения к памяти миграционных сообществ способствовал не только трансформации исследовательской оптики memory studies, но и показал неизбежность существенных изменений в понимании онтологии самой коллективной памяти. Это нашло выражение в актуализации транскультурного поворота, ориентированного на преодоление методологического национализма и рассматривающего коллективную память не только в рамках определенных культур или сообществ, но и ее динамику за пределами культурных и социальных границ. Было проанализировано значение транскультурного поворота для исследований коллективной памяти мигрантов. 2) Коллективом проекта были разработаны методология и методики серии социологических исследований в трех макрорегионах России (Центральная Россия, Поволжье, Урал), направленных на изучение поколенческой специфики коллективной памяти в миграционных сообществах. Основной целью исследования являлось изучение межпоколенческой преемственности семейной памяти мигрантов, изучение наиболее актуальных каналов трансляции знаний о семейном прошлом, ценностей и практик семейной памяти в контексте взаимодействия нескольких поколений мигрантов. Данная цель потребовала обращения к количественным (анкетирование) и качественным (интервьюирование) методам. 3) В ходе первого года выполнения проекта коллективом были проанализированы теоретические вопросы публичного дискурса миграционных сообществ в сфере коллективной памяти в контексте исследования особенностей применения понятия «мнемоническая адаптация» и «режим видимости». Было выявлено, что транснациональная парадигма и ее отказ от методологического национализма заставляют современных исследователей перенаправлять исследовательскую оптику на кросс-граничные и мультилокальные процессы и практики, учитывать сложность самого принимающего общества и важную роль культуры и традиций страны исхода в повседневных практиках сообществ мигрантов. В этой связи участниками проекта было раскрыто важное значение пространства коллективной памяти как среды взаимодействия принимающего общества и внешних мигрантов в рамках публичного дискурса, а также теоретические возможности использования нового термина «мнемоническая адаптация» применительно как к принимающему обществу, так и к сообществам мигрантов. На основе четырех сценариев динамики культурной памяти в ситуации миграционных потоков нами были выявлены и проанализированы четыре модели мнемонической адаптации. Было выявлено, что производной от указанных моделй является степень акторности миграционного сообщества в социальном пространстве, которая в свое очередь задает соответствующий режим видимости мигрантов в публичном дискурсе принимающего общества. 4) В ходе выполнения проекта были предприняты усилия по концептуализации миграционного сообщества в качестве мнемонического актора. Было выявлено, что процесс трансформации сообществ мигрантов в мнемонических акторов, с одной стороны, связан с особенностями миграционных потоков, а с другой стороны связан со спецификой политики инкорпорирования и политики памяти принимающего общества. В этой связи проанализированными нами ранее модели мнемонической адаптации (слабый градиент-низкая плотность, сильный градиент-низкая плотность, слабый градиент-высокая плотность, сильный градиент-высокая плотность) задают специфику стратегий миграционных сообществ как акторов политики памяти в принимающем обществе. 5) На основании проведенного социологического исследования в пяти регионах России была выявлена внутренняя неоднородность мемориальных практик и потенциальные конфликты внутри миграционных сообществ на основе различных стратегий репрезентации прошлого. Были выявлены существенные различия между поколениями мигрантов в оценке изменения образа жизни после переезда, в уровне вовлеченности в религиозные традиции страны исхода, в предмете ностальгии. В зависимости от направленности актуальной российской интеграционной политики, дискурсов медиасреды принимающего общества в России и тенденций развития российской исторической культуры дальнейшее использование образов семейной памяти мигрантов может иметь как конфликтогенный потенциал, так и выступать площадкой для диалога с другими локальными сообществами памяти. 6) На основе использования методов интервью и анкетирования была изучена семейная историческая культура групп мигрантов Татарстана в контексте её взаимодействия с региональными и общероссийскими мемориальными практиками, а также влияния исторической политики стран исхода. Изучены официальные попытки конструирования памяти «старшего поколения» иммигрантов в Республике Татарстан путем анализа исторической политики Дома Дружбы народов г. Казани. Выявлено, что предлагаемые государственными органами образы памяти официально позиционируются, как разделяемые всеми возрастными группами иммигрантов, и основываются на примордиальном понимании этничности и основных сюжетов прошлого. 7) В целях изучения взаимодействия исторической памяти иммигрантов с региональными и общероссийскими мемориальными практиками, были определены особенности представлений о иммигрантах в системе российского этнического федерализма. Было выявлено, что характерное для отечественной действительности деление населения по этническому принципу во многом является развитием практики деления людей на сословия в Российской империи. Отсюда неизбежна иерархизация, которая выразилась, например, в делении СССР по национальному признаку на союзные и автономные республики, края и т.д. Отражением этой иерархии явилась и иерархия исторической памяти, когда внутри общесоюзного исторического нарратива находились ранжированные истории отдельных народов, в образах которых историческое пространство совмещалось с территориальным, в результате чего иммигрантам адаптироваться было потенциально сложно. В современной России также имеется практика этнофедерализма, а в федеральном «историческом каноне» можно зафиксировать следы этнической иерархии (в нормативных документах закреплены понятия «государствообразующий народ», «титульные этносы» и т.д.), что, также как и в СССР, затрудняет «мнемоническую» адаптацию иммигрантов (впервые в литературе выдвинута гипотеза об общих «индоевропейских» тенденциях данного явления), и подтверждает предложенную гипотезу о перспективности актуализации семейной памяти иммигрантов, что «отсекает» последних от этнических иерархий. 8) Впервые в научной литературе были намечены контуры мнемонической адаптации и интеграции иммигрантов через актуализацию исторических краеведческих знаний той конкретной местности, в которой они находятся. Было отмечено, что краеведческие рассказы о прошлом и семейная память иммигрантов занимают почти одинаковый статус перед официальной государственной, в том числе и региональной, историей, и ныне являются важнейшими составляющими становления российского гражданского общества. Актуализация на новом месте жительства краеведческих знаний поможет иммигрантам создавать новую семейную историю, наделять особым символическим значением культурные и природные объекты вокруг себя, что приведет к диффузии местной истории и исторической памяти иммигрантов, чего на более высоком, государственном, уровне, как показал опыт анализа советского и российского этнофедерализма, достигнуть гораздо сложнее.

 

Публикации

1. Андрисенко С.А. Взаимодействие памяти мигрантов и принимающего общества как фактор развития региональной идентичности: случай Кемеровской области Tempus et Memoria, Андрисенко С.А. Взаимодействие памяти мигрантов и принимающего общества как фактор развития региональной идентичности // Tempus et Memoria. 2022. №2. Том 3. С.23-29 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/tetm.2022.2.034

2. Линченко А.А. Миграция и миграционные сообщества в фокусе memory studies Tempus et Memoria, Линченко А. А. Миграция и миграционные сообщества в фокусе memory studies // Tempus et Memoria. 2021. Т. 2, № 2. С. 6–16. (год публикации - 2021) https://doi.org/10.15826/tetm.2021.2.009.

3. Линченко А.А. "Лоскутное одеяло": конструирование памяти о прошлом в молодых регионах России (на примере Липецкой области) Новое прошлое, Линченко А.А. "Лоскутное одеяло": конструирование памяти о прошлом в "молодых" регионах России (на примере Липецкой области) // Новое прошлое. 2023.№ 2. С.178-191 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-178-191

4. Линченко А.А., Аникин Д.А. Память миграционных сообществ в принимающем обществе: модели мнемонической адаптации и режимы видимости Вестник Томского государственного университета, Линченко А.А., Аникин Д.А. Память миграционных сообществ в принимающем обществе: модели мнемонической адаптации и режимы видимости // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 487. С. 55–64 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/15617793/487/7

5. Линченко А.А., Благинин В.С. Трансформация семейной памяти мигрантов в свете межпоколенческой динамики: на примере Липецкой области Социодинамика, Линченко А.А., Благинин В.С. Трансформация семейной памяти мигрантов в свете межпоколенческой динамики: на примере Липецкой области // Социодинамика. 2022. № 12. С. 11 - 31. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25136/2409-7144.2022.12.39310

6. Линченко А.А., Гартвиг Б. Rediscovering Identity: Autobiographical Memory and Media Discourses of Russian-Germans in Germany and Russia Changing Societies & Personalities, 7(2), 34-54 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/csp.2023.7.2.230

7. Овчинников А.В. Когда краеведение больше, чем краеведение: региональные особенности российской исторической культуры (на примере Республики Татарстан) Государственное краеведение в Российской Федерации в конце XX – начале XXI веков: основные проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов. Омск: ОГИК музей., Овчинников А.В. Когда краеведение больше, чем краеведение: региональные особенности российской исторической культуры (на примере Республики Татарстан) // (год публикации - 2022)

8. Овчинников А.В. "Федерация историй" или "история федерации"? "Эхо прошлого" в становлении Российской Федерации (компаративистский дискурс) Омск: ОМГУ, Овчинников А.В. "Федерация историй" или "история федерации"? "Эхо прошлого" в становлении Российской Федерации (компаративистский дискурс) // Федеративное государство: историко-правовой опыт и современные практики (к 100-летию образования СССР). (год публикации - 2022)

9. Овчинников А.В. В иерархии "матрешки идентичностей": "шахматная доска" отечественной исторической памяти (краеведение и иммигранты) Новое прошлое, Овчинников А.В.В иерархии "матрешки идентичностей": "шахматная доска" отечественной исторической памяти (краеведение и иммигранты) // Новое прошлое. 2023. № 2. С.192-201 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-2-192-201

10. Овчинников А.В. «История старших»: историческая политика Дома Дружбы Народов г. Казани Tempus et Memoria, - (год публикации - 2022)

11. Овчинников А.В. "Индоевропейский соблазн" иерархии: этический статус иммигрантов в представлениях о структуре российского общества ХУ международная конференция «Теоретическая и прикладная этика: Традиции и перспективы — 2022., Овчинников А.В. "Индоевропейский соблазн" иерархии: этический статус иммигрантов в представлениях о структуре российского общества // (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1. В ходе второго года выполнения проекта был изучен публичный дискурс миграционных сообществ в сфере коллективной памяти в России. На примере музейного пространства города Москвы были проанализированы особенности дискурсивных стратегий и режимы видимости памяти миграционных сообществ, а также оцениваются их возможности выступать в качестве акторов политики памяти. Сравнительный анализ практик музеефикации и экспонирования миграционных сообществ и диаспор позволили говорить о существенной специфике режима видимости памяти миграционных сообществ в России, который представляет собой комбинацию образов прошлого страны исхода, и отдельных голосов автобиографической и семейной памяти мигрантов. В этом российское миграционное общество отличается от зарубежных аналогов, практики музеефикации которых ориентированы на репрезентацию политики инкорпорирования коллективных воспоминаний мигрантов в принимающем обществе. На данный момент повышение степени акторности миграционных сообществ в данной сфере не является значимой целью ни для принимающего общества , ни приоритетной целью для самих сообществ мигрантов. Ключевую роль в репрезентации коллективной памяти сообществ мигрантов продолжают играть институты памяти крупнейших диаспор России, что способствует воспроизводству параллельных сообществ памяти мигрантов и местного населения. Институционализация коммеморативных практик у различных диаспор и сообществ мигрантов в России демонстрирует существенные отличия, где в наибольшей степени ориентированными на интеграцию и межкультурный обмен оказались армянская и азербайджанская диаспоры Москвы. Наиболее продуктивной формой презентации коммеморативных практик миграционных сообществ в современных условиях оказалось создание цифровых музеев и выставок в сети Интернет. 2. На основе результатов проведенного социологического исследования в пяти регионах РФ были выявлены общероссийские тенденции трансформации межпоколенческой динамики коллективной памяти миграционных сообществ в российской перспективе. Был подтвержден вывод о существенном влиянии межпоколенческой динамики на конфигурацию практик и нарративов семейной памяти. При этом важным фактором современного российского миграционного общества остается доминирование трудовой миграции, что накладывает отпечаток на особенности коммеморативных практик мигрантов, где роль первого поколения все еще является ключевой. В этом и состоит принципиальное отличие российского случая от глобальных тенденций трансформации семейной памяти мигрантов, где представители полуторного и второго поколения уже становятся важными участниками общественной жизни принимающих стран. Как и за рубежом, нами зафиксировано возрастание роли медиатехнологий и социальных сетей, активно участвующих в процессе конструирования коммемораций страны исхода, а также усиливающих их ностальгический эффект семейных воспоминаний и романтизацию памяти о стране исхода. В современной России продолжают сохраняться «параллельные» сообщества памяти: мигрантов и принимающего общества. В отношении мигрантов это нашло выражение в их открытости только русскому языку, в то время как отношение к российским традициям и праздничной культуре можно было скорее охарактеризовать как нейтральное. Наиболее открыты российским праздникам оказались представители второго поколения, а наименьший интерес проявили представители полуторного. Среди представителей всех поколений зафиксирован высокий уровень положительного отношения к традициям страны исхода, где именно семейные коммеморации традиций оказались одним из важнейших факторов сплоченности сообществ мигрантов. Анализ интервью позволил сделать вывод об отсутствии кризиса самоидентификации в связи с эмиграцией информантов первого и полуторного поколения из страны исхода, однако по мере движения от первого поколения к полуторному наблюдается постепенный уход от ностальгических воспоминаний о стране исхода в целом к ностальгии по отдельным вещам и практикам. Обращение к поколенческим особенностям трансляции и воспроизводства семейной памяти выявил возрастание различий между первым и вторым поколением, что нашло отражение в снижении интереса второго поколения к религиозным традициям, семейным историям и эмоциональным образам страны исхода, нейтральном отношении к семейным реликвиям, а также снижении интереса к семейным коммеморациям, связанным с практиками хранения и коллективного просмотра семейных фотографий. На основе трех наиболее распространенных способов отношения с семейным прошлым у второго поколения (нежелание перенимать, некритическое восприятие традиций, со-производство общего смысла) выявлены потенциальные конфликтогенные зоны в межпоколенческих отношениях по поводу общих семейных воспоминаний. 3. На основе выявленных четырех моделей мнемонической адаптации была определена специфика мнемонической адаптации в современных российских условиях. В рамках российского кейса было показано, что наиболее подходящей для сложившейся ситуации в современной России является третья модель мнемонической адаптации «Слабый градиент – Высокая плотность». И россияне, и мигранты в настоящее время стремятся воспроизвести «параллельные» сообщества памяти, где одна сторона сохраняет вынужденный нейтралитет по отношению к другой, а другая не может указать свое важное место в практике конструирования новой российской идентичности. Выявлено, что светские праздники в России, как и повседневные кулинарные практики, остаются актуальными сферами транскультурного обмена. На примере Республики Татарстан было изучено влияние региональных и федеральных факторов на образы памяти иммигрантов. Было установлено, что различные региональные и федеральные факторы образуют государственный канон исторической памяти, который взаимодействует не столько с «высокими» образцами историй «стран исхода» иммигрантов, сколько с их семейной памятью (т.к. семейная идентичность для иммигрантов оказалась более значимой, нежели этническая). 4. Было установлено, что образ «миграционного сообщества» – это созданный государством в целях «упорядочивания» структуры населения конструкт, а не воспринимаемая самими иммигрантами «реальность». То, что условно можно назвать «миграционным сообществом», представляет собой «мозаику» семей иммигрантов со своими «изолированными» хронотопами. Доказано, что «история старших» («приписываемая» государственными органами «страны приема» иммигрантам) чаще используется для «ритуального проговаривания» представителями старших поколений в официальных ситуациях. Представители младших поколений «ритуально проговаривают» основные региональные и федеральные компоненты истории России в официальных ситуациях контроля (например, на экзаменах в школе или ВУЗе). 5. На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации для региональных органов власти, где были представлены оценка и описание сложившейся ситуации, а также выявлена наиболее продуктивная стратегия трансформации региональных политик памяти в ситуации миграционного общества в России. В условиях российского социума события последних десятилетий продемонстрировали исчерпанность как имперской, так и национальной моделей интеграции мигрантов, поэтому насущной задачей становится теоретическое осмысление и формирование практических рекомендаций по реализации локальной модели интеграции, в рамках которой основными субъектами культурной памяти выступают локальные сообщества. В случае сообществ с механическим типом солидарности, к которым относится деревенский сегмент российского социума, оптимальным является выбор родового локального сообщества в качестве субъекта миграционного взаимодействия и, соответственно, определенных мемориальных практик. В случае обществ с ярко выраженной органической солидарностью и повышенным уровнем индивидуализации («города-миллионники») предпочтительнее оказывается соседская община, консолидирующаяся на основании совместного проживания и общности повседневных социальных практик.

 

Публикации

1. А.А. Линченко Transcultural Memories and Mnemonic Adaptation of Migrants: the case of Russia Mobilidades e Memórias Transculturais / Transcultural Mobilities and Memories. Braga: HUMUS., - (год публикации - 2024)

2. А.А. Линченко, Д.А. Аникин Режимы видимости памяти мигрантов в публичном пространстве принимающего общества Философия и методология истории, Линченко А.А., Аникин Д.А. Режимы видимости памяти мигрантов в публичном пространстве принимающего общества // Философия и методология истории. Сборник научных статей X Всероссийской научной конференции.21 апреля 2023 г. Коломна: ГСГУ, 2023. С.126-131 (год публикации - 2023)

3. Буллер А., Линченко А.А. Зачем нужна историческая этика? Вестник Санкт-Петербургского университета.Философия и конфликтология, 2023. Т. 39. № 3. С. 423-435 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu17.2023.302

4. Линченко А.А., Аникин Д.А. Память миграционных сообществ в музейном пространстве Москвы: дискурсивные стратегии и режимы видимости Диалог со временем, - (год публикации - 2024)

5. Линченко А.А., Овчинников А.В., Благинин В.С., Андрисенко С.А. Межпоколенческая динамика семейной памяти мигрантов: глобальные тенденции и российская специфика Социодинамика, - (год публикации - 2023)

6. Овчинников А.В. "Семейный хронотоп" и местная ("локальная") история в памяти иммигрантов в Республике Татарстан (по материалам полевых исследований 2022-2023 гг.) Вестник Томского государственного университета. Ф, - (год публикации - 2024)

7. Овчинников А.В., Ибрагимова А.А. Историческая память – фактор семейной и государственной социализации (на примере поколений «местных» и «пришлых» г. Казани) Tempus et Memoria, - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
Возможность практического использования результатов проекта связана с двумя аспектами: 1) Результаты проекта позволят расширить арсенал средств и эффективных инструментов государственной миграционной политики в аспекте политики культурной интеграции мигрантов. В частности, развитие институтов памяти миграционных сообществ и репрезентация образов их семейной памяти в СМИ позволит усилить интеграционный потенциал культурной и информационной среды, а также будет способствовать снижению взаимного отчуждения мигрантов и старожильческого населения в России. 2) Результаты проекта позволят повысить эффективность реализации внутренней политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, что связано с потребностью в расширении использования культурного потенциала диаспор как факторов социально-экономического развития.