КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00515

НазваниеСубъективное время индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе

РуководительПопов Виталий Владимирович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)", Ростовская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории

Ключевые словасубъективное время, включающее общество, индивид с ограниченными возможностями, интерсубъективность, темпоральность, конструктивно-феноменологический подход, экзистенциальный подход. индивидуальное бытие, концепция инклюзии, инклюзивное образование

Код ГРНТИ02.41.11


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на исследование особенностей , содержания и структуры субъективного времени в направлении конструирования системы темпоральных референтов, значимых для рассмотрения механизмов функционирования социума, существования и жизнедеятельности в нем человека с ОВ (ограниченными возможностями ). Фундаментальной задачей является конструирование субъективного времени посредством концептов темпоральности и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе в рамках теории инклюзии; демонстрации того, что любая версия социального существования будет реализовываться именно в длящемся настоящем времени индивидуального бытия индивида с ОВ. Актуальным является поиск места и роли включающего общества в общем спектре трансформаций современного социума. Изучение ментального времени субъекта с ОВ( ограниченными возможностями) показывает, что оно выступает системообразующим фактором человеческого сознания, оказывает влияние на сущностные характеристики и содержание субъективной реальности. В настоящее время в научной литературе в рамках исследования субъективного времени вырос интерес к феноменологии времени, на приоритетные роли выходит изучение фактора темпоральности в контексте интерпретации включающего общества. Такое внимание оправдано с позиции поиска места и роли включающего общества в общем спектре трансформаций современного социума. Возникла потребность в систематизации динамических категорий, отражающих процессы, протекающие на различных уровнях социального бытия. При этом феноменология темпоральности связывается с интерпретацией субъектом с ОВ собственного индивидуального бытия. Поэтому фактор темпоральности определяет специфику переживания и проживания субъектом с ОВ интенциональности своей субъективности во включающее общество. Темпоральность является своеобразной характеристикой процесса осознания субъектом собственных интенций, качеств, особенностей восприятия трансформаций внутри социума. Дискурс также касается переживания субъектом с ОВ специфики своего существования внутри локальной социальной группы. Субъект с ОВ посредством применения фактора темпоральности к реально происходящим социальным трансформациям приобретает собственный опыт вхождения и существования в специальных социальных группах. Такой опыт будет связан с интенциональностью сознания субъектов и особенностями состояний восприятия субъектами окружающего мира. С другой стороны, такая значимая характеристика темпоральности как ее интерсубъективность переводит рассуждение в сферы исторического и социального времени. Фактор темпоральности в контексте изучения интерсубъективности в социальной группе следует учитывать, исходя из ритмичности и цикличности общения в этой группе. Предлагаемый проект представляет собой многоплановое исследование, включающее концептуально-семантические, теоретические и методологические вопросы с приоритетным вниманием к классическим и постнеклассическим стратегиям исследования, с учетом положений философии инклюзии. Исследование будет проведено в познавательном поле социальной философии, а также комплексе теорий времени, теории рациональности, теории процессов и изменений, концепции инклюзии. В настоящем проекте предполагается исследовать особенности субъективного времени индивида с ограниченными возможностями, что является одной из первых попыток работы в этом направлении

Ожидаемые результаты
-будут выявлены концептуально-семантические и содержательные аспекты субъективного времени индивида с ОВ во включающем обществе; показано соотношение субъективного времени и темпоральности; - в контексте изучения субъективного времени будут исследованы концепты темпоральности и интерсубъективности; выявлены структурные уровня их рассмотрения и понимания в субъективном времени; - будет показано конструирование субъективного времени посредством концептов темпоральности и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе в рамках теории инклюзии; продемонстрировано, что любая версия социального существования будет реализовываться именно в длящемся настоящем времени индивидуального бытия индивида с ОВ; -будет раскрыта корреляция темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени и интерпретации включающего общества; показано, что переживание индивидом с ОВ своего собственного времени соотносится с проживанием им этого времени; рассмотрено психологическое время в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся включающем обществе. -будет рассмотрена интерпретация включающего общества в рамках темпоральных референтов и структур субъективного времени, доказано, что реализацию социального бытия индивида с ОВ наиболее рационально изучать посредством ступеней осознания им своих возможностей; -будут изучены феноменологические основания интерсубъективности в контексте становления субъективного опыта индивида с ОВ; рассмотрены экзистенциальные основания диалектики социального и индивидуального в интерпретации включающего общества в рамках философии инклюзии: продемонстрированы особенности использования конструктивной философии в интерпретации включающего общества в рамках концепции инклюзии. Как следствие,будет показано, что: - В философии инклюзии темпоральность отражает особенности проживания и переживания индивидом интенциональности собственной субъективности в рамках включающего общества. Темпоральность выступает универсальной характеристикой в процессе реального осознания и осмысления индивидом с ОВ внутренних качеств и интенций, своеобразия восприятия происходящих в социуме трансформаций. Интенциональная темпоральность соотносится с процессом переживания индивида с ограниченными возможностями собственного существования в обществе. - Феномен темпоральной субъективности понимается как сущностно-индивидуальный параметр в корреляции с общественным сознанием индивидов с ограниченными возможностями. Темпоральность предполагает использование ситуативно-биографического, психологического и социального времени, что отражает этапы социализации индивида с ограниченными возможностями во включающем обществе. - В качестве теоретического конструкта интерсубъективность является инструментальной феноменологической категорией. Такая категория полезна при рассмотрении различных аспектов социальной коммуникации. Интерсубъективность инициирует научно-исследовательский интерес к изучению диалоговых аспектов целерациональной и ценностно-целевой человеческой субъективности. Интегральное представление интерсубъективности определено изучением индивидуальных и психологических характеристик жизнедеятельности человека во включающем обществе. В современной социально-философской литературе активно исследуются теоретические и концептуально-семантические аспекты субъективного времени в соотнесении с включающим обществом. Актуальным является поиск места и роли включающего общества в общем спектре трансформаций современного социума. Изучение ментального времени субъекта с ОВ( ограниченными возможностями) показывает, что оно выступает системообразующим фактором человеческого сознания, оказывает влияние на сущностные характеристики и содержание субъективной реальности. В настоящее время в научной литературе в рамках исследования субъективного времени вырос интерес к феноменологии времени, на приоритетные роли выходит изучение фактора темпоральности в контексте интерпретации включающего общества. Такое внимание оправдано с позиции поиска места и роли включающего общества в общем спектре трансформаций современного социума. Возникла потребность в систематизации динамических категорий, отражающих процессы, протекающие на различных уровнях социального бытия. Практическая значимость проекта заключается в том, что его материалы могут быть использованы представителями различных социально-гуманитарных наук при решении задач, связанных с исследованием как теоретических аспектов субъективного времени, так и практически-прикладных, касающихся специфики существования и жизнедеятельности индивида с ОВ во включающем обществе. Работа представляет интерес для специалистов, связанных с проблемой инклюзивного образования. Результаты исследования полезны тем, кто занимается исследованиями различных моментов современной социальной структуры с выходом на включающее общество, и для кого значимыми являются вопросы изучения социального времени. Социальное проектирование и прогнозирование социальных трансформаций современного общества – еще одна сфера применения результатов исследования. Выводы работы дают возможность ученым внести коррективы в понимание структурных особенностей социального процесса. Материалы исследования найдут широкое применение в сфере разработки и модернизации инновационных программ в рамках социальной философии, социальной прагматики, социологии и истории.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Ключевые слова: субъективное время, включающее общество, индивид с ограниченными возможностями, интерсубъективность, темпоральность, феноменологический подход, экзистенциальный подход. индивидуальное бытие, концепция инклюзии, инклюзивное образование Актуальность. Проект направлен на исследование особенностей, содержания и структуры субъективного времени в направлении конструирования системы темпоральных референтов, значимых для рассмотрения механизмов функционирования социума, существования и жизнедеятельности в нем человека с ОВ (ограниченными возможностями ). Фундаментальной задачей является конструирование субъективного времени посредством концептов темпоральности и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе в рамках теории инклюзии. Научная проблема. Показано, что в философской литературе активно исследуются методологические и теоретические основания концепции инклюзии в рамках включающего общества. Проблематичным является поиск темпоральной онтологии, адекватной при интерпретации включающего общества. Необходимо выявить концептуально-семантические и содержательные аспекты субъективного времени, определяющие жизнедеятельность индивида с ОВ во включающем обществе. Научная значимость проблемы. Выявлено, что в социально-философской литературе активно исследуются концептуально-семантические аспекты субъективного времени в соотнесении с включающим обществом. В русле применения фактора темпоральности к включающему обществу необходимо обратить внимание на то, что диалектика объективного и субъективного времени относительно представления, интерпретации и понимания субъектами с ОВ своих познавательных возможностей должного развития не получила. Научная новизна: выявлены концептуально-семантические и содержательные аспекты субъективного времени индивида с ОВ во включающем обществе; показано соотношение субъективного времени и темпоральности; исследованы концепты темпоральности и интерсубъективности; выявлены структурные уровня их рассмотрения и понимания в субъективном времени; показано конструирование субъективного времени посредством концептов темпоральности и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе; продемонстрировано, что любая версия социального существования будет реализовываться именно в длящемся настоящем времени индивидуального бытия индивида с ОВ. Объект: особенности процесса развития включающего общества в контексте современных социальных трансформаций и становления социальной структуры. Предмет: специфика субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе. Цель: на основе анализа различных концепций, касающихся конструирования субъективного времени индивидов с ОВ в обществе инклюзии выявлены его концептуально-семантические и содержательные аспекты; показано соотношение субъективного времени и темпоральности; исследованы структурные уровни темпоральности и интерсубъективности в субъективном времени индивида с ОВ. Практическая значимость: Результаты имеют значимость для исследования современной социальной структуры с выходом на включающее общество в контексте социального времени. Они важны для социального проектирования и прогнозирование социальных трансформаций современного общества. Материалы исследования найдут применение в сфере разработки и модернизации инновационных программ в рамках социальной философии, социальной прагматики, социологии и истории. Работа представляет интерес для специалистов, связанных с инклюзивным образованием. Используемые методы и подходы. Методология работы основывается на исторических, философских и междисциплинарных комплексах, базирующихся на постулатах комплементарности и релевантности, позволяющих выявить структурно-функциональные и динамические аспекты включающего общества. Активно использовались интерпретативные методы, методы феноменологической установки, сравнительного анализа, методы классификации и структурирования информации. Значимую роль сыграли общефилософские методы: системности, историзма, всесторонности, единства логического и исторического, конкретного и абстрактного. Описание выполненной работы: Выявлены концептуально-семантические и содержательные аспекты субъективного времени индивида с ОВ во включающем обществе. Рассмотрено соотношение субъективного времени и темпоральности. Исследованы концепты темпоральности и интерсубъективности. Выявлены структурные уровни их рассмотрения и понимания в субъективном времени индивида с ОВ. Показано конструирование субъективного времени посредством концептов темпоральности и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе в рамках теории инклюзии. Продемонстрировано, что любая версия социального существования будет реализовываться именно в длящемся настоящем времени индивидуального бытия индивида с ОВ. Научные результаты: Проанализированы базисные аспекты субъективного времени, отраженные в работах ученых различных философских школ и направлений с позиции их использования в конструировании концепций инклюзии. Показано, что субъективное время представляется как своеобразная интенционально-ориентированная длительность в жизни человека с ОВ во включающем социуме. Доказано, что разработка концептуально-семантических и теоретических аспектов сегментов субьективного времени приводит к утверждению, что время представляется в качестве периода, переживаемого и проживаемого человеком с ограниченными возможностями. Обосновано, что конструктивно-феноменологический подход является концептуальным основанием для исследования темпоральности как параметра субьективного времени индивида во включающем обществе. Рассмотрена темпоральная координация как отражение комплексного переживания индивидом с ОВ субъективного времени в специальной социальной группе. Выявлено, что процесс самоидентификации индивида с ОВ предполагает две ступени осознания человеком собственно-наличного бытия ( оценочная ступень и ступень идентификационных перспектив). Представлены особенности реализации интерсубъективности в социальном пространстве малой группы индивидов с ОВ. Доказано, что социальное пространство интерсубъективности формируется на трех основных уровнях: феноменологическом, коммуникативно-символическом и институциональном. Выявлено, что темпоральность выступает в качестве индивидуально-сущностного параметра в соотнесении с коллективным сознанием индивидов с ОВ в социальной группе. Показано, что феноменологический базис интерсубъективности связан с особенностями формирования опыта человека с ОВ в социальном бытии. Рассмотрены теоретические источники, связанные с актуализацией различных аспектов жизнедеятельности и бытия индивидов с ОВ. Проведен анализ концепций, касающихся конструирования субъективного времени индивидов с ОВ в обществе инклюзии. Проведено исследование наличной бытийности сегмента субьективного настоящего в рассмотрении особенностей непосредственных регуляторов и механизмов переживания времени внутри группы индивидов с ОВ. Доказано, что сегмент субьективного настоящего выделяется как необходимый концепт для изучения внутренней структуры целерациональной деятельности, детерминированной интенциональными действиями человека. Рассмотрена диалектика социального и индивидуального в длительном настоящем с приоритетом исследования становлении бытия индивидов с ОВ в образовательном пространстве инклюзивного общества. Научным коллективом по результатам 1-го этапа проекта и в ходе его реализации опубликовано 17 статей в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях (Индексация в БД Скопус, РИНЦ и CrossRef). В изданиях, индексируемых в БД Скопус опубликованы 2 статьи. http://tgpi.ru/science/inkliuzivniye-praktiki/prezentacii-ob-inkliuzivnom http://esa-conference.ru

 

Публикации

1. Дзюба Л.М. Фактор темпоральной координации в системе интерсубъективности индивидов во включающем обществе............................ СОЦИОЛОГИЯ ,Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", №5, С.186-190 (год публикации - 2022)

2. Попов В,В., Забровский В.А., Скрипниченко А.А. Специфика субъективного времени индивида в специальной социальной группе (студенческой группе)................................... СОЦИОЛОГИЯ, Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", №2, С.332-337 (год публикации - 2022)

3. Попов В.В. Особенности корреляции интерсубъективности и темпоральной координации в контексте субъективного времени индивидов во включающем обществе. СОЦИОЛОГИЯ, Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", №5, С.191-196 (год публикации - 2022)

4. Попов В.В. Специфика индивидуального бытия индивида с ограниченными возможностями в обществе инклюзии: феноменологический аспект МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "Издательство "КноРус" (Москва), №1, С.26-29 (год публикации - 2022)

5. Попов В.В. Концепты темпоральности и интерсубъективности в формировании ценностной сферы повседневного пространства включающего общества МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "Издательство "КноРус" (Москва), №4, Сю100-103 (год публикации - 2022)

6. Попов В.В., Буланая Ю.В. Феноменологический конструкт «настоящее» в субъективном времени индивида в пространстве семьи во включающем и традиционном обществе. МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "Издательство "КноРус" (Москва), №2,С.94-97 (год публикации - 2022)

7. Попов В.В., Буланая Ю.В. Становление индивидуального бытия индивида в семейном бытии традиционного и включающего общества: экзистенциалистский и феноменологический аспекты Социология,Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", №1, С.285-291 (год публикации - 2022)

8. Попов В.В., Дзюба Л.М. Феноменологические основания интерсубъективности как базовой характеристики субъективного времени индивида в повседневном мире включающего общества……………………………………………………………………………. Социально-гуманитарные знания,Учредители: ООО "Издательство "Кнорус", №3, С.190-199 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34823/SGZ.2022.3.518837

9. Попов В.В., Дзюба Л.М., Музыка О.А. Субъективное время индивидов с ограниченными возможностями и проблема становления традиционных ценностей во включающем обществе СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ Учредители: ООО "Издательство "Кнорус", №5, С.110-113 (год публикации - 2022)

10. Попов В.В., Дзюба Л.М.,Музыка О.А. Уровни интерсубъективности индивида с ограниченными возможностями в социальной группе включающего общества СОЦИОЛОГИЯ,Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", №3, С.285-290 (год публикации - 2022)

11. Попов В.В., Музыка О.А. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ В СТАНОВЛЕНИИ БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ ВКЛЮЧАЮЩЕГО ОБЩЕСТВА: КОНЦЕПТУАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫЕ НАУКОЕМКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Учредители: ООО "Издательский дом "Академия естествознания", №7, С.168-172 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17513/snt.39253

12. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М., Кобышева Л.И. Temporality As A Basic Characteristic Of The Subjective Time Of An Individual With Disabilities Webology, Volume 19, Number 1, Pages: 6961-6970 (год публикации - 2022)

13. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Специфика индивидуального бытия индивидов с ограниченными возможностями в повседневности включающего общества: экзистенциальный подход МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "Издательство "КноРус", №5, С.60-63 (год публикации - 2022)

14. Попов В.В.,Дзюба Л.М., Музыка О.А. Диалектика социального и индивидуального в становлении бытия индивидов с ограниченными возможностями в образовательном пространстве включающего общества МЕДИЦИНА. СОЦИОЛОГИЯ. ФИЛОСОФИЯ. ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ "Издательство "КноРус" (Москва), №3, С.151-154 (год публикации - 2022)

15. Попов В.В.,Музыка О.А., Дзюба Л.М. ТЕМПОРАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ «НАСТОЯЩЕЕ» КАК ПАРАМЕТР СУБЪЕКТИВНОГО ВРЕМЕНИ ИНДИВИДА ВО ВКЛЮЧАЮЩЕМ ОБЩЕСТВЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ Индивидуальный предприниматель Соколова Марина Владимировна (Екатеринбург), №4, С.85-88 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.118.4.126

16. Попов В.В.,Музыка О.А.,Кобышева Л.И.,Холина О.А. Phenomenology Of Social Existence Of An Individual With Disabilities In The Educational Space Of An Inclusive Society Webology, Volume 19, Number 1.Р.7646-7655 (год публикации - 2022)

17. Попов В.В..Музыка О.А., Дзюба Л.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОСТИ БЫТИЯ ИНДИВИДА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Международный научно-исследовательский журнал. издательство:, №6, С.108-111 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.120.6.087


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Ключевые слова: субъективное время, включающее общество, индивид с ограниченными возможностями (ОВ), интенциональность, темпоральная координация, конструктивизм, интерсубъективность, темпоральность, феноменологический подход, экзистенциальный подход, индивидуальное бытие, концепция инклюзии. Актуальность. Проект направлен на исследование особенностей, содержания и структуры субъективного времени в направлении конструирования системы темпоральных референтов, значимых для рассмотрения механизмов функционирования социума и жизнедеятельности человека с ОВ (ограниченными возможностями). Фундаментальной задачей является конструирование субъективного времени индивида с ОВ посредством концептов темпоральности, интенциоанльности, темпоральной координации и интерсубъективности в современном социально-философском дискурсе. Научная проблема. Показано, что активное обсуждение в научной литературе теоретических и проектно-прикладных аспектов функционирования общества инклюзии реально опережает достигнутый уровень концептуальных возможностей, необходимых при моделировании корректных теорий инклюзии. Актуализируется научно-исследовательский интерес к формированию философской системы понятий, способной выступить методологическим основанием для интегральной интерпретации субъективного времени индивида с ОВ. Научная значимость проблемы. Поиск и представление адекватной теории включающего социума связан с аналитическим подходам к имеющимся концепциям, что предполагает концептуализацию идей и знаний об инклюзивном микросоциуме с последующим развитием инклюзивных технологий. Научная новизна: Раскрыта корреляция темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени и интерпретации включающего общества. Показано, что переживание индивидом с ОВ своего собственного времени соотносится с проживанием им этого времени. Рассмотрено психологическое время в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся включающем обществе. Изучены феноменологические основания интерсубъективности в контексте становления субъективного опыта индивида с ОВ. Рассмотрены экзистенциальные основания диалектики социального и индивидуального в интерпретации включающего общества в рамках философии инклюзии. Продемонстрированы особенности использования конструктивной философии в интерпретации включающего общества в рамках концепции инклюзии. Рассмотрена интерпретацию включающего общества в рамках темпоральных референтов и структур субъективного времени. Доказано что реализацию социального бытия индивида с ОВ наиболее рационально изучать посредством ступеней осознания им своих возможностей. Объект: особенности становления включающего общества в контексте современных социальных трансформаций и изменений в социальной структуре. Предмет: специфика субъективного времени индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе. Цель: формирование системы темпоральных понятий, адекватных для интегральной интерпретации субъективного времени индивида с ОВ во включающем обществе. Практическая значимость: Выводы и результаты имеют значимость для исследования современной социальной структуры общество с приоритетом социальной феноменологии и социологии. Они актуальны для социального проектирования трансформаций современного социума. Материалы исследования найдут применение в сфере разработки и модернизации инновационных программ в рамках социальной философии, социальной прагматики, социологии и истории. Работа представляет интерес для специалистов, связанных с инклюзивным образованием. Используемые методы и подходы. Методология работы основывается на философских и мультидисциплинарных исследованиях, базирующихся на постулатах комплементарности и релевантности. Активно использовались интерпретативные методы и методы символического интеракционизма, праксимические методы, методы системности и историзма. Описание выполненной работы: Раскрыта корреляция темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени и интерпретации включающего общества. Показано, что переживание индивидом с ОВ своего собственного времени соотносится с проживанием им этого времени. Рассмотрено психологическое время в качестве темпоральной длительности существования субъекта в трансформирующемся включающем обществе. Изучены феноменологические основания интерсубъективности в контексте становления субъективного опыта индивида с ОВ. Рассмотрены экзистенциальные основания диалектики социального и индивидуального в интерпретации включающего общества в рамках философии инклюзии. Продемонстрированы особенности использования конструктивной философии в интерпретации включающего общества в рамках концепции инклюзии. Рассмотрена интерпретацию включающего общества в рамках темпоральных референтов и структур субъективного времени. Доказано что реализацию социального бытия индивида с ОВ наиболее рационально изучать посредством ступеней осознания им своих возможностей. Научные результаты: Установлено, что концептуальный аппарата современной философии позволяет интегрально представить особенности субьективного времени индивида с ограниченными возможностями (ОВ) в обществе инклюзии, основываясь на темпоральности в русле синтеза субъективного и социального времени. Показано, что представление социального времени вызывает использование парных темпоральных характеристик, раскрывающих эмоциональное соотношение внутренних смыслов и установок субъективного времени с конструируемой темпоральной координацией. Выявлено, что субъективное время человека с ОВ выступает как форма непосредственной бытийности переживаемых событий, формирующих содержание индивидуального опыта Показана связь субьективного времени с переживанием и проживанием человеком настоящего момента собственного индивидуального существования. Продемонстрировано, что анализ психологического времени предполагает применение темпоральной структуры, упорядочивающей комплексы ментальных образов повседневной реальности в сознании индивида с ОВ. Установлены основные параметры психологического времени, демонстрирующие механизмы вхождения индивида с ОВ в инклюзивную реальность. Представлена феноменология интерсубъективности как целостности структур психической деятельности, социального опыта и результатов рефлексии индивидов. Показана значимость категории «повседневность» в исследовании субъективного времени Изучены выразительно-интерпретационные возможности темпоральной координации и интенциональности как форм проявления интерсубъектиности. Установлено, что экзистенциальное пространство интерсубъективности включает в себя совокупность межиндивидуальных взаимосвязей и коммуникаций и формирует в социальной группе мировоззренчески-смысловую и духовная нормативность. Доказано, что интерпретативно-конструктивные модели отражают специфику целерациональной человеческой деятельности в инклюзивном пространстве особой социальной группы людей с ОВ. Полученные результаты и выводы были представлены, опубликованы и прошли апробацию на Международных научных конференциях в Мадриде, Манагуа и Санкт-Петербурге. Научным коллективом по результатам 2-го этапа проекта опубликовано 21 работа в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях (Индексация в БД Скопус, Web of Science, РИНЦ, CrossRef, CARE, DOAJ,EBSCO Academic Search, Ulrichs Periodicals Directory). По плану:10 публикаций. В изданиях, индексируемых в БД Скопус и Web of Science опубликованы 6 работ. По плану: 2 статьи. http://tgpi.ru/science/inkliuzivniye-praktiki/prezentacii-ob-inkliuzivnom; https://link.springer.com/book/9783031238574; https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ http://natsrazvitie.ru/informaciya_o_poslednih_sostoyavshihsya_konferenciyah/; www.scipro.ru

 

Публикации

1. Дзюба Л.М. Особенности синтеза социального и индивидуального в повседневной реальности включающего общества: конструктивистский подход Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №1.2023. С.82-85. (год публикации - 2023)

2. Дзюба Л.М. Экзистенциальные аспекты исследования интерсубъективности как характеристики субъективного времени индивида в инклюзивном социуме Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №4.2023. С.63-66. (год публикации - 2023)

3. Поплов В.В., Музыка О.А., Скрипниченко А.А., Забровский В.А. Features of subjective time of an individual with limited opporyuities in the context of forming an inclusive educational space Publisher: Lulu , Inc., USA, International Conference on Advances in Environment Research, March 25 t h, 2023 , Spain, Madrid . – Р.40-44. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54092/9781447775300_40

4. Попов В. В., Забровский В. А., Скрипниченко А.А. Социальный конструктивизм в исследовании повседневного бытия индивидов с ограниченными возможностями во включающем обществе. НОО Профессиональная наука, Наука, техника и инновации: гипотезы, проблемы, результаты // Сборник научных трудов по материалам Международной научно практической конференции , 15 марта 2023 г., Санкт –Петербург, 2023- С.15-20. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54092/9781447794264_15

5. Попов В.В. Интерсубъективность и темпоральная координация как феноменологические характеристики субьективного времени индивида в инклюзивном социуме Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №5.2023. С.64-67. (год публикации - 2023)

6. Попов В.В. Intentiality as a temporal concept in the system of subjective time of an individual with disabilities in an inclusive society LLC "Ecological Help", Perspektivy nauki i obrazovania – Perspectives of Science and Education, 61 (1), 306-320. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32744/pse.2023.1.18

7. Попов В.В. Социально-феноменологический подход к исследованию интерсубъективности в системе субъективного времени индивида с ограниченными возможностями Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", Социология.№2.2023. С. 125-130 (год публикации - 2023)

8. Попов В.В. Реконструкция феноменологических концептов интерсубъективности и темпоральной координации в системе субьективного времени индивида в инклюзивном обществе Общероссийская общественная организация "Российская социологическая ассоциация", Социология.№3.2023. С. 234-239 (год публикации - 2023)

9. Попов В.В. Intersujectivity and intentiality in the system of subjective time of an individual with limited possibilities in an inclusive society Humanitarion National Research Institute «Natoinal Development», Trends in the development of sciense and global challenges: Foreign International Scientific Conference.Мanagua,Nicaragua,April,2023.Р.113-115. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.37539/230415.2023.36.95.001

10. Попов В.В., Голобородько А.Ю. Музыка О.А., Котлярова В.В., Кобышева Л.И. Temporal Coordination as a Form of Subjective Time of an Individual in an Inclusive Society. University of Granada, Subjective Time of an Individual in an Inclusive Society. Journal for Educators, Teachers and Trainers,Vol. 13(4). 447-454. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47750/jett.2022.13.04.057

11. Попов В.В., Дзюба Л.М., Музыка О.А., Кобышева Л.И. Intersubjectivity As A Basis For Temporal Coordination Of Individuals With Disabilities In An Inclusive Society Medknow Publications and Media Pvt.Ltd, Journal of Pharmaceutical Negative Results.Volume 14. Regular Issue 02. 2023. Р.1237-1242. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47750/pnr.2023.14.02.159

12. Попов В.В., Забровский В.А. Специфика исследования субъективного времени индивида с ограниченными возможностями в пространстве инклюзивного социума: опыт концептуализации темпоральных референтов Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №3.2023. С.78-80. (год публикации - 2023)

13. Попов В.В., Музыка О.А. Феноменологические основания интерсубъективности в контексте становления субъективного опыта индивида с ограниченными возможностями: концептуальный аспект Кнорус, Социология.№1.2023. С. 253-258 (год публикации - 2023)

14. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М Особенности психологического времени индивида в инклюзивном социуме в диалоге феноменологических и экзистенциальных подходов Кнорус, Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования №3. 2023. С.115-119 (год публикации - 2023)

15. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Феноменология интерсубъективности в контексте исследования субъективного времени индивида во включающем обществе Издатель/учредитель: ИП Соколова Марина Владимировна, Международный научно-исследовательский журнал. №8.2023 С. 72-75. (год публикации - 2023)

16. Попов В.В., Музыка О.А., Дзюба Л.М. Диалоговые основания интерсубъективного пространства инклюзивного социума/ Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №6.2023. С.67-70 (год публикации - 2023)

17. Попов В.В., Музыка О.А., Холина О.А. Intersubjectivity levels in organising everyday social life of individuals with disabilities. EDP Sciences, . E3S Web of Conferences. V. 420,.06001 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1051/e3sconf/202342006001

18. Попов В.В., Музыка О.А.,Дзюба Л.М. On the Question of the Subjective Time of an Individual with Disabilities: Features Of Intentional-Oriented Activity Dialogue and UniversalismPolish Academy of Sciences - Institute of Philosophy and Sociology, Dialogue and Universalism. V.33(3). (год публикации - 2023)

19. Попов В.В., Скрипниченко А.А. Интерпретативные модели в исследовании индивидуального времени во включающем обществе: социально-конструктивистский аспект Кнорус, Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования №2. 2023. С.84-87 (год публикации - 2023)

20. Попов В.В., Тимофеенко В.А. Особенности корреляции темпоральности и социального времени в структуре субъективного времени индивида во включающем обществе: концептуально-семантический аспект Кнорус, Социально-гуманитарные знания. №1.2023. С.140-143 (год публикации - 2023)

21. Попов В.В., Музыка О.А., Холина О.А. Phenomenological Approach to Inclusive Society Construction: Theoretical and Conceptual Aspects. Springer, Cham, Complex Social Systems in Dynamic Environments. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 365. Р.27-39. Springer, Cham (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-23856-7_4


Возможность практического использования результатов
Материалы могут быть использованы представителями различных социально-гуманитарных наук при решении задач, связанных с исследованием как теоретических аспектов субъективного времени, так и практически-прикладных. Работа представляет интерес для специалистов, связанных с проблемой инклюзивного образования. Результаты исследования полезны тем, кто занимается исследованиями современной социальной структуры с выходом на включающее общество, и для кого значимыми являются вопросы изучения социального времени. Социальное проектирование и прогнозирование социальных трансформаций современного общества – еще одна сфера применения результатов исследования. Материалы исследования найдут широкое применение в сфере разработки и модернизации инновационных программ в рамках социальной философии, социальной прагматики, социологии и истории.