КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00602

НазваниеРазработка концепции ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды

РуководительКашапов Мергаляс Мергалимович, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова", Ярославская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-555 - Психология развития, педагогическая психология, коррекционная психология, психология образования

Ключевые словаучебная и профессиональная деятельность, субъект, ресурсность мышления, обучение, компетентность, компетенции, цифровизация образовательной среды

Код ГРНТИ15.21.41; 15.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект посвящен разработке концепции ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды. Актуальность Проекта обусловлена необходимостью учета внешних и внутренних условий цифровизации образовательной среды, в контексте которой происходит интенсивная социализация и профессионализация личности. Ведущую роль в этих процессах становления субъекта играет ресурсность его мышления. Проект направлен на выявление и объяснение слабых (дефициты) и сильных (возможности) сторон ресурсности мышления в контексте учебной и профессиональной деятельностей, что позволит выявить закономерности и механизмы повышения эффективности профессионализации субъекта в различных сферах деятельности как фактора повышения конкурентоспособности в непрерывно меняющихся социально-экономических условиях развития России. Фундаментальность характеризуется комплексным решением основной проблемы Проекта: исследования и формирования ресурсного мышления, поэтому, наряду с психологическим, будут осуществлены философский, акмеологический, социологический, педагогический, синергетический, интегративный, андрагогический подходы. Предполагается использование методов экономического (бенчмаркингового) анализа для определения эффективности деятельности специалистов с различными мыслительными стратегиями. Уровень значимости Проекта связан с разработкой теоретических и методологических основ концепции ресурсности мышления субъекта профессиональной деятельности в условиях цифровой культуры, которая с каждым годом становится всё более востребованной. Планируется обоснование валидности применения метода экспликации (выражение, распространение) выделенных признаков эксплицируемого явления (ресурсного мышления) в контексте научной методологии. Экспликация будет выступать и как метод психологического сопровождения деятельности и как технология развития когнитивных ресурсов, которые характеризуются ментальной (интеллектуальной) способностью обрабатывать информацию. Научная новизна исследования состоит в разработке концептуального и операционального определения конструкта «ресурсное мышление», а также в апробации авторской методики диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина). В рамках разработанной концепции будут представлены следующие характеристики ресурсного мышления: его определение в качестве предмета исследования; функциональные, структурные (компоненты и уровни), динамические (этапы, фазы, стадии, периодизация) характеристики; принципы и свойства; психологические механизмы и закономерности, факторы, условия развития и формирования; критерии и показатели сформированности ресурсного мышления. О современности Проекта свидетельствует не только его фундаментальная составляющая, но и практикоориентированность: разработка рекомендаций по повышению эффективности систем допрофессиональной, профессиональной и постпрофессиональной подготовки и переподготовки в области расширения возможностей ресурсного мышления в контексте использования цифровых образовательных технологий.

Ожидаемые результаты
Важными моментами в реализации Проекта будут разработка подходов к научной экспликации конструкта «ресурсность мышления»; авторские опросники диагностики ресурсности мышления; программы социально-психологического тренинга и дистанционного обучения, обеспечивающие интеграцию личностных и профессионально важных качеств для актуализации и проявления ресурсности профессионального мышления. Впервые будут комплексно рассмотрены различные методологические подходы к исследованию ресурсности мышления (системный, системогенетический, экопсихологический, акмеологический и др.). Планируется апробация авторской психодиагностической методики диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) (И.В. Серафимович, Е.А. Медведева, Н.В. Сурина) [Кашапов М.М. О методике диагностики ресурсности профессионального мышления (для профессий социономического типа) // Человеческий фактор. Социальный психолог. Журнал для психологов. № 1 (41). 2021. С. 395-413.]. Будут обоснованы и проанализированы интерсубъектные и интрасубъектные детерминанты ресурсности мышления. Планируется составление программы воркшопов для педагогов, направленной на формирование и развитие ресурсности профессионального мышления. Предусматривается разработка организационной модели формирования и развития ресурсности мышления в процессе профессионализации. Данная модель, необходимая для содействия внедрению национальной системы профессионального роста, будет реализована на экспериментальной площадке Института развития образования Ярославской области. Планируется распространение и передача результатов теоретического и эмпирического исследования, а также методических наработок посредством научных публикаций, курсов повышения квалификации и профпереподготовки руководящих и практических работников разных профилей, выступления на научно-практических мероприятиях различного уровня. Впервые будет осуществлено выделение системы когнитивных показателей конфликтного взаимодействия, учет которой может осуществляться для прогнозирования перспективы динамики конфликта. Необходимость исследования надситуативного мышления в качестве когнитивного ресурса личности обусловлена тем, что от современного человека требуется способность к оперативному принятию решения, а также высокий уровень адаптивности поведения. Также результаты исследования могут быть применимы для отбора на должности, требующие от работника высокого уровня профессионального мышления. Будут установлены компоненты метапознания, связанные с предпочтением определенных профессиональных интересов, а также со статусами профессиональной и персональной идентичности. Полученные результаты расширят и углубят имеющиеся научные представления о роли профессионального самоопределения в жизни старшеклассников в зависимости от сформированности метапознания. Будет описана динамика формирования, становления и развития мыслительных операций в процессе выполнения профессиональных задач. Результаты такого описания будут эксплицированы в оценке ресурсности компонентов мышления для повышения эффективности профессиональной деятельности. Будет разработана и апробирована модель формирования и развития мыслительных способностей на разных возрастных этапах в процессе профессионализации. Будут описаны гендерные сходства и отличия в компонентах профессионального мышления, оценен вклад каждого компонента в общую ресурсную базу мышления профессионала. В ходе исследования будут определены и систематизированы основные научные подходы к понятию «ресурсное мышление». Будут выявлены структурные и функциональные характеристики ресурсного мышления личности на начальных этапах профессионализации; установлена связь лидерских качеств с ресурсностью личности на начальных этапах ее профессионализации; проанализированы индивидуально-типологические особенности старшеклассников и студентов с различным уровнем ресурсного мышления и типами реагирования на межличностный конфликт. Впервые будет установлена связь ресурсности мышления с особенностями внутриличностных конфликтов субъекта на начальных этапах профессионализации. Впервые будут определены структурные и функциональные характеристики, условия развития и формирования, а также критерии и показатели сформированности ресурсного мышления специалистов, занятых в различных сферах профессиональной деятельности. Полученные результаты могут стать основой для разработки программ психологической профилактики и коррекции внутриличностных конфликтов субъектов учебно-профессиональной и профессиональной деятельности. Материалы и выводы научного исследования будут представлять собой основу для разработки технологий психологической работы со специалистами и руководящими работниками. В рамках Национального проекта «Здравоохранение», в частности федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», огромное значение имеет подготовка высококвалифицированного субъекта профессиональной деятельности в области медицины. Предполагается внести вклад в модернизацию процесса медицинского образования с ориентацией на развитие мыслительного процесса будущих врачей. В ходе реализации Проекта можно сформулировать специфические особенности и механизмы ресурсов мышления будущих врачей. Планируется выявление взаимосвязей мотивов профессиональной деятельности с ресурсами профессионального мышления студентов медицинского вуза, и составление на основании данного анализа модели развития клинического мышления будущего врача. Открывается возможность разработки нового способа определения событийности профессионального мышления, как части ресурсности мышления. Будет определено место событийности в системе профессионального мышления, что позволит формировать процесс обучения с учетом конструктивных и неконструктивных событий в студенческой жизни. События, происходящие в жизни молодых людей, могут быть как ресурсом, так и препятствием для развития будущего врача, как высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста. В целях дальнейшей координации и оптимизации процесса обучения планируется выявление событий, препятствующих становлению профессионала. Предполагается разработка и проектирование занятий для студентов по развитию метакогнитивных процессов, для увеличения показателей метакогнитивной осведомленности. Планируется определить вклад эмоционального интеллекта и стиля поведения в конфликте на развитие клинического мышления и оценить влияние интернальности на его характеристики. Будут определены предикторы ресурсности клинического мышления и их влияние на его формирование. С учетом ранее разработанных нами подходов к исследованию уровневости клинического мышления будет определена ресурсность каждого уровня и личностные характеристики врача, влияющие на его формирование. Впервые будет описана взаимосвязь эмпатии и ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды: на аналитическом, структурном и системных уровнях исследования. Планируется разработка структурно-уровневой модели развития эмпатии как детерминанты ресурсности мышления в процессе профессионализации в цифровой образовательной среде. Эмпатия имеет многомерную природу и гетерохронность развития, что диктует нахождение оптимума её применения как ресурса профессионализации. Будут представлены оптимальные траектории профессионального и личностного развития в период цифровизации при изменении параметров эмпатии. Предполагается внести вклад в установление предикторов и индикаторов успешной адаптации студентов и формирования ресурсного мышления в период цифровизации образования. Предусматривается анализ девиантных сторон поведения как показателей дезадаптивного реагирования на стрессовые ситуации особенно в период цифровизации и нахождения их связи с эмпатией как средством развития ресурсного мышления. Будут определены характеристики ресурсного мышления, которые способствуют повышению успешности учебно-профессиональной деятельности студентов и формирования социальной зрелости будущих специалистов. На первом этапе реализации Проекта планируется подготовка следующих публикаций, представляющих результаты исследования: 1. Публикации в изданиях, индексируемых в базе данных Scopus и WoS -1. 2. Публикации в ВАКовских журналах - 4 3. Публикации тезисов международных и российских конференций – 6/8.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1. Проведен теоретический обзор отечественных и зарубежных исследований по проблемам ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды. Наиболее перспективным является системный подход к изучению ресурсов, с позиции которого ресурсность мышления рассматривается как сложная динамическая многоуровневая система, имеющая множество компонентов, связанных друг с другом. 2. Разработана системная оценка динамики изменений по всем структурно-функциональным характеристикам ресурсности мышления. Созданная концепция ресурсности мышления профессионала включает описание индикаторов, что позволяет выделять и описывать особенности ресурсности мышления и стадии их развития, а также обосновать систему самоактуализации и самореализации ресурсности мышления. Представлено понимание ресурсности мышления как технологии реализации творческого потенциала субъекта в условиях цифровизации образовательной среды. Выявлено, что для оценки изменений в ходе этого процесса целесообразно использовать дескриптивные оценки, полученные на основе данных, собираемых в ходе опроса его участников. 3. Критерий ресурсности мышления как способность достигать ожидаемый результат обеспечивает нахождение ресурсов, необходимых для реализации намеченной цели. Данная способность оценивается соответствующими индикаторами: степень продуктивности, динамичности, гармоничности, экономичности ресурсности мышления профессионала. Операционализация критериев оценки способствовала выделению следующих компонентов ресурсности мышления: мотивационно-целевой, эмоционально-креативный, личностно-ценностный, коммуникативный и конструктивно-конфликтный, когнитивно-рефлексивный. 4. Выявленные индикаторы ресурсности мышления были заложены в циклы проведенных эмпирических исследований. Помимо поиска индикаторов ресурсности мышления научную и практическую значимость приобретает изучение психологических факторов и предикторов как средств прогнозирования, которые могут выполнять опосредующую функцию (прогностическую, фильтрующую, буферную, мотивирующую, превентивную) для эффективности профессионального мышления. Дескрипторы применялись для измерения индикатора достижения высокого уровня развития ресурсности мышления как компетентности профессионала. Индикаторы овладения компетентностью являются обобщенными характеристиками, уточняющими и раскрывающими формулировку в виде конкретных действий, выполняемых субъектом. 5. Разработана и реализована схема эмпирического исследования, подготовлен методический инструментарий, представлено концептуальное и операциональное определение ресурсности мышления, обоснованы целевые группы исследования. На пилотажном этапе реализации Проекта осуществлялось исследование особенностей ресурсности мышления как ключевой компетентности педагога в условиях цифровизации образовательной среды. В ходе проведения исследования были решены следующие задачи: установлена связь ресурсности мышления педагога с субъективным благополучием личности; с показателями осознанности; с уровнями эмоционального выгорания. 6. Установлено, что высокий уровень развития ресурсности мышления тесно коррелирует с низкими показателями эмоционального выгорания профессионала. Обнаружена тесная взаимосвязанность ресурсности мышления и синдрома эмоционального выгорания, выражающаяся в их антонимичности. Высокий уровень ресурсности сопровождается ослаблением выраженности симптомов профессионального выгорания. Выявлены сущностные свойства и особенности проявления структурно-компонентной организации ресурсности мышления как метакогнитивной характеристики личности. Установлено, что представители социономических профессий характеризуются средним уровнем развития ресурсности профессионального мышления. При этом у педагогических работников, по сравнению с медицинскими работниками, установлена более высокая ее сформированность, что обусловлено, прежде всего, более высоким уровнем развития эмоционально-креативного, коммуникативного и конструктивно-конфликтного компонентов ресурсности. 7. Выявлено шесть интегральных факторов, которые могут рассматриваться в качестве психологических детерминант формирования и развития ресурсности представителей социономических профессий. Три фактора выступают в качестве личностных детерминант ресурсности: психологическое неблагополучие, осознанность, эмоциональное выгорание. Причем эмоциональное выгорание играет роль антифактора. Еще три фактора демонстрируют влияние образа жизни на ресурсность профессионалов: разнообразие увлечений, пассивность увлечений, ценность семейных отношений. В качестве специфики влияния выделенных факторов на ресурсность мышления определено, что у педагогов ресурсность детерминируется преимущественно их общей удовлетворенностью жизнью и уровнем осознанности. 8. Доказано, что эмпатия является не только ресурсом адаптации студентов в вузе, но и анти-ресурсом (обнаружены положительные взаимосвязи между нетолерантностью и каналами эмпатии r=0,18, p≤0,01). Ресурсностью обладает только конативная эмпатия, которая уменьшает воздействие коммуникативной нетолерантности и других дезадаптирующих личностных качеств (отрицательные взаимосвязь с общей нетолерантностью r=0,27, p≤0,001). К конативным параметрам эмпатии можно отнести: проникающую способность в эмпатии, идентификацию и установки, способствующие эмпатии. Подсчет индексов когерентности и дивергентности структур дает возможность установить следующие показатели: индекс когерентности = 202, индекс дивергентности = 62, индекс организованности структуры = 140. Неоднородность проявлений эмпатии объясняется ее многоуровневой природой. Выявлено, что проникающая способность в эмпатии воздействует на мотивы аффилиации: значимо снижает страх отвержения и увеличивает стремление к принятию (p≤0,01). Ресурсность конативной эмпатии заключается в том, что она оказывает фасилитирующее воздействие на характеристики личности, способствующее адаптации к вузу, и ингибирующее взаимодействие на негативные качества вузовской адаптированности, препятствующие развитию. Конструктивная ресурсность редуцирует развитие отрицательных сторон успешности деятельности. 9. Установлено, что эмпатия как ресурс жизнестойкости при вузовской адаптации студентов проявляется через взаимодействие конативной эмпатии со сторонами обучения: дидактической, социальной и учебно-профессиональной. Таким образом, трактование понятия ресурс для конативных параметров эмпатии заключается в том, что она увеличивает жизнестойкость и снижает склонность к суициду. Ресурсность – это не просто фасилитация успешности обучения, но и ингибиция негативных воздействий. Ресурсность эмпатии заключается не только в фасилитации жизнестойкости при вузовской адаптации студентов, но и ингибиции склонности к суициду. Эмпатию можно подразделить на две стороны взаимодействия: перцептивная и конативная. Только конативная является ресурсом жизнестойкости студентов. Эмоциональная составляющая эмпатии снижает жизнестойкость. Это объясняется ее имплицитной, малоосознаваемой организацией, а также невозможностью выхода на надситуативный уровень ресурсного мышления. Конативная эмпатия отличается следующими характеристиками: надситуативностью, предикативностью (соотношение содержание и реальной действительности с целью прогноза), реализацией принципа контекстности. Она более эксплицитна, высокоорганизована, обладает осознанностью и регуляцией. Именно эти ее характеристики дают опору студентам для совладания в трудных жизненных ситуациях.

 

Публикации

1. Кашапов М. М., Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Эмпатия как интерсубъектный ресурс вузовской адаптации студентов в условиях цифровизации образовательной среды Перспективы науки и образования, Том № 2. Выпуск 56. Стр. 153-167 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.32744/pse.2022.2.9

2. Кашапов М.М, Сурина Н.В., Кашапов А.С. Ресурсность мышления как ключевая компетентность педагога в условиях цифровизации образовательной среды Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. 2022, Т. 40. С. 18–30. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26516/2304-1226.2022.40.18

3. Кашапов М.М. Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта Методология современной психологии. 2022, Номер 15. Стр. 152-165 (год публикации - 2022)

4. Кашапов М.М. Взаимосвязь личностного компонента ресурсности мышления с показателями самоотношения Методология современной психологии, Номер 16. Стр. 135-148 (год публикации - 2022)

5. Кашапов М.М., Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Серафимович И.В. Эмпатия как ресурс жизнестойкости студентов при адаптации к вузу Сибирский психологический журнал, № 86 (год публикации - 2022)

6. Кашапов М.М., Сурина Н.В. Психология ресурсности мышления педагогических работников Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика., - (год публикации - 2022)

7. Серафимович И.В. Ресурсность профессионального мышления и макрофакторы среды сборник научных статей: «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» / Под ред. Л.М. Митиной. М.: Психологический институт РАО, С. 69-73. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/cl-36923-2022-1-67-71

8. Серафимович И.В. Ресурсность профессионального мышления студентов социономических групп профессий Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика», Выпуск №3 за 2022 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.34216/2073-1426

9. Серафимович И.В., Баранова Ю.Г. Ресурсность профессионального мышления педагогов при работе с одаренными обучающимися Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №5 (май). ART 3069, Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2022. №5 (май). (год публикации - 2022)

10. Серафимович И.В., Беляева О.А., Баранова Ю.Г. Варфоломеева Т.Г. Технология динамического обучения педагогов как основа формирования личностных образовательных результатов обучающихся Вестник практической психологии образования., Том: 19 Номер: 1 Год: 2022 Страницы: 66-75 (год публикации - 2022)

11. Серафимович И.В., Сальникова Ю.Н. Мотивация к обучению у школьников подросткового возраста и профессиональное педагогическое мышление АЗИМУТ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ Учредители: ООО «Ландрейл», Том 11 Номер 1(38) стр 55-60 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_01_11

12. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Эмпатия как метод познания психического (эмпирический аспект) Вестник ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия гуманитарные науки, Вестник ЯрГУ. Серия Гуманитарные науки. 2022. Том 16, № 3 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18255/1996-5648-2022-3-516-523

13. Кашапов М.М. Ресурсность мышления преподавателя в условиях цифровизации педагогической деятельности Педагог в контексте личностного и профессионального развития: реальность и перспективы : Коллективная монография / под ред. Л.М. Митиной; Психологический институт РАО. Издательский дом «Бахрах», Глава 7. Стр. 73 – 80. (год публикации - 2022)

14. - М.М. Кашапов «Ресурсность мышления как технология реализации творческого потенциала субъекта» Психологическая газета, 8 октября 2022 года (год публикации - )

15. - Тревога и тревожность как личностный ресурс Психологическая газета, 9 ноября 2022 года (год публикации - )

16. - Интервью с исполнителем Соловьевой Е.В. про важность научных исследований в СМИ ЯрГУ им. П.Г. Демидова, - (год публикации - )

17. - Рассказ о научной работе Соловьевой Е.В. в СМИ ЯрГУ им. П.Г. Демидова ЯрГУ им. П.Г. Демидова, - (год публикации - )

18. - о Серафимович И.В., вручившей специальный приз от общественного жюри регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагогический дебют – 2023», педагогу, реализующему надситуативный подход в обучении и воспитании Новость, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6510 (год публикации - )

19. - о методическом мероприятии «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ». TED-лекция Серафимович И.В. «Ассертивность и стрессоустойчивость» Новость, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6510 (год публикации - )

20. - о представлении Серафимович И.В. комплексного научно-методического сопровождения конкурсного движения, как условия реализации творческого потенциала субъекта и его ресурсных возможностей в Международном институте качества образования (Москва) Новость, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6469 (год публикации - )

21. - о программе психологического сопровождения Всероссийского конкурса «Воспитатель года России - 2022»: «Секреты счастья внутри и вне меня: ресурсный подход» (Серафимович И.В.) Новость, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6391 (год публикации - )

22. - об организации и участии Серафимович И.В. в мероприятии Минпросвещения России (мероприятия для жюри и участников Конкурс «Воспитатель года России - 2022») Новость телеканал Первый Ярославский, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6388 https://1yar.tv/article/v-yaroslavle-startoval-dvenadcatyy-vserossiyskiy-konkurs-vospitatel-goda/ (год публикации - )

23. - Новость об организации и участии Серафимович И.В. в мероприятии Минпросвещения России (мероприятия для жюри и участников Конкурс «Воспитатель года России - 2022») Городской телеканал, https://gtk.tv/news/116391.ns (год публикации - )

24. - о проведении Серафимович И.В. 30 марта 2022 года на digital-платформе «ММСО.Коннект» панельной дискуссии: «Учитель в системе возможностей горизонтального обучения: время ответственного служения» Новость, http://www.iro.yar.ru/index.php?id=6102 (год публикации - )

25. - Новость о публикации научной работы Елизаветы Соловьевой «Эмпатия как интерсубъектный ресурс вузовской адаптации студентов в условии цифровизации образовательной среды» опубликована в международной базе цитирования Scopus СМИ ЯрГУ им. П.Г. Демидова (4 декабря 2022 года), https://vk.com/feed?w=wall-108604898_10813 (год публикации - )

26. - Новость о получении магистранткой ЯрГУ Елизаветой Соловьевой гранта Президента РФ для обучающихся магистратуры в 2022-2023 годах по направлению «Наука» Ярославская областная газета «Золотое кольцо» (05.12. 2022 г.), http://goldring76.ru/news/show/177152 (год публикации - )

27. - Новость о получении магистранткой ЯрГУ Елизаветой Соловьевой гранта Президента РФ для обучающихся магистратуры в 2022-2023 годах по направлению «Наука» ЯрСМИ газета «Ярославский регион» (02.12. 2022 г.), - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Теоретическое обобщение результатов, полученных в ходе выполнения проекта, позволяет выделить, наряду с описанием психологических механизмов и закономерностей, наиболее важный момент, характеризующий содержание ресурсного мышления. Понимание данного содержания неразрывно связано с рассмотрением в единстве психологических, личностных и когнитивных ресурсов. Функционирование психологических ресурсов обеспечивается превентивной, селективной, фасилитирующей, инновационной, экзистенциальной функциями. Личностных: рефлексивной, мотивирующей, мобилизационной, коммуникативной, компенсаторной, коррекционно-развивающей функциями. Когнитивных – диагностической, прогностической, буферной, регулирующей, контролирующей, ингибирующей, адаптивной функциями. Продолжение исследования мышления как процесса осуществлено благодаря изучению разных типов проблемности деятельности — ситуативной и надситуативной, обоснованию психологических механизмов перехода от одного типа проблемности деятельности к другому, обеспечивающих его ресурсность. Реализация ресурсного мышлении обеспечивается такими механизмами как интерференция, дистанцирование, социальная перцепция, позитивное переструктурирование опыта, продуктивная трансформация. Обоснована направленность ресурсности мышления педагога на поиск новых духовных ресурсов, необходимых для разрешения возникающих профессиональных проблем. На основании анализа полученных результатов проведено дескриптивное описание следующих феноменов, сопровождающих данную направленность, синергетический, диверсификационный, партисипативный, дефицитарный, диссипативный, бифуркационный антиресурсный, диджитализационный (цифровизационный) и фасилитационный. Профессионал, находящий в себе ресурсы переосмыслить цели, мотивы и результат деятельности, способен сохранить и развить свою субъектность. Благодаря этому происходит повышение его ресурсности, прежде всего, ресурсности его мышления. Все психические ресурсы индивидуальности (когнитивные процессы, личностные структуры, психические состояния), реализующие профессиональное мышление, целесообразно исследовать с точки зрения их функциональной роли в осуществлении целостной регуляции деятельности, прежде всего, в условиях напряженного межличностного взаимодействия с целью налаживания позитивных взаимоотношений. Обосновано понимание ресурсности мышления в качестве предиктора (независимая переменная), изменения которого приводят к изменениям зависимой переменной (конструктивная конфликтная компетентность личности и эмоциональное выгорание). Возникающие в ходе таких изменений отклики способствуют реализации творческого потенциала и вы полняют определенные инструментальные функции в развития субъекта и повышения эффективности его деятельности. Такой подход позволяет целенаправленно определять перспективные линии исследования и формирования ресурсного мышления субъекта в условиях современной цифровой экономики. Впервые представлена попытка провести психологический анализ соотношения ресурсности мышления, эмпатии и вузовской адаптации у студентов социогномического типа профессий. Проведен анализ интенсивности и мобильности в качестве параметров образовательной среды. Установлено, что только конативная эмпатия является коррелятом ресурсности мышления у студентов. Проникающая способность как конативный компонент значимо повышает основные компоненты ресурсного мышления. Она выделяется в отдельный фактор, который в совокупности объединяет адаптацию студентов в вузе и ресурсность профессионального мышления. Именно интеграция этих качеств личности способствует эффективному освоению профессии. С опорой на модель развёртывания творческого потенциала через особенности ресурсного мышления, разработанную М.М. Кашаповым, сделаны следующие предположения о природе конативной эмпатии. Во-первых, эмпатия как ресурс обладает свойством надситуативности. Надситуативность мышления позволяет преобразовывать ситуацию и выходить за ее рамки. Именно это качество способствует формированию мышления, где субъект способен лучше контролировать и управлять собой (прежде всего, своими эмоциями) и ситуацией, т.е. совладать с трудностями, об свидетельствуют установленные взаимосвязи с компонентами жизнестойкости. Во-вторых, необходима реализация принципа контекстности, где учитываются в интегральном взаимодействии ситуация и личность, поскольку контекст характеризуется не только содержательными особенностями ситуации, это и их пропозициональными отношениями. Подобные отношения показывают форму, а не содержание ситуации, ее временные, пространственные особенности. Темпоральность в эмпатии проявляется через интенцию эмпатии, что связано с третьей важной характеристикой – ее внешней направленностью, направленностью на преобразование, принятие решений, вовлеченность. В-третьих, экстраспективный (внешне направленный) характер интенции, сознания эмпатии. Именно такой характер обеспечивает механизм экспликации и тесно связанный с ним механизм экстериоризации, поскольку эмпатия как ресурс является не только внутренним переживанием субъекта взаимоотношений, но и активным участником преобразования ситуации во внешнем плане. Именно конативная сторона эмпатии способна развертывать процесс познания партнера по общению. Экспликация не столько помогает проявлять эмпатическое воздействие в поведении, сколько объяснять и разъяснять себе самому свое поведение. Этот сложный механизм «растолковывания» крайне необходим для конструктивного взаимодействия. Взаимосвязи с тремя компонентами жизнестойкости у таких конативных параметров, как «проникающая способность» и «идентификация», подтверждают мысль о том, что конативность эмпатии – более контролируемый процесс, вовлеченный и связанный с осознанным принятием решений. В целом, можно отметить, что ресурсность мышления сильнее проявляется при временном учете контекстов прошлое-настоящее-будущее, одновременной направленности на преодоление профессиональных дефицитов, переосмысление имеющихся и активный поиск новых ресурсов. К числу общих закономерностей ресурсного профессионального мышления относятся: усиление разнонаправленных тенденций к творчеству и стандартизации, изменение степени организованности компонентов мышления, появление нелинейных связей когнитивных и метакогнитивных характеристик мышления. Выступления в СМИ • Новость об участии и организации Серафимович И.В. встречи педагогов ярославской области с Юрием Павловичем Вяземским. Данное образовательное событие состоялось в рамках плана мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника и направлено на развитие ресурсности профессионального мышления. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=7528 • Новость об участии Серафимович И.В. с выступлением в межрегиональном семинаре по обеспечению единства образовательного пространства и интеграции ЛНР и ДНР, повышение творческих возможностей профессионального мышления в условиях освоения новой образовательной среды. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=7477 • Новость об участии Кашапова М.М., Серафимович И.В. в Фестивале Академической Науки. В рамках мероприятий фестиваля отдельный комплекс мероприятий посвящен психологическому сопровождению педагогов и их работе с одаренными обучающимися и развитию ресурсного мышления. http://www.iro.yar.ru/index.php?id=7080 За период 2023 года подготовлено по результатам проекта 14 публикаций: 2 из них в изданиях, индексируемых в базах Web of Science и/или Scopus; статьи в ведущих научных журналах, включенных в перечень ВАК –– 6; статьи в РИНЦ – 7; публикации тезисов международных и российских конференций – 8/8. Подготовлен 1 РИД.

 

Публикации

1. Кашапов М.М. Структурно-функциональные характеристики ресурсного мышления педагога Мир психологии., № 2 (113) апрель — июнь выпуск 1 (45).Страницы: 21-29 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_

2. Кашапов М.М. Ресурсные возможности профессионализации педагогического мышления Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review)., Вып. 5 (51). С. 137–145. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-5-137-145

3. Кашапов М.М., Крамская Л.А. Возрастные особенности ресурсных возможностей мышления студентов-медиков, ординаторов и врачей. Психология отношения человека к жизнедеятельности: проблемы и перспективы : сборник научных трудов, Стр. 126-130. (год публикации - 2023)

4. Кашапов М.М., Крамская Л.А., Перевозкина Ю.М., Пошехонова Ю.В. Исследование динамики взаимосвязи стилей и типов мышления личности специалистов в условиях профессионального медицинского образования: Ресурсный подход Science for Education Today., № 4. Том 13. стр. 196-217 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15293/2658-6762.2304.0

5. Кашапов М.М., Сурина Н.В. Особенности ресурсности мышления профессионалов социономического типа Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития., Том 12. Выпуск 1 (45). Стр 40-48 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2023-12-1-40-48

6. Кашапов М.М., Ушакова Н.Е. Ресурсные возможности творческого мышления студентов-спортсменов (на примере Ярославского государственного училища олимпийского резерва по хоккею) Ярославский психологический вестник, № 1 (55). С. 75-80. (год публикации - 2023)

7. Кашапов М.М.,. Чернова А.А. Психологическая характеристика ресурсности мышления как средства реализации творческого потенциала Ярославский психологический вестник, № 1 (55). С. 86-94. (год публикации - 2023)

8. Серафимович И.В. Ресурсность и особенности структурно-уровневой организации профессионального педагогического мышления Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), Вып. 4 (50). С. 120–130. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23951/2307-6127-2023-4-120-130

9. Серафимович И.В. Ресурсность профессионального мышления и эмоциональное выгорание в профессиях социономического типа Психолого-педагогические исследования., . Т. 15. № 1. С. 56-72. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150104

10. Серафимович И.В. Особенности когнитивных и метакогнитивных компонентов профессионального мышления у студентов профессий социономического типа Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. Материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции 20-22 апреля 2023 г., Стр. 66-72 (год публикации - 2023)

11. Серафимович И.В., Вторушина А.В. Особенности ресурсности профессионального мышления молодых педагогов, принимающих участие в конкурсах профессионального мастерства Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук, Стр. 605-609 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.38098/conf_22_0466

12. Серафимович И.В.,Базанова Г. Ю. Ресурсность компонентов профессионального мышления и ценностные ориентации студентов Мир психологии, № 2 (113). С. 95-103. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51944/20738528_2023_2_95

13. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Эмпатия как ментальный ресурс качества жизни Человек, субъект, личность: перспективы психологических исследований: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. В. Брушлинского и 300-летию основания Российской академии наук,, С. 983-988 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.38098/conf_22_0466

14. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Ресурсные возможности деструктивной стороны эмпатического понимания. Эффект киральности Ярославский педагогический вестник., № 4 (133). С. 182-189. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_182

15. Смирнов А. А., Соловьева Е. В. Респонзивность и киральность в эмпатии как ресурсные механизмы формирования адаптивных стратегий студентов Актуальные проблемы и перспективы практической психологии образования: сборник научных статей по итогам II Всероссийской конференции (с международным участием), г. Белгород, 21-22 апреля 2023 года, С. 34-38. (год публикации - 2023)

16. Базанова Галина Юрьевна, Васильева Любовь Николаевна, Кашапов Мергаляс Мергалимович База данных показателей метакогнитивной осведомленности врачей на разных этапах образования. -, 2023621607, 19.05.2023. Заявка № 2023621301 от 10.05.2023. (год публикации - )

17. - Мероприятие приурочено к Году педагога и наставника и направлено на развитие ресурсности профессионального мышления Институт Развития образования Ярославской области, - (год публикации - )

18. - Семинар по обеспечению единства образовательного пространства и интеграции ЛНР и ДНР, повышения творческих возможностей профессионального мышления в условиях освоения новой образовательной среды Институт Развития образования Ярославской области, - (год публикации - )

19. - Новость об участии и организации Серафимович И.В. программы для методистов Ярославской области (Школа методиста) с темой «Трансформация методической службы». http://cnppm.iro.yar.ru/?p=7975 Институт Развития образования Ярославской области, - (год публикации - )

20. - Летняя школа «Наставничество как партнерство» для школьных команд, которые решали вопросы внедрения различных моделей внутреннего и внешнего партнерского наставничества школы через технологии реализации творческого потенциала субъекта Институт Развития образования Ярославской области, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
1. Разработана программа повышения профессионализации мышления и уровня готовности педагогов к работе с совокупностью личностных результатов школьников посредством их участия в серии воркшопов. Впервые представлен опыт применения воркшопа как особого формата работы в системе непрерывного профессионального образования, направленного на профессионализацию мышления педагогов. Дан анализ результативности деятельности воркшопа, ориентированного на выявление проблемных ситуаций в психолого-педагогическом сопровождении процесса формирования личностных результатов обучающихся. Доказана эффективность работы с учителями средствами представленной технологии, обеспечившей значимые изменения в уровне когнитивного, операционального и мотивационного компонентов их готовности к организации деятельности по всей совокупности обозначенных образовательных результатов школьников. Представленный опыт работы позволяет расценивать формат воркшопа как перспективную форму работы с субъектами образовательных отношений. 2. Диверсификационный эффект проявления ресурсности мышления характеризуется расширением спектра функций явления и реализацией его путем применения различных психологических механизмов и использования внутренних и внешних ресурсов. Диверсификация выражается в соединении различных явлений, процессов или тенденций, позволяющем в наиболее полной мере использовать имеющиеся ресурсы. Данный эффект является основным личностным ресурсом, поскольку на этой основе образуются другие личностные структуры, которые используются субъектом для решения задач текущей проблемной социальной или профессиональной ситуации. С помощью личностных ресурсов происходит приспособление к меняющимся условиям среды или их целенаправленное преобразование, что в конечном итоге обеспечивает достижение психологического благополучия. Ресурс, включенный в деятельность, становится духовной опорой для развития психологического потенциала личности. 3. Разработана организационная модель развития и формирования ресурсности мышления в процессе профессионализации. Разработаны этапы формирования ресурсного мышления. На первом этапе - актуализируется поиск, отбор и накопление профессионально значимых качеств ресурсного мышления на основе выработанных критериев. Данный этап характеризуется формированием системы понятий, проявляющейся в обобщенном представлении о ресурсном мышлении. На втором - происходит стабилизация состава ресурсного мышления на основе формирования целостной структуры, в которой выделяются более значимые и менее значимые компоненты и связи. Этот этап посвящен освоению системы действий в осваиваемой области, что достигается широким использованием проблемного обучения, в ходе которого развивается ресурсное мышление. На третьем этапе завершается свертывание структуры ресурсного мышления, переход её из состояния развития в состояние использования, функционирования в процессе решения конкретной ситуации. Этот этап характеризуется применением поисковых методов обучения решению нестандартных задач. Оценка эффективности тренинга проводилась по следующим критериям: адекватность, экономичность, оперативность, креативность ресурсного мышления. Осуществлено развитие различных сторон ресурсного мышления с точки зрения различных критериев его эффективности: быстродействия – через упражнения с лимитом времени, продуктивности – через обсуждение и анализ продуктов творческого мышления, рефлексивности – через интроспекцию процесса мышления и т.д. В целом, проведённый цикл исследований позволил разработать концепцию как систему обобщённых эмпирических результатов, сформулированных в виде совокупности теоретических представлений о профессионализации ресурсного мышления педагога, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.