КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00682

НазваниеГеополитика и концепция (стратегического) суверенитета в риторике современного Евросоюза и их влияние на отношения с Россией

РуководительРоманова Татьяна Алексеевна, Кандидат политических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-255 - Мировая политика

Ключевые словасуверенитет, геополитическая риторика, отношения России и ЕС, критическая геополитика, стрессоустойчивость, мягкая сила, умная сила, нормативная сила, критический дискурс-анализ

Код ГРНТИ11.25.15


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Пандемия и ответ на нее со стороны национальных государств, усиление конкуренции на мировой арене, политика Администрации Трампа, соперничество США и Китая поставили под вопрос мультилатерализм и международное сотрудничество. Они также сделали более насущной опору на внутренние ресурсы. В результате Евросоюз – один из ключевых экономических и политических партнеров России – заговорил о «стратегическом суверенитете», а его институты стали позиционировать себя как геополитические. Поворот Евросоюза наметился в 2017 г., когда идея суверенитета Евросоюза прозвучала впервые в речи президента Франции Э. Макрона. А уже в 2020 г. термин «суверенитет» появился в высказываниях председателя Европейской Комиссии У. фон дер Ляйен, комиссара Т. Бреттон, а также Германии как председателя Совета Европейского союза. Все более активно продвигать концепцию «стратегический суверенитет» и геополитику стали эпистемные сообщества в Евросоюзе. Исследовательская служба Европейского парламента предлагает определять стратегический суверенитет как «способность действовать автономно, опираться на собственные ресурсы в ключевых стратегических областях и сотрудничать с партнерами, где это необходимо». С одной стороны, речь идет об усилении Евросоюза в мире, а с другой – о его внутренней консолидации, углублении интеграционных процессов, начатых ранее, и отчасти обособлении от мира. Эволюция Евросоюза, навеянная, прежде всего, мировой политикой, тем любопытнее, что ранее Брюссель отрицал геополитику и суверенитет как категории, противоположные продвигаемым им ценностям и принципам отношений. Нынешняя концепция «стратегический суверенитет» синтезирует прошлые достижения ЕС, специфику неолиберальной экономической интеграции, его ценности с геополитическими и геоэкономическими подходами. Парадигмально намечается переход Евросоюза от концепции «нормативная сила» через концепцию «мягкая сила» к концепции «умная сила». Обоснованием же этой трансформации выступает дискурс о стрессоустойчивости (resilience) Евросоюза в условиях современных потрясений. В этом контексте цель предлагаемого проекта – выявить значение концепции «(стратегический) суверенитет» и геополитической риторики в ЕС, их долгосрочность и последствия для России. Теоретическую основу проекта составляет критическая геополитика. Этот подход дает возможность выявить изменения политического курса различных акторов международных отношений через переформулирование ими пространственного измерения (как своего собственного, так и находящегося за границами). В фокусе исследования критической геополитики находится официальный дискурс акторов международных отношений, то, каким образом он очерчивает границы возможного в политике и экономике, определяя основные тренды развития и взаимодействия с третьими странами. Следовательно, методологической основой проекта станет критический дискурс анализ. Предполагается углубленное исследование трех ключевых дискурсов, на пересечении которых формируется концепция «стратегический суверенитет» ЕС. Первый – дискурс о стрессоустойчивости, т. е. о способности Евросоюза сохранять базовые характеристики и функционирование вне зависимости от существующих угроз. Этот дискурс стал доминантой внешней деятельности Евросоюза в 2016 г., а во внутриполитическую жизнь ЕС масштабно вошел в 2020 году. Второй – это традиционный нормативный (неолиберальный) дискурс Евросоюза, основанный на продвижении ценностей демократии, прав человека, верховенства закона, рыночной демократии. Наконец, третий – это геополитический дискурс, базирующийся на традиционных параметрах силы международного актора, в т.ч. военных ресурсах. В результате пространство Евросоюз переосмысливает следующим образом. Внутри ЕС суверенитет укрепляется посредством усиления единства с фокусом на экономике, экологии и совместном преодолении кризисов, недопущении вмешательства в дела ЕС, повышении автономии от мира. Эта консолидация станет ресурсом и для внешнего суверенитета, она должна усилить влияние ЕС в международных отношениях. Более того, новая концепция «(стратегический) суверенитет» даст Евросоюзу возможность говорить с третьими странами, не разделяющими неолиберальные ценности ЕС, на их языке, конкурируя с ними в формировании более прагматично ориентированного мирового порядка. Особый интерес в рамках данного проекта представляет задача выявить, насколько эволюция Евросоюза повлечет изменения в отношениях России и Евросоюза, станет ли Брюссель, на первый взгляд заговоривший на традиционном языке Москвы, более удобным для нее партнером, или конфронтация, нарастающая с 2014 г. в отношениях России и ЕС, приобретет иной характер. Новизна исследования обусловлена, прежде всего, новизной самого предмета, она состоит в определении специфики артикуляции и реализации концепции "(стратегический) суверенитет". В то же время новизна проекта состоит в его теоретической составляющей, в опоре на критическую геополитику и концепцию стрессоустойчивости, комбинация которых позволяет нам понять новую логику Евросоюза по переосмыслению пространства и оценить ее потенциальные последствия для отношений России и ЕС.

Ожидаемые результаты
Результатом реализации проекта станет подготовка минимум 6 статей, из которых минимум 3 - в журналах, индексируемых в базах Web of Science Core Collection или Scopus. Тематически в результате реализации проекта исследовательский коллектив 1. сформулирует новый подход к исследованию артикуляции концепций суверенитета; 2. определит параметры и составляющие концепции «(стратегический) суверенитет» Евросоюза, а также логику ее артикуляции; 3. выявит новые параметры переосмысления геополитики и геополитических категорий в политике Европейского союза; 5. определит, как новая риторика Евросоюза сочетается с его традиционной нормативной и неолиберальной природой, как она формирует разрывы в обращении к нормам и способствует его стрессоустойчивости; 5. выделит, как концепция "(стратегический) суверенитет" влияет на институциональный баланс Евросоюза; 6. сравнит дискурсы России и Евросоюза о суверенитета для определения их влияния на диалог России и ЕС; 7. выявит влияние концепции "(стратегический) суверенитет" и геополитической риторики Евросоюза на отношения России и Евросоюза; 8. проанализирует отдельные кейсы применения концепций "(стратегический) суверенитет и геополитической риторики (например, геополитический дискурс Евросоюза в отношении вакцин и его значение для России); 9. выявит влияние концепции "(стратегический) суверенитет" и геополитической риторики Евросоюза на его политику на пространстве СНГ; 10. представит конкретные рекомендации по взаимодействию России с Брюсселем.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основная цель проекта состоит в выявлении значения концепции «(стратегический) суверенитет» и геополитической риторики в ЕС, а также их последствий для России. Теоретическую основу составляет критическая геополитика. Методологически проект базируется на дискурс-анализе. Эмпирическую базу формируют выступления руководства Союза и стран-членов, а также документы Евросоюза, имеющие как юридически обязательную силу, так и характер политической рекомендации. Вначале коллектив остановился на идеологических и парадигмальных корнях концепции стратегический суверенитет. В дискурсе Евросоюза были выделены три вида (атрибута) суверенитета С. Краснера. Внутренний суверенитет в дискурсе ЕС предполагает углубление интеграции в различных сферах и упрочению институтов Евросоюза, а также противодействие центробежным силам. Суверенитет взаимозависимости (второй атрибут) связан с продвижением Евросоюзом вовне совокупности (нео)либеральных ценностей. Практической формой этого атрибута суверенитета стало продвижение ЕС своих правил и стандартов в мире. Наконец, третий атрибут, вестфальский суверенитет, понимается Брюсселем как геополитизация, как акцент на границах и независимости. Триггерами для этого атрибута суверенитета в дискурсе Евросоюза стали пандемия 2020 г., осознание зависимости от поставок извне, обострение конкуренции в микроэлектронике, а также специальная военная операция России. Первоначально в дискурсе ЕС эти атрибуты были выделены в статье Т.А. Романовой "Дискурс о суверенитете Европейского союза: содержание и последствия" // Современная Европа. 2021. № 5. Сс. 32-44, doi 10.15211/soveurope520213244. Исследовательский коллектив развил эти идеи и продемонстрировал в дальнейших работах, что сочетание трех атрибутов суверенитета предполагают различную степень открытости Евросоюза миру, нивелирования (или усиления) границ, различные варианты иерархии и гегемонии, а также вариативность в степени интеграции как перераспределения компетенций между национальными и наднациональными органами власти. «Удельный вес» этих трех атрибутов в дискурсе ЕС варьируется в зависимости от внутренних и внешних вызовов, в которыми сталкивается Брюссель. Это позволяет очерчивать различные направления действий, в результате чего достигается и стрессоустойчивость Евросоюза. Новации и преемственность категорий «стратегический суверенитет» («стратегическая автономия») и геополитической риторики в официальном дискурсе Евросоюза были изучены через связь нормативного и материального. В 1990-е гг. ЕС продвигал тезис о каузальной взаимозависимости демократизации и рыночной экономики. В начале нынешнего века та же мысль проводилась в дискурсе о взаимообусловленности политической и экономической модернизации. В середине 2010-х гг. Евросоюз связал материальное и нормативное через нормативную трактовку стрессоустойчивости. Логическим развитием этого тренда стала апроприация представителями Евросоюза и категории «суверенитет», которую ЕС соединил и с либеральными ценностями, и с безопасностью. На каждом из вышеупомянутых этапов менялось и место России в дискурсе Евросоюза. (Детально эти выводы изложены в статье Романовой Т.А., Коцура Г.В. От политической либерализации к геополитическому повороту (Эволюции дискурса Евросоюза и связь нормативного и материального) // Мировая экономика и международные отношения. 2022. №8. Сс. 25-34, doi 10.20542/0131-2227-2022-66-8-25-33.) Комплексное изучение дискурсивных предпосылок появления категории «стратегический суверенитет» и геополитической риторики в официальном дискурсе ЕС продемонстрировало, что универсализм Евросоюза всегда строился на определенной политической географии. Нынешний геополитический поворот в этом контексте представляет собой лишь новый этап этой традиции. Символическая карта мира в официальном дискурсе ЕС тесно связана со следующими пространственно-временными элементами: метафора дороги; Евросоюз как образец, а также страны и регионы мира, двигающиеся вперед и назад относительно установленного канона западной либеральной демократии. Геополитический поворот целиком лежит в русле данных конструкций, модернизируя, но не изменяя радикально функционирующую дискурсивную структуру. (Подробнее данные выводы изложены в рукописи Коцура Г.В. «Геополитический поворот Европейского союза: концептуальная революция или продолжение традиции?», подана в «Вестник Пермского университета. Политология».) Сосуществование суверенитета взаимозависимости (либерального, ценностного) и суверенитета вестфальского (реалистического, геополитического) было продемонстрировано детально на примере дискурса Евросоюза о зеленой энергетике и международном сотрудничестве в ней (в т.ч. с Россией) в 2019-2021 гг. Для дискурса суверенитета взаимозависимости был характерен акцент на глобальном сотрудничестве, адаптированной многосторонности и порядке, основанном на правилах. С пространственной точки зрения, этот дискурс предполагал открытость, лидерство ЕС и следование за ним всего мира. Ключевыми аспектами дискурса вестфальского суверенитета были как раз категории «стратегический суверенитет» («стратегическая автономия») и «геополитика», а также идеи активного вмешательства органов ЕС в механизмы рынка, использования регулирования ЕС как рычага давления, силы (power) и относительных преимуществ акторов. С пространственной точки зрения, дискурс вестфальского суверенитета полагался на границы и систему закрытых партнерств. При этом оба дискурса имели одинаковые последствия для России в том, как Евросоюз выстраивал иерархию. (Подробнее результаты данного направления изложены в статье Romanova, T. A choice between neoliberal engagement and strategic autonomy? The impossibility of EU’s green cooperation with Russia between 2019 and 2021 // Energy Policy. 172 (2023) 113329, doi 10.1016/j.enpol.2022.113329). Кроме того, с опорой на атрибуты суверенитета С. Краснера были проанализированы еще три области деятельности ЕС, важные для дискурса ЕС о суверенитете. В промышленной политике было выявлено доминирование вестфальского суверенитета. В торговой политике преобладает суверенитет взаимозависимости. В этой связи Евросоюз даже попытался уточнить термин, заговорив об «открытой стратегической автономии». Наконец, Общая политика безопасности и обороны характеризуется доминированием внутреннего суверенитета, т.е. фокусом на компетенциях, на улучшении координации между государствами-членами. Исследование данных областей позволило выделить влияние дискурса о стратегическом суверенитете (стратегической автономии) на институциональный баланс Евросоюза. Было доказано, что институты ЕС инструментализируют концепцию «стратегический суверенитет» и через своё участие в координационном дискурсе по осмыслению данной концепции стремятся увеличить свое влияние в структуре ЕС, в том числе в сферах, где институты ЕС ранее не обладали широкими полномочиями. (Подробно эти выводы изложены в статье Романовой Т.А., Мазаника С.В. Влияние координационного дискурса о «стратегическом суверенитете» Евросоюза на его институциональный баланс // Вестник МГИМО-Университета. 2022. 15(5):79-112, doi 10.24833/2071-8160-2022-5-86-79-112.) Авторский коллектив также создал задел для работы в 2023 г. 1. Было проведено исследование деконтестации концептов «стратегический суверенитет» и «стратегическая автономия». 2. Были выявлены конкурирующие нарративы в дискурсе ЕС о цифровом суверенитете. 3. Было проведено исследование деконтестации концептов «суверенитет» и «стратегический суверенитет» в официальных дискурсах России и Европейского союза. 4. Была проанализирована связанность (коннективность, connectivity) как одна из ключевых пространственных категорий в ЕС в контексте концепции «стратегический суверенитет» и диалога ЕС со странами Центральной Азии. По результатам первого года опубликовано 3 статьи (все в журналах Scopus и Web of Science). Еще 2 рукописи проходят рецензирование. Результаты исследований были представлены на 4 конференциях (сделано 7 докладов).

 

Публикации

1. Романова Т.А. A choice between neoliberal engagement and strategic autonomy? The impossibility of EU’s green cooperation with Russia between 2019 and 2021 Energy Policy, vol. 172 (2023), ID 113329 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1016/j.enpol.2022.113329

2. Т. A. Романова, Г. В. Коцур ОТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ К ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМУ ПОВОРОТУ (Эволюция дискурса Евросоюза и связь нормативного и материального) Мировая экономика и международные отношения, том 66, № 8, сс. 25-33 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20542/0131-2227-2022-66-8-25-33

3. Т.А. Романова, С.В. Мазаник Влияние координационного дискурса о «стратегическом суверенитете» Евросоюза на его институциональный баланс Вестник МГИМО-Университета, Том 15. № 5. Сс. 79–112 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24833/2071-8160-2022-5-86-79-112


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основная цель проекта состояла в выявлении значения концепции «(стратегический) суверенитет» и геополитической риторики в ЕС, а также их последствий для России. Теоретически проект основан на критической геополитике, концепциях стрессоустойчивости, концептах «нормативная сила», «регулятивная сила», а также типах суверенитета С.Краснера. Методологически проект строится на дискурс-анализе и качественном контент-анализе. В 2023 г. реализация проекта велась по 4 направлениям. Первое – завершение исследований некоторых аспектов концепции «стратегический суверенитет» ЕС. Прежде всего, были выявлены сходства и различия концептов «стратегический суверенитет» и «стратегическая автономия». Эти понятия оказались близки по значению, но не полностью синонимичными. Для обоих основой выступает экономическая сфера и неолиберальные ценности, а сами концепты трактуются как способность к независимому действию. Ключевое различие состоит в том, что «автономия» в дискурсе ЕС противопоставлена лишь «угрозам» и «протекционизму», а «суверенитет» – «вызовам», «рискам», «национализму» и «зависимостям». Для ЕС стратегический суверенитет больше связан с конфликтностью, но имеет и бо́льшую определенность. Кроме того, был изучен дискурс ЕС о цифровом суверенитете. Анализ показал изменения в константах: от ценностной экспансии к защите норм в ЕС от внешних опасностей; от движения по вектору «внутренняя политика → внешнее влияние» к вектору «угроза извне → внутренняя консолидация»; от лидерства через правила к стремлению его дополнить собственным производством. Предпочтительными оказались геополитика, ограничение взаимозависимости, протекционизм, активная промышленная политика. Все это свидетельствует об отказе ЕС от универсального и глобального продвижения норм в пользу границ и вестфальского суверенитета. Кроме того, изучая концепцию «стратегический суверенитет» и геополитизацию ЕС, коллектив заинтересовался тем, что в ЕС постоянно увеличивается количество «секторальных» суверенитетов. Они были концептуализированы как способ ЕС выразить коллективную эмоцию и адаптироваться к тревоге. Был сделан вывод, что Евросоюз отходит от ви́дения мира, характерного для него ранее, самоидентифицируясь с тем, что до этого воспринималось как угроза наднациональному развитию, – с суверенитетом. Второй блок исследований был связан с выявлением связи концепции «(стратегический) суверенитет» и геополитической риторики с отношениями Евросоюза с Россией. В рамках этого направления коллектив сравнил дискурсы России и ЕС о (стратегическом) суверенитете, а также их геополитическую риторику. Были продемонстрированы некоторые сходства: использование термина «геополитика» для описания современных фундаментальных изменений в международном порядке, а также связь суверенитета с обеспечением безопасности, стремление к независимости и автономии при отрицании протекционизма. В то же время были выявлены многочисленные расхождения в ви́дении России и Евросоюза. В российском ценностном поле суверенитет предстает в качестве важнейшего социального объекта, нуждающегося в защите от угроз, тогда как для ЕС стратегический суверенитет – это ресурс, которым Брюссель пользуется для защиты неолиберальных ценностей. В российском дискурсе тема национального описывается позитивно, а среди антагонистических концептов находятся Запад и ЕС как его часть. В дискурсе ЕС отсутствует тема государства, стратегический суверенитет конструируется как важная характеристика всего интеграционного объединения и как ответ на современные вызовы (в т.ч. от России). В версии России суверенитет больше связан с конфликтностью, нежели в варианте ЕС, а также более определен по содержанию. Для ЕС суверенитет проявляется прежде всего в экономике, в России же господствует политическое его понимание, хотя важность экономического суверенитета (как независимости от Запада) с 2022 г. резко возрастает. Таким образом, интенсификация геополитической риторики и дискурса Евросоюза о стратегическому суверенитете в значительной мере стало реакцией на вызовы международному порядку последних лет, от пандемии до усиления конфронтации России и Запада в 2022 г. В этом контексте произошло ужесточение структурирования мира на тех, кто разделяет неолиберальной видение Евросоюза, и тех, кто бросает ему вызов. Россия, согласно видению ЕС, попала во вторую категорию. В отношении акторов второй категории Евросоюз последовательно выстраивает практику вестфальского суверенитета. Было также продемонстрировано, что ЕС и Россия по-разному структурирует мир с использованием концептов «суверенитет» и «геополитика». Во-первых, это проявляется в осмыслении сотрудничества с другими полюсами мировой политики. Евросоюз делит мир на единомышленников и остальных. Сотрудничество с США ЕС не видит как проблему для своего суверенитета. Россия же выстраивает сотрудничество на основе «дружественности», этот эвфемизм обозначает акторов, не разделяющих ограничительные меры Запада. При этом независимость от США становится ключевой характеристикой для России. Во-вторых, ЕС и Россия по-разному видят развивающиеся страны в будущем мироустройстве. Для ЕС базовую роль играет их приверженность неолиберальным ценностям. Для Москвы же отправная точка – это статус акторов, гарантируемый суверенитетом, он основа многополярности. По сути, спор идет о том, является ли современная «геополитика» сигналом коренных изменений в мире на основе безусловного первенства суверенитета (как считает Москва) или лишь вызовом либеральному международному порядку, который ЕС (и шире Запад) может преодолеть, лучше кооптировав развивающиеся страны. Наконец, коллектив выявил, что Брюссель видит будущее в таком ключе, что все положительные для него тренды продолжатся, а негативные будут купированы. Это ограничивает возможности восстановления конструктивных отношений между современной Москвой и Брюсселем. Третий блок исследований связан с выявлением потенциала и последствий использования концепции «суверенитет» на пространстве СНГ. Во-первых, были выявлены особенности трансформации суверенитета в интеграционных объединениях на примере ЕС и ЕАЭС. Было акцентировано, что, хотя в модели ЕАЭС преобладает межгосударственный подход, суверенитет государств-участников претерпевает изменения. ЕАЭС можно считать попыткой примирить постсоветские суверенитеты с необходимостью коллективного управления взаимозависимостями стран-участниц. Во-вторых, коллектив выявил, что в контексте геополитического поворота Евросоюз переосмысляет пространство Центральной Азии через концепцию коннективности (связанности). В ее рамках Брюссель создаёт сеть эксклюзивных партнёрств с акторами, мыслящими схожим с ЕС образом. В результате коннективность секьюритизируется, а также используется Брюсселем для поддержания своей нормативной гегемонии в Центральной Азии и проведения разделительных линий между сторонниками либерального порядка и акторами, которые, с точки зрения Брюсселя, стремятся этот порядок разрушить. Эти тенденции свидетельствуют о том, что Центральная Азия может стать одним из ключевых пространств нормативного противостояния ЕС и конструируемых им противников либерального порядка. Наконец, в-третьих, был проведен анализ того, как постсоветское пространство предстает в дискурсах суверенитета России и ЕС. Коллектив выявил, что интенсификация обращения к понятию «суверенитет» в политическом дискурсе России и ЕС последних лет связана с тем, что в обоих случаях системы власти сталкиваются с серьезными внешними угрозами. И ЕС, и Россия при этом стремятся встроить государства постсоветской Евразии в свои проекции власти и суверенитета. Эти проекции не ограничиваются вестфальским или международно-правовым суверенитетом, а затрагивают также и внутренний суверенитет. Результаты исследований 2022 г. опубликованы в 6 статьях. Подготовлены еще 4 статьи. Коллектив представил результаты исследований на 6 конференциях. Также были подготовлены практические рекомендации в форме аналитической записке РСМД.

 

Публикации

1. Коцур Г.В. «Стратегический суверенитет» и «стратегическая автономия» в дискурсе ЕС: морфологический анализ идеологии Современная Европа, № 3, с. 33‒44 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0201708323030038

2. Коцур Г.В. Деконтестация концептов “суверенитет” и “стратегический суверенитет” в официальных дискурса России и Европейского союза, 2016-2021 гг. Полис. Политические исследования, № 4. C. 23-36 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.03

3. Коцур Г.В. Геополитический поворот Европейского союза: концептуальная революция или продолжение традиции? Вестник Пермского университета. ПОЛИТОЛОГИЯ, Том 17. №1. С.70-77. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-1-70-77

4. Романова Т.А. Эволюция концепции «цифровой суверенитет» в Евросоюзе: константы и дихотомии Современная Европа, № 4, с. 62‒76 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0201708323040022

5. Романова Т.А. “Geopolitics and Sovereignty in the EU’s and Russia’s Discourses” Russia in Global Affairs, - (год публикации - 2024)

6. Романова Т.А., Коцур Г.В. Суверенитет как выход из коллективной тревоги: дискурс ЕС о деньгах, здоровье и продовольствии Общественные науки и современность, № 4. С. 68–80 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0869049923040056

7. Трещенков Е.Ю. Надгосударственность и суверенитет в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика, № 2. С. 53–67 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/1996-7845-2023-03-04


Возможность практического использования результатов
Коллектив сформулировал по результатам проекта ряд практических рекомендаций для внешней политики Российской Федерации. 1. Категория «стратегический суверенитет» иллюстрирует, как Москва и Брюссель наполняют базовые понятия разным содержанием, что осложняет коммуникацию, а также делает современную конфронтацию многомерной и сложной для регулирования. 2. Принятие категории «суверенитет» завершает эволюцию Евросоюза от тотальной открытости к избирательному сотрудничеству и к преимущественной опоре на собственные ресурсы. При этом в восприятии Евросоюза позиция России изменяется до категории «врага» для ценностей и норм ЕС, а также оппонента мироустройству на базе этих ценностей — т.н. порядка, основанного на правилах, который Брюссель ныне поддерживает. Какое-либо сотрудничество с Россией в этом контексте становится невозможным на данном этапе. 3. Евросоюз структурирует пространство вокруг себя; качество отношений с другими варьируется от суверенитета взаимозависимости со странами, мыслящими схожим с ЕС образом (like-minded countries/partners) и принимающими его интерпретацию этих ценностей, до вестфальского суверенитета (например, с Россией). В первом случае контакты будут развиваться, во втором — пресекаться во избежание вепонизации взаимозависимости. 4. По сравнению с категорией «стратегическая автономия» категория «стратегический суверенитет» в большей степени сигнализирует о конфликтном начале: она чаще употребляется в сочетании с рисками и вызовами (от военных до эпидемиологических), как оппозиция национальному «суверенизму», а также как способ преодоления зависимости. Следовательно, России, когда для этого сложатся условия, стоит делать акцент на взаимодействие с ЕС через категорию «стратегическая автономия». 5. Стремление ЕС ввести и расширить санкции в отношении России стимулировало в Евросоюзе и развитие вестфальского суверенитета, и ужесточение структурирования мира. Однако отсутствие стратегии укрепления вестфальского суверенитета в контексте санкционного давления ведет к непоследовательности Евросоюза, к конфликту различных направлений. 6. Дискурс о суверенитете становится также инструментом соперничества России и Евросоюза в постсоветской Евразии. В этом контексте требуется бóльшая гибкость в подходах к постсоветской Евразии. 7. Евросоюз активно использует в последние годы категорию «суверенитет» для расширения полномочий и увеличения институционального веса наднациональных органов. Мониторинг категории «суверенитет» может быть полезным в прогнозировании динамики институционального баланса и внутренней политики Евросоюза. 8. В последнее время появилось множество «секторальных суверенитетов»: например, монетарный, в области здравоохранения, продовольственный, в области снабжения агросектора удобрениями и т.д. Это форма работы Евросоюза с коллективной тревогой, которая, однако, не позволяет ее окончательно преодолеть. России при взаимодействии с ЕС необходимо помнить о наличии обеих линий в дискурсе ЕС. Более подробно эти выводы сформулированы в аналитической записке Романова, Т.А., Коцур Г.В., Мазаник С.В., Трещенков Е.Ю. Стратегический суверенитет Евросоюза и интересы России. От теории к политическим рекомендациям. Аналитическая записка №39. М.: РСМД, 2023. URL: https://russiancouncil.ru/activity/policybriefs/strategicheskiy-suverenitet-evrosoyuza-i-interesy-rossii-ot-teorii-k-politicheskim-rekomendatsiyam/ (дата обращения: 05.12.2023).