КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00775

НазваниеМедиатизированная модель советского общества в детской периодике

РуководительДубровская Татьяна Викторовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регионфедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Пензенский государственный университет", Пензенская обл

Годы выполнения при поддержке РНФ 2022 - 2023 

КонкурсКонкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами»

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словамедиа, модель, дискурсивные практики, общество, государство, СССР, детская периодика, ценности, аксиология.

Код ГРНТИ16.21.27


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на получение новых знаний о дискурсивных практиках советского времени, в частности о дискурсивном моделировании советского общества в детской периодике. Качество детской периодики определялось тем, что её функции не сводились к развлекательной – она решала целый ряд конструктивных задач, представляя ребенку модель общества, членом которого он являлся. Характер этой медийной модели советского общества, а также журналистские способы её создания являются объектом исследования в данном проекте. Фундаментальная) проблема состоит в осмыслении советского опыта медийных практик детской периодики в их связи с государственной политикой СССР. В условиях заданных идеологических рамок СМИ выступали посредником между органами власти, с одной стороны, и детской читательской аудиторией, с другой. Идеальная модель общества и страны, основанная на принципиальных государственных ориентирах и стратегических политико-правовых документах, получала медийное преломление. В связи с этим основная цель исследования – на основе анализа детской периодики 1970–1980-х годов построить медиатизированную (опосредованную медиа) модель советского общества и определить характер социального взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория». Ожидаемыми результатами проекта будут инновационные модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик. Актуальность исследования и обозначенной научной проблемы обусловлена как повышенным интересом к наследию советской эпохи и специфике социальных практик в СССР, так и междисциплинарным характером проекта, объединяющим исторический поход с методами функциональной парадигмы изучения языка и других семиотических ресурсов. Предлагаемый проект способствует развитию таких областей знания, как социолингвистика, аксиологическая лингвистика, критический дискурс-анализ, журналистика, отечественная история, социология, семиотика.

Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами проекта будут модели: модель советского общества и народа в детской периодике 1970–1980-х гг.; модель взаимодействия между тремя обозначенными субъектами социальных практик: «государство – детские СМИ – детская аудитория». Медиатизированная модель общества будет выстроена на основе нескольких параметров: - аспекты общественной структуры, репрезентируемые в журналах; - аксиологическая нагрузка репрезентаций; - степень рекуррентности репрезентаций; - форматы и приоритетность различных репрезентаций; - семиотические (языковые и мультимодальные) средства актуализации репрезентаций. Значимым результатом представляется выдвижение и проверка научной гипотезы о системности взаимодействия в треугольнике «государство – детские СМИ – детская аудитория» и системном характере репрезентаций советского общества и народа в советской детской периодике, а также в определении принципов функционирования данных систем и представлении их в виде теоретических научно-обоснованных моделей. Такие модели будут носить инновационный характер, поскольку системных и многоаспектных исследований советской детской периодики, по нашим данным, до настоящего времени не проводилось. С точки зрения методологии, новизна состоит в комбинации методов исторических исследований, семиотического анализа и дискурс-анализа (лингвистических средств в их сочетании с мультимодальными компонентами), включающего целый ряд качественных и количественных методик (они подробно представлены в соответствующем разделе заявки). Такой подход способствует методологической широте и одновременно валидности результатов. Методология может быть использована в дальнейшем для других исследований медийного дискурса. Наконец, в результате исследования будет введен в научный обиход речевой материал, который до настоящего времени использовался весьма ограниченно. Для достижения цели и решения задач будет собран эмпирический материал – выпуски журнала «Пионер» и «Костёр» за 1970-1980-е гг. Общее количество исследованного материала составит не менее 100 выпусков. Планируемый объем эмпирического материала гарантирует соответствие корпуса критерию валидности для данного исследования. Собранный корпус текстов может в дальнейшем использоваться для других исследовательских целей. Смешанный характер коллектива (дискурс-аналитики и историк), содержательное многообразие (изучение исторического контекста, специфики журналистских практик и обращение к текстам журнала), а также интеграция методов (исторических, семиотических, лингвистических) определяют междисциплинарность проекта. Объединение представленных выше инновационных содержательных и методологических аспектов, а также его междисциплинарный характер гарантирует научную новизну проекта и решение поставленной научной проблемы. Несмотря на обращение к дискурсу прошедшей исторической эпохи, тема исследования представляется нам перспективной, поскольку будет служить точкой отсчета как для диахронического изучения детской периодики в России, так и для сопоставительных лингвокультурных исследований. Дальнейшее диахроническое изучение детской периодики может охватывать разные периоды её развития, в том числе новейшую современность, а возможное направление исследований будет направлено на трансформации СМИ, происходящие в связи с общественными и технологическими изменениями. Такое направление может быть усилено за счет сопоставления материалов детской периодики в условиях нескольких стран и государств.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ