КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-00882

НазваниеРоль гендерных стереотипов в выборе будущей профессии и опыте обучения девушек на инженерно-технических направлениях подготовки в российских вузах

РуководительМалошонок Наталья Геннадьевна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-305 - Гендерные исследования

Ключевые словагендерные стереотипы, студенческий опыт, выбор направления подготовки, высшее образование, инженерно-технический профиль

Код ГРНТИ04.41.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Данный научный проект направлен на изучение взаимосвязи между гендерными стереотипами и опытом выбора и обучения девушек на направлениях подготовки инженерно-технического профиля. Гендерная диспропорция, выражающаяся в низкой доле девушек, поступающих и обучающихся на направлениях подготовки в областях, связанных с точными науками, инженерией, техническими науками, математикой (STEM: science, technology, engineering and math) является важной социально-экономической проблемой, связанной с существенными экономическими потерями (Bahr et al. 2017; Ferrant, Kolev, 2016). Решение этой проблемы будет способствовать росту качества выпускников инженерных специальностей, а также внесет вклад в снижение гендерного разрыва в уровне доходов (Eide, 1994). Хотя результаты исследований показывают, что юноши и девушки не различаются по своим врожденным способностям к точным наукам (Riegle-Crumb et al., 2012; O'Dea et al., 2018), девушки не склонны выбирать программы STEM при планировании своего обучения в вузе и будущей карьеры (Le et al., 2014; Goy et al., 2018), а также они испытывают серьезные трудности во время обучения на таких программах (Griffith, 2010; Astorne-Figari, Speer, 2018; Barker, McDowell, Kalahar, 2009). Одно из объяснений данного разрыва связано с существованием в обществе стереотипа о том, что девушки и юноши различаются в своих способностях к освоению дисциплин в STEM областях, а также имеют разные шансы стать хорошими специалистами в этой области. Несмотря на то, что наличие гендерных стереотипов признается важной причиной гендерного неравенства на направлениях подготовки в области STEM, их негативное влияние и механизм действия еще недостаточно исследован. Планируемое исследование будет опираться на рамку “угрозы подтверждения стереотипа”, предложенную Стилом и Аронсоном (Steele, Aronson, 1995), а также на положения теории «множественных угроз подтверждения стереотипов» (multi-threat framework), представленную в работе Шапиро и Уильямс (Shapiro, Williams, 2012). В рамках данного исследования мы изучим, как гендерные стереотипы взаимосвязаны с характеристиками опыта девушек при выборе и обучении на направлениях подготовки в области инженерно-технического профиля в российских вузах. Достижению цели будет способствовать решение следующих задач: 1. Выявить отличительные характеристики ситуации выбора направления подготовки у девушек, выбравших для обучения инженерно-технические специальности. 2. Определить, как наличие гендерных стереотипов у девушек связано с их выбором направления подготовки. 3. Оценить степень выраженности гендерных стереотипов у девушек и юношей, обучающихся на инженерно-технических направлениях подготовки, а также распространенность гендерных стереотипов среди преподавателей и студентов по оценкам девушек и юношей. 4. Изучить восприятие и отношение девушек и юношей к проблеме гендерных стереотипов. 5. Проанализировать, как гендерные стереотипы отражаются на опыте обучения девушек на специальностях инженерно-технического профиля: их студенческой вовлеченности, восприятии специальности, соблюдении учебной дисциплины и т.д. Предлагаемый научный проект имеет смешанный дизайн исследования, включающий анализ (1) полуструктурированных интервью со студентами (качественная часть) и (2) двух баз данных, полученных в ходе опроса студентов (количественная часть). В рамках качественной части исследования будет проведен анализ 44 полуструктурированных интервью со студентами из 6 российских вузов. В рамках количественной части мы проведем анализ двух баз данных, собранных с помощью опроса студентов. Первая база содержит ответы 2912 студентов одного российского вуза. Вторая база будет собрана в ходе всероссийского опроса студентов высших учебных заведений. Сбор данных этого исследования начат в июне 2021 года в рамках проекта “Научно-методическое обеспечение развития системы управления качеством высшего образования в условиях коронавирусной инфекции Covid-19 и после нее” по поручению Министерства науки и высшего образования. В инструментарий включен блок вопросов о гендерных стереотипах во время обучения на инженерно-технических направлениях подготовки. Опрос студентов предполагает охват не менее 5 000 студентов, представляющих все федеральные округа Российской Федерации, все группы университетов, в том числе университеты с особым статусом (бывшие участники 5-100, национальные исследовательские, федеральные, опорные) и образовательных организаций высшего образования без особого статуса. Данное исследование внесет вклад в дискуссию об особенностях выбора девушками направления подготовки и образовательного опыта при обучении на специальностях инженерно-технического профиля, и их взаимосвязи с наличием у девушек и их окружения гендерных стереотипов. Результаты исследования могут быть использованы для разработки политических мер и интервенций, востребованных в сфере политики устойчивого общественного развития и включены в такие стратегические документы, как национальная программа “Цифровая экономика РФ” (раздел – подготовка кадров), “Национальная стратегия действий в интересах женщин”. Также результаты исследования позволят продвинуть данное научное направление в России и вписаться в международную дискуссию, а также внесут вклад в развитие его теоретико-методологической базы.

Ожидаемые результаты
Предлагаемый научный проект внесет вклад в развитие теоретико-методологической базы исследований, посвященных гендерному и образовательному неравенству. Кроме того, он будет способствовать пониманию особенностей российского контекста по данной проблематике и оценке применимости зарубежного опыта решения данной проблемы в российской системе высшего образования. Результаты проекта будет способствовать продвижению российских исследований по направлению гендерного и образовательного неравенства и в области инженерного образования, а также послужат основой для разработки практических мер по преодолению гендерного разрыва на инженерно-технических направлениях подготовки. В рамках проекта будет подготовлено четыре публикации. Одна статья будет опубликована в зарубежном журнале (Q1-Q2 Scopus) и посвящена восприятию российских девушек и юношей проблемы гендерного неравенства и гендерных стереотипов. Представление российского контекста отношения учащихся инженерно-технических специальностей к данной проблеме будет значимым вкладом в развитие дискуссии о гендерном неравенстве в образовании в международном академическом сообществе (сейчас наблюдается перекос в сторону исследований в США и странах Европы). Три другие публикации будут поданы в российские журналы с целью обратить внимание на данную проблему и продвинуть данное исследовательское направление. Одна из российских статей будет посвящена анализу особенностей выбора направления подготовки девушками, вторая - обзору интервенций, направленных на преодоление гендерных стереотипов и формирование положительного образа девушек в STEM, третья - анализу взаимосвязи гендерных стереотипов и опыта обучения девушек на инженерно-технических направлениях подготовки. Данные работы будут содержать эмпирические результаты и практические рекомендации по преодолению гендерных стереотипов и гендерной сегрегации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году работы проводились по трем исследовательским направлениям: 1. Восприятие гендерного неравенства на инженерно-технических направлениях подготовки российскими студентами. 2. Гендерные различия в выборе инженерно-технических направлений подготовки 3. Анализ существующих практик преодоления гендерных стереотипов в STEM и их применимости в российской высшей школе По каждому из этих направлений был подготовлен текст статьи. Описание содержания этих работ представлено ниже. 1. Восприятие гендерного неравенства на инженерно-технических направлениях подготовки российскими студентами Был проведен дискурс-анализ текстов 44 интервью со студентами инженерно-технических специальностей, обучавшихся на момент интервью на 4 курсе (22 юноши и 22 девушки). В результате анализа данных, было обнаружено и описано несколько механизмов воспроизведения гендерного неравенства в рамках обучения на инженерных специальностях. Во-первых, гендерное неравенство воспроизводится через разное отношение преподавателей к студентам мужского и женского пола. В интервью участники исследования отмечали, что некоторые преподаватели относятся к студентам женского пола снисходительно, что проявляется в том, что они завышают оценки, дают более легкие задания на экзамене, а также задают меньше заданий для домашней работы. Результатом такого отношения может быть то, что студенты женского пола получают меньше знаний и навыков в ходе своего обучения, а также снижается их уверенность в том, что они могут преуспеть в инженерной профессии. Кроме того, некоторые информанты отметили, что преподаватели лучше относятся к студентам противоположного пола: преподаватели мужчины - к студентам женского пола, преподаватели-женщины - к студентам мужского пола. Такие различия также могут быть интерпретированы через призму гендерного неравенства: преподаватели-мужчины проявляют снисходительное отношение к девушкам в силу их стереотипного убеждения о низких способностях девушек к точным наукам, а отношение преподавателей-женщин к студентам женского пола может быть объяснено через “феномен королевы пчел”, явление, при котором женщины-лидеры, добившиеся признания в среде с мужским доминированием, стараются дистанцироваться от молодых девушек и воспроизводят гендерное неравенство. При этом в зарубежных статьях часто рекомендуется привлекать успешных женщин-инженеров в качестве преподавателей или “ролевых моделей” для привлечения и удержания девушек на инженерных программах. Результаты данного исследования ставят под сомнение возможность эффективного применения данной практики в российском инженерном образовании. Во-вторых, гендерное неравенство воспроизводится через проецирование на девушек заниженных ожиданий относительно их успеваемости по инженерным предметам и обесценивание в случае, когда девушкам удается получить высокие результаты. Это происходит вследствие убежденности некоторых юношей в том, что преподаватели завышают оценки девушкам и дают им более простые задания. Соответственно, некоторые юноши считают, что сами девушки не могут добиться таких результатов, им “помогли”, поставили оценку за “красивые глаза” и т.д. Кроме того, наше исследование показало, что в рамках групповых работ девушкам отводятся второстепенные роли, что также снижает их уверенность в собственных силах. Несмотря на то, что многие студенты, участвовавшие в исследовании, рассказывали про случаи дискриминации девушек во время обучения и неравное отношение некоторых преподавателей к студентам в зависимости от их пола, никто из наших участников исследования, упоминавших такие случаи, не говорил о важности решения данной проблемы. Напротив, студенты как правило либо не видят в этом проблему и считают стереотипные утверждения преподавателей и студентов “безобидными штуками”, не имеющими реального влияния. Кроме того, учащиеся женского пола, сталкивающиеся со случаями гендерной дискриминации со стороны преподавателей и студентов, отмечали, что они предпочитают просто игнорировать такое отношение, считая, что оно не повлияет на их будущее обучение и трудоустройство, или что это их стратегия справиться с негативными эмоциями, возникающими в связи с этими ситуациями. Текст статьи в данный момент находится на рецензировании в журнале “European Journal of Engineering Education”. 2. Гендерные различия в выборе инженерно-технических направлений подготовки Предыдущие исследования показывают, что девушки в меньшей степени склонны выбирать инженерные направления подготовки в силу влияния гендерных стереотипов о “мужских” и “женских” профессиях. Однако остается неизвестным, существуют ли гендерные различия в причинах выбора инженерной профессии. Почему, несмотря на стереотипы, девушки решаются на выбор данного направления подготовки для обучения и насколько они удовлетворены своим выбором? Работы в рамках данного направления были направлены на поиск ответа на этот вопрос. В выборку вошли студенты бакалавриата, обучавшиеся на инженерно-технических направлениях подготовки в одном российском вузе (1791 человек). Результаты опубликованы в виде статьи “Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки” в журнале «Вопросы образования»: https://vo.hse.ru/article/view/16125 3. Анализ существующих практик преодоления гендерных стереотипов в STEM и их применимости в российской высшей школе Работы в рамках данного направления были нацелены на проведение аналитического обзора публикаций, описывающих опыт преодоления гендерного неравенства и его последствий с помощью специальных мер и интервенций. Анализ существующих работ в области оценки практик преодоления гендерного разрыва в сферах с мужским доминированием позволил нам выделить следующие типы практик: 1) информирование девушек о гендерных стереотипах и их негативных последствиях; 2) практики, направленные на развитие «мышления роста»; 3) воздействие через «ролевые модели» и поддержка дружественных отношений девушек; 4) управление композицией класса; 5) организация активного обучения; 6) акцент на общественной пользе профессий в области STEM; 7) создание позитивного климата через работу со стереотипами преподавателей и студентов мужского пола. Результаты работ по данному направлению опубликованы в виде обзорной статьи “Как привлечь девушек в STEM и помочь им добиться успеха: обзор практик преодоления гендерных стереотипов” в журнале “Высшее образование в России”. Ссылка на текст статьи: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4096/2213 Кроме того, в издании Skillbox Media было опубликовано интервью с руководителем проекта, Натальей Малошонок о проблематике гендерного неравенства и работах в рамках гранта РНФ: https://skillbox.ru/media/education/kakie-barery-ne-puskayut-devushek-v-inzheneriyu-i-it/ Таким образом, в 2022 году все запланированные работы по гранту были выполнены в полной мере. Помимо этого, была выполнена часть работы, запланированной на 2023 год (второй год реализации проекта).

 

Публикации

1. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова К.А., Абрамова М.О. Гендерные стереотипы и выбор инженерно-технического направления подготовки Вопросы образования, № 3 (2022) Стр. 149-186 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-149-186

2. Малошонок Н.Г., Щеглова И.А., Вилкова В.А., Абрамова М.О. Как привлечь девушек в STEM и помочь им добиться успеха: обзор практик преодоления гендерных стереотипов Высшее образование в России, Т. 31. №11. С. 63–89. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-11-63-89

3. - «Ты же пойдёшь рожать»: какие барьеры не пускают девушек в инженерию и IT Skillbox Media, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В первый год реализации проекта нами были изучены гендерные различия в выборе инженерно-технических направлений подготовки российскими студентами, а также проведен анализ существующих практик преодоления гендерных стереотипов в STEM и их применимости в российской высшей школе. Кроме того, была начата значительная работа по изучению восприятия гендерного неравенства на инженерно-технических направлениях подготовки российскими студентами. Так как тематика гендерных стереотипов и неравенства - это новое исследовательское направление для научного коллектива, первый год реализации проекта был посвящен погружению в проблематику, изучению основных концепций и существующей научной дискуссии, а также определению ключевых исследовательских вопросов, актуальных для российского инженерного образования. На 2023 год нами были поставлены задачи, связанные с завершением работ по изучению восприятия гендерного неравенства, а также новые задачи по изучению гендерных различий в опыте студентов, обучающихся на инженерно-технических направлениях подготовки, и объяснению гендерных различий в образовательном поведении и успеваемости. В соответствии с поставленными задачами, исследовательская работа в рамках гранта велась в трех направлениях: 1) восприятие студентами инженерных направлений подготовки проблем, связанных с гендерным неравенством, а также неравного отношения к учащимся преподавателей; 2) изучение взаимосвязи между приверженностью гендерным стереотипам и студенческой вовлеченностью и восприятием своей учебной нагрузки; 3) объяснение гендерных различий в образовательном поведении и успеваемости, зафиксированные в предыдущих эмпирических исследованиях. В рамках первого направления, мы завершили работу над статьей “If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue”, представляющей результаты изучения восприятия российскими студентами-инженерами гендерных различий и гендерного неравенства на их образовательных программах. В статье описывается несколько механизмов воспроизводства гендерного неравенства в рамках обучения на инженерных специальностях: 1) через разное отношение преподавателей к студентам мужского и женского пола; 2) через проецирование на девушек заниженных ожиданий относительно их успеваемости по инженерным предметам и обесценивание в случае, когда девушкам удается получить высокие результаты; 3) через отказ воспринимать случаи гендерного неравенства как проблему, требующую решения. Статья была опубликована в журнале “European journal of engineering education” (входит в Q1 Scopus образованию и инженерным наукам) 19 января 2023 года и доступна по ссылке: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/03043797.2023.2169107 В рамках второго направления был проведен анализ взаимосвязи между гендером, гендерными стереотипами и студенческой вовлеченностью, а также восприятием учебной нагрузки. Было обнаружено, что, хотя более двух третей студентов математических и инженерных направлений подготовки говорят о том, что они сами, а также их преподаватели и одногруппники не видят различий в математических способностях юношей и девушек, этому гендерному стереотипу продолжает быть подвержена значительная доля учащихся. Гендерные стереотипы приводят к ряду негативных последствий. Так, девушки, обучающиеся на математических и инженерных направлениях подготовки, в большей мере склонны считать свою учебную нагрузку скорее или очень высокой. Кроме того, наличие у девушек мнения, что преподаватели оценивают способности юношей к математике выше, также имеет статистически значимую положительную корреляцию с оценкой нагрузки в качестве высокой. Полученные результаты доказывают, что девушки испытывают на себе эмоциональное давление, связанное с «угрозой подтверждения стереотипа». Кроме того, данные результаты соответствуют результатам исследований, в которых показывается существование стереотипа о мужском и женском стиле обучения: юноши характеризуются как более ленивые учащиеся, добивающиеся результатов за счет ума и высоких врожденных способностей, в то время как девушки характеризуются как прилежные учащиеся, добивающиеся успеха за счет упорной работы. Эти стереотипные представления могут объяснять гендерные различия в восприятии учебной нагрузки. Девушки могут считывать ожидаемую модель поведения со стороны преподавателей и пытаться ей соответствовать, что может приводить к повышению их воспринимаемой и реальной учебной нагрузки. Наконец, что касается студенческой вовлеченности, мы обнаружили, что студенты мужского пола имеют более высокую невовлеченность. Также, они демонстрируют меньшую вовлеченность в работу в классе. Несмотря на то, что в целом, девушки демонстрируют более высокую учебную вовлеченность, те из них, кто считает, что преподаватели оценивают математические способности юношей выше, имеют статистически ниже вовлеченность в классе и социальную интеграцию, и выше - невовлеченность. Кроме того, девушки, считающие юношей более способными к изучению математики, также имеют более низкую вовлеченность в классе. Полученные результаты были опубликованы в статье “Роль гендера и гендерных стереотипов в восприятии учебной нагрузки и вовлеченности студентов математических и инженерных направлений подготовки” в пятом выпуске журнала “Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены”. Текст доступен по ссылке: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/2396 В рамках третьего направления была предпринята попытка объяснить парадокс между наличием негативных факторов для девушек в образовательной среде на программах с мужским доминированием и более высокими образовательными результатами и меньшим отсевом девушек на таких программах, зафиксированные в ряде исследований. Для того чтобы объяснить механизм возникновения парадокса, мы изучили восприятие студентами инженерных направлений подготовки гендерных различий в успеваемости и образовательном поведении, а также как эти различия отражаются в ожиданиях преподавателей от юношей и девушек. В исследовании использовались данные, полученные в ходе 40 полуструктурированных интервью со студентами, обучающимися на бакалаврских программах по инженерии в 6 российских университетах. Для разработки концептуальной модели, объясняющей парадокс, был использован теоретико-методологический подход, получивший название “обоснованная теория” (grounded theory). Разработанная концептуальная модель включает три уровня концептов, которые важны для объяснения гендерных различий в обучении и образовательных результатах: 1) уровень общества, 2) уровень преподавателей и 3) уровень студентов. Уровень общества включает социальные стереотипы о различиях в способностях, поведении и результатах мужчин и женщин в инженерной сфере. Эти стереотипы воздействуют на ожидания преподавателей от студентов мужского и женского пола, которые в свою очередь могут коммуницироваться студентам и вынуждать их вести себя в университете в соответствии с этими ожиданиями. Также мы обнаружили важную роль такого концепта как уверенность в себе (self-confidence) в объяснении рассматриваемого парадокса и в формировании определенного стиля обучения. В результате выполненного анализа была подготовлена рукопись еще одной англоязычной статьи для журнала, индексируемого в базе Scopus. Название статьи “How Russian engineering students perceive gender differences in learning behavior and academic outcomes”. В данный момент рукопись находится на рассмотрении в международном рецензируемом журнале (Q1 Scopus). Результаты исследовательской работы в рамках гранта также были представлены на двух международных конференциях: 1) CHER – (Конференция по исследованиям высшего образования) в Вене, Австрия в августе-сентябре 2023 года и 2) Конференция исследователей высшего образования в октябре 2023 года. Таким образом, все работы, которые были заявлены в плане на 2023 год, выполнены полностью.

 

Публикации

1. Малошонок Н.Г. Роль гендера и гендерных стереотипов в восприятии учебной нагрузки и вовлеченности студентов математических и инженерных направлений подготовки Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, No. 5. P. 91–114. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14515/monitoring.2023.5.2396

2. Малошонок Н.Г., Вилкова К.А., Щеглова И.А. If I ignore it, maybe it will go away: how Russian engineering students perceive the gender inequality issue European Journal of Engineering Education, European Journal of Engineering Education. 2022. Vol. 47. No. 6. P. 1315-1334. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1080/03043797.2023.2169107


Возможность практического использования результатов
Существенная гендерная диспропорция в областях STEM считается важной проблемой, поскольку приводит к существенным экономическим потерям из-за дефицита высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей и разрыва в оплате труда мужчин и женщин. Данная проблема является актуальной для России, о чем свидетельствует тот факт, что привлечение женщин в STEM стало одной из ключевых задач новой Национальной стратегии действий в интересах женщин до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации. Результаты данного проекта могут способствовать достижению этой важной национальной задачи. Они могут быть использованы для разработки интервенций, направленных на увеличение доли девушек на программах инженерно-технического профиля, увеличение интереса девушек к данным специальностям и научным областям, а также создание позитивного климата для тех девушек, которые обучаются на образовательных программах с мужским доминированием. Усилия, направленные на борьбу с гендерными стереотипами и создание позитивного климата на образовательных программах в области инженерно-технического профиля, позволят увеличить шансы девушек на успех в инженерно-технических областях, что позволит получить больше высококвалифицированных кадров для этих областей и восполнить существующие дефициты.