КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01024

НазваниеЯзык оценок в научных гуманитарных практиках и дискурсах Германии и России

РуководительНефедов Сергей Трофимович, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словаязык оценок, аксиологический аспект научного текста, эпистемическая познавательная оценка, экспертная оценка, оценка важности и релевантности знания, научный лингвистический дискурс, научный социологический дискурс, научная коммуникативная практика, научно-исследовательская практика, научно-экспертная практика, научно-учебная практика, лингвокультурная специфика научного общения.

Код ГРНТИ16.21.27, 16.21.33


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект представляет собой многоаспектное сопоставительное исследование языка оценок как прагматического инструмента в структуре профессиональной научной деятельности лингвистов и социологов Германии и России. Целью проекта является, во-первых, выявление функционально-коммуникативного варьирования языка оценок в зависимости от центральной задачи научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей коммуникативных практик, направленных, соответственно, на представление и обоснование нового научного результата, его профессиональную экспертизу и трансфер наличного знания при обучении основам теоретических дисциплин. Во-вторых, проект нацелен на создание интрадискурсивных (в рамках отдельных функциональных разновидностей научного дискурса на сопоставляемых языках) и трансдискурсивных этнокультурных моделей оценивания, сложившихся в национально-языковых академических сообществах Германии и России в области лингвистики и социологии. Актуальность исследования заключается в его включенности в современные междисциплинарные исследования языковых ресурсов с позиций лингвистической прагматики, интеракциональной социолингвистики и культуроведческой лингвистики, ориентированных в целом на изучение языка и интерпретацию значений языковых единиц в реальных социальных контекстах при учете широкого спектра экстралингвистических факторов. Актуальным для современной лингвистики является и лингводискурсивная составляющая данного исследования, которая дает возможность участникам проекта рассматривать через язык оценок оценочно-квалифицирующую, институционально обусловленную деятельность субъектов научного дискурса. Научная новизна проекта заключается в том, что в нем впервые проводится лингводискурсивный сопоставительный анализ языка оценок в текстовых корпусах разных функциональных и языковых разновидностей научного дискурса и осуществляется попытка лингвистической реконструкции дискурсивно-коммуникативных моделей оценивания с выделением аксиологических доминант германской и российской гуманитаристики; впервые осуществляется интердискурсивное сопоставление языка оценок в социальных контекстах научных коммуникативных практик институциональных гуманитарных дискурсов по лингвистике и социологии в соотнесенности с культурно-специфическими академическими традициями научного общения; впервые выявляются особенности текстуализации авторской оценочной позиции применительно к научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей коммуникативным практикам и представляются дисциплинарно соотнесенные классификации оценочной лексики, оценочных грамматических средств и контекстуальных оценок; впервые рассматривается лингвистическая вариативность оценок в зависимости от общей цели коммуникативной практики, задающей оценочную перспективу; впервые анализируется языковая репрезентация оппозиции «согласие – несогласие» как оценочной профессиональной рефлексии автора-исследователя и автора-рецензента, а также описывается роль данной оппозиции в конституировании культурно-специфических коммуникативных стратегий оценивания своего и чужого научного результата; впервые показывается тексто- и дискурсообразующая роль языковых маркеров оценочной категории важности / релевантности в профилировании и выдвижении в фокус внимания устоявшегося знания при обучении основам теоретических дисциплин и вклада таких маркеров в структурирование научно-учебного текста.

Ожидаемые результаты
В ходе реализации проекта предполагается получить следующие результаты: - через комплексный лингвистический анализ языка оценок выделить текстотипологические оценочные профили научных статей, научных рецензий и вузовских учебников по лингвистике и социологии на немецком и русском языках; - на основе лингводискурсивного анализа употребления языка оценок в научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-учебной коммуникативных практиках разработать коммуникативно-функциональную классификацию содержательно-интенциональных типов оценок, нацеленных, соответственно, на обоснование достоверности полученных исследователем результатов, экспертизу нового знания в соответствии с дискурсивными нормами и критериями научности, на фокусирование через оценку важности и релевантности наличного дисциплинарного знания; - реконструировать культурно-специфические дискурсивно-коммуникативные модели оценивания, отражающие динамику процессов научной аргументации, рецензирования и трансфера знаний в германской и российской гуманитаристике; - обобщить и систематизировать лингвистическую вариативность средств оценки как семиотического ресурса маркирования разных типов вербализованного научного знания: дискутируемого в научно-исследовательской статье, критически оцениваемого в рецензии, верифицированного и транслируемого в вузовском учебнике; - доказать эвристический потенциал апробированного при реализации проекта многоступенчатого и многоаспектного анализа языка оценок как высокоэффективного и достоверного инструмента изучения научной коммуникации внутри конкретных специализированных коммуникативных практик в теоретическом контексте современной междисциплинарно ориентированной лингвистики. Роль ожидаемых результатов в расширение и обновление существующей системы знаний об оценочной деятельности субъектов научного дискурса можно определить объемом их научного вклада в различные области современной лингвистики, нацеленной на изучение употребления языка в конкретных социальных практиках на фоне внешнего коммуникативного пространства. Многоаспектное сопоставительное исследование языка оценок в ведущих коммуникативных практиках лингвистического и социологического дискурсов Германии и России, лингвистическое моделирование культурно-маркированных процессов оценивания в научной деятельности, описание лингвистического варьирования языка оценок в прагма-коммуникативном аспекте внесут вклад в развитие лингводискурсивных исследований, теорию научной профессиональной коммуникации, анализ социально ориентированного употребления языка и изучение культурной маркированности текстов. Результаты исследования могут быть использованы в курсах лекций по лингвистической прагматике, социолингвистике, лингвистике текста и дискурса, культуроведческой лингвистике.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Проект нацелен на многоаспектное сопоставительное исследование языка оценок в междисциплинарном, межъязыковом и межкультурном аспектах. Язык оценок исходно рассматривается как прагматический инструмент социального действия и воздействия в структуре профессиональной научной деятельности российских и немецких лингвистов и социологов. В ходе первого этапа проекта были выполнены следующие научно-исследовательские работы: - проанализированы и обобщены основные подходы к понятиям оценка и ценность в отечественной и зарубежной гуманитарной науке; - разработаны теоретико-методологические основания многоаспектного сопоставительного анализа языка оценок, соответствующие заявленным для исследования научным задачам выявления функционально-коммуникативного варьирования языка оценок в ведущих практиках лингвистического и социологического научных дискурсов и описания культурной специфики оценочной деятельности российских и немецких лингвистов и социологов; - согласована единая для участников проекта терминологическая система понятий для анализа языка оценок в изучаемых коммуникативных практиках научного немецко- и русскоязычного дискурсов в области лингвистики и социологии; - на основе принятых критериев отбора лингвистического материала создана эмпирическая база исследования в виде 12 текстовых корпусов, включающая научно-исследовательские статьи, научные рецензии и вузовские учебники по лингвистике и социологии на немецком и русском языках; - проведена структурно-предикационная сегментация отобранных для анализа текстов; - осуществлен контекстно-семантический анализ текстовых высказываний в сформированных корпусах, сделана разметка употребления в них оценочных средств и проведен количественный анализ относительной частотности основных типов оценочных средств по релевантным для исследования параметрам; - результаты исследований представлены научному сообществу в виде опубликованных статей и докладов на международных научных конференциях. В ходе выполнения научно-исследовательских работ были достигнуты следующие конкретные результаты: 1. Осуществлено аналитическое обобщение основных подходов к изучению оценок, ценностей и средств их языковой репрезентации в отечественной и зарубежной гуманитарной науке; в качестве ключевого для проводимых в рамках проекта исследований принят широкий дискурсивно-семантический транстекстовый подход к анализу языка оценок и оценочной деятельности субъектов научного дискурса с дискурсивно-прагматических позиций, предполагающий рассмотрение текстовых высказываний с включением языковых средств оценочной семантики и имплицитных механизмов формирования оценочных смыслов внутри научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей практик научного дискурса с учетом широкого спектра действующих в них экстралингвистических факторов. Дискурсивно-семантический транстекстовый подход позволяет на более высоком уровне обобщения, чем традиционно используемые в лингвистике подходы, показать прагматический потенциал языка оценок и его роль в механизмах языка, сознания и коммуникации. 2. Проведен анализ основных систем операционных русско- и англоязычных понятий, применяемых в разных научных направлениях при описании языковых средств оценочной семантики: оценка, ценность, оценочность; evaluation language, appraisal, (evaluation) stance, engagement, voice; принята единая для участников проекта базовая система понятий, которая будет применяться в публикациях по тематике проекта: язык оценок, познавательная оценка, эпистемическая оценка, экспертная оценка, оценка важности, квалификативная оценка, лексическая оценка, грамматическая (пропозициональная) оценка, эксплицитная оценка, имплицитная (контекстуальная) оценка, позитивная оценка, негативная оценка, рациональная оценка, эмоциональная оценка; впервые в лингвистический оборот введены новые аналитические категории носители оценки и актуализаторы/катализаторы оценки. 3. Сформулированы критерии создания текстовых корпусов и принципы отбора эмпирического материала для исследования языка оценок; разработана трехэтапная методика анализа языка оценок, включающая 1) структурно-синтаксическую предикационную сегментацию текстов, 2) контекстуально-семантический анализ текстовых высказываний и выявление среди них высказываний с включением средств с эксплицитно- и имплицитно-оценочной семантикой, 3) прагмасемантический анализ оценочных высказываний с целью интерпретации механизмов дискурсивно-текстового смыслообразования оценок и их участия в реализации негативно- и позитивно-оценочных стратегий субъектов научного дискурса; созданы 12 корпусов текстов научно-исследовательской, научно-экспертной и научно-обучающей практик научного дискурса на немецком и русском языках. 4. Проведена структурно-предикационная сегментация текстов, входящих в сформированные корпусы, а также осуществлена разметка и количественные подсчеты основных эксплицитно- и имплицитно-оценочных средств: квалификативно-оценочных лексем, эмоционально-оценочных лексем, модально-эпистемических слов и выражений, лексических и структурно-синтаксических маркеров важности/центральности элементов научной информации, средств авторизации и смягчения категоричности (хеджирования) утверждений, имплицитно указывающих на оценочную позицию автора-исследователя по отношению к чужому мнению. Всего проанализировано 120 научно-исследовательских статей, 200 научных рецензий и 40 учебников на немецком и русском языках с общим количеством 235216 текстовых предикаций 5. Участники проекта согласовали название и структуру коллективной монографии, а также представили руководителю проекта разделы и главы общим объемом 129 печатных страниц для дальнейшего редактирования. В целом готовность монографии можно оценить на 40%. 6. По тематике проекта опубликованы 8 научных работ, в том числе 2 статьи, индексируемые в международной наукометрической базе Scopus (квартиль Q2). 7. По результатам проведенных исследований участники проекта выступили с 14 докладами на международных и национальных научных конференциях, в том числе с 3 пленарными докладами и 5 докладами в очной форме.

 

Публикации

1. Кондратенко П.И. Лингвокультурные особенности оценивания в научно-экспертной коммуникации ( на материале немецко- и русскоязычных лингвистических рецензий) Terra Linguistica, Том 13, № 2, с. 66-74 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18721/JHSS.13207

2. Кондратенко П.И. "Основной недостаток книги проистекает из её достоинства": оценочная стратегия полярной компенсации в рецензиях немецких и российских лингвистов Неофилология, Том 8, № 3, с. 530-539 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2022-8-3-530-539

3. Нефедов С.Т. Предметно-дисциплинарная специфика языковой оценки Германистика в современном научном пространстве, с. 148-155 (год публикации - 2022)

4. Нефедов С.Т. Evaluation Catalysts: How to Recognize Evaluation Meanings Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 15 (11): 1699-1712 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17516/1997-1370-0945

5. Чернявская В.Е. Negative Evaluation in Russian Academic Book Review: Across Critical Reflection and ritual Genre (Based on Reviews of Monographs on Sociology in 2015-2022) Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 15 (11): 1680-1698 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17516/1997-1370-0944

6. Чернявская В.Е. Язык оценок в научном дискурсе: терминологическое поле и методологические подходы Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология, 14 (3): 44-55 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2073-6681-2022-3-44-55

7. Чернявская В.Е. Цифра, типографический ландшафт и идеология: как создаются оценочные смыслы Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения, Том 2, с. 154-155 (год публикации - 2022)

8. Нефедов С.Т. Специфика языковой оценки в лингвистическом и социологическом дискурсах Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Л.А. Вербицкой, с. 319 (год публикации - 2022)