КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01186

НазваниеКурорт как топос, сеть и нарратив в европейской литературе эпохи модерна

РуководительПолубояринова Лариса Николаевна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словакурорт, литература Европы, эпоха модерна, сетевые связи в литературе, топос, нарратив, гетеротопия, художественное пространство, мировая литература, сравнительное литературоведение, nature writing, экокритицизм

Код ГРНТИ17.09.09


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Феномен курорта – одна из популярных социокультурных антропологических практик современного общества. Как место контакта человека и природной субстанции (целительного минерального источника, лечебных грязей, моря, воздуха, гор, леса) курортное пространство и связанный с ним литературный дискурс дают основания для рассмотрения их в свете таких остро насущных исследовательских парадигм как nature writing и экокритицизм. Данным обстоятельством определяется АКТУАЛЬНОСТЬ проекта. Курортная сеть современной Европы складывается на протяжении XVIII-XIX веков. Возникая в разное время, все национальные курортные центры так или иначе воспроизводят единый, воспринятый от римской традиции терм тип организации жизненного пространства, подчиненного «двоякой цели лечения и развлечения больных» (Г. де Мопассан). Связанная с данной двойственностью коннотативная аура курорта, как она рефлектируется европейской художественной практикой начиная с конца XVIII столетия, оказывается соотнесенной с идеей «иной» (отличной от нормативно-социализированной) жизни. Как таковой именно «утопический мир, в разной мере совмещавший отдых, развлечения, заботу о здоровье и природу» «на грани нормальной среды обитания и даже на грани общества» (Ф. Грей. История курортов: Архитектура, общество, природа. 2006; рус. 2009) курорт становится востребованным топосом европейской культурной истории двух последних столетий, дискурсивируясь в качестве "пространства конвенциональной девиантности" (О.Н.Кулишкина), соотносимого по своим сюжетно-смысловым возможностям с интуицией гетеротопии М. Фуко. Научная НОВИЗНА проекта связана, во-первых, с малой системной изученностью художественной курортной литературы, которая в рамках данной темы понимается в качестве инвариантной модели курортного нарратива, нейтральной по отношению к референту (конкретному репрезентируемому курортному локусу, или месту, выступающему «прообразом» литературного курорта), не связанной также рамками конкретной национальной литературы, литературного рода, жанра или литературного направления. В нашем понимании «Мариенбадская элегия» И. В. Гёте может быть в той же мере названа европейским курортным нарративом, что и пьеса Г. Ибсена «Враг народа» или рассказ А. П. Чехова «Дама с собачкой». Таким образом, одной из главных и наиболее насущных проблем оказывается в контексте заявленной темы осознание специфического единства европейского курортного нарратива, проявляющегося на протяжении XVIII-XX веков снова и снова с завидным постоянством несмотря на многообразие его национальных и исторических литературных версий. Изучение богатого и разнообразного ряда авторов «курортных нарративов», ни разу до сих пор не осмысленного системно и комплексно, велось лишь в прикладном, «предметно-иллюстративном» плане (Borowka-Clausberg, отчасти Köhler) или – в лучшем случае – в традиционных параметрах жанровой типологии («водная литература», «курортный роман» – Альтшулер, Китанина). В данной связи второй важной задачей проекта становится «инвентаризация» и систематизация наиболее значимых европейских курортных текстов в виде таблиц, их визуализация в качестве схем и сетевых графиков, т. е. представление и анализ материала посредством современных инструментов digital humanities. Тот факт, что расцвет и пик развития европейской курортной литературы приходится преимущественно на «эпоху модерна», т. е. время «от эпохи Просвещения до Первой мировой войны» (Н. Больц), заставляет задуматься о связи литературной курортной парадигмы с самой сутью философии и культуры европейского модерна, как она осмыслена в трудах Ю. Хабермаса, Т. Адорно, В. Беньямина. В литературном плане европейский «модерн» ассоциировался до сих пор главным образом с топосом и локусом большого города как средой порождения и местом действия соответствующих романных нарративов и экспериментальной лирики. Курортный нарратив как один из важнейших медиумов самоидентификации автономного «модерного» субъекта не был до сих пор осознан как таковой. Спецификация курортной литературы в данном, «модерном» плане выступает третим важным моментом, определяющим научную новизну проекта. Наконец, в-четвертых, научная новизна темы связана с интегрированным включением русских курортных текстов в обозначенную выше общеевропейскую сеть. Выступив на первых порах (у А. С. Пушкина, А. С. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова) эффектом продуктивного усвоения модели курортного нарратива, заданной В. Скоттом, русские курортные тексты с появлением «Дыма» (1867) И. С. Тургенева, «Игрока» (1866) Ф.М.Достоевского и, особенно, «Дамы с собачкой» А.П.Чехова (1898) начинают сами задавать в европейском контексте тон и выстраивать собственные поля влияния и кластеры «сетевых взаимодействий». В МЕТОДОЛОГИЧЕСКОМ плане проект ориентирован на изучение образной топологии курортных текстов, понимая термин топос в духе Р. Э. Курциуса как некий надличный архетип художественного мышления, предопределяющий при обращении к себе автора некоторые элементы сюжета, композиции и языкового воплощения. Почти смыкаясь в такой трактовке со вторым ключевым словом – «нарратив» – топос (топика) курорта все же от него отличается, поскольку претендует в нашем понимании на парадигматическую функцию («текст», «знаковая система» по Ю.М. Лотману) в то время как нарратив, располагаясь скорее на оси синтагматики, являет собой последовательное, динамичное событийное повествование, строящееся (подчас комбинаторно) на основе семиотики курортного топоса. Если топос и нарратив предполагают в качестве методологии широкий спектр структуралистских и герменевтических подходов от М. Фуко, Р. Барта, и Ж. Женетта до М.Оже и М.М.Бахтина, то парадигма «сети» и установка на таксономическое представление европейских курортных текстов ориентирует нас на методы «количественного» литературоведения (см. литературные карты и графики у раннего Ф. Моретти) и сетевое исследование литературы (Social Network Analysis и Actor Network Analysis Б. Латура). Данные методики необходимы для визуализации литературной «курортной сети», в рамках которой в качестве отдельных «узлов» выступят как значимые авторы курортных нарративов, так и отдельные, особенно влиятельные «курортные» тексты. В последнем случае графические визуализации предположительно послужат изучению векторов литературных связей и влияний как миссии традиционного сравнительного литературоведения. Отдельные сегменты вышеупомянутого единого европейского сетевого пространства кодифицированной девиации, связанные и типологически и генетически, в свою очередь могут быть представлены в качестве пучков разнообразных социо-культурных сетей, возникающих вокруг конкретных курортных «узлов» (как пример - литературно-писательская сеть курортного Баден-Бадена, Ялты, Виши и т.д.).

Ожидаемые результаты
1) Разработка как общей инвариантной модели европейского курортного нарратива, так и, в соответствии с компетенцией и сферой научных интересов участников, нескольких из ее знаковых проявлений (в австрийской, русской, скандинавских литературах), а также спецификация его значимости в контексте культурной эпохи модерна – одной из ведущих культурно-исторических парадигм Нового и Новейшего времени; 2) Построение таксономических моделей европейского курортного нарратива (картирование, темпоральный график, сетевая визуализация) как вклад в актуальную парадигму сетевого изучения литературы; 3) Определение функции и роли русского сегмента в европейской курортной сети: «Герой нашего времени», «Дым», «Игрок», «Дама с собачкой», «Король, дама, валет».


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
За отчетный период научным коллективом проекта осуществлена спецификация объекта, предмета, методологии исследования. После определения методики поиска, конкретных поисковых ресурсов (национальные языковые корпусы) и установления списка ключевых слов систематически велся поиск европейских «курортных» художественных текстов, выходивших в течение «долгого» XIX века (1789-1914 гг.), которые последовательно пополняли собираемую базу данных европейских курортных нарративов. Собранные данные были подвергнуты систематизации и анализу, после чего они послужили основой для построения графиков, написания научных докладов и статей. К числу полученных научных результатов необходимо отнести следующее: 1. определение методики поиска «курортных» текстов «долгого» XIX века по национальным языковым корпусам и библиографически корректной техники фиксации результатов этого поиска; 2. определение набора национальных языковых корпусов, по которым в потенциале может вестись поиск и конкретных ресурсов, на которых представлены вышеозначенные базы данных; 3. спецификация ключевых слов для поиска по разным корпусам; 4. определение техники фиксации результатов в виде последовательно нумерированных списков с полным библиографическим описанием источника и (там, где это было возможно установить) пометами, в каком именно ракурсе задействовано пространство курорта в том или ином тексте; 5. произведение исчерпывающей выборки данных по двум важным корпусам: раздел Korpora немецкоязычной базы DWDS (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache): https://www.dwds.de/ и Корпус русского национального языка: https://ruscorpora.ru/, а также частичной выборки по корпусу Literature Online Complete Collection; 6. составление совокупной базы данных европейских курортных текстов из 429 наименований; 7. построение при помощи программы ORA LITE графиков (представлены в докладах и статьях) по методу Social Network Analysis, визуализирующих парадигму европейского курортного нарратива «долгого XIX века» в его векторах развития, ключевых узловых пунктах и «силовых линиях»; 8. представление результатов исследования в семи устных докладах на четырех научных конференциях. См.: https://jurilotman.ee/wp-content/uploads/2022/02/25.02-Congress-program-Programme.pdf https://www.hsozkult.de/event/id/event-117702 http://ngw.spbu.ru/programme https://inslav.ru/sites/default/files/2022programmazhenshchina_v_serdce_evropy_01-02.11.2022.pdf Отдельно необходимо отметить, что на конгрессе «Семиосфера Юрия Лотмана» (Таллинн) доклады участниками гранта читались в рамках специально организованной одним из исполнителей гранта (О.Н.Кулишкиной) секции «Семиотика курорта в литературе и кино», непосредственно связанной с темой проекта. Доклад в Пуле (Хорватия) также был прочитан на конференции, целиком посвященной разным аспектам европейской курортной культуры, что было особенно важно в плане соотнесенности с западными коллегами, работающими по близкой проблематике. 9. Представление двух статей в редколлегии периодических изданий, входящих в базы Scopus и WoS CC; одна из поданных статей была принята к печати, вторая находится в стадии рецензирования.

 

Публикации


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
За отчетный период с января по декабрь 2023 г. научный коллектив проекта целиком выполнил взятые на себя обязательства. В соответствии с изначальным планом работы для молодых участников проекта были определены в качестве задания сбор и первичная систематизация эмпирического материала, а для взрослых участников – описание и теоретическое осмысление данного материала, с последующим выступлением с докладами на международных конференциях и написание статей на основе прочитанных докладов. Данные задания всеми членами исследовательского коллектива последовательно выполнялись в течение года. К числу конкретных научных результатов в рамках работы над проектом за отчетный период относится: 1. уточнение и дифференциация методики поиска «курортных» текстов «долгого» XIX века по национальным языковым корпусам и библиографически корректной техники фиксации результатов этого поиска; 2. уточнение техники фиксации результатов в виде последовательно нумерированных списков с полным библиографическим описанием источника и (там, где это было возможно установить) пометами, в каком именно ракурсе задействовано пространство курорта в том или ином тексте; 3. произведение исчерпывающей выборки (в том числе и по XX-XXI вв.) данных по двум важным корпусам: раздел Korpora немецкоязычной базы DWDS (Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache): https://www.dwds.de/ и Корпус русского национального языка: https://ruscorpora.ru/, а также частичной выборки по корпусу https://gallica.bnf.fr/ и путем поиска по ключевым словам в Интернете; 4. составление совокупной базы данных европейских курортных текстов из более чем 700 наименований; 5. построение при помощи программы ORA LITE графиков (представлены в докладах и статьях) по методу Social Network Analysis, визуализирующих парадигму европейского курортного нарратива «долгого XIX века» в его векторах развития, ключевых узловых пунктах и «силовых линиях»; 6. Представление результатов исследования в трех устных докладах на международных научных конференциях; 7. Публикация двух статей в периодических изданиях, входящих в базы Scopus и WoS CC; одно из этих изданий относится к Q1 по SJR. 8. К числу конкретных научных результатов возможно отнести выводы, сделанные на основе систематизации и анализа собранного эмпирического материала, которые представлены в публикациях и докладах. В частности, это: А) выведение двух линий европейского курортного нарратива, первая из которых предполагает сатирическую репрезентацию курортных нравов (впервые представлена в романе Т. Смоллета «Путешествие Хамфри Клинкера»), вторая же основывается на сюжетообразующих возможностях курортного пространства (импульс здесь задает В. Скотт с его романом «Сен-Ронанские воды»). Б) Маркирование романного творчества Д. Остен и В. Скотта в качестве важных переломных пунктов развития европейского курортного нарратива: осознание неких особенных «возможностей», которые хронотоп курорта предоставляет герою/героине (Остен) и автору (Скотт). В) Дефиниция «типового» курортного сюжета в европейской прозе XIX века: Кодифицирование «пространственного» освобождения от традиционных (социально нормированных) форм жизни, постановка на их место конвенционально свободного перемещения тела в ограниченном пространстве (прогулка как основной вид деятельности в курортной повседневности), как результат, – девиантная активность субъекта, имеющая, как правило, последствия для его последующей жизни. Г) В контексте изучения курорта как топоса, сети и нарратива значимостью обладают не только художественные «курортные» тексты, но также и писательская переписка (собственно письма авторов с курорта) и параллельная или последующая рефлексия курортного пространства и курортных знакомств в дневниках и мемуарах, важные как источник курортных сюжетов (И.С.Тургенев) или их инсценировка по схеме уже готового художественного текста (Леопольд и Ванда фон Захер-Мазох).

 

Публикации

1. Кулишкина О.Н., Полубояринова Л.Н. The spa narrative of long 19th century Europe as map and network Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература, Vestnik of Saint Petersburg University. Language and Literature. 2023, 20 (2): 647–658 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21638/spbu09.2023.315

2. Полубояринова Л.Н., Кулишкина О.Н., Жуков А.П. Ivan Turgenev's Austrian Networks Springer, Vol 6, Networks in the Global World VI. Proceedings of NetGloW 2022, LNNS 663 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-29408-2_6


Возможность практического использования результатов
Результаты исследования акцентируют культурную значимость курортного дискурса как такового и, отдельно, в проекции на российские курорты, что важно в свете того значения, которое придается развитию отечественной курортной инфраструктуры в последнее время.