КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01623

НазваниеЛингвокультурная цифровизация: медиасознание и медиадискурс гражданина в современном обществе

РуководительЖелтухина Марина Ростиславовна, Доктор филологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", Волгоградская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-453 - Языкознание

Ключевые словаЛингвокультура; аксиология; семиотика; сознание; концепт, имидж; медиадискурс; языковая личность; воздействие; цифровизация, информационные войны и терроризм; информационная безопасность; языковая политика; гражданин.

Код ГРНТИ16.21.29 16.21.27 19.00.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Современное медиасознание характеризуется набором лингвокультурных маркеров, позволяющих реализовывать эффективное воздействие дискурса массмедиа на сознание носителей языка разных лингвокультур в различных сферах деятельности человека, в т.ч. в политической, деловой и юридической коммуникации. Актуальность исследования обусловлена потребностью в системном осмыслении ценностных основ и семиотики дискурса языковой личности в массмедиа, значимостью выявления лингвокультурной специфики воздействия медиадискурса на сознание и подсознание носителей языка в политической, деловой и юридической сферах, необходимостью выработки рекомендаций по проведению языковой, информационной и законодательной политики государства, важностью установления средств и приемов ведения эффективной информационной войны и защиты от информационного терроризма в условиях цифровизации. Научная новизна состоит в формировании фонда лингвокультурных характеристик современного информационного общества, его дискурса, получении новых научных данных о лингвокультурных когнитивно-дискурсивных процессах в современном медиапространстве в рамках медиавоздействия в политической, деловой и юридической коммуникации в условиях цифровизации, создании ассоциативной базы выявленных лингвокультурных маркеров современного русского, американского и британского медиасознания, развитие концепции медиавоздействия на сознание адресата в русской, американской и английской политической, деловой и юридической коммуникации. Новым является перечень эффективных средств и приемов воздействия на адресата как носителя русского языка, американского и британского вариантов английского языка в российских и зарубежных массмедиа. Несомненной новизной обладают рекомендации в сфере языковой политики государства, информационной и законодательной политики государства, защиты от информационного терроризма.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты проекта демонстрируют явные преимущества по сравнению с результатами аналогичных отечественных или зарубежных исследований: а) по новизне: результаты являются новыми, б) по широте применения: на межотраслевом уровне, в) в области получения новых знаний: - расширение теоретических медиазнаний, формирование фонда лингвокультурных характеристик современного информационного общества, его дискурса, - получение новых научных данных о лингвокультурных когнитивно-дискурсивных процессах в современном медиапространстве в рамках медиавоздействия в политической, деловой и юридической коммуникации, - создание ассоциативной базы выявленных лингвокультурных маркеров современного русского медиасознания, - развитие концепции медиавоздействия на сознание адресата в русской политической, деловой и юридической коммуникации, - перечень эффективных средств и приемов воздействия на адресата как носителя русского языка в российских и зарубежных массмедиа, - создание ассоциативной базы выявленных лингвокультурных маркеров современного американского и британского медиасознания, - развитие концепции медиавоздействия на сознание адресата в американской и английской политической, деловой и юридической коммуникации, - выявление эффективных средств и приемов воздействия на адресата как носителя американского и британского вариантов английского языка в российских и зарубежных массмедиа, - рекомендации в сфере языковой политики государства, информационной и законодательной политики государства, защиты от информационного терроризма. Публикации: 2 монографии, 1 учебное пособие, 12 статей в рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях, в т.ч. 4 в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science / Scopus.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В результате проведенного исследования выявлены и описаны культурные феномены, процессы и практики современного информационного общества в направлении осуществления медиавоздействия на сознание и подсознание адресата в политике, бизнесе и праве, Отмечается конвергентность медиавоздействия на гражданское сознание в мультикультурном мире. В результате применения комплекса когнитивно-дискурсивных и лингвосемиотических методов исследования были выявлены основные лингвокультурные дискурсивные тенденции в современной цифровой медиасреде в направлении "гражданин – государство – мировое сообщество". Установлены лингвокультурные характеристики современного языка СМИ в когнитивно-дискурсивной парадигме политической, деловой и юридической коммуникации в условиях цифровизации. Расширены теоретические медиазнания, сформирован фонд лингвокультурных характеристик современного информационного общества, дискурса граждан в этом обществе, получены новые научные данные о лингвокультурных когнитивно-дискурсивных процессах в современном медиапространстве в рамках медиавоздействия в политической, деловой и юридической коммуникации, в т.ч. выявлены политические страхи в современном медиадискурсе, установлены основные страхи адресата, которыми пользуются информационные террористы в современных массмедиа, установлены разновидности образа врага в современном медиадискурсе, определены направления создания положительного и отрицательного имиджа государства в современных массмедиа, выявлены и описаны основные средства медиавоздействия в политической коммуникации, выявлены лингвокультурные маркеры медиавоздействия в деловой коммуникации (в т.ч. в образовательной коммуникации), установлен лингвокультурный манипулятивный потенциал сетевой деловой коммуникации. Выявлена доминирующая роль ценностного, эмоционального и оценочного компонентов лингвокультурного медиавоздействия медиаадресанта как гражданина государства на сознание медиаадресата как гражданина государства в современной цифровой медиасреде в разных сферах человеческой коммуникации (политической, деловой, в т.ч. образовательной, юридической). Результаты исследования демонстрируют креативный и междисциплинарный характер медиавоздействия на сознание гражданина страны, что вскрывает информационную незащищенность коммуникантов в цифровой медиасреде, что в свою очередь актуализирует проблему информационной безопасности государства и его членов. Этим обусловлена начавшаяся разработка рекомендаций для реализации мер защиты от информационного терроризма в цифровой медиасреде в разных сферах человеческой деятельности, прежде всего, в политической, деловой, в т.ч. образовательной, юридической и др. сферах. Материалы исследования показывают значимость проблемы медианасилия в сетевом дискурсе, информационного насилия в широком понимании этого выражения в глобальном информационном пространстве. В центр внимания попадают не старшее поколение, а дети и подростки, на которых медиапоток оказывает наибольшее воздействие в процессе осмысления собственной гражданской позиции в государстве, в процессе воспитании патриотических чувств, гуманизма, социальной активности, ответственности. Проблема правосубъектности участников образовательного процесса, определения ценностных основ общества в воспитании гражданина, выявленные проблемы, вскрываемые в психолого-лингвистической судебной экспертной практике, подтверждают значимость проводимого изучения медиасознания и медиадискурса гражданина в различных лингвокультурах в современной цифровой медиасреде. Результаты прошли апробацию в публикациях и на конференциях, а также в массмедиа: Публикации: 3 монографии (1) - 1 параграф, 2) - 2 параграфа, 3) (в печати) - введение, параграф, заключение), 9 статей (Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, Xlinguae, OJCMT и др., в т.ч. 2 WOS|Scopus, Q1 - 1, Q2 - 1). Участие в 9 Международных и в 6 Всероссийских конференциях по проекту с 14 пленарными докладами и 1 секционным докладом, выступление с лекцией-семинаром в МГУ. Ссылки на информационные ресурсы в сети Интернет (url-адреса), посвященные проекту: https://vk.com/video-93005764_456242426 https://humanities-vs-sciences.events/dokazatelnaya-nauka-o-media-i-upravlenie-obshhestvom/tproduct/480316614-443689285891-mediasoznanie-i-mediadiskurs-grazhdanina https://www.youtube.com/watch?v=Q0vnMsdUu5o https://vspu.ru/node/34233 https://volgograd.bezformata.com/listnews/s-dokladom-na-mezhdunarodnom-kongresse/110636270/

 

Публикации

1. Желтухина М.Р, Геймдизайн как средство формирования межкультурных ценностей в профессиональном образовании в цифровой среде Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. Психолого-педагогические науки, № 3(61). С. 87-91. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2022-3-61-87-91

2. Желтухина М.Р. Интернет-коммуникации в современном образовательном пространстве Азимут научных исследований: педагогика и психология., Т. 11. – № 1(38). – С. 18-21. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_01_04

3. Желтухина М.Р. Эмоциональный интеллект и невербальное общение в работе педагогической языковой личности Балтийский гуманитарный журнал, Т. 11. – № 1(38). – С. 9-12. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.57145/27129780_2022_11_01_02.

4. Желтухина М.Р., Бусыгина М.В. Сетевая образовательная коммуникация в условиях реализации деятельностного подхода Азимут научных исследований: педагогика и психология, Т. 11. – № 1(38). – С. 5-8. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.57145/27128474_2022_11_01_01

5. Желтухина М.Р., Бусыгина М.В. Коммуникативное проектирование сетевой образовательной среды Балтийский гуманитарный журнал, Т. 11. – № 1(38). – С. 5-8. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.57145/27129780_2022_11_01_01

6. Желтухина М.Р., Парамонова Д.В. Американская и британская вербальная специфика медиатрансляции образа государства: Россия в медиасобытийном аспекте «внешняя политика Вестник Челябинского государственного университета, № 7 (465). С. 92-102. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2022-10711

7. Желтухина М.Р., Спорова И.П. Мультимедиальность американской политической email-рассылки: гибридные и поликодовые медиатексты Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, №1. С. 169–18 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-1-169-184

8. Мурясов Р.З., Желтухина М.Р., Зеленская Л.Л. Reflexives in the lexical and grammatical system of language and artistic discourse: linguocultural contrastive aspect XLinguae, Volume 15, Issue 3, pp. 36-50 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18355/XL.2022.15.03.04

9. Ширяева Т.А., Желтухина М.Р., Эбзеева Ю.Н., Гишкаева Л.Н., Косова Ю.А. Gender Media Political Communicative Dominance: British Brexit Media Discussion Online Journal of Communication and Media Technologies, 12(4), e202230. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30935/ojcmt/12437

10. Желтухина М.Р., Арошидзе М.В., Арошидзе Н.Ю. и др. Современные тренды в межкультурной коммуникации и дидактике / Contemporary Trends in Intercultural Communication and Didactics / Желтухина М.Р. Параграф "Ономасиологический тренд в межкультурной коммуникации в современной медиасреде" Современные тренды в межкультурной коммуникации и дидактике / Contemporary Trends in Intercultural Communication and Didactics / Ed. by Edited by L. Szypielewicz. Warsaw: Warsaw University Press., Warsaw: Warsaw University Press, 2022. 308 c. С. 91-101. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31338/uw.9788323555131

11. Желтухина М.Р., Боженкова Н.А., Викулова Л.Г. и др. Язык: жизнь смыслов vs смысл жизни / Желтухина М.Р. Параграф "Борьба за гражданские права: лингвопрагматика американской медиатрансляции в XXI веке" Язык: жизнь смыслов vs смысл жизни / под науч. ред. Н.А. Боженковой и М.Р. Желтухиной. М.: ИНФРА-М., М.: ИНФРА-М, 2023. 294 c. С. 189-207. ISBN: 978-5-16-018258-2 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.12737/1946199

12. Желтухина М.Р., Бусыгина М.В., Спорова И.П., Парамонова Д.В. и др. Коммуникативное поведение как объект лингвистического описания / Желтухина М.Р., Доброниченко Е.В. параграф "Визуальные презентемы в медиакоммуникативном поведении адресанта" Махачкала: Издательство АЛЕФ., Махачкала: Издательство АЛЕФ.152 с. С.103-113. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33580/9785002121458

13. Желтухина М.Р., Бусыгина М.В., Спорова И.П., Парамонова Д.В. и др. Коммуникативное поведение как объект лингвистического описания / Бусыгина М.В. Лингвокультурные маркеры сетевой и деловой коммуникации Махачкала: Издательство АЛЕФ., Махачкала: Издательство АЛЕФ.152 с. С. 76-85. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33580/9785002121458

14. - V Профессорский форум, секция «Развитие российской науки, интеллектуальной собственности и трансфер научных технологий», Общественная палата РФ, Москва, 23.11.2022 vk.com, https://vk.com/video-93005764_456242426 (год публикации - )

15. - Профессор института иностранных языков ВГСПУ выступила с докладом на Международном конгрессе в Москве volgograd.bezformata.com, https://volgograd.bezformata.com/listnews/s-dokladom-na-mezhdunarodnom-kongresse/110636270/ (год публикации - )

16. - Профессор ВГСПУ выступила с докладами на V Профессорском форуме «Наука и образование в условиях глобальных вызовов» сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", https://vspu.ru/node/34233 (год публикации - )

17. - Медиасознание и медиадискурс гражданина в современном обществе в эпоху лингвокультурной цифровизации: проблемы и решения сайт Международного конгресса «Humanities vs Sciences & the Knowledge Accelerating in Modern World: Parallels and Interaction», https://humanities-vs-sciences.events/dokazatelnaya-nauka-o-media-i-upravlenie-obshhestvom/tproduct/480316614-443689285891-mediasoznanie-i-mediadiskurs-grazhdanina (год публикации - )

18. - Передача "Честное слово" "Культура отмены и фальсификация исторической памяти" Телерадиокомпания "Русский мир", https://www.youtube.com/watch?v=Q0vnMsdUu5o (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном периоде в 2023 году были достигнуты следующие конкретные результаты. В результате проведенного исследования создана ассоциативная база выявленных лингвокультурных маркеров современного русского медиасознания в процессе анализа специальной литературы и по итогам 1 этапа ассоциативного эксперимента в русской лингвокультуре (разработан список стимулов на основе результатов, полученных в 2022 году в процессе проведенных исследований по проекту, уточнен данный список стимулов с учетом получения новых медиаданных, собраны и проанализированы реакции на предложенный список стимулов, сбор реакций (более 1000 респондентов) проведен как в очном формате, так и с использованием электронных ресурсов в широкой аудитории без возрастных ограничений; основной целевой группой при этом выступает школьная и студенческая аудитория, зафиксировано участие в эксперименте других возрастов; участие испытуемых в эксперименте анонимное, для анализа использованы только указанные ими возраст и пол (мужской/женский); проанализированы множественные и единичные реакции, а также реакции ранжированы по оценочной шкале; цель ассоциативного эксперимента - выявление представлений в сознании адресата, сформированных через воздействие СМИ в русской лингвокультуре в XXI веке; которые подтверждают существование выявленных в 2022 году и уточненных в 2023 году лингвокультурных маркеров современного русского медиасознания. В результате анализа выявлено, что ценность понимается в русской лингвокультуре как что-то важное, семья, жизнь, материальное, духовное, моральное. Гражданин ассоциируется с патриотизмом, ответственностью, Россией, территорией, легальным статусом, правом. Гражданственность трактуется как ответственность, патриотизм, принадлежность к государству, гражданин, позиция, осознанность. Значимыми гражданскими ценностями являются патриотизм, ответственность, долг, правосознание, свобода, страна, семья. Установлено, что россияне считают традиционные ценности русских максимально близкими общечеловеческим ценностям, при этом на первом месте находятся семья и дом. Далее идут патриотизм; религия/духовность; работа/труд; свобода; любовь; честь/достоинство; культурное наследие; жизнь; справедливость. При анализе семантических полей по понятиям “ценность”, “гражданин” и т.п. можно выявить, что семантика гражданственности в целом у респондентов ассоциируется с патриотизмом и обязанностями (долгом). Основными антиценностями россияне называют деньги и ЛГБТ. Проведенное исследование обеспечило развитие концепции медиавоздействия на сознание адресата в русской политической, деловой и юридической коммуникации (в лингвокогнитивном и лингвопрагматическом аспектах уточнен лингвокультурный концептуальный арсенал, вербализуемый в разных типах медиадискурса (политическом, деловом, в т.ч. образовательном, юридическом медиадискурсах), а также предложен набор универсальных коммуникативных стратегий и тактик, который применяется в политическом, деловом, в т.ч. образовательном, юридическом медиадискурсах в разных лингвокультурах), создана универсальная комплексная когнитивно-дискурсивная модель медиакоммуникации в политическом, деловом и юридическом аспектах. Составлен перечень эффективных средств и стратегий воздействия на адресата как представителя русской лингвокультуры в российских и зарубежных массмедиа в разных типах медиадискурса (политическом, деловом, юридическом медиадискурсах). К основным выявленным стратегиям в изучаемых сферах медиакоммуникации относятся самопрезентационная, агитационная, дискредитационная, манипулятивная стратегии. Разработаны рекомендации в сфере языковой политики государства, информационной, образовательной и законодательной политики государства, защиты от информационного терроризма. В результате проведенной работы в 2023 году результаты были обнародованы в публкиациях: в 3 монографиях (1 монография - 3 участника проекта, 1 монография - 2 участника проекта, 1 монография - 1 участник проекта (параграф в коллективной монографии), 1 учебном пособии, 11 статьях, в т.ч. 3 статьях, индексируемых в WOS/Scopus. Исполнители проекта (2 аспиранта очной формы обучения) защитили 2 кандидатские диссертации по специальности 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (диссертации утверждены, т.е. по результатам проекта подготовлены 2 кандидата филологических наук): 1) Парамонова Дарья Валерьевна "Вербальные особенности медиатрансляции образа государства в современной американской, британской и испанской прессе" (Майкоп, АГУ, 03.07.2023). 2) Спорова Ирина Петровна "Лингвопрагматическая специфика воздействия в политической email-рассылке" (Майкоп, АГУ, 04.07.2023). Руководитель и исполнители проекта выступили с пленарнымии и секционными докладами на 19 Международных и Всероссийских научно-практических конференциях, круглых столах и т.п. по тематике и результатам проекта (очно и онлайн). Очное участие в командировках финансировалось из собственных средств. Ассоциативный эксперимент проведен в очном и дистанционном форматах с использованием Яндекс-формы. Был разработан сайт проекта, на котором представлены основные полученные результаты: https://axiologyinmedia.1c-umi.ru/ Ссылки на информационные ресурсы в сети Интернет (url-адреса), посвященные проекту: https://vspu.ru/node/35400 https://vspu.ru/node/35411 https://vk.com/clip-221317896_456239019 https://ai-humanities.rucode.net/kognitivistika_i_neyrobiologiya/tproduct/631385003-497709554621-kognitivnii-dizain-mediasoznaniya-grazhd https://vspu.ru/node/35418 https://synergy.spbu.ru/ http://ifl.vspu.ru/category/science https://vspu.ru/node/35429 https://vk.com/wall-29490619_13069

 

Публикации

1. Бусыгина М.В., Зеленаская Л.Л. Технологии эффективной коммуникации в работе педагога Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота, № 1(63). С. 91-95. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2023-1-63-91-95

2. Желтухина М.Р. Формирование ценностно-смысловых компетенций студентов вуза Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки., № 1(63). С. 15-18. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.46845/2071-5331-2023-1-63-15-18

3. Желтухина М.Р. Axiology as a factor in the development of the linguocultural specificity of modern media language Язык и динамическая картина мира: сборник научных статей по материалам докладов Междунар. науч. конф., Минск, 7–9 апреля 2022 г. / редкол.: О. А. Полетаева (отв. ред.) [и др.]. Минск: МГЛУ., Минск: Учреждение образования "Минский государственный лингвистический университет", 2023. 341 с. P. 4-10. (год публикации - 2023)

4. Желтухина М.Р., Бусыгина М.В. Технологический подход к сетевой образовательной коммуникации Проблемы современного педагогического образования, № 78-1. С. 124-126. (год публикации - 2023)

5. Желтухина М.Р., Зюбина И.А., Бусыгина М.В., Баранова К.М., Пономаренко Е.Б. Lexical and grammatical means of expression of dominant assessment in media speech of virtual language personality in blogs: gender aspect XLinguae, 16 (1), pp. 92-108. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18355/XL.2023.16.01.07

6. Желтухина М.Р., Кислицына Н.Н., Тамерьян Т.Ю., Баранова К.М., Чупрына О.Г., Сергеева О.В. Identity construction and self-identification of the protagonist in the film media discourse: Multi-modal linguo-semiotic approach Online Journal of Communication and Media Technologies, 13(3), e202323. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30935/ojcmt/13096

7. Желтухина М.Р., Радхи В.С. Анализ культурных программ иракских спутниковых телеканалов Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика., Т. 28, № 1. С. 122-131. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.22363/2312-9220-2023-28-1-122-131

8. Парамонова Д.В. Медиатрансляция образа государства в сопоставительном аспекте «внутренняя политика» в американской, британской и испанской прессе (на примере США и Великобритании) Международный научно-исследовательский журнал, №4 (130). – URL: research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.101 (дата публикации: 17.04.2023). (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.101

9. Спорова И.П. Стилистические особенности синтаксических средств воздействия в жанре «политическая email-рассылка» Международный научно-исследовательский журнал, № 4 (130), 2023. https://research-journal.org/archive/4-130-2023-april/10.23670/IRJ.2023.130.100 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23670/IRJ.2023.130.100

10. Спорова И.П. Базовые стратегии и тактики речевого воздействия в жанре «политическая email-рассылка» Russian Linguistic Bulletin, Выпуск 3 (39). – URL: https://rulb.org/archive/3-39-2023-march/10.18454/RULB.2023.39.34 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18454/RULB.2023.39.34

11. Спорова И.П. Политический медиадискурс : проблемы манипуляции Актуальные вопросы филологии и лингводидактики: современные тенденции и перспективы развития: Сб/ науч. статей всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 01 марта 2023 года. Санкт-Петербург: РГГМУ., Санкт-Петербург: Российский государственный гидрометеорологический университет, 2023. С. 103-109. (год публикации - 2023)

12. Желтухина М.Р. , Парамонова Д.В., Бусыгина М.В. Человек и его дискурс – 7: медиаобраз – гражданин – государство – культура Монография. М. – Волгоград: ИЯ РАН; ООО "ПринТерра-Дизайн"., М. – Волгоград: ИЯ РАН; ООО "ПринТерра-Дизайн, 2023. (год публикации - 2023)

13. Желтухина М.Р. , Спорова И.П. Человек и его дискурс – 8: политическое медиавоздействие – цифровые технологии – гражданская лингвопрагматика Монография. М. – Волгоград: ИЯ РАН; ООО «ПринТерра-Дизайн»., М. – Волгоград: ИЯ РАН; ООО «ПринТерра-Дизайн», 2024. (год публикации - 2024)

14. Желтухина М.Р., Доброниченко Е.В., Бусыгина М.В., Парамонова Д.В., Спорова И.П. Когнитивно-прагматические основы медиасознания и медиадискурса гражданина: славянские, романские, германские лингвокультурные ценности и ритуалы Учебное пособие. Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн»., Волгоград: ООО «ПринТерра-Дизайн», 2024. (год публикации - 2024)

15. - В Институте иностранных языков ВГСПУ состоялась Всероссийская конференция с международным участием, посвященная году педагога и наставника сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", https://vspu.ru/node/35400 (год публикации - )

16. - Профессор ВГСПУ представила результаты исследования по гранту на Всероссийской конференции с международным участием сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", https://vspu.ru/node/35411 (год публикации - )

17. - Открытие форума «Языки. Культуры. Этносы» vk.com, https://vk.com/clip-221317896_456239019 (год публикации - )

18. - ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «ДИЗАЙН МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В КОНТЕКСТЕ СБЛИЖЕНИЯ МОДЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО И ГУМАНИТАРНО-СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ» Сайт Фестиваль RUCODE (МФТИ), https://ai-humanities.rucode.net/kognitivistika_i_neyrobiologiya/tproduct/631385003-497709554621-kognitivnii-dizain-mediasoznaniya-grazhd (год публикации - )

19. - Профессор ВГСПУ рассказала о результатах исследования по проекту гранта Российского научного фонда сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", https://vspu.ru/node/35418 (год публикации - )

20. - Ключевые спикеры сайт ФГБОУ ВО "СПбГУ", https://synergy.spbu.ru/keynote_speakers_ru (год публикации - )

21. - Профессор ИИЯ М. Р. Желтухина представила результаты исследования по гранту на Всероссийской конференции с международным участием сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", http://ifl.vspu.ru/category/science (год публикации - )

22. - Профессор Института иностранных языков ВГСПУ выступила с докладом на Международной научно-практической конференции сайт ФГБОУ ВО "ВГСПУ", https://vspu.ru/node/35429 (год публикации - )

23. - Социокультурный опрос и ассоциативный эксперимент vk.com, https://vk.com/wall-29490619_13069 (год публикации - )

24. - Лингвокультурная цифровизация: медиасознание и медиадискурс гражданина в современном обществе Сайт проекта РНФ: axiologyinmedia.1c-umi.ru, https://axiologyinmedia.1c-umi.ru/ (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Результаты проекта могут использоваться в экономике и социальной сфере, поскольку тематика проекта отнесена к приоритетным направлениям, вносящим вклад в развитие критических технологий Российской Федерации: 1. Безопасность и противодействие терроризму. 8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии (согласно перечню (Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 года №899)), а также к направлению из Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»): Н7 Возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук. 1.Медиапланирование и реклама: для расширения понимания медиасознания граждан и медиадискурса в современном обществе; для адаптации необходимых медиастратегий и рекламных кампаний для лучшего соответствия ожиданиям и предпочтениям граждан страны путем использования эффективных языковых и лингвокультурных стартегий. 2. Образование и просвещение: в образовательных целях и повышения осведомленности граждан о состоянии и когнитивных процессах медиасознания и лингвистических особенностях медиадискурса; разработка программ, курсов, материалов с целью обучения для развития критического мышления и понимания массмедиа. 3. Государственная политика и управление: разработка властными структурами политики и стратегий в области медиа и коммуникаций для улучшения информационной грамотности граждан страны, распознавания фейковой информации, укрепления медиаэтики и поддержания разнообразия точек зрения в медиадискурсе. 4. Развитие социальных медиа: разработка более эффективных пользовательских интерфейсов, которые соответствуют потребностям и предпочтениям граждан, борьба с дезинформацией и негативными явлениями в медиадискурсе. 5. Межкультурная коммуникация и сотрудничество в социальных и экономических контекстах через понимание медиакультуры для минимизации конфликтов и повышения эффективности коммуникации между разными культурами и сообществами.