КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01668

НазваниеКомплексное исследование сакрального пространства старожилов Енисейского Севера: механизм сохранения и развития (на основе междисциплинарного исследования памятников истории и архитектуры)

РуководительДворецкая Анна Павловна, Кандидат исторических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет", Красноярский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-104 - История России с древнейших времен до ХХ века

Ключевые словаИстория России ХХ в., история Сибири, история и религия, источниковедение и документоведение, культурный ландшафт, сакральная территория

Код ГРНТИ03.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В современном российском обществе сохранение культурного наследия рассматривается как фактор укрепления российской цивилизации. В настоящее время до нас дошли уникальные комплексы храмового зодчества Енисейского Севера. Создаваемые на протяжении нескольких веков они имели неповторимую архитектуру, гармоничное внутреннее убранство. Но многое было утрачено. Цель проекта – разработка новых методических рекомендаций памятниковедения в области комплексной реконструкции историко-культурного сакрального пространства старожильческих православных приходов, расположенных в зоне первичного расселения русских на территории Енисейского Севера – по реке Енисей и Приангарью, используя теологические, исторические, архитектурные и визуальные методы. Хронологические рамки проекта – рубеж XIX–ХХ вв. – обусловлены формированием представлений о культовых зданиях как памятниках историко-культурного наследия. В рамках проекта предполагается проведение сравнительного анализа и выявления механизмов становления, развития и изменений, происходящих с храмовыми комплексами и их восприятием населением региона, в том числе в зонах межкультурного взаимодействия с автохтонными народами Сибири на севере; разработка новых принципов памятниковедения с учетом широкой историко-культурной и визуальной реконструкции. Мощным импульсом к разработке данной проблемы послужила не только необходимость в сохранении храмов как памятников культурного наследия на территории Енисейского Севера, но и уникальность старожильческих храмовых комплексов, частично утраченных. Не разработана и проблема воспроизводства традиций храмостроительства. Кроме того, проект носит междисциплинарный характер. Он имеет важное научное значение как в аспекте конструирования механизмов складывания и трансформации сакральных пространств (мест памяти), так и в разработке принципов памятниковедения, заключающееся в сохранении культурного наследия в визуальном виде. Новизна проекта заключается в том, что впервые будут выстраиваться механизмы формирования сакрального пространства и оформляться визуальные модели храмов – значимой части материального наследия сибиряков – локального варианта традиционного культового зодчества «сибирское барокко» Енисейского Севера и юга Красноярского края; деревянных культурно-исторических памятников Приангарья. Результаты исследования будут полезны не только для профессиональных историков, теологов и искусствоведов, но также они будут значимы для экскурсионной и музейной деятельности, для образовательного процесса и для сохранения и популяризации культурного наследия Енисейского Севера, формирования на основе старожильческой православной культуры региональной идентичности.

Ожидаемые результаты
1. В результате в рамках междисциплинарного дискурса будет сформирована теоретическая модель сакрального пространства, содержание которой будет отражено в статьях (не менее 10), методическом пособии и монографии. 2. Будут составлены 2 перечня документов, аннотированный указатель архивных и музейных материалов, литературы по сакральному пространству старожильческих приходов на территории Красноярского края (работа в Российском государственном историческом архиве (РГИА, Государственном архиве Российской федерации, Государственном архиве Красноярского края (ГАКК), Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО), Красноярском краеведческом музее, муниципальных архивах и музеях Минусинска, Енисейска, Лесосибирска, Шушенского). 3. Будут даны методические рекомендации в памятниковедении по комплексной реконструкции сакрального пространства старожильческих приходов Приенисейского региона, которые будут отражены в статьях, методическом пособии и монографии. 4. Будут проведены две публичные лекции в краевой библиотеке Красноярского края, 2 лекции на Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК), Рождественские чтения (Москва), 2 презентации проекта на Сибирском историческом форуме 7. Будет опубликованы статьи в журналах ВАК и Скопус «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Религиоведение», «Вопросы истории», «Сибирский антропологический журнал», «Северные архивы и экспедиции», «Вестник Свято-Тихоновского института». 8. Результаты исследований будет представлены на следующих конференциях: Сибирский исторический форум (Красноярск), Антропологический форум (Томск), Международной научно-богословской конференции «Церковь. Богословие. История» (Екатеринбург), Ежегодной Богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (Москва), Баландинских чтениях (Новосибирск) и конференции в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина (СПб) 9. Для визуализации сакрального пространства будут спроектированы 1 интерактивная карта, 2 интерактивные экскурсии


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 г. был подготовлен ряд научных статей, в которых были апробированы теоретические выводы по гранту. Объектом исследования являлся храм как часть сакрального пространства для построения междисциплинарной модели сакрального пространства. Цель работы – разработать новые методические рекомендации памятниковедения в области комплексной реконструкции историко-культурного сакрального пространства, используя теологически, философские и искусствоведческие принципы. В процессе работы было проанализировано современное состояние концепций, связанных с храмовыми объектами, развитие христоцентричного искусства в мире и Российской Федерации, в т.ч на примере коллекции о. Андрея Юревича даны примеры христоцентричного искусства. В статях уделено основное внимание теологическим, философским, искусствоведческим и историческим направлениям современных исследований в области изучения сакральных пространств, сохранения памятников культурно-исторического наследия. Были систематизированы классические искусствоведческие (археологический, иконографический, символогический) и религиоведческие (герменевтический, иеротопический, теменологический) подходы. Использование современных концепций из областей теории и философии архитектуры, социальной философии, психологии, антропологии и культурологии позволило обосновать и определить перспективы междисциплинарного исследования культовых сооружений и сакральных пространств. В качестве примера, демонстрирующего актуальность принципов междисциплинарности в понимании и объяснении храмовой архитектуры, были рассмотрены современные исследования по теоэстетике. Ппредметом исследования стали произведения современной христианской живописи, графики и скульптуры на примере коллекции, вошедшей в 2021 г. в состав Енисейского музея-заповедника. Актуальность состоит в уточнении ряда теоретических аспектов диалога современного искусства и религии на примере взаимодействия священника Андрея Юревича с сибирскими художниками. Новизна заключается в описании социокультурного контекста формирования коллекции в 2000-е гг. С целью выявления основных тенденций в христианском искусстве был применён метод типологии, также было проведено интервью с основателем коллекции священником Андреем Юревичем и с искусствоведом М.В. Москалюк, изучены оригиналы произведений в Енисейском музее-заповеднике. К теоретическим результатам относится реконструкция истории формирования коллекции, этапов её развития (из частной инициативы священника в приходской музей, впоследствии в епархиальный и, наконец, включение в государственный музей). На основе анализа отдельных работ из коллекции разрабатывается типология основных направлений в современном христианском искусстве. Исторические аспекты исследования были рассмотрены в статьях АП. Дворецккой. Н.О. Пикова. Нашими предками храм воспринимался не только как сакральный материальный объект, но и часть духовного наследия многих поколений. Механизм наследования был основан на коллективной ответственности жителей перед потомками. Формируется представление, что храм, как и другие объекты культурного наследия, имеет общечеловеческое значение и историческую ценность, а потому должен охраняться совместными усилиями государства и прихода. Дается описание предмета исследования – ансамбля православных храмов города кЕнисейска ак редчайшего памятника градостроительного наследия. Подчеркивается, что принципы формирования сакрального ландшафта во многом складывались под влиянием традиций Европейского Севера, при создании архитектурно-планировочной композиции явно видны отсылки к Архангельску, что позволяет авторам применять в статье компаративистский подход и сопоставительно-типологический метод. Делается вывод о том, что усилия многих поколений верующих в Енисейске сложился уникальный комплекс храмового зодчества енисейской школы сибирского барокко. Одновременно с материализацией объектов сакрального пространства в городе формировался и уникальный религиозно-культурный код, который складывался из традиций, ритуалов, жизненного цикла. Данная историко-культурная реконструкция будет способствовать сохранению историко-архитектурного наследия Енисейска, формированию представлений о нем как историческом городе, воссозданию и частично музеефикации утраченной религиозной среды. Значительная часть мероприятий проекта была направлена на разработку концепции представления памятников для популяризации историко-культурного наследия. Было подготовлено методическое пособие в области комплексной реконструкции историко-культурного сакрального пространства, где использовались различные методологические подходы к в этой области и давались рекомендации по использованию памятников в современной окружающей среде. Сейчас храмы вновь стали действующими. Их придется наполнять заново символами религиозной жизни, формировать религиозное пространство – православную традицию, ритуалы, жизненный круг. Через участие государства, церкви, самих верующих есть возможность вновь запустить процесс воспроизводства традиции. Только часть из них, понесшие наименьшие утраты, передается общинам верующих и при них возрождается религиозная жизнь. Те же, что были реконструированы и по сути отстроены вновь скорее воспринимаются как произведения архитектуры и очаги культуры, истории старожилов Приенисейской Сибири. Делается вывод о том, что при всей господствующей на современном этапе эклектики и конструктивизме, интересы государства и церкви на многом пересекаются при сохранении культовых объектов Енисейска, что позволяет сформировать новый религиозно-культурный код. Был подготовлен виртуальный тур по следующим объектам: Енисейский Спасо-Преображенский монастырь, Енисейский Богоявленский собор, енисейские Успенская, Троицкая, Воскресенская церкви, Храм в честь Святого апостола Андрея Первозванного и Собор Воздвижения Честного Креста Господня г. Лесосибирска (https://eniseysk.sfu-kras.ru/). В рамках подготовки виртуальной экскурсии проведены следующие работы: разработка концепции виртуального тура, подготовка и согласование ТЗ, организация процесса съемки сферических панорам (г. Енисейск, г. Лесосибирск), контроль качества исполнения работ, приемка результатов работ, размещение виртуального тура на базе информационных ресурсов СФУ (Пиков Н.О.). Для представления виртуальной экскурсии и представления утраченных объектов разработана структура сайта «Сакральное пространство Енисейской Сибири». Была проведена фотофиксация мест расположения утраченных объектов, они нанесены на панораму города, уточнены размеры утраченных храмов, проведена панорамная съемка с воздуха, подготовлены 3D модели (5 шт) с визуализацией (20 шт. фотографий). Для этого созданы 3D-модели внешнего вида Объектов, выполнено благоустройство территории 3D-модели, в том числе малые архитектурные формы для большей реалистичности, подготовлены фотографии. Объекы – культовые сооружения г. Енисейска: Преображенская, Рождественская, Крестовоздвиженская, часовня Св. Николая, синагога. Для этого были предоставлены планы, чертежи культовых сооружений, размерный план с указанием габаритов основных строений, фотографии уже существующих зданий на месте утраченных и территории необходимых исполнителю Результаты изучения коллекции современного христианского искусства Енисейского музея-заповедника нашли отражение в одном мастер-классе, двух публичных радиопередачах: 18 июня 2022: Что такое христоцентричное искусство? (передача «Философские ночи» на радио «Вера»). URL: https://radiovera.ru/chto-takoe-hristocentrichnoe-iskusstvo.html; 1 июля 2022: Библейские пастели Румяны Внуковой (передача «Витраж» на радио «Теос»): URL: https://www.youtube.com/watch?v=I7AxouqICnk.

 

Публикации

1. Барашков В.В. Коллекция современного христианского искусства в Енисейском историко-архитектурном музее-заповеднике им. А.И. Кытманова: история формирования и перспективы развития Концепт: философия, религия, культура, - (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-121-134

2. Бегчин Д..А Храмовая архитектура и религиозная антропология Известия Иркутского государственного университета». Серия «Политология. Религиоведение», - (год публикации - 2023)

3. Дворецкая А.А., Терскова А.А. Иудейская община г. Енисейска во второй половине XIX – начале ХХ вв. Народы Сибири и Дальнего Востока с древних времён до наших дней, Народы Сибири и Дальнего Востока с древних времён до наших дней. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2022. 1649 с. (год публикации - 2022)

4. Дворецкая А.П., Пиков Н.О. Формирование представлений о храме как объекте историко-культурного наследия во второй половины XIX — начале XX в. (на материалах Енисейской губернии) Северные архивы и экспедиции, Северные архивы и экспедиции. 2022. Т. 6. No 4. С. 43–52. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31806/2542-1158-2022-6-4-43-52

5. Дворецкая А.П., Слабуха А.В., Пиков Н.О The sacred space and temple architecture of pre-revolutionary Yeniseisk: formation and development Журнал СФУ. Гумантираные науки, - (год публикации - 2023)

6. Дворецкая А.П. Роль купечества в формировании религиозного облика Енисейска Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX вв.: тезисы докладов Пятой международной научной конференции (Новосибирск, 27–29 сентября 2022 г.), Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI–XX вв. Санкт-Петербург ; Новосибирск, 2022. 311 с. (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 г. был подготовлен ряд научных статей и монография, в которых были апробированы теоретические выводы по гранту. Объектом исследования являлись религиозный ландшафт и приход как часть сакрального пространства. В процессе работы было проанализировано современное состояние концепций, связанных с религиозными ландшафтами и приходами, развитие идей и представлений местных сообществ, отдельных групп верующих и представителей духовенства Енисейского Севера о вере и религии. В работе была создана модель сакрального пространства, состоящая из трех осей: первая ось (уровень) – материальная, видимый религиозный (сакральный) ландшафт. Он включал в себя природные и культовые объекты, как результат человеческой деятельности, священные (сакральные) места (сакральная площадка, святилище, храм, кладбище, священные источники, места паломничества), он же наполнял определенным составом населяющих данную территорию людей, отличающихся по количеству, этно-конфессиональному и возрастному составу. Вторая ось (уровень) сакрального пространства – это антропогенная (социально-духовная составляющая) – творение человеческого разума — мир верующего человека, то, что искусственно создано в социуме и закреплено в материальной среде через Литургию и приход, через коммуникацию и взаимодействие индивидов, институтов, общины. Эта социально-духовная составляющая прослеживается через благотворительную, просветительскую деятельность общины, через благолепие храмов и религиозные праздники. Третья ось (уровень) сакрального пространства – это уровень личностный, индивидуальный, мировоззренческий. Он представлен через религиозное поведение (посты, участие в исповеди, крестных ходах, посещении Литургии), образ жизни, через индивидуальный труд и пример щедрости и благотворительности, аскетизма, почитания святынь. Сохранение, репрезентация и осмысление сакрального пространства на всех трех уровнях, этого «духовного каркаса» необходимы сегодня для дальнейшего гармоничного развития государства, для укрепление жизнеспособности и целостности России, для выработки механизмов адаптации к новым условиям жизнедеятельности верующего человека. Данные положения нашли свое отражение в монографии, методическом пособии, ряде статей. При переходе на второй уровень авторы различают в религиозной практике христианства догматическо-церковный уровень сакрального пространства, который формируется Церковью и священниками на уровне прихода, и уровень народной религиозности. Авторами также выделяются факторы, влиявшие на социальное бытие религиозной общины: государство, институт Церкви, местные сообщества, священнослужители, отдельные сословные категории населения (купцы) и т.д. И если первые два явления получили достаточно широкое освещение в научной литературе, в т т.ч. применительно к формированию религиозного ланлшафта, то другие феномены еще недостаточно изучены. Современных теологов объединяет рассмотрение сакрального пространства не только как места совершения литургии и собрания общины, но и как пространства эстетической и нравственной коммуникации. Сакральное пространство включает не только видимый ландшафт, но и отдельный сакральный мир общины и верующего человека. В этом контексте особо звучит теория «областных культурных гнезд» отдельно выделяется сакральное пространство вокруг прихода и храма как часть религиозного ландшафта территории, обозначается его ценность для формирования локальных социальных практик (Анциферов-Гревс-Пиксанов). Уже современные ученые вводят термин «топография священного», понимаемый им как реконструкцию методами научного описания пространственной среды, заключающей в себе топосы, которые отмечены признаком святости. Для обозначения таких мест вводится понятие «святилище», отграниченное от профанного мира с помощью либо природных средств, либо искусственных способов (рассматривается в двух смыслах – культовом или социальном, не говоря уже о совмещении (Забияко). Продолжая эту семантическую составляющую, изучается система сакральной географии, типологии знаков и символов, составляющей ее репрезентативный фонд (Худяев). В то же время, храмы включаются в культурные ландшафты как некие образы пространства, находящиеся ближе всего, в силу своей доминирующей визуальности, к сознательным репрезентациям и интерпретациям различных локальных сообществ и их отдельных представителей (Замятин). Сакрализация местности, связанной с духовными ориентирами – особопочитаемыми святынями и святыми, механизм формирования таких духовных мест, связь рукотворного и нерукотворного ландшафта отмечается многими представителями архангельской ландшафтной школы. По их мнению, мир природы – это мир святости, уход от человеческого мира в богоустановленный порядок, не испорченной грехом природы. Природа – это второе откровение, второе писание. Видимая природа «как бы книга, написанная Царством Божиим» (Теребихин; важно семантическое тождество с: Лихачевым). В современном обществе, как никогда ранее, религиозная жизнь имеет вариативные особенности, так как зависит от личностного, индивидуального, мировоззренческого уровня верующего человека, его восприятия сакральных объектов и наделения священными смыслами. В связи с этим в исследовании при характеристике современного сакрального пространства Енисейского Севера уделено значительное внимание репрезентации сакральных объектов современным обществом. В ряде публичных мероприятий (заседаниях круглых столов и презентации проекта), статье «Сакральное пространство Енисейского Севера в проектах будущего» (А.П. Дворецкая, Н.О. Пиков и А.В. Слабуха), статье «Христианские образы в изобразительном искусстве Сибири в контексте формирования сибирской и российской идентичности» (В.В. Барашков) анализируют процесс восстановления историко-культурных памятников федерального значения – храмов г. Енисейска, останавливаются на опыте сохранения других памятников культуры региона, демонстрируют свой опыт работы в данной области, связанный с созданием новых музейных пространств, формированием туристических маршрутов. Делается вывод, что благодаря разнообразным сценариям, могут быть сформированы или воссозданы ранее утраченные элементы сакрального пространства. Подчеркивается, что в настоящее время мировая и российская общественность осознает ценность религиозных объектов не просто как части религиозного культа, формирующего внутреннее и внешнее сакральные пространства, но неотъемлемого элемента культурно-исторической среды той или иной местности, важного условия самоидентификации, стабилизации единения членов группы. Важная практическая часть проекта – разработка рекомендаций по работе с новыми технологиями, поэтому значительное внимание уделено развитию креативных индустрий в данной сфере деятельности. Методологически для нас важны разработки тартусско-московской семиотической школы, которые позволяют через оставшиеся следы сакрального пространства на Енисейском Севере, провести виртуальную реконструкцию отдельных сакральных мест. В рамках проекта были подготовлены виртуальные туры по культовым отреставрированным объектам Енисейска, Енисейского, Казачинского и Пировского районов, проведена реконструкция утраченных объектов Приангарья: в с. Мозговая (Верхняя Кежма), Селенгино, Яркино, разработана интерактивная карта Енисейской Сибири (27 сакральных мест). Данная карта размещена на интерактивном ресурсе по истории конфессий Енисейской Сибири, расположенный на интернет-платформе СФУ «SACRA» (sacra-space.ru). Здесь же размещены объекты 3D-моделирования, виртуальные экскурсии, фотографии, документы и иная историческая информация. В перспективе – полный каталог сакральных объектов Енисейского Севера, включая описание памятников, их фотографии, информацию об их истории и архитектуре, а также описание артефактов.

 

Публикации

1. Барашков В.В. Христианские образы в изобразительном искусстве Сибири в контексте формирования сибирской и российской идентичности Религиоведение, - (год публикации - 2024)

2. Барашков В.В., Бегчин Д.А., Круглова И.Н. Храмовая архитектура в контексте теоэстетики: междисциплинарный подход Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, - (год публикации - 2024)

3. Дворецкая А.П. Информационный потенциал и возможности базы данных и ГИС-системы населенных пунктов Приенисейской Сибири (середина XIX – начало ХХ века) в свете современной регионалистики Вестник Пермского университета. История, Вестник Пермского университета. История. 2023. № 4(63). С. 5-15 (год публикации - 2023)

4. Дворецкая А.П., Пиков Н.О. Культовые объекты в пространстве малых городов Приенисейского севера: сохранение и развитие X Международный Сибирский исторический форум "Сибирь и Россия: история и культура". М.: Издательство «Перо», 2023. Мб [Электронный ресурс]., Культовые объекты в пространстве малых городов Приенисейского севера: сохранение и развитие // X Международный Сибирский исторический форум "Сибирь и Россия: история и культура". М.: Издательство «Перо», 2023. Мб [Электронный ресурс]. С. 1589-1591 (год публикации - 2023)

5. Дворецкая А.П., Пиков Н.О., Слабуха А.В., Меховский В.А. Сакральное пространство Енисейского Севера в виртуальных проектах Историческая информатика, - (год публикации - 2023)

6. Дворецкая А.П.,Слабуха А.В., Пиков Н.О. Сакральное пространство Енисейского Севера в проектах будущего Журнал "Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки", - (год публикации - 2024)


Возможность практического использования результатов
Подготовка материалов для паспортизации вновь выявленные объекты культурно-исторического наследия, подготовка методического пособия, 3D- моделей утраченных объектов будут востребованы Службой по государственной охране объектов культурно-исторического наследия, Центром по сохранению культурного наследия Красноярского края, в рамках публичных мероприятий и подготовки виртуальных туров по объектам возможно сотрудничество с Центром культурных инициатив Красноярского края, министерствами образования и культуры Красноярского края, информационная система САКРА будет востребована Управлением общественных связей Губернатора Красноярского края, музеями, Красноярской митрополией, муфтиятом Красноярского края, а также аналогичными организациями РеспубликиТыва и Республики Хакасия. Все вышеперечисленные организации, а также музеи Приенисейской Сибири заинтересованы в публикации результатов проекта и полевых исследований в статьях и монографии, методическом пособии, обнародовании на конференциях и проектных семинарах. Полноценная работа информационной системы САКРА выводит наш регион на первое место среди регионов Сибири, так как в них нет аналогов данной системы.