КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 22-28-01671
НазваниеИосиф Бродский в мировой культуре. История и современность отечественных и зарубежных рецепций и интерпретаций
РуководительРоманова Ирина Викторовна, Доктор филологических наук
Организация финансирования, регион Автономная некоммерческая организация высшего образования "Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского", г Санкт-Петербург
Период выполнения при поддержке РНФ | 2022 г. - 2023 г. |
Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение
Ключевые словаКатегории, смыслообразы и концепты творчества Бродского; внутренняя оппозиция и эмиграция; поэзия и христианство; история и современность восприятий, истолкований и исследовательских подходов
Код ГРНТИ17.00.00
СтатусУспешно завершен
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
В 2020 году исполнилось 80 лет со дня рождения Иосифа Бродского, выдающегося поэта ХХ века, который является не только одним из самых известных отечественных поэтов нашего времени, но и символом мировой поэзии, ее художественных и философских высот. Будучи учеником Анны Ахматовой, увлеченным последователем Б. Пастернака, М. Цветаевой и О. Мандельштама, преемником классических традиций Е. Баратынского, А. Пушкина, Е. Лермонтова, Бродский продолжал и развивал русскую литературу в специфических условиях неоднозначного XX века: вначале в пределах регламентированного СССР, позднее — в условиях вынужденной эмиграции. Очевидно, что в судьбе и творчестве Бродского нашла отражение история его родины, история всей страны. Тем не менее к “зеркалу советской эпохи” Бродского и его поэзию свести нельзя. Специалистам и почитателям поэзии известны оценки Бродского (так же, как и Мандельштама и Пастернака) как “самых христианских” поэтов ушедшего века. Как и в случае с Е. Баратынским и Ф. Тютчевым, Бродского, бесспорно, следует рассматривать как поэта-мыслителя.
Литература, посвященная Бродскому, как в России, так и далеко за рубежом, огромна, рост критических публикаций множится. Между тем не вся научно-критическая рефлексия носит равноценный характер. Актуальной на современном этапе представляется задача систематической аналитики текстов гениального поэта, выявления и оценки тенденций восприятия и осмысления поэтического (и эссеистического) наследия неординарного Бродского. Проблема в том, что такая работа до сих пор на должном уровне не осуществлена.
Цель проекта – проведение масштабного исследования отношения к идейно-художественному наследию наследия Иосифа Бродского, в результате которого его творчество будет представлено в качестве репрезентативного феномена отечественной и мировой культуры. Способ достижения цели – формирование объективного “стереоскопического портрета” Бродского в зеркалах отечественной и мировой культуры, который позволит обна(ру)жить масштаб Бродского-поэта, его вклад в эволюцию поэтического языка, углубить представление о личности поэта, выявить метафизический и гуманистический потенциал Бродского-философа.
Цель исследования достигается решением ряда коррелирующих и тесно взаимосвязанных задач.
1. Исследование истории рецепций и интерпретаций, как в отечественной, так и в мировой рефлексии. Основной результат — издание в смешанном жанре антологии/коллективной монографии “Бродский: pro et contra” ≈50 печатных листов, публикация в 2022 году, посвященная 80-летнему юбилею поэта, 50-летию вынужденной эмиграции, 35-летию вручения Нобелевской премии. Антологическую часть составят тексты, которые уже состоялись как исторические факты (или артефакты), а монографическую часть – статьи современных исследователей.
2. Анализ основных современных тенденций дискурса наследия Бродского — не только российского, но и зарубежного (европейского и американского). Основной результат – две коллективные монографии с рабочими названиями “Иосиф Бродский: как эпоха” ≈30 печатных листов и «“И цифры как-то сходятся в слова”: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии» ≈ 20 печатных листов, публикация 2023 год.
3. Представление поэта, эссеиста, драматурга Бродского как явления общемировой культуры. Основной результат — информационно-аналитический ресурс “Бродский и мировая культура” по адресу http://brodsky.rhga.ru, содержащий существенно расширенную и дополненную версию результатов исследования. Демоверсия 2022 год, полная версия 2023 год.
4. Промежуточные результаты: серия научно-аналитических статей – не менее 12 (не менее 6 SCOPUS, WoS), из них не менее 6 в первый год.
Фундаментальность исследования обеспечивается емким охватом основных источников по творчеству Бродского через включенность в общий контекст проблематики «Русского Пути». Столь комплексное междисциплинарное (многие тексты о Бродском выполнены в сугубо литературоведческом ключе) исследование, посвященное Бродскому и учитывающее максимально возможную полноту проблемных аспектов по методу pro et contra, будет проведено впервые в мировой науке. Исследование актуально для развития новых направлений в литературоведении, освоении зарубежного исследовательского опыта, укреплении интердисциплинарных связей между филологией, философией, культурологией.
Ожидаемые результаты
Исследование, посвященное творчеству Иосифа Бродского, подобного масштаба и такой комплексности будет проведено впервые. Результаты с очевидностью будут востребованы как профессиональными литературоведами, философами, культурологами, историками, так и необычайно широкими слоями поклонников поэзии Бродского – в России и во всем мире.
Основной результат первого года (2022 г.) — издание в смешанном жанре антологии/коллективной монографии “Бродский: pro et contra” ≈50 печатных листов.
Основной результат второго года (2023 г.) – коллективные монографии с рабочими названиями «Иосиф Бродский как эпоха» ≈ 30 печатных листов и «“И цифры как-то сходятся в слова”: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии» ≈ 20 печатных листов.
Текущий результат всего рабочего периода — информационно-аналитический ресурс “Бродский и мировая культура” по адресу http://brodsky.rhga.ru, содержащий существенно расширенную и дополненную версию результатов исследования. Демоверсия 2022 год, полная версия 2023 год.
Промежуточные результаты: серия научно-аналитических статей – не менее 12 (не менее 6 SCOPUS, WoS), из них не менее 6 в первый год.
Будет подведен итог отечественного и зарубежного бродсковедения, который можно рассматривать и в качестве репрезентативного среза отечественной и мировой поэзии и духовной культуры. Результаты будут востребованы как профессиональными литературоведами, философами, культурологами, историками, так и необычайно широкими слоями поклонников поэзии Бродского – в России и во всем мире.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Работа над проектом проводилась в соответствии с концепцией и заявленным планом. В результате проведенных изысканий, анализа документов, материалов и ресурсов у коллектива исследователей сложилась четкая структура первого этапа проекта, уточнилось понимание задач по всем направлений работы.
1) Создан оригинал-макет и опубликована антология «И.А.Бродский: pro et contra» объемом 55 п.л.
Антология «И. А. Бродский: pro et contra» представляет собой емкий и обширный свод научного материала, созданного на основе разноаспектного исследования поэтического творчества современного русского классика, лауреата Нобелевской премии 1987 г. Иосифа Бродского. В издание включены работы авторитетных отечественных и зарубежных литературоведов и критиков, философов и искусствоведов, написанные в разные годы. Цель настоящей антологии — обобщить сделанное и заложить базу для будущих исследований. Труды, составившие данный том, позволяют взглянуть на «бродсковедение» в ретроспективе и понять причины вчерашних дискуссий. Составителям было важно показать разброс мнений до того, как имя поэта вошло в канон, поэтому они постарались включить в антологию не мемуары, а рефлексии, не эссе, а статьи. Антология подразделяется на несколько разделов, каждый из которых отражает особые грани творческого таланта И. Бродского. Каждый материал, опубликованный ранее, сопровождается ссылкой на источник. Издание рассчитано как на специалистов-исследователей, так и на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития истории русской литературы ХХ в.
2) Разработаны концепция и структура, а также подготовлены материалы для написания отдельных глав двух коллективных монографий с рабочими названиями: «Иосиф Бродский как эпоха» и «“И цифры как-то сходятся в слова”: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии».
Коллективная монография с рабочим названием «Иосиф Бродский как эпоха» будет включать в себя работы по различным аспектам научного анализа художественного творчества Бродского и затронет проблемы мировоззренческих оснований поэта, конвенциональности, вопросы поэтики: языка, стиля, стиха, жанровой природы произведений, тематической, образной, мотивной, композиционной систем (и др.) как отдельных поэтических произведений Бродского, так и смысловых пластов его поэтического, драматургического, эссеистического наследия. Структура коллективной монографии продиктована логикой концептуального охвата художественного мира поэта и соответствует направлениям проблемно-тематического и жанрового-стилевого членения, выделения отдельных циклов и микроциклов, «больших стихотворений» и поэм Бродского, его наиболее репрезентативных текстов. Акцент будет сделан на поэтологии Бродского, на научной стратегии осмысления лирического наследия поэта. Наряду с теоретической рефлексией, том коллективной монографии может включать в себя новые (новейшие) переводы «американских» текстов Бродского на русский язык.
Коллективная монография «“И цифры как-то сходятся в слова”: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии» станет отражением исследования, проведенного на стыке литературоведения и лингвистики и базирующегося на анализе языка поэта. В основе оригинальной методики лежит интегрированная база данных, многоаспектное лексикографическое описание, включающее составление и анализ данных частотного словаря поэтического языка Бродского, функционального тезауруса, словаря образных моделей, словаря повторяющихся лексических комбинаций, данные для которого обеспечиваются оригинальным программным комплексом «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах». Кроме того, учитываются и описываются разноуровневые признаки и их взаимодействие путем многомерного анализа.
3) Разработана структура и архитектура информационного ресурса с рабочим названием «Иосиф Бродский и мировая культура», собран материал для ряда его разделов и открыта его демоверсия по адресу: http://brodsky.rhga.ru/. Информационный ресурс является расширенной версией проекта, где будут размещены материалы как исследовательского характера, так и медийного (видео исследования, документалистика, аудиоархив). Это ресурс культурологического и междисциплинарного плана, включающий исследовательскую, аналитическую, библиографическую информацию, а также литературно-философскую рефлексию, отражающий влияние И.Бродского на последующее развитие литературы и культуры, включающий богатый медийный (фото, аудио, видео) ряд; содержательное представление исторических обстоятельств эпохи И.Бродского и его ближайшего его окружения. Сайт представляет наследие И.Бродского как насыщенный феномен отечественной и мировой культуры, как своего рода призму, в которой отражается российская культура. Наш инфоресурс заложит основы для последующих научных изысканий в культуроцентричной парадигме и создаст максимально репрезентативную картину отношения к И.Бродскому в России и за рубежом.
4) Сверх заявленного плана был создан оригинал-макет и опубликована монография О.В. Богдановой «Поэтические миры Иосифа Бродского» (в соавторстве с Е.А. Власовой) объемом 10,9 п.л.
В монографии представлены работы за текущий рабочий год, которые были проделаны автором в аспекте научного исследования наиболее «сложных» текстов Иосифа Бродского. Предметом научной рефлексии авторов стали тексты Бродского «Пилигримы», «Шествие», «Стансы», «Горбунов и Горчаков», «Осенний крик ястреба», а также эссеистическая часть наследия Бродского – его эссе «Путешествие в Стамбул». Научно-монографическое издание посвящено проблемам развития русской литературы ХХ века и непосредственно вопросам своеобразия поэтического творчества И. Бродского. Авторы предлагают новый взгляд на знакомые и знаковые произведения поэта, неоднократно отрефлексированные критикой, обнаруживают неожиданные ракурсы поэтических текстов, выявляют их глубинные интертекстуальные пласты. Издание предназначено для специалистов-филологов, студентов, аспирантов филологических факультетов гуманитарных вузов, для специалистов по истории развития русской литературы ХХ века, для любителей поэзии Иосифа Бродского.
5) Промежуточные научные результаты исследования отражены в публикации двадцати двух аналитических статей по тематике проекта (запланировано было не менее шести статей), а также в выступлениях с докладами по тематике проекта на различных научных мероприятиях.
Теоретико-практические аспекты актуальности и значимости исследования обусловлены востребованностью предполагаемых результатов в отечественном образовании и просвещении, в интерпретации кросс-культурных взаимодействий и взаимовлияний. Разнообразие и широкий диапазон как традиционных, так и инновационных методологических подходов обеспечивает исчерпывающее, стереоскопическое описание феномена личности и творчества И. Бродского. Полученные (антология и монография) и ожидаемые (две коллективные монографии, информационный ресурс) в результате исследования конечные научные продукты обнаружат новые современные ракурсы восприятия личности и творчества И.Бродского; дадут целостную и систематически выстроенную картину истории восприятия творчества поэта в отечественной и мировой культуре; позволят не только познакомиться с классическими текстами, но и представят современный дискурс идей; раскроют тему понимания И.Бродского и его творческого наследия как своего рода зеркала русской культуры. Научные продукты (антология, коллективные монографии, монография, информационный ресурс) ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и предназначены для литературоведов, филологов, лингвистов, культурологов, философов, представителей других гуманитарных наук, а также всех читателей, интересующихся отечественной литературой и культурой в целом.
Публикации
1. Азаренков А. А. Бродский и О. Седакова: мотивы христианства в поэтической системе Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 3-6. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.001
2. Азаренков А. А. Доктринальное и поэтическое в творчестве Иосифа Бродского и Ольги Седаковой XXII Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге 25–28 мая 2022 г.: сборник научных статей и материалов литературных секций / отв. ред. Д. К. Богатырев, сост. и гл. ред. О. В. Богданова. СПб.: Изд-во РХГА, 2022., С. 74-80 (год публикации - 2022)
3. Азаренков А. А. Призыв к порядку. Иосиф Бродский и Игорь Чиннов Новый мир, № 7, Июль. – С. 198-208. (год публикации - 2022)
4. Богданова О. В., Баранова Т. Н. Нарративные стратегии в стихотворении И. Бродского «Он знал, что эта боль в плече...» Филологические науки. Вопросы теории и практики., Том 15, № 10. – С. 3036-3042. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30853/phil20220551
5. Богданова О. В., Бурая М. А. Сверхтекстовое единство рождественского, итальянского и любовного претекстов в стихотворении «Я был только тем, чего» И. Бродского Верхневолжский филологический вестник, No 2(29). – С. 17-27. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.20323/2499-9679-2022-2-29-17-27
6. Богданова О. В., Власова Е. А. Константы «петербургского текста» в поэме И. Бродского «Горбунов и Горчаков» Русская классика: сборник статей / сост. Е.В. Егорова, А.В. Святославский. - М.: Макс-пресс, 2022., Выпуск 3. - С. 52-66. (год публикации - 2022)
7. Богданова О. В., Власова Е. А. В поисках самопознания (интертекстуальные пласты поэмы И. Бродского «Шествие») Научный диалог, Т. 11. — № 2. — С. 258–281. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-2-258-281
8. Богданова О. В., Власова Е. А. Ностальгический подтекст в «Осеннем крике ястреба» И. Бродского Научный диалог, Т. 11. — № 4. — С. 284-299. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-4-284-299
9. Богданова О. В., Власова Е. А. Интертекстуальные подтексты элегии Иосифа Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж...» Научный диалог, Т. 11. — № 8. — С. 206-221. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2022-11-8-206-221
10. Богданова О. В., Власова Е. А. Поэма И. Бродского «Горбунов и Горчаков» (образ героя: цельность или двойничество) XXII Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге 25–28 мая 2022 г.: сборник научных статей и материалов литературных секций / отв. ред. Д. К. Богатырев, сост. и гл. ред. О. В. Богданова. СПб.: Изд-во РХГА, 2022., С. 106-120 (год публикации - 2022)
11. Богданова О. В., Власова Е. А. Интертекстуальные планы мистериальной поэмы И. Бродского Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 10-18. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.003
12. Богданова О. В., Власова Е. А. «Ностальгические мотивы эмигрантской поэзии И. Бродского («Осенний крик ястреба») Acta eruditorum, Вып. 41. 2022. — С. 60-66. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.41.010
13. Богднова О.В., Азаренков А.А., Бурая М., Власова Е. The poem “I was only what” as the semantic centre of Brodsky’s supertextual unity Ad Alta: Journal of interdisciplinary research, 12/01 (Volume 12, Issue 1), June, 2022. – рр. 38-44 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33543/1201
14. Богднова О.В., Власова Е.А., Бурая М., Жилене Е. The “Journey to Istanbul” by Joseph Brodsky (reality and metaphor) Ad Alta: Journal of interdisciplinary research, 12/01 (Volume 12, Issue 1), June, 2022. – рр. 187-192. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.33543/1201
15. Бурая М. А. Образ Бенвенуто Челлини в сверхтекстовом единстве И. А. Бродского Филологические науки. Вопросы теории и практики., Том 15. № 6. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30853/phil20220314
16. Бурая М. А. Функции золотого цвета в стихотворении И. Бродского «Горение» как части сверхтекстового единства Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 26-30. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.005
17. Бурая М. А. Рождественский претекст как основа сверхтекстового единства И. Бродского Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 19-25. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.004
18. Бурая М. А. О некоторых аспектах интертекстуального и мифопоэтического уровней в стихотворении И.Бродского «Горение» XXII Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге 25–28 мая 2022 г.: сборник научных статей и материалов литературных секций / отв. ред. Д. К. Богатырев, сост. и гл. ред. О. В. Богданова. СПб.: Изд-во РХГА, 2022., С. 121-135. (год публикации - 2022)
19. Бурая М. А. Рождественское стихотворение «25.ХII.1993» в составе сверхтекстового единства И. А. Бродского: поэтика названия и посвящения Acta eruditorum, Вып. 41. 2022. — С. 67-71. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.41.011
20. Романова И. В. Тема войны в поэзии И. Бродского Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 84-87. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.012
21. Романова И. В. «Я просто брежу разговором»: поэтика диалога в поэзии Бродского Acta eruditorum, Вып. 40. 2022. — С. 75-83. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25991/AE.2022.22.40.011
22. Романова И. В., Павлова Л. В. «И каждому достанется портрет...»: Бродский о себе и поэты о Бродском XXII Свято-Троицкие ежегодные международные академические чтения в Санкт-Петербурге 25–28 мая 2022 г.: сборник научных статей и материалов литературных секций / отв. ред. Д. К. Богатырев, сост. и гл. ред. О. В. Богданова. СПб.: Изд-во РХГА, 2022., С. 165-178 (год публикации - 2022)
23. Богданова О. В., Власова Е. А. Поэтические миры Иосифа Бродского СПб.: Алетейя, 2022. – 174 с., СПб.: Алетейя, 2022. – 174 с. (год публикации - 2022)
24. Богданова О.В., Степанов А.Г. И. А. Бродский: pro et contra, антология СПб.: РХГА, 2022. — 878 с. — (Русский Путь)., / Сост. О. В. Богда- новой, А. Г. Степанова; предисловие А. Г. Степанова. (год публикации - 2022)
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
1) Создан оригинал-макет и опубликована коллективная монография «Иосиф Бродский как эпоха» объемом 43 п.л.:
Коллективная монография включает исследование различных аспектов художественного творчества поэта и затрагивает проблемы мировоззренческих оснований поэта, конвенциональности, вопросы поэтики: языка, стиля, стиха, жанровой природы произведений, тематической, образной, мотивной, композиционной систем как отдельных поэтических произведений Бродского, так и смысловых пластов его художественного наследия. Структура коллективной монографии продиктована логикой концептуального охвата художественного мира поэта и соответствует направлениям проблемно-тематического и жанрового-стилевого членения, выделения отдельных циклов и микроциклов, «больших стихотворений» и поэм Бродского, его наиболее репрезентативных текстов. Акцент сделан на поэтологии Бродского, на научной стратегии осмысления лирического наследия поэта.
Коллективная монография построена по принципу переключения фокуса от общего, панорамного плана (вопросов поэтики) к частному, крупному (анализ одного стихотворения), по принципу переключения из регистра моно (в центре один Бродский) к стерео – транскультурному диалогу Бродского и других авторов и традиций. Наконец, в структуре книги происходит смена субъекта – в исследовательский объектив попадают другие авторы – его современники и потомки, поэтически переосмысливающие «феномен Бродского». Авторы и составители коллективной монографии надеются, что предложенный взгляд на поэта поможет осмыслить значение Иосифа Бродского в контексте времени как профессиональным филологам, так и заинтересованным читателям. Книга предназначена как филологам, так и широкому кругу интересующихся современной литературой читателей.
2) Создан оригинал-макет и опубликована коллективная монография «“И цифры как-то сходятся в слова”: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии» объемом 20,5 п.л.
Коллективная монография стала отражением исследования, проведенного на стыке литературоведения и лингвистики и базирующегося на анализе языка поэта. В основе оригинальной методики лежит интегрированная база данных, многоаспектное лексикографическое описание, включающее составление и анализ данных частотного словаря поэтического языка Бродского, функционального тезауруса, словаря образных моделей, словаря повторяющихся лексических комбинаций, данные для которого обеспечиваются оригинальным программным комплексом «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах». Кроме того, учитываются и описываются разноуровневые признаки и их взаимодействие путем многомерного анализа. Опора на данные указанного комплекта разнообразных словарей помогает объективно охарактеризовать круг семантических значений конкретного слова у конкретного автора. Подобный подход позволяет среди значений, присущих слову как таковому или приобретённых им за многовековую жизнь в художественной, философской, религиозной традициях, выявить те, которые актуальны для авторского идиостиля.
В центре внимания авторов коллективной монографии исследование различных аспектов поэтики И. Бродского –– поэтической фоники, грамматики, тематики, образной системы –– с помощью количественных подходов. Квантитативные методы позволили обнаружить объективные тенденции на разных уровнях текста, которые сложно или невозможно было заметить невооруженным глазом. Авторы констатируют явления и предлагают их интерпретацию. Книга адресована специалистам-филологам, преподавателям литературы, студентам, а также широкому кругу читателей, интересующихся русской поэзией.
3) Открыта полная версия информационного ресурса «Иосиф Бродский и мировая культура» по адресу: http://brodsky.rhga.ru/.
Информационный ресурс является расширенной версией проекта и включает материалы как исследовательского характера, так и медийного. Это ресурс культурологического и междисциплинарного плана, включающий исследовательскую, аналитическую, библиографическую информацию, а также литературно-философскую рефлексию, отражающий влияние И.Бродского на последующее развитие литературы и культуры, включающий разнообразный медийный ряд; содержательное представление исторических обстоятельств эпохи И.Бродского и его ближайшего окружения. Сайт представляет наследие И.Бродского как насыщенный феномен отечественной и мировой культуры, как своего рода призму, в которой отражается российская культура. Инфоресурс закладывает основы для последующих научных изысканий в культуроцентричной парадигме и предлагает репрезентативную картину отношения к И.Бродскому в России и за рубежом.
4) Сверх заявленного плана был создан оригинал-макет и опубликована монография: Богданова О.В., Баранова Т.Н. «Безграничные миры Иосифа Бродского» объемом 19,8 п.л.
В монографии предметом научной рефлексии становится поэтически безграничный мир Иосифа Бродского. Авторы рассматривают малые жанровые формы и «большие стихотворения» Иосифа Бродского, предлагают аналитический взгляд на поэтические тексты художника, остававшиеся за пределами пристального внимания критики. Так, в работе впервые рассмотрены как цельное произведение циклы «Июльское интермеццо» и «Музыкальный дивертисмент», ранее анализировавшиеся только в отдельных частях. В исследовании расшифрованы многие т.н. «темные места» поэзии Бродского, ранее составлявшие загадку для исследователей, например, образ «розового угла» в стихотворении «Бессмертия у смерти не прошу…», многоликий образ Бога в стихотворении «В деревне Бог живет не по углам…» или необычный образный ряд в «Бабочке». Прослежены интертекстуальные ряды стихотворений Бродского — вербальные, визуальные, музыкальные. Издание предназначено для специалистов-филологов, студентов и аспирантов филологических факультетов гуманитарных вузов, для всех интересующихся историей развития русской литературы ХIХ–ХХI вв. и прежде всего поэзией Иосифа Бродского.
5) Промежуточные научные результаты исследования отражены в публикации двадцати одной аналитической статьи по тематике проекта (запланировано было не менее шести статей), а также в выступлениях с докладами по тематике проекта на различных научных мероприятиях.
Теоретико-практические аспекты актуальности и значимости исследования обусловлены востребованностью предполагаемых результатов в отечественном образовании и просвещении, в интерпретации кросс-культурных взаимодействий и взаимовлияний. Разнообразие и широкий диапазон как традиционных, так и инновационных методологических подходов обеспечивает исчерпывающее, стереоскопическое описание феномена личности и творчества И. Бродского и представляет поэта в полноте палитры субъективных оценок, рефлексий и интерпретаций. Созданные в результате второго года исследования две коллективные монографии и монография отражают различные интерпретации творчества И.Бродского, стремясь к максимальной объективности, залогом чему служит опора на языковую, текстовую реальность. Информационный ресурс является расширенной версией исследования. Применение разных методологий – от традиционных до инновационных – направляет изучение феномена Бродского по пути интеграции литературоведения, лингвистики, философии, культурологии и других дисциплин. Впервые работа была нацелена не только на осмысление биографических фактов из жизни поэта, но и на точный и тщательный анализ его отдельных и сложных произведений. Полученные в результате исследования научные продукты ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и предназначены для литературоведов, филологов, лингвистов, культурологов, музееведов, философов, представителей других гуманитарных наук, а также всех читателей, интересующихся отечественной литературой и культурой в целом.
Публикации
1. Азаренков А. А. Мотивы христианства в поэтической системе И. Бродского Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 3-4. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.001
2. Баранова Т.Н. Стихотворные формы поэзии Иосифа Бродского Acta eruditorum, Вып. 44. 2023. — С. 58-62. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.2.44.011
3. Баранова Т.Н., Богданова О.В. Большой потенциал маленького стихотворения И. Бродского («Еврейское кладбище около Ленинграда…») Филологические науки. Вопросы теории и практики., Т. 16. № 6. - С. 1645–1650. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30853/phil20230265
4. Богданова О. В., Баранова Т. Н. Поэтический цикл И. Бродского «Мексиканский дивертисмент» (композиционно-смысловая цельность) Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 11-22. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.004
5. Богданова О. В., Власова Е. А. Элегия И. Бродского «Воротишься на родину. Ну что ж…» (текст, интертекст, подтекст) Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 23-29 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.005
6. Богданова О.В. Интертекст как способ преодоления любовного переживания в «Воротишься на родину» И. Бродского Энергия травмы: сб. науч. ст. / ГрГУ им. Янки Купалы; под науч. ред. Т. Е. Автухович. – Гродно : ГрГУ, 2023. – 553 с., С. 13-19. (год публикации - 2023)
7. Богданова О.В. «Новые стансы к Августе» Иосифа Бродского. Еще одна попытка самоубийства Вопросы литературы, № 3. - C. 141–158. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31425/0042-8795-2023-3-141-158
8. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Джазовые стратегии в «Июльском интермеццо» И. Бродского Филологический класс, Т. 28. № 1. С. 97–108. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51762/1FK-2023-28-01-10
9. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Образно-мотивное единство цикла И. Бродского «Мексиканский дивертисмент» Научный диалог, Т. 12. № 1. - С. 186–212. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-1-186-212
10. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Потенциальная энергия претекста: структурно-композиционные особенности «Исаака и Авраама» И. Бродского Научный диалог, Т. 12. № 3. - С. 206–233. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24224/2227-1295-2023-12-3-206-233
11. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Идиожанр Иосифа Бродского («большие стихотворения») Вестник Череповецкого Государственного университета, № 2 (113). - С. 33–44. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.23859/1994-0637-2023-2-113-3
12. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Мортальные мотивы стихотворения И. Бродского «Бессмертия у смерти не прошу…» Филологические науки. Вопросы теории и практики., Т. 16. Вып. 2 (140). - C. 353–359. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30853/phil20230054
13. Богданова О.В., Баранова Т.Н. Городской фольклор в «Мексиканском дивертисменте» И. Бродского Русский фольклор Мордовии в контексте мировой культуры: сб. мат-лов Всерос. науч. конф. (VII Всерос. научно-пед. чтения с междунар. участием, 2-3 марта 2023 г., Саранск) / отв. ред О. Ю. Осьмухина. Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2023. 272с., С. 109–113. (год публикации - 2023)
14. Богданова О.В., Баранова Т.Н. «Большие стихотворения» Иосифа Бродского: особенности идиожанра Актуальные проблемы филологии и журналистики. Сборник научных трудов. – Саранск, 2023. – 272 с., С. 37-41. (год публикации - 2023)
15. Бурая М. А. Рождественско-зимний текст русской поэзии: познание О. Э. Мандельштама и И. А. Бродского Acta eruditorum, Вып. 44. 2023. — С. 33-39. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.2.44.006
16. Бурая М. А. Смысловой центр свертекстового единства И. Бродского («Я был только тем, чего…») Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 30-41. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.006
17. Бурая М. А. Семантико-семантический комплекс в стихотворении И. Бродского «Горение» Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 42-46. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.007
18. Бурая М. А. Поэтика стихотворения «Испанская танцовщица» И. А. Бродского как смысловой центр в сверхтекстовом единстве о познании Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Том 24. Вып. 3-2. 2023. – С. 217-225. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.3.3.023
19. Бурая М.А. Золотая прядь как репрезентация героини в творчестве О. Э. Мандельштама и И. А. Бродского Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Том 24. Вып. 3-2. 2023. – С. 195-205. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.3.3.021
20. Романова И. В. Повтор как элемент поэтики ранней лирики И. Бродского Acta eruditorum, Вып. 43. 2023. — С. 53-57. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/AE.2023.1.1.009
21. Романова И. В., Павлова Л. В. «Неужто он был вороной»: поэтическая орнитофауна И. Бродского Вестник Русской христианской гуманитарной академии, Том 24. Вып. 3-2. 2023. – С. 226-236. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25991/VRHGA.2023.3.3.024
22. Богданова О. В., Баранова Т. Н. Безграничные миры Иосифа Бродского Санкт-Петербург: Алетейя, 316 с. (год публикации - 2023)
23. Романова И. В., Богданова О. В. Иосиф Бродский как эпоха: коллективная монография Санкт-Петербург: Изд-во РХГА им. Ф. М. Достоевского., 688 c. (год публикации - 2023)
24. Романова И. В., Павлова Л. В., Андреев С. Н., Андреев В.С. «И цифры как-то сходятся в слова»: поэзия И. Бродского в фокусе квантитативной филологии: колл. монография Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 328 с. (год публикации - 2023)
Возможность практического использования результатов
Учитывая то обстоятельство, что поэтическое творчество И.А. Бродского весьма популярно в настоящее время, то и сфера внедрения результатов научного исследования его поэзии сегодня серьезно расширяется. Творчество поэта-лауреата не просто популярно, но и модно сегодня, причем не только в пределах нашей страны, но и в ближнем и дальнем зарубежье. Материалы антологии «И. А. Бродский: pro et contra» оказываются весьма полезными в среднем образовании — школьные учителя и старшие школьники могут активно использовать подготовленные материалы, широко привлекать их при подготовке к текущим, промежуточным и выпускным школьным экзаменам.
Практическая значимость проведенного научного исследования обозначается и в связи с развитием высшей школы. Развитие (преобразование и переформатирование) учебно-методических и научно-исследовательских образовательных программ высшей школы может опираться на достижения современного бродсковедения, представленного в результатах проведенных изысканий. Анализ публикационной активности студентов филологического факультета СПбГУ и РГПУ позволяет подчеркнуть живой и активный научный интерес молодежи к творчеству Бродского. Количество выпускных магистерских работ, обращенных к творчеству Бродского, возросло в РГПУ за последнее три года почти на 12 процентов. Появились аспиранты и докторанты, темой научной работы которых избрана поэзия Бродского. Привлечение материалов по Бродскому в лекционной и семинарской работе постоянно возрастает.
Полученные в результате исследования конечные научные продукты (антология, две коллективные монографии, две монографии, информационный ресурс) обнаруживают новые современные ракурсы восприятия личности и творчества И.Бродского; дают целостную и систематически выстроенную картину истории восприятия творчества поэта в отечественной и мировой культуре; позволяют не только познакомиться с классическими текстами, но и представляют современный дискурс идей; раскрывают тему понимания И.Бродского и его творческого наследия как своего рода зеркала русской культуры. Научные продукты вполне укладывается в общее проблемное поле обновления культурной идентичности России как в синхронном, так и в диахронном аспекте. Исследование стало значительным вкладом в литературоведение, лингвистику, культурологию, философию, имеет и конкретное литературоведческое значение, и более широкий, культурологический смысл. Впервые работа была нацелена не только на осмысление биографических фактов из жизни поэта, но и на точный и тщательный анализ его отдельных и сложных произведений. Научные продукты (коллективные монографии, монографии, информационный ресурс) ориентированы как на узких специалистов, так и на широкого читателя, могут быть использованы в научных и учебных целях, носят междисциплинарный характер и предназначены для литературоведов, филологов, лингвистов, культурологов, музееведов, философов, представителей других гуманитарных наук, а также всех читателей, интересующихся отечественной литературой и культурой в целом.