КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-01902

НазваниеМилитаризация литературы как культурный проект межвоенной эпохи

РуководительСысоева Анастасия Владимировна, Кандидат филологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук, г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-452 - Литературоведение

Ключевые словамилитаризация литературы, оборонная литература, литературная политика, социология литературы, культурный проект, рецепция, история пропаганды, советская литературная критика, литературная учеба, институализация литературы

Код ГРНТИ17.07.21


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Переосмысление насыщенной событиями истории советского государства, а также роли культуры в формировании идеологии, еще далеко от завершения. Регулярно появляются научные работы и культурные события, поднимающие вопросы свободы личности в тоталитарную эпоху. Свой вклад в решение актуальной для науки и культуры проблемы внесет предлагаемое исследование. Будет изучен культурный проект, реализованный в переходный период от разнообразия литературных групп к централизации литературного процесса, который остро вскрыл противоречия между свободным творчеством и государственным заказом в эпоху между двух мировых войн. В конце 1920-х — начале 1930-х гг. СССР готовился к новой войне. Для писателей было характерно внимание к военной тематике. Многие прошли Первую мировую и Гражданскую войны, некоторые оставались действующими военнослужащими. Первая инициатива создания литературной организации, ориентированной на освещение военных проблем, исходила от литературной группы «Красная звезда»: в 1930-м г. появился призыв объединить ленинградских красноармейских писателей. Культурный проект милитаризации литературы курировался несколькими организациями: Литературным объединением Красной армии и флота (ЛОКАФ; 1931—1932); Оборонной комиссией Оргкомитета Союза советских писателей (1933—1934); Оборонной комиссией Союза советских писателей (1934—1941). Комиссия была переименована в военную в 1942 г., что закрепило в наименовании смену задач литературы о войне в новых условиях. Деятельность этих организаций, настроенных на максимальное расширение своего влияния и укрепление позиций в литературном поле, была тесно связана с внутренней и внешней политикой СССР. Продукт их работы, оборонная литература (так называлась литература о войне, оценивавшая события и действующих лиц согласно линии партии) была частью литературного процесса, произведения использовались для создания политических и исторических мифов, а также как инструмент воздействия на мнение читателей. Научная новизна исследования определяется тем, что оборонная литература впервые полно рассматривается с точки зрения современных теорий социологии литературы как культурный проект, имеющий заказчика — государство; исполнителей — критиков, писателей; целевую аудиторию — красноармейцев, краснофлотцев, и, шире, советских граждан; задачи — подготовка к новой войне, воспитательная работа с действующим рядовым составом, создание мифов о Гражданской и Первой мировой войнах и др. Ранее в исследованиях ни разу не составлялся портрет читателя оборонной литературы и не шла речь о его роли в формировании литературного процесса. Обращение к рецепции произведений позволит оценить успешность реализации культурного проекта.

Ожидаемые результаты
Результаты исследования будут иметь теоретическое и практическое значение, их можно будет использовать при подготовке работ по истории русской литературы ХХ в., военной пропаганды, а также учебных курсов по социологии литературы, советской литературе, теории литературы. Возможность практического применения запланированных результатов определяется актуальностью заявленных проблем. Введенные в научный оборот новые архивные источники обогатят фактологическую базу гуманитарных исследований о культуре и истории СССР 1930-х гг. Представление в итоговых публикациях исследовательских гипотез относительно модели формирования и развития культурного проекта в период становления советского государства, а также по поводу специфики читательской агентности, особенностей соотношения объектности и субъектности в позициях писателя и читателя оборонной литературы позволят скорректировать существующие теории социологии литературы и рецептивной эстетики применительно к советской литературе 1930-х гг. Итоги работы будут воплощены в: 1. Серии аналитических статей, индексируемых в РИНЦ (не менее пяти), из них не менее четырех статей, индексируемых в международных базах данных Web of Science Core Collection или Scopus. 2. Выступлениях с докладами не менее чем на шести научных конференциях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В первый год реализации проекта были собраны и проанализированы документы организаций, занимавшихся милитаризацией литературы: Оборонной комиссии Союза советских писателей (ССП; РГАЛИ, ф. 631, оп. 16), журнала «ЛОКАФ» (с 1933 г. — «Знамя»; РГАЛИ, ф. 618, оп. 1); журнала «Залп» (ИРЛИ, ф. 499). Велся поиск материалов по деятельности руководителей милитаризации литературы, а именно В. В. Вишневского (РГАЛИ, ф. 1038), одного из организаторов Литературного объединения Красной армии и флота (ЛОКАФ), драматурга, прозаика, который в 1939 г. встал во главе Оборонной комиссии ССП, и Н. Г. Свирина, идеолога милитаризации литературы, ведущего критика и руководителя Ленинградско-Балтийского отделения ЛОКАФ, председателя Оборонной комиссии Ленинградского оргкомитета ССП. Личный фонд Н. Г. Свирина не сохранился, поиски велись в документах журнала «Залп», В. В. Вишневского, А. М. Дмитриева (ИРЛИ, ф. 715). Для определения контекста эпохи происходило обращение к следующим периодическим изданиям невоенной тематики: «Правда», «Известия», «Литературная газета», «Красная газета», «Литературный Ленинград», «Комсомольская правда», «Смена». Были написаны и приняты в печать две статьи (обе входят в базы данных Web of Science, ERIH Plus и РИНЦ, одна также включена в Scopus, вторая — в RSCI), состоялись выступления с докладами на двух международных научных конференциях, одной научной конференции, научных чтениях и семинаре. В статьях и докладах велась разработка обозначенных в заявке научных проблем (государственного управления литературой и свободы творчества в условиях ограничений, читательской рецепции, соотношения субъектности и объектности акторов литературного процесса), а также были проанализированы характерные для милитаризации литературы межвоенной эпохи черты. Деятельность по милитаризации литературы в рассматриваемый период проводилась через специализированные литературные организации и политическое управление армии. Писателей призывали к созданию нужных произведений в статьях, с ними организовывали встречи, им читали доклады об обороне страны и проч., для них проводили военизаторские учебные курсы, включавшие игровые методики, их отправляли в творческие командировки на корабли и в воинские части; произведения обсуждали до и после издания, публиковали в оборонных журналах и специализированных сериях, разбирали в критических статьях. Появление комической рефлексии этой работы свидетельствует о ее широком распространении и узнаваемости. В Ленинграде институциональная деятельность по милитаризации литературы началась в 1930 г., развернулась в 1931—1932 гг., пошла на спад с переключением основного внимания на обсуждение текстов в 1932—1934 гг., а с 1934 г. значительной частью перешла во внеинституциональное поле. Основной тенденцией стала смена подхода с массового на индивидуальный, что шло в разрез с происходившей параллельно централизацией и созданием единого Союза советских писателей. Одним из базовых инструментов, направлявших творчество в нужное русло, была критика. Требование правдивого изображения действительности широко представлено как в дискуссиях о советском искусстве в целом, так и в работах об оборонной литературе. Буквально понятое, оно предполагало опору на личный опыт, что выводило на первый план фигуру писателя, его выборы и его взгляд; однако проанализированные статьи демонстрируют, что текст должен был соответствовать ожиданиям, которые, в свою очередь, не были четко сформулированы, что приводило к универсальности обвинения в искажении классовой правды. Нельзя было показывать излишне благополучную картину, но упомянутые в произведении недостатки могли быть оценены как чрезмерные. В условиях, когда разборы художественных текстов временами включали политические обвинения, писатель зачастую выступал в роли собственного цензора, выбирая, что и как показывать. Деятельность перечисленных выше литературных организаций привела к росту числа произведений военной тематики. Книги и оборонные журналы распространялись по военным, деревенским, заводским, городским библиотекам, становились доступны широкой аудитории. Читатель оборонной литературы считал себя актором литературного процесса (в том числе сам готов был обратиться к творчеству), в ряде случаев стремился заявить о своей экспертности, преодолевал дистанцию между собой и писателем, ценил чтение и литературу, охотно принимал милитаристский дискурс и воспринимал себя в транслируемых прессой образах. Милитарная образность активно проникала в тексты невоенной тематики, кроме того, произведения могли одновременно проводить разные идеологические линии, не только военную. В ходе реализации проекта в научный оборот были введены архивные документы из фондов В. В. Вишневского, П. А. Павленко (РГАЛИ).

 

Публикации

1. Бурцева А. О. Милитарная образность в выстраивании мифологии советского Востока (на материале русскоязычной и переводной поэзии из туркменских альманахов 1930-х годов) Имагология и компаративистика, № 19. С. 234-255. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/24099554/19/13

2. Бурцева А.О., Сысоева А. В. Милитаризация чтения: портрет читателя журналов «Знамя» и «Залп» по анкетам 1933 и 1934 гг. Новый филологический вестник, № 1(64). С. 122-132. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.54770/20729316-2023-1-122


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Во второй год реализации проекта были собраны материалы по работе Союза советских писателей (ССП) с оборонной литературой в период закрытия его Оборонной комиссии (РГАЛИ, ф. 631, оп. 15), изучены документы Оборонной комиссии Ленинградского оргкомитета ССП (РО ИРЛИ, ф. 498), Политического управления РККА (РГВА, ф. 9), В. П. Беляева (РГАЛИ, ф. 3134). Для реконструкции контекста эпохи научный коллектив обращался к статьям в периодических изданиях военной тематики: газетах «Красная Звезда» (центральной и Ленинградского военного округа). Были написаны четыре статьи, три из них приняты в печать в рецензируемые научные журналы (одно издание входит в Q1 Scopus, Q2 Web of Science за 2022 г., рецензируется в RSCI, ERIH PLUS, WorldCat, Ulrichs Web, BASE, РИНЦ, второе — Web of Science, RSCI, ERIH PLUS, Fatcat, Crossref, РИНЦ, третье — Scopus, DOAJ, Google Scholar, ANVUR, РИНЦ); состоялось шесть выступлений с докладами на трех международных научных конференциях, научных чтениях и семинаре (одна международная научная конференция и научные чтения проводились очно, в офлайн-формате). В статьях и докладах велась разработка обозначенных в заявке научных проблем: были исследованы формы взаимодействия политики, идеологии и культуры в ходе реализации проекта милитаризации литературы, его институциональные аспекты, а также особенности работы литературных организаций с авторами и читателями произведений военной тематики. Была продолжена работа по изучению оборонной литературы. Произведения были вписаны в широкий историко-политический контекст, что позволило продемонстрировать его существенное влияние на творчество. Было исследовано распространение свойственных для милитарной образности черт на всю советскую литературу, а также проанализирована работа писателей, которые создавали оборонные произведения без непосредственного влияния ЛОКАФ или Оборонной комиссии. Подобные явления свидетельствуют о том, что структура культурного проекта милитаризации литературы в качестве связующего звена между заказчиком (государством) и исполнителем (писателями), помимо названных литературных организаций, использовала ряд дополнительных элементов, которые были изучены в отчетный период. Проект был рассмотрен в его взаимодействии с другими культурными проектами эпохи — воспитания советского человека и детской литературы. В начале 1930-х гг. на страницах оборонных журналов шло формирование представления о том, каким должен быть идеологически правильный текст, было возможным относительное разнообразие интерпретаций. Авторы и критики вели работу, исходя из своих представлений об идеологических установках власти. Оборонные писатели создавали художественные тексты, опираясь на актуальные события и политические лозунги, в частности конструировали негативные и позитивные идеологические стереотипы, привязанные к сопоставлению нового и старого миров (под последним подразумевались государства, считавшиеся наиболее вероятными противниками в будущей войне, либо советские граждане, стремившиеся вернуться к прежнему укладу жизни). Произведение, созданное как художественная иллюстрация конкретного политического выступления, зачастую устаревало к моменту выхода в свет. Отсутствие подобной конкретизации, конструирование базовой идеологической рамки (противопоставление «своих» и «чужих», милитаристская, антирелигиозная пропаганда и др.) позволяло книге оставаться актуальной. Идеологи ЛОКАФ считали, что оборонные тексты должны воспитывать «нового человека», рассматривая армию и флот как социальный институт, через который проходили массы крестьян и рабочих. Представления о нормах и о «новом человеке» в период становления оборонной литературы еще не были окончательно определены: существовала относительная терпимость к «социально чуждым», в произведениях им давался шанс на исправление, неприемлемыми обычно показаны военные проступки. Читатель воспринимался как важная составляющая литературного процесса, ему предлагали занять экспертную позицию и превратиться в критика. Массовая читательская критика нагружалась ожиданиями, сходными требованиям к критике профессиональной. Одновременно с этим к читателю относились как к объекту воздействия. Так, журнал «Залп», с одной стороны, узнавал мнение аудитории, с другой, объяснял, как правильно воспринимать и критиковать прочитанное. Оборонная комиссия ССП сыграла важную роль в подготовке писателей к новой войне. С осени 1936 г. по май 1937 г. происходило закрытие комиссии. Ее функции начал выполнять журнал «Знамя». Массовые аресты руководства комиссии, а также участие в ее мероприятиях репрессированных представителей Политического управления РККА подорвали репутацию расформированного подразделения ССП. Новое открытие в 1939 г. стало возможным, благодаря появлению у комиссии функции, не связанной напрямую с литературой: предполагалось провести мобилизационный учет писателей и их военную подготовку. В ходе реализации проекта в научный оборот были введены архивные документы из фондов Союза писателей СССР, В. П. Беляева, В. В. Вишневского (РГАЛИ), Политического управления РККА (РГВА).

 

Публикации

1. Соловьева В. В. "Мобилизация литературы": практики конструирования идеологии в оборонных журналах в 1930—1932 гг. Quaestio Rossica, - (год публикации - 2024)

2. Соловьева В. В. Оборонная литература начала 1930-х гг. как проект воспитания "нового человека" Новый филологический вестник, - (год публикации - 2023)

3. Сысоева А. В. Занимательная идеология, или Как рассказывать о войне советским детям: повесть В. П. Беляева «Старая крепость» во второй половине 1930-х годов Детские чтения, - (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при подготовке учебных курсов по социологии литературы, советской литературе, теории литературы, истории России ХХ в.; музейных выставок, экскурсий, просветительских мероприятий, посвященных государственной культурной политике в СССР в 1930-е гг. и истории российской культуры.