КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-20185

НазваниеУстойчивое развитие и инфраструктурные инвестиционные проекты с участием Санкт-Петербурга: трансформация правовой модели регулирования

РуководительМаслова Светлана Валентиновна, Кандидат юридических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-354 - Гражданское право. Предпринимательское право. Семейное право. Информационное право

Ключевые словаУстойчивое развитие, устойчивая инфраструктура, устойчивые инвестиции, экологическая оценка, государственно-частное партнерство, национальные цели развития, цели устойчивого развития, правовая модель, социальная ценность инвестиций, государственно-частное партнерство на благо людей.

Код ГРНТИ10.23.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на установление и устранение пробелов правового регулирования устойчивого развития и инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга, а также восполнение недостатка научных разработок в отношении создания «устойчивой» инфраструктуры и осуществления «устойчивых» инвестиций контексте большого вызова возрастания антропогенных нагрузок на окружающую среду и рисков для жизни и здоровья граждан. Основная задачей проекта является решение фундаментальной проблемы создания методологической основы и совершенствования правовой основы подготовки и реализации инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга, соответствующих требованиям «устойчивости» и согласованности с целями устойчивого развития, национальными целями развития РФ. Решение проблемы планируется путем моделирования оптимального правового регулирования возникающих при этом правоотношений, которое включает последовательное осуществление формирования правовой идеи, ее воплощения в совокупности социальных, инвестиционных, бюджетных, экологических, административных правовых норм, прогноз правовых последствий их применения, выработку соответствующих методологических и нормативных положений, анализ перспектив масштабирования модели в других субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне. Предополгается применение междисциплинарного подхода для решения указанной задачи (использование методологии различных гуманитарных наук). Актуальность предлагаемого проекта обусловлена необходимостью перехода от декларативного провозглашения концепции и принципов устойчивого развития к практической разработке и законодательному закреплению модели правового регулирования устойчивого развития во взаимосвязи с реализацией инфраструктурных инвестиционных проектов, содержащей механизмы ее реализации и отвечающей потребностям государства, запросам инвесторов, интересам населения. Институциональные и частные инвесторы все чаще обращают внимание на способность инфраструктуры реагировать на новые вызовы и выражают готовность осуществлять инвестиции в устойчивые и качественные инфраструктурные проекты. Международные и российские финансирующие организации предоставляют финансирование, принимая во внимание их воздействие на достижение целей развития (Экологическая и социальная политика Нового банка развития БРИКС, Система оценки качества и сертификации инфраструктурных проектов «IRIIS» ВЭБ.РФ). В документах стратегического планирования Российской Федерации и Санкт-Петербурга провозглашается необходимость обеспечения устойчивого развития различных секторов экономики, проект направлен на обеспечение методологической основы и научного осмысления достижения таких целей в рамках инвестиционных проектов Санкт-Петербурга. Однако действущее законодательство не содержит эффективных правовых норм и механизмов, способствующих осуществлению «устойчивых» инвестиций в создание «устойчивой» инфраструктуры и требует реформирования в русле современных тенденций - «экологизаци», «социализации», «публицизации».

Ожидаемые результаты
1.На основе обобщения и систематизации теоретических подходов к дефинициям «устойчивого развития», «ЦУР», «национальных целей развития», «целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга», анализа их свойств и правовых характеристик, разработан новый понятийно-категориального аппарата, включая, но не ограничиваясь дефинициями «устойчивая (качественная) инфраструктура Санкт-Петербурга», «устойчивые (качественные) инвестиции», «устойчивые инфраструктурные инвестиционные проекты Санкт-Петербурга», «индикаторы и критерии устойчивого развития в Санкт-Петербурге». Пересмотрен и модернизирован перечень существующих индикаторов и критериев устойчивого развития в Санкт-Петербурге, которые внесут правовую определенность в правовое регулирование, позволят повысить эффективность деятельности государственных органов по реализации "устойчивых" инфраструтурных инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге. 2. На основе анализа международных стандартов, применимых к отношениям по поводу создания «устойчивой» инфраструктуры и предоставления государственных услуг населению, а также международных и национальных методик оценки «устойчивости» инфраструктурных инвестиционных проектов, оценена возможность и предложена модель их адаптации для дальнейшей имплементации в законодательстве Санкт-Петербурга и правоприменительной практике в Санкт-Петербурге. 3. Осуществлен сбор и анализ количественных и качественных данных об устойчивом развитии в экономической, социальной и экологической сферах, полученных не только из открытых источников статистики и информации, но и путем проведения социологической части исследования, основанной на гипотезе о необходимости обдуманной имплементации устойчивого развития, что указывает об оценке не просто регуляторного потенциала предлагаемых новаций в рамках проекта, но и получении "обратной связи" из исследовательского поля. 4. Сформирован перечень, характеристики и описания возникающих публично-правовых и частноправовых инвестиционных, природоохранных, бюджетных, градостроительных правоотношений, подлежащих урегулированию для целей эффективной подготовки и реализации «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга; 5. Подобраны правовые регуляторы (нормы и принципы), необходимые для построения модели правового регулирования «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга. 6. Выработаны и апробированы практические рекомендации для совершенствования правоприменительной практики при отборе и подготовке «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга (включая, но не ограничиваясь введением стимулов и предоставления мер государственной поддержки «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга; механизмов участия граждан в процессах принятия решений о подготовке и реализации таких проектов; системы маркировки «устойчивой» инфраструктуры Санкт-Петербурга; обеспечением выполнения экологических требований при подготовке «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга и др.); 7. Разработаны на основе полученных результатов исследования проекты правовых актов, направленные на реализацию усовершенствованной правовой модели реализации инвестиций на территории Санкт-Петербурга и ее воплощения в них.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В рамках Исследования на основе собранных и проанализированных более 200 научных источников, международных и внутригосударственных нормативно-правовых актов, международных стандартов, международных и национальных методик оценки «устойчивости» инфраструктурных инвестиционных проектов, а также результатов проведения workshop (https://gsom.spbu.ru/all_news/event2022-06-17-0/) и полевой части Исследования (анкетирования 49 респондентов, глубинных интервью с 10 респондентами): • показано, что концепция устойчивого развития и сформированные на ее основе Цели в области устойчивого развития ООН (ЦУР), Национальные цели развития (НЦР) и ESG-факторы оказывают преобразующее воздействие на широкий круг отношений, причем не только в экологической сфере, как было принято считать на протяжении долгого времени, но также на инвестиционные, экономические отношения. Приведена аргументация, что они должны стать вектором регулирования и отношений по поводу развития инфраструктуры, осуществления инвестиций в создание публичной инфраструктуры и предоставление публичных услуг; • прослежено преобразование ЦУР и НЦР из идеологического компонента в регулятивный компонент международной и национальных правовых систем. Дана оценка практике применения ESG-критериев как формирующемуся обычаю регулирования отношений, составляющих предмет Исследования; • обосновано, что наращивание инвестиций в инфраструктуру, способных максимизировать положительное воздействие на экономику, окружающую среду, социальную сферу, является одним из ключевых факторов успеха осуществления Стратегии-2035, иных программ развития Санкт-Петербурга. Определено, что действующие нормативно-правовые акты Санкт-Петербурга, регулирующие осуществление инвестиций в инфраструктуру и капитальное строительство, равно как и документы стратегического планирования, не содержат необходимых для этого регуляторов и механизмов. В Стратегии-2035 ни одна из целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга не содержит в себе прямого указания на достижение устойчивости (за исключением цели развития сегментов экономики с высокой добавленной стоимостью и формирование условий для устойчивого экономического роста), а большинство индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга представляют собой абстрактные величины. Разработаны предложения о дополнении перечня индикаторов устойчивого развития. Определено, что цели и направления социально-экономического развития Санкт-Петербурга лишь частично охватывают ЦУР. Одним из факторов является восприятие «ЦУР как находящемся на качественно ином уровне и больше применимым для реализации на общенациональном, а не субнациональном уровне» (так считают порядка 20% респондентов). Вместе с тем более 80% респондентов считают, что ЦУР в целом и, особенно такие ЦУР, как ЦУР-9 «Создание прочной инфраструктуры, содействие обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций», ЦУР-7 «Обеспечение всеобщего доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех», ЦУР-8 «Содействие поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех», ЦУР-11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов» должны быть отражены в нормативно-правовых актах и документах стратегического планирования Санкт-Петербурга. Обосновано, что в условиях прироста численности населения и темпов урбанизации, снижения показателей качества окружающей среды, создание в Санкт-Петербурге инфраструктуры в отсутствие регулирования во взаимосвязи с категориями «устойчивости» может оказать негативное воздействие на окружающую среду и благосостояние населения, ВРП в долгосрочной перспективе и достижение целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга; • разработан новый понятийно-категориальный аппарат: «устойчивая (качественная) инфраструктура Санкт-Петербурга»; «устойчивые» инвестиции; «риски устойчивости» или «ESG-риски»; «устойчивые инфраструктурные инвестиционные проекты с участием Санкт-Петербурга»; «ЦУР-ориентированные ГЧП» с участием Санкт-Петербурга; • обосновано, что отношения, связанные с осуществлением «устойчивых» инвестиций в «устойчивую» инфраструктуру, во-первых, имеют свои специфические особенности, обуславливающие дифференцированный подход к их регулированию; во-вторых, создают новый предмет регулирования для инвестиционного законодательства, законодательства о ГЧП, ставят перед ними и договорной практикой цели правового регулирования, которые традиционно относились к публичной сфере; • обосновано, что трансформация правового регулирования отношений, составляющих предмет Исследования, должна осуществляться на федеральном и региональном уровне (с учетом соблюдения принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации); • осуществлен подбор правовых регуляторов (законодательных норм и принципов, договорных механизмов), необходимых для построения модели правового регулирования «устойчивых инфраструктурных инвестиционные проекты с участием Санкт-Петербурга», в том числе «ЦУР-ориентированных ГЧП», разработано и аргументировано предложение о дополнении перечня принципов регулирования указанных отношений – принципом устойчивого развития, расширении во взаимосвязи с ЦУР, НЦР, целей развития социально-экономического развития Санкт-Петербурга перечня форм инвестиционных соглашений с участием Санкт-Петербурга, перечня элементов форм ГЧП, а также требований в процедурах отбора проектов, предквалификации и критериев конкурса на право заключения соглашения о ГЧП; • Обоснована целесообразность законодательного закрепления условий инвестиционных соглашений, соглашений о ГЧП, позволяющих установить специальный правовой режим осуществления «устойчивых» инвестиций для создания «устойчивой» инфраструктуры, и (или) оказания услуг, согласованных с показателями достижения ЦУР, НЦР и целями социально-экономического развития Санкт-Петербурга, особого порядка осуществления прав и обязанностей Санкт-Петербурга, инвесторов, частных партнеров, финансирующих организаций при возможном наступлении ESG-рисков в таких проектах («оговорка об устойчивом развитии»). По результатам первого года Исследования подготовлено и направлено 4 научные статьи, из них: 2 научные статьи в журналы, индексируемые WOS и Scopus, 2 научные статьи в журналы, индексируемые РИНЦ, организован и проведен workshop на котором были обсуждены вопросы устойчивого развития Санкт-Петербурга и правового регулирования данного процесса, представлено 4 доклада по результатам исследования на международных научно-практических конференциях.

 

Публикации

1. Маслова С.В. К вопросу о формировании понятийного аппарата для правового регулирования инвестиций в инфраструктуру в свете концепции «устойчивого развития» Юрист, 12 (год публикации - 2022)

2. - СЕМИНАР «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ С УЧАСТИЕМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» Официальный сайт ВШМ СПбГУ, - (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Идентифицирован широкий круг гражданско-правовых, инвестиционных, финансовых, бюджетных, административных, градостроительных, социальных, природоохранных правоотношений, подлежащих урегулированию для целей построения модели правового регулирования «устойчивых» инфраструктурных инвестиционных проектов с участием Санкт-Петербурга (далее – Проектов), выработана их правовая характеристика, осуществлена их отраслевая систематизация по группам. Обосновано, что необходим не просто регулятивный подход к их структурированию как сделок в гражданско-правовом смысле, но комплексное регулирование с применением эффективных межотраслевых публично-правовых и частноправовых механизмов. На основе выявленных правовых пробелов в законодательстве Санкт-Петербурга и подобранных для построения модели правового регулирования Проектов правовых регуляторов (принцип правового регулирования – обеспечение устойчивого развития; дополнительные элементы для форм ГЧП и иных форм осуществления частных инвестиций; дополнительные критерии при разработке предложения о реализации Проектов, их предварительной оценке, проведении процедур отбора инвесторов и частных партнеров; «оговорка об устойчивости» для включения в инвестиционные соглашениях и соглашения о ГЧП с участием Санкт-Петербурга), разработаны проекты правовых актов, направленные на реализацию усовершенствованной правовой модели реализации инвестиций на территории Санкт-Петербурга и ее воплощения в них, в частности, предусматривающие предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Санкт-Петербурга, Законы Санкт-Петербурга «О бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», «О Стратегии социально-экономического развития СПб на период до 2035 года», «О Генеральном плане Санкт-Петербурга», «О стратегическом планировании в Санкт-Петербурге», «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования», «Экологический кодекс Санкт-Петербурга», «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» и др., которые были рассмотрены уполномоченными в сфере инвестиционной политики органами и экспертным сообществом, получили высокую оценку и поддержку. Выработаны практические рекомендации для совершенствования правоприменительной практики при отборе и подготовке Проектов, в частности, касающихся обеспечения соответствия создаваемых в рамках Проектов объектов критериям «устойчивой» и «низкоуглеродной» инфраструктуры; обеспечения максимального расширения доступа населения к государственным услугам на основе выявления реальных потребностей населения, ценовой приемлемости государственных услуг, номинального и реального доступа к ним; дополнения матрицы рисков по Проектам ESG-рисками и соответствующими мерами по их предотвращению или минимизации их негативных последствий; включения в инвестиционные соглашения и соглашения о ГЧП «оговорки об устойчивости»; выявления всех заинтересованных сторон по Проектам, в первую очередь, в лице местного населения и потребителей, на которых реализация Проектов может оказать наибольшее влияние, и установления с ними упреждающего и действенного взаимодействия на всех этапах жизненного цикла Проектов; обеспечения предоставления актуальной информации о Проектах прозрачным, своевременным, понятным и доступным образом; разработки финансовых моделей Проектов, обеспечивающих их финансовую жизнеспособность, возврат вложенных частных инвестиций с согласованной нормой доходности при условии принятия инвестором (частным партнером) соразмерных рисков по Проекту, отсутствие неблагоприятных эффектов на бюджет публичной стороны по Проекту, в том числе в силу необоснованного принятия условных бюджетных обязательств; приоритета инструментов «устойчивого» и «зеленого» финансирования Проектов; применения механизма маркировки «устойчивого» и «зеленого» бюджетирования; установления целевых показателей сокращения выбросов CO2, повышения энергоэффективности оборудования и энергоэффективности Проектов; внедрения одного или нескольких процессов экономики замкнутого цикла (ЭЗЦ) и др. Обоснована целесообразность применения практических рекомендаций как инструмента скрининга Проектов путем составления матрицы первичной оценки с точки зрения их потенциального вклада в достижение ЦУР, национальных целей развития России, целей устойчивого развития Санкт-Петербурга. Сверх запланированных результатов разработана концепция ГЧП как механизма перехода к экономике замкнутого цикла (ЭЗЦ) – новеллы для российской науки. Найдены и обоснованы взаимосвязи «ГЧП – ЦУР – ЭЗЦ – обращение с отходами» за счет ЦУР-12, ЦУР-3, ЦУР-8, ЦУР-9, ЦУР-11, ЦУР-13, а также одной из национальных целей Российской Федерации на период до 2030 г. — создание комфортной и безопасной среды для жизни, достижение которой характеризуется в том числе таким показателем, как создание к 2030 г. устойчивой системы обращения с отходами, обеспечивающей их сортировку в объеме 100%, и снижение объема отходов, направляемых на полигоны, в два раза. В рамках Исследования обосновано, что проекты ГЧП в сфере обращения с ТКО, и особенно предусматривающие преобразование неутилизируемых отходов в энергию, помимо привлечения частных инвестиций в создание технологичной государственной инфраструктуры обращения с отходами позволяют перейти от повсеместно «загрязняющего» захоронения к их безопасной утилизации и получению энергии, замещающей использование ископаемых видов топлива, обеспечив минимизацию вреда, наносимого здоровью человека и окружающей среде, сокращение выбросов метана, свалочного газа. Аргументировано, что проекты ГЧП в сфере обращения с отходами как механизм перехода к ЭЗЦ и достижения ЦУР являются более сложными по сравнению с классическими проектами ГЧП. Их жизнеспособность и реализуемость требуют применения специальных правовых, институциональных, финансовых инструментов во взаимосвязи с элементами ЭЗЦ, показателями экологического и социального измерения ЦУР. Разработана рамочная основа, которая адаптирует существующие параметры проектов ГЧП к условиям их реализации во взаимосвязи с ЭЗЦ и ЦУР. В целях удовлетворения все возрастающего спроса на специалистов, способных решать профессиональные задачи в сфере экономики, права, менеджмента во взаимосвязи с задачами государственного управления по ESG-повестке и переходу к ЭЗЦ, в рамках Исследования разработан обучающий Кейс «Структурирование проектов ГЧП в свете повестки ЦУР и перехода к ЭЗЦ»» и запланировано проведение кейс-чемпионата с участием студентов. Результаты второго года Исследования отражены в 7 научных статьях, направленные в журналы, индексируемые Scopus, RCSI, EBSCO, URLICHWEB, РИНЦ, а также апробированы в рамках выступлений на 6 научных конференциях, в том числе международных, и специально организованном для презентации результатов Научном семинаре «Устойчивое развитие и инфраструктурные инвестиционные проекты: трансформация моделей правового регулирования, финансирования и управления»: (https://gsom.spbu.ru/events/event2023-12-19/).

 

Публикации

1. Еремин В. В. Государственно-частное партнерство для достижения целей устойчивого развития ООН Международное право и международные организации, № 4, С. 12 - 21 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.7256/2454-0633.2023.4.48487

2. Еремин В.В. Отражение концепции устойчивого развития в нормативно-правовых актах РФ Закон, 11, C.177-181 (год публикации - 2023)

3. Еремин В.В. Индикаторы устойчивого развития Санкт-Петербурга: правовое осмысление Государственная власть и местное самоуправление, 8 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18572/1813-1247-2023-8-44-47

4. Еремин В.В. Regulation of sustainable development of infrastructure in Russian Federation Public Management Review, - (год публикации - 2024)

5. Маслова С.В. Трансформация модели правового регулирования государственно-частного партнерства в свете концепции устойчивого развития Журнал "Право. Журнал Высшей школы экономики", Право. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Том 16. № 3. С. 78–103. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17323/2072-8166.2023.3.78.103.

6. Маслова С.В. Таксономии проектов «устойчивого развития» и «зеленых» проектов как правовые инструменты достижения целей устойчивого развития и экологизации законодательства Юридические исследования, Юридические исследования. 2023. № 11. С. 98 - 107. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-7136.2023.11.69104


Возможность практического использования результатов
не указано