КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 22-28-20253
НазваниеАрхитектура социума и духовная культура кочевников Южного Урала в раннем железном веке
РуководительТаиров Александр Дмитриевич, Доктор исторических наук
Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)", Челябинская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2022 г. - 2023 г. |
Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-103 - Археология
Ключевые словаЮжный Урал, ранний железный век, ранние кочевники, погребальная обрядность, социальные реконструкции, духовная культура, естественно-научные методы в археологии
Код ГРНТИ03.41.00
СтатусУспешно завершен
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Исследование нацелено на реконструкцию древних социальных структур и аспектов духовной жизни населения степной зоны Южного Урала в раннем железном веке (VII–III вв. до н. э.) по археологическим данным. Главным источником информации являются погребальные памятники. Исследование призвано существенно дополнить картину социальной и духовной жизни населения Южного Урала эпохи поздней древности.
Социальное устройство обществ ранних кочевников Южного Урала остается пробелом в наших знаниях, необходимость заполнения которого очевидна. Определенные шаги в этом направлении предпринимались, но системного изучения для обширной территории Южного Урала до сих пор не проведено. Комплексные исследования социумов раннего железного века были успешно выполнены для сопредельных территорий (Поволжье, Алтай, Западная Сибирь), и это делает Южный Урал белым пятном на карте расселения ранних кочевников. Актуальность работы, таким образом, обеспечивается накоплением качественных археологических источников (в данном случае – материалов могильников), с одной стороны, и необходимостью комплексного изучения древних социумов нашего региона, с другой.
В проекте впервые реализуется подход, направленный на комплексную характеристику культуры и общества ранних кочевников Южного Урала путем обобщения уже имеющихся данных и получения новой объективной информации с помощью современных археологических и этнографических методов исследования, с привлечением данных антропологии, именно этим объясняется новизна проекта. На основе контекстуального анализа, для обществ эпохи раннего железа Южного Урала будут выявлены статусные, профессиональные, гендерные и возрастные группы, погребения ритуальных специалистов, прослежена динамика их развития, проведен сравнительный анализ в территориальном и хронологическом аспектах. Изучение археологических источников эпохи раннего железа Южного Урала под данным углом зрения никогда ранее не проводилось. Между тем, конечная цель археологического изыскания – реконструкция всех сторон жизни древних обществ - не может быть реализована без изучения социальной структуры. Эпоха ранних кочевников Южного Урала до сих пор остается практически неисследованной в этом отношении. Реализация предлагаемого проекта позволит заполнить один из самых серьезных пробелов в истории как всего Южного Урала, так и Челябинской области.
Реализация проекта будет иметь большое значение для популяризации и визуализации знаний по истории родного края; результаты могут использоваться для подготовки учебных курсов для студентов и школьников, организации выставок, публичных лекций и исторических парков.
Ожидаемые результаты
Результаты выполнения проекта видятся следующими:
1. Выявление обрядовых групп (по возрасту, гендеру, вертикальному статусу, профессиональной принадлежности погребенных) в могильниках раннего железного века Южного Урала на основе создания и анализа базы данных «Могильники раннего железного века на территории Южного Урала», содержащей сведения о локализации и структуре погребальных сооружений, составе и/или композиции сопроводительных артефактов, палеоантропологические данные.
2. Интерпретация социального содержания каждой обрядовой группы (группы с различным вертикальным статусом, гендерные группы, возрастные группы, ритуальные специалисты, воины) и взаимоотношений между ними.
3. Социальная характеристика обществ раннего железного века Южного Урала в сочетании с элементами реконструкции духовной культуры.
Научную значимость проекта для российской и, в частности, уральской археологии, трудно переоценить. Подобное системное комплексное исследование социальной и духовной жизни населения эпохи раннего железа ранее не проводилось для этой территории. Это позволит вывести историческую науку региона на новый уровень и соединить палеосоциальные исследования и результаты изучения духовной сферы кочевников, по обе стороны Уральского хребта. В прикладном смысле, результаты исследования позволят «оживить» древних кочевников в глазах современного населения региона, помогут при создании музейных композиций, чтении курсов по истории Урала, популяризации истории родного края.
Результаты запланированных работ по проекту найдут отражение в 4 статьях, опубликованных в журналах из международных баз цитирования (Web of Science и Scopus), а также в 10 статьях, опубликованных в изданиях индексируемых в базе РИНЦ и в 6 материалах докладов, сделанных на международных и всероссийских конференциях.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Проект № 22-28-20253 «Архитектура социума и духовная культура кочевников Южного Урала в раннем железном веке»
1. Создана база данных по социальной структуре и духовной культуре населения Южного Урала «Памятники раннего железного века на территории Южного Урала».
База данных послужила инструментом для анализ символического содержания неординарных погребений ранних кочевников и подготовки статьи «Чиркова А.Х. Девиантные захоронения ранних кочевников Южного Урала (вторая половина VI–IV вв. до н.э.)», принятой к публикации журналом «Нижневолжский археологический вестник» (Индексация: РИНЦ, перечень ВАК РФ, Scopus).
Проведенное исследование показало, что «девиантные» погребения маркируют не какую-либо социальную группу, существовавшую внутри общества ранних кочевников, а являются отражением истории отдельных индивидов, погребенных, по ряду факторов, «иным» и «непривычным» путем. Можно выделить несколько факторов, которые предположительно могли влиять на совершение «девиантных» захоронений. Это социальный статус погребенного или особый род деятельности и занятие; обстоятельства смерти, предполагавшие соблюдение «нетипичных» обрядовых мер при захоронении; некрофобия; принесение человеческих жертв и совершение сопутствующих захоронений; захоронения «чужаков»; другие внешние факторы, которые могли привести к отказу от захоронения по традиционному обряду.
Помимо основной базы данных была создана отдельная база данных «Погребальные комплексы ритуальных специалистов (служителей культа) кочевников раннего железного века Южного Урала». В рамках проекта была дополнена уже существующая база данных «Каменные жертвенники ранних кочевников Южного Урала». На основе имеющихся баз данных К.Г. Маргарян была подготовлена статья «Для кого вы созданы, кому вы служите? Каменные жертвенники в погребениях кочевников раннего железного века Евразии», которая принята в печать журналом «Stratum plus. Археология и культурная антропология». В статье рассматриваются 84 погребальных комплекса с каменными жертвенниками, для погребений с которыми есть антропологические определения. Также приводятся данные о встречаемости различных категорий предметов рядом с каменным алтариком или в отдалении от него в могильной яме.
Структурно-аналитические исследования основных элементов погребального обряда населения Южного Урала раннесакского времени (VII – первая половина VI вв. до н.э.) позволили разделить их на две основные группы – женские и мужские. Анализ мужских захоронений этого времени позволяет разделить их на три подгруппы, которые отличаются по размерами и сложности погребальных сооружений и составу сопроводительного инвентаря. В отличие от мужских, женские погребения более гомогенны. По количеству и качеству погребального инвентаря их можно разделить на две подгруппы, которые соотносятся с первыми двумя подгруппами мужских погребений.
В ходе исследования было обращено внимание на три южнозауральские погребения, в состав инвентаря которых входят «зеркала» с длинной боковой ручкой в виде ножа или заостренного на конце штыря. Анализ их распространения и взаимовстречаемости с другими предметами погребального инвентаря позволил прийти к выводу, что они являлись своеобразным опознавательным знаком («жезлом») воинов определенного ранга. Результаты исследования были представлены в виде доклада «Таиров А.Д. Об одной из категорий «зеркал» раннесакского времени» на международной научной конференции «Евразия в энеолите – раннем средневековье (инновации, контакты, трансляции идей и технологий)» (Санкт-Петербург, 7–11 ноября 2022 г.) и опубликованы в виде статьи в сборнике материалов конференции.
Структурно-аналитические исследования основных элементов погребального обряда населения раннего железного века степной зоны Южного Урала предусматривали также решение вопроса о возможности изучения мужского или женского доминирования в обществах ранних сарматов по археологическим данным. Целью предпринятого исследования стал поиск археологических свидетельств мужского или женского доминирования в погребениях ранних кочевников Южного Урала конца VI–IV вв. до н.э. Анализ контекста мужских и женских погребений показал, что погребальные памятники ранних кочевников региона не содержат прямых свидетельств как мужского, так и женского доминирования в горизонтальных социальных структурах раннесарматских обществ. Очевидно, что в достаточно агрессивном и воинственном обществе ранних кочевников мужчины должны были доминировать в сфере принятия военных и политических решений, выстраивать отношения в вооруженных формированиях и союзах. Однако, ритуальная сфера и домашнее хозяйство управлялись женщинами. Мужское доминирование и не могло быть полным благодаря мобильному и динамичному образу жизни и особой форме собственности (подвижному стаду). Результаты проведенного исследования были представлены на международной научно-практической конференции «Маргулановские чтения–2022» (г. Алматы, 12–13 апреля 2022 г.) в виде устного доклада «Берсенева Н.А. Мужское/женское доминирование в обществах ранних кочевников Южного Урала (анализ археологических данных)» и опубликованы в сборнике материалов конференции.
2. Собрана база публикаций по кочевым и полукочевым в недавнем прошлом народам Центральной Евразии включающая более 400 наименований. В основном это сочинения ученых и путешественников XIX века, включены также современных исследования по традиционным элементам духовной культуре казахов, башкир, калмыков, каракалпаков, т.е. тех кочевых народов, которые живут на территории степей от Волги до Иртыша. Начато составление «Свода этнографических данных по традиционным элементам духовной культуры кочевых народов Центральной Евразии XVII–XIX вв.».
3. Подготовлены и оправлены образцы для проведения генетических исследований и радиоуглеродного датирования (16 образцов), изотопного анализа с целью изучения палеодиеты (32 образца).
Результатом выполнения анализа пигментов стала публикация статьи на английском языке К.Г. Маргарян и А.М. Юминова «The Mineral Composition of Pigments from the Archaeological Sites of the Early Iron Age Nomads of the Southern Urals» в материалах конференции «Geoarchaeology and Archaeological Mineralogy—2021» (издательство SpringerLink) в декабре 2022 г.
Проведен анализ состава цветного металла изделий раннего железного века из случайных находок на территории лесостепной (12 пунктов, 66 анализов) и степной (10 пунктов, 60 анализов) зон Южного Зауралья. Проведенные исследования подтвердили ранее сделанные наблюдения о преимущественном использовании в VI–IV вв. до н.э. населением зауральской лесостепи «чистой» и «загрязненной» меди. Кочевники степной зоны Южного Зауралья, судя по проведенным исследованиям их металлических предметов, имели доступ к разным источникам цветного металла. Это позволяло мастерам дифференцировать металл: для литья наконечников стрел использовалась медь, поступающую от иткульских металлургов, а предметы невоенного назначения изготавливались преимущественно из различных бронз.
Информация о работе по проекту на сайте Южно-Уральского государственного университета:
https://www.susu.ru/ru/news/2022/11/15/istoriki-izuchayut-kochevnikov-zheleznogo-veka-yuzhnogo-urala
Публикации
1. Берсенева Н.А. Мужское/женское доминирование в обществах ранних кочевников Южного Урала (анализ археологических данных) Маргулановские чтения–2022: материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 12–13 апреля 2022 г.). Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, С. 353–356. (год публикации - 2022)
2. Маргарян К.Г. Для кого вы созданы, кому вы служите? Каменные жертвенники в погребениях кочевников раннего железного века Евразии Stratum plus. Археология и культурная антропология, Прочнее меди. Сборник статей к 80-летию В. А. Дергачева. Кишинэу : Stratum Plus, 2023. С. 327-349 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.55086/SL23VAD649
3. Маргарян К.Г., Юминов А.М. The Mineral Composition of Pigments from the Archaeological Sites of the Early Iron Age Nomads of the Southern Urals Geoarchaeology and Archaeological Mineralogy—2021. Springer Proceedings in Earth and Environmental Sciences. Springer, Cham. 2023, С. 127-142 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/978-3-031-16544-3_13
4. Таиров А.Д. Миграции ранних кочевников Внутренней Азии и становление торговых коммуникаций Степной Евразии Евразийская степная цивилизация: человек и историко-культурная среда. Материалы V международного конгресса археологов евразийских степей (г. Туркестан, 11–14 октября 2022 г.). В 5-ти т. Алматы – Туркестан: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2022., Т. 2. С. 93–98 (год публикации - 2022)
5. Таиров А.Д. Об одной из категорий «зеркал» раннесакского времени Евразия в энеолите – раннем средневековье (инновации, контакты, трансляции идей и технологий): Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург: ИИМК РАН, 2022, С. 180–183 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.31600/978-5-6047952-5-5.180-183
6. Чиркова А.Х. "Девиантные" захоронения ранних кочевников Южного Урала (вторая половина VI-IV вв. до н.э.) Нижневолжский археологический вестник, Т. 22, № 1. С. 71-84. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2023.1.5
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проекту № 22-28-20253 «Архитектура социума и духовная культура кочевников Южного Урала в раннем железном веке»
1. Созданы базы данных «Памятники раннего железного века на территории Южного Урала», «Детские погребения ранних кочевников Южного Урала (VI–III вв. до н.э.)», «Погребальные комплексы ритуальных специалистов раннего железного века Южного Урала (погребения с зеркалами)», «Каменные жертвенники ранних кочевников Южного Урала». Все они ориентированы на систематизацию и хранение информации, связанной с социальными характеристиками погребенных и содержат сведения о локализации и структуре погребальных сооружений, составе и/или композиции сопроводительных артефактов, палеоантропологические данные.
Проведен анализ распространения каменных жертвенников различных типов. Установлено, что жертвенники с опорой, округлой формы, на трех высоких ножках, с изображениями в зверином стиле, выполненными в неглубоком рельефе, были созданы в один короткий промежуток времени и являются маркерами культурного-хронологического горизонта середины V–IV в. до н.э. Каменные жертвенники с «дельфинообразным» орнаментом по бортику на Южном Урале встречены лишь в памятниках конца VI–IV вв. до н.э. Единичные находки жертвенников этого типа за пределами Южного Урала маркируют инфильтрационные контакты. Они могут рассматриваться и в качестве источника, подтверждающего функционирование торговых путей. Изначальным центром распространения каменных жертвенников клювовидной формы является Юго-Восточное Приаралье. Благодаря тесным контактам населения данного региона каменные алтарики такой формы появляются в Южном Зауралье, Центральном и Северном Казахстане, Туве. Распространение каменных жертвенников в Барабинской низменности, Кулундинской степи и Приобье связано с двумя волнами миграций населения Урало-Казахстанских степей. Первую волну переселенцев из Северного, Центрального Казахстана и Юго-Восточного Приаралья маркируют жертвенники без опоры VII–VI в. до н.э. Вторая волна миграций в VI–V вв. до н.э. связана с выходцами из Южного и, возможно, Среднего Урала, о чём свидетельствует распространение в Приобье каменных алтариков на трех или четырех ножках.
Анализ лучайных находок с территории Зауралья показал, что искусство звериного стиля зауральских лесостепных племен развивалось под непосредственным влиянием искусства скифо-звериного стиля кочевников степной зоны Зауралья. Случайные находки ярко свидетельствуют об устоявшихся прямых этнокультурных связях номадов Южного Зауралья и Восточного Приаралья, налаженной системы коммуникаций, охватывающей Саяно-Уральский субрегион Степной Евразии,
Предпринята попытка разработки подходов к интерпретации социальной структуры древних обществ по археологическим данным. На практике разработанные подходы были применены в ходе социального анализа погребений могильников Кичигино I и II в Южном Зауралье для выявления и анализа обрядовых групп погребенных в соответствии с хронологией возникновения захоронений и реконструкции отдельных элементов социальной структуры ранних кочевников. Отмечено, что в Кичигинских некрополях представлены различные социальные и возрастные категории, отражены социальные роли некоторых умерших. Возрастные группы лучше всего представлены в захоронениях савроматского периода, а социальные роли умерших – в раннесарматских погребениях. Раннесарматские женские погребения с крупными колчанными наборами позволяют поставить вопрос об участии некоторых женщин в боевых действиях. Малое количество детских захоронений свидетельствует о наличии альтернативного погребального обряда для невзрослых, а также об их низкой социальной позиции.
Исследование детских погребений ранних кочевников Южного Урала савроматского и раннесарматского времени, проведенное по трём возрастным категориям: младшая детская возрастная группа; старшая детская возрастная группа; «подростки», позволило сделать ряд наблюдений. Отмечено, что в погребениях савроматского времени гендерно-различительный инвентарь появляется лишь с подросткового возраста. В раннесарматской выборке выделяются две основные социально значимые возрастные группы детей: от 0 до 5 лет и от 5 до 15 лет. Первая характеризуется абсолютным преобладанием гендерно-нейтрального сопроводительного инвентаря, вторая – отражает процесс гендерной и возрастной социализации.
Проведенный анализ женских погребений савромато-сарматского времени Южного Урала позволяет констатировать, что женские социальные роли были достаточно многочисленны. Кроме традиционных женских ролей жены/наложницы, матери и хозяйки, в могильниках манифестированы роли женщин-ритуальных специалистов и женщин, возможно, принимавших участие в военных конфликтах. Судя по распределению погребального инвентаря, на группу женщин умерших в возрасте от 25 до 35 лет приходится большинство захоронений с украшениями, предметами вооружения и зеркалами. Вероятно, на этот возраст приходится пик социальной активности женщин.
Для выделения погребений ритуальных специалистов, были рассмотрены южноуральские погребения с зеркалами савромато-сарматского времени. Проанализировано распределение зеркал в соответствии с полом/возрастом погребенных, корреляция с другими предметами погребального инвентаря и локализация зеркала внутри погребальной камеры и по отношению к частям тела умершего. Установлено, что зеркало лишь отчасти является маркером женского гендера. Оно является предметом быта/туалета и символом вертикального статуса. Одновременно, зеркало выступает и как предмет культа, который использовался в отправлении каких-то ритуалов, разного рода гаданий или заговоров.
Проведен анализ обрядовых групп по возрасту и гендеру в могильниках раннего железного века Южного Урала. Отмечено, что детский погребальный обряд совершался по «упрощенной» схеме, в сравнении со взрослым. Большая разница между взрослыми и детскими погребениями заключалась в составе и количестве встречающегося инвентаря. В детских погребениях отсутствовали многие категории предметов, присутствующих во взрослых захоронениях. Наиболее высокий социальный статус в обществе ранних кочевников Южного Урала во второй половине VI–V вв. до н.э. занимали представители возрастной категории Juvenilis (около 18–20 лет), а в конце V–IV вв. до н.э. – индивиды категории Adultus (20–35 лет). Инвентарь, обнаруженный вместе с погребенными возрастной категории Maturus (от 35 до 55 лет) и Senilis (старше 55 лет) соответствовал половой принадлежности погребенных и был представлен большим количеством украшений и предметов культа в женских захоронениях, и оружием – в мужских.
Продолжена работа над составлением «Свода этнографических данных по традиционным элементам духовной культуры кочевых народов Центральной Евразии XVII – начала XX в.». Выделен ряд традиционных элементов культуры, представляющих интерес в плане реконструкции духовной культуры древних кочевых обществ. Это представления, связаные с окружающей природной средой – «экологические традиции», представления обусловленные особенностями поведения, содержания, использования домашних животных – «хозяйственные традиции». В «хозяйственные традиции» можно включить традиционные приемы обработки и утилизации продуктов скотоводства, за исключением пищевых. Последние включаются в «пищевые традиции» – традиции связанные с системой питания, приготовления пищи, утилизацией пищевых отходов. Особую, пока не расчлененную, группу составляют традиции в той или иной степени, обусловленные кочевым образом жизни – от способов исчисления времени и расстояния до погребальных традиций и общественных институтов.
Результаты исследований опубликованы в 9 статьях в изданиях, индексируемых в базе РИНЦ; 4 статей, опубликованных в изданиях, индексируемых в базе Scopus и входящих в ядро РИНЦ; 3 статьи в изданиях, вышедших или планируемых к выходу за рубежом (Республика Казахстан, США–Италия). Научные результаты работы по проекту были представлены в виде 8 докладов на 5 Международных и одной Всероссийской с международным участием конференциях.
Публикации
1. Берсенева Н.А. Женские погребения ранних кочевников Южного Урала: манифестация социальных ролей Маргулановские чтения – 2023: материалы международной научно-практической конференции (г. Алматы, 30–31 марта 2023). Т. 1. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2023., Т. 1. С. 115-119 (год публикации - 2023)
2. Берсенева Н.А. О подходах к интерпретации социальной структуры обществ ранних кочевников Южного Урала Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 75-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023., С. 36–39 (год публикации - 2023)
3. Берсенева Н.А. К реконструкции социальной структуры ранних кочевников Южного Урала (VI–III вв. до н.э.): детские погребения Нижневолжский археологический вестник.2023. Т. 22, № 1., Т. 22, № 1. С. 85–99 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2023.1.6
4. Берсенева Н.А., Таиров А.Д. Социальный анализ погребальных комплексов ранних кочевников Южного Зауралья на примере могильников у с. Кичигино (Челябинская область) Уфимский археологический вестник, Т. 23, № 1. С. 31–41. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31833/uav/2023.23.1.003
5. Маргарян К.Г. Клювовидные каменные жертвенники раннего железного века // Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 75-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023., С. 54–62 (год публикации - 2023)
6. Маргарян К.Г. Каменные алтарики раннего железного века Обь-Иртышского междуречья Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Вып. III. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2023., Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Вып. III. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2023. С. 175–182. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14258/msapea.2023.3.36
7. Маргарян К.Г. Новые случайные находки каменных жертвенников с территории Южного Зауралья Уфимский археологический вестник, Т. 23, № 1. С. 42–50 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31833/uav/2023.23.1.004
8. Маргарян К.Г. Рельефные изображения в зверином стиле на каменных жертвенниках кочевников раннего железного века как маркеры культурно-хронологических горизонтов Региональные особенности хронологии и периодизации савроматской и сарматских культур/ Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2023., Региональные особенности хронологии и периодизации савроматской и сарматских культур Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2023. – С. 44–54. (год публикации - 2023)
9. Маргарян К.Г., Таиров А.Д. Естественно-научные исследования могильника Кичигино-I в Южном Зауралье Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Вып. III. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2023., Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Вып. III. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2023. С. 79–84. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.14258/msapea.2023.3.16
10. Таиров А.Д. Случайные находки эпохи ранних кочевников из Кунашакского и Красноармейского районов Челябинской области Уфимский археологический вестник, Т. 23, № 2.С. 396–402 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31833/uav/2023.23.2.015
11. Таиров А.Д. Новые данные о контактах кочевников Южного Зауралья и Восточного Приаралья в раннесакское время Древние и средневековые государства и союзы номадов Евразии в контексте новых археологических и письменных источников. Алматы: Институт археологии имени А.Х. Маргулана, 2023., Древние и средневековые государства и союзы номадов Евразии в контексте новых археологических и письменных источников. Алматы: Институт археологии имени А.Х. Маргулана, 2023. С. 108–113. (год публикации - 2023)
12. Таиров А.Д. Новые данные о восточном направлении этнокультурных связей ранних кочевников Южного Зауралья Наука ЮУрГУ [Электронный ресурс]: материалы 75-й научной конференции. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2023., С. 86–91 (год публикации - 2023)
13. Филатова М.О., Таиров А.Д., Маргарян К.Г., Жилич С.В. Антракологический анализ древков стрел из археологического памятника Кичигино I Древние культуры Монголии, Байкальской и Южной Сибири и Северного Китая: Материалы XII Международной научной конференции (25–30 сентября 2023 года, г. Иркутск) / отв. ред. Д. Н. Лохов, Е. А. Липнина. Иркутск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2023, С. 111–113 (год публикации - 2023)
14. Чиркова А.Х. Возрастные группы кочевого населения Южного Урала (вторая половина VI — IV в. до н. э.) Древние и традиционные культуры во взаимодействии со средой обитания: проблемы исторической реконструкции : материалы II Международной междисциплинарной конференции, Челябинск, Россия, 12–14 апреля 2023 г. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2023., С. 164–172. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/9785727119167
15. Чиркова А.Х. Половозрастные группы ранних кочевников Южного Урала середины I тысячелетия до н.э. Археология ранних кочевников Евразии. Выпуск 3. – Самара: СГСПУ, 2023, - (год публикации - 2023)
Возможность практического использования результатов
Результаты проекта и созданные базы данных являются заделом для дальнейших исследований социальной и духовной культуры древних обществ Южного Урала. В прикладном смысле, результаты исследования позволят «оживить» древних кочевников в глазах современного населения региона, могут использоваться для подготовки учебных курсов для студентов и школьников, организации музейных экспозиций и выставок, публичных лекций и исторических парков, популяризации истории родного края.