КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-20262

НазваниеРазвитие внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием

РуководительВолкова Елена Николаевна, Доктор психологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", Нижегородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-552 - Психофизиология, психогенетика, сравнительная психология, зоопсихология, эволюционная психология

Ключевые словацифровые технологии; IT-компании; молодежь; мотивация; программирование; одаренность

Код ГРНТИ15.21.41


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Цифровые технологии и искусственный интеллект, кажется, совсем недавно внедрились в повседневную жизнь человека, но уже сегодня очевидно, что без IT технологий нет будущего. В Нижегородской области сегодня работают более 700 IT-компаний, в числе которых крупные центры исследований, разработок и производственные центры. Свои представительства в регионе имеют авторитетные российские и международные ИТ-компании. При этом регион испытывает серьезный дефицит IT-кадров: система образования готовит около 3000 специалистов IT-профиля в год при потребности более 3 тыс. человек, что является серьезнейшим ограничением для развития этой отрасли в области. Отрадно, что IT-cфера для современной молодежи является привлекательной с точки зрения будущей профессиональной деятельности. Дети и подростки не только учатся с применением Digital инструментов, проводят свободное время в интернет пространстве, они выстраивает отношения, используя социальной сети и мессенджеры, но и мечтают поступить в ведущие вузы города на IT – специальности, получить отличную подготовку и занять место в привлекательной IT-компании. Чтобы стать высококлассными программистами и уже сегодня дети стремятся подготовить себя к данной деятельности, углубленно занимаясь программированием в школьных кружках, проходя специальные образовательные курсы, участвуя в олимпиадах разного уровня. Высоких результатов на олимпиадах по программированию получается достичь не многим. Интерес к самому процессу, удовольствие и радость от её выполнения – так называемая внутренняя мотивация – является главным фактором успеха. Внутренняя и внешняя мотивации привлекают внимание исследователей и практиков в рамках изучения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райана (Deci, Ryan, 2020; Мандрикова, 2010). Показано, что внутренне мотивированная деятельность в отличие от внешне мотивированной связана с бόльшим вкладом усилий и более высоким уровнем субъективного благополучия, продолжается даже в отсутствие внешних наград и наказаний и ведёт к развитию компетенций (Осин, Сучков, Гордеева, Иванова, 2015). Эмпирические исследования мотивации в рамках теории самодетерминации показали, что от соотношения автономной и контролируемой мотивации человека зависит их результативность и психологическое благополучие; автономная мотивация выступает устойчивым предиктором настойчивости и усилий, эмоционального благополучия на в деятельности, в то время как контролируемая мотивация связана с эмоциональным истощением, профессиональным выгоранием (Ryan, Deci, 2020; Randall, Ryan, 2020; Perez-Rivases, Torregrosa, Viladrich, Pallares, 2017). Изучение особенностей профессиональной мотивации молодежи, увлеченной программированием, поиск технологий для поддержания и развития их внутренней мотивации представляется нам важной научно-исследовательской задачей.

Ожидаемые результаты
• Аналитический обзор российских и международных исследований мотивации молодежи, увлеченной программированием; • Программа и протокол эмпирического исследования внутренней мотивации молодежи Нижегородской области, увлеченной программированием, и условий ее развития; • Договора с образовательными учреждениями о реализации исследования на эмпирическом этапе; • Гугл-формы для проведения исследования внутренней мотивации молодежи Нижегородской области, увлеченной программированием; • Базы данных с результатами исследования внутренней мотивации молодежи Нижегородской области, увлеченной программированием, и условий ее развития • Описанная и эмпирически верифицированная объяснительная модель внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, и условий ее развития, полученная на основании результатов исследования (подготовленные и принятые к печати в журналах WoS/Scopus/РИНЦ 4 рукописи, тезисы докладов на научных конференциях); • Разработанные рекомендаций по развитию внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, и условий ее развития • Монография «Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием»


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Исследование посвящено теоретико-методологическому изучению феномена внутренней мотивации молодёжи, увлеченной программированием, эмпирическому выявлению и обоснованию особенностей мотивационного профиля молодежи, увлеченной программированием, по сравнению с молодежью, увлеченной другими видами деятельности. В ходе теоретического этапа проведен обзор российских и зарубежных исследований, репрезентирующих теоретические подходы к определению сущности и структуры внутренней мотивации и содержащих эмпирические данные изучения внутренней мотивации молодежи в разных видах деятельности. Анализ результатов исследований, посвящённых изучению внутренней мотивации молодежи в аспекте успешности овладения программированием как деятельностью, позволил сделать следующие выводы: - программирование представляет собой специфичный вид деятельности, не сводимый в полной мере к игре, учению, труду; - программирование как деятельность будет актуализировать особые механизмы профессионального и личностного развития человека, и освоение этой деятельности будет связано с развитием специфичных личностных структур; - внутренняя мотивация может рассматриваться как психологический механизм успешного освоения программирования и достижения высоких результатов в этом виде деятельности; - индикация внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, связана с изучением восприятия уровня сложности программирования, с определением состояния потока и вовлеченности в деятельность. Поскольку феномен увлеченности программированием специально не рассматривался в научной литературе, был проведен теоретический обзор исследований об увлечённости и одаренности молодежи с целью операционализации понятия «увлеченность программированием» и определения онтологического статуса увлеченности программированием среди видов одаренности. Под увлеченностью программированием мы понимаем позитивное, связанное с профессиональными обязанностями психологическое состояние, которое характеризуется энергичностью, готовностью приложить усилия для преодоления трудностей при решении задачи; преданностью как высокой степенью причастности к работе, объединенной со смыслом, вдохновением и гордостью; погруженностью (поглощенностью деятельностью), представляющей полную концентрацию на работе, вследствие чего человек порой не замечает хода времени. Рассматривая увлеченность программированием как состояние энергичности, преданности и поглощенности этой деятельностью, требующей физического, когнитивно-активного и эмоционального вовлечения в деятельность и в работу конкретной организации, мы предполагаем, что состояние может перерасти в свойство личности и в специальную способность к программированию, а высокий уровень развития этой способности представлять собой особый вид одаренности – одаренность в сфере программирования. В ходе эмпирического этапа был проведен опрос участников исследования и созданы базы данных. В исследовании приняли участие две группы респондентов в возрасте от 14 до 35 лет (школьники, студенты, работающие). В первую группу были включены 161 чел (53,3%) – молодые люди, увлеченные программированием, во вторую группу – 141 чел (46,7%) – молодые люди, увлеченные другими видами деятельности, кроме программирования. Средний возраст участников исследования – 19,7 лет (стандартное отклонение SD=3,9). Среди участников исследования 151 мужчина (50,0%) и 151 женщина (50,0%). В диагностический комплекс изучения внутренней мотивации деятельности молодежи, увлеченной программированием, вошли русскоязычный вариант Опросника профессиональной мотивации (ОПМ-2) (Осин и др., 2017), русскоязычная версия Шкалы удовлетворенности базовых психологических потребностей (Осин и др., 2015), лист мотивов деятельности, полученный на основе свободных самоописаний, и позволяющий, на наш взгляд, описать особенности внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием. В качестве теоретической рамки исследования внутренней мотивации молодежи была использована предложенная Э. Деси и Р. Райаном теория самодетерминации, в том числе разработанная ими модель мотивационного континуума. Результаты эмпирического исследования показали, что в мотивационном профиле молодежи, увлеченной программированием, доминируют типы внутренней, интегрированной и идентифицированной мотивации, совокупно относящихся к автономной мотивации, по сравнению с составляющими контролируемой мотивации – интроецированной, экстернальной мотивации и амотивации, выраженных в меньшей степени. Это отвечает общему положению теории самодетерминации о доминировании автономной мотивации в тех видах деятельности, которые вызывают интерес и эмоциональную привлекательность. Вместе с тем, выраженность автономных форм мотивации у молодежи, увлеченной программированием, несколько ниже, чем в группе молодежи, увлеченной другими видами деятельности, что может быть связано с особым характером программирования как деятельности: поведение молодежи, увлеченной программированием, осуществляется ради его предполагаемой инструментальной ценности по отношению к некоторому результату, который отделен от этого поведения. Анализ удовлетворенности базовых психологических потребностей в деятельности показал, что у молодежи, увлеченной программированием, показатели удовлетворенности базовых психологических потребностей выше среднего, при этом наиболее высокий показатель удовлетворенности у потребности в связности, а наименее – у потребности в компетентности. В то время как у молодежи, увлеченной другими видами деятельности, уровни удовлетворённости базовых психологических потребностей достаточно высокие и значительно не различаются между собой. Низкий уровень удовлетворенности потребности в компетенции у молодежи, увлеченной программированием, может объясняться такими характеристиками данного вида деятельности, как высокий уровень сложности задач, неопределенность решений, опосредованность коммуникаций знаковыми системами искусственного языка и под. В ходе корреляционного анализа выявлены положительные связи показателей удовлетворенности базовых психологических потребностей с выраженностью внутренней мотивации для молодежи, увлеченной различными видами деятельности, включая программирование. Полученный результат согласуется с положением теории самодетерминации о зависимости уровня внутренней мотивации от степени удовлетворенности базовых психологических потребностей. Для определения вклада базовых потребностей в развитие внутренней мотивации проведен множественный регрессионный анализ, показавший, что значимыми предикторами внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, являются потребность в автономии и потребность в компетентности, вто время как значимыми предикторами внутренней мотивации молодежи, увлеченной другими видами деятельности, являются потребность в автономии и потребность в связанности. При помощи русскоязычной версии опросника PERMA-Profiler (Исаева, Акимова, Волкова, 2022) изучена взаимосвязь внутренней мотивация и благополучие молодежи, увлеченной программированием. Результаты исследования показали, что внутренняя, интегрированная, идентифицированная мотивация (относящиеся к автономной мотивации) положительно взаимосвязаны с интегральным показателем благополучия и показателями шкал PERMA «позитивные эмоции», «взаимоотношения», «вовлеченность», «смысл», «достижения». Таким образом, увлеченность деятельностью выступает не только индикатором развития внутренней мотивации деятельности, но и психологического благополучия личности. Перспективной научно-практической задачей является изучение условий деятельности молодежи, увлеченной программированием, с целью разработки рекомендаций по созданию условий, поддерживающих и усиливающих внутреннюю мотивацию и препятствующих фрустрации базовых психологических потребностей.

 

Публикации

1. Волкова Е.Н., Исаева О.М., Морева А.Н. Внутренняя мотивация деятельности современной молодежи как условие высоких достижений в сфере программирования: к вопросу определения понятия Вестник Мининского университета, Т. 10. № 22. С.11 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-11

2. Волкова Е.Н., Скитневская Л.В., Морева А.Н. Увлеченность программированием как вид одаренности у молодежи Вестник Мининского университета, Том 11. №1 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2023-11-1-9

3. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Факторы психологического благополучия российской молодежи Психологическая наука и образование, Т. 27. № 4. С. 24-35. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/pse.2022270403

4. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Опросник благополучия PERMA-Profiler: апробация русскоязычной версии Социальная психология и общество, Том 13. № 3. С. 116–133. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17759/sps.2022130308

5. Исаева О.М., Акимова А.Ю., Волкова Е.Н. Assessment of the Psychological Well-Being of Russian Youth with the Perma-Profiler Changing Societies & Personalities, № 4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/csp.2022.6.4.206

6. Морева А.Н., Акимова А.Ю., Скитневская Л.В. Особенности мотивационного профиля молодежи, увлеченной программированием Психология способностей и одаренности: сборник статей II Всероссийской начучно-практической конференции (24-25 ноября). - Ярославль: РИО ЯГПУ., с.150-154 (год публикации - 2022)


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном периоде подготовлена и опубликована 1 монография, зарегистрирована база данных исследования, опубликована 1 статья в журнале, индексируемом в Web of Science, а также сформулированы рекомендации по развитию внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, и условий ее развития, разработана рамочная программа коучинга для развития внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием. 1. Монография "Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием" (авторы:Волкова Е.Н., Акимова А.Ю., Исаева О.М., Морева А.Н., Скитневская Л.В.; ISBN 978-5-85219-876-1, 10,5 п.л.) включает следующие параграфы, содержащие результаты исследования по проекту: Глава 1. Молодежь, увлеченная программированием: определение понятия и онтологического статуса. Глава 2. Внутренняя мотивация и психологическое благополучие молодежи, увлеченной программированием. Глава 3. Эмпирические исследования внутренней мотивации молодежи. Глава 4. Эмпирические исследования психологического благополучия молодежи. Глава 5. Развитие внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, с помощью технологий коучинга. В Приложении представлен диагностический комплекс для изучения внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием. Монография содержит результаты исследования внутренней мотивации и психологического благополучия молодежи, увлеченной программированием, а также описывает возможности развития внутренней мотивации молодежи технологиями коучинга. Книга представляет интерес для специалистов, работающих с молодежью в учреждениях системы образования, реализующих молодежную политику или осуществляющих деятельность по сопровождению талантливой молодежи. 2. База данных (БД) " Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием" (авторы: Волкова Е.Н., Морева А.Н., Скитневская Л.В., Исаева О.М., Акимова А.Ю.; Свидетельство о регистрации базы данных 2023621918, 09.06.2023. Заявка № 2023621513 от 24.05.2023) включает информацию о результатах заполнения методического комплекса, разработанного в рамках проекта. БД может применяться в психологических и социологических исследованиях в области психологии развития, педагогической психологии, общей психологии, психологии личности. Подбор материалов в БД осуществлен по следующим критериям: респонденты – молодые люди от 14 до 35 лет. В исследовании приняли участие две группы респондентов: увлеченные программированием и увлеченные другими видами деятельности, кроме программирования; выбор респондентов для участия не зависит от их пола, социальной, национальной или религиозной принадлежности; БД не содержит личных данных респондентов. Имеются возможности сортировки, отбора результатов поиска по всем полям БД, создания таблиц статистического анализа. Целью БД является изучение особенностей мотивации к деятельности молодых людей, увлеченных программированием, в сравнении с молодыми людьми, увлеченными другими видами деятельности, кроме программирования. 3. Сформулированы рекомендации по развитию внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием, и разработана рамочная программа коучинга для развития внутренней мотивации молодежи, увлеченной программированием. Основная цель программы – поддержка и развитие внутренней мотивации у молодёжи, увлеченной программированием. Основные задачи программы: 1. Диагностика мотивов деятельности у участников программы. 2. Диагностика базовых психологических потребностей деятельности у участников программы. 3. Диагностика у молодежи, увлеченной программированием, особенностей психологического благополучия PERMA. 4. Развитие у молодежи, увлеченной программированием, базовой потребности в автономии. 5. Развитие у молодежи, увлеченной программированием, базовой потребности в компетентности. 6. Развитие у молодежи, увлеченной программированием, базовой потребности во взаимосвязи. Целевая аудитория – молодежь, увлеченная программированием. Методологической основой программы являются: • теория самодетерминации E. Deci & R. Ryan, где конструкт внутренней мотивации является системообразующим (Deci & Ryan, 2017); • теория тренинга как метода преднамеренных изменений С. Макшанова (Макшанов, 1997); • модель психологического благополучия PERMA М. Seligman (Seligman, 1975).

 

Публикации

1. Морева А.Н., Скитневская Л.В. Research of the features and relationship of internal motivation and psychological well-being of young people who are passionate about programming REVISTA CONRADO, Vol. 19. №90 (год публикации - 2023)

2. Волкова Е.Н., Акимова А.Ю., Исаева О.М., Морева А.Н., Скитневская Л.В. Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" (Нижний Новгород), 168 с. (год публикации - 2023)

3. Волкова Е.Н., Морева А.Н., Скитневская Л.В., Исаева О.М., Акимова А.Ю. Внутренняя мотивация молодежи, увлеченной программированием Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Номер свидетельства: RU 2023621918 (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Изучение особенностей программирования как специфического вида деятельности и выявление психологических механизмов успешного освоения этой деятельности молодыми людьми является важным для закрепления в структуре мотивации профессионального самоопределения молодежи мотивов, связанных как с содержанием программирования, так и с учетом личностных возможностей и ресурсов личности. Это информация востребована в деятельности организационных психологов, психологов системы образования, HR-менеджеров для организации работы по профессиональному развитию молодежи, для прогнозирования успешности ее закрепления в профессии, результативности и продуктивности производственной деятельности.