КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-20265

НазваниеЦифровая партисипация поколения Z как инструмент реализации мобилизационной функции гражданского общества: направления, виды и социальная эффективность

РуководительАбрамова Софья Борисовна, Кандидат социологических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-302 - Отраслевые социологии

Ключевые словаЦифровая партисипация, мобилизация, гражданское общество, молодежь, гражданская активность, поколение Z, активизм

Код ГРНТИ00.21.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Современное цифровое общество диктует новые практики гражданской активности. Цифровое поколение – поколение Z – экспериментирует, «примеряя на себя» современные модели гражданского участия с использованием ресурсов и возможностей сети Интернет. Широкий спектр видов цифровой партисипации актуализирует вопросы мобилизационного потенциала молодого поколения, социальной эффективности и преодоления мобилизационных барьеров в реализации функций гражданского общества. Проект опирается на идеи и концепции, реализующие принципы партисипаторной модели участия молодежи в развитии гражданского общества. Научная новизна работы заключается в теоретико-методологическом анализе и эмпирической интерпретации и верификации феномена цифровой партисипации как инструмента реализации мобилизационной функции гражданского общества; в определении актуальных и используемых видов гражданского участия и роли онлайн-среды как площадки мобилизации молодежи и источника выражения/закрепления цифровой гражданственности; в выявлении социальной эффективности цифровой партисипации и изучении ее демобилизационных эффектов; в раскрытии используемых в Интернет-СМИ и сетевых сообществах технологий рекрутирования, мотивационных стимулов и способов мобилизации поколения Z. Результатом станет концептуализации цифровой партисипации поколения Z (сущность, содержание, виды, функции), определение мобилизационного потенциала молодежи и ее цифрового соучастия/вовлечения в практики гражданской активности, анализ мобилизационных барьеров и оценка эффективности цифровой партисипации, выявление демобилизационных эффектов и возможностей/перспектив их преодоления.

Ожидаемые результаты
Планируемое исследование позволит: - осуществить социологическую концептуализацию понятия «цифровая партисипация» и включить его в категориальный аппарат социогуманитарных наук, что будет способствовать утверждению российских практик социологического/ политологического/ философского анализа в мировом научном сообществе и дальнейшему развитию социогуманитарного знания; - выявить современные функции цифровой партисипации, осуществить ее типологизацию и обосновать основные характерные черты/ признаки (инициативность, солидарность и др.); - определить на основе эмпирических данных репертуар цифровых партисипаторных действий поколения Z и потребностно-мотивационную структуру цифровой партисипации, а также раскрыть способы рекрутинга и условия мобилизации; - исследовать социальную эффективность цифровой партисипации как изъявления гражданской позиции, выяснить мобилизационный потенциал и мобилизационные барьеры, проанализировать демобилизационные эффекты; - предложить федеральной, региональной и муниципальной власти конкретные меры, нацеленные на успешную реализацию функций гражданского общества, в том числе и мобилизационной. Исследование позволит сделать вывод о роли цифровой партисипации в современном гражданском обществе, мобилизационном потенциале цифровой гражданской активности молодого поколения. Полученные данные будут способствовать развитию российского социогуманитарного знания и углубят представления мирового научного сообщества о месте и роли молодого поколения как ресурса развития гражданского общества. Результаты проекта будут представлены на конференциях различного уровня, в том числе и за рубежом, отражены в публикациях и докладах.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В 2022 году был реализован первый для проекта ряд задач теоретического, методологического, содержательного и публикационного характера, направленных на рассмотрение цифровой партисипации в контексте социологической концептуализации, выявления практик, эффективности и мобилизационного потенциала в реализации функций гражданского общества. Были проанализированы академические дискуссии о переходе гражданской активности молодежи в цифровую среду, формировании новой цифровой гражданственности. Дано определение цифровой партисипации как активного участия в цифровом обществе посредством использования Интернет, социальных сетей, мобильных технологий и других информационных и коммуникационных технологий, что обеспечивает участие граждан в любой сфере социальной жизни. Показано, что цифровая партисипация становится основой полного использования цифровых возможностей в целях продвижения личных интересов и демократического благополучия. Раскрыто понятие цифрового участия в трех аспектах: 1) участие в цифровых технологиях (доступ к цифровым устройствам и грамотное их использование), 2) участие посредством цифровых технологий (участие через альтернативные варианты доступа) и 3) участие внутри цифрового мира (активное участие в социальных сетях, цифровых услугах и СМИ). Построена индикаторная модель социальной эффективности цифровой партисипации, которая включает пять показателей: 1) уровень цифровой гражданской активности; 2) уровень мобилизационного потенциала; 3) результативность диалога власти и общества в цифровой партисипации; 4) эффективность инструментов / механизмов цифровой гражданской активности; 5) эффективность процесса формирования цифровой гражданской активности. Разработаны теоретические модели цифровой партисипации молодежи в реализации функций гражданского общества на основании различных критериев (базовая теоретическая модель, модальность, направленность, реальные действия, традиция гражданского участия, характер предлагаемых действий, тип интернет-активизма). Построена структурная модель цифровой партисипации, включающая основных субъектов, их цели и необходимые условия / факторы на уровне внецифровой и цифровой среды, а также личностного компонента. Показан расширительный контекст в трактовке цифровой партисипации, учитывающий деятельность не только субъектов собственно гражданского участия, но и всех других субъектов и условий, необходимых для вовлечений граждан в цифровую партисипацию. Показано, что практико-ориентированное понимание цифровой партисипации опирается на ряд положений в документах международных организаций и международные индексы. Цифровая партисипация здесь включает электронную информацию, электронные консультации, электронное принятие решений. Сделан вывод об исключительно позитивной трактовки направленности цифровой партисипации, основанной на культуре со-участия и согласованности целей и обогащенном общественном мнении различных социальных групп и субъектов. Выделены факторы мобилизации молодежи в гражданскую активность (личностная мотивация, оценка значимости гражданских инициатив в России, самооценка себя как общественно активного человека, частота столкновения с информационными сообщениями о проблемах общественной жизни и проектах по их решению, характеристики этих сообщений, включенности в социальные сообщества), на основании которых сконструированы вопросы в инструментарии исследования. Представлена концептуальная модель эмпирического исследования с выделением этапов: разведывательное исследование (качественная стратегия, глубинные интервью и неформализованный анализ сайтов), разработка и пилотаж инструментария массового опроса, полевой этап сбора информации по количественному этапу исследования, обработка и анализ данных по массовому опросу молодежи, разработка гайда экспертного интервью. Проведено разведывательное исследование, включающая 14 глубинных интервью с молодежью и анализ 46 сайтов, содержание которых связано с развитием цифровой партисипации. Разработана стратегия проведения количественного этапа исследования, создана анкета для опроса молодежи, включающая 39 вопросов разного типа. Проведен опрос молодежи, использовано сочетание методов онлайн-опроса и раздаточного анкетирования. Создана электронная база данных, включающая 1150 анкет. Произведен статистический и содержательный анализ полученных данных. Выявлен репертуар гражданского активизма молодежи. Выделены наиболее распространенные виды оффлайн и онлайн активизма, их сочетание. Показаны как преимущества цифрового активизма, так и противоречия, возникающие при его использовании, такие как недоверие эффективности, недостаточность ресурсов и т. д. Определено, что при высоком потенциале молодежи как субъекта гражданской активности и цифровых технологий как механизма мобилизации молодежи, возникают противоречия, связанные с эффективностью используемых аргументов, каналов, субъектов воздействия на общественное мнение молодежи, а также уровня сформированной потребности и опыта участия молодежи в различных формах цифровой партисипации и доверия им. В тройку лидеров по значимости мотивационного влияния вошли личный интерес к данной теме), участия в проекте друзей и высокой вероятности реальных последствий от реализации проекта. Проанализированы мотивы гражданской активности молодежи с позиций ориентации на общее благо (стремление к решению социальных, изменению мира) и установки на извлечение из участия личной пользы (вклад во внутриличностное развитие, расширение связей, популярности), то есть мотивы типологизированы с точки зрения социальной и личностной эффективности. Показано, что сочетание личного интереса, личностного развития с выраженной поддержкой со стороны власти, диалогичность и информационная открытость обеспечивают высокую вероятность вовлечения молодежи в цифровой активизм. Зафиксировано, что тенденции вытеснения оффлайн практик активизма среди молодого поколения имеют место, однако в сочетании с сохранением устойчивого участия молодежи в гражданских оффлайн практиках. Это определяет тенденции легкого перехода и интеграции оффлайн- и онлайн-пространств в формировании репертуара гражданской активности молодежи и формирования гибридного активизма. Произведена типологизация и выделены следующие категории в соответствии со статусом участия/ вовлеченности в цифровые практики: 1) неучастники цифровых форм гражданской активности – «цифровые пассивисты»; 2) самоопределяющие себя как предпочитающие наблюдательскую позицию – «наблюдатели»; 3) использовавшие за последний год какие-либо формы цифрового активизма и при этом не выбравшие для себя позицию наблюдателя – «деятели». Показано, что молодежь включает наблюдательскую позицию в формы проявления гражданского цифрового активизма. Идентификация молодежью себя как «гражданских наблюдателей» является для них удобной моделью, позволяющей преодолеть противоречия и выполняющей ряд функций. Сконструирован перечень из 14 функций гражданского общества, которые представляют потенциальное поле цифрового активизма с точки зрения реализации задач по их решению. Выявлено, что в рейтинге функций гражданского общества, которые могут эффективно реализовываться в цифровой партисипации, отсутствую доминантные лидирующие позиции. В целом все предложенные функции получили от 19% до 48% выборов. Разработан гайд экспертного интервью для реализации качественной стратегии в 2023 году, который включает семь блоков: общая характеристика цифрового активизма, тенденции формирования и изменения в современной России (тренды цифровой партисипации), социальная эффективность, риски цифрового активизма, модели взаимодействия с властью, мотивы и факторы вовлечения молодежи, мобилизационный потенциал. Опубликованы 4 статьи в журналах из перечня ВАК. Подготовлена и отправлена в редакцию одна статья в журнал/издание, входящее в международные базы Scopus/WoS. Осуществлены командировки для выступления на конференциях.

 

Публикации

1. Абрамова С. Б., Антонова Н. Л. Эффективность цифровой партисипации молодежи как формы гражданской активности (пилотное исследование в Екатеринбурге) Мир науки. Социология, филология, культурология, Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. №3. (год публикации - 2022)

2. Абрамова С.Б. Цифровая партисипация: концептуализация понятия в зарубежной практике гражданской активности Цифровая социология/Digital Sociology, Цифровая социология. 2022. Том 5. №4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-4-14

3. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Гражданский неполитический активизм молодежи: поворот к цифровым локальным практикам Caucasian Science Bridge, // Caucasian Science Bridge. 2022. Том 5. №3 (17). (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18522/2658-5820.2022.3.4

4. Хафизова В. Р. Практики цифровой партисипации поколения Z в социальных медиа Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства, Смыслы, ценности, нормы в бытии человека, общества, государства : Сборник статей и материалов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2022. С. 241-247. (год публикации - 2022)

5. Хафизова В.Р., Абрамова С.Б. Социальная эффективность цифровой партисипации как инструмента мобилизации цифрового поколения Экономические и гуманитарные исследования регионов, Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2022. № 5. С. 95-99 (год публикации - 2022)

6. Абрамова С.Б. Цифровая партисипация: мобилизация молодого поколения в гражданскую активность Десятая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества, Десятая международная научно-практическая конференция: Философия и культура информационного общества. 17–19 ноября 2022 года. – СПб.: ГУАП, 2022. С. 161-163. (год публикации - 2022)

7. Путимцева К.Р., Абрамова С.Б. Цифровая партисипация поколения Z как инструмент гражданской активности в период пандемии COVID-19 Ананьевские чтения - 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям, Ананьевские чтения-2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков - к новым достижениям и инновациям: материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 18–21 октября 2022 года. Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2022. С. 655-656. (год публикации - 2022)

8. - Преподаватели социологии успешно выступили на Всероссийской конференции в Санкт-Петербурге Официальный сайт Уральского гуманитарного института УрФУ, 23.06.2022 (год публикации - )

9. - Участие преподавателей кафедры прикладной социологии в конференции Социальная сеть Вконтакте, сайт Департамента политологии и социологии УРФУ, 29.06.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Результаты второго года реализации гранта позволили обозначить основные тренды развития цифровой партисипации, определить механизмы, барьеры и модели вовлечения молодежи в цифровую партисипацию, раскрыть значение, возможности и модели цифрового участия в реализации функций гражданского общества. Представлена концептуальная модель второго этапа социологического исследования с выделением этапов и методов (экспертные интервью, контент-анализ сайтов, мониторинг Вконтакте, кейс-стади краудсорсинговых платформ, анализ базы анкет волонтеров), разработаны инструментарии для каждого метода. Построена система критериев отбора экспертов и сконструирована выборка. Проведена серия из 32 интервью с экспертами, включенными в процесс цифровой партисипации молодежи: 16 информантов репрезентировали модель изменения «сверху вниз», и 16 – модель изменения «снизу вверх». Территориальный охват включал по 4 эксперта из 8 федеральных округов России. Проведено разведывательное исследование (предварительный анализ текстов в сети Интернет) с помощью Python и API Вконтакте. Получены 11 топиков (направлений-тем) и соответствующих им топ-10 слов, что позволило сформировать список ключевых поисковых слов, тем и подтем, направлений тематических сообществ и показателей включенности. Осуществлен контент-анализ новостных сайтов и сообществ в социальных сетях. Отобраны 22 интернет-ресурса из всех федеральных округов, проанализированы публикации с 1 по 31 июля 2023 года (12 590 материалов, среди них 194 публикации о проявлении гражданской активности населения). Осуществлен мониторинг сайта Вконтакте при помощи пакета Python, получена база всех публикаций на портале е.1 в период с 1 января 2019 года по 31 августа 2023 года (82 130 новостей). При помощи программы «Vortex» отобраны публикации, посвященные гражданской активности (1 781 пост), произведено тематическое моделирование в контексте гражданского активизма. Кейс-анализ 4 краудсорсинговых платформ (Российская общественная инициатива, Госуслуги. Решаем вместе, Демократор, Change.org) выявил число пользователей, количество поданных инициатив и долю результативных и другие показатели. Проведен контент-анализ волонтерской базы анкет Арт-кластера «Таврида» из 1129 заявлений, а также дискурс-анализ текстов в разделе «О себе», что позволило расширить представления о содержательном наполнении понятий, связанных с ответственным гражданством и мотивами гражданского участия. Проведена обработка, обобщение и анализ данных по каждому методу сбора информации, в том числе сравнительный анализ / триангуляция данных, полученных разными методами на количественном и качественном этапах проекта. Реализована задача оценки тенденций изменения цифровых партисипаторных практик молодежи. Выявлено, что эксперты, подчеркивая нарастающее значение цифровизации в формировании культуры соучастия, избегают абсолютного оптимизма в оценке промежуточных результатов развития цифровой партисипации. Описаны факторы, определяющие тренд на рост цифрового активизма, а также ряд негативных трендов активизма под влиянием цифровизации. Зафиксировано, что эксперты воспринимают ситуацию с развитием цифрового участия как дуальную, в которой позитивные тренды сталкиваются с барьеризирующими. Определены ключевые факторы-барьеры, препятствующие развитию цифрового активизма. На основании данных барьеров структурированы рекомендации экспертов по их преодолению. Выделен аспект «встречи» пользователей сети Интернет с постами, инициированными организаторами гражданских проектов с целью вовлечения новых участников. Построена авторская типология молодых граждан по уровню (частоте) столкновения с постами по социально-значимой проблематике и активизму, типология по моделям реакции на данные посты. Выявлены зоны риска, возникающие при вовлечении молодежи в практики цифрового гражданского активизма. Дана авторская типология технологий вовлечения молодежи в цифровой гражданский активизм, из них 6 опираются на внутренние цели-ценности: заявительная, увлекающая, преобразующая, инфраструктурная, коммуникативная и ценностная, а 2 технологии рекрутинга – на реализацию внешних целей-ценностей молодежи: трендовая и бонусная. Показана важность комплексного подхода для описания механизма вовлечения в цифровой активизм. Проанализирована дискуссия о способности СМИ влиять на гражданскую активность. Зафиксирована низкая доля публикаций о гражданских проектах и инициативах (1,5%), что свидетельствует о недостаточном внимании СМИ к вопросам гражданского общества и активизма. Проведена типологизация критериев эффективности цифровой партисипации: эффективность как результативность, как уровень активности и вовлечения граждан, как развитие (творчество и инновации), как диалог и социальное партнерство, как социальные эффекты. Рассмотрена взаимосвязь гражданской ответственности и активности в следующих аспектах: ценностно-аффективный; потребностно-мотивационный и деятельностный. Выявлен уровень гражданской ответственности молодежи. Выделены актуализированные функции гражданского общества, которые расцениваются молодежью как обладающие наибольшим потенциалом реализации при использовании цифровых технологий в активизме: солидаризирующая, социализирующая, мобилизационная, мониторинговая, посредническая и артикулирующая. Показано, как данные функции включены в реальные практики и мотивы участия молодежи в цифровой партисипации. Установлено, что партисипация становится рутинизированной практикой, тем самым актуализируя утверждение молодого поколения как субъекта гражданского общества. Проанализированы дискуссии и раскрыто понятие демобилизации. Выделены барьеры, создающие демобилизационный эффект для молодежи: 1) этапа первичного вовлечения в активизм (информационные, репутационные, ресурсные барьеры, а также барьеры социализации, безответственности, недоверия, целеполагания) и 2) этапа удержания, систематичности участия (барьеры перспективы, коммуникации, формализации, рутинизации и сетевых развлечений). Сделан вывод о высокой частоте столкновения участников и организаторов цифрового активизма с обозначенными барьерами, но при этом позитивном настрое экспертов о возможностях их преодоления. Зафиксировано, что создание партисипаторных практик гражданского участия и контроля инициируется сегодня различными группами субъектов. Партисипаторная трактовка активизма позволяет сделать акцент на позитивной направленности гражданского участия, основанной на культуре со-участия и согласованности целей субъектов. Сделан вывод о цифровом активизме как социальной силе, обладающей потенциалом повышения эффективности. Разработаны и представлены в публикациях и докладах рекомендации, направленные на создание условий реализаций функций гражданского общества в цифровой партисипации молодежи, вовлечения молодежи в инициативные проекты по решению социально-значимых проблем, а также повышения эффективности мобилизационного воздействия и преодоления демобилизирующих барьеров. Опубликованы 4 статьи в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях (WoS, RSCI). Опубликованы 4 статьи в журналах из перечня ВАК. Подготовлена и отправлена в редакцию одна статья в издание, входящее в международную базу Scopus (Q2). Осуществлены командировки для выступления на конференциях, принято онлайн-участие в конференциях. Только 4 % уральской молодежи считают себя онлайн-активистами // Сайт Уральского федерального университета. URL: https://urfu.ru/ru/news/47864/ Только 4 % уральской молодежи считают себя онлайн-активистами // Безформата. Новости Екатеринбурга и Свердловской области. URL: https://ekaterinburg.bezformata.com/listnews/molodezhi-schitayut-sebya-onlayn/119947730/ Преподаватели кафедры приняли участие в конференции // Сайт Департамента политологии и социологии УРФУ, социальная сеть Вконтакте. URL: https://m.vk.com/wall-154779_3267

 

Публикации

1. Абрамова С.Б. Демобилизация российской молодежи и барьеры цифрового гражданского активизма Казанский социально-гуманитарный вестник., 2023. № 5 (62). С. 4-10 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26907/2079-5912.2023.5.4-10

2. Абрамова С.Б. Онлайн активизм молодежи: гражданский контроль и развитие партисипаторных моделей Экспертные институты в XXI веке: цивилизационные и цифровые концепции меняющегося мира. Сборник научных трудов Второй международной научно-практической конференции. Науч. редактор Т.И. Грабельных. Иркутск: Иркутский государственный университет, С. 496-501. (год публикации - 2023)

3. Абрамова С.Б. Цифровизация как фактор столкновения офлайн и онлайн моделей гражданского активизма Социальная коммуникация в современном российском обществе : сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20 октября 2022 г.) / Отв. ред. В. А. Мансуров, Т. З. Адамьянц. Москва : РОС ; ФНИСЦ РАН., С. 74–77. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.19181/sbornik.978-5-89697-412-3.2023

4. Абрамова С.Б. Риски цифровой среды как барьеры молодежного активизма Цифровизация как вызов современности: между гуманизацией и дегуманизацией : сборник материалов и докладов XXV российской научно-практической конференции с международным участием. Екатеринбург:«Гуманитарный университет»,, С. 154–157. (год публикации - 2023)

5. Абрамова С.Б. Критерии и факторы эффективности цифрового активизма в оценках экспертов Социодинамика, Социодинамика. 2023. № 11. С. 63-77 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.11.69047

6. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Реализация функций гражданского общества в цифровой партисипации молодежи Дискурс-Пи, 2024 (год публикации - 2024)

7. Абрамова С.Б., АНтонова Н.Л. Цифровая партисипация как механизм улучшения качества жизни Качество жизни населения промышленных территорий в стратегии «Общество 5.0»: сборник материалов конференции, Набережные Челны, 02 июня 2022 года. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2022, Том 1. С. 3–6. (год публикации - 2023)

8. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Ответственность как фактор гражданского активизма молодежи Вестник Пермского университета. Политология, 2023. № 4. (год публикации - 2023)

9. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Молодежь региона в поисках гражданской идентичности: цифровое участие и модель наблюдателя Регионология, 2023. Т. 31, № 2. С. 393–410. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15507/2413-1407.123.031.202302.393-410

10. Абрамова С.Б., Антонова Н.Л. Youth involvement in digital civic activism: from online encounter to participation Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast (Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз), 2023. Т. 16, № 2. С. 149-165. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15838/esc.2023.2.86.8

11. Абрамова С.Б., Лопатина В.Р., Антонова Н.Л. Новостные медиа как источник мобилизации гражданского активизма Теория и практика общественного развития, Теория и практика общественного развития. 2023 № 10 С. 17–26. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24158/tipor.2023.10.1

12. Абрамова С.Б., Лоптина В.Р. Цифровой активизм молодежи: риски на пути к благополучию Международная научно-практическая конференция «Междисциплинарный подход к изучению благополучия человека»: сборник материалов. г. Чирчик, 9-11 октября 2023 г. Ташкент, 2023., Т.2. С. 381–383. (год публикации - 2023)

13. Антонова Н.Л. Онлайн-активность подростков как форма гражданского участия Мир науки. Социология, филология, культурология, Мир науки. Социология, филология, культурология. 2023. Т 14. №3. (год публикации - 2023)

14. Антонова Н.Л., Иляева П.Е. Экологические практики молодежи: репертуар, мотивация, барьеры Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения, Т. 7, № 2. С. 154-159. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.35634/2587-9030-2023-7-2-154-159

15. Абрамова С.Б. Роль цифрового гражданского участия в городском управлении Роль социологии в конструировании России будущего: XVII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2023»; 20 февраля 2023 г. Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс, С. 706-707. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.29003/m3566/17sr-2023

16. Антонова Н.Л. Гражданская активность молодежи в цифровом пространстве Роль социологии в конструировании России будущего: XVII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2023»; 20 февраля 2023 г. Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс, С. 711-712. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.29003/m3566/17sr-2023

17. Лопатина В.Р. Цифровая партисипация как форма гражданской активности студенческой молодежи Роль социологии в конструировании России будущего: XVII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2023»; 20 февраля 2023 г. Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс, С. 428-430 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.29003/m3566/17sr-2023

18. Путимцева К.Р. Новые формы коммуникаций поколения Z в ходе реализации практик гражданской активности Роль социологии в конструировании России будущего: XVII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2023»; 20 февраля 2023 г. Сборник материалов. Москва: МАКС Пресс, С. 468-470 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.29003/m3566/17sr-2023

19. - Только 4 % уральской молодежи считают себя онлайн-активистами. Социологи выяснили, как молодые люди проявляют гражданскую идентичность Официальный сайт Уральского федерального университета, - (год публикации - )

20. - Только 4 % уральской молодежи считают себя онлайн-активистами Безформата. Новости Екатеринбурга и Свердловской области, 08.08.2023 (год публикации - )

21. - Преподаватели кафедры приняли участие в конференции // Сайт Департамента политологии и социологии УРФУ, социальная сеть Вконтакте, 18.07.2023 (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Исследование показало высокий цифровой потенциал молодежи как субъекта реализации функций гражданского общества. Именно «обычная», «средняя» молодежь сегодня наиболее слабо затрагивается государственной молодежной политикой. Результаты исследования могут быть использованы для разработки программы в рамках молодежной политики, направленных, с одной стороны, на создание новых механизмов и благоприятной среды, в которой молодые граждане смогут добиваться успеха в различных направлениях деятельности, в том числе беспрепятственно со-участвовать в политических процессах и гражданских инициативах, а с другой – на продвижение культуры со-участия в молодежную среду, развитие навыков цифрового гражданства и формирования гражданской идентичности молодежи. Такие программы могут быть направлены на преодоление цифрового неравенства в реализации функций гражданского общества, обеспечение доступности цифровых инструментов и цифровых методов для широкого круга граждан, формирование и развитие компетенций (в том числе цифровых, правовых и иных), необходимых для участия в цифровой партисипации, обеспечение цифровой безопасности участникам цифровой партисипации, повышении уровня информированности о цифровых платформах гражданского участия, в том числе созданных и поддерживаемых на федеральном, региональном уровне власти. Теоретическая значимость проведенного исследования связана с выделением актуализированных функций гражданского общества, которые в настоящее время расцениваются молодым поколением как обладающие наибольшим потенциалом при использовании цифровых технологий в гражданском активизме, а также включены в реальные практики и мотивы участия молодежи в цифровой партисипации. Это позволит расширить научные представления социогуманитарного сообщества о цифровой партисипаторной культуре молодого поколения и его роли в развитии гражданского общества. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности молодежных организаций и общественных движений, а также в планировании и осуществлении молодежных проектов при поддержке муниципальных, региональных и федеральных органов власти, в продвижении молодежных инициатив средствами массовой информации. Необходимо увеличивать количество мероприятий, направлений проектов, их доступности: создавать цифровую среду, наполненную мероприятиями, в которой гражданский активизм будет основан на осведомленности и мотивированности граждан, а также доступности, регулярности и эффективности участия. Выделенные показатели эффективности цифровой партисипации позволят расширить научный аппарат исследований гражданской активности в современном российском обществе. Данные показатели эффективности могут быть использованы в практиках оценивания результативности и эффективности реальных проектов, на этапе рассмотрения грантовых заявок, при экспертизе выдвигаемых инициатив, а также оценке трендов и результатов развития цифровой партисипации населения и молодежи в регионах Российской Федерации. Данные исследования могут выступать основой, фактологической и методической базой при разработке образовательных курсов, просветительских программ, направленных на формирование гражданственности, социальной ответственности, идентичности, гражданской инициативности и культуры со-участия молодежи. Подобные проекты могут продвигать партисипаторную идеологию, формировать культуру соучастия через образовательные, просветительские, практические мероприятия, изменять отношение к цифровому активизму: перейти от инструментальной ценности участия к терминальной, от абстрактного знания возможностей к реальным практикам, вызывающим интерес, личную вовлеченность и систематическое участие. Мотивы участия, модели вовлечения и факторы барьеризации могут учитываться в деятельности различных субъектов-участников цифровых форм коммуникации в рамках инициирования, продвижения, поддержки и реализации гражданских проектов. Важное влияние на развитие цифровой партисипации имеет усиление целеполагания: больше внимания уделять объединению личных, общественного значимых, публичных целей, пониманию молодежью конечных целей общественных решений, процессов. Развитие цифровой партисипации требует условий внецифровой и цифровой среды, которые могут быть учтены в различных программах регионального и федерального уровня: улучшение доступа к государственным услугам, выявление потребностей и запросов граждан, содействие внедрению ИКТ в бизнес, образование, повседневные и профессиональные практики, наличие и доверие цифровому правительству, наличие регулярной обратной связи, объективность предоставляемой информации и данных, открытость обсуждений и дискуссий и т. д. Исследование выявило ядро активистов, убежденных в действенности цифровых форм гражданского участия, которое можно рассматривать как потенциальный ресурс в развитии системы онлайн-коммуникаций гражданского общества и институтов власти. Вовлечение и опора на представителей этого ядра может существенным образом сказаться на эффективности проектов, расширении социальной базы, росте уровня доверия со стороны других представителей молодежной общности. Выводы о низком уровне присутствия в СМИ и на краудсорсинговых платформах информации об успешных гражданских инициативах, лучших практиках, недостаточности продвижения позитивных результатов гражданских проектов могут быть приняты во внимание в планировании усовершенствования цифровых платформ, сайтов органов власти и общественных организаций, в работе городских порталов, новостных сайтов, страниц органов власти в социальных сетях и пр. Отдельным направлением развития может выступать подготовка специалистов в сфере IT-технологий, специализирующихся на геймификации проектов, реализуемых в цифровом формате, создании мобильных приложений, интерактивных карт, виртуальных пространств под данные проекты. Это позволит создать новые форматы солидаризированных практик, коммуникаций молодых жителей регионов. Поскольку для молодого поколения одним из условий привлекательности города как места проживания выступает возможность личностной самореализации и влияния на различные условия своей жизни (городское пространство, творческая среда, благотворительные проекты и волонтерство, образовательные площадки и т.п.), развитая инфраструктура и практика цифровой партисипации горожан в жизни конкретного города может позиционироваться в имидже территории как фактор, повышающий ее привлекательности.