КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-20334

НазваниеПравовые средства обеспечения безопасности использования беспилотных автомобилей в мегаполисе

РуководительЗемлин Александр Игоревич, Доктор юридических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта", г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-353 - Административное право. Финансовое право. Административная юстиция

Ключевые словаБеспилотные автомобили, безопасность транспортного комплекса, безопасность дорожного движения, правовое регулирование, мегаполис

Код ГРНТИ10.17.35


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Актуальность исследования обусловлена потребностями правового обеспечения процесса развития технологий беспилотного вождения. Поскольку широкое вовлечение беспилотных автомобилей в качестве полноправных участников дорожного движения представляет собой серьезный вызов для действующей системы безопасности, перед законодателем и регуляторами встала неотложная задача разработки и принятия взвешенных политико-правовых решений. Особое значение решение указанной проблемы имеет для мегаполисов. Так, в условиях города Москвы и всей Московской агломерации массовое использование беспилотных автомобилей, способное в перспективе оказать существенное благоприятное воздействие на экологическую обстановку, транспортную загруженность и решение ряда иных проблем, одновременно создает значительные риски для безопасности участников дорожного движения, жителей, объектов городского имущества, собственности граждан и организаций и т. д. Учитывая эти обстоятельства, легализация указанных решений должна решать на паритетной основе сложную и не имеющую аналогов задачу соблюдения баланса интересов участников отношений, обеспечивающую, с одной стороны, высокий уровень безопасности при эксплуатации беспилотных автомобилей, а с другой стороны, - минимизацию правовых барьеров для развития индустрии беспилотного транспорта в России. Принятие такого рода решений требует глубокой теоретической проработки проблемных вопросов правового регулирования на основе имеющихся достижений отечественной и зарубежной транспортно-правовой науки в области обеспечения транспортной безопасности, опыта правового регулирования использования беспилотных автомобилей, в том числе, - в условиях мегаполисов. Научная новизна проекта обусловлена тем, что до настоящего времени не проводилось комплексного системного исследования проблем правового обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств. Применительно к использованию беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса такого рода научной задачи не ставилось. Решение поставленной научной задачи будет способствовать выработке эффективной стратегии реагирования на общественные вызовы, которые порождает использование беспилотного транспорта, с применением методов гуманитарных и социальных наук, обеспечению перехода к передовым цифровым технологиям на транспорте в соответствии с требованиями Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации перечнем приоритетных направлений исследований для потребностей мегаполиса, поддерживаемых Правительством Москвы.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты 1. Системное описание как перспективных, так и используемых в развитых странах правовых мер обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей, которое включает описание области их применимости и оценку целесообразности их применения на основе легализации в отечественном законодательстве с учетом потребностей мегаполиса. 2. Рекомендации по совершенствованию российского законодательства, законодательства города Москвы, регулирующего порядок допуска к опытной и полноценной эксплуатации беспилотных автомобилей, устанавливающего требования безопасности и порядок оценки соответствия беспилотных автомобилей требованиям технических регламентов. 3. Рекомендации по формированию и закреплению в законодательстве понятийно-категориального аппарата, необходимого для регулирования использования беспилотных автомобилей, включая выработку определения беспилотного автомобиля. 4. Рекомендации по уточнению действующего законодательства в целях устранения правовой неопределенности относительно того, что может считаться недостатком беспилотного автомобиля. 5. Теоретическая разработка вопросов, касающихся условий и пределов ответственности владельца и производителя беспилотного автомобиля в случае причинения таким автомобилем вреда. Значимость результатов Научная значимость результатов исследования определяется их ролью в углублении и систематизации научных знаний о правовых мерах обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей, в том числе, - в условиях мегаполиса. Проведенное в рамках проекта исследование не только обобщит на теоретико-правовом уровне уже имеющиеся научные наработки с целью углубления существующих знаний, но и послужит основой для дальнейших исследований в области обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей в интересах решения задачи, поставленной в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, а также приоритетов, поддерживаемых Правительством Москвы, в интересах удовлетворения потребностей мегаполиса. Практическая значимость результатов проведенного исследования определяется следующим. 1. Результаты исследования в виде рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства целесообразно внедрить в процесс выработки политических решений и законодательный процесс, разослав их субъектам законодательной инициативы, указанным в ст. 104 Конституции РФ, в частности законодательному (представительному) органу государственной власти города Москвы: Московской городской Думе. 2. Результаты проведенного исследования предполагается направить в органы государственного управления транспортом, а именно, - в Министерство транспорта Российской Федерации, в Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы для использования в работе по выработке и реализации государственной политики в сфере транспорта и применения в практической деятельности региона. 3. Кроме того, результаты исследования можно использовать в научно-педагогической деятельности в рамках преподавания ряда учебных дисциплин для студентов транспортных образовательных организаций профессионального образования, а также реализации программ дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих органов государственного управления транспортом Российской Федерации и города Москвы, руководителей и должностных лиц транспортных организаций, правоохранительных органов и сил обеспечения транспортной безопасности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В отчетном периоде выполнены работы, связанные с выбором и обоснованием приемов, способов и алгоритмов решения поставленных исследовательских задач, предопределенные объектом и предметом исследования. По результатам исследования с использованием сравнительно-правового и формально-догматического анализа норм российского и международного права, регулирующих порядок допуска к эксплуатации и использованием беспилотных автомобилей, сделаны выводы относительно степени применимости опыта развитых зарубежных государств в Российской Федерации, направлений совершенствования системы отечественного правового регулирования, подтвержденных результатами анализа правоприменительной практики, научных работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных вопросам, имеющим отношение к исследуемым вопросам. Общетеоретическое осмысление различных аспектов проблемы, изучение понятийно-категориального аппарата, а также анализ системы действующих нормативных правовых актов в указанной сфере, проведенные авторами, позволили установить наличие существенных пробелов и противоречий правового регулирования порядка допуска к эксплуатации и использования автомобилей, оснащенных автоматизированными системами вождения. По результатам исследования выработаны и предложены дефиниции и подходы, легализация которых позволит решить вопросы построения логически упорядоченной системы правовых терминов в исследуемой сфере, осуществить научно обоснованную классификацию высокоавтоматизированных транспортных средств, закрепить правовой статус участников правоотношений. Представленные результаты исследования необходимы для однозначного толкования и применения в юридической практике терминов, сформулированных на основе данного базового определения, установления правового статуса таких участников отношений, как «собственник высокоавтоматизированного транспортного средства»; «водитель высокоавтоматизированного транспортного средства»; «испытательная лаборатория». Закрепление в российском законодательстве сформулированных определений позволит определить содержание и структуру системы автоматизированного вождения с учетом необходимости решения в последующем вопросов классификации высокоавтоматизированных автомобилей в зависимости от вида применяемой автоматизированной системы вождения, позволяет не только выстроить логически упорядоченную систему правовых категорий, но и установить однозначные основания ответственности участников отношений, возникающих в процессе эксплуатации высокоавтоматизированных автомобилей, устранить имеющиеся и потенциальные проблемы правоприменения. На данный момент можно выделить две группы барьеров организационного и правового характера, препятствующих внедрению и безопасному использованию технологий беспилотного вождения. К первой группе относятся пробелы в административном регулировании, среди которых выделяются отсутствие специальных требований безопасности и соответствующих методов оценки соответствия высокоавтоматизированных автомобилей, требований к «умной» инфраструктуре и сетевому взаимодействию автомобилей. Ко второй группе проблем относятся коллизии гражданско-правового характера, в первую очередь, связанные с правовой неопределенностью в отношении ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированными автомобилями. В целях устранения выявленных системных недостатков правового регулирования предлагается закрепить в российском законодательстве сформулированные в процессе работы требования к автоматизированной системе управления, имеющие особое значение для использования беспилотного автомобиля в условиях мегаполиса в районах с высокой степенью опасности заражения инфекционными заболеваниями. Также в целях преодоления пробельности законодательства для оценки наличия недостатка беспилотного автомобиля предложено введение дополнительного качественного критерия, легализация которого в российском законодательстве позволит устранить проблемы правоприменения при определении недостатка беспилотного автомобиля, связанные с узким пониманием «недостатка товара» в Федеральном законе «О защите прав потребителей», которое предполагает его несоответствие обязательным требованиям к безопасности. Рекомендации в отношении подходов к совершенствованию законодательства, регулирующего порядок допуска к опытной и полноценной эксплуатации беспилотных автомобилей, устанавливающего требования безопасности и порядок оценки соответствия беспилотных автомобилей требованиям технических регламентов, содержат предложение закрепить в российском законодательстве требования к автоматизированной системе управления, имеющие особое значение для использования беспилотного автомобиля в условиях мегаполиса, в районах с высокой степенью опасности заражения инфекционными заболеваниями и т.п. Полученные в ходе исследования результаты позволили сделать вывод о том, что разграничение «высокоавтоматизированных» и «низкоавтоматизированных» автомобилей имеет сущностное значение в контексте административно-правового регулирования, а также для целей установления гражданско-правовой ответственности за причинение вреда транспортным средством. С точки зрения административно-правового регулирования должны быть поставлены вопросы о введении особого порядка оценки соответствия высокоавтоматизированных автомобилей, а также о снижении уровня требований к лицу, управляющему автомобилем (на высоких уровнях автономности высокоавтоматизированных автомобилей). В ракурсе применения мер гражданско-правовой ответственности важно заметить, что с появлением систем автоматического вождения кардинальным образом меняются причины причинения вреда источником повышенной опасности. Если раньше в структуре указанных причин превалировал человеческий фактор, то в ближайшее время первоочередное значение могут получить сбои в работе оборудования и программного обеспечения. Обоснован вывод о том, что существенное значение имеет правовое обеспечение безопасного использования высокоавтоматизированных автомобилей с использованием инструментария технического регулирования. Техническое регулирование должно рассматриваться именно как правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации, а также в области применения на добровольной основе требований к указанным объектам, и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Отсутствие специальных требований технического регулирования к безопасности высокоавтоматизированных автомобилей порождает проблемы при определении противоправности как условия ответственности за вред, причиненный вследствие недостатка высокоавтоматизированного автомобиля. Для решения указанной проблемы предлагается закрепление в российском позитивном праве требований к автоматизированной системе управления. Среди таковых следует выделить законодательное установление требований об обеспечении безопасности движения без вмешательства водителя при использовании системы в пределах ее среды штатной эксплуатации, а также требование о наличии системы сигнализации о выходе за пределы среды штатной. Легализация в российском позитивном праве сформулированных предложений может способствовать решению важной научной задачи обеспечения с использованием правовых средств справедливого распределения негативных последствий вреда, причиненного высокоавтоматизированным автомобилем, что имеет также существенное практическое значение Полученные результаты опубликованы и доведены до сведения научной общественности в рамках предусмотренных планом научных публикаций, в том числе статей, индексируемых в RSCI на платформе Web of Science и Scopus, статей в журналах, включенных в перечень ВАК, ряде публикаций по результатам докладов на всероссийской и международных научный конференций. https://www.miit.ru/news/182040

 

Публикации

1. Землин А.И. Проблемные вопросы правового регулирования отношений, связанных с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств Журнал российского права, Т. 26. - № 12. - С. 58-69 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.12737/jrl.2022.128

2. Землин А.И. Проблемные вопросы легализации понятий, используемых в целях правового регулирования транспортных отношений с участием автомобилей с автоматизированной системой вождения Мир транспорта, Т.20. - № 5(102). - С. 29-34 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-5-4

3. Землин А.И. Правовые проблемы инновационного развития транспортной отрасли Транспортное право и безопасность, № 4 (44). - С. 47-55 (год публикации - 2022)

4. Землин А.И. Актуальные вопросы правового регулирования функционирования высокоавтоматизированных автомобилей в условиях мегаполиса Правовое обеспечение транспортной политики и безопасности на транспорте: опыт, проблемы и перспективы, С. 32-40. - EDN QSLQBQ (год публикации - 2022)

5. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А., Торшин А.А. Проблемные вопросы правового регулирования использования автомобилей с автоматизированной системой вождения Мир транспорта, Т.20 - № 4(101). - С. 117-122 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2022-20-4-11

6. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А., Торшин А.А. Противодействие распространению коронавирусной инфекции COVID-19 в мегаполисах с использованием беспилотных автомобилей: опыт, правовые и организационные аспекты Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, Т. 14. - № 6. - С. 455-483 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.12731/2658-6649-2022-14-6-455-483

7. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Правовой статус водителя высокоавтоматизированного автомобиля в контексте административно-правового и гражданско-правового регулирования Право и государство: теория и практика, № 10(214). - С. 146-150. - EDN DCRKJH (год публикации - 2022) https://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_10_146

8. Землин А.И.,Торшин А.А. "Система помощи водителю", или "автоматизированная система управления": вопросы определения границ для публично-правового и частноправового регулирования Современное право, № 8. - С. 52-57. - EDN CLTLSU (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25799/NI.2022.33.57.009

9. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В., Торшин А.А. Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей Актуальные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в связи с использованием высокоавтоматизированных автомобилей: монография, Москва: КноРус, 2022 - 172 с. (год публикации - 2022)

10. - «Актуальные аспекты организации проектной деятельности в целях правового сопровождения инновационного развития транспортной системы Российской Федерации» Межрегиональная общественная организация содействия реализации программ в области противодействия и борьбы с коррупцией «НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ», 5.12.2022 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В соответствии с целью и планом работ на основе как ранее полученных, так и новых научных результатов исследованы правовые меры обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса и осуществлена выработка предложений по внесению изменений и дополнений в федеральное законодательство и законодательство города Москвы. На теоретико-правовом уровне исследованы принципиальные подходы к построению системы обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей, что позволило уточнить определения высокоавтоматизированного транспортного средства, автоматизированной системы вождения и др., обосновать необходимость законодательного закрепления в качестве видов обеспечения автоматизированной системы вождения таких, как: программное обеспечение; информационное обеспечение; организационное обеспечение; правовое обеспечение. Полученные результаты отражены в восьми научных публикациях, включающих четыре статьи, индексируемые в наукометрических базах RSCI на платформе Web of Science, Web of Science или Scopus, четыре статьи в журналах, включенных в перечень ВАК, из которых одна публикация по результатам докладов на всероссийских или международных научных конференциях. В целях доведения до научной общественности, практических работников, иных заинтересованных лиц членами авторского коллектива принято участие в восьми международных научных мероприятиях, на которых они выступили с приглашенными докладами о результатах проведенного исследования. Легализация указанных предложений позволит устранить недостатки правового регулирования, не позволяющие выстроить логически упорядоченную систему правовых терминов и категорий, однозначно закрепить правовой статус участников отношений, возникающих в процессе и по поводу использования беспилотных автомобилей. Обоснован вывод о том, что риск-ориентированный подход позволяет осуществить мониторинг и визуализацию рисков безопасности использования беспилотных автомобилей, их дифференциацию в зависимости от различных факторов и по разным критериям, на основании чего может быть выработана совокупность упорядоченных мер, в том числе, публично-правового (административно-правового) и частноправового (гражданско-правового) характера, по предупреждению и устранению угроз и минимизации рисков и угроз безопасности использования беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса. По результатам осуществленного с использованием методик сравнительно-правового анализа критического осмысления международного опыта в части применения правовых мер обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса, осуществлена их верификация на предмет применимости в российском законодательстве. Наиболее целесообразной для применения в российском законодательстве направлений правового регулирования признана система технического регулирования, в рамках которой устанавливаются обязательные, имеющие правовую основу, требования к содержанию и качеству различных видов обеспечения оптимального функционирования автоматизированной системы вождения, руководства по проектированию и эксплуатации улично-дорожной сети мегаполисов с учетом условий, необходимых для безопасного использования беспилотных автомобилей и др. По результатам применения инструментария формально-юридического анализа сформулированы рекомендации по совершенствованию отечественного законодательства, регулирующего порядок допуска к опытной и полноценной эксплуатации беспилотных автомобилей, устанавливающего требования безопасности и порядок оценки соответствия беспилотных автомобилей требованиям технических регламентов. Сформулировано предложение о законодательном установлении требований об обеспечении безопасности движения без вмешательства водителя при использовании системы в пределах ее среды штатной эксплуатации, а также требования о наличии системы сигнализации о выходе за пределы среды штатной эксплуатации. Исходя из выявленных особенностей высокоавтоматизированного автомобиля как объекта административно-правового регулирования и средства причинения вреда, поставлены вопросы о необходимости введения особого порядка оценки соответствия высокоавтоматизированных автомобилей. В контексте применения мер гражданско-правовой ответственности подготовлена рекомендация по установлению дополнительного качественного критерия, легализация которой позволит устранить проблемы правоприменения при определении недостатка беспилотного автомобиля, связанные с узким пониманием «недостатка товара» в Федеральном законе «О защите прав потребителей», которое предполагает его несоответствие обязательным требованиям к безопасности. В целях совершенствования законодательства, регулирующего порядок допуска к опытной и полноценной эксплуатации беспилотных автомобилей, устанавливающего требования безопасности и порядок оценки соответствия беспилотных автомобилей требованиям технических регламентов, предлагается закрепить в законодательстве требования к автоматизированной системе управления, имеющие особое значение для использования беспилотного автомобиля в условиях мегаполиса, установить, что оценка соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства должна осуществляться при участии аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий. По итогам второго этапа исследования опубликована монография «Актуальные проблемы минимизации рисков, возникающих в связи с использованием беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: системно-правовой анализ» (А.И. Землин, М.А. Матвеева, Е.В. Гоц), отражающая наиболее значимые полученные научные результаты и сформулированные практические рекомендации по совершенствованию правовой основы обеспечения безопасности при использовании беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса. В монографии по результатам критического осмысления различных научных подходов представлены и обоснованы выводы о наиболее эффективных направлениях совершенствования правовой терминологии и устранения пробелов и коллизий, закрепления правового статуса участников правоотношений, необходимости учета рисков, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и использования беспилотных автомобилей. Обоснован вывод о том, что выявление, дифференциация, мониторинг рисков, детерминированных появлением на автомобильных дорогах беспилотных автомобилей, является необходимым условием для выработки научно обоснованной системы правовых мер общей и частной превенции, включающей меры юридической ответственности за соответствующие правонарушения, основанной на категорировании рисков и угроз нарушения обязательных требований, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности на транспорте и организации дорожного движения с использованием беспилотных автомобилей. Сформулированы концептуальные основы системы управления рисками безопасности дорожного движения с участием беспилотных автомобилей. Представленные результаты в части разработки системы научно обоснованных правовых мер в целях предупреждения нарушений в процессе использования беспилотных автомобилей, включающих установление мер юридической ответственности за правонарушения в исследуемой сфере, условий и пределов ответственности участников правоотношений, могут способствовать выработке правовых мер по минимизации рисков с учетом особенностей функционирования высокоавтоматизированного транспорта в мегаполисе.

 

Публикации

1. Гоц Е.В. Вопросы публично-правового регулирования общественных отношений, связанных с внедрением инновационных транспортных средств в России: историко-правовой анализ ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО, № 4. С. 7-10. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18572/1812-3937-2023-4-7-10

2. Землин А.И. Концептуальные основы минимизации рисков безопасного использования беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: правовой аспект ТРАНСПОРТНОЕ ПРАВО, № 4. С. 2-7. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18572/1812-3937-2023-4-2-7

3. Землин А.И. Проблемы обеспечения безопасности эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств с использованием потенциала публичного и частного права Мир транспорта, Т. 21. № 2 (105). С. 54-60. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-2-6

4. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А. Обеспечение безопасного использования беспилотных автомобилей в условиях угрозы распространения эпидемий и пандемий в мегаполисе: вопросы публично-правового регулирования SIBERIAN JOURNAL OF LIFE SCIENCES AND AGRICULTURE, - (год публикации - 2023)

5. Землин А.И., Гоц Е.В., Матвеева М.А. Вопросы совершенствования российского законодательства о техническом регулировании в части определения недостатка высокоавтоматизированного автомобиля Актуальные проблемы государства и права, - (год публикации - 2023)

6. Землин А.И., Матвеева М.А. Правовое обеспечение внедрения и использования беспилотных автомобилей: опыт, проблемы и направления их решения Государство и право, - (год публикации - 2023)

7. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В. Управление рисками безопасного использования высокоавтоматизированных транспортных средств в мегаполисе: системно-правовой анализ Мир транспорта, Т. 21. № 3 (106). С. 115-122. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.30932/1992-3252-2023-21-3-11

8. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В. Актуальные проблемы правового обеспечения эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, № 9 (225). С. 187-190. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_187

9. Землин А.И., Матвеева М.А., Гоц Е.В. Актуальные проблемы минимизации рисков, возникающих в связи с использованием беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: системно-правовой анализ Актуальные проблемы минимизации рисков, возникающих в связи с использованием беспилотных автомобилей в условиях мегаполиса: системно-правовой анализ / – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2023, Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2023. – 192 с. (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Анализ рисков безопасного использования беспилотных автомобилей в контексте определения возможных нарушителей и вероятных угроз информационной безопасности позволяет говорить о необходимости разработки механизмов защиты, позволяющих нейтрализовать угрозы на различных стадиях жизненного цикла беспилотных транспортных средств, включающих предложенный алгоритм действий, направленных на минимизацию рисков совершения актов незаконного вмешательства в отношении беспилотных автомобилей. При этом надлежит учесть результаты анализа Банка данных угроз Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России)) , а также системы SECURITM . Обеспечение безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств требует разработки норм по проектированию и строительству улично-дорожной сети, рассчитанной на использование высокоавтоматизированных транспортных средств. Также к числу направлений минимизации рисков безопасного использования беспилотных автомобилей следует отнести совершенствование административно-правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в отношении проектирования дорог и транспортной инфраструктуры может способствовать уменьшению вероятности совершения дорожно-транспортных происшествий, снижению тяжести последствий возможных дорожно-транспортных происшествий. Таким образом, при планировании, проектировании, строительстве, содержании и эксплуатации дорожно-транспортной инфраструктуры целесообразно закладывать требования, предусмотренные концепцией обеспечения безопасности дорожного движения с участием высокоавтоматизированных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования. Одним из важных решений в пользу введения в эксплуатацию автоматизированных транспортных средств выступает строительство отдельных участков дороги, предназначенных исключительно для такого типа транспорта. В таких условиях эксплуатации полностью разделяются транспортные средства, управляемые человеком от транспортных средств, управляемых автоматизированной системой, тем самым нивелируя возможные аварийные ситуации, которые могли бы возникнуть из-за различия в моделях поведения водителя и спроектированного алгоритма. Потенциально, эксплуатация автоматизированного автомобиля в специально оборудованной зоне позволит минимизировать количество ошибок путем повышения стабильности обмена данными об окружающей среде и как следствие снизить количество запросов к водителю. Помимо выявления направлений и средств минимизации рисков, возникающих в процессе допуска к эксплуатации и использования беспилотных автомобилей, в результате проведенного определены некоторые, представляющиеся актуальными в теоретическом и значимыми в практическом аспектах направления дальнейшего исследования. В частности, речь идет об определении возможности и потенциальной эффективности использования беспилотных автомобилей в целях оказания помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения населения лекарственными препаратами, питьевой водой, продовольствием, предметами первой необходимости и пр. в условиях угрозы распространения инфекционных заболеваний. Широкое вовлечение беспилотных автомобилей в качестве полноправных участников дорожного движения представляет собой серьезный вызов для действующей системы безопасности. Особое значение решение указанной проблемы имеет для мегаполисов. Так, в условиях Московской агломерации массовое использование беспилотных автомобилей, способное в перспективе оказать существенное благоприятное воздействие на экологическую обстановку, транспортную загруженность и решение ряда иных проблем, одновременно создает значительные риски для безопасности участников дорожного движения, жителей, объектов городского имущества, собственности граждан и организаций и т. д.