КАРТОЧКА ПРОЕКТА,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 22-28-20453
НазваниеКомплексный подход к процессам декарбонизации экономики: формирование региональной политики
РуководительБелик Ирина Степановна, Доктор экономических наук
Организация финансирования, регионфедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", Свердловская обл
Годы выполнения при поддержке РНФ | 2022 - 2023 |
КонкурсКонкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс)
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами
Ключевые словауглеродоемкость продукции, низкоуглеродная экономика, декарбонизация отечественной экономики, рынок углеродных квот и сертификатов, эффективности и таксономии «зеленых» проектов, циркулярная экономика, наилучшие доступные технологии (НДТ), управление углеродным следом
Код ГРНТИ87.01.75
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Мировой тренд развития циркулярной экономики в наибольшей степени отвечает целям устойчивости, так как она представляет собой систему с повторным использованием ресурсов, их восстановлением и переработкой, как в производственном цикле, так и в распределении и потреблении произведенной продукции. Именно циркулярная экономика способна не просто устранить накопленный экологический ущерб, но и причины его возникновения.
В настоящее время развитие циркулярной экономики (ЦЭ) в России осложняется существенной региональной дифференциацией, запоздалостью внедрения НДТ и, как следствие, высокой зависимостью формирования отходов производства и потребления, выбросов СО2 от роста ВВП. Формирование ЦЭ тормозится также и устаревшей базой экологического законодательства. Однако, в отношении последней следует отметить, что с 2014 г. происходит постепенное ее реформирование, например: принят ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"» (№ 458-ФЗ от 29.12.2014), введены нормативы утилизации и экологических сборов согласно Распоряжению правительства РФ от 28.12.2017 № 2971-р, в 2019 г. принят национальный проект «Экология». Поэтому, несмотря на сдерживающие факторы, можно утверждать, что разработка стратегии развития циркулярной экономики в России ускорится благодаря введению в ЕС трансграничного налогового регулирования.
Данное нововведение затронет российских экспортеров, поставляющих в ЕС товары, производство которых сопровождается значительным объемом выбросов парниковых газов. Конечно, отечественный промышленный сектор будет вынужден ответить на новые вызовы, ставящие в качестве приоритетного направления развития циркулярной экономики процессы ее декарбонизации. Так по оценкам Boston Consulting Group, к 2030 году ежегодные потери отечественных производителей от введения «углеродного налога» могут превысить $12 млрд.
В периметр налога попадают такие активные в части углеродных выбросов отрасли, как металлургия, газохимия, производство цемента.
Интенсивность ввода углеродного регулирования обуславливает и тематику данного проекта.
Научной проблемой, на решение которой направлен проект, является анализ потенциальных возможностей региона по переходу к модели низкоуглеродной экономики на основе внедрения декарбонизационных технологий и разработка механизма создания региональной площадки по торговле углеродными единицами. При этом круг решаемых задач расширяется до оценки потенциальных потерь по товарным группам (по CN-code), попадающим под СВАМ (Carbon Border Adjustment Mechanism), измерения углеродоемкости продукции, выпускаемой экспортно-ориентированными отраслями, анализа допустимых условий формирования регионального рынка низкоуглеродных товаров, пересмотра системы ценообразования на углерод.
В настоящее время России в ответ на европейские углеродные нововведения необходимо сформулировать собственную позицию в отношении углеродного регулирования: либо разрабатывать свою политику перехода к низкоуглеродной экономике, либо нести бремя налоговых платежей, направляемых в бюджеты европейских стран. Разумеется, для того, чтобы российские экспортеры инвестировали процессы декарбонизации отечественной экономики, нужно ввести систему торговли выбросами, аналогичную действующей в ЕС (ETS).
Постановка этой проблемы для России предполагает решение множества задач, связанных с модернизацией системы оценки выбросов углекислого газа, системы ценообразования на углерод, организацией рынка низкоуглеродных товаров и региональных площадок по торговле углеродными единицами.
В отраслевой структуре Свердловской области большая часть углеводородных выбросов приходится на электроэнергетику, металлургию и добычу металлургических руд. В этой связи запрос на предложения по регулированию выбросов парниковых газов (ПГ), управлению углеродным следом, оценке эффективности и схемам финансирования проектов декарбонизации промышленности являются для области более чем актуальным.
В ходе исследования проблем развития циркулярной экономики (ЦЭ) на региональном уровне и ее центрального объекта анализа - декарбонизации промышленного сектора, научным коллективом определены периоды развития ЦЭ и на каждом этапе выделены ее ключевые элементы, описан инструментарий и даны типовые характеристики развития низкоуглеродной (бескарбонной) экономики, установленные для тех же временных периодов. Подобная периодизация, представленная в формате матрицы, позволила определить подходы и инструментарий к оценке выбросов углекислого газа, углеродоёмкости продукции, эффективности и таксономии «зеленых» проектов, направленных на декарбонизацию, а также разработать организационно-экономический механизм создания региональной площадки по торговле углеродными единицами. Предложенные подход и инструментарий обладают элементами научной новизны, которые требуют развития в рамках данного проекта.
Для российских производителей очень актуальной становится не только внедрение методов оценки углеродоемкости продукции, но и механизмов управления углеродоемкостью продукции или размером углеродного следа. И в плане управления важнейшая роль отводится «зеленым» проектам и НДТ. В настоящее время для механизма НДТ используется схема налогового стимулирования, а для «зеленых» проектов - монетизация через продажу углеродных единиц зарубежным компаниям. Оба механизма разработаны для стимулирования сокращения эмиссии загрязняющих веществ и парниковых газов в окружающую среду и представляют собой инструмент оценки эффективности отдельных технологических способов. Следовательно, должны соответствовать общему эколого-экономическому критерию, а именно: снижение ущерба, наносимого ОС, и экономический эффект, формируемый путем сопоставления «затрат-выгода» («затраты-результаты»).
При оценке эффективности НДТ данное требование выполняется, но при оценке эффективности «зеленых» проектов экологическим критерием служит экологический «эффект», который рассматривается как «метрика». По мнению авторского коллектива, данное противоречие следует устранить. Вопросы, связанные с оценкой эффективности НДТ и «зеленых» проектов, важны также и потому, что по мере развития торговли выбросами при снижении порога допустимых квот цена на СО2-эквивалент будет повышаться. По этой причине «дефицитность» воспроизводимых ресурсов будет выравниваться в результате соответствующего распределения капитальных вложений, и поэтому задачи, связанные с отбором и оценкой НДТ и «зеленых» проектов будут актуальны в ближайший время и, следовательно, их надо приводить к общей методологической основе.
Международные механизмы углеродного регулирования предполагают не только углеродные налоги, но и включение импортеров в текущую систему Евросоюза по торговле квотами на выбросы и продажу им квот наряду с европейскими производителями.Постановка этой проблемы для страны в целом предполагает решение множества задач, связанных с модернизацией системы оценки выбросов углекислого газа, системы ценообразования на углерод, организацией рынка низкоуглеродных товаров и региональных площадок по торговле углеродными единицами.
Таким образом, развитие низкоуглеродной экономики не только минимизирует затраты, связанные с ужесточением регулирования, но и определит продукты с низким углеродным следом как конкурентоспособные, создаст преимущества (благоприятные условиями заимствования, снижение торговых барьеров и др.) для отечественных компаний и обеспечит их присутствие на международных рынках.
Запущенная ЕС подготовка перехода на новую энергетическую платформу и мировые тренды низкоуглеродного развития опираются на межстрановой рынок торговли углеводородами (УВ), региональным площадкам квотирования и торговли УВ в этом процессе отводится второстепенная роль. Тем не менее весь спектр вопросов, связанных с методическим обеспечением, разработкой организационно-экономического механизма площадок торговли УВ, стратегией их развития и позиционирования на уровне региона будут являться новыми для данного объекта исследования
Ожидаемые результаты
В конце первого года будут получены следующие результаты:
1. Проанализирована структура и источники информации о выбросах ПГ для предприятий экспортно-ориентированных отраслей Свердловской области
2. Осуществлены расчеты углеродоемкости продукции, выпускаемой экспортно-ориентированными отраслями Свердловской области
3. Дана денежная оценка потенциальных потерь по товарным группам, попадающим под углеродное регулирование.
4. Разработан методический подход к оценке эффективности и таксономии «зеленых» проектов, направленных на декарбонизацию промышленного сектора региона.
В конце второго года будут получены следующие результаты:
1. Выполнен анализ допустимых условий формирования регионального рынка низкоуглеродных товаров.
2. Разработан организационно-экономический механизм создания региональной площадки по торговле углеродными единицами на примере Свердловской области.
3. Даны методические рекомендации по совершенствованию подходов к оценке и управлению углеродным следом продукции предприятия
4. Оценена величина углеродного следа и его влияние на изменение показателя экологически адаптированный чистый внутренний продукт области
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2022 году
1.В результате анализа имеющихся источников информации о выбросах парниковых газов (ПГ) для предприятий экспортоориентированных отраслей Свердловской области: The GHG Protocol Corporate Accounting and Reporting Standard, ISO 14064-1:2018. Greenhouse gases, Национальный доклад о кадастре выбросов и абсорбции ПГ Российской Федерации, корпоративная информация компаний (отчеты об устойчивом развитии, данные ESG оценки компаний и проч.), получены следующие результаты: 1) на уровне предприятия учитываются только выбросы ПГ, источники которых расположены на самом предприятии (охват 1) ; 2) небольшое количество предприятий ведет учет и отчитывается о выбросах ПГ с учетом энергии, закупаемой со стороны (охват 1+ охват 2); 3) учет выбросов ПГ по всей цепочке поставок (охват 1+3) на российских предприятиях практически не производится (здесь и далее охваты 1,2,3 определяются в соответствии со стандартом GHG Protocol).
Кроме того, были рассмотрены нормативные требования системы трансграничного углеродного регулирования (или Carbon Border Adjustment Mechanism -- CBAM) Европейского союза, проанализирован механизм взаимодействия между участниками СВАМ, порядок расчета углеродного платежа в рамках СВАМ и требования к определению углеродоемкости товаров. Было установлено, что углеродоемкость товаров, попадающих под СВАМ, должна определяться на основании верифицированных независимой организацией данных о выбросах ПГ компаний по всей цепочке поставок (охваты 1+3), ввозящих углеродоемкую продукцию на территорию ЕС. В случае, если такая оценка не проводится необходимо использовать среднестрановые значения углеродоемкости. Если среднестрановые значения не рассчитываются необходимо использовать данные об углеродоемкости 10% худших установок ЕС.
Отсутствие информации о выбросах ПГ российских предприятий по всей цепочке поставок заставляет учитывать нормативные значения углеродоемкости по различным технологическим процессам.
В ходе исследования было установлено, что на первых этапах (до 2026 г.) функционирования СВАМ, в Свердловской области углеродное регулирование, исходя из структуры выбросов ПГ,, затронет экспортеров продукции металлургической промышленности, ее вклад в общий выброс ПГ составляет более 45%.
2. Проведены расчеты углеродоемкости продукции, выпускаемой металлургическими предприятиями-экспортерами Свердловской области, поскольку данные предприятия занимают в структуре экспорта Свердловской области наибольший удельный вес, а их продукция попадает под СВАМ регулирование. Рассматривались такие компании как: АО «НЛМК-Урал», АО «Первоуральский новотрубный завод», ОАО «Уральский трубный завод», ООО «НЛМК-Метиз», ПАО «Надеждинский металлургический комбинат», АО «ЕВРАЗ НТМК».
Расчеты углеродоемкости выполнялись в соответствии с подходами, изложенными в стандарте GHG Protocol, информацией о стоимостном и количественном объеме экспорта СВАМ-товаров Свердловской области за 2019-2021 гг. и данными о значениях удельных выбросов ПГ, выделенных по этапам производства металлургической продукции. Расчет выполнялся по трем сценариям:
- сценарий 1 предусматривает расчет удельных выбросов ПГ, исходя из нормативных значений по каждому переделу;
- сценарий 2 рассматривает удельные выбросы ПГ, основанные на российских среднеотраслевых значениях;
- сценарий 3 определяет удельные выбросы ПГ, исходя из принятых значений 10% худших с точки зрения углеродоемкости установок ЕС.
Результаты показали, что средняя углеродоемкость товаров по сценарию 2 выше, чем по сценарию 3, что говорит о преобладании углеродоемких технологий в производстве металлургической продукции в РФ в целом по сравнению с ЕС. В этой связи важно наладить верифицированный учет выбросов ПГ по всей цепочке поставок, чтобы не терять конкурентные преимущества.
Кроме расчетов углеродоемкости металлопродукции, попадающей под СВАМ по Свердловской области, с целью сравнения данных по отдельным компаниям, были выполнены расчеты по углеродоемкости продукции ведущей в металлургической отрасли Челябинской области компании ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат (ММК)».
3. Выполнена оценка потенциальных потерь от введения СВАМ для предприятий металлургического сектора Свердловской области и ММК (Челябинская область). Оценка потенциальных потерь металлургических предприятий Свердловской области от введения СВАМ показала (во всех сценариях экспортер и импортер СВАМ-товаров являются компаниями одного холдинга):
- если удельные выбросы ПГ приняты исходя из нормативных значений по каждому переделу (сценарий 1), предприятия области вынуждены будут заплатить СВАМ платежи на сумму 73,7 млн евро в год;
- если удельные выбросы ПГ основаны на российских среднеотраслевых значениях (сценарий 2), предприятия области вынуждены будут заплатить СВАМ платежи на сумму 95,4 млн евро в год;
- если удельные выбросы ПГ установлены исходя из принятых значений 10% худших установок ЕС (сценарий 3), предприятия области вынуждены будут заплатить СВАМ платежи на сумму 73,0 млн евро в год.
Выполненные расчеты показали, что в случае, если на предприятиях области не будет налажен самостоятельный учет фактических удельных выбросов ПГ по всей цепочке поставок (охваты 1+3), в разрезе всей номенклатуры выпускаемой продукции, совокупные годовые платежи в рамках СВАМ (согласно Резолюции ЕС) будут рассчитываться исходя из среднероссийских значений углеродоемкости продукции.
Для Челябинской области выполнены расчеты потерь от введения СВАМ как для ПАО «ММК», так и областного бюджета, с включением условия постепенной отмены бесплатных квот на выбросы ПГ в ЕС. При этом рассматривалось два трека: санкции ЕС в отношении российских предприятий-экспортеров будут отменены после 2024–2025 гг. (трек 1); санкции ЕС в отношении российских предприятий-экспортеров отменены в ближайшее время не будут (трек 2).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что СВАМ может создать серьезные угрозы финансовому состоянию предприятий даже при небольшой доле экспорта в их выручке.
4. На четвертом этапе выполнялись работы, связанные с идентификацией производственных процессов (в разрезе направлений Таксономии зеленых проектов), охватывающих продукцию, попадающую в перечень СВАМ, с исследованием возможности интеграции информационной базы ИТС и «Цели и основные направления реализации зеленых проектов РФ (Таксономия зеленых проектов)» на основе критериев ИТС, с уточнением используемых в методическом подходе к оценке эффективности «зеленых» проектов понятий и положений.
В результате были разработаны информационные карты по металлургическому сектору, включающие технологии и производственные процессы получения металлопродукции из ИТС, подобные производственными процессами, выбранными из Таксономии зеленых проектов, с учетом дополнительных критериев декарбонизации. Также были уточнены пробелы и противоречия, выявленные в ходе обследования нормативных документов «Подход к оценке воздействия проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации на окружающую среду и климат» и «Методические рекомендации по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации», связанные с определением стоимостной оценки экологического эффекта, достигаемого в результате реализации проекта, и экономической эффективностью зеленых проектов.
На данном этапе было обосновано влияние ESG-факторов на финансовое состояние и инвестиционную привлекательность публичных (включая металлургические) компаний при помощи регрессионного моделирования, что являлось предпосылкой формулирования авторского методического подхода к оценке эффективности и таксономии «зеленых» проектов, направленных на декарбонизацию промышленного сектора региона. В основе лежит затратный подход, в соответствии с которым «ценой» декарбонизации выступают транзакционные издержки по переходу компаний на ESG-принципы.
По итогам первого этапа было опубликовано 5 статей, в т.ч. 1 статья в журнале из перечня РИНЦ и 4 статьи в изданиях, входящих в международные базы цитирования WoS и Scopus.
Публикации
1. Белик И.С., Аликберова Т.Т., Стародубец Н.В. The Energy Aspect of the Transition to Environmentally Safe Vehicles in Russia SciTePress Digital Library (Science and Technology Publications, Lda), - (год публикации - 2023)
2. Белик И.С., Дуцинин А.С., Никулина Н.Л. Влияние ESG-факторов на финансовое состояние и инвестиционную привлекательность российских публичных компаний Управленец, №6 (год публикации - 2022)
3. Белик И.С., Никулина Н.Л., Ячменева А.И. Методологические аспекты формирования стратегии декарбонизации экономики ATiC 2022: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Промышленность 4.0 в России: технологии, материалы, опыт внедрения», - (год публикации - 2023)
4. Белик И.С., Стародубец Н.В., Ячменева А.И., Прокопов К.А. Border Carbon Adjustment: Implications for Russian Companies and Regions in the Context of the Russia Sanctions (the case of Magnitogorsk Iron and Steel Works and Chelyabinsk region) R-economy, 8(3), 252–267 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/recon.2022.8.3.020
5. Стародубец Н.В., Грищенко Ю.О., Белик И.С., Никулина Н.Л. Экономическая оценка последствий введения трансграничного углеродного регулирования для регионального промышленного комплекса (на примере Свердловской области) Journal of Applied Economic Research, №4, c. 708-733 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.15826/vestnik.2022.21.4.025