КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-28-20504

НазваниеПроблемы и подходы к обеспечению устойчивого воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики в условиях новейших возможностей и вызовов развитию региона

РуководительКаргинова-Губинова Валентина Владимировна, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный исследовательский центр "Карельский научный центр Российской академии наук", Республика Карелия

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№65 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-156 - Региональная и городская экономика

Ключевые словаЧеловеческий капитал, население, Карельская Арктика, Республика Карелия, Арктическая зона Российской Федерации, развитие региона, инвестиции, эко-индустриальная экономическая зона, образование, здоровье, экологические факторы, социальные факторы, миграция, рынок труда

Код ГРНТИ23.79.00


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Последние годы характеризуются нарастанием противоречия между двумя ключевыми тенденциями развития северных муниципалитетов Республики Карелия (Карельской Арктики): 1) формированием благоприятных условий, предпосылок активизации и реализации инновационного потенциала данных территорий, сложившихся при их вхождении в состав Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) в соответствии с ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" и подкреплённых значительным природным и транзитным потенциалом Республики Карелия; 2) суженным воспроизводством человеческого капитала, постепенной деградацией социальных, экономических и экологических условий его воспроизводства (в частности, уровня медицинского обслуживания, образования и т.д.), что приводит как к снижению качества человеческого капитала, так и его оттоку в другие регионы (в первую очередь, это относится к молодёжи), невозможности закрепления на территории рабочей силы из-за пределов региона; при этом в силу значительной дифференциации условий экономического развития в различных муниципалитетах Карельской Арктики, увеличивается поляризация экономического пространства: население и экономическая активность концентрируются вокруг двух действующих экономических центров – Костомукшского городского округа и г. Сегежа, деградация прочих районов экономической периферии усугубляется. В результате этого наблюдается обострение важнейшего из ограничений развития экономики - нехватки человеческого капитала, представленного квалифицированной и мотивированной рабочей силой. В силу существующей диалектической зависимостью между наличием рабочих мест и капитализацией трудового потенциала населения, а также наблюдаемым временным разрывом между текущей необходимостью закрепления человеческого капитала и будущим открытием производств, созданием рабочих мест, изучение проблем и подходов воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики выглядит важным и актуальным. Целью данного проекта является определение проблем и подходов к обеспечению устойчивого воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики в условиях новейших возможностей и вызовов развитию региона. Достижение указанной системной научной цели достигается за счет следующих задач исследования, логически определяющих показатели ожидаемых результатов: 1. Анализ текущего состояния и выявление пространственно дифференцированных факторов динамики человеческого капитала в контексте функциональной структуры его воспроизводства на уровне региона; разработка междисциплинарного инструментария анализа динамики человеческого капитала и сопутствующих процессов. 2. Прогнозирование требуемых показателей человеческого капитала с учетом реализации возможностей развития Карельской Арктики в контексте экономических процессов в Республике Карелия и Арктической зоне России и множественности актуальных рисков и внешних шоков; разработка новых методологических подходов к прогнозированию развития сложных пространственно структурированных экономических систем. 3. Выявление оптимальных условий и соответствующих регулятивных мер обеспечения расширенного воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики с учетом существующих ресурсных ограничений на уровне государства, региона и хозяйствующих субъектов. Достижение указанных целей основано на учете массива знаний, накопленных КарНЦ РАН в области изучения природно-ресурсного и социально-экономического потенциала региона, опытом многократных экспедиций и целенаправленного изучения территорий Карельской Арктики, осуществленного в последние годы. Отличительной чертой исследования можно назвать использование как экономико-математического инструментария (анализ статистических данных, построение моделей и др.), так и социологического (проведение опроса работников предприятий, качественных глубинных интервью с представителями региональной и муниципальной власти, бизнес-сообществ, некоммерческого сектора). Выбор методов обусловлен тем, что сформированный научным коллективом задел в области изучения тенденций развития человеческого капитала Карельской Арктики должен быть усилен и развит выявлением особенностей пространственной дифференциации условий его воспроизводства и выходом на новый уровень комплексного анализа определяющих этот процесс социально-экономико-экологических факторов. Применение математического инструментария анализа и построение моделей позволит учитывать и прогнозировать последствия изменения локальных условий развития человеческого капитала на территории Карельской Арктики по трем сценариям: а) инновационный (внедрение мер поддержки инновационных производств и активизация предпосылок формирования кластеров в области туристической и рыбохозяйственной деятельности, деревообрабатывающей промышленности за счет создания специальных эко-индустриальных зон), б) инерционный (сохранение влияния существующих факторов динамики), в) депрессивный (усугубление факторов социально-экономической динамики под влиянием внешних глобальных шоков). Учету экологических факторов уделяется отдельное внимание по ряду причин, актуальность которых возрастает с течением времени: - уязвимость северной и арктической природы в условиях очагово-дисперсного характера расселения и концентрированного антропогенного воздействия на природные экосистемы вследствие преимущественно приискового характера экономической деятельности, накоплением экологического ущерба; - возрастание значимости экологического фактора в воспроизводстве человеческого капитала и его структурных компонент: влияние экологических проблем на здоровье населения, миграционные установки жителей и, соответственно, на качество воспроизводства человеческого капитала актуально для всех арктических регионов и, в частности, для Карельской Арктики; - выявленная в ходе ранее проведенных исследований тенденция формирования экологического профиля новых производств и оказываемых услуг (в первую очередь, эко-туризм и эко-продукция непосредственного потребления) на территории Карельской Арктики нуждается в дальнейшем изучении и обоснованной регулятивной поддержке, что особенно актуально в свете усиливающихся тенденций экологизации производств и рынков в масштабах мировой экономики. Развитие бренда Карельской Арктики, как региона, специализирующегося на выпуске экологически ответственной продукции и предоставлении эко-услуг поможет занять соответствующую нишу в межрегиональном и международном разделении труда (экономической специализации). Научная новизна исследования проявляется в разработке междисциплинарных подходов и методов анализа динамики и взаимодействия структурных составляющих воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики с привлечением методов экономической, социологической и математической наук, применяемых синхронно и в совокупности с прогнозированием экономического взаимодействия разноуровневых пространственно локализованных систем микро-, мезо- и макроуровня. Последнее необходимо в условиях системности развития Арктической зоны России и реализации положений Стратегии ее развития до 2035 года и Стратегии пространственного развития России, предполагающих интеграцию крайне дифференцированного экономического пространства арктических регионов за счет комплексных инфраструктурных и промышленных проектов. На территории Карельской Арктики сходятся пространства неарктических регионов и сразу двух геостратегических территорий, определенных Стратегией пространственного развития России: Арктической зоны РФ и приграничной геостратегической зоны со странами ЕС. С учетом значимого транзитного потенциала, выхода к водам бассейна Северного Ледовитого океана и близости экономических центров (в первую очередь, г. Санкт-Петербург) это определяет важнейшее значение Карельской Арктики в интеграции пространства арктических и неарктических регионов России. Ключевым фактором реализация этого потенциала в условиях активизации инвестиционной деятельности и достаточного природно-ресурсного потенциала является переход к устойчивому расширенному воспроизводству человеческого капитала, основанный на системном и научно обоснованном преобразовании условий его формирования. В этой связи важнейшей фундаментальной задачей является разработка междисциплинарного инструментария комплексного исследования пространственно дифференцированных социальных, экономических и экологических факторов динамики человеческого капитала в контексте системных процессов развития экономики Карельской Арктики, Республики Карелия и Арктической зоны России. Опыт исследования пространственно обусловленной дифференциации факторов воспроизводства человеческого капитала и разработанный на его основе методологический инструментарий может быть в дальнейшем применен в исследовании социально-экономических аспектов развития других арктических регионов в контексте становления и развития новых инструментов управления Арктикой. Практическое значение решения данной задачи проявляется в: 1) выявлении территориальной специфики ключевых ограничений воспроизводства человеческого капитала в районах Карельской Арктики; формирование информационной основы оптимального расходования бюджетных и административных ресурсов, а также ресурсов хозяйствующих субъектов и некоммерческого сектора для преодоления «узких» мест, сдерживающих его системную динамику; 2) разработке аналитических основ совершенствования преференциального экономического режима АЗРФ на региональном и макроуровне. В данном контексте важнейшее значение имеют два вопроса: во-первых, необходимость распространения преференциального экономического режима на не входящие в Арктическую зону, но хозяйственно тяготеющие к ней территории (в случае Карельской Арктики, это Медвежьегорский и Муезерский районы) с целью формирования полноценных пространственно организованных экономических систем мезоуровня; во-вторых, рассмотрение целесообразности организации и оправданных параметров специальной эко-индустриальной экономической зоны, отвечающей формирующейся и перспективной экономической специализации субрегиона Карельской Арктики.

Ожидаемые результаты
1. Усовершенствована методология исследования социально-экономического пространства Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий в условиях новейших вызовов и актуальных возможностей развития. 2. Разработан авторский инструментарий: осуществлен отбор ключевых индикаторов для анализа процессов взаимообусловленного развития социально-экономического пространства Арктики и формирования человеческого капитала территорий. Проведены пилотный и основной этапы социологического исследования на территории Карельской Арктики. 3. Выявлена специфика институциональных трансформаций, регулирующих развитие социально-экономического пространства Карельской Арктики в условиях формирования преференциального экономико-правового режима АЗРФ, а также ключевых условиях, обусловливающих воспроизводство человеческого капитала территории (демографическое и социальное благополучие региона, рынок труда и занятость, социальная инфраструктура, состояние окружающей среды и экология, динамика бизнес сообществ и формирование инвестиционного климата на территории.). 4. Систематизированы ключевые факторы и барьеры, определяющие формирование образовательных, медицинских, экологических, социальных условий воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий. 5. Разработана авторская методика типологизация территорий Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по комплексу критериев, включающих условия воспроизводства человеческого капитала и потенциал экономического развития в условиях преференциального режима инвестиционной деятельности АЗРФ. 6. Сформированы концептуальные основы динамической модели районирования Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера в соответствии с выявляемыми критическими системными рисками для региона и их динамикой в рамках регионального развития. 7. Осуществлена типологизация территорий Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по комплексу критериев, включающих условия воспроизводства человеческого капитала и потенциал экономического развития в условиях преференциального режима инвестиционной деятельности АЗРФ. 8. Построена динамическая модель районирования Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера в соответствии с выявляемыми критическими системными рисками для региона и их динамикой в рамках регионального развития. 9. Осуществлен прогноз средне– и долгосрочного развития социально-экономического пространства Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера с учетом использования институциональных инноваций и преодоления субъектами управления «узких мест» в воспроизводстве человеческого капитала на основе сценарного подхода. 10. Сформулированы практические рекомендации представителям органов власти, бизнес-структур, некоммерческого сектора Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по развитию условий воспроизводства человеческого капитала в своей деятельности в рамках использования возможностей преференциального экономико-правового режима АЗРФ. 11. Подготовлены публикации, доклады на российских и международных конференциях, промежуточный и итоговые отчеты.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Основные результаты, полученные за первый год реализации проекта: 1. Сформирован новый авторский подход к изучению воспроизводства человеческого капитала, ориентированный на интеграцию методов пространственной экономики, теории человеческого капитала, институциональной экономики и социо-культурного подхода. Систематизированы выводы широкого перечня работ российских и зарубежных исследователей о влиянии на уровень заработной платы отдельных тенденций территориального развития (в частности, снижения или повышения естественного и миграционного прироста населения, производительности труда, рентабельности продукции, уровня инвестиций в основной капитал, профицита бюджета и т.д.). 2. Сформирована база ключевых количественных и качественных индикаторов уровня человеческого капитала на территории, в их числе выделены показатели-стимулянты, повышение которых способствует экономическому развитию региона, и показатели-дестимулянты, оказывающие противоположное воздействие. Разработана методика анализа количественных показателей. Её уникальность заключается в возможности одновременной оценки как уровней, так и неоднородности человеческого капитала Арктической зоны Республики Карелия, а также степени сближения или разобщения территорий. 3. Разработана методика количественного и качественного социологического исследования по проблеме (анкета для проведения опроса работников предприятий Карельской Арктики, гайды глубинных интервью). Сформирована база данных по результатам анкетирования работников двух системно значимых предприятий – Медвежьегорской ЦРБ (n=125) и ОАО «Карельский окатыш» (n=131) (второе на базе опроса населения ГО Костомукша). В ходе экспедиций во все районы Карельской Арктики и сопредельные Медвежьегорский и Муезерский районы собрано 42 интервью представителей региональной и муниципальной власти, бизнес-сообществ, некоммерческого сектора. Результаты, полученные в ходе интервьюирования экспертов, находятся на финальной стадии обработки для использования в программе Atlas. 4. Выявлены особенности экономического пространства Карельской Арктики, определяющие общие и локальные тенденции воспроизводства человеческого капитала. Экономическая специализация региона Карельской Арктики определяется целлюлозно-бумажным производством, добычей полезных ископаемых, рыбохозяйственной деятельностью. Вторичными направлениями являются производство электроэнергии, транспортировка грузов и обработка древесины. Выявлены предпосылки углубления существующей специализации на целлюлозно-бумажном производстве и в добыче полезных ископаемых, а также ускоренном развитии других направлений – туристической деятельности и IT-сферы. Сделан вывод о выраженной неравномерности распределения предпосылок пространственной организации экономики региона. 5. Выявлен комплекс ограничений и предпосылок реализации кластерных форм организации на территории региона. Важнейшим ограничением является сужающееся воспроизводство человеческого капитала. Комплексное использование предпосылок требует их развития в механизмах промышленного симбиоза, а также обеспечения связности экономического пространства. Определены меры, необходимые для реализации принципа промышленного симбиоза в рамках перспективного экоиндустриального кластера. Установлено, что Карельская Арктика ввиду своего экономико-географического положения, транспортной связности с другими регионами страны и климатических условий является перспективной площадкой для апробации новых форматов экоиндустриальной и экотуристической специальных экономических зон. 6. Определено, что ключевые тенденции воспроизводства человеческого капитала в Карельской Арктике определяются сокращением численности проживающего населения и изменением его половозрастной структуры. Снижение числа жителей арктических территорий характерно для всех районов Карельской Арктики, за исключением Костомукшского ГО. В прочих арктических районах снижение численности населения обусловлено естественной убылью (низкой рождаемостью и естественно-возрастным выбытием), а также межрайонной и межрегиональной миграцией. В половозрастной структуре несколько увеличивается доля трудоспособного населения, особенно у мужчин. 7. Сделаны выводы об особенностях пространственного размещения условий воспроизводства человеческого капитала. Для большинства территорий они носят недостаточный характер. В первую очередь речь идёт о здоровье населения (ограниченном доступе к услугам здравоохранения из-за отсутствия учреждений, нехватки кадров и оборудования), образовании (отсутствии практически во всех районах образовательных учреждений среднего образования, отсутствии высших образовательных учреждений – филиал в Костомукше был закрыт в 2010 году; качестве материально-технической базы школ). Также немаловажную роль в ограничении воспроизводства человеческого капитала играет неразвитость экономики районов и, как следствие, низкий уровень доходов населения. 8. Выявлена специфика институциональных трансформаций, регулирующих развитие социально-экономического пространства Карельской Арктики. Установлено, что изменение экономических условий, введение преференций для Арктической зоны оказало различное влияние на разные районы Карельской Арктики. Северные коэффициенты заработной платы можно назвать неэффективно действующим инструментом для работников коммерческих организаций, приводящим к лишним бюрократическим и административным процедурам («институциональной ловушкой»). Показано, что компании Карельской Арктики уделяют первостепенное внимание поддержанию качества окружающей среды, второстепенное – человеческому капиталу. Институциональной основой этого явления служат особенности существующего нормативного поля, необходимость соблюдения жёсткого экологического законодательства и одновременное наличии возможности соблюдать нормы трудового права за счёт изменения доли ставки работников. 9. Сделан вывод о том, что текущее число привлечённых инвесторов во всех регионах АЗРФ за счёт предоставления им арктических преференций, даже с учётом возможного мультипликативного эффекта от реализуемых ими проектов, недостаточно для предотвращения депопуляции арктических районов и их дальнейшего социально-экономического развития. Мультипликативный эффект существенно ограничивается тем, что основная доля арктических резидентов ориентируют свою деятельность на уже существующие крупные предприятия, текущие полюса экономического развития; новые вектора практически не создаются. 10. Опубликована серия работ в журналах, индексируемых в Scopus/WoS (2 статьи) и РИНЦ (4 статьи). Команда проекта приняла участие в четырёх конференциях и форумах, в частности, в г. Вологда, г. Петрозаводск, г. Санкт-Петербург и г. Сочи. Сайт Института экономики КарНЦ РАН: http://economy.krc.karelia.ru/project.php?id=979&plang=r Интервью ТАСС: https://nauka.tass.ru/nauka/16578071

 

Публикации

1. Васильева А.В., Волков А.Д., Каргинова-Губинова В.В., Тишков С.В. Opportunities of Development of Eco-Tourism in the Karelian Arctic in the Conditions of the Existing Environmental and Social Challenges Journal of Risk and Financial Management, Journal of Risk and Financial Management. – 2022. – Vol. 15(10). – №484. DOI: https://doi.org/10.3390/jrfm15100484. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.3390/jrfm15100484

2. Волков А.Д., Васильева А.В., Каргинова-Губинова В.В. Формирование экоиндустриальной зоны в карельской Арктике: пространственные предпосылки, ресурсный потенциал, человеческий капитал Арктика: экология и экономика, Арктика: экология и экономика. — 2022. — Т. 12, № 4. — С. 572—584. — DOI: 10.25283/2223-4594-2022-4-572-584. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.25283/2223-4594-2022-4-572-584

3. Каргинова-Губинова В.В. Человеческий капитал и окружающая среда как факторы устойчивого развития: приоритеты предприятий Карельской Арктики Векторы благополучия: экономика и социум, Векторы благополучия: экономика и социум. – 2022. – Том 45. – №2. – С. 1-20. DOI: https://doi.org/10.18799/26584956/2022/2/1157. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18799/26584956/2022/2/1157

4. Морошкина М.В. Оценка экономического и человеческого потенциала и неравенство территорий АЗРФ на примере районов Карельской Арктики Российская Арктика, - 2022 - №17 - С. 8-20. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/2658-4255-2022-2-08-20

5. Морошкина М.В. Производственная деятельность в районах Карельской Арктики Вопросы устойчивого развития Российской Арктики: коллективная монография / Под редакцией В.М. Разумовского, А.Г. Бездудной. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022, Вопросы устойчивого развития Российской Арктики: коллективная монография / Под редакцией В.М. Разумовского, А.Г. Бездудной. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2022. - С. 89-96. (год публикации - 2022)

6. Морошкина М.В., Поташева О.В. Развитие человеческого капитала в арктических регионах: сравнительный анализ Республики Карелия и Республики Коми Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера – 2022: Сборник статей Восьмой Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) (21-23 сентября 2022 г., Сыктывкар): в 2 ч, 2022. – Ч. I. – С. 67-74. (год публикации - 2022)

7. - Минэк объяснил, куда потратят деньги республиканского бюджета ученые в Карелии Интернет-газета "Столица на Онего", 09:48, 06 Мая 2022 (год публикации - )

8. - Страница о проекте "Проблемы и подходы к обеспечению устойчивого воспроизводства человеческого капитала Карельской Арктики в условиях новейших возможностей и вызовов развитию региона" Сайт ИЭ КарНЦ РАН, - (год публикации - )

9. - Эксперты: арктические меры поддержки для приезжих надо распространить на местное население Наука - ТАСС, 13 декабря 2022 г., 13:36 (год публикации - )


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Основные результаты, полученные за второй год реализации проекта: 1. Разработана авторская методика типологизации территорий Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по комплексу критериев, включающих условия воспроизводства человеческого капитала и потенциал экономического развития в рамках преференциального режима инвестиционной деятельности АЗ РФ. Введён критерий когерентности воспроизводственных процессов на уровне индивидуального человеческого капитала населения и территориальных систем в целом. 2. Сформированы концептуальные основы динамической модели районирования Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера в соответствии с выявленными критическими системными рисками для региона и их динамикой в рамках регионального развития. Особенностью моделирования стало установление как центров экономического роста, так и центров развития человеческого капитала, за счёт которых прочие территории могут получить индуцированные экономические и компенсаторные социальные эффекты. На основе транспортной связанности выделенных центров роста определены оси (коридоры) развития. 3. Проведён анкетный опрос населения всех районов Карельской Арктики и сопредельных Медвежьегорского, Муезерского районов Карелии. Обеспечена репрезентативность выборки по полу и возрасту, опрошено 829 респондентов. Создана информационная база для определения территориальной специфики миграционных установок населения в различных частях экономического пространства исследуемого региона, а также в более широком контексте – пространственных аспектов аттракции и отторжения человеческого капитала. 4. Осуществлена типологизация территорий Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по комплексу критериев, включающих условия воспроизводства человеческого капитала и потенциал экономического развития в рамках преференциального режима инвестиционной деятельности АЗ РФ. 5. Построена динамическая модель районирования Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера в соответствии с выявленными критическими системными рисками для региона и их динамикой в рамках регионального развития. 6. Определено воздействие ключевых сдвигов в экономике Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера, обусловленных влиянием санкций, на условия воспроизводства человеческого капитала исследуемого региона. Установлены точки роста в новой социально-экономической реальности, поддержка которых будет совмещать интересы развития экономических систем макро-, мезо- и микроуровней. 7. Осуществлён прогноз средне- и долгосрочного развития социально-экономического пространства Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера с учётом использования институциональных инноваций и преодоления субъектами управления «узких мест» в воспроизводстве человеческого капитала на основе сценарного подхода. Методика прогноза предполагала синтез статистических методов (экстраполяции) и эвристических (определения величины поправочных коэффициентов для уравнений регрессии на основании коллективного мнения экспертов, выработанного при проведении «мозгового штурма»). Произведён учёт внешних шоков последних лет, новых мер поддержки предпринимательской деятельности, а также двухстороннего влияния соседних территорий на характеристики друг друга. 8. Дана оценка инвестиционной привлекательности арктических регионов, а также значимости для них деятельности арктических резидентов. Проведено сопоставление уровня привлекательности регионов с эффективностью и устойчивостью функционирующих резидентов. Установлено, что хотя институт арктических резидентов и способствует развитию арктических территорий, он приводит к дальнейшей поляризации их показателей. Предложен ряд инструментов и мероприятий для обеспечения комплексного пространственного развития Арктики. 9. Сформулированы практические рекомендации представителям органов власти, бизнес-структур, некоммерческого сектора Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по развитию условий воспроизводства человеческого капитала в своей деятельности в рамках использования возможностей преференциального экономико-правового режима АЗ РФ. Подготовлены аналитические записки в местные администрации и региональные органы управления, содержащие результаты проведённого социологического опроса, а также предложения по изменению институтов регулирования АЗ РФ и северных территорий Республики Карелия. 10. Опубликована серия научных работ: одна статья в журнале, индексируемом в базе Scopus, одна статья в журнале индекса WoS RSCI, четыре прочих публикации, индексируемых в РИНЦ, в том числе глава в коллективной монографии. Представлено шесть докладов на научных конференциях. Сайт Фонда венчурных инвестиций Республики Карелия: https://startup.karelia.ru/news/chtoby-privlech-investorov-v-karelskuyu-arktiku-nuzhny-rabotniki

 

Публикации

1. Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В. Районирование и прогнозирование как основа устойчивого пространственного развития (на примере территорий Республики Карелия) МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – Т. 14, № 3. – С. 450-466. DOI: 10.18184/2079-4665.2023.14.3.450-466. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18184/2079-4665.2023.14.3.450-466

2. Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В., Морошкина М.В., Поташева О.В. Привлечение инвестиций в Арктике: в каких регионах арктические резиденты наиболее значимы, эффективны и устойчивы? Арктика: экология и экономика, Арктика: экология и экономика. – 2023. – Том 13. – №3. – С. 394-404. DOI: 10.25283/2223-4594-2023-3-394-404. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25283/2223-4594-2023-3-394-404

3. Каргинова-Губинова В.В., Волков А.Д. Повышение полезности продуктов питания и экологизация АПК как факторы обеспечения здоровья населения (на примере Республики Карелия) Современные тенденции в научном обеспечении агропромышленного комплекса : коллективная монография. – Суздаль : Верхневолжский ФАНЦ., Современные тенденции в научном обеспечении агропромышленного комплекса : коллективная монография / Верхневолжский аграрный научный центр; отв. за вып. Е. В. Викулина. – Суздаль : Верхневолжский ФАНЦ, 2023. – С. 218–224. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.51961/9785605046561

4. Морошкина М.В., Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В. Районы Карельской Арктики: развитие экономических систем Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ): сборник трудов Международной научно-практической конференции, 17-18 ноября 2023 г. / Под ред. Д.Г. Родионова, А.В. Бабкина., Интеллектуальная инженерная экономика и Индустрия 5.0 (ЭКОПРОМ): сборник трудов Международной научно-практической конференции, 17-18 ноября 2023 г. / Под ред. Д.Г. Родионова, А.В. Бабкина. – Санкт-Петербург.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2023. – C. 375-377. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.18720/IEP/2023.4/107

5. Морошкина М.В., Поташева О.В. Уровень и качество жизни населения в районах Карельской Арктики: демографические индикаторы Демографические факторы адаптации населения к глобальным социально-экономическим вызовам: сб. науч. ст. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, Демографические факторы адаптации населения к глобальным социально-экономическим вызовам. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2023. – С. 503-510. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17059/udf-2023-5-15

6. Морошкина М.В., Поташева О.В., Каргинова-Губинова В.В., Васильева А.В. Оценка эффективности институциональных изменений в арктических регионах Институциональная трансформация экономики: правила эффективной политики (Восточная конференция ITE-2023). Новосибирск: НГУЭУ., Институциональная трансформация экономики: правила эффективной политики (Восточная конференция ITE-2023). – Новосибирск: НГУЭУ, 2023. – C. 177-179. (год публикации - 2023)

7. - Чтобы привлечь инвесторов в Карельскую Арктику, нужны работники Фонд венчурных инвестиций Республики Карелия, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
В ходе выполнения проекта были сформулированы практические рекомендации представителям органов власти, бизнес-структур, некоммерческого сектора Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера по развитию условий воспроизводства человеческого капитала в своей деятельности в рамках использования возможностей преференциального экономико-правового режима АЗ РФ. Подготовлены аналитические записки в местные администрации и региональные органы управления (Министерство экономического развития, Министерство образования и спорта, Управление труда и занятости Республики Карелия), содержащие результаты проведённого социологического опроса, а также предложения по изменению институтов регулирования Арктической зоны Российской Федерации и северных территорий Республики Карелия. Сделанные рекомендации и предложения направлены на изменение федерального и регионального законодательства, в частности: • пункта 1 статьи 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (для предоставления права резидентам Арктической зоны Российской Федерации выдавать направления на целевое обучение), • пункта 3 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (для предоставления возможности при определении базы налога на прибыль уменьшать её за счёт расходов на обучение не только в лицензируемых учреждениях, но и на рабочем месте, а также отмены для арктических резидентов обязанности включения во внереализационные доходы понесённых затрат на обучение нового сотрудника, проработавшего менее одного года). • Приказа Управления труда и занятости Республики Карелия от 10 февраля 2022 г. №18-П «О порядке формирования прогноза потребности в подготовке кадров для экономики и социальной сферы Республики Карелия» (для повышения качества указанного прогноза и, соответственно, обеспечения выделения бюджетных мест на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по требуемым программам), • статьи 30 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в части изменения критериев дифференциации величины пособия по безработице для предотвращения иждивенческих настроений), • статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (для корректировки предельного размера социальных вычетов по НДФЛ на северные и районные коэффициенты и отнесения к расходам для социальных вычетов наравне с издержками за социальные услуги и транспортных расходов), • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части сокращения сроков процедур при закупках для арктических территорий в связи с крайне ограниченными сроками проведения некоторых видов работ, например связанных с ремонтом инфраструктуры и благоустройством территорий). • и др., а также внедрение ряда организационно-управленческих инноваций, например «мобильной» социальной инфраструктуры (выезд врачей для проведения диспансеризации, профосмотров, требуемых ежегодных обследований; передвижные комплексы информационно-библиотечного обслуживания, проведения досуговых мероприятий и т.д.); повышения транспортной связанности территорий и решения инфраструктурных проблем, в первую очередь, за счёт передачи приоритетных дорог с местного и регионального уровней на федеральный (зачастую их низкое качество обусловлено ограниченностью муниципальных и региональных бюджетов), замены изношенных электрических сетей с помощью новых инвестиционных механизмов; минерализации и витаминизации продуктов питания, производимых в Карелии; осуществления профориентации школьников с учётом принципов социального партнёрства и т.д. Кроме того, предложенная модель районирования Карельской Арктики и хозяйственно связанных территорий Севера и сделанный прогноз их средне- и долгосрочного развития могут найти отражение в Стратегии экономического развития Республики Карелия для эффективного решения вопросов транспортной связанности, учёта выделенных районов при определении общей величины финансирования мероприятий по развитию территорий и категории муниципальных образований – при определении вида регулирующего инструмента. Аналогично, возможно включение в Стратегию экономического развития Республики Карелия предлагаемых к формированию, с учётом имеющихся предпосылок, эко-индустриального и эко-туристического кластеров, поскольку для получения больших экономических эффектов от деятельности предприятий при выборе направлений стимулирования важно принимать во внимание специализацию районов, поощрять установление и развитие межхозяйственных связей между компаниями. Описанные изменение нормативного поля арктических территорий, внедрение предлагаемых организационно-управленческих инноваций будут способствовать экономическому росту и социальному развитию Российской Федерации и отдельных её регионов.