КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-29-01092

НазваниеПроектно-баллистический анализ миссий космических аппаратов с двигателями малой тяги в гравитационном поле с нерегулярной структурой

РуководительСтаринова Ольга Леонардовна, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева", Самарская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2022 г. - 2023 г. 

Конкурс№64 - Конкурс 2021 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-606 - Навигация, наведение и управление подвижными объектами

Ключевые словаМеханика космического полета, космический аппарат, двигатель малой тяги, гравитационное поле, астероид, математическая модель, закон управления, проектно-баллистические параметры, задача оптимизации

Код ГРНТИ55.49.05


СтатусУспешно завершен


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В данном исследовании предполагается разработать метод формирования программного управления движением космического аппарата с электроракетной двигательной установкой малой тяги в окрестности малых тел Солнечной системы с нерегулярным гравитационным полем, а также в окрестностях точек либрации, который может быть использован при проектно-баллистическом анализе реальных миссий. Метод предполагает использование в качестве математической модели малого небесного тела модель n гравитирующих точек, число и расположение которых определяется в соответствии с известными данными об объекте, миссия к которому готовится. На начальном этапе это могут быть только две точки, затем в ходе получения дополнительных данных, модель тела может уточняться. Такая постановка задачи позволит решать задачу поиска оптимальных программ управления в рамках задачи n+1 тела (учитывая гравитацию Солнца) в соответствии с необходимыми условиями оптимальности известными численными методами, исследовать эффективность полученных схем управления и рассчитывать оптимальные траектории движения космического аппарата в гравитационных полях сложной конфигурации. Научный коллектив будет исследовать проблемы проектно-баллистического анализа миссий к малым телам Солнечной системы, включая проблемы формирования программного управления, а также задачи проектирования и конструирования малых космических аппаратов с электроракетными двигателями. В данном проекте будет проводиться проектный анализ и синтез космических аппаратов с электроракетными двигательными установками, в том числе макетирование разработанных проектных схем космических аппаратов. Предлагаемый в рамках данного исследования новый подход позволит провести проектно-баллистический анализ миссии, в том числе, дать рекомендации по выбору основных проектных параметров космического аппарата и двигательной установки для заданной миссии и разработать метод определения оптимального программного управления для серии динамических маневров. Ключевой особенностью предлагаемого подхода является его контролируемая точность. Конкретной научной проблемой, решаемой в рамках работы над проектом, является определение оптимальных устойчивых схем маневрирования КА с малой тягой вблизи объектов с гравитационными полями сложной конфигурации. Актуальность и новизна данной научной проблемы обусловлена следующими соображениями: 1. Отсутствуют общепринятые математические модели гравитационного поля исследуемого объекта сложной формы, применимые на этапе планирования миссии. 2. Недостаточно разработан метод поиска оптимального управления движением космического аппарата с малой тягой в гравитационных полях с нерегулярной структурой. 3. Отсутствует методика совместной оптимизации траекторных и проектных параметров, адаптированная для космического аппарата с двигателями малой тяги функционирующего в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 4. Отсутствуют разработанные алгоритмы, предназначенные для моделирования управляемого движения космического аппарата с двигателями малой тяги в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 5. Отсутствуют процедуры предварительного проектно-баллистического планирования космических миссий по исследованию малых тел Солнечной системы с гравитационным полем нерегулярной структуры.

Ожидаемые результаты
В ходе выполнения проекта будут получены следующие фундаментальные и прикладные результаты: 2021 г.: 1. Математическая модель движения космического аппарата с малой тягой в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 2. Программа оптимального управления полётом космического аппарата с двигателями малой тяги в гравитационном поле с нерегулярной структурой с учётом найденных оптимальных решений. 3. Проектная модель космического аппарата с двигателями малой тяги, учитывающая особенности полёта в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 4. Методика и алгоритмы проектно-баллистической оптимизации полета в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 2022 г.: 1. Программный комплекс, обеспечивающий проектно-баллистический анализ миссий космических аппаратов с двигателями малой тяги в гравитационном поле с нерегулярной структурой. 2. Проектные параметры, законы управления и режимы работы электрореактивной двигательной установки малой тяги. 3. Проектные параметры энергоустановки и обеспечивающих систем космического аппарата с учётом энергетических ограничений и влияния гравитационного поля с нерегулярной структурой. 4. Проектно-баллистические параметры космической миссии по исследованию малых тел Солнечной системы с гравитационным полем нерегулярной структуры. Общественная и социальная значимость ожидаемых результатов связана с их использованием для дальнейшего освоения человеком дальнего космоса с помощью автоматических космических аппаратов. Экономический эффект может быть достигнут за счёт существенного повышения эффективности планирования космических миссий полёта к малым телам Солнечной системы, в том числе за счёт точного расчёта потребных запасов рабочего тела, необходимого при совершении соответствующих динамических маневров. Ожидаемые результаты будут являться уникальными, не имеющими мировых аналогов, они будут соответствовать мировому уровню исследований и будут опубликованы в журналах, входящих в базы данных Web of Science и Scopus (не менее 5 статей), из них не менее двух статей будет опубликовано в журналах, входящих в первый квартиль по базам данных Scopus или Web of Science. Будет подана 1 заявка на программу для ЭВМ и опубликовано 8 работ в изданиях, индексируемых в РИНЦ. Результаты будут обсуждены и апробированы на международных конференциях и симпозиумах, что будет свидетельствовать о прогрессе отечественной науки в данной области исследований. Результаты проекта войдут в основу 9 дипломных работ бакалавров и магистров. Выполнение проекта приведет к закреплению молодых исполнителей проекта, они составят основу новой научной группы.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
Конкретной научной проблемой, решаемой в данном проекте, является определение оптимальных устойчивых схем маневрирования космических аппаратов (КА) с малой тягой вблизи объектов с гравитационными полями сложной конфигурации. Разработана математическая модель управляемого движения космического аппарата с двигателями малой тяги, описывающая гравитационное поле центрального тела сложной геометрии в виде суперпозиции n гравитирующих точек, вращающих относительно общего барицентра с постоянной по величине и направлению угловой скоростью, при этом взаимное положение точек не изменяется [https://doi.org/10.1109/ITNT55410.2022.9848618]. Проведена оценка погрешности, возникающей при использовании этой модели для моделирования управляемого движения, и сравнение результатов, полученных по четырём различным математическим моделям: классической модели гравитационного потенциала в интегральном виде с заданной функцией распределения плотности тела; модели гравитационного потенциала, полученной при разложении потенциала на гармонические (сферические) функции; и двух вариациях моделей точечных притягивающих центров расположенных на поверхности или распределённых по объёму исследуемого тела. В качестве эталона для сравнения использовалась математическая модель гравитационного потенциала астероида Эрос 433, построенная на базе измерений, проведённых космическим аппаратом «NEAR Shoemaker» в 1998 г. непосредственно с орбиты относительно астероида. Показано, что предложенная модель гравитационного потенциала требует минимальный объём предварительной информации об объекте и позволяет регулировать точность определения гравитационного потенциала в зависимости от используемого количества гравитирующих точек. В простейшем случае разработанная модель требует данных о массе, размерах и угловой скорости вращения исследуемого тела, то есть данных, получение которых возможно с Земли на базе астрометрических исследований при предварительном планировании миссии. Удобство использования предложенной барицентрической модели очевидно – при моделировании движения достаточно в каждый момент времени смещать положение притягивающих центров относительно барицентра системы. Кроме того, данная модель позволяет легко учитывать возмущения от гравитации Солнца и других небесных тел, включая их в состав учитываемых объектов [https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2022.09.056]. Естественно, массивные точки, учитывающие гравитацию других небесных тел, являются подвижными, и их положение определяется по эфемеридам на заданную дату и время осуществления манёвров. Разработанная методика моделирования движения основана на использовании описанной выше процедуры определения гравитационного потенциала в текущей точке нахождения КА, аналитическом вычислении производных по направлению для определения компонент гравитационных ускорений и традиционных методах численного интегрирования систем уравнений движения [https://ieeexplore.ieee.org/document/9966817]. Были сформулированы и получены решения задач об оптимальном управлении движением космического аппарата с малой тягой в гравитационном поле с нерегулярной структурой для элементарных динамических манёвров, необходимых для выполнения программы исследований конкретной миссии. Требовалось определить программу номинального управления, обеспечивающую минимум расхода рабочего тела на выполнение конкретного динамического манёвра, определяемого начальными и конечными условиями перелёта. В качестве параметров управления использовались два угла, определяющие направление тяги двигательной установки, и функция включения-выключения маршевых двигателей. При рассмотрении ЭРДУ с разнотипными двигателями вектор параметров управления расширялся за счёт функций включения-выключения для двигателей с разными удельными импульсами. С использованием принципа максимума Понтрягина получены оптимальные углы направления тяги и программы включения-выключения двигательной установки, и задачи об оптимальном управлении сведены к решению двухточечных шести параметрических краевых задач [https://doi.org/10.17587/mau.23.158-167]. Получены отдельные решения этой задачи для некоторых элементарных манёвров и фиксированных параметров двигательной установки. Показана плохая сходимость численного процесса решения и существенная зависимость полученных решений от используемой модели гравитационного потенциала. Для преодоления проблем с недостаточностью объёма информации об объекте исследования и вычислительными трудностями предложен алгоритм формирования номинального управления КА для элементарных динамических манёвров с обратной связью, основанный на применении комбинаций локально-оптимальных законов управления. Проведено сравнение полученных таким способом законов номинального управления и оптимального управления, полученного на базе принципа максимума Понтрягина. Показано, что погрешности критерия оптимальности (расхода рабочего тела) не превышают 2% для рассмотренных случаев. Такие погрешности допустимы при предварительном баллистическом проектировании миссии. Полученные законы номинального управления могут использоваться в процедурах выбора наивыгоднейших для осуществления конкретной миссии проектных параметров КА с электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ). В ходе выполнения работ, на базе выбранной структурно-параметрической схемы КА с ЭРДУ, была сформирована проектная модель КА с двигателями малой тяги в первом приближении. Предполагалось, что основными бортовыми системами космического аппарата с двигателями малой тяги являются: полезная нагрузка, двигательная установка, система электропитания, система подачи и хранения топлива, система обеспечения теплового режима, система приёма и передачи информации, система управления движением. Простейшая математическая модель проектного облика КА с ЭРДУ представляет собой уравнение баланса стартовой массы КА как суммы масс входящих в него структурных элементов [https://doi.org/10.6125/JoAAA.202206_54(2).08]. В первом приближении можно считать, что масса подсистем линейно зависит от проектных параметров двигательной установки и мощности требуемой энергоустановки. Исследована возможность использования в составе двигательной установки КА разнотипных электроракетных двигателей (ЭРД). Показано, что использование ЭРД с разными удельными импульсами позволяет сократить длительность включения двигателей и выполнить возможные ограничения на ресурс двигательных систем.

 

Публикации

1. Ду Ч., Старинова О.Л. Оптимальное управление при перелетах с малой тягой на вертикальные орбиты с орбит Ляпунова Мехатроника, автоматизация, управление, 3(23), 158-167 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17587/mau.23.158-167

2. Ду Ч., Старинова О.Л., Лю Я. Low-thrust transfer dynamics and control between halo orbits in the Earth-Moon system by means of invariant manifold IEEE Transactions on Aerospace and Electronic Systems, 7 (2022) (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/TAES.2022.3225781

3. Ду Ч., Старинова О.Л., Лю, Й. Transfer between the planar Lyapunov orbits around the Earth–Moon L2 point using low-thrust engine Acta Astronautica, 201 (2022), 513-525. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1016/j.actaastro.2022.09.056

4. Иванушкин М.А. Разработка методики выбора проектных параметров многоспутниковой космической системы глобального непрерывного мониторинга Земли Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXV Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2022, 1 (2022), 74-78 (год публикации - 2022)

5. Крестина А.В. Проектный облик аэродинамической системы увода наноспутника с орбиты Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXV Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2022, 1 (2022), 82-85 (год публикации - 2022)

6. Крестина А.В., Ткаченко И.С. Efficiency Assessment of the Deorbiting Systems for Small Satellite Journal of Aeronautics, Astronautics and Aviation, 54 (2), 227-240 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.6125/JoAAA.202206_54(2).08

7. Старинова О.Л., Ду Ч., Чернякина И.В. Формирование оптимальных программ управления перелётами космических аппаратов с малой тягой между периодическими орбитами относительно точек либрации L1 и L2 системы Земля-Луна Математическое моделирование, компьютерный и натурный эксперимент в естественных науках, 2022, №4 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24412/2541-9269-2022-4-19-23

8. Старинова О.Л., Лобыкин А.А. Оптимизация гелиоцентрических перелётов космических аппаратов с разнотипными электроракетными двигателями Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXV Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2022, 1 (2022), 52-57 (год публикации - 2022)

9. Старинова О.Л.,Чень Д., Сергаева Е.А., Хабибуллин Р.М., Чернякина И.В. Motion control of a electric propulsion observation spacecraft in a irregular gravitational field Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 1 (2022), № 182151 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1109/ITNT55410.2022.9848618


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе работ в 2023 году разрабатывались методика и алгоритмы проектно-баллистической оптимизации траекторий и проектных параметров космического аппарата с двигателями малой тяги функционирующем в гравитационном поле с нерегулярной структурой. В качестве возможных вариантов двигательных установок малой тяги рассматривались электроракетные двигатели и солнечный парус . Было выявлено, что современные электроракетные двигатели наиболее пригодны для использования в окрестности тел сложной формы и в гравитационных полях сложной конфигурации, так как обеспечивают более точное и простое регулирование направления и величины маршевого ускорения. КА с солнечным парусом могут использоваться для движения в окрестности точек либрации и при формировании специфических орбит смещённых относительно центра. На базе этих методик и алгоритмов разработан программный комплекс "Программа для расчёта проектно-баллистических характеристик управляемого движения космических аппаратов с электроракетной двигательной установкой для исследования малых тел Солнечной системы" , подана заявка на выдачу свидетельства Российской Федерации на программу для ЭВМ. Методика и программный комплекс апробировались на примере миссии по исследованию в течение пяти лет астероида 433 Эрос малым космическим аппаратом с электроракетной двигательной установкой. Рассматривается следующая баллистическая схема миссии: 1) выход из сферы действия Земли с помощью разгонного блока без гелиоцентрического избытка скорости; 2) оптимальный по расходу рабочего тела перелёт Земля – астероид 433 Эрос с выравниванием скорости КА и объекта исследования длительностью 440 сут; 3) формирование и поддержание в течение пяти лет объектоцентрической круговой орбиты наблюдения с радиусом 90 км и наклонением 0,01 градусов относительно плоскости перпендикулярной оси вращения астероида. Отдельно разработана методика расчёта миссии, баллистическая схема которой включает посадку на поверхность малого небесного тела в случае, если это тело имеет слабую атмосферу [https://doi.org/10.1109/RAST57548.2023.10197860]. Для исследовательской миссии к Эросу выбраны оптимальная дата старта, оптимальная программа управления и соответствующая траектория движения, обеспечивающие минимальный расход рабочего тела для гелиоцентрического участка перелёта Земля - астероид Эрос. Проведено моделирование управляемого движения на объектоцентрическом участке КА с использованием математической модели гравитационного поля астероида 433 Эрос на базе суперпозиции двух притягивающих точек, разработанной и верифицированной в первый год исследований. На этом участке использовались номинальные программы управления, обеспечивающие выполнение всех целей миссии с минимальными затратами рабочего тела электроракетных двигателей с учётом действующих технических ограничений [https://doi.org/10.1109/ITNT57377.2023.10139092]. Произведено формирование циклограмм работы КА: для типовых суток гелиоцентрического движения с включённой двигательной установкой; для типовых суток гелиоцентрического движения с выключенной двигательной установкой; для типовых суток движения на этапе сближения с астероидом; для типовых суток функционирования КА в окрестности астероида в гравитационном поле нерегулярной структуры. На базе разработанных циклограмм выбраны режимы работы электрореактивной двигательной установки на базе современных двигателей отечественной разработки. Выявлено, что основными характеристиками, являющимися исходными данными для определения проектных параметров электроракетных двигателей [https://doi.org/10.33950] и выбора конкретного двигателя, являются его тяга, удельный импульс, ресурс, число включений и потребная мощность энергоустановки [https://iafastro.directory/iac/paper/id/75505/summary/ ]. Разработан итерационный алгоритм, позволяющий на основе этих данных рассчитать массу рабочего тела, потребного для выполнения миссии, потребное количество двигателей, другие проектные параметры КА. Произведён выбор проектных параметров энергоустановки на основе солнечных источников энергии и других обеспечивающих систем космического аппарата (система обеспечения теплового режима, система приёма и передачи информации, система управления движением) с учётом энергетических ограничений и влияния гравитационного поля с нерегулярной структурой [https://doi.org/10.1109/ITNT57377.2023.10139156]. Выбраны реальные прототипы бортовых систем отечественной разработки и определены их основные проектные параметры (масса, габаритные размеры, площадь, количество аккумуляторных батарей). Кроме того, в ходе работ над проектом рассматривались другие важные аспекты баллистического проектирования миссий к малым телам Солнечной системы. Изучались возможности снижения требуемых затрат рабочего тела за счёт применения гравитационных и аэродинамических манёвров космических аппаратов. Другим классом миссий в гравитационных полях с нерегулярной структурой, являются космические аппараты с двигателями малой тяги, функционирующие в сложных гравитационных полях системы Солнце - Земля - Луна. К ним относятся актуальные миссии по исследованию Луны, созданию обитаемых или посещаемых баз на поверхности Луны или на селеноцентрических орбитах. Разработанные методики, математические модели и алгоритмы можно использовать для проектно-баллистического анализа таких миссий [https://doi.org/10.1007/s11071-023-08383-0, http://www.elektropribor.spb.ru/upload/medialibrary/5d1/36_47_Starinova.pdf ]. Результаты работ по проекту освещались на официальном сайте Самарского университета в публикациях: "Китайский учёный разработал в Самаре программу для эффективного управления спутниками при освоении Луны https://ssau.ru/news/21603-kitayskiy-uchenyy-razrabotal-v-samare-programmu-dlya-effektivnogo-upravleniya-sputnikami-pri-osvoenii-luny "; "Миссии наноспутников и космические станции для освоения дальних планет https://ssau.ru/news/22149-missii-nanosputnikov-i-kosmicheskie-stantsii-dlya-osvoeniya-dalnikh-planet "; "Самарские космические баллистики рассчитали, как экономить до 40% топлива при полетах к спутникам Юпитера https://ssau.ru/news/21535-samarskie-kosmicheskie-ballistiki-rasschitali-kak-ekonomit-do-40-topliva-pri-poletakh-k-sputnikam-yupitera".

 

Публикации

1. Ду Ч, Старинова О.Л., Лиу Ю. Low-thrust transfer trajectory planning and tracking in the Earth–Moon elliptic restricted three-body problem Nonlinear Dynamics, 111(11), стр. 10201–10216 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1007/s11071-023-08383-0

2. Ду Ч., Старинова О.Л.. Дёмина А.Ю. Методика формирования оптимальных программ управления перелетами космических аппаратов с малой тягой между гало-орбитами, порожденными точкой либрации L2 системы Земля–Луна Гироскопия и навигация, Том 31. №3 (122), 2023 (год публикации - 2023)

3. Климашин С.В., Старинова О.Л. Математическая модель поиска оптимального управления для перелёта Земля-Земля с использованием принципа максимума Понтрягина Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 14-16 июня 2023г. – Самара, Изд-во 2023. – 352 с., ил., Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2023, с. 22-26 (год публикации - 2023)

4. Сафронов С.Л., Иванушкин М.А., Коровин М.Д., Кауров И.В., Ткаченко И.С., Крестина А.В. Development of the information-logical scheme for Earth remote sensing small spacecraft Proceedings - 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023, Virtual, Online 17 - 21 April 2023, Proceedings - 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023б Virtual, Online 17 - 21 April 2023 Код 189224 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ITNT57377.2023.10139156

5. Старинова О.Л., Ду Ч., Чень Д. Optimization of Low-thrust Flights between Periodic Orbits Around Libration Points In the Earth-Moon System Proceeding of 17th International Conference on Space Operations, Dubai, United Arab Emirates, 6 - 10 March 2023, SpaceOps-2023, ID # 135 (год публикации - 2023)

6. Старинова О.Л., Лобыкин А.А., Ду Ч. Программное управление для перелётов КА с ЭРДУ на периодические гало-орбиты с низкой околоземной орбиты Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 14-16 июня 2023г. – Самара, Изд-во 2023. – 352 с., ил., Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2023. с. 52-56 (год публикации - 2023)

7. Старинова О.Л., Лобыкин А.А., Рожков М.А. Оптимизация гелиоцентрических перелётов космического аппарата с разнотипными электроракетными двигателями Космическая техника и технологии, № 1 (40), c. 94-104 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33950

8. Старинова О.Л., Рожков М.А. Control Program for a Multi-Type Electric Propulsion System for the Earth-Mars-Earth-Jupiter Mission Proceedings of the International Astronautical Congress, IAC, IAC-23-D2.8.4 (год публикации - 2023)

9. Старинова О.Л., Ткаченко И.С., Хабибуллин Р.М., Чен Д., Иванушкин М.А., Чернякина И.В. Algorithms of the control programs formation for the Earth remote sensing spacecraft Proceedings - 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023, 9th IEEE International Conference on Information Technology and Nanotechnology, ITNT 2023б Virtual, Online 17 - 21 April 2023 Код 189224 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/ITNT57377.2023.10139092

10. Старинова О.Л., Чернякина И.В., Хабибуллин Р.М. The Interplanetary Missions Design of Solar Sail Spacecraft AIP Conference Proceedings, Volume 2821, Issue 1 (год публикации - 2023)

11. Шарипова А.Р., Иванушкин М.А. Применение аэродинамического манёвра при выведении космического аппарата на орбиту спутника Юпитера - Каллисто Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 14-16 июня 2023г. – Самара, Изд-во 2023. – 352 с., ил., Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2023, с. 69-72 (год публикации - 2023)

12. Юй Вэйцзе, Старинова О.Л. Исследование цилиндрических орбит космического аппарата с солнечным парусом под южным полюсом Луны Управление движением и навигация летательных аппаратов: Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 14-16 июня 2023г. – Самара, Изд-во 2023. – 352 с., ил., Сборник трудов XXVI Всероссийского семинара по управлению движением и навигации летательных аппаратов: Самара, 2023, c. 73-79 (год публикации - 2023)

13. Старинова О.Л., Старостина Т.В. Spacecraft Control During The Descent to The Surface of Jupiter's Satellite Callisto Proceedings of 10th International Conference on Recent Advances in Air and Space Technologies, RAST 2023, Istanbul, 7 -9 June 2023, Код 191477 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.1109/RAST57548.2023.10197860

14. Сергаева Е.А., Рожков М.А., Старинова О.Л., Жалдыбина О.Д., Иванушкин М.А. Программа для расчёта проектно-баллистических характеристик управляемого движения космических аппаратов с электроракетной двигательной установкой для исследования малых тел Солнечной системы -, Заявление о выдаче. Письмо исх.№ 392-6431 (год публикации - )

15. - Самарские космические баллистики рассчитали, как экономить до 40% топлива при полетах к спутникам Юпитера Официальны сайт Самарского университета, - (год публикации - )

16. - Миссии наноспутников и космические станции для освоения дальних планет Официальный сайт Самарского университета, - (год публикации - )

17. - Китайский ученый разработал в Самаре программу для эффективного управления спутниками при освоении Луны Официальный сайт Самарского университета, - (год публикации - )

18. - Ученые Самарского университета им. Королёва разработали систему управления космическим парусником для полета к Марсу Официальный сайт Самарского университета, - (год публикации - )


Возможность практического использования результатов
Внедрение разработанных методов, методик, алгоритмов и программы для ЭВМ позволит повысить точность и эффективность проектирования миссий КА с малой тягой (электроракетными двигательными установками и солнечным парусом), функционирование которых осуществляется в гравитационных полях сложной конфигурации (вблизи малых небесных тел неправильной геометрической формы и в системе Солнце-Земля-Луна в окрестности точек либрации, на галоорбитах и селеноцентрических орбитах) на производственных и научно-исследовательских предприятиях в сфере аэрокосмической промышленности.