КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-00011

НазваниеРазработка научных основ формирования региональной научно-технической и инновационной политики

РуководительБывшев Владимир Игоревич, Кандидат экономических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет", Красноярский край

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2024 

Конкурс№70 - Конкурс 2022 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-155 - Прогнозирование социально-экономического развития, государственное регулирование экономики и управление социально-экономическими процессами

Ключевые слованаука, инновации, научно-техническая политика, регион, наука и техника, науковедение, цифровизация, государство, политика, региональное развитие, региональная экономика.

Код ГРНТИ06.61.33


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Завершившийся 2021 год в России прошел под эгидой науки и технологий. Итоги года науки и технологий были подведены на заседании Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию, на котором было отмечено, что современный этап развития общества характеризуется серьезными экономическими и социальными проблемами такими как вызов эпидемии, с которым столкнулась цивилизация, увеличивающейся скоростью различных изменений внешних и внутренних условий хозяйствования, а также возникновением различного вида вызовов и угроз. Все эти факторы очень четко показали колоссальную значимость сферы науки и технологий. В перечне поручений по результатам проведенного заседания особая роль принадлежит вопросам развития сферы науки и инноваций в регионах Российской Федерации, без которых говорить о стратегическом развитии данной сферы с учетом предстоящего объявления в России «Десятилетия науки и технологий» невозможно. Повышение роли регионов в научно-технологическом развитии Российской Федерации, формирование в субъектах Российской Федерации региональных государственных программ в области научно-технологического развития, формирование государственных информационных систем в субъектах РФ, направленных на предоставление услуг в сфере науки, включение региональных институтов развития науки и инноваций в федеральный перечень российских организаций, гранты которых не подлежат налогообложению. Данные поручения обуславливают усиление в регионах России стратегического и политического планирования в сфере науки и инноваций. На сегодняшний день далеко не в каждом даже социально-экономически развитом субъекте РФ есть орган исполнительной власти, отвечающий за сферу науки и инноваций (например, Красноярский край), в виду чего развитие данной сферы на региональном уровне представляет определенные сложности. В связи с вышеизложенным разработка научных основ формирования региональной научно-технической и инновационной политики будет весьма актуальна в настоящее время. Научные теоретические и методологические основы для формирования региональной научно-технической и инновационной политики будут способствовать удовлетворению потребностей по модернизации системы регионального стратегического управления научным и инновационным развитием в условиях нарастающих внешних и внутренних угроз, а также практической значимости для своевременной оценки и предотвращения кризисных явлений в научной и инновационной сфере как на уровне регионов, так и в целом в Российской Федерации. Действующая региональная научно-техническая и инновационная политика в субъектах РФ показывает, что ее реализация носит спонтанный, а не целенаправленный характер, что подтверждается наличием несогласованности в механизмах ее реализации, основных элементов и стейкхолдеров, кроме того, в большинстве регионов стратегические документы научно-технического и инновационного характера завершили или завершают свое действие, а в некоторых регионах они даже отсутствуют. В связи с этим требуется обновление стратегических документов в соответствии с большими вызовами, современными приоритетами и трендами, а также необходим научный фундамент для их подготовки. Проводимая реформа институтов развития науки и инноваций на федеральном уровне в дальнейшем инициирует к перестроению, адаптации и новым условиям имеющиеся региональные институты развития. Федеральное и региональное законодательство в области научно-технической и инновационной деятельности представляет набор законов и подзаконных актов, слабо связанных между собой, а также с региональными политиками. Имеет место рассогласованность целей, задач, показателей и критериев оценки научно-технического, инновационного и социально-экономического развития и, как следствие, отсутствие взаимосвязи в параметрах эффективности функционирования региональных органов власти в части реализации научно-технической и инновационной политики, что в свою очередь приводит к нарушению устойчивости региональных социально- экономических систем. Как было отмечено президентом РАН А.М. Сергеевым, а также в Стратегии НТР, в России не существует единой государственной системы управления наукой и инновациями, что обуславливает разрозненность региональной, отраслевой, корпоративной и федеральной научно-технической и инновационной политики, в связи с этим обуславливается актуальность и значимость необходимости решения вышеизложенных проблем. Целью исследования является формирование научно-обоснованных теоретических и методологических основ для последующего создания модели региональной научно-технической и инновационной политики. Междисциплинарность исследования заключается во взаимодействии между системами дисциплинарного знания в процессе достижения поставленной цели и задач исследования. В исследовании будут использованы инструменты и методы, а также учтены аспекты экономической, юридической, политической и социологической науки. Научная новизна исследования связана с формированием модели региональной научно-технической и инновационной политики, учитывающей федеральную повестку в развитии сферы науки и инноваций, а также особенности социально- экономического, географического, природно-рекреационного и исторического развития регионов РФ. Результаты исследования могут быть использованы региональными органами власти для разработки научно-технических и инновационных политик и стратегий регионов РФ, уточнения других стратегий социально-экономического развития региона, а также для разработки программных мероприятий. Ожидаемым результатом исследования будет являться модель региональной научно-технической и инновационной политики, сочетающая в себе основные компоненты, ограничения, механизмы взаимодействия и развертывания, ресурсы, цели, задачи и результаты, на основе которых будет возможно формировать и реализовывать конкретную научно-техническую и инновационную политику каждого региона Российской Федерации.

Ожидаемые результаты
1) Будет проведен обзор современных научных теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах региональной научно-технической и инновационной политики как в России, так и зарубежом. На основании обзора будет осуществлено развитие и дополнение представлений. Результат будет представлять собой научную значимость и соответствовать мировому уровню. Применение полученного результата возможно в научно-образовательных целях и в деятельности региональных органов власти. 2) Будет сформирован реестр-перечень региональных органов власти, в полномочия которых входит сфера науки и инноваций в разрезе субъектов Российской Федерации с описанием их полномочий, а также с указанием наличия специализированного стратегического документа в сфере науки и инноваций в каждом регионе с отражением его особенностей. Результат будет представлять научную значимость, соответствующую мировому уровню развития исследуемой сферы. Применение полученного результата возможно в деятельности органов власти субъектов РФ и Минобрнауки, а также в образовательных целях. 3) Будут определены нормативно-правовые основы для формирования региональной научно-технической и инновационной политики. Результат будет представлять научную значимость, соответствующую мировому уровню развития исследуемой сферы. Применение полученного результата возможно в деятельности органов власти субъектов РФ. 4) Будут определены и зафиксированы конкретные механизмы взаимодействия между стейкхолдерами региональной научно-технической и инновационной политики. Результат будет представлять научную значимость, соответствующую мировому уровню развития исследуемой сферы. Применение полученного результата возможно в деятельности органов власти субъектов РФ. 5) Заключительным результатом исследования будет создание модели региональной научно-технической и инновационной политики (основные компоненты, ограничения, механизмы взаимодействия и развертывания, ресурсы, цели, задачи и результаты), учитывающей задачу по гармонизации приоритетов и инструментов поддержки науки и инноваций на федеральном и региональном уровнях. Результат будет представлять научную значимость, соответствующую мировому уровню развития исследуемой сферы. Применение полученного результата возможно в деятельности органов власти субъектов РФ, а также в образовательных целях.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе выполнения первого года реализации проекта первым этапом работ были обработаны более 300 российских и зарубежных научных публикаций по проблемам региональной научно-технологической и инновационной политики, стратегическому планированию в сфере науки, технологий и инноваций, также по вопросам развития научно-технологической и инновационной сфере. В результате выбраны основные публикации и проведен обзор современных научных теоретических и методологических представлений о целях, задачах, функциях и эффектах от региональной научно-технической и инновационной политики как в России, так и зарубежом при помощи метода деконструкции, аксиоматического метода, дискриптивного метода. На основе проведенного обзора были сформированы следующие тезисы: реализация научно-технологической и инновационной политики должна основываться на производственном профиле, географическом расположении, бюджетных возможностях и качестве жизни населения субъекта РФ; необходима корреляция региональной научно-технологической и инновационной политики с социально-экономическим положением территории и ее задачами; федеральный центр должен максимально использовать возможности регионов для научно-технологического развития; необходимо уменьшение бюрократической и отчетной нагрузки на исследователей с переходом к первоочередности разработки, а не отчетности; межрегиональная и международная кооперация путь к ускоренному научно-технологическому и инновационному развитию территорий; концепция «умной специализации» и модель «открытых инноваций» путь к быстрому развитию; научно-технологическая и инновационная политика должна преследовать цели долгосрочного развития; при реализации научно-технологической и инновационной политики должна учитываться и «зеленая» повестка; Второй этап работы заключался в определении разнотипных и однотипных регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития, географическое положение, исторические особенности с детализацией данных параметров, чтобы при помощи методов кабинетного, концептуального, системного и математико-статистического анализа данных рассмотреть региональные политики, стратегии, концепции, программы, отчеты и иные документы относящиеся к сфере науки и инноваций с целью выявления общностей и закономерностей и определения стейкхолдеров региональной научно-технологической и инновационной политики. В результате была разработана система критериев, состоящая из 41 показателя распределенных на 3 блока. Первый блок - социально-экономический, научно-технологический и инновационный, второй блок – пространственный, третий блок – административно исторический. На основе метода дискретных рядов был сформирован рейтинг по каждому блоку показателей, при этом анализ показателей первого блока проводился за период 2017-2021 гг. Рейтинг по каждому блоку дифференцировался на 4 квартиля в результате совпадения квартилей у регионов по каждому блоку образовывалась категория. На основе анализа 85 субъектов Российской Федерации были распределены на 30 категорий в которые вошли регионы одного типа по географическим, социально-экономическим и историческим факторам. С учетом проведенной категоризации регионов составлен реестр-перечень региональных органов власти в полномочия, которых входит сфера науки и инноваций в разрезе субъектов Российской Федерации, с описанием их полномочий, а также с указанием наличия специализированного стратегического документа в сфере науки и инноваций в каждом регионе. На основе анализа определено, что наиболее сбалансированной системой реализации региональной научно-технологической и инновационной политики в субъектах РФ гармонизированной с федеральными нормативными актами в сфере науки, технологий и инноваций является система Тульской области. В результате составлена карта сетевого взаимодействия стейкхолдеров региональной научно-технологической и инновационной политики, модель структуры государственных органов исполнительной власти субъекта РФ в научно-технологической и инновационной сфере и система нормативно-правового обеспечения субъекта РФ в научно-технологической и инновационной сфере.

 

Публикации

1. Бывшев В. И., Писарев И. В., Губенко Д. В. Оценка развития сферы интеллектуальной собственности в регионах Российской Федерации и формирование методологических подходов Управление наукой и наукометрия, 2023. Vol. 18, No. 1 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-1.30-62

2. Бывшев В.И., Пантелеева И.А., Писарев И.В., Усков Д.И. ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ИНСТИТУТАМИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ARS ADMINISTRANDI. ИСКУССТВО УПРАВЛЕНИЯ, Том:14 Номер: 3 Год: 2022 Страницы: 454-481 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-3-454-481

3. Бывшев В.И., Парфентьева К.В., Пантелеева И.А., Усков Д.И., Демин В.Г. Methodology for assessing the effectiveness of regional infrastructure facilities to support scientific, technical and innovation activities in the context of the synergy effect: analysis, formation and study Journal of Innovation and Entrepreneurship, том 11, номер 1, стр 1-17. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.1186/s13731-022-00257-w

4. Бывшев В.И., Писарев И.В., Гришина Д.А. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА, Т. 20, № 3. (год публикации - 2022) https://doi.org/10.24147/1812-3988.2022.20(3).16-33

5. Бывшев В.И., Писарев И.В. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ И «ДЕСЯТИЛЕТИЯ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (ЭКОПРОМ-2022) сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции с зарубежным участием. Санкт-Петербург, 2022, 451-455 (год публикации - 2022) https://doi.org/10.18720/IEP/2021.4/137


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
На третьем этапе реализации проекта на основе разработанной в рамках первого года реализации проекта модели региональной системы нормативно-правового обеспечения научно-технологической и инновационной сферы, карты сетевого взаимодействия стейкхолдеров, модели структуры исполнительных органов государственной власти субъекта РФ в научно-технологической и инновационной сферах был сформирован базовый перечень нормативно-правого обеспечения региональной научно-технологической и инновационной политики. Формирование перечня происходило при помощи системного и процессного подхода, методов анализа и идеализации. В качестве основы для формирования базового перечня был использован опыт передовых регионов в области научно-технологического и инновационного развития в соответствии с Национальным рейтингом научно-технологического развития субъектов Российской Федерации, выбор рейтинга обусловлен наличием в его методологической составляющей отдельного блока, связанного с региональными органами власти и нормативно-правовой обеспеченностью региональной научно-технологической и инновационной сферы. Верификация сформированного перечня проведена на основе анкетирования экспертов. Представленный перечень фиксирует минимальный-основной набор нормативного и правого обеспечения субъекта Российской Федерации для реализации региональной научно-технологической политики, которая способна дополнять реализуемую на федеральном уровне научно-технологическую и инновационную политику и обеспечивать конкурентоспособность региона в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. Нормативно-правовое обеспечение любой сферы имеет важную роль для ее развития, оно формирует благоприятную институциональную среду и формализует реализацию профильной политики. Представленный перечень может способствовать формированию благоприятной институциональной среды и формализации реализации научно-технологической и инновационной политики закрепляя необходимость стратегического планирования в научно-технологической и инновационной сфере региона и созданию полноценной экосистемы инноваций. В ходе реализации проекта определены и зафиксированы конкретные механизмы взаимодействия между стейкхолдерами региональной научно-технической и инновационной политики. Регулирующими механизмами выступают федеральное и региональное законодательство, а ресурсными механизмами – федеральный бюджет, региональный бюджет, средства федеральных и региональных предприятий, средства граждан, бюджеты иных регионов, средства иностранных компаний. Механизм взаимодействия стейкхолдеров имеет сетевую структуру, где каждый стейкхолдер может взаимодействовать с другим не зависимо от уровня расположения, что позволяет выстраивать эффективную модель коммуникации, включающую эффект синергии. Разработана модель региональной научно-технологической и инновационной политики. Модель учитывает особенности реализации региональной научно-технологической и инновационной политики в субъектах Российской Федерации, каналы связи между региональными и федеральными властями, а также институтами инновационного развития. Преимуществом модели является ее гибкость и адаптивность. Она отражает важность поправок при реализации региональной научно-технологической и инновационной политики в субъекте Российской Федерации на исторические, социально-экономические и географические факторы влияния на развитие региона. В центре модели лежит научно-технологический и инновационный процесс в субъекте РФ, отраженный на основе модели Клайна-Розенберга. Процесс включает в себя переход от фундаментальных исследований к внедрению их результатов в реальный сектор экономики. При этом модель процесса имеет обратную связь на каждом этапе, что позволяет использовать ее не только целиком от фундаментального исследования до внедрения, но и поэтапно. Процесс разделяет свои этапы по уровням готовности технологии в соответствии с ГОСТ 58048 —2017 «Трансфер технологий». Вокруг процесса представлены четыре категории стейкхолдеров региональной научно-технологической и инновационной политики в соответствии с четырехзвенной спиралью инноваций, модель также выделяет в отдельную категорию «Образование», что основывается на «треугольнике Лаврентьева». Ключевую роль в модели играют университеты региона, как точка сбора кадрового, компетентностного и знаниевого потенциала субъекта Российской Федерации, одновременно относясь к стейкхолдерам категорий «Наука» и «Образование». Модель отражает основную цель региональной научно-технологической политики – консолидации усилий реализации федеральной научно-технологической и инновационной политики на территориях, учитывая их специфику и особенности, дополняя и усиливая их. При этом результатами реализации научно-технологической и инновационной политики должны стать измеримые показатели развития данной сферы в регионе, а эффектами измеримые показатели социально-экономического развития региона, представленные в модели.

 

Публикации

1. Бывшев В.И. ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЖУРНАЛ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, Т. 17, № 1. – С. 117-136. (год публикации - 2024)

2. Бывшев В.И., Пантелеева И.А., Писарев И.В. Развитие методических подходов к анализу дифференциации субъектов Российской Федерации для реализации региональной научно-технологической и инновационной политики Экономика региона, - (год публикации - 2024)

3. Бывшев В.И., Писарев И. В., Дрянных Е. Е. ОБ ИНСТИТУТАХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ Вестник Омского университета. Серия: Экономика, - (год публикации - 2024)

4. Бывшев В.И., Писарев И.В РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES, - (год публикации - 2024)

5. Бывшев В.И., Писарев И.В., Андрианова Д.С. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА Вестник Челябинского государственного университета, 2023. No 8 (478). С. 23–35 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.47475/1994-2796-2023-478-8-23-35

6. Бывшев В.И., Писарев И.В., Губенко Д.В. АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРАХ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ И НАУКОМЕТРИЯ, Том: 18Номер: 3 Год: 2023 Страницы: 379-398 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-3.379-398

7. Бывшев В.И., Писарев И. В., Пантелеева И.А. СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА, - (год публикации - 2024)

8. Бывшев В.И. НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: ТРЕНД НА РЕГИОНАЛИЗАЦИЮ И ЦИФРОВИЗАЦИЮ Сборник трудов Международной научно-практической конференции ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА И ИНДУСТРИЯ 5.0 (ЭКОПРОМ), стр. 465-468 (год публикации - 2023)

9. Бывшев В.И., Писарев И.В. О РЕГИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Сборник докладов Всероссийской конференции с международным участием, посвященной памяти академика А.Г. Гранберга «Пространственный анализ социально-экономических систем: история и современность», стр. 216-219 (год публикации - 2023)


Возможность практического использования результатов
Результаты реализации проекта могут иметь практическое использование в государственных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в научно-технологической и инновационной сфере при формировании или обновлении нормативно-правового обеспечения научно-технологической и инновационной политики в регионе, а также формировании стратегий или концепций научно-технологического развития субъекта Российской Федерации. Также отдельные результаты исследования могут быть использованы региональными институтами инновационного развития для корректировки своей стратегической и оперативной деятельности.