КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-78-00198

НазваниеВоенная политика современной Франции: основные направления, тенденции, вызовы для России

РуководительЧихачев Алексей Юрьевич, Кандидат политических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2024 

Конкурс№70 - Конкурс 2022 года «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-257 - Международная безопасность (военно-политические и социально-политические аспекты)

Ключевые словаФранция, ЕС, НАТО, Эммануэль Макрон, военная политика, ядерное сдерживание, зарубежные операции, операция "Бархан", военно-промышленный комплекс, экспорт вооружений, кибербезопасность, космос, Индо-Пацифика, Африка, Ближний Восток

Код ГРНТИ78.17.54


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Настоящий проект направлен на комплексное изучение военной политики современной Франции. Предполагается систематизировать наиболее значимые события и процессы, наблюдающиеся в данной сфере на протяжении последних лет (в течение президентства Э. Макрона), обозначить военно-политические ресурсы влияния и формы присутствия, имеющиеся у Парижа на различных региональных и функциональных направлениях. Автор рассчитывает проанализировать современное состояние военно-промышленного комплекса Пятой Республики, выявить особенности системы принятия решений, определить приоритетных партнеров Парижа в рамках ЕС/НАТО и за их пределами. Отдельный акцент планируется сделать на реальных и потенциальных вызовах, которые военная политика Франции способна создать для российского общества, экономики и государства, учитывая ее статус ядерной державы, наличие потенциала проекции силы и активное развитие собственных кибервозможностей. Следует заметить, что для отечественной науки подобное исследование выглядит весьма своевременным в силу нескольких обстоятельств. С одной стороны, тому способствует международно-политический контекст. В условиях резко осложнившихся отношений России и Запада вследствие ситуации на Украине сохраняется потребность в научных и экспертных материалах по европейским странам, способных в дальнейшем подкрепить российский внешнеполитический курс на данном векторе. Повышенную актуальность приобретает вопрос о том, насколько серьезными инструментами воздействия на Россию ныне обладают западные государства, притом не только в экономике, но и в военно-политической сфере. В этом смысле военная политика Парижа представляет особенный интерес, поскольку он остается одним из немногих европейских игроков с многосторонне развитой оборонной промышленностью, сетью военной инфраструктуры в различных регионах мира и значительным опытом ведения боевых действий. Анализ оборонно-технических возможностей Пятой Республики позволит взвешенно оценить ее готовность к участию в конфликтах различной степени интенсивности (в том числе в Европе) и определению тех сил и средств, которые она может задействовать при том или ином сценарии. С другой стороны, в российской франковедческой науке тематика военной политики Франции редко становится предметом отдельного изучения. Исследовательский интерес в целом к Пятой Республике стабильно высок: авторы из различных институтов РАН, столичных и региональных университетов, научных организаций подробно анализируют внутреннюю и внешнюю политику этой страны во многих проявлениях. Накоплен существенный массив статей, докладов и монографий о политических партиях Франции, проблемах и перспективах социально-экономических реформ (в т.ч. при президенте Э. Макроне), дипломатических инициативах Парижа в Европе и Африке, актуальных проблемах российско-французских отношений. Однако собственно военная тематика, как правило, имеет второстепенный характер и представлена либо в контексте более широких внешнеполитических сюжетов (в качестве дополнительной иллюстрации), либо на отдельных примерах (военное присутствие Франции в Сахеле, оборонные инициативы Парижа в ЕС и т.п.). Соответственно, можно говорить о наличии свободной ниши для комплексного, многоаспектного исследования военной политики Пятой Республики, в рамках которого та рассматривалась бы как самодостаточный предмет для анализа. О целесообразности и научной новизне подобного подхода говорит и тот факт, что в такое исследование было бы уместно включить некоторые сюжеты, еще слабо изученные в российской научной литературе, – как, например, роль вооруженных сил Франции в обеспечении энергоперехода или значение заморских департаментов для французской военно-политической стратегии. Основным итогом реализации проекта станет формирование целостной аналитической картины военной политики современной Франции: принципов и механизмов ее работы, приоритетных направлений, имеющихся ресурсов, практических проявлений. Достижимость этого итога диктуется научным заделом руководителя проекта, уже неоднократно касавшегося общей тематики проекта в своих предыдущих трудах. Результаты выполнения проекта будут изложены в соответствующей монографии, серии статей для научных журналов, индексируемых в Scopus и Web of Science, докладах на всероссийских и международных конференциях, экспертных комментариях для «мозговых центров».

Ожидаемые результаты
Предполагается, что реализация проекта приведет к следующим научным результатам: 1) определение теоретических и доктринальных основ военной политики современной Франции; 2) выявление базовых оценок действующего французского руководства относительно текущей международной обстановки, роли Пятой Республики в мире и значимости военно-политических инструментов влияния; 3) уточнение особенностей системы принятия решений в данной сфере, полномочий отдельных ведомств и институтов, пределов влияния невоенных акторов (экспертного сообщества, гражданского общества); 4) установление ключевых положений французской доктрины в отдельных областях военной политики - ядерном сдерживании, применении вооруженных сил за рубежом, кибербезопасности, развитии космических возможностей; 5) характеристика актуального состояния оборонно-промышленного комплекса Франции с учетом особенностей промышленной политики президента Э. Макрона в целом, последствий пандемии коронавируса; 6) выявление преимуществ и недостатков технического оснащения французских вооруженных сил исходя из Закона о военном планировании на 2019-2025 гг. и темпов его реализации; 7) обозначение особенностей и проблем военного присутствия Парижа в различных регионах мира (в формате как постоянных военных баз, так и зарубежных операций и миссий); 8) установление круга приоритетных партнеров Пятой Республики в военной и военно-технической сферах (с примерами совместных учений, кооперации по разработке новых видов техники, экспорта французских вооружений). Подобные результаты будут обладать собственно научной значимостью, поскольку станут существенным вкладом в развитие отечественного франковедения, восполнив определенную нехватку отдельного комплексного исследования военной политики современной Франции. Будут введены в оборот новые источники и факты, а также использованы последние наработки авторов из ведущих зарубежных аналитических центров, занимающихся этой же тематикой (IFRI, IRIS, FRS и др.). Вместе с тем, исследование может иметь и практическую отдачу при его использовании российскими ведомствами и органами власти в качестве экспертно-аналитической базы для проведения внешнеполитической линии в отношении Франции. С этой целью в монографии, предусмотренной к публикации в рамках проекта, будут сформулированы рекомендации для внешней политики России с учетом вызовов и возможностей, создаваемых военной политикой Франции на нынешнем этапе.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
По мере выполнения первого этапа реализации проект продемонстрировал следующие результаты: 1) Определены масштабы основных сдвигов, развернувшихся в оборонной политике Франции после февраля 2022 г. и названных президентом Э. Макроном «коперниканской революцией» (или же переходом к «военной экономике»). Выявлено, что, несмотря на громкие заявления французского руководства на этот счет, каких-либо принципиальных изменений пока не происходит. С подачи действующей власти запущен процесс принятия нового закона о военном планировании, по которому на военные нужды до 2030 г. будет выделено суммарно 413 млрд евро, что более чем на треть превышает сумму на предыдущий период (295 млрд). Однако значительная часть этой суммы будет выделена уже после ухода Э. Макрона от власти. В отличие от ряда своих соседей, Франция не планирует резко наращивать производство каких-либо конкретных образцов техники, планомерно продолжая все уже известные проекты без резких скачков. Отсюда рост расходов оказывается продиктован не ситуативной реакцией на украинский конфликт, а наступлением периода плановой модернизации стратегических ядерных сил и инфляцией. 2) Выявлено, что при сохранении в целом прежней структуры, французский военно-промышленный комплекс продолжает точечно адаптироваться под новые международные реалии. Главной темой в отношениях государства и ВПК стало ускорение производств – прежде всего, по тем категориям техники и боеприпасов, в которых Париж сам испытывает наибольший недостаток или которые в дальнейшем считает необходимым передать Украине. В рамках своей политики по реиндустриализации Франции действующие власти стимулируют военных промышленников возвращать утерянные производственные цепочки, налаживать процесс выпуска техники в территориальных границах самой Пятой республики или, как максимум, Европейского союза. 3) Сформулировано более точное понимание внешнеполитических ориентиров Франции в современном мире. Подчеркнуто, что, хотя Париж нередко преподносит себя в качестве убежденного сторонника стратегической автономии ЕС, он никоим образом не собирается ставить под сомнение приоритет НАТО в военно-политических вопросах. Более того, в наиболее свежих стратегических документах французская сторона заявляет о своем желании быть «образцовым союзником» по Альянсу, что уже не соответствует ее некогда более независимой позиции. Как в ценностном, так и в военно-стратегическом плане Франция считает себя частью «коллективного Запада», в связи с чем, хоть и с периодическими оговорками, в целом разделяет критический настрой большинства своих союзников по отношению к Китаю и России. Таким образом, военные возможности Парижа имеют значение не только и не столько сами по себе, сколько как часть совокупного боевого потенциала Запада. 4) Предыдущий тезис продемонстрирован на примере балтийского вектора во внешней политике Пятой республики. Исторически данное направление никогда не входило в число ее приоритетов, однако, следуя коллективной дисциплине НАТО, на современном этапе Париж начинает все больше вовлекаться в дела Балтийского региона. Главным показателем этого процесса служит растущее здесь в последние годы (и особенно в 2022-2023 гг.) присутствие французских войск, представленных не только сухопутным контингентом, но и воздушным (патрулирование приграничных зон) и морским (участие в учениях) компонентами. Значимым сдвигом стало переформулирование концепции «Большой Европы», которую ранее Париж рассчитывал выстраивать вместе с Россией, но теперь продвигает в варианте «Европейского политического сообщества», имеющего подчеркнутый прозападный характер. 5) Сделан вывод о том, что в свете возвращения на повестку дня конфликтов «высокой интенсивности» Франция начинает менять привычный для себя подход к проведению зарубежных операций. Если ранее страна достаточно часто напрямую вмешивалась в конфликты в Африке и на Ближнем Востоке, то теперь делается расчет на использование стратегии «аутсорсинга», когда за Парижем оставалась бы роль «рамочной нации», старшего партнера, а большую часть реальных усилий по ведению боевых действий брали бы на себя его местные союзники. Во многом эта перемена проистекает из опасений, что при столкновении один на один со сколь-либо крупной державой французские войска почти сразу же столкнутся с нехваткой боеприпасов. Сказался и негативный опыт сахельской операции «Бархан», ставшей поводом для упреков за продолжение прежних неоколониальных практик «Франсафрик», когда Франция действовала в Западной Африке в качестве единоличного «жандарма». При этом следует подчеркнуть нежелание Пятой республики полностью уходить из приоритетных для себя регионов. 6) Дополнительно изучены: взгляды некоторых французских военных теоретиков XX в. и современных экспертов в данной области; основные реформы оборонной отрасли, имевшие место во Франции после Второй Мировой войны; современная система принятия решений и влияние отдельных ведомств и др. За обозначенный период руководитель проекта А.Ю. Чихачев опубликовал две статьи в научных журналах, индексируемых в базах Scopus/WoS (в соответствии с плановым показателем), а также выступил с приглашенным докладом на 10 конференциях различных уровней. В их числе следует выделить Первый Санкт-Петербургский конгресс исследователей международных отношений (СПбГУ, 10-12.11.2022), в рамках которого автор выступил одним из инициаторов проведения и модераторов секции «Внешняя политика Франции в меняющемся мире». Результаты проекта также частично презентовались на XXIV Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, а также на Конференции Совета молодых ученых ИЕ РАН «Европа и регионы мира: перспективы глобального развития» (апрель 2023 г.). Как и было намечено в плане на первый год, автор продолжал экспертно-аналитическую деятельность, имея возможность комментировать отдельные аспекты военной политики Франции, в частности, для Российского Совета по международным делам (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/posle-sakhelya-zakat-frantsuzskogo-interventsionizma/).

 

Публикации

1. Чихачев А.Ю. France's Strategy in the Baltic Region: Military and Political Aspects Baltic Region, Vol. 15, No. 1, p. 4-17. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.5922/2079-8555-2023-1-1

2. Чихачев А.Ю. Военная политика Франции: "Коперниканская революция" или сохранение преемственности? Современная Европа, № 2, с.87-99 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31857/S0201708323020079