КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 19-78-10143

НазваниеКатегории религиозного лидерства в эпоху модерна: оппозиция "личное vs. институциональное" и ее историко-культурные основания (российский контекст)

РуководительВоронцов Сергей Александрович, Кандидат философских наук

Организация финансирования, регион Образовательное частное учреждение высшего образования «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет», г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2024 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по мероприятию «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными (41).

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-208 - Философия, теория культуры. Философская антропология

Ключевые словаРелигиозное лидерство, харизма, должность, институт, Русская Православная Церковь, Новое время, власть, авторитет

Код ГРНТИ21.41.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Религиозные лидеры оказывают влияние на характер религиозности своих прихожан и способны привносить в нее как конструктивные, так и деструктивные элементы, что ярко продемонстрировала, в частности, ситуация пандемии Covid-19. Исследование феномена религиозного лидерства требует анализа основных категорий, в которых оно воспринимается в современной культуре. Проект 2019 был направлен на выявление историко-культурных оснований оппозиции институционального — личного в эпистемологии религиозного лидерства. Одним из ключевых результатов проекта стал вывод о том, что данная оппозиция может наполняться различным значением в зависимости от более общей логики, в которой рассматривается религиозное лидерство. При этом, в культуре Нового времени таких логик возникает несколько. Таким образом, проблему влияния религиозных лидеров в обществе позднего Модерна можно рассматривать с точки зрения ситуации множественности логик религиозного лидерства. Проект 2022 рассматривает проблему значения категорий личного и институционального в контексте множественности структур представлений о религиозном лидерстве, возникающих и бытующих в Новое и Новейшее время. Это требует разработки новых подходов, объединяющих наработки в русле социальной эпистемологии и теорию множественного Модерна для анализа религиозного лидерства. Проект предполагает исследование трансформаций собственно области религиозного и «подвластного» религиозным лидерам; ситуаций, когда определенная сфера оказывается под влиянием и религиозных, и нерелигиозных лидеров; проблемы сосуществования различных логик религиозного лидерства — в связи с оппозицией личного — институционального. Проект фокусируется на российском культурном контексте, включенном в глобальные процессы эпохи Модерна, но в то же время обладающего своей спецификой. Поскольку рефлексия о религиозном лидерстве происходит скорее всплесками, последствия которых продолжают существовать долгое время, проект сосредотачивается на последнем наиболее ярком таком всплеске, который пришелся на вторую половину XIX — начало XX вв.: эпоху, во многом определившую современную культурную ситуацию. В то же время исследования проекта не ограничиваются этим периодом и российским материалом.

Ожидаемые результаты
В результате исследований проекта предполагается выявить многообразие значений оппозиции «личного — институционального», границ должного и недолжного, допустимого и недопустимого в рамках различных логик религиозного лидерства, возникающих в Новое и Новейшее время; определить модусы сосуществования различных логик и динамику их изменения; выявить динамику изменений границ религиозного лидерства и оснований конкуренции религиозного и нерелигиозного лидерства (например, в областях психологии / душепопечения); выявить специфику этих процессов в российском контексте. Научная значимость результатов проекта определяется, прежде всего, выработкой определенной исследовательской оптики, которая объединит объяснительные модели многообразия Модерна (в частности, теория Айзентштадта) и социально-эпистемологические наработки (например, «стили мышления» Л. Флека, их дальнейшую разработку М. Дуглас) для исследования многообразия форм религиозного лидерства в Новое и Новейшее время и динамики этого многообразия. В свою очередь, это позволяет предложить новые подходы к исследованию сферы религии как таковой: предполагающие не институциональный (религиозные организации, культ) или субъективный (мистика, религиозный опыт) основания, а отношения между одним и другим (проблема сферы влияния религиозных лидеров и ее структуры). Кроме того, результатом проекта должно стать и определенное переосмысление оппозиции «традиция — модерн» в сфере религии. Разработки проекта, как представляется, будут иметь значение не только для выявления специфики российского контекста, но и для исследований религии на мировом уровне. Общественная значимость результатов определяется остротой ситуации, связанной именно с религиозными лидерами (можно вспомнить хотя бы недавний случай Сергия (Романова)). Представляется, что результаты исследований позволят сделать выше уровень общественных дискуссий о религиозных лидерах. Методы и гипотезы, выработанные проектом, могут быть использованы в рамках религиоведческой экспертизы и, далее, для принятия решений в области религиозной политики.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В ходе осуществления первого года проекта в ряде исследований была выявлена связь рефлексии о структуре и характере власти в Церкви, с одной стороны, с более общими тенденциями Нового времени, с другой стороны, с осмыслением других — нерелигиозных сфер. Так, осмысление Феофаном (Говоровым) понятия «духовная жизнь» оказывается в русле процесса индивидуализации, что предполагает особую роль личного выбора верующего и ослабление властного тона духовного руководства (см.: Лютько Е. И., Ячменик В. А. Ситуация религиозного обращения и пастырская власть в "Пути ко спасению" святителя Феофана Затворника // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2023 [в печати]). Анализ некоторых экклезиологических рассуждений русских теологов XX в. (Дамаскина (Цедрика) и Антония (Блума)) обнаруживает в них общие тенденции с постметафизической «слабой» теологией, в которые вписывается и отступление от систематических построений и жестких определений, и обращение к горизонтальным связям и общинам от иерархической структуры и церковной организации (см.: Кольцов А. В. Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка // Вопросы философии. 2023 [в печати]). О. Древерман, католический теолог конца XX в., переосмысляя идеал христианского религиозного лидера, ориентируется на фигуру шамана в понимании М. Элиаде, опирающуюся на религиозный опыт, а не на систематическое учение. В качестве антимодели Древерманн избирает бюрократа (см.: Рещикова Е. Ю. Образ священника в мысли О. Древермана: от чиновника к шаману // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2023 [в печати]). То же дистанцирование от административной и политической сферы в конце XIX — начале XX в. демонстрирует и использование метафоры «смерти Церкви» в русской религиозной мысли (см.: Ячменик В. А. Метафора смерти Церкви в России начала XX века // Филаретовский альманах. 2022. № 18. С. 221–233) и обращение к образу «покаяльной семьи» в противоположность «системному» приходу (см.: Ячменик В. А. «Древнерусский духовник» в эпоху Модерна: концепт «покаяльная семья» и его религиозно-философские основания в понимании С. И. Смирнова // Диалог со временем. 2023. Вып. 82. С. 94–105). Вместе с тем, и интеллигенция, отстраивая свою идентичность и осмысление собственной ведущей роли в идейной и социальной сфере от некоторых религиозных образов (христианских праведников), подчеркивало свое преемство именно в социальном, а не в духовном (см. Гайда Ф. А. Интеллигенция и Церковь: вопрос о соотношении идейного и духовного в лидерстве (конец XIX — начало XX вв.) // Соловьевские исследования. 2023. Вып. 78 [в печати]). Любопытные результаты показала контекстуализация понятия «младостарчество» на фоне религиозной жизни 1990-х годов. С одной стороны, церковная литература того периода демонстрирует повышенный интерес к практикам «харизматического» монашеского духовного руководства и проецирование этих практик на приходских священников, с другой стороны, понятие «младостарчество» предстает инструментом подавления таких тенденций со стороны институционализированной церковной власти (см.: Черный А.И. Содержание и функция понятия "младостарчество" в церковном дискурсе конца 1980-х - начала 2000-х гг. // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии.2023 [в печати]). Кроме того, в исследованиях первого года выявлялся и характер преемственности новых логик религиозного лидерства по отношению к древним. Так, за антиклерикальной риторикой раннего Нового времени выявляется литературный топос «плохого священника», основные элементы которого были заложены в эпоху патристики, но в то же время меняются его функции (см.: Воронцов С.А. Порочные священники в текстах поздней античности и раннего Нового времени: единство топики и различие контекстов // Шаги / Steps. 2023 [в печати]). Общий исследовательский семинар первого года проекта был посвящен некоторым исследовательским моделям, позволяющим обозначить многообразие логик, сосуществующих в эпоху Модерна («множественные модерности» Айзенштадта, «режим рынка» Ф. Готье и др.). Основное внимание было сосредоточено на книге Ф. Готье «Religion, modernity, globalisation: nation-state to market» (2019) (протоколы семинаров доступны на странице: http://eirl.pstgu.ru/religious-leadership-section/oppoziciya-llichnoe-vs-institucionalnoe-proekt-2022n2024). Командой проекта был организован Круглый стол «Религиозное лидерство в множественных логиках Модерна», итоговая дискуссия состоялась 26 апреля 2023 года. В ходе дискуссии были обозначены перспективные направления исследований: а) влияние нововременных представлений о человеке и власти на идентичность религиозных лидеров, которая могла отстраиваться как от принятия этих представлений, так и от отвержения; б) влияние структур, практик и представлений о религиозном лидерстве на новые формы лидерства; в) соответственно, дробление и изменение структуры сферы влияния религиозных лидеров. (Тезисы докладов и материалы дискуссии см. на странице: http://eirl.pstgu.ru/religious-leadership-section/oppoziciya-llichnoe-vs-institucionalnoe-proekt-2022n2024).

 

Публикации

1. Антонов Н.К. The ἀρχὴ of the Priest in the “Apology for His Flight” (or. 2) of Gregory of Nazianzus Философия. Журнал Высшей школы экономики, Т. 6, No 4. С. 13–35. (год публикации - 2022)

2. Воронцов С.А. Порочные священники в текстах поздней античности и раннего Нового времени: единство топики и различие контекстов Шаги / Steps, - (год публикации - 2023)

3. Гайда Ф.А. Интеллигенция и Церковь: вопрос о соотношении идейного и духовного в лидерстве (конец XIX - начало XX вв.) Соловьевские исследования, - (год публикации - 2023)

4. Кольцов А.В. Постметафизическое мышление, экклезиология и вопрос уникальности богословского языка Вопросы философии, - (год публикации - 2023)

5. Лютько Е. И. Священник и пророк русского богословия Филаретовский альманах, Вып. 18. C. 7–23. (год публикации - 2022)

6. Лютько Е.И., Ячменик В.А. Ситуация религиозного обращения и пастырская власть в "Пути ко спасению" святителя Феофана Затворника Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии, - (год публикации - 2023)

7. Рещикова Е.Ю. Образ священника в мысли О. Древермана: от чиновника к шаману Вестник Екатеринбургской духовной семинарии, - (год публикации - 2023)

8. Чёрный А.И. Содержание и функция понятия "младостарчество" в церковном дискурсе конца 1980-х - начала 2000-х гг. Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии, - (год публикации - 2023)

9. Ячменик В. А. Метафора смерти Церкви в России начала XX века Филаретовский альманах, Вып. 18. С. 221–233. (год публикации - 2022)

10. Ячменик В.А. «Древнерусский духовник» в эпоху Модерна: концепт «покаяльная семья» и его религиозно-философские основания в понимании С. И. Смирнова Диалог со временем, Вып. 82. С. 94-105 (год публикации - 2023)