КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 22-79-10309

НазваниеРазработка и экспериментальное подтверждение метода многофазной топологической оптимизации для аддитивного производства закладных элементов в конструкциях аэрокосмического назначения из короткоармированных композиционных материалов

РуководительКуркин Евгений Игоревич, Кандидат технических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева", Самарская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 07.2022 - 06.2025 

Конкурс№71 - Конкурс 2022 года «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов, реализуемых ведущими учеными, в том числе молодыми учеными.

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-106 - Проблемы механики в проектировании новых материалов

Ключевые словакомпозиционный материал, короткие волокна, параметрическая оптимизация, топологическая оптимизация, аддитивные технологии, прочность, жесткость, испытание, литье под давлением

Код ГРНТИ61.61.29


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проект направлен на решение проблемы оптимального проектирования и производства закладных элементов в конструкциях из короткоармированных композиционных материалов. Снижение массы закладных элементов, входящих в большинство соединений деталей, приводит к росту весовой эффективности изделий, что определяет актуальность проводимого исследования. Аддитивные технологии производства позволяют наиболее полно реализовать потенциал топологической оптимизации. Проект предполагается провести в три этапа. Первый год реализации проекта посвящен определению основных размеров закладных элементов с помощью параметрической оптимизации и экспериментального определения величины шероховатости поверхности закладных элементов для обеспечения наилучшей адгезии к основному материалу детали. Второй год реализации проекта посвящен разработке и экспериментальной верификации метода многофазной топологической оптимизации металлических закладных элементов в окружении короткоармированного композита в изотропной постановке и определению наилучшего типа решетчатых структур на границе закладных элементов. Третий год реализации проекта посвящен разработке и экспериментальной верификации метода многофазной топологической оптимизации металлических закладных элементов в анизотропной постановке, учитывающей механические характеристики окружающего короткоармированного композита определяемые литьем под давлением. Традиционные подходы к проектированию и изготовлению закладных элементов предполагают использование типовых форм и далеки от совершенства с точки зрения массы и обеспечения качественной адгезии закладных элементов к основному материалу детали. Топологическая оптимизации в классической постановке подразумевает работу с одним материалом в области проектирования и не позволяет учесть жесткость материала, окружающего силовые элементы конструкции. Научная новизна исследований заключается в: - многофазном подходе к топологической оптимизации, учитывающей анизотропные механические характеристики окружающего короткоармированного композита; - многодисциплинарном решении задачи напряженно-деформированного состояния окружающего закладной элемент короткоармированного композита, учитывающее зависимость жесткости и прочности материала от гидродинамики литья под давлением; - способе использования решетчатых структур для обеспечения прочного соединения закладного элемента с основным материалом детали; - экспериментальном определении требуемой шероховатости закладных элементов и ее обеспечение с использованием аддитивных технологий производства.

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты: 1. Метод многофазной топологической оптимизации в анизотропной постановке, учитывающей механические характеристики окружающего короткоармированного композита, определяемые литьем под давлением, позволяющий снизить массу воспринимающих сосредоточенные нагрузки конструкций из короткоармированных композиционных материалов и повысить весовую эффективность изделий аэрокосмического назначения. 2. Программное обеспечение для многофазной топологической оптимизации в анизотропной постановке. Программное обеспечение позволит автоматизированно решать задачу проектирования закладных элементов в конструкциях из короткоармированных композиционных материалов и сократить срок вывода изделий из термпопластичных композитов на рынок, что определяет возможность практического использования предполагаемых результатов проекта в экономике и социальной сфере. 3. Технология аддитивного производства закладных элементов полученных в результате топологической оптимизации с требуемой шероховатостью и решётчатыми структурами. Разработка технологического процесса 3D-печати металлом на основе селективного лазерного сплавления позволит изготавливать закладные элементы сложной формы с решётчатыми структурами на границе "металл-композит" с заданной шероховатостью поверхностью для обеспечения хорошей адгезии. 4. Данные экспериментов по литью, механическим испытаниям и оценке микроструктуры образцов и конструкций аэрокосмического назначения, используемые для верификации разрабатываемых в ходе проекта моделей и вычислительных методов, так и полезные для создания и верификации моделей других авторов. Использование современного оборудования обеспечивает соответствие предполагаемых результатов мировому уровню исследований, а разработка новых методов оптимизации позволит создать программный продукт с уникальными возможностями, превосходящий существующие решения.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2022 году
В первый год выполнения проекта проведена параметрическая параметрическая оптимизация соединения типа «ухо-вилка» - включающего проушину из короткоармированного композиционного материала, и закладной элемент - втулку, изготовленную по технологии селективного лазерного сплавления. На основе проведенной параметрической оптимизации размеров проушины определены наилучшие размеры закладного элемента, минимизирующего вес изделия, и обеспечивающего требуемую прочность конструкции при различных вариантах шероховатости поверхности. Построены плоские и твердотельные геометрические и конечно-элементные модели узла. В качестве проектных переменных выступают ширина перемычки проушины и толщина втулки. Двухмерная параметрическая модель построена в системе ANSYS Mechanical средствами языка APDL и используется для проведения проектировочных расчетов, трёхмерная параметрическая модель построена в ANSYS DesignModeler, используемая для поверочных расчетов с учетом анизотропии короткоармированного композиционного материала тела проушины. Для учёта пластичности материалов изделия и втулки использованы билинейные модели упрочнения материалов проушины (полиамид-6, армированный короткими угольными волокнами) и втулки (изготовленной из алюминиевого или титанового сплавов). Это позволило повысить точность описания поведения материалов вблизи областей концентрации напряжений. В качестве основной модели контактного взаимодействия использована модель когезионных элементов CZM (cohesive zone model), рассмотренная в двух постановках – в парах параметров предельных напряжений и удельных энергий деформации и в парах предельных напряжений и перемещений при раскрытии контакта. В дополнение к модели CZM для проверки корректности её работы в крайних случаях адгезии использованы модели обеспечения неразрывного контакта Bonded и модели односторонних контактов с трением и без трения Friction и Frictionless. Проведён обзор изученных ранее случаев адгезии между металлами и термопластами и определены границы исследуемых параметров модели когезионного взаимодействия. Проведены расчеты напряженно-деформированного состояния типа «ухо-вилка» с учетом нелинейного поведения материалов проушины и втулки и нелинейного поведения контактов между проушиной и втулкой, а также между втулкой и осью. Проведен анализ высвобождения энергии адгезионного взаимодействия между проушиной и втулкой вдоль поверхности контакта при различных типах нагрузок по первой (нормальной) и второй (касательной) модам разрушения при различном уровне прилагаемых усилий. Показано, что увеличение прочности контакта закладного элемента с телом детали приводит к уменьшению массы узлового соединения, причем наибольшее на минимизацию массы оказывает касательное напряжение, поскольку он имеет определяющее влияние в начальной стадии отделения втулки от детали. В случае когда максимальное касательное напряжение велико, начинает влиять максимальное напряжение по первой (нормальной) моде. Практическая значимость оценки наиболее значимого параметра модели адгезионного взаимодействия на несущую способности соединения заключается в возможности использования оребрения поверхности втулки для повышения весовой эффективности узлового содинения. На основе параметрической оптимизации, учитывающей различные типы контактного взаимодействия, определены размеры закладных элементов. Для параметрической оптимизации использованы метод последовательного квадратичного программирования с уточнением градиентным методом и метод дифференциальной эволюции. Для сглаживания функции ограничений по напряжениям использована p-норма. Проведено экспериментальное исследование несущей способности конструкции аэрокосмического назначения с закладными элементами с различной величиной шероховатости их поверхности. Экспериментальное исследование проведено на примере проушин двух типоразмеров. В качестве материала проушины выбран полиамид-6, армированный 30% коротких угольных волокон – конструкционный материал, с высокой весовой эффективностью и технологической возможностью литья на термопласт автоматах при температурах от 220 до 270 °С. В качестве материла закладных элементов выбран титан ВТ6, широко используемый для печати методом селективного лазерного сплавления и способный воспринимать большие контактные напряжения. Для подготовки закладных элементов к 3d печати в CAE-системе Simufact Additive проведено конечно-элементное моделирование процесса селективного лазерного сплавления. Согласно расчёту деформации от действия термических напряжений составляют 0.03-0.06 мм, что говорит о правильности выбранных технологических режимов. Изготовление титановых закладных элементов пресс-формы производилось на аддитивной установке 3DLAM Mid. Управление технологическими параметрами выполнено с использованием программного обеспечения 3DLAM Slicer. Методом селективного лазерного сплавления изготовлены более 50 закладных втулок и более 40 плоских обрацзов трех шерховатостей, обеспеченных исходным процессом селективного лазерного сплавления трех видов шероховатостей, обеспеченных процессом печати, пескоструйной обработкой и виброгалтовкой. Проведенное измерения шероховатости поверхности образцов каждого типа показало, что применяемая технология печати дает поверхность с шероховатостью Ra = 10 мкм, пескоструйная обработка снижает шероховатость до 8.8 мкм, а галтовка обеспечивает поверхность с шероховатостью 2.7 мкм. Изготовлена оснастка и изготовлены литьем под давлением 35 проливок, каждая из которых содержала проушины двух типоразмеров и образцы-свидетели. Несущая способность проушин с различными закладными элементами оценена путем их испытаний на растяжение на сервогидравлической машине Shimadzu EHF-E. Испытано 60 проушин двух типоразмеров и пятью видов втулок, поверхность которых получена галтовкой, пескоструйной обработкой, селективным лазерным сплавлением, втулки с оребрением и проушина без втулки. Высота гребня оребрения проушины составляет 0.2 мм. Экспериментально подтверждено, что увеличение шероховатости закладного элемента приводит к росту несущей способности проушин. Так, по сравнению с поверхностью, полученной виброгалтовкой, исходная поверхность SLS печати дает несущую способность узла на 11% выше для типоразмера S и на 3% для типоразмера М. Показано, что проушина типоразмера S, спроектированная с учетом адгезионного соединения имеет весовую эффективность на 11.7% выше чем проушина типоразмера М. Сравнение несущей способности прошин с втулкой и референтных проушин без втулки с тем же внутренним и внешними диаметрами показывает, что наличие втулки со слабой адгезией может приводить к снижению несущей способности узла по сравнению с узлом без закладного элемента за счет сокращения площади поперченого сечения пластика. Предположение о важности увеличения максимальных касательных напряжений в контакте подверждено тем, что проушины со втулкой с оребрением обладают несущей способностью на 11% для типоразмера S и на % для типоразмера M по сравнению с проушинами со втулкой той же шероховатости, определяемой SLS процессом печати. По сравнению с проушинами без втулок использование втулок с оребрением дает увеличение несущей способности на 20% для типоразмера S и на 11% для типоразмера М. Показано, что применение пескоструйной обработки может на 45% снизить усилие пластика на сдвиг, а применение виброгалтовки может снизить сдвиговое усилие в контакте на 80%. Проведено уточнение математических моделей на основе результатов испытаний образов свидетелей и проведено сравнение прочности конструкций с закладными элементами из короткоармированных композиционных материалов полученных экспериментально и расчетным путем. Сравнение полей критерия прочности Цая Хилла с местами разрушения образцов показывает корректное предсказание мест инициации разрушений.

 

Публикации

1. Куркин Е.И., Кишов Е.А., Чертыковцева В.О. Influence of cohesive zone model parameters of polymer lugs with metal bushing on their geometrical and mass characteristics Aerospace Systems, - (год публикации - 2023)

2. Эспиноса Барсенас О.У., Куихада Плокуинто Х.Г., Куркина Е.В., Лукьянов О.Е. Surrogate Aerodynamic Wing Modeling Based on a Multilayer Perceptron Aerospace, 10(2), 149 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3390/aerospace10020149

3. Куихада-Плокуинто Х.Г., Куркин Е.И., Чертыковцева В.О. Прогнозирование геометрии инжекционных каналов для термопластичных жидкостей с использованием глубокого обучения на основе вариационного автоэнкодера 21-я Международная конференция «Авиация и космонавтика». 21-25 ноября 2022 года. Москва. Тезисы., С. 371 (год публикации - 2022)

4. Чертыковцева В.О., Куркин Е.И. Расчет и оценка влияния адгезионного слоя на несущую способность конструкций с закладными элементами 21-я Международная конференция «Авиация и космонавтика». 21-25 ноября 2022 года. Москва. Тезисы., С. 433 (год публикации - 2022)