КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00048

НазваниеРазрывы и преемственность в истории российских университетов. XVIII–XXI века

РуководительГрибовский Михаил Викторович, Доктор исторических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-105 - История России в ХХ – ХХI вв.

Ключевые словаРоссия, университет, континуитет, разрывы, преемственность, университетская идея, университетская автономия, наука, учебный процесс, “третья роль”, профессора, студенты, университетские традиции, исторический опыт, трансформационные процессы

Код ГРНТИ03.09.55


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Постановка проблемы. С точки зрения мировой истории университет – явление Средних веков, Нового и Новейшего времени. О русском университете как сложившемся феномене можно говорить лишь применительно ко второй половине XVIII, а то и только к XIX в. За истекшие столетия Университет во всех его ключевых аспектах значительно эволюционировал. Рассуждая об университете рубежа XX–XXI вв., ряд западных интеллектуалов (Б. Ридингс, Т. Иглтон) провозгласили его “медленную смерть”, полагая, что на смену привычному приходит “университет совершенный”, цель которого – извлечение прибыли и забота о месте в академических рейтингах. В то же время, университет остаётся довольно консервативной социальной институцией, где принято чуткое отношение к традициям. В жизни университета веками сосуществует – формальное и “витальное”; исходящее из повседневных жизненных практик, устоявшееся “в колее” и радикально новое, отзывающееся на контекстуальные воздействия. Фокус планируемого исследования направлен на проблему разрывов и преемственности в истории российских университетов XVIII–XXI вв. Основной замысел состоит в том, чтобы проследить эволюцию университета, в поисках ответов на вопросы о том, что и почему в нём неизменно на протяжении веков, а что изменчиво, что оставалось, но меняло форму или содержание. Исследование будет сфокусировано на следующих аспектах: I. Теория – университетская идея – университетская автономия II. Три роли – учебный процесс – организация научных исследований – реализация университетом “третьей роли” III. Акторы – иерархии и неравенства – статус профессора – положение студента IV. Университетские традиции, церемонии, ритуалы. Актуальность. После полувека стабильности, отечественные университеты на рубеже XX–XXI вв. оказались перед осознанием необходимости меняться, чтобы быть способными ответить на вызовы современности. Это касается и учебного процесса, и организации исследований, и взаимоотношений с бизнесом, и включенности в городской ландшафт, и поиска места в мировом научно-образовательном пространстве. Важно подчеркнуть, что Университет XXI века во всём мире оказался перед новыми вызовами, нетипичными для предыдущих эпох. Сегодня за место под солнцем в интеллектуальной сфере он конкурирует не только с Академией наук, но и с массовой культурой, Интернетом, Think Tanks, неинституализированными лидерами общественного мнения, интеллектуальными центрами. Обращение к опыту трансформации русского университета в контексте широкой исторической ретроспективы значимо для таких научных направлений, как: – университетология – история науки – социальная история – политическая история. Новизна. В историографии наблюдается дефицит сопоставительных исследований, комплексные сравнительные исследования истории отечественных университетов отсутствуют вовсе. Новизна проекта заключается в новаторском подходе к изучению университетов – через проблему континуитета университетской истории, с точки зрения разрывов и преемственности университетской истории, на протяжении нескольких столетий с выходом на современность. Широкий географический охват обеспечит понимание регионального разнообразия российских университетов, что зачастую выпадает из внимания исследователей. Новаторский сквозной характер проекта связан с необходимостью впервые поставить и решить две комплексные и перспективные задачи: – сравнить реформаторские “циклы” и “скачки” начала 1800-х, середины 1830-х, начала 1860-х, 1900–1906 и 1916–1922 гг.; – системно сопоставить значение перемен 1920-х и 1990-х гг., в их противоположных векторах “огосударствления” и “разгосударствления”. Исследование будет выполнено на основании богатого полевого и архивного материала, при этом будет носить компаративный и междисциплинарный характер, что найдет отражение в применении не только исторических, но и социологических, антропологических и экономических подходов. Реализация проекта станет серьезным шагом к появлению комплексной истории российских университетов, которая пока не создана.

Ожидаемые результаты
Главным результатом проекта должно стать создание новаторской версии истории российских университетов середины XVIII – начала XXI в., рассматриваемой через призму концепта континуитета университетской истории, с фокусом на таких компонентах, как: эволюция университетской идеи, феномен университетской автономии, организация учебного процесса и научных исследований, реализация университетом “третьей роли”, проблема иерархий и неравенства, статус профессора, положение студента, а так же университетские традиции, церемонии и ритуалы. В ходе реализации проекта будут созданы/написаны/подготовлены: – коллективная монография “Российские университеты XVIII–XXI веков. Разрывы и преемственность” (не менее 40 п.л.), – ресурс в сети Интернет (база данных/каталог материалов по теме исследования, включая интерактивный каталог исследований и источников по теме проекта), – доклады (не менее 20) на научных конференциях по теме исследования, – серия публикаций по тематике исследования (не менее 15 статей, индексируемых в Scopus/WoS, и 18 статей, индексируемых в RSCI, итого не менее 33 публикаций). Запланированные результаты вполне соответствуют мировому уровню исследований, поскольку заявляемый проект, с одной стороны, опирается на современную методологию, а с другой, предполагает беспрецедентный (в содержательном, географическом, хронологическом отношении) охват фактического материала по истории университетов России. Результаты проекта могут быть использованы в социальной сфере – с точки зрения ретроспективного анализа функционирования российских университетов для составления общей картины трансформации высшей школы России, а также – в учебных курсах по истории России, истории образования, истории науки.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В отчетном году была составлена библиография; выявлен круг опубликованных и неопубликованных источников, хранящихся в Российском государственном архиве новейшей истории, Государственном архиве Российской Федерации, Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга, Российском государственном историческом архиве, Государственном архиве Республики Татарстан, Государственном архиве Пермского края, Пермском государственном архиве социально-политической истории. Список выявленных опубликованных источников и литературы по истории российских университетов, состоящий из 1006 позиций, приведен в приложении А. Для представления результатов проекта был создан сайт «Разрывы и преемственность в истории российских университетов. XVIII–XXI века»: https://universityhistory.tsu.ru/. К моменту подачи отчета на ресурсе размещено 905 библиографических записей (плановый показатель: не менее 800) по истории российских университетов. Осенью 2023 г. был проведен полевой этап исследования – взята серия из 30 глубинных интервью с преподавателями Московского и Томского университетов. Собранные интервью были транскибированы, полные тексты приведены в Приложении В. 30 октября 2023 г. в прошел научный семинар по теме проекта. В течение отчетного периода члены коллектива апробировали текущие результаты исследования, подготовив 10 (плановый показатель: не менее 9) публикаций и выступив с 12 докладами на научных конференциях. В центре исследований, проведенных членами научной группы, была проблема разрывов и преемственности университетской истории. Эта проблема раскрывалась ими путем обращения к узловым аспектам университетской жизни, вокруг трансформации которых выстроен настоящий проект. Проблемы университетской идеи и университетской автономии применительно к началу XIX в. поднимаются в статье “Александр I в работе над Актом постановления для Дерптского университета: страница из истории либеральных реформ начала XIX в.” (А.Ю. Андреев), в которой исследуется процесс обсуждения и утверждения Акта постановления Дерптского университета, оформившего в российском законодательстве основные принципы университетской юрисдикции, вошедшие впоследствии во все университетские законопроекты начала XIX в. Проблема отношений университета и государства на рубеже XIX–XX вв. поднимается в статье “Ректорский корпус российских императорских университетов. Между государством и корпорацией” (М.В. Грибовский). Определено, что, с точки зрения позиционирования, далеко не все ректоры видели себя “слепыми исполнителями” воли начальства. В идейном отношении значительная часть ректорского корпуса отражала либеральный крен общественных настроений рубежа XIX–XX вв. Как представители профессорской корпорации ректоры были вынуждены лавировать между её интересами и государственными установками. Применительно к советскому периоду проблема университетской автономии рассматривается в статье “Автономия и академические свободы в советских университетах” (Р.Р. Вахитов). Автор выделяет два периода в истории советского университета и характеризует университет, созданный в 1917-1922 гг., как демократически-просветительский. Его подконтрольность Наркомпросу сочеталась с послаблениями в области академических свобод. При переходе на политику форсированной индустриализации была начата сталинская реформа высшей школы. Новый устав еще больше сузил университетскую автономию, между тем, показано, что в советских университетах сохранились остатки элементов академических свобод, необходимых для подготовки научных кадров. Проблемы иерархии и неравенства, а также статуса профессора были затронуты в отчетном году через обращение к теме защиты диссертаций. В исследовании “Модели диссертационной защиты от пореформенного университета к советскому (на примере Санкт-Петербургского университета)” (Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук) рассмотрена проблема получения ученых степеней в предреволюционной России. Авторами было определено соотношения социально-политического, корпоративного и научного элементов в формировании дискурса научного диспута. Названная тема была получила развитие в статье “На пути к новой корпоративности: защиты диссертаций в раннесоветский период” (Е.А. Ростовцев, И.В. Сидорчук). Это исследование посвящено вопросу защиты ученых степеней в период их законодательной отмены, с 1918 по 1934 г. Авторы сконцентрировали внимание на вопросе о причинах сохранения ритуалов защит в новых условиях, особенностях их организации, причинах постепенного возврата к официальным практикам присвоения степеней и на различиях процедур защит 1930-х гг. в сравнении с дореволюционными. Проблема трансформации положения университетских преподавателей разбирается и в статье “Университетская корпорация юристов Азиатской России в период радикальных трансформаций 1910-х – 1920-х гг.: преемственность прошлого и разрыв с будущим” (Д.В. Хаминов). В статье реконструирован профессионально-политический коллективный портрет профессоров-юристов как особой корпорации в российских университетах. Было установлено, что в периоды наибольшей бифуркации российского исторического пространства рубежа 1910-х – 1920-х гг. преподаватели-юристы сконструировали для себя консервативные модели выстраивания профессиональных траекторий и поддерживали государственническо-позитивистское отношение к общественно-политическому дискурсу в стране. Проблематика учебного процесса поднимается в статье "Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти” (Д.В. Хаминов). В исследовании выявлены особенности государственной политики и нормативного регулирования в сфере подготовки юридических кадров в высших учебных заведениях в первое советское десятилетие. Делается вывод, что при наличии изначально рациональных мотивов в реформе высшего юридического образования этого периода был заложен ряд системных ошибок, важнейшей из которых была подмена классического юридического образования, имеющего стратегическую для государства функцию, идеологически обусловленным обществоведческим знанием. Проблема организации научных исследований представлена в статье “Государственная политика по развитию науки в российских вузах: уроки 90-х” (И.Г. Дежина). Показано, что эффект государственных программ поддержки науки был скромным, не изменившим масштабы вузовской науки в стране. Вместе с тем доказывается, что программы 1990-х гг. дали толчок к обсуждению концепций исследовательских университетов, что в дальнейшем существенным образом изменило ландшафт и результативность вузовской науки в Российской Федерации. Реализация университетом “третьей роли” рассматривается в статье “Власть, университетская медицина и эпидемии в Сибири конца XIX – начала XX вв.” (А.О. Степнов). Фокус исследования направлен на анализ внеакадемической деятельности Томского университета. Эта же проблематика развивается в статье “Третья роль Томского государственного университета в советский период: развитие организационных форм (1920–1991 гг.)” (В.В. Расколец). Делается вывод, что третья роль реализовывалась в условиях ограниченной автономии университетов, а также подчинения нуждам плановой экономики. Организационные формы третьей роли эволюционировали от действий отдельных ученых к работе надвузовского координационного органа. Проблематика университетских традиций, церемоний и ритуалов нашла отражение в выше названных исследованиях Е.А. Ростовцева и И.В. Сидорчука, посвящённых теме диссертационных защит в позднеимперском и раннесоветском университете. Авторы предлагают рассматривать публичную защиту в качестве социально важного обряда корпоративной инициации, демонстрирующего общественное значение корпорации.

 

Публикации

1. Андреев А.Ю., Грачева Ю.Е. Александр I в работе над Актом постановления для Дерптского университета: страница из истории либеральных реформ начала XIX в. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, Вып. 114. С.50–65 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15382/sturII2023114.50-65

2. Вахитов Р.Р. Автономия и академические свободы в советских университетах (1920-е-1950-е) Университетское управление: практика и анализ, - (год публикации - 2024)

3. Грибовский М.В. Ректорский корпус российских императорских университетов. Между государством и корпорацией Диалог со временем, № 84. С. 92–109 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.21267/AQUILO.2023.84.84.002

4. Дежина И.Г. Государственная политика по развитию науки в российских вузах: уроки 90-х Высшее образование в России, Т. 32. № 10. С. 76-90 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-76-90

5. Расколец В.В. Третья роль Томского государственного университета в советский период: развитие организационных форм (1920–1991 гг.) Вестник Томского государственного университета. История, - (год публикации - 2024)

6. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. На пути к новой корпоративности: защиты диссертаций в раннесоветский период Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II: История. История Русской Православной Церкви, - (год публикации - 2024)

7. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Модели диссертационной защиты от пореформенного университета к советскому (на примере Санкт-Петербургского университета) Научный диалог, - (год публикации - 2023)

8. Середа Д.Е., Хаминов Д.В. Государственная политика, нормативное регулирование и идеология при подготовке юристов в первое десятилетие советской власти Вестник Томского государственного университета, № 491. С. 125-131 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/15617793/491/15

9. Степнов А.О., Р.С. Карпов, С.А. Некрылов Власть, университетская медицина и эпидемии в Сибири конца XIX - начала XX вв. Терапевтический архив, № 11. С. 1017–1020 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26442/00403660.2023.11.202481

10. Хаминов Д.В. Университетская корпорация юристов восточной периферии в период радикальной трансформации российского государства и общества (рубеж 1910-х – 1920-х гг.): преемственность прошлого и разрыв с будущим Новый исторический вестник, - (год публикации - 2024)

11. - “Ученые ТГУ создадут новаторскую версию истории российских университетов” Сайт Томского государственного университета, - (год публикации - )

12. - “Томские ученые создадут новаторскую версию истории российских университетов” Портал “tomsk.ru”, - (год публикации - )

13. - Разрыв или преемственность? Проект по университетской истории Телеграм-канал “Наука и университеты”, - (год публикации - )

14. - Историк ТГУ: трансформацию модели университета определяла фигура ректора Сайт Томского государственного университета, - (год публикации - )

15. - Ректор Императорского университета: коллективный портрет Портал “indicator”, - (год публикации - )

16. - Ректор Императорского университета: коллективный портрет Портал “Живая история науки” [Проект Десятилетия науки и технологий], - (год публикации - )

17. - Ректор Императорского университета: коллективный портрет Портал “inscience”, - (год публикации - )

18. - Знаковая фигура: какими были ректоры университетов Российской Империи Портал “Наука РФ”, - (год публикации - )