КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00438

НазваниеРезервы устойчивого социально-политического развития российского общества и государства в контексте укрепления традиционных ценностей и глобальной многополярности

РуководительЛевашов Виктор Константинович, Доктор социологических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-306 - Исследования социальных проблем

Ключевые словасоциально-политическая устойчивость, устойчивость политической системы, устойчивое развитие, глобализация, государство, гражданское общество, интеграция, консолидация, социальная дифференциация, дезинтеграция, политическая обратная связь, многосоставное общество, многополярный мир, социологический мониторинг, традиционные ценности

Код ГРНТИ04.21.51


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Ослабление доминирования США в глобальной экономике и политике в сочетании с неспособностью западных элит увидеть и признать объективные глобальные тенденции развития привели к хаотизации мировых рынков, попыткам оказать беспрецедентное санкционное давление и организовать вооруженную прокси агрессию коллективного Запада на Россию. Целями гибридного давления является, прежде всего, деструктивное экономическое, политическое и информационное воздействие на российское гражданское общество, дестабилизация и разрушение политической системы российского государства. В стратегическом плане США и западные страны стремятся не допустить становление многополярного мира и сохранить своё привилегированное положение в мирохозяйственной системе и геополитическом раскладе сил на международной арене. Одним из ключевых катализаторов этого процесса становится прецедент независимой политики России в отстаивании своих национальных интересов. В ситуации фундаментальной перестройки системы международных политических и экономических отношений, усиления рисков использования внешних ресурсов первоочередной целью для нашей страны становится мобилизация фундаментальных стратегических внешних и внутренних цивилизационных, социальных и социокультурных резервов социально-политической устойчивости российского общества и государства. Важнейшая роль в этой работе отводится поиску резервов широкой публичной легитимации политической власти и гражданской поддержки принимаемых политических решений в условиях противостояния с «коллективным Западом», оптимизация работы каналов и механизмов политической обратной связи, которые способны создать социально эффективный диалог между властью и обществом и не допустить искажения картины социально-политической реальности. Сложившаяся системная проблемная ситуация требует проведения теоретических и эмпирических исследований, анализа и поиска стратегических резервов социально-политической устойчивости развития страны. Социологические измерения и политологический анализ в комплексе дают возможность вскрыть интеграционные и консолидационные резервы, которые обеспечили бы не только воспроизводство сложившейся системы общественных отношений, но и ее устойчивое развитие в новых условиях. Планируемое исследование имеет целью выявление потенциально проблемных зон риска, вызовов и угроз, способных негативно отразиться на устойчивом функционировании и развитии политической системы России в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Разработанные на основе полученных результатов исследования превентивные рекомендации будет способствовать нейтрализации конфликтности и минимизации дезинтеграции российского общества в политической и социальной сферах в условиях становления многополярного мира. Выявление источников и резервов устойчивого социально-политического развития в условиях становления многополярности, формирование концептуальной модели измерения резервов социально-политического развития имеет существенный элемент новизны теоретического и эмпирического характера. Для решения поставленных задач предлагается исследовательская стратегия, предусматривающая концептуально-теоретическое обоснование, разработку программы и инструментария исследования. Запланировано проведение всероссийского социологического мониторинга (предусмотрено 3 волны) методом анкетного опроса с объемом выборочной совокупности 1600-1800 респондентов на основе всероссийской квотно-пропорциональной выборки с взаимозависимыми характеристиками генеральной совокупности. Полученная эмпирическая информация позволит выявить функциональные резервы органов власти, необходимых для обеспечения обратной связи с гражданским обществом.

Ожидаемые результаты
В результате проведения исследований предполагается: • Использование разработанных и апробированных членами исследовательского коллектива социологических мониторинговых систем измерения социально-политической устойчивости на основе базовых интегральных индексов и индикаторов взаимодействия гражданского общества и государства в их динамике. • Выработка теоретических положений, позволяющих определить резервы социально политической устойчивость в контексте взаимодействия внешнеполитической и внутриполитической составляющей развития государства и общества в условиях глобальных трансформаций. • На основе анализа динамики основных индикаторов социально-политической устойчивости как важнейшей составляющей актуальных социальных и политических процессов, предложить методику конструирования индекса резервов устойчивости, имеющего как научное, так и большое практическое значение для измерения потенциала устойчивого развития общества и для принятия управленческих решений. • Выявление ключевых факторов поддержания социально-политической устойчивости развития Российской Федерации как многосоставного общества; разработка системы мер по совершенствованию каналов и механизмов политической обратной связи для формирования продуктивного диалога власти и общества, а также недопущения искажения картины социально-политической реальности посредством внешнего деструктивного воздействия. Предлагаемый научный проект призван способствовать совершенствованию социологических и политологических методов исследования в целях научного прогнозирования социально-политических процессов. Решение поставленных исследовательских задач позволит достигнуть синергетического эффекта от использования междисциплинарного подхода на основе сочетания политологических и социологических методов. Оригинальность результатов и приращение нового знания достигается новаторским характером методик к измерению и моделированию новых явления и использованию накопленных динамических рядов данных, позволяющих оценить резервы социально-политической устойчивости, интеграционный и консолидационный потенциал общества на протяжении длительного периода времени и на перспективу. Эмпирические массивы данных, результаты могут быть использованы в программах и прогнозах социально-политической устойчивости, а также для подготовки управленческих решений, в практике работы СМИ, общественных организаций и политических партий. Теоретические обобщения будет иметь прикладное значение при изучении актуального состояния взаимодействия гражданских и политических организаций и институтов и оперативного управления социально-политическими процессами. Ожидаемые результаты исследований соответствуют мировому уровню развития политической и социологической науки, основаны на эмпирических данных, полученных при соблюдении социологических методов и процедур, максимально практико-ориентированы и могут быть верифицированы. В части комплексности подхода к выстраиванию стратегической социально-политической устойчивости являются уникальными. Полученные в результате реализации проекта данные и подготовленные на их основе рекомендации могут быть использованы министерствами и ведомствами при подготовке государственных решений по всему спектру проблем, связанных с использованием каналов и механизмов политической обратной связи при работе политико-административной системы. Планируется обнародование (публикация) результатов исследования в серии статей, в монографии, в аналитических записках в органы власти и управления. Предусмотрены выступления на международных и всероссийских научных конференциях и в средствах массовой информации.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе реализации проекта в 2023 году выделены и операционализированы ключевые индикаторы, которые легли в основу методики измерения состояния и степени устойчивости социально-политического развития российского общества с позиции поиска резервов, противостоящих актуальным вызовам гибридной реальности. В мае-июне 2023 года проведен полевой этап исследования в 22 субъектах РФ по общероссийской репрезентативной выборке, целью которого стало выявление гражданских и политических резервов устойчивого социально-политического развития России в контексте укрепления традиционных ценностей в условиях формирующегося многополярного мира. Объем выборочной совокупности – 1700 человек. Важнейшим резервом устойчивого социально-политического развития российского общества и государства должна стать система ценностных ориентаций, разделяемая большинством граждан. По мнению российского социума, в основу политики возрождения России могли бы лечь такие понятия как справедливость, мир, порядок и закон. Периферийными понятиями в политике возрождения России стали свобода, равенство, государственность, патриотизм, культура и созидание. В сознании граждан закрепился традиционный устойчивый образ патриотизма через дефиниции: «любовь к Родине» и «любовь к своей семье, родным, близким». Резервными факторами для формирования патриотических настроений могут стать дополняющие образ патриотизма понятия: «уважение к народу», «любовь к родному городу, деревне, дому», «любовь к русской культуре», «стремление сделать жизнь в своей стране лучше», «готовность защищать Родину с оружием в руках». Отвечая на открытый вопрос, респонденты указали, что у них чувство гордости вызывает «российский народ, его сила, дух и растущее число добровольцев». Второе место в рейтинге гордости за страну занимает «армия и современное оружие», третье – «достижения в науке, культуре, спорте, а также уровень образования и наличие талантливой молодежи». Резервом устойчивого социально-политического развития общества и государства может стать чувство консолидации вокруг российского народа, как носителя традиционных ценностей. Согласно результатам исследования, базис структуры идентичности российского общества составили такие понятия как «россиянин», «человек русской культуры», «житель поселка, города, области, республики». Большинство граждан считали, что «однополые браки и изменение пола недопустимы как нарушение законов продолжения жизни», «разрушение института семьи как традиционной формы брака между мужчиной и женщиной приведет к разрушению общества». На фоне агрессивной политики со стороны недружественных стран по отношению в России курс на многополярность постепенно становится ключевым индикатором изменений к лучшему на пути к стабильности и устойчивости. В российском обществе доминировало мнение о том, что «Россия должна активно развивать отношения с остальным миром». Реализация данной стратегии возможна на условиях партнерства и признания взаимного суверенитета стран на международной арене. В отношении санкций, объявленных США и Европой, преобладает скорее позитивный оптимистический настрой. Почти половина респондентов считают, что санкции «заставляют политиков и бизнес развивать отечественную промышленность и сельское хозяйство». В целом большинство граждан полагали, что «наша страна развивается в правильном направлении» и «нынешнюю власть при всех ее недостатках следует поддерживать». Российское общество полагает, что «наша страна нуждается в стабильности и устойчивом развитии» и «в единстве власти и народа, порядке в обществе и твердой руке». Именно данная модель может стать резервным механизмом для консолидирующих процессов. Кабинетное исследование, посвященное выявлению особенностей функционирования административно-политической системы федерального, регионального и местного уровня с целью выявления ее характеристик, влияющих на устойчивое развитие общества, включало контент-анализ электронных ресурсов органов власти и управления регионального и местного уровня и контент-анализ печатных СМИ. По результатам контент-анализа персональных страниц / сайтов губернаторов 16 субъектов РФ можно констатировать слабую или среднюю степень информатизации на ресурсах региональных и местных органов власти при высоком уровне востребованности информации со стороны субъектов политики и управления в социальных сетях. Основными характеристиками коммуникативной модели, доминирующей в регионах, являются дублирование источников информации при низкой оперативности подачи материала, несвоевременное реагирование на запросы населения (прежде всего в части выполнения государственных услуг); перевод управления в ручной режим в случае активных губернаторов; закрытость губернаторского корпуса и глав городских администраций (устаревшие сайты, неэффективная система обратной связи вплоть до отсутствия необходимых контактов); слабое использование социальных сетей. Результатами контент-анализа корпуса статей в СМИ в период с февраля 2022 г. по февраль 2023 г., посвященных функционированию региональных и местных администраций в условиях ведения СВО, стали следующие положения. Преобладал позитивно-нейтральный тон статей с периодами негатива – первые дни после объявления СВО, март 2022 г., июнь-июль 2022 г., а также конец ноября 2022 года. Исходя из содержательного контента, статьи были сгруппированы в четыре кластера: рефлексия об СВО, военные сводки, события вокруг СВО и мирная жизнь при СВО. Представители региональной и местной власти упоминались в федеральной прессе не более чем в 7% случаев от общего упоминания персоналий в контексте санкций и в связи с организацией импортозамещения. Абсолютными лидерами среди губернаторского корпуса по упоминанию в СМИ является мэр Москвы С.Собянин, и губернатор Белгородской области В. Гладков. Конструируемый образ региональной и местной власти может быть описан как упрощенный и секвестированный, поскольку рассматривает представителей регионов и МСУ как исключительно хозяйственников и управленцев, следующих президентским курсом, солидарных с федеральной властью, призванных обеспечить жизнедеятельность вверенных им территорий в условиях гибридного давления и санкций. Доклады и презентации по теме гранта были представлены на международной научно-практической конференция “Новые идентичности в пространстве локально-глобальных взаимодействий: противоречия, конфликты, поиск консенсуса” https://испи.рф/новые-идентичности-в-пространстве/; теоретико-методологическом семинаре «Резервы устойчивого социально-политического развития российского общества и государства в контексте укрепления традиционных ценностей и глобальной многополярности: результаты социологического исследования – 2023» https://испи.рф/резервы-устойчивого-соцпол-развития/; V Декабрьских социально-политических чтениях “Как живёшь, Россия?” https://испи.рф/как-живешь-россия-2023/. В рамках подготовки к второму этапу авторами проекта разработана программа и инструментарий качественного исследования, которое будет проведено методом фокус-групп в 2024 году.

 

Публикации

1. Лиханова Т.Ю. Социокультурные аспекты трансформации национального сознания в постсоветский период: социально-политический анализ Социально-политические науки, № 4. Т. 13.С. 55-64. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.33693/2223-0092-2023-13-4-55-64

2. Левашов В.К., Великая Н.М., Шушпанова И.С., Гребняк О.В., Новоженина О.П. Как живешь, Россия? Экспресс-информация. 53 этап социологического мониторинга, июнь 2023 года Как живешь, Россия? : Бюллетень: Экспресс-информация. 53-й этап социологического мониторинга, июнь 2023 года / – Москва : Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Усл.-печ. л. 6,13. Издатель: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.19181/monogr.978-5-89697-418-5.2023