КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00465

Название«Культура отмены» как модель трансформации исторической идентичности: социально-философские основания и стратегии концептуализации в условиях цивилизационного трансфера

РуководительСыров Василий Николаевич, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Томский государственный университет", Томская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-207 - Социальная философия. Философия истории

Ключевые словаКультура отмены, историческая идентичность, цивилизационный трансфер, ценности мемориальных культур, историческая память, историческое забвение.

Код ГРНТИ02.41.41


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Фундаментальной целью проекта является социально-философский анализ «культуры отмены» как современной модели трансформации исторической идентичности. Как известно, «культура отмены» формировалась как способ политической дискредитации оппонента, однако непроясненным остается вопрос о правомерности и перспективах переноса «культуры отмены» в сферу коллективной памяти и cоциально-онтологических и ценностных основаниях самой возможности развенчания тех или иных символически значимых образов прошлого, а так же понимания основных факторов, определяющих готовность общественного мнения к переформатированию пантеона исторических героев. В данном проекте речь, в первую очередь, будет идти о цивилизационных сообществах как субъектах коллективной памяти и коллективного забвения и механизмах развертывания культур отмены применительно к образам прошлого, их публичным коммеморациям и моделям исторической идентичности. Подобная постановка вопроса заставляет обращаться к поиску теоретического и концептуального языка описания, который окажется способным выстроить комплексную картину современного социального пространства «культур отмены», учитывая его гетерогенность и неоднородность, а также сочетание различных культурных и цивилизационных традиций. Тем самым концептуализация культуры отмены в качестве социально-философского понятия, раскрывающего современную специфику динамики памяти и забвения в формировании коллективной идентичности, становится важным фактором теоретико-методологического обновления цивилизационного подхода, опирающегося на идею множественности и динамичности цивилизационных сообществ. Методологическим основанием такого обновления видится синтез пространственного, акторно-сетевого и праксиологического подходов. В свете данного методологического синтеза коллектив проекта считает целесообразным разбить задачи проекта на три блока: а) блок задач, связанный с концептуализацией понятия «культура отмены» в современном социально-философском дискурсе; б) блок задач, связанный с изучением множественности культур отмены в современных обществах, а также с использованием теоретического языка современной этики для описания особенностей обращения к вопросам исторической памяти и забвения в рамках сложившихся культур отмены; в) использование полученных теоретических знаний для дальнейшего теоретико-методологического обновления цивилизационного подхода. Имеющиеся научные работы по «культуре отмены» базируются, в основном, на иностранных эмпирических материалах, тогда как в современных условиях важно понять перспективы развития «культуры отмены» именно для России. Сказанным определяется безусловная новизна исследования. Новым для российской научной среды будет анализ основных векторов социально-философского анализа проблемы, методологический синтез заявленных теоретических подходов, определение социально-философских оснований изучения взаимодействия исторической памяти и коллективного забвения, концептуализация «культуры отмены» в качестве современной модели трансформации исторической идентичности. Безусловной новизной проекта будет теоретический анализ особенностей применения «культур отмены» для пересмотра практик и ценностей мемориальных культур в условиях цифровой среды и ее акторов, анализ содержания практик «канселлинга» с точки зрения социально-этических категорий, раскрытие специфики использования понятий «историческая вина», «историческая справедливость» и «историческая ответственность» в условиях формирования и трансформаций дискурсивной среды культур отмены. Особое значение проекта связано с выявлением особенностей этической интерпретации современных культур отмены в сфере исторической памяти и анализом специфики формирования «культуры отмены» в контексте развития современных российских цивилизационных процессов

Ожидаемые результаты
1. На основе обращения к политологическому, филологическому и культурологическому дискурсам изучения культур отмены в современном мире будет собрана и классифицирована совокупность актуальных примеров для дальнейшей теоретической систематизации в рамках социально-философского анализа проблемы. 2. В ходе реализации проекта будет осуществлен методологический синтез пространственного, акторно-сетевого и праксиологического подходов, а также сформулированы теоретические принципы социально-философской методологии изучения нестабильных и динамичных форм исторической идентичности в контексте современных сообществ памяти. 3. Будут определены социально-философские основания изучения взаимодействия исторической памяти и коллективного забвения в качестве элементов выстраивания исторической идентичности, а также сформулированы критерии типологии моделей трансформации исторической идентичности. 4. В ходе реализации проекта «культура отмены» будет концептуализирована в качестве современной модели трансформации исторической идентичности, будут выявлены базовые характеристики данного явления в рамках социально-философского уровня исследования, а также проанализированы особенности современного теоретического языка понимания динамики и многообразия культур отмены в современном мире. 5. Будут выявлены демографические, социально-политические и социокультурные условия и факторы формирования «культур отмены» в обществах разных типов и в контексте разных конфигураций акторов, изучены актуальные сюжеты применения «культуры отмены» по отношению к практикам и ценностям исторической памяти. 6. Участниками проекта будет проведен теоретический анализ особенностей применения «культур отмены» для пересмотра практик и ценностей мемориальных культур в условиях цифровой среды и ее акторов, обозначена специфика построения публичного дискурса в цифровом пространстве как условия формирования современной культуры отмены. 7. Будут проанализированы содержание практик «канселлинга» с точки зрения социально-этических категорий, раскрыта специфика использования понятий «историческая вина», «историческая справедливость» и «историческая ответственность» в условиях формирования и трансформаций дискурсивной среды культур отмены. 8. На основе проведенного социально-философского анализа будут выявлены особенности этической интерпретации современных культур отмены в сфере исторической памяти, обоснованы и разработаны методологические основания для новой области научного знания – исторической этики как важном условии создания интерпретативных контекстов современных цивилизационных трансферов и культур отмены. 9. Будет обоснована и теоретически интерпретирована важность изучения механизмов памяти и забвения в контексте методологического обновления цивилизационного подхода, охарактеризовано значение культур отмены в рамках осуществления цивилизационного трансфера в условиях современного общества. 10. Значимым результатом проекта станет изучение специфики современного российского общества в контексте цивилизационного трансфера, анализ специфики сочетания памяти и забвения в контексте трансформации современных форм исторической идентичности. 11. Будет осуществлен анализ специфики формирования «культуры отмены» в контексте развития современных российских цивилизационных процессов, выявлены их основные векторы и направления. 12. Полученные теоретические выводы станут основой для разработки практических рекомендаций для органов государственной и местной власти, общественных организаций и национально-культурных автономий с целью профилактики негативных последствий возникновения культур отмены в условиях современных российских цивилизационных трансферов.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Для достижения целей, поставленных в проекте на 2023 год, осуществлен подбор примеров «культур отмены» в странах Европы и Северной Америки. Проанализированы коммеморативные стратегии и практики общественного движения Black Lives Matter в медиадискурсах. Показано, что их можно трактовать как форму борьбы за символический капитал. Отмечены такие фигуры умолчания как внеисторический взгляд на объекты колониальной эпохи, внимание к отдельным фактам прошлого, обращение к концепции коллективной вины, предельная эмоциональность высказываний. Подтверждена гипотеза о наличии в «культуре отмены» единого этического механизма, в основе которого лежит ресентимент, моральный абсолютизм и негативная этика. В контексте задачи сбора и классификации актуальных примеров проведено исследование связи «культуры отмены» с исторической политикой США. Показано, что практика «культуры отмены» из интернет-явления перешла в плоскость политической борьбы элит. Подчеркнут выход политических разногласий на мировоззренческий уровень, связанный с конфликтом идентичностей и использованием политики памяти и практики забвения. В итоге выдвинут тезис, что «культура отмены» приобретает деструктивный характер для США. На основе применения методологии контент-анализа выявлены актуальные проблемы изучения «культуры отмены» в России, а именно в исследованиях медиапространства и медиасреды. Показано, что в российской научной среде доминирует анализ теоретико-методологических особенностей интерпретации самого понятия и оценка «культуры отмены» как деструктивного явления. Выделены ее основные тенденции в пространстве СНГ: вопросы дискриминации русского населения, деконструкции советской идентичности, критики русской культуры и «отмены» отдельных элементов советской истории. Предложен понятийный аппарат для понимания базовых черт «культуры отмены» на материале этнонациональных историй Татарстана. Использовано понятие «корпоративная отмена», основанное на принципе «сигнал сверху – реакция» и перераспределении материальных и символических средств. Для иллюстрации проанализирован материал кейса о принятии ислама волжскими булгарами в 922 г. Сделан вывод о продуктивности использования понятия «корпоративной отмены» для понимания российской историографии. Для характеристики особенностей создания этноисторий предложен концепт «коллективной интеллектуальной собственности», предполагающий коллективную иерархическую структуру их создания. Тезис проиллюстрирован компаративистским кейсом официальных взглядов 2008 и 2022 гг. на ключевые объекты истории Татарстана. Сделан вывод, что процесс смены исторических представлений предпочтительнее трактовать как реализацию политики памяти «сверху» и отписывать ее в терминах «корпоративной отмены». В свете концептуализации «культуры отмены» как элемента исторической идентичности предпринят анализ современных военных коммемораций на примере медиарепрезентации войны в Афганистане. Сделаны выводы, что новый мемориальный дискурс а) строится на использовании популярной в современной мировой практике метафоры жертвы как центрального образа памяти о войне; б) представляет собой спектр оценок от критики и умолчания до героизации и поиска «патриотического консенсуса»; в) тяготеет к трактовке участников как героев, спасающих конкретных солдат, мечтающих вернуться домой. Сделан вывод, что современная концепция политики памяти об Афганской войне идёт по пути реконтекстуализации мемориальных образов и выступает новой моделью трактовки военных коммемораций как элемента исторической идентичности. В рамках реализации фундаментальной цели проекта предпринято осмысление социально-философских оснований «культуры отмены». Выявлены ее общие черты и показано, что философский подход к ее анализу направлен на поиск оснований, позволяющих а) выявить степень глубины и широты используемых теоретических подходов; б) вскрыть имплицитные основания конкретных социальных теорий; в) наметить эвристические перспективы анализа. Показана роль «культуры отмены» как толчка к обсуждению этической тематики. Сделан вывод, что развитие «культуры отмены» может служить катализатором для более масштабного и глубинного осмысления исторической идентичности. Выдвинут тезис о продуктивной связи трактовок исторической идентичности с концепциями моральной идентичности. Для концептуализации «культуры отмены» использован концепт «историческая травма». Показана связь «культуры отмены» с механизмами умолчания, вытеснения, забвения, проявляющаяся в создании лакуны в коллективной исторической памяти Сделан вывод, что формат «культуры отмены» может затруднять выстраивание посттравматического нарратива, поскольку приводит к смещению внимания к роли означенного виновного, а фигуру жертвы превращает в объект умолчания. «Культура отмены» представлена как феномен, накладывающий ограничения на функционирование измерения визуальности и трансформирующий механизмы саморегулирования коллективной памяти в силу пластичности социальной памяти и влияния социальной конъюнктуры. Проведен анализ форм забвения и памяти и их роли в процессах складывания и трансформации исторической идентичности. Использована процессо-реляционная методология Д. Олика. С позиции соотношения субъектов воспоминания («жертва» и «преступник») и форм отношения к прошлому (сохранение памяти и забвение) предложены пять моделей исторической идентичности. Отмечена пятая модель, предполагающая восстановление исторической справедливости за счет умолчания о прежнем нарративе и трактующая забвение как возмещение исторической травмы. Сделан вывод, что «культура отмены» превращается в публичный институт требования исторического забвения, а конструирование травматического прошлого становится одним из важных элементов формирования коллективной идентичности. В рамках разработки методологии изучения нестабильных и динамичных форм исторической идентичности выдвинут тезис о противоречии между идеями сторонников инструментального и динамического отношения к прошлому и их оппонентами. Утверждается, что подход, основанный на априорной связи между памятью и идентичностью, приводит к повышенной схематизации, сведению идентичности к противоречащим друг другу образам прошлого и низкой эффективности мероприятий политики памяти. Сделан вывод о продуктивности использования концепции возвышенного исторического опыта Ф. Анкерсмита как основания для осмысления исторической идентичности. Показано, что он позволяет не сводить историческую идентичность к конструкту, зависимому от политической и социальной риторики. Исследованы особенности формирования исторической памяти и способы манифестации исторической идентичности в условиях цифровизации. Отмечено доминирование горизонтальной ризоматической структуры дискурсов; трактовка пользователя новых медиа как источника, автора и дистрибьютора информации; трансформация коллективной памяти в более свободные и нестабильные формы локальных групповых множеств; отказ от линейного времени в пользу сети микротемпоральностей. Сделан вывод, что «культуру отмены» можно рассматривать как маркер пересборки идентичностей. В рамках изучения взаимодействия исторической памяти и коллективного забвения как элементов выстраивания исторической идентичности предпринят анализ визуальных репрезентаций форм забвения на материалах популярной культуры (сериал «Разделение» (2022)). Утверждается, что визуальные эффекты, демонстрируемые через персонажа Габби, прибегающей к процедуре разделения из-за страха перед родами, превращают «культуру отмены» в парадигму переосмысления фундаментальных аспектов социальных отношений и ценностей. Таким образом, задачи, поставленные в 2023 г., полностью реализованы, а представленные в отчете результаты исследований позволяют сделать следующий шаг на пути к концептуализации «культуры отмены» как современной модели трансформации исторической идентичности, к обоснованию и разработке методологических оснований исторической этики.

 

Публикации

1. А.А. Линченко Формы исторического забвения и фигуры умолчания в коммеморативных практиках движения Black Lives Matter: сравнительный анализ медиадискурсов в англоязычных странах Galactica Media: Journal of Media Studies, - (год публикации - 2024)

2. Алиев Р. Т. «Разделение» (2022): эссе о визуальных механизмах репрезентации забвения и отмены в контексте современной поп-культуры Galactica Media: Journal of Media Studies, Том 5, № 4 (год публикации - 2023)

3. Аникин Д.А. От политики покаяния к культуре отмены: трансформация исторического забвения в условиях медиатизации прошлого Вестник ТГУ. Серия Философия. Социология. Политология, - (год публикации - 2024)

4. Аникин Д.А., Батищев Р.Ю. «Мы вас туда не посылали»: медиарепрезентации войны в Афганистане и практики культуры отмены в постсоветской России Galactica Media: Journal of Media Studies, - (год публикации - 2024)

5. Антонов Р.А. Культура отмены как инструмент политики памяти в борьбе элит (на примере США) Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, - (год публикации - 2024)

6. Головашина О.В. Репрезентация идентичности: почему не каждую традицию можно изобрести? Вестник Томского государственного университета, 495 (год публикации - 2023)

7. Е.В. Беляева, А.А. Линченко Этизация истории и фигуры умолчания в современной культуре отмены Молчание и умолчание в истории, Беляева Е.В., Линченко А.А. Этизация истории и фигуры умолчания в современной культуре отмены // Молчание и умолчание в истории: монография. М.: ИВИ РАН, 2023. С.300-322 (год публикации - 2023)

8. Котунова О.В. Культура отмены в структуре мемориального дискурса новых медиа: критический анализ Galactica Media: Journal of Media Studies, - (год публикации - 2023)

9. Овчинников А.С. «“Корпоративная отмена”: приключения «мифа 922 года» между академическим и идеологическим дискурсами» Galactica Media: Journal of Media Studies, - (год публикации - 2023)

10. Овчинников А.С. Ситуативные аспекты конструирования этнонациональных историй: кейс смены («отмены») парадигм официальных версий прошлого Татарстана Власть, - (год публикации - 2023)

11. Самсонова Н.Н. Феномен культуры отмены сквозь призму концепта «историческая травма» Вопросы политологии, - (год публикации - 2024)

12. Сыров В.Н. К вопросу о философских основаниях "культуры отмены" и ее значении для осмысления и отношения к прпошлому Вестник Томского государственного университета, 2023. № 492. С. 85– 90 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/15617793/492/10

13. Сыров В.Н. Новый виток в трактовке соотношения памяти и истории и его перспективы Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 73. С. 19–35 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17223/1998863Х/73/2

14. Сыров В.Н. Семейная память и историческая идентичность: можно ли считать их хорошими путями для определения идентичности Tempus et Memoria, Т. 4, № 1. С. 6–14 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.15826/tetm.2023.1.040

15. Трутенко Е.В., Линченко А.А. Проблемное поле изучения культуры отмены в России: контент-анализ научных публикаций Социодинамика, - (год публикации - 2024)