КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-18-00530

НазваниеПочему заимствуют неэффективные институты? Управление политико-территориальной гетерогенностью и обеспечение территориальной целостности государства

РуководительПанов Петр Вячеславович, Доктор политических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Пермский федеральный исследовательский центр Уральского отделения Российской академии наук, Пермский край

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2025 г. 

Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-254 - Политические институты и процессы

Ключевые словаинституты; реформы; государство; институциональные заимствования; территория; гетерогенность; конфликт; регионализм; сепаратизм; изоморфизм; территориальная целостность; риски; сравнительный анализ

Код ГРНТИ11.07.21


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Задача управления политико-территориальным разнообразием приобретает в наши дни особую остроту. Это вызвано тем, что явно определенные территориальные границы – один из ключевых атрибутов современного государства, но в рамках этих границ отдельные части государства различаются (по социокультурным, экономическим и иным характеристикам), и такая неоднородность в последние десятилетия все чаще приобретает политическое значение, что порождает политико-территориальные конфликты, риски сепаратизма и угрозу территориальной целостности государства. Шотландия и Каталония – самые яркие, но далеко не единственные случаи. Реагируя на риски сепаратизма, государства обычно проводят реформы, которые, за редким исключением, представляют собой институциональные заимствования. Реформы, однако, далеко не всегда дают позитивный эффект, немало случаев, когда политико-территориальные конфликты только обостряются. Таким образом, возникает вопрос, почему заимствуются неэффективные, с точки зрения управления политико-территориальной гетерогенностью, институты. Научная значимость решения проблемы определяется тем, что несмотря на большой массив исследований, вопрос о том, какие институциональные модели управления политико-территориальной гетерогенностью более эффективны, до сих пор не имеет решения, так как, исследуя эффекты различных моделей, ученые приходят к противоположным выводам. Как представляется, это связано с хорошо известным в сравнительных исследованиях эффектом «пропущенной переменной». Исследователи фокусируются на содержании реформ и упускают такой фактор, как механизмы институциональных заимствований. Основываясь на концепции институционального изоморфизма П. Димаджио и У. Пауэлла, данный проект преодолевает это ограничение. С точки зрения механизмов заимствования, реформы будут квалифицированы в категориях нормативного, подражательного и принудительного изоморфизма. Основная идея проекта состоит в том, что реформы наиболее эффективны, если акторы добровольно и осознанно заимствуют те институты, которые соответствуют их собственным представлениям (нормативный изоморфизм), и наименее эффективны – в случае принудительного изоморфизма. Под этим углом зрения будут проанализированы все случаи институциональных реформ, которые имели место в современных государствах в период с 1991 г. до настоящего времени. Общественная значимость проекта связана с тем, что в современных условиях проблема управления территориальным разнообразием, противодействия сепаратизму и обеспечения территориальной целостности государства приобретает особую остроту. Не меньшее значение имеет и увеличение случаев вмешательства других стран в политико-территориальные конфликты. На широком эмпирическом материале в ходе реализации проекта будет протестирован тезис о неэффективности принудительных институциональных заимствований. Результаты проекта тем самым дадут новые важные аргументы в пользу принципов суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. В результате реализации проекта будет создана база данных, и на основе большого массива эмпирических материалов будет проведена серия сравнительных исследований. Все это позволит решить вопрос, на который в мировой науке пока нет ответа, а именно каким образом и в какой мере механизмы институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) влияют на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. Результаты будут представлены в докладах на академических конференциях, не менее 11 статей будут опубликованы в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях. Будет подготовлен экспертно-аналитический доклад с практическими рекомендациями по итогам реализации проекта. В научно-популярной форме собранный материал будет представлен в виде не имеющего аналогов Политико-территориального атласа современности.

Ожидаемые результаты
Ключевым результатом осуществления проекта станет теоретическое осмысление и эмпирическое обоснование влияния механизмов институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. В результате реализации проекта будет разработана многомерная классификация институциональных реформ, направленных на управление политико-территориальной гетерогенностью. Эмпирически значимым результатом проекта будет создание базы данных об институциональных реформах, направленных на управление политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. База данных будет использована для проведения сравнительного анализа в рамках проекта и будет открыта для широкого использования в дальнейших исследованиях. Будет сформулирована теоретическая схема каузальной (причинно-следственной) цепи воздействия на управление политико-территориальной гетерогенностью механизма институциональных заимствований и иных факторов в зависимости от последовательности событий (под углом зрения process tracing). Она станет основой для проведения серии исследований отдельных случаев (case-studies), а также сравнительных small-N и количественных large-N исследований. На основе этих исследования будет выявлено влияние специфики регионалистских и сепаратистских движений (конституирующие основания, ресурсная база и т.д.) на управление политико-территориальной гетерогенностью в современных государствах; будут определены факторы динамики регионалистских и сепаратистских движений и их взаимной трансформации; будет установлена значимость страновых характеристик (характер включенности в мировую экономическую и политическую систему, географическое положение, политический режим и т.д.) на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. Результаты, полученные в ходе реализации проекта, будут представлены в докладах на академических конференциях. Всего по результатам проекта в ведущих рецензируемых российских и зарубежных научных изданиях будут опубликованы не менее 11 статей, в том числе 8 - в изданиях, индексируемых в библиографической базе публикаций Russian Science Citation Index (RSCI), 3 - в изданиях, индексируемых в базах данных «Сеть науки» (Web of Science Core Collection) или «Скопус» (Scopus). Кроме того, в научно-популярной форме собранный материал будет представлен в виде не имеющего аналогов Политико-территориального атласа современности. Это будет мультимедийный интерактивный информационный ресурс (с текстовой, табличной, графической, картографической информацией), ориентированный на широкий круг лиц, интересующихся такими темами, как политико-территориальная гетерогенность и институциональное устройство современных государств. Научная значимость результатов проекта определяется, в первую очередь, тем, что в результате его реализации институциональные модели управления политико-территориальной гетерогенностью будут впервые осмыслены в теоретической рамке институционального изоморфизма. Несмотря на большой массив исследований, посвященных управлению политико-территориальной гетерогенностью, вопрос о том, какие институциональные модели управления политико-территориальной гетерогенностью более эффективны, до сих пор не имеет решения, так как, исследуя эффекты различных моделей, ученые приходят к противоположным выводам. Открытым остается вопрос, почему заимствуются неэффективные институты. Как представляется, эти пробелы в объяснениях связаны с хорошо известным в сравнительных исследованиях эффектом «пропущенной переменной». Исследователи, как правило, фокусируются на содержательных характеристиках институциональных реформ, не учитывая такой фактор, как механизмы институциональных заимствований. Опираясь на концепцию институционального изоморфизма П. Димаджио и У. Пауэлла, данный проект преодолевает это ограничение. С точки зрения механизмов заимствования, институциональные реформы будут квалифицированы в категориях нормативного, подражательного и принудительного изоморфизма. Под этим углом зрения будут проанализированы все случаи институциональных реформ, направленных на управление политико-территориальной гетерогенностью, которые имели место в современных государствах в период с 1991 г. до настоящего времени. Это позволит решить вопрос, на который в мировой науке пока нет ответа, а именно каким образом и в какой мере механизмы институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) влияют на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях рисков сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. Таким образом, соответствие проекта мировому уровню определяется новым ракурсом постановки проблемы исследования и новизной ожидаемых результатов. Объем эмпирического материала, ориентация на современные и разнообразные методы сравнительных исследований в полной мере соответствуют современным стандартам обществознания в целом и лучшим образцам сравнительно-политических исследований в частности. Общественная значимость проекта определяется тем, что в современных условиях проблема управления территориальным разнообразием, противодействия сепаратизму и обеспечения территориальной целостности государства приобретает особую остроту. Россия имеет не только самую большую в мире территорию, исключительное территориальное разнообразие, но и негативный опыт всплеска сепаратистских настроений и движений в 1990-е годы. Несмотря на то, что в настоящее время сепаратистские тенденции удалось преодолеть, институциональные механизмы управления политико-территориальным разнообразием требуют постоянного совершенствования. На основе детального исследования позитивного и негативного мирового опыта управления политико-территориальной гетерогенностью в условиях угрозы территориальной целостности государства будет подготовлен экспертно-аналитический доклад, в котором оцениваются риски, выявляются ключевые проблемы, намечаются возможные пути их решения в современной России. Выводы доклада и результаты проекта в целом могут быть использованы в практической сфере при разработке решений по вопросам управления политико-территориальной гетерогенностью и стать вкладом в обеспечение возможности «эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук» (Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642).


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Проект нацелен на выявление, каким образом и в какой мере механизмы институциональных заимствований (в комбинации с другими факторами) влияют на эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью. Эффективность управления политико-территориальной гетерогенностью понимается как осуществление таких институциональных реформ, которые снижают риски сепаратизма и угрозы территориальной целостности государства. Эмпирический индикатор рисков сепаратизма – наличие и сила движений за самоопределение – организаций, которые от имени части территории государства (или этнической группы, проживающей на части территории государства) выдвигают сецессионистские или автономистские требования. Риски снижаются в том случае, если в результате реформ уменьшается интенсивность политико-территориального конфликта, снимаются / снижаются сепаратистские требования, падает поддержка движения за самоопределение. В соответствии с планом работы деятельность исследовательского коллектива в 2023 г. фокусировалась на разработке теоретико-методологической основы исследования, сборе, систематизации и анализе эмпирических материалов, проведении пилотных исследований. Разработана многомерная классификация институциональных реформ, направленных на управление политико-территориальной гетерогенностью, по 4 измерениям. По механизмам осуществления реформы разделяются на институциональные инновации и институциональные заимствования, а последние – на принудительный и непринудительный изоморфизм. Сформулированы операциональные индикаторы, позволяющие квалифицировать реформы в категориях институционального изоморфизма как механизма институциональных заимствований. По «траектории» выделяются проактивные реформы (проводятся по инициативе государства) и реактивные (реакция государства на требования движения за самоопределение). По степени универсальности - универсалистские реформы (проводятся для всех территорий / этнических групп) и специальные (для конкретной территории / группы, где действует движение за самоопределение). Четвертое измерение – содержание реформ. Сформулирована в развернутом виде теоретическая модель исследования, которая раскрывает, как именно (напрямую и опосредовано) механизм институциональных заимствований воздействует на эффективность институциональных реформ. Прямое воздействие теоретически объясняется тем, что с точки зрения социологической концепции институтов, они не просто процедурные «правила игры», но и структуры значений и смыслов, когнитивные рамки, через которые эти правила осмысливаются. Иначе говоря, восприятие и осмысление институциональной реформы может быть разным, и чем выше степень принудительности изоморфизма, тем более вероятно, что реформы, которые «третья сторона» считает нормативно «правильными», будут совсем иначе осмысливаться конфликтующими акторами, что негативно влияет на эффективность реформы. Непрямое воздействие механизма институциональных заимствований связано с тем, что с точки зрения классической теории институциональных изменений институциональная реформа будет более эффективной, если содержательно она соответствует сложившемуся на данный момент соотношению сил между акторами с их предпочтениями, а также если после ее проведения ни соотношение сил между акторами, ни их предпочтения принципиально не меняются. Принудительный изоморфизм, то есть вмешательство извне, как правило, меняет соотношение сил между акторами. Кроме того, если реформа навязана, она не соответствует предпочтениям основных акторов - государства и движения за самоопределение, так что обе стороны или одна из них будут следовать реформе лишь постольку и до тех пор, поскольку и пока «третья сторона» принуждает к этому, и уход «третьей стороны» означает смену предпочтений. Для эмпирических исследований движений за самоопределение и институциональных реформ методом отслеживания процесса (process-tracing) разработана каузальная схема. Она содержит наиболее значимые параметры, которые объясняют 1) переход от наличия некого статус-кво в отношениях между государством и движением за самоопределение его нарушению (возникновение политико-территориального конфликта) и 2) разрешение / преодоление острой фазы конфликта и установление нового статус-кво. Различные комбинации этих параметров запускают соответствующие каузальные цепи, которые обусловливают как характер протекания конфликта (мирный, вооруженный), так и его результаты. Опираясь на теоретические разработки, на протяжении 2023 г. был собран и систематизирован эмпирический материал по движениям за самоопределение и институциональным реформам в 24 странах. В 4 странах (Италия, Китай, Сербия и Узбекистан) были проведены полевые исследования, в результате которых получены материалы, недоступные дистанционно, прежде всего, экспертные оценки состояния и перспектив движений за самоопределение и осмысление реформ с точки зрения институционального изоморфизма. На основе собранной информации и каузальной схемы анализа движений за самоопределение и институциональных реформ методом отслеживания процесса проведены несколько исследований (case-studies и сравнительные исследования нескольких случаев), результаты которых опубликованы в статьях и / или представлены в докладах на академических конференциях. Для анализа были отобраны, в первую очередь, те страны, где действуют (или действовали) несколько движений за самоопределение, следовательно, разные институциональные реформы проводятся в одном политико-организационном поле, что наиболее полно соответствует концепции институционального изоморфизма: Индия, Италия, Сербия, Великобритания, Бельгия и др. Была начата работа по созданию базы данных «Политико-территориальная гетерогенность, движения за самоопределение и институциональные реформы (IR-SDM Dataset)». Были тщательно изучены и сопоставлены несколько десятков существующих баз данных, а также экспертно-аналитические материалы, справочники и работы энциклопедического характера, в которых содержится систематизированная информация по вопросам политико-территориальной гетерогенности, политико-территориальных конфликтов и институциональных реформ. Эта работа позволила отобрать наиболее значимые для IR-SDM Dataset данных источники. На основе теоретической модели исследования разработана методология формирования базы данных и подготовлен коудбук. В соответствии с целью проекта (выявить факторы эффективности институциональных реформ), единицами наблюдения в IR-SDM Dataset будут институциональные реформы, и это принципиально отличает его от уже существующих баз данных. В соответствии с планом работы по проекту база данных будет создана в 2024 г. На основе полученных в 2023 г. результатов подготовлены 6 статей для публикации в академических журналах, в том числе 2 опубликованы и 2 приняты к публикации, о чем получены подтверждения из редакций журналов. Результаты проекта представлены в 15 докладах на академических конференциях всероссийского и международного уровней. Для размещения проектных материалов и результатов исследований создан сайт проекта http://identityworld.ru/index/waydininstitutions_rus/0-328#tab1.

 

Публикации

1. Витковская Т.Б., Назукина М.В. Динамика самоопределения этнических движений на постсоветском пространстве (на примере Азербайджана и Грузии) Ars Administrandi (Искусство управления), № 3. Т. 15. С. 447–470. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17072/2218-9173-2023-3-447-470

2. Грабевник М.В. Политико-территориальная целостность Соединенного Королевства: институциональные новации и подражательный изоморфизм Вестник Пермского университета. Политология, - (год публикации - 2024)

3. Панов П.В. Политико-территориальная гетерогенность, конфликты и институциональные решения: состояние и перспективы развития баз данных для количественных исследований Вестник Пермского университета. Политология, № 3, Том 17, С.85-95 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.17072/2218-1067-2023-3-85-95

4. Панов П.В. Индийская модель управления этно-территориальной гетерогенностью: асимметричный этнический федерализм, институциональный изоморфизм и тропа зависимости Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, - (год публикации - 2024)