КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-18-00869
НазваниеМамлюки на Северном Кавказе в XIV – XVI вв.
РуководительДружинина Инга Александровна, Кандидат исторических наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук, г Москва
Период выполнения при поддержке РНФ | 2023 г. - 2025 г. |
Конкурс№80 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-107 - История Средних веков и эпохи Возрождения
Ключевые словамамлюки, черкесы, Северный Кавказ, династия Бахри, династия Бурджи, культурные связи, политические связи, родственные связи, Белореченские курганы, письменные источники, адыгские княжества
Код ГРНТИ03.09.25
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Проект посвящен принципиально новому направлению как для отечественного кавказоведения и востоковедения, так и для зарубежного мамлюковедения: традиционный ближневосточный ракурс рассмотрения мамлюков - военных рабов, вывозившихся в Египет и Сирию - смещен на изучение многосторонних связей Султаната с черкесами Северного Кавказа, которые в XIV-XV вв. являлись основным контингентом для пополнения корпуса мамлюков.
В основе проекта – первое комплексное изучение материалов раскопок конца XIX столетия элитарных погребений черкесов Северо-Западного Кавказа XIV-XV вв., находящих прямые аналогии в культуре Мамлюкского султаната, в свете информации арабских средневековых текстов, а также широкого круга аналогий из археологических памятников XIV – начала XVI вв., исследованных на территории Египта, Сирии и Леванта.
Материалы из черкесских курганов Закубанья представлены предметами роскоши, достойными дворцов султанов, элементами костюма и быта, характерными для жителей средневековых арабских городов, серией находок, связанных с исламской религиозной традицией. Они попадали на Кавказ не только в качестве товаров, но и как дары родственникам, жалование торговым агентам, дипломатам и другим представителям Султаната, проживавшим на землях черкесов, личные вещи мамлюков, прибывавших в родные земли с различными миссиями. Важнейший пул археологической информации отражает бытование в XIV–XVI в. у черкесов Закубанья особых черт погребального обряда, не имеющих местных корней и находящих аналогии в погребальных практиках мусульманского Востока, что указывает на многоплановое взаимодействие черкесов Закубанья и их родственников – мамлюков Египта и Сирии.
Изучение этого взаимодействия по материалам письменных источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот в рамках проекта, а также давно известных археологических источников, впервые рассматриваемых в новом ближневосточном ракурсе, станет одним из основных направлений наших исследований.
Особый интерес представляет пласт арабской лексики в языке адыгов, связанный с развитием их политической культуры и институтов власти в XV-XVI вв. Данный материал впервые будет рассмотрен в рамках новаторской гипотезы о влиянии на формирование политической организации и социальной вертикали у адыгов, помимо норм обычного правка – Адыге хабзэ, политических институтов Султаната, а также таких сложных многоплановых явлений культуры арабского мира, как футувва и фуруссия, носителями традиций которых являлись мамлюки, возвращавшиеся на родину после поражения в войне с османами в 1517 г.
В рамках нашего проекта первостепенное значение имеет выявление в огромном массиве письменных источников - средневековых арабских текстов - информации о связях мамлюков с Кавказом, перевод этой информации на русский язык, и публикация ее в виде хрестоматии. Результаты этой работы сами по себе будут иметь непреходящее научное значение. Введение в широкий научный оборот сведений арабских источников о связях мамлюков с родными племенами, о политике султанов в отношении Кавказа, без сомнения, выведет изучение средневековой истории Северного Кавказа на качественно новую ступень.
Необходимо подчеркнуть, что приоритет в изучении мамлюков, безусловно, принадлежит зарубежным научным центрам США, Израиля, Германии, Франции, Японии, Египта. Разработка совершенно нового научного направления в мамлюковедении, основанного на огромном и уникальном фонде источников, хранящихся в отечественных архивах и музеях, безусловно, поднимет престиж отечественного востоковедения. Результаты своей работы мы представим в серии публикаций и докладов, прежде всего, на крупнейшем мамлюковедческом форуме Conference of the School of Mamluk Studies (Chicago), в рамках работы которого нами будет организована собственная секция "The Mamelukes in the North Caucasus".
Проводимые нами исследования также будут способствовать укреплению научных связей с мамлюковедческими центрами Ближнего Востока.
Ожидаемые результаты
Главным результатом работы по проекту станет новая научная концепция о многосторонних связях мамлюков Египта и Сирии с родственными племенами Северного Кавказа и Причерноморья в XIII-XVI вв., которая кардинальным образом изменит сложившиеся научные представления о средневековом периоде в истории черкесов и других народов Северного Кавказа и Азово-Черноморских степей. Предлагаемый нами новый научный подход призван преодолеть существовавший долгие годы разрыв между исследованиями по истории мамлюков, основанными только на сведениях письменных источников, и изучением материалов археологических памятников Закубанья и Северо-Восточного Причерноморья, появление которых было обусловлено разнообразными контактами местного населения с Мамлюкским Султанатом, при том что в научной интерпретации данных памятников это обстоятельство отражения не находило. Историки-арабисты не знакомы с богатейшим фондом археологических источников и не учитывают в своих изысканиях информацию, которую эти памятники содержат, археологи-кавказоведы, в свою очередь, рассматривают данный материал в только контексте изучения истории и культуры одного из регионов Золотой Орды, частью которой являлись Прикубанские и Предкавказские степи и предгорья Северного Кавказа.
Между тем, археологические материалы элитарных могильников Северо-Западного Кавказа отражают ключевые и разноплановые процессы и явления, происходившие в Султанате (установление и динамику развития дипломатических отношений с Улусом Джучи, организацию сложного международного канала работорговли, а также кардинальные изменения в его функционировании, связанные с переносом во времена Великой замятни в Золотой Орде управляющего центра этого трафика с территории Крыма в Закубанье и с переориентацией султанов Египта на целенаправленную закупку военных рабов из числа черкесов, социальные реформы третьего правления султана ал-Малика ан-Насира ибн Калауна (1309-1341), девальвацию при поздних Бахритах и Бурджитах основных принципов организации мамлюков, установленных «султанами-основателями» мамлюкского государства – Бейбарсом I и Калауном, «золотой век» мамлюкского искусства и ремесел первой половины XIV в. и процессы демократизации и люмпенизации элиты при поздних мамлюках, вкусы которых определяли развитие материальной и духовной культуры Султаната, поражение во второй османо-мамлюкской войне и возвращение части мамлюков на Кавказ и т.д.). С другой стороны, эти же археологические материалы отражают политические и культурные события в истории Золотой Орды (ослабление контроля над населением предгорий Севро-Западного Кавказа во времена Великой замятни, возобновление интенсивных связей с Султанатом в годы правления хана Тохтамыша, последовавшая за разгромом и разорением Золотой Орды Тамерланом почти полная переориентация черкесов на Султанат и одновременно - сложение местной элиты, независимой от Джучидов, что находило отражение, в том числе, и в появлении нового костюма и новых символов власти, и т.д.).
Важно подчеркнуть, что памятники Закубанья и Причерноморья сохранили уникальные предметы быта, детали костюма, поставлявшиеся из Султаната, что открывает широкие возможности для их всестороннего междисциплинарного изучения, в то время как исследователи мамлюкского костюма (классические работы L.A. Mayer 1943 и 1952 гг., а также исследования Louise W. Mackie, 1984, Albrecht Fuess, 1985 и др.) неоднократно отмечали тот факт, что после победы над Султанатом османы последовательно замещали символы мамлюков своими, что привело к уничтожению предметов быта и повседневной культуры мамлюков. В этом отношении поставленные нами задачи междисциплинарного изучения предметов из текстиля, войлока, кожи имеют особое значение.
Одним из самых сложных препятствий, с которыми сталкиваются кавказоведы-медиевисты, является отсутствие переводов трудов средневековых арабских авторов. Приходится констатировать: тот факт, что исследователи не владеют арабским языком, приводит к патовым ситуациям в изучении многих научных проблем средневековой истории Северо-Западного Кавказа, красноречивым примером чего является состояние изученности главной темы нашего проекта. Одной из магистральных своих задач мы видим перевод текстов, касающихся связей мамлюков Египта и Сирии с Северным Кавказом, и введение их в научный оборот. Особое значение имеют переводы мамлюкских биографических словарей.
Новый ракурс в рассмотрении давно известных археологических материалов вкупе с информацией письменных источников открывает новую страницу в изучении средневековой истории Северного Кавказа, а также Золотой Орды и Султаната. Одним из самых важных и перспективных новых направлений является изучение формирования социально-политических институтов у черкесов XIII–XV вв. В настоящее время этот вопрос рассматривается в контексте военно-политического, социально-экономического влияния Золотой Орды (Горелик М.В., Дружинина И.А., 2011. С. 39-60; Крамаровский М.Г., 2015. С. 332-334; Голубев Л.Э., 2017. С. 139-147 – также Генуэзских и Венецианских колоний; и др.), Османской империи и Крымского ханства (Смирнов В.Д., 2005. С. 206-207, 270-271; Зайцев И.В., 2021; и др.). Отдельный блок представляют публикации, авторы которых рассматривают исторический сценарий самобытного не испытывавшего сколь-нибудь серьезного влияния других культур развития государственности у адыгов и их культуртрегерской роли в истории. Образование адыгских княжеств, и прежде всего, Кабарды и в том, и в другом случае рассматривается лишь как территориальное расширение адыгского влияния на Северном Кавказе.
Между тем, в изучении условий формирования и специфики политической организации адыгов в эпоху позднего средневековья до сих пор практически не был учтен уникальный исторический опыт, когда черкесы не только были частью единого централизованного государства, являвшегося при этом одной из крупнейших держав своего времени – Султаната мамлюков Бурджи («Dawlat Asharkassi», 1382–1517 гг.), но и стояли у его руководства, во многом направляя его развитие и определяя его судьбу. Также ни в отечественной, ни в зарубежной историографии в качестве самостоятельной научной проблемы не поднимался вопрос об интересах Султаната на Северном Кавказе, помимо закупки и вывоза военных рабов. В рамках нашего проекта будет предложена новая научная концепция об институционализации власти в Кабарде как наиболее завершенном и сложно-организованном политическом образовании адыгов эпохи позднего средневековья в контексте влияния традиций и норм политической системы мамлюков Египта и Сирии.
Следует обратить внимание на то, что мамлюки - традиционная тема для зарубежной историографии. Крупнейшие научные школы мамлюковедения сложились и плодотворно работают в США, Израиле, Франции, Японии, Египте. Особая значимость нашего проекта состоит в том, что он открывает новое направление в мамлюковедении - изучение истории мамлюков как части истории Кавказа. Принципиально важно то, что это направление фундировано собственным уникальным фондом источников. И тем более важно закрепить приоритет отечественных исследований на этом научном направлении.
Наша работа, безусловно, открывает широкие перспективы для сотрудничества со специалистами-мамлюковедами Ближнего Востока, и неизбежно укрепит международные позиции отечественного востоковедения.
Важнейшей своей задачей мы видим популяризацию результатов нашего исследования. В рамках проекта на 2025 г. запланировано проведение выставки на базе Краснодарского государственного историко-археологического музей-заповедника на тему: "Черкесы. Мамлюки. Выбор истории". Также результаты нашего проекта будут представлены на крупнейших специализированных научных форумах нашей страны - "Крупновские чтения" (2024 г.), ежегодных востоковедных чтениях, организуемых Институтом востоковедения РАН и других научных площадках.
Результаты работы по проекту планируется опубликовать в менее 9 статьях в ведущих научных периодических изданиях, входящих в базы WoS и Scopus, а также в виде сборника научных работ или монографии.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В 2023 г. работа по проекту проводилась по нескольким направлениям.
Ключевой задачей проекта является поиск, перевод, систематизация и публикация текстов арабских средневековых авторов, отражающих связи мамлюков Бурджи и черкесов Северного Кавказа.
В научный оборот отечественного кавказоведения введены представляющие исключительный интерес для изучения средневековой истории черкесов и других народов Северного Кавказа сведения арабских источников – двух трактатов Бадр ад-Дин ал-‘Айни (ум. 1451), один из которых посвящен султану аз-Захиру Татару (правил с 29 августа по 20 ноября 1421 г.), а другой – султану ал-Му’аййаду Шайху (1412-1421). Оба этих сочинения содержат сообщения о происхождении султанов и их родине – «Стране черкесов». В трудах ал-‘Айни содержатся самые ранние известные на сегодняшний день упоминания названий целого ряда народов и племен, обычно датируемых XVI-XVII вв. (см.: классические труды Н.Г. Волковой и Е.Н. Кушевой). ал-‘Айни подробно раскрывает значение название الجراكسةُ (джаракиса / черкесы) в трактовке арабской средневековой письменной традиции. Он же приводит генеалогии султанов, восходящие к далеким кавказским предкам, являвшихся родоначальниками, при этом показывает известное противостояние современных ему потомков рода Каса, которому принадлежал первый черкесский султан аз-Захир Баркук (1382-1399), и рода Кармук, которому принадлежал султан ал-Му’аййаду Шайху, что, помимо прочего, демонстрирует то обстоятельство, что связи с Кавказом, с определенными черкесскими родами являлись значимым фактором внутрикорпоративной борьбы мамлюков Бурджи на территории Султаната.
Еще один блок введенных в научный оборот сведений из трудов историков Султаната Бурджи: Ибн Тагри Бирди (ум. в 1469 г.), ас-Сахави (ум. в 1497 г.), Ибн Шахин ал-Малати (ум. в 1514 г.), посвящен известной по итальянским источникам середины – второй половины XV в. (Иосафат Барбаро и Джорджио Интериано) земле Кремух – процветающей области страны черкесов и ее правителе Кертибее. В частности то, что «16 января 1450 г. султан аз-Захир Джакмак заключил брак с черкешенкой Джаван Сувар, дочерью Куртбая. Этот Куртбай прибыл с дочерью из Страны черкесов, был из числа знати, и ему принадлежала власть в некоторых областях этой страны». Информация этих источников имеет ключевое значение для изучения социально-политического развития черкесского общества, его структуры и организации власти.
Проведено исследование, в котором в новом ракурсе - в свете изучения взаимосвязей черкесов Закубанья и мамлюков Бурджи (1382–1517), рассмотрено содержание ключевого источника по средневековой истории адыгов и других народов Северо-Западного Кавказа – сочинения генуэзца Джорджио Интериано (конец XV в.) посетившего Северный Кавказ в период правления в Каире султана ал-Ашрафа Каитбая (1468–1496), на время которого приходится один из наиболее активных периодов посещения черкесскими мамлюками родных земель и племен ЗакубаньяИнтериано запечатлел образ жизни, обычаи, облик адыгской знати в то время, когда их родственники управляли одним из самых могущественных государств Востока – Султанатом мамлюков Бурджи. Наблюдения Джорджио Интериано хорошо коррелируют с описанием целого ряда традиций мамлюков Бурджи, зафиксированных в арабских источниках, а также с археологическими материалами, полученными в ходе раскопок элитарных могильников черкесов Закубанья. При анализе сочинения Джорджио Интериано впервые привлечены тексты его современников – арабских историков Султаната Бурджи.
Вторым направлением исследований является изучение археологических источников, демонстрирующих культурное и политическое влияние Султаната на население Северо-Западного Кавказа. Изучение музейных коллекций Каира (Египет) позволило ознакомиться с «золотым фондом» мамлюкской археологии, прежде всего, с предметами роскоши и элитарным оружием султанов и эмиров, однако предметов материальной культуры, принадлежавших офицерам нижнего звена и рядовым мамлюкам, в музейных экспозициях практически не было. А это именно те вещи, прямые аналоги которым были обнаружены в Белореченских курганах Закубанья (поясные наборы, несессеры, деревянные шкатулки, детали одежды – пуговицы, застежки, ткани и т.п.). Однако, богатейший материал для анализа белореченской коллекции предоставили памятники архитектуры – возводимые султанами мечети, мавзолеи, завии и т.д. Орнаменты использованных в их убранстве декоративных элементов из камня, металла и дерева копировали средневековые мастера, изготавливавшие предметы быта и элементы костюма. Важнейшим обстоятельством является то, что годы постройки каждого архитектурного памятника хорошо известны, и это позволяет разработать дробную хронологию трудно датируемого археологического материала, происходящего из погребальных памятников черкесов и кабардинцев Северо-Западного и Центрального Кавказа XIV – XVI в. Помимо того, сопоставление орнаментальных стилей и сюжетов декоративного убранства памятников бурджитской архитектуры и орнаментов, украшавших поясные наборы и оружие из Белореченских курганов, не оставляет сомнения в изготовлении последних мастерами именно Мамлюкского султаната, а не Золотой Орды или генуэзских колоний Крыма, как считалось ранее.
В рамках третьего направления – палеоантропологических исследований по проекту – проведен комплексный анализ материалов из могильников Северо-Восточного Причерноморья и Закубанья XIV-XV вв. с целью изучения средневекового населения Северо-Западного Кавказа, являвшегося главным "кадровым резервом" для пополнения корпуса мамлюков Бурджи. Получены результаты изотопного анализа Sr серии образцов (зубы индивидов) из некрополя Натухаевская 5, маркирующего прижизненную мобильность индивидов. Отметим, что палеоантропологические материалы из черкесских могильников впервые изучаются с помощью данного метода. Они предоставили базовую информацию для проведения сравнительных исследований образцов из погребений других могильников, изучение которых имеет принципиальное значение для понимания этнокультурных процессов, протекавших в XIV-XV вв. в регионе (прежде всего, палеоантропологических материалов из Белореченских курганов, а также из элитарных воинских захоронений в медных гробах - распространившейся на территории Северо-Западного Кавказа новой погребальной традиции одновременно с резко возросшей во второй половине XIV в. ролью местного нобилитета в обеспечении поставок черкесских военных рабов в Каир).
Исследована значительная часть (258 черепов) палеоантропологической коллекции ключевого для изучения средневековой истории Северо-Западного Кавказа и этногенеза адыгов памятника могильника Казазово 1. Проведен комплексный археолого-палеоантропологический анализ уникальных материалов, поступивших в начале XX в. в Кубанский музей, представленных фрагментами обшивки медного гроба, бронзовыми деталями ножен сабли, железными наконечниками стрел, деревянным гребнем, а также почти полным скелетом погребенного молодого мужчины (его установленный возраст – 25-35 лет). Комплекс имеет надежную датировку - вторая половина XIV в. Проведенный анализ с применением метода главных компонент показал принадлежность мужчины оседлому населению Северо-Западного Кавказа – непосредственным предкам современных адыгов или абазин. Тщательное изучение травматических повреждений, зафиксированных на костях скелета, позволило установить причину и обстоятельства его гибели. Вполне вероятно, что этот человек был одним из тех представителей высшей прослойки местной знати, в чьих руках оказался контроль над поставками в Мамлюкский султанат военных рабов. Его жизнь оборвалась незадолго до того, как в Каире к власти пришел первый султан новой, черкесской династии, принявший имя аз-Захир Баркук (1382-1399).
Результаты работы были представлены в серии статей и докладов на конференциях.
Публикации
1. Абрамова А.Н., Дружинина И.А. Результаты палеоантропологического анализа останков воина из элитарного погребения XIV в. близ города Крымск Археология Евразийских степей, №6 (год публикации - 2023)
2. Абрамова А.Н., Дружинина И.А. Могильник Казазово 1 (материалы раскопок 1972 г.) первые результаты комплексного исследования Западный Кавказ в контексте контактов культур, народов и цивилизаций. Материалы научно-практической конференции XI Анфимовские чтения. Анапа, 25-28 сентября 2023 г. Краснодар; М.: Традиция; Центр палеоэтнологических исследований., С. 178-187 (год публикации - 2023)
3. Дружинина И.А., Илюшина М.Ю., Кабардов И.Б. «Жизнь и место обитания зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование» Джорджио Интериано: комментарии к тексту источника История, археология и этнография Кавказа, Т. 19. № 4. С. 921-933 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.32653/CH194921-933
4. Дружинина И.А. Mamluks in the North Caucasus in the 13th – early 16th centuries: a new direction in the study of medieval history of the peoples of the Caucasus and the Middle East Scientific research of the SCO countries: synergy and integration. Beijing, PRC, С. 98-101 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.34660/INF.2023.30.77.450