КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 20-19-00769

НазваниеРазработка расчетных методов и средств экспериментальных исследований прочности и деформативности несущих элементов высокорисковых объектов в штатных, поврежденных, аварийных и катастрофических состояниях.

РуководительМахутов Николай Андреевич, Доктор технических наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт машиноведения им. А.А. Благонравова Российской академии наук, г Москва

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс Конкурс на продление сроков выполнения проектов, поддержанных грантами Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (45).

Область знания, основной код классификатора 09 - Инженерные науки, 09-101 - Прочность, живучесть и разрушение материалов и конструкций

Ключевые словаАвария, катастрофа, механика разрушения, напряжения, трещины, деформации, повреждения, предельное состояние, живучесть, разрушение, расчет, эксперимент.

Код ГРНТИ81.93.03


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Реализованный в 2020 – 2022 гг. Проект «Разработка расчетных методов и средств экспериментальных исследований прочности и деформативности несущих элементов высокорисковых объектов в штатных, поврежденных, аварийных и катастрофических состояния» (далее Проект 2020) был посвящен исследованию последовательных переходов критических несущих элементов высокорисковых объектов из штатных состояний в поврежденные, аварийные и катастрофические состояния под действием проектных режимов эксплуатационного нагружения. Однако реальные объекты помимо проектных режимов эксплуатационного нагружения могут дополнительно подвергаться экстремальным запроектным динамическим воздействиям техногенного (взрывы, пожары при авариях на соседних объектах), и природного (сейсмические воздействия, наводнения, ураганы) и антропогенного (грубые ошибки операторов, диверсионные воздействия, поражающие факторы боевых действий) характера, а также проявлениям, так называемого, человеческого фактора. При этом переход критических несущих элементов высокорисковых объектов из штатных в аварийные и катастрофические состояния будет осуществляться на фоне накопления повреждений и исчерпания пластичности, которые были достигнуты под действием штатных режимов эксплуатационного нагружения, а также иметь повышенную динамичность, и обусловленный ею ряд особенностей, касающихся изменений уравнений состояния, механических свойств, неизотермичности экстремального высокоскоростного деформирования, которые подлежат изучению в рамках предлагаемого к реализации проекта, являющегося продолжением и развитием Проекта 2020 (далее Проект 2023). В рамках Проекта 2023 будет создана унифицированная технология многопараметрической диагностики и мониторинга ускоренных переходов из проектных штатных в запроектные аварийные и катастрофические состояния в условиях дополнительных экстремальных динамических воздействий на рассматриваемый объект. Этим переходам соответствуют интенсивно нарастающие напряжения и деформации, ускоренное накопление повреждений, выраженная кинетика изменения амплитудно-частотных характеристик несущих элементов высокорисковых объектов и изменения психофизиологического состояния операторов, управляющих этими объектами. Проект 2023 является логическим продолжением и развитием Проекта 2020, развивающим и модифицирующим разработанные в рамках Проекта 2020 подходы и расчетно-экспериментальные методики оценки остаточной прочности, ресурса и живучести критических несущих элементов высокорисковых объектов при их последовательном переходе из штатных в аварийные и катастрофические состояния на случай, когда рассматриваемый объект подвергается экстремальному запроектному динамическому воздействию. Кроме того, связь двух проектов будет обеспечена тем, что в рамках Проекта 2023 будут разработаны предложения по корректировке отраслевых норм прочности атомной и гидроэнергетики, авиации, железнодорожного и трубопроводного транспорта с учетом разработок Проектов 2020 и 2023. Таким образом, разработанные на предшествующем этапе работ по Проекту 2020 методы и средства в рамках Проекта 2023 будут развиты, усовершенствованы и распространены на случай, когда уже поврежденные в результате действия проектных режимов эксплуатационного нагружения критические несущие элементы высокорисковых объектов подвергаются запроектным динамическим воздействиям, приводящим к экстремальны повреждениям, резко изменяющим напряженно-деформированные состояния, локальные механические свойства и сопротивление окончательному разрушению критических несущих элементов рассматриваемых высокорисковых объектов.

Ожидаемые результаты
Основными результатами исследований и разработок Проекта 2023 будут новые научные основы для решения задач по дополнительному обоснованию резко измененных напряженно-деформированных, поврежденных и предельных состояний несущих элементов высокорисковых критически и стратегически важных объектов атомной, тепловой и гидравлической энергетики, ракетно-космической и авиационной техники при возникновении в процессе штатной эксплуатации экстремальных запроектных динамических воздействий техногенного, природного и антропогенного характера. Исследования по проекту 2023 ориентируются на использование новых постановок научных, методических и прикладных задач об интервальных полях деформаций и повреждений, возникающих при дополнительных экстремальных воздействиях на предварительно поврежденные в процессе штатной эксплуатации объекты. Такая постановка проблем вытекает из анализа тяжелых аварий и катастроф, вызванных запроектными воздействиями ряда факторов техногенного, природного и антропогенного характера на атомные электростанции (Чернобыльская АЭС в СССР, Фукусима в Японии), на объекты гидроэнергетики (Саяно-Шушенская ГЭС в РФ), на магистральные трубопроводы (продуктопроводе, транспортирующем ШФЛУ, под Уфой, СП-1, СП-2), на хранилища энергоресурсов (Норникель). Базовыми научными результатами работ Проекта 2023 станут новые и уточненные методы решения краевых задач о напряженно-деформированных и предельных состояниях с учетом динамичности, неизотермичности и нелинейности уравнений состояния конструкционных материалов, исчерпания пластичности на предшествующих стадиях штатной эксплуатации. Постановка и решение таких сложных задач в силу неопределенности и переменности в граничных условиях и характеристиках механических свойств будет опираться на комплексные аналитические, численные и экспериментальные методы научных исследований и практических разработок Проекта 2020. При реализации предлагаемого Проекта 2023 будут решены следующие новые задачи: 1) обоснование выбора наиболее опасных и сложных сочетаний конструкторско-технологических и эксплуатационных деформационно-силовых факторов наложения на штатные режимы эксплуатационного нагружения дополнительных экстремальных динамических воздействий, ведущих к ускоренным переходам в предельные состояния при возникновении и развитии аварийных и катастрофических ситуаций техногенного и природного характера в критических несущих элементах высокорисковых объектов энергетического и транспортного назначения (сосуды давления, трубопроводы, турбоагрегаты в энергетике, ракетно-космической технике, авиации); 2) исследование сильно поврежденных в результате штатной эксплуатации и последующего экстремального динамического воздействия состояний по параметрам изменений геометрических форм и сечений критических элементов, высоких остаточных напряжений от повреждений и исчерпания локальной пластичности в опасных точках и зонах. 3) исследование опасного влияния антропогенного (человеческого) фактора, связанного с воздействием операторов на системы управления сложными объектами высокой потенциальной опасности, с учетом изменений психофизиологического состояния операторов, которое может привести к серьезным ошибкам при эксплуатации объекта, обуславливающим его переход из штатных в аварийные и катастрофические состояния. Для решения этих трех указанных задач в Проекте 2023 развивается унифицированная технология многопараметрической диагностики и мониторинга указанных выше ускоренных переходов из проектных штатных в запроектные аварийные и катастрофические состояния в условиях дополнительных экстремальных динамических воздействий на рассматриваемую систему. Этим переходом соответствуют интенсивно нарастающие напряжения и деформации, ускоренное накопление повреждений, выраженная кинетика изменения амплитудно-частотных характеристик несущих элементов высокорисковых объектов и изменения психофизиологического состояния операторов, управляющих этими объектами. Конечной целью развиваемого в Проекте 2023 подхода является переход к риск-ориентированному обоснованию остаточной прочности, ресурса и безопасности ответственных критически и стратегически важных объектов, с учетом штатных и нештатных повреждений, и обеспечению условий их эксплуатации в зоне приемлемых техногенных, природных и антропогенных рисков при штатных, нештатных, проектных и запроектных воздействиях. Это согласуется с требованиями стратегий национальной, энергетической, транспортной и военной безопасности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По результатам исследований, проведенных в условиях равновероятного нерегулярного режима малоциклового нагружения, и их сопоставления с равными по напряжениям регулярными режимами следует, что усложнение характера нагружения в сравнении с традиционным регулярным, как правило, изменяет кинетику деформаций, а, следовательно, и сопротивление малоцикловому разрушению. В выполненных пробных испытаниях имело место изменение закономерностей развития деформаций при нерегулярном нагружении по сравнению с регулярными режимами. С учетом этого фактора оценка повреждаемости материала на основе деформационно-кинетического критерия подтверждает применимость линейной гипотезы суммирования выраженных в деформационных терминах повреждений. Изложенные данные базируются на пробных контрольных экспериментах по изучению особенностей сопротивления деформированию и разрушению при двухчастотном и нерегулярном режимах нагружения, которые определенным образом имитируют многочастотные воздействия экстремальными нагрузками в проектных и запроектных условиях. В рамках реализации проекта проведены экспериментальные и расчетные исследования с использованием метода конечных элементов, а также систем оптического и акустико-эмиссионного мониторинга. По результатам совместного применения метода конечных элементов, электронной цифровой спекл-интерферометрии и корреляции цифровых изображений были определены поля остаточных напряжений после засверловки отверстия в образце со сварным соединением из трубной стали. В результате обработки экспериментальных данных разработана и апробирована усовершенствованная методика определения остаточных напряжений в сварных соединениях, а также предложен способ построения трехмерной конечно-элементной модели по данным. Изучены возможности использования вибродиагностики для мониторинга состояния конструкционного материала в процессе его структурной перестройки в диапазоне звуковых волн от 20 Гц до 20 кГц. Исследования проводились в ходе испытания на разрыв образцов корсетной формы из трубной с габаритными размерами в зоне контроля 250х40х4 мм, имеющих центральное отверстие диаметром 5 мм. Для регистрации низкочастотных импульсов были использованы система вибродиагностики Оникс (ООО «Диамех-2000», РФ) и программно-аппаратурный комплекс для оценки акустических параметров Эксперт М-19.2022. В качестве приемников регистрации низкочастотных колебаний в системе Оникс использовались акселерометры АС102-1А, а в программно-аппаратурном комплексе Эксперт М-19.2022 акустический преобразователь с намагниченным стальным основанием, подключенный к звуковой плате ноутбука. Для верификации регистрируемых импульсов смещения среды в процессе структурной перестройки стальных образцов применялась восьмиканальная система A-Line32D (ООО «Интерюнис-ИТ», РФ) и квазирезонансные преобразователи акустической эмиссии (ПАЭ) R15α–AST (фирмы «Mistras», США). В процессе постепенного повышения растягивающей нагрузки ПАЭ регистрировали сигналы акустической эмиссии (АЭ), начиная от стадии упругого деформирования материала до разрыва образцов. Акселерометры регистрировали сигналы смещения среды только при разрыве образцов, т.е. в результате волновых процессов, возникающих в период последействия. С помощью перспективного программно-аппаратурного комплекса Эксперт М-19.2022 так же был зарегистрирован сигнал только при разрыве образцов. Измерительными каналами системы A-Line32D в ходе испытания образцов на разрыв было зарегистрировано было зарегистрировано практически 6000 локационных импульсов. Проведенные исследования показали, что чувствительность датчиков вибродиагностики (акселерометров АС102-1А) и микрофона программно-аппаратурного комплекса оценки акустических параметров сигналов Эксперт М-19.2022 недостаточна для регистрации динамической перестройки структуры материала в процессе его деформирования. По результатам обработки экспериментальных АЭ данных была разработана эмпирическая модель процесса накопления повреждений, коррелирующая с частотными признаками зарегистрированных сигналов. Для оценки степени поврежденности исследуемых объектов так же был использован тепловой метод неразрушающего контроля. Применение кластеризации термограмм позволило визуально показать распределение локальных деформаций по нагруженному объекту контроля. Определено, что мультифрактальные спектры отражают характерные особенности в распределении локальных деформаций, что позволяет оценить интегральную характеристику масштабных факторов, влияющих на локальные изменения деформационного поля объекта контроля. При этом увеличение ширины мультифрактального спектра S можно трактовать как численную оценку поврежденности материала. Рассмотренны вопросы практического применения для исследования существенно неоднородных полей остаточных напряжений (ОН) в плоских деталях экспериментально-расчётного метода, основанного на математической обработке полей деформационного отклика, возникающих после разрезки детали по прямой линии, с использованием рядов Матье. Разработаны алгоритм и программа математической обработки экспериментальных данных о напряженно-деформированном состоянии (НДС), возникающем после разрезки детали и зарегистрированного методом оптически чувствительных покрытий. На основе численных экспериментов показано, что при надлежащем выборе зоны локализации, объёма исходной экспериментальной информации и членов ряда Матье наличие относительной случайной погрешности δ в пределах до 15% не приносит существенных изменений в получаемые оценки распределения ОН. С применением разработанной методики и программы проведено исследование на оптической модели высокоградиентного (скачкообразного) поля ОН, результаты которого показали практическую эффективность рассмотренного экспериментально-расчётного метода. Результаты работ по проекту отражены в материалах Международной конференции «МАШИНЫ, ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»: http://imash.ru/konferentsii/85-let-imash-ran/

 

Публикации

1. Ахметханов Р.С. Thermal Control: Multifractal Distribution of Local Plastic Strains Journal of Machinery Manufacture and Reliability, Vol.52, №5, P.479–485 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.3103/S1052618823050023

2. Ахметханов Р.С. Анализ влияния укладки армирования волокнистого композиционного материала на неоднородность локализации деформаций и напряжений методом термоупругого отклика Заводская лаборатория. Диагностика материалов, 2024 (год публикации - 2024)

3. Махутов Н.А., Васильев И.Е., Чернов Д.А., Марченков Ю.А. The use of acoustic emission in assessing the ductility loss in steel products under the effect of impact Industrial Laboratory. Materials Diagnostics, Vol.89, №11, P.60–70 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.26896/1028-6861-2023-89-11-60-70

4. Махутов Н.А., Гаденин М.М. Computation and experimental modelling of stress-strain states of high-loaded parts of power units Journal of Computational Technologies, Vol.28, №4, P.5-21 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25743/ICT.2023.28.4.004

5. Махутов Н.А., Гаденин М.М. Научная информационно-аналитическая база промышленной безопасности Безопасность труда в промышленности, №10, С.20-26 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.24000/0409-2961-2023-10-20-26

6. Махутов Н.А., Гаденин М.М. Научные основы и прикладные разработки проблем безопасности и защищенности морских трубопроводов и сооружений Морская наука и техника, №7, С.18-27 (год публикации - 2023)

7. Разумовский И.А., Усов С.М. Экспериментально-расчётный метод исследования неоднородных полей остаточных напряжений в плоских деталях Проблемы машиностроения и автоматизации, № 2, С. 37-45 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.52261/02346206_2023_2_37