КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-25-00397

НазваниеИсследование дезадаптивных личностных черт и социально-психологических факторов риска манифестации отклоняющегося поведения в подростковом возрасте с разработкой игры, обучающей тому, как справляться со стрессом.

РуководительАнтохин Евгений Юрьевич, Кандидат медицинских наук

Организация финансирования, регион Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Оренбургский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, Оренбургская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 05 - Фундаментальные исследования для медицины, 05-229 - Клиническая психология

Ключевые словакопинг-стратегии, психокоррекция, подростки, игра, самоповреждения, суицидальные попытки, стресс, депрессия, тревога, агрессия

Код ГРНТИ76.29.52


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Проблема отклоняющегося поведения является мультидисциплинарной. Исследователи этой области, в качестве предиспозиции становления агрессивного/аутоагрессивного поведения, рассматривают биологические, социальные, психологические особенности. С клинической точки зрения важно различать аутоагрессивное поведение с суицидальной целью и несуицидальные самоповреждения. Доказано, что несуицидальное самоповреждение связано с неадаптивными копинг-стратегиями (стратегии совладания со стрессом), недостаточностью регуляции эмоций и отрицательной самооценкой с чувством неполноценности и неуверенности в себе, руминациями, эмоциональной зависимостью и чрезмерно рискованным поведением. В настоящий момент в России существует недостаток исследований предикторов отклоняющегося поведения у подростков. Одной из причин такого дефицита является высокая трудоемкость исследования, обусловленная ограничением доступа специалистов, в связи со страхом стигматизации. Наиболее распространенным диагностическим инструментарием при оценке аддиктивного (отклоняющегося) поведения обычно являются опросники, анкеты. Указанные методы, с одной стороны позволяют выявить не всех подростков группы риска и часто не могут предсказать импульсивные попытки, а с другой стороны, при их использовании можно выявить детей в высокими показателями психологического неблагополучия в целом, но не обязательно высоким суицидальным/агрессивным риском. В отечественных и зарубежных медицинских и образовательных учреждениях для выявления и работы с подростками наиболее удобен для использования будет инструмент, отвечающий следующий условиям: возможность скринингового применения, соответствие вопросов возрасту респондентов, охват разных маркёров отклоняющегося поведения, по возможности, отсутствие прямых вопросов о суицидальных мыслях, агрессивных поступках и т.д., а также возможность психокоррекционных интервенций (вмешательств) с целью снижения агрессивного поведения и аутоагрессивного риска. Настоящий проект также направлен на разработку программы для ЭВМ, позволяющей провести диагностику и психокоррекцию агрессивного/аутоагрессивного поведения в игровой форме. Программа предполагает проработку множества актуальных подростковых ситуации в игровом формате, а также применение их в реальной жизни подростка, что будет способствовать его адаптации к решению проблемных ситуаций, развитию навыков совладания со стрессом, минимизации депрессивных и тревожных переживаний, коррекции агрессивного/аутоагрессивного поведения, улучшению межличностных отношений с окружающими и др. Игровая форма программы позволит вовлечь в процесс диагностики, профилактики и психокоррекции любого подростка, позволит откровенно и естественно выражать свои чувства, мысли, поступать так, как он захочет. Впервые на основе целостного клинико-психологического изучения агрессии/аутоагрессии у подростков будет выявлен определенный спектр клинических, психологических и аффективно-поведенческих характеристик лиц подросткового возраста, способных влиять на форму и уровень проявления агрессии/аутоагрессии. А также, будут получены новые данные о психопрофилактической/коррекционной эффективности разработанной копинг-игры для подростков с целью снижения агрессивного поведения/аутоагрессивного риска в зависимости от наличия или отсутствия суицидальной цели. Аналогов данного исследования в мировой науке не обнаружено. Существует множество интерактивных игр, основная функция которых заключается только в развлекательной цели. Разрабатываемая программа для ЭВМ имеет широкое применение - предназначена для использования в медицинских/образовательных учреждениях для специалистов помогающих профессий и родителей подростков.

Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта будет разработана модель формирования агрессивного/аутоагрессивного поведения с учетом стрессовых, тревожных и депрессивных проявлений у подростков в рамках использования программы для ЭВМ, что позволит получить новые данные о группах риска по суициду и агрессии и разработать меры профилактики, а также тренинговые программы с целью предотвращения суицидальной попытки/агрессивного поведения при обследовании подростков и учащейся молодежи. Программа будет включать две формы: диагностическую и психопрофилактическую/коррекционную. Диагностическая часть веб-приложения позволит в игровой форме выявлять уровень стресса, тревоги, депрессии, агрессии и оценки аутоагрессивного риска с выявлением отдельно несуицидального самоповреждающего поведения и самоповреждающего поведения с суицидальной целью. Далее программа подберет соответствующую программу психопрофилактики/коррекции той или иной формы проблемного поведения подростка, исходя из его диагностических данных. Программа разрабатывается для специалистов как медицинских, так и образовательных учреждений, а также его могут использовать родители/близкие подростков и сами подростки. Данная программа будет актуально для использования в работе специалистов занимающихся адаптацией подростков, характеризующийся асоциальным поведением, имеющих определенные личностные особенности агрессивность, склонность к межличностным конфликтам, нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения, трудностями социальной адаптации, неумением выстраивать межличностные отношения с окружением, наличие самоповреждающего поведения (с суицидальной и несуицидальной целью). Целесообразно применение копинг-игры в психиатрических стационарах и амбулаторных учреждений с целью коррекции тревожных, депрессивных и аутоагрессивных проявлений у подростков. Интерактивное игра актуально для школ, интернатов, служб и фондов помощи подросткам, которым сложно жить обычной жизнью в социуме и выстраивать контакт с другими людьми. Кроме этого, программа подходит для профилактики отклоняющегося поведения у здоровых подростков. А также копинг-игру можно использовать в качестве обучающего материала в высших учебных заведениях для подготовки медицинских психологов и врачей. Данный проект не имеет подобных аналогов в мире. Впервые будет создана игра для подростков, обучающая совладанию со стрессом в реальной жизни. Впервые будут получены новые данные о применении игры для подростков, снижающей уровень тревоги, депрессии, стресса, агрессии и аутоагрессии в зависимости от наличия или отсутствия суицидальной цели. Таким образом, впервые будет разработана модель формирования агрессивного/аутоагрессивного поведения с учетом стрессовых, тревожных и депрессивных проявлений у подростков в рамках использования программы для ЭВМ.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Результаты нашего исследования показали, что социальное окружение имеет важную роль в профилактике суицидального поведения и сопряжённого с ним риска формирования аддиктивных форм поведения. Социально-психологические условия в процентном соотношении в некоторой степени хуже в группе подростков с СП, нежели в группе с НССП. Большая часть опрошенных с НССП проживали в полной семье с родными родителями, в отличие от подростков с СП, которые в основном имели неполную семью. Отношения в семьях у некоторых подростков с НССП конфликтные, а другой части - теплые, у подростков с СП - с частыми наказаниями, либо формальные. Проведенные исследования показали, что подростки не испытывают страха перед самим процессом суицида, их в меньшей степени тревожит мнение социального окружения о поступке, но в большей степени главными антисуицидальными мотивами является ответственность перед семьей (преимущественно мамой) и её членами. О важности роли семьи в профилактике суицидального поведения также свидетельствуют полученные в настоящем исследовании данные о том, что у 65,4% подростков семья является факторов защиты от аддиктивных форм поведения. У 88,9% подростков важным путем преодоления критических ситуаций и негативного эмоционального фона является поиск поддержки и повышение самооценки, что в полной мере может дать только семья. В то же время, члены семьи, при выстраивании доверительных взаимоотношений должны учитывать особенности становления индивидуальных качеств личности, характера. Выраженные различия в гендерной частоте самоубийств среди подростков, где уровень суицида выше от 2 до 8 раз среди юношей, вероятно, можно объяснить большим количество, чем среди девушек лиц, для которых препятствующим фактором является семья, что показано в настоящем исследовании, определяющим разнонаправленное влияние семьи как протективное (истинно защищающее), так и патоформирующее (триггеррное) и патопротективное (потенциирующее). Установленный факт увеличения у подростков от 12 к 17 годам выраженности на 14,7% антисуициального мотива «Выживание и умение справляться с ситуацией» также определяет направление повышения толерантности к суицидальному поведению посредством обучения подростков в семье/ малой социальной группе (например, круг близких друзей) эффективному копинг-поведению в критических ситуациях, а также на базе образовательных организациях, где обучается подросток, в том числе через обучение технологиям позитивной интервенции педагогов и психологов школы. Важность понимания механизмов развития аутоагрессии определяет мишени психокоррекционного воздействия. Учитывая, что самоповреждающее поведение имеет тенденцию к снижению с возрастом, перспективным представляется проведение лонгитюдных исследований с использованием модели регрессионного анализа для уточнения механизмов формирования факторов риска и адаптивных стратегий совладания с негативными эмоциями. Проведенное исследование выявило высокий суицидальный риск у подавляющего большинства подростков с СП в настоящем в виде выраженного желания умереть. У подростков с НССП отсутствуют клинические признаки суицидального поведения на момент исследования, суицидальный риск при этом имеет средний уровень в том числе и в силу часто повторяющихся несуицидальных самоповреждений. Согласно теории поиска ощущений, люди, стремящиеся к острым ощущениям, склонны получать удовольствие от новых впечатлений, что, в свою очередь, увеличивает вероятность того, что они будут использовать рискованное поведение, такое как НССП, чтобы избежать неприятных эмоций, не чувствовать себя подавленным и безнадежным как при депрессии. В тоже время, в силу импульсивности и эмоциональной значимости как относительно адаптивного копинга по механизму эмоциональной разрядки, само по себе НССП является существенным фактором риска как суицида, так и формирования патологических аддикций. Анализ полученных данных по методике выявления склонности к различным формам девиантного поведения позволяет констатировать высокую склонность подростков с СП к различным проявлениям девиантного поведения по некоторым шкалам методики, что сопоставляется с более ранними исследованиями. Результаты изучения когнитивной регуляции эмоций убедительно свидетельствуют о наличии ярко выраженного когнитивно-аффективного дисбаланса со сдвигом в сторону дефицита эффективных стратегий преодоления эмоциогенных ситуаций у подростков с СП. Таким образом, в диагностическую модель формирования агрессивного/аутоагрессивного поведения вошли патоформирующие, протективные и патопротективные параметры личности, обуславливающие успешность/неуспешность ее адаптации в социально-психологическом поле. В ходе выполнения первого этапа проекта мы в некоторой степени вышли за пределы обозначенных задач. На основе результатов нашего исследования и теоретических данных (теория копинг-поведения Э.Хейма, положения когнитивно-поведенческой терапии А.Бека и схема-терапии Дж.Янга, теория перфекционизма А.Б.Холмогоровой-Н.Г.Гаранян) разработан первый вариант программы для ЭВМ, включающей психообразовательную часть с описанием различных по степени адаптивности стратегий совладания со стрессом (копинг-ориентированный тренинг), роли неконструктивного перфекционизма в дезадаптивном поведении подростков, значимости семьи и ближайшего окружения в повышении адекватной самооценки подростка и получении поддержки от семьи. Также в программе представлена диагностическая часть для своевременного выявления таких видов отклоняющегося поведения как НССП и СП в виде разработанного нами опросника, который включает 78 различных ситуаций/сценариев, описывающих основные сферы жизнедеятельности. В сценариях рассмотрены ситуации поиска острых ощущений, романтические истории, взаимоотношения с семьей, с одноклассниками, ситуации получения неудовлетворительных оценок в школе и в различных секциях, обращения за помощью к значимым взрослым, оказания помощи другим людям и другие. Проработав каждую из них, после диагностического этапа, определяющего целевые "мишени" в игровой форме у подростка будет способствовать формирования навыка решения ситуаций разными способами с приоритетным закреплением адаптивного полюса, что позволит корректировать поведение в рамках самоповреждающего. Мы полагаем, что такой подход позволит снизить частоту и интенсивность самоповреждений у подростков за счет активации конструктивного реагирования и коррекции неадаптивных стратегий. Также данную компьютерную программу можно будет применять для профилактики НССП поведения у здоровых школьников.

 

Публикации

1. Антохин Е.Ю., Антохина Р.И., Немцева Е.К. Отклоняющееся поведение у подростков: роль несуицидального самоповреждения, депрессии и стремления к поиску новых ощущений Неврологический вестник, - (год публикации - 2023)

2. Антохина Р.И., Васильева А.В. Копинг-стратегии у подростков с несуицидальным самоповреждающим поведением (начальный этап разработки приложения копинг-игры для подростков) Психическое здоровье, №9, Том 18, С.7-10 (год публикации - 2023) https://doi.org/10.25557/2074-014X.2023.09.7-9

3. Антохина Р.И., Немцева Е.К. Дезадаптивные личностные, нейропсихологические и социально-психологические факторы у подростков с отклоняющимся самоповреждающим поведением «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина, - (год публикации - 2023)

4. Булычева Е.В., Антохина Р.И., Васильева А.В., Антохин Е.Ю., Калмыкова А.С. Психосоциальные аспекты антисуицидальных мотивов у подростков «Психиатрия и психофармакотерапия» им. П.Б. Ганнушкина, - (год публикации - 2023)