КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-27-10001

НазваниеПетербургские пригороды: природа и люди

РуководительМартынов Василий Львович, Доктор географических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№76 - Конкурс 2023 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами» (региональный конкурс).

Область знания, основной код классификатора 07 - Науки о Земле, 07-802 - Социальная география

Ключевые словапригороды, Санкт-Петербург, природа, общество, субрбанизация, пост-субурбанизация, образ жизни, пространственное развитие, управление, транспортная доступность, строительство, рекрекция, ландшафты, экистика

Код ГРНТИ31.21.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
В первые десятилетия XXI века резко ускорились темпы освоения пригородной зоны Санкт-Петербурга. Такое развитие событий хорошо укладывается в общемировую логику развития процессов субурбанизации, которая в развитой части мира уже переходит в пост-субурбанизацию. Субурбанизационные процессы и особенности пространственной структуры пригородов в Западной Европе, США, Латинской Америке и многих других регионах мира изучены очень хорошо, однако в России такого рода исследований проводится недостаточно. Пригороды представляют собой пространственные структуры, несходные ни с городами, которые они окружают, ни с природными ландшафтами, которые в свою очередь окружают их. Пригороды соединяют в себе город и его природное окружение. Пространственная структура пригородной зоны трансформируется как под влиянием внешних по отношению к этой структуре факторов, так и внутренних, возникающих внутри самой этой структуры. Особенностью петербургских пригородов является то, что значительная их часть возникла одновременно с появлением самого С.-Петербурга. На протяжении более чем трёхсот лет пригороды и город «нарастали» навстречу друг другу. Селитебные, дворцово-парковые, сельскохозяйственные земли, военные объекты, территории при религиозных объектах и промышленных предприятиях чередовались в самых причудливых сочетаниях. Функции одних и тех же территорий со временем менялись. Природные ландшафты, на которых создавались пригородные поселения, трансформировались либо сознательно, либо стихийно. Большое и до сих пор недостаточно исследование влияние на развитие пригородной зоны «северной столицы» оказали события Великой Отечественной войны. Во второй половине XX века наряду со старыми пригородами стали появляться новые, представлявшие собой «города – спутники» в их классическом виде. Процесс формирования «городов – спутников» особенно усилился в конце XX – начале XXI веков. В результате всего этого петербургские пригороды представляют собой фантастически сложный конгломерат территорий, коренным образом отличающихся друг от друга по состоянию природной среды, истории развития и современному состоянию. Можно предположить, что пригородная зона С.-Петербурга – самая сложная в России и странах бывшего Союза ССР по своей планировочной структуре. С особенностями планировочной структуры тесно связано и пригородный «образ жизни». Границы пригородной зоны на протяжении XX – начала XXI веков сместились на несколько десятков километров. Большая часть территорий, входивших в состав петербургских пригородов ранее и входящих сейчас, прошла следующий путь: «дачные пригороды» - территория индивидуальной жилой застройки – территория массовой жилой застройки. На каждом этапе формировался свой образ и стиль жизни. В ходе исследования с применением полевого, исторического, картографического, графоаналитического, статистического методов предполагается: описать основные этапы формирования петербургских пригородов с точки зрения трансформации природной среды, систематизировать сведения об изменениях образа жизни населения пригородной зоны, выявить закономерности трансформации пригородной зоны С.-Петербурга с позиций как физической, так и социально-экономической географии, на основании чего разработать её природно-хозяйственное районирование, проанализировать сведения о современном состоянии петербургских пригородов, разработать рекомендации по совершенствованию пространственной основы пригородной зоны С.-Петербурга.

Ожидаемые результаты
1) концепция трансформации пригородной зоны С.-Петербурга, позволяющей объяснить её пространственное развитие в прошлом и настоящем, а также дать прогноз будущих изменений; 2) историко-географическая периодизация трансформации пригородной зоны С.-Петербурга с учётом её пространственно-временных изменений; 3) природно-общественное районирование пригородной зоны С.-Петербурга на современном этапе её развития 4) Практические рекомендации для органов власти С.-Петербурга и Ленинградской области, а также муниципальных образований с обеих сторон границы данных субъектов Федерации по дальнейшему развитию пригородной зоны в качестве единой природно-общественной территориальной общности.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В ходе полевых исследований весны – осени 2023 года была изучена линия границы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, представляющая собой «организующую ось» пригородной зоны. Установлено, что обозначение этой границы в различных картографических сервисах (Яндекс Карты, Google Maps и др.) зачастую не совпадает, а официальное описание линии границы местами допускает неоднозначное толкование, вследствие чего чётко определить эту линию можно не везде. Ни на одном своём участке административная граница С.-Петербурга и Ленинградской области не выполняет барьерной функции. Большая часть исследованных участков границы (всего было отработано 92 точки) эта граница разделяет однородные территории – как заселённые, так и не имеющие населения. При очень широком распространении понятий «пригороды» и «пригородная зона» до настоящего времени ни в научных трудах, ни в нормативных документах не определены их состояние и границы. В ходе работы над грантом были предложены критерии определения пригородной зоны Санкт-Петербурга, отличающие её как от города, так и от городской агломерации. Пригородная зона Санкт-Петербурга характеризуется следующими особенностями: • Имеет предельно ясно выраженный моноцентрический характер, проявляющийся в повседневной жизни большей части экономически активного населения. Там, где проявляется влияние других центров или большая часть населения не связана с главным городом, пригородная зона заканчивается. • Пригородная зона имеет исключительно или главным образом вспомогательную и/или обслуживающую функции по отношению к главному городу (селитебная, транспортная, логистическая, рекреационная). • Природа пригородной зоны «максимально» перестроена под воздействием главного города. Неблагоприятные с точки зрения освоения и незаселённые территории не являются частью пригородной зоны, невзирая на то, какое расстояние отделяет их от главного города. • Пригородная зона состоит из формально и/или фактически существующих населённых пунктов, расположенных вне пределов главного города, имеющих собственные названия. • Система общественного транспорта ориентирована почти исключительно на направление «главный город – пригород». Собственных транспортных связей населенные пункты пригородной зоны с населёнными пунктами за её пределами не имеют или почти не имеют, это сообщение поддерживается только через главный город. Впервые были определены внутренняя и внешняя границы пригородной зоны Санкт-Петербурга. Основой для этого определения послужили как антропогенные, так и природные факторы. Главным антропогенным фактором, определяющим принадлежность территории к пригородной зоне, является транспортная доступность. Эмпирическим путём было установлено, что внутренняя граница пригородной зоны примерно совпадает с изохроной 40 – 50 минут от центра С.-Петербурга, что в нынешних условиям соответствует расстоянию 20 – 25 км, а внешняя граница – изохроне двухчасовой транспортной доступности, что соответствует расстоянию примерно 55 – 60 км от центра Санкт-Петербурга (Казанской площади). Учитывалось время в пути общественным транспортом. Установлено, что на ряде направлений внешняя граница пригородной зоны совпадает с границей антропогенно преобразованных ландшафтов, которые названы «антропогенной лесостепью». Эти ландшафты напоминают лесостепь как внешне, представляя собой безлесные территории, так и по видовому составу растительности. Существование этой «антропогенной лесостепи», невзирая на очевидность её существования, до настоящего времени в научной литературе не отражалось. Определено, что сам процесс формирования пригородной зоны в её нынешнем виде связан с деятельностью человека, направленной на преобразование природной среды. Это проявилось в том числе в трансформации гидрографической сети. В ходе полевых исследований на примере озёр Осиновой Рощи установлено, что существующая там озёрная система, состоящая из четырёх озёр, в реальности представляет собой озёрно-прудовую систему, и два из четырёх озер имеют искусственное происхождение. Ни в каких литературных источниках об этом не говорится. По всей видимости, создание этой системы относится ко второй половине XVIII века. В это время происходила активная трансформация гидрографической сети и в других пригородах. При этом территории, где создавались новые искусственные гидрографические объекты (водоёмы и водотоки) получали благодаря этому дополнительные возможности развития (Петергоф, Стрельна, Сестрорецк, Ропша, Колпино и др.). Выявлены основные тенденции развития системы расселения в пределах пригородной зоны. Установлено, что эта система в целом имеет природную основу. Современная жилая застройка, так же, как и застройка более ранних времён, опирается на хорошо дренируемые территории. Процессы трансформации этой системы были проанализированы на примере двух соседних муниципальных образований, входящих в состав Выборгского района Санкт-Петербурга – Парголово и Левашово. Проведено сопоставление теоретических моделей, позволяющих наиболее полно описать, систематизировать и проанализировать сведения о пространственном развитии пригородной зоны Санкт-Петербурга на протяжении XX – первых десятилетий XXI вв., а также дать прогноз её развития.

 

Публикации

1. Мартынов В.Л., Васильева О.Е., Греков И.М., Сазонова И.Е., Соколова Н.В. АНТРОПОГЕННЫЕ И ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИГОРОДНОЙ ЗОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Балтийский регион Baltic Region, - (год публикации - 2024)

2. Мартынов В.Л., Сазонова И.Е., Субетто Д.А. Прогноз в социально-экономической географии: основные подходы, методы и концепции Современная Евразия: общественно-географический анализа. Материалы Международной научной конференции (XIV научная Ассамблея АРГО) Улан-Удэ: Бурятский научный центр Сибирского отделения РАН, 2023, Современная Евразия: общественно-географический анализ. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ: 2023. Бурятский научный центр СО РАН. С. 35 - 37. (год публикации - 2023)