КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-28-00015
НазваниеЗападный кинематограф на страницах журнала «Советский экран» (1925-1991)
РуководительЛевицкая Анастасия Александровна, Кандидат педагогических наук
Организация финансирования, регион Частное образовательное учреждение высшего образования "Таганрогский институт управления и экономики", Ростовская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2023 г. - 2024 г. |
Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-701 - Теория, методология и история изучения культуры
Ключевые словажурнал «Советский экран», СССР, западный кинематограф, киноведение, кинокритика, история, история кино, кинопресса, история кинопрессы.
Код ГРНТИ19.01.09
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Научная новизна и теоретическая значимость поставленных в проекте задач выразятся в том, что впервые в российской и мировой науке будут определены (в междисциплинарном компаративном ключе) место и роль эволюции кинокритических трактовок произведений зарубежного кинематографа в журнале «Советский экран» – как в киноведческом и культурологическом, так и в историческом, политологическом, философском, социологическом аспектах; будет изучен исторический, социокультурный, политический контекст, основные этапы трансформации кинокритических трактовок произведений западного кинематографа в журнале «Советский экран» (1925-1991). Проект будет носить ярко выраженный междисциплинарный характер - на стыке киноведения, культурологии, истории, политологии, философии, медиалогии, социологии и других гуманитарных наук.
Научная значимость запланированных результатов проекта будет опережать имеющиеся в мире исследования, данные результаты можно будет практически использовать в любых вузах, где есть гуманитарные факультеты, в учебных заведениях иных типов.
Объект исследования. В качестве объекта нашего исследования выбран старейший в нашей стране массовый и наиболее представительный в своем сегменте журнал «Советский экран».
Предмет исследования – трансформации кинокритических концепций трактовок произведений западного кинематографа в журнале «Советский экран» - с года его основания (1925) до года завершения его советского периода (1991), которые будут проанализированы как в киноведческом и культурологическом, так и в историческом, политологическом, социологическом аспектах.
Цель проекта: путем комплексного контент-анализа и сравнительного междисциплинарного анализа впервые в мировой науке дать целостную характеристику, раскрыть особенности, определить место, роль, значимость трансформации кинокритических концепций трактовок произведений западного кинематографа в журнале «Советский экран» (с 1925 по 1991 год) - как в киноведческом и культурологическом, так и в историческом, политологическом, философском, социологическом контекстах, то есть получить новое научное знание, выявляющее в данном тематическом поле закономерности, процессы, явления и зависимости между ними.
Задачи проекта:
- изучить и проанализировать научную литературу, в той или иной степени имеющую отношение к теме заявленного проекта;
- изучить киноведческий, исторический, философский, культурологический, социокультурный, политический, философский, социологический контексты, основные этапы трансформации кинокритических трактовок произведений западного кинематографа в журнале «Советский экран»: с года его основания (1925) до года завершения его советского периода (1991).
- осуществить классификацию, количественный и качественный контент-анализ, сравнительный анализ содержания кинокритических текстов о западном кинематографе в журнале «Советский экран» (с учетом обозначенных выше задач); установить и классифицировать, проанализировать основные кинокритические тенденции относительно западного кинематографа, специфику, свойственные каждому историческому периоду развития журнала в упомянутых выше контекстах.
- синтезировать и графически представить основные теоретические модели кинокритических подходов к западному кинематографу на страницах самого массового советского киножурнала – «Советский экран».
Методы исследования: комплексный контент-анализ, сравнительный междисциплинарный анализ, методы теоретического исследования: классификация, сравнение, аналогия, индукция и дедукция, абстрагирование и конкретизация, теоретический анализ и синтез, обобщение; методы эмпирического исследования: сбор информации, касающейся тематики проекта), компаративно-исторический методы.
Ожидаемые результаты
- текст, содержащий выявленные в ходе проекта основные характерные черты киноведческого, исторического, философского, культурологического, социокультурного, политического, философского, социологического контекстов, основные кинокритические тенденции относительно западного кинематографа, специфику, свойственные каждому историческому периоду развития журнала в упомянутых выше контекста, – с года основания журнала «Советский экран» (1925) по1991 год.
- текст, содержаний выводы из комплексного контент-анализа и междисциплинарного сравнительного анализа содержания кинокритических текстов о западном кинематографе в журнале «Советский экран» (с учетом обозначенных выше задач); классификацию и анализ основных кинокритических тенденций, специфики, свойственных каждому историческому периоду развития журнала в упомянутых выше контекстах;
- графически представленные структуры теоретических моделей кинокритических подходов к западному кинематографу в журнале «Советский экран» (1925-1991);
- выводы по результатам исследования;
- опубликованные тексты серии статей (в том числе не менее 7-ми статей в журналах, индексируемых в Web of Science Core Collection или Scopus) и опубликованной монографии по теме проекта.
- тексты промежуточного и итогового отчетов по проекту.
Способы представления результатов выполнения проекта научной общественности: публикации в научных журналах, доклады на всероссийских и международных научных конференциях.
Предполагаемая сфера применения результатов проекта: научно-исследовательские учреждения гуманитарного профиля, вузы (университеты, институты). Целевая аудитория: ученые (киноведы, культурологи, искусствоведы, социологи и др.), преподаватели вузов, аспиранты, студенты, широкая аудитория, заинтересованная тематикой проекта.
Научная и общественная значимость проекта выразится в том, что впервые в российской и мировой науке будут определены (в междисциплинарном компаративном ключе) место и роль трансформации кинокритических подходов к западному кинематографу в журнале «Советский экран» – как в киноведческом и культурологическом, так и в историческом, политическом, философском, социологическом контекстах, основные этапы развития данных подходов; на основе комплексного контент-анализа и компаративного анализа будут синтезированы и графически представлены основные теоретические модели кинокритических подходов к западному кинематографу в журнале «Советский экран» с 1925 по 1991 год. Проект будет носить ярко выраженный междисциплинарный характер - на стыке киноведения, культурологии, истории, политологии, философии, медиалогии, социологии и других гуманитарных наук.
Научная и общественная значимость запланированных результатов проекта будет опережать имеющиеся в мире исследования, данные результаты можно будет практически использовать в исследованиях НИИ гуманитарного цикла, в процессе обучения студентов и аспирантов в вузах.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
Достигнутые конкретные научные результаты в отчетном периоде были следующими (они полностью отвечали плану, заявленному в проекте на первый год исследования):
- текст, содержащий выявленные в ходе проекта основные характерные черты киноведческого, исторического, философского, культурологического, социокультурного, политического, философского, социологического контекстов, основные кинокритические тенденции относительно западного кинематографа, специфику, свойственные каждому
историческому периоду развития журнала «Советский экран» в упомянутых выше контекстах.
- текст, содержащий выводы из комплексного контент-анализа и междисциплинарного сравнительного анализа содержания кинокритических текстов о западном кинематографе в журнале «Советский экран» (с учетом обозначенных выше задач); классификацию и анализ основных кинокритических тенденций, специфики, свойственных каждому историческому периоду развития журнала в упомянутых выше контекстах;
- выводы по результатам исследования;
- опубликованные тексты серии статей (в том числе в журналах, индексируемых в Web of Science Core Collection или Scopus);
- текст годового отчета по проекту.
Способы представления результатов выполнения проекта научной общественности: публикации в научных журналах, доклады на всероссийских и международных научных конференциях.
Предполагаемая сфера применения результатов проекта: научно-исследовательские учреждения гуманитарного профиля, вузы (университеты, институты). Целевая аудитория: ученые (киноведы, культурологи, искусствоведы, социологи и др.), преподаватели вузов, аспиранты, студенты, широкая аудитория, заинтересованная тематикой проекта.
Публикации 2023 (5 публикаций, из них 4 – в журналах, индексируемых в Scopus и WoS):
1. Levitskaya, A., Kornienko, E. Novikov, A. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Screen Magazine: 1928-1930. International Journal of Media and Information Literacy. 2023. 8(1): 122-144. DOI: 10.13187/ijmil.2023.1.122. https://ijmil.cherkasgu.press/journals_n/1687960090.pdf (журнал индексируется в Scopus, Q 3)
2. Levitskaya, A., Fedorov, A. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Screen Magazine of 1925−1927 // Media Education. 2023. 19(1): 71-96. DOI: 10.13187/me.2023.1.71
https://me.cherkasgu.press/journals_n/1678912369.pdf (журнал индексируется в Web of Science Core Collection)
3. Kornienko , E., Novikov, A. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Cinema Screen Magazine: 1939-1941 // Media Education. 2023. 19(2): 281-289. DOI: 10.13187/me.2023.2.281. https://me.cherkasgu.press/journals_n/1686927688.pdf (журнал индексируется в Web of Science Core Collection)
4. Fedorov, A. Levitskaya, A. Western Cinema on the Pages of the Magazine Soviet Screen: 1957-1968 // Media Education. 2023. 19(2): 212-269. DOI: 10.13187/me.2023.2.212. https://me.cherkasgu.press/journals_n/1686927475.pdf (журнал индексируется в Web of Science Core Collection)
5. Fedorov, А., Kornienko Е. The Ideological Topic in the Magazine Soviet Screen: 1957–1968 (Western Cinema Aspect) // European Researcher. Series A. 2023. 14(1): 25-30. DOI: 10.13187/er.2023.1.25. http://www.erjournal.ru/journals_n/1686229754.pdf (журнал индексируется в РИНЦ, DOAJ, EBSCO, OAJI).
Публикации
1. Корниенко Е., Новиков А. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Cinema Screen Magazine: 1939-1941 Media Education, 19(2). С. 281-289. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/me.2023.2.281
2. Левицкая А., Корниенко Е., Новиков А. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Screen Magazine: 1928-1930 International Journal of Media and Information Literacy, 8(1). С. 122-144. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/ijmil.2023.1.122
3. Левицкая А., Федоров А. Western Cinematography on the Pages of the Soviet Screen Magazine of 1925−1927 Media Education, 19(1). С. 71-96. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/me.2023.1.71
4. Федоров А., Корниенко Е. The Ideological Topic in the Magazine Soviet Screen: 1957–1968 (Western Cinema Aspect) European Researcher. Series A., 14(1). С. 25-30. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/er.2023.1.25
5. Федоров А., Левицкая А. Western Cinema on the Pages of the Magazine Soviet Screen: 1957-1968 Media Education, 19(2). С. 212-269. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.13187/me.2023.2.212