КАРТОЧКА
ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ
Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Номер 23-28-00109
НазваниеРецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход
РуководительКожемякин Евгений Александрович, Доктор философских наук
Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", Белгородская обл
Период выполнения при поддержке РНФ | 2023 г. - 2024 г. |
Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».
Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-454 - Текстология
Ключевые словамультимодальный анализ, медиатексты, семиотическая структура сайта
Код ГРНТИ19.01.07
ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ
Аннотация
Научная проблема заключается в необходимости получения комплексного знания о влиянии различных (не только вербальных) семиотических компонентов научного текста, размещённого в интернете, на рецепцию и интерпретацию его адресатами, и в итоге - выработки подхода, позволяющего системно анализировать это влияние.
Научная значимость решения проблемы выражается в том, что результаты проекта позволят сформулировать общие и частные принципы и закономерности восприятия научного текста в интернете целевой аудиторией. Это позволит: 1) разработать и апробировать систему исследовательских принципов, методов и инструментария, направленных на комплексное изучение поликодовых научных текстов в сети Интернет; 2) выработать комплексную мультимодальную модель научного текста, размещённого в сети Интернет, включающую в себя не только вербальные элементы, но и невербальные - элементы вёрстки, визуальной структуры, иконические компоненты, параметры шрифта, цветовые параметры и другие экстралингвистические единицы и свойства; 3) сформулировать общие рекомендации к семиотической организации, оформлению и размещению на интернет-платформе текста научного характера с целью повышения его коммуникативной эффективности, облегчения восприятия его содержания, удобства обращения с ним читателями. Эти результаты в целом способствуют реализации просветительской функции научной коммуникации, популяризации научных результатов в условиях интенсивных конкурирующих информационных потоков в интернете, а также планированию и проведению исследований, выявляющих закономерности восприятия и интерпретации интернет-текстов различного типа. Проект способствует расширению общего понимания принципов потребления и усвоения информации человеком в условиях интенсивных информационных потоков.
Решение данной проблемы возможно при условии решении следующих задач: выявить и описать основные типы научных текстов в интернете и коммуникативные и семиотические характеристики платформ для публикации научных текстов; описать семиотическую структуру научных текстов в интернете в совокупности их вербальных и невербальных компонентов, а также систему экстралингвистических факторов рецепции научных текстов в интернете; разработать дизайн комплексного исследования рецепции и интерпретации научных текстов в интернете, включающего в себя лингвистический анализ, видеоокулографический анализ, анализ пользовательского опыта и глубинное интервью; с помощью видеоокулографического исследования определить основные (типичные) зоны интереса и фокус внимания пользователей в отношении структуры научных текстов и их различных семиотических элементов, а также выявить последовательность их восприятия реципиентами; разработать категориальную модель и инструментарий опросной методики (структурированное интервью) для выявления характеристик интерпретации адресатами научных текстов; на основе лингвистического анализа данных опроса и определения семантических корреляций с содержанием референтного текста, выявить качество интерпретации научного текста адресатом; с помощью методик анализа пользовательского опыта выявить поведенческие паттерны читателей научных текстов; на основе результатов экспериментального исследования разработать оптимальную семиотическую модель научного текста в интернете; апробировать разработанную семиотическую модель научного текста в интернете на примере сайта лаборатории мультимодальных исследований; сформулировать рекомендации и предложения по подготовке и размещению научных текстов в интернете.
Научная новизна исследования выражается в определении научного текста в интернете как сложного семиотического феномена, невербальные элементы которого трактуются как экстралингвистические факторы, влияющие на рецепцию и интерпретацию его адресатами. В результате экспериментальных исследований будет разработан мультимодальный подход к изучению научных текстов с перспективой его применения к исследованию медиатекстов широкого спектра.
Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами реализации проекта являются:
1) система исследовательских принципов, методов и инструментария, направленных на комплексное изучение поликодовых научных текстов в сети Интернет;
2) на основе полученных данных эмпирических исследований (видеоокулографического анализа, анализа пользовательского опыта, структурированного интервью, сопоставительного семантического и контекстуального исследований) будет разработана комплексная мультимодальная модель научного текста, размещённого в сети Интернет, включающую в себя не только вербальные элементы, но и невербальные - элементы вёрстки, визуальной структуры, иконические компоненты, параметры шрифта, цветовые параметры и другие экстралингвистические единицы и свойства;
3) общие рекомендации к семиотической организации, оформлению и размещению на интернет-платформе текста научного характера с целью повышения его коммуникативной эффективности, облегчения восприятия его содержания, удобства обращения с ним читателями.
Эти результаты и эффекты проекта в целом способствуют реализации просветительской функции научной коммуникации, популяризации научных результатов в условиях интенсивных конкурирующих информационных потоков в интернете, а также планированию и проведению исследований, выявляющих закономерности восприятия и интерпретации интернет-текстов различного типа.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В результате работ первого года реализации проекта были получены следующие результаты.
В результате аналитического обзора научных источников уточнены аспекты проблематизации предмета исследования. Определено, что актуальные условия научной коммуникации в интернет-среде требуют разработки комплексного подхода к анализу научных текстов. Выделены и описаны общие характеристики научных интернет-текстов как сложного семиотического феномена, обоснованы принципы их изучения и предложены основания их типологизации и, соответственно, основные типы. Наиболее продуктивным при описании типов научных текстов в интернете был определён мультимодальный подход, учитывающий превалирующий способ восприятия информации потребителем. Соответственно были выделены: линейные; микроэргодические; немутабельные эргодические; мутабельные эргодические тексты. Установлено, что типологические характеристики научных интернет-текстов определяются не только интенциями их создания, но и технологическими особенностями среды их размещения.
Анализ интернет-ресурсов как платформы для публикации научных текстов в аспекте их коммуникативных и семиотических характеристик показал, что научная коммуникация все еще переживает период цифровой адаптации. Выявлено, что большинство научных публикаций попадают к читателям в статичных формах pdf-копий опубликованных статей в журналах, трудов конференций и тезисов докладов. Требования к такому виду диктуются конвенциями участников научной коммуникации и технологическими особенностями платформ для их размещения.
Описана семиотическая структура научных текстов в совокупности вербальных и невербальных компонентов, а также системы экстралингвистических факторов рецепции научных текстов в интернете.
С позиции структурно-семиотического подхода научный текст составляют два обязательных компонента: 1) основной, а именно сам текст, последовательно раскрывающий результаты и условия научно-познавательной деятельности ученого, а также методологию и процедуры получения знания. Он линеен и может сопровождаться различными статичными иллюстрациями (рисунками, таблицами, диаграммами и др.); 2) периферийный - комплекс относительно самостоятельных микротекстов, к которым относятся заглавие, аннотация, введение, выводы и т.п.
В результате предварительного теоретического анализа была сформулирована первичная гипотеза, выражающаяся в предположении о том, что невербальные элементы текстов и интернет-среды выступают в качестве факторов рецепции текстов и их интерпретации, а комплексное исследование качества понимания научного текста возможно на основе анализа комплекса данных о зрительном восприятии текста, пользовательском взаимодействии с ним и вербализованных в ходе интервью интерпретаций содержания.
Для проверки гипотезы и с целью уточнения методологии комплексного мультимодального анализа научных интернет-текстов была разработана методологическая база для проведения экспериментального исследования.
Алгоритм мультимодального исследования научных интернет-текстов включил в себя: 1) типологический анализ научного текста в интернете и описание технологической среды его размещения; 2) структурно-семиотический анализ научного текста в совокупности его вербальных и невербальных компонентов, а также системы экстралингвистических факторов рецепции; 3) экспериментальное видеоокулографическое исследование для определения зрительных стратегий пользователей в отношении структуры научных текстов и их различных семиотических элементов; 4) полуструктурированное интервью для выявления характеристик и принципов интерпретации адресатами научных текстов; 5) семантический и контекстуальный анализ данных для определения семантических корреляций результатов интервью с содержанием референтного текста, а также для выявления качества интерпретации научного текста адресатами; 6) анализ пользовательского опыта для выявления поведенческих паттернов читателей научных текстов, включающих в себя конкретные операции взаимодействия с текстом.
Проведено пилотажное экспериментальное исследование. Двум группам испытуемых были предложены для чтения идентичные по содержанию научные тексты, а также два задания, связанные с поиском конкретной информации в тексте. Экспериментальная группа читала текст, снабженный аффордансами и другими структурными и визуальными элементами, контрольной группе был предложен линейный текст без визуальной составляющей, шрифтовых выделений, аффордансов. Организация и фиксация процесса зрительного восприятия текстов группами осуществлялась в рамках окулографического исследования. В ходе исследования фиксировались пользовательские действия реципиентов: скроллинг, клики, внутренние и внешние переходы, время взаимодействия с текстом и выполнения задания. Заключительный этап включал полуформализованное интервью с целью определения степени интереса к тексту, новизны представленной информации и удобства чтения. Соответственно, интерпретация полученных результатов строилась с опорой на три группы эмпирических данных: 1) данные, полученные в ходе окулографии; 2) UX-данные, полученные в ходе прямого наблюдения за значимыми действиями испытуемых; 3) данные полуструктурированного интервью в виде зафиксированных вербальных высказываний испытуемых в форме ответов на вопросы.
Результаты эксперимента показали, что зрительные стратегии взаимодействия с научными интернет-текстами зависят от семиотической организации самих текстов. Текст, снабжённый невербальными элементами и аффордансами, стимулировал более фрагментарное и фокусированное зрительное восприятие его содержания, чем текст, предложенный для контрольной группы. «Горячими» для восприятия структурными элементами публикации оказались ФИО авторов, заголовок публикации, методология исследования, основная часть публикации, а также заключение. В «слепую» зону попали аннотация и ключевые слова, список литературы, карусель изображения и видео. Были сделаны выводы об особенностях пользовательских действий реципиентов: оформление внешних для статьи элементов влияет на взаимодействие / не-взаимодействие с ними пользователей; наличие внутри вербального текста визуальных элементов делало его чтение более комфортным; реципиенты тратили меньше времени на прочтение текста со сложной семиотической организацией; визуальные элементы упрощали процедуру поиска необходимой информации в тексте. В результате анализа транскриптов интервью был выявлен ряд установок, определяющих рецепцию научного интернет-текста: готовность к его восприятию вследствие достаточного опыта чтения интернет-текстов; удобство оформления текста; удобство устройства. Отмечен ряд смысловых трансформаций в пересказе, которые характерны для обеих групп испытуемых. Выявлены некоторые различия в восприятии текста разными группами: респонденты, читающие текст с аффордансами продемонстрировали более полное и точное понимание содержания публикации и отметили достаточное удобство текста; респонденты, читающие текст без аффордансов, указывали на нехватку средств визуализации и неудобство текста для восприятия.
В результате исследования была уточнена интерпретационная модель соотнесения окулографических, UX-данных и вербальных высказываний на основании комбинации значений двух параметров: зрительная фиксация на элементе текста / взаимодействие с ним и его вербальная репрезентация в интервью. На основании результатов пилотажного эмпирического исследования была проведена коррекция дизайна исследования и уточнен инструментарий для сбора основного массива данных.
Конкретные результаты первого года работы включают публикацию по теме проекта 3 статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в том числе 2 статьи Scopus; публикацию 2 статей РИНЦ; публикацию 4 параграфов в коллективной монографии; публикацию 3 тезисов по материалам конференций; 1 мастер-класс; апробацию результатов исследования на 6 научных конференциях (7 докладов); размещение информации о результатах проекта в СМИ.
Публикации
1. Белоедова А.В. Оптические свойства научного интернет-текста в аспекте его ориентации на визуальное восприятие Современный дискурс-анализ, Белоедова, А. В. Оптические свойства научного интернет-текста в аспекте его ориентации на визуальное восприятие / А. В. Белоедова // Современный дискурс-анализ. – 2023. – № 2(33). – С. 3-11. (год публикации - 2023)
2. Белоедова А.В., Дубровская Т.В., Кожемякин Е.А., Тяжлов Я.И. Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование Неофилология, Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование / А. В. Белоедова, Т. В. Дубровская, Е. А. Кожемякин, Я. И. Тяжлов // Неофилология. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 940-958. – DOI 10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958
3. Белоедова А.В., Тяжлов Я.И. Научный текст в Интернете: коммуникационно-типологические характеристики Медиалингвистика, - (год публикации - 2023)
4. Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа Динамика медиасистем, Кожемякин, Е. А. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа / Е. А. Кожемякин, Т. В. Дубровская // Динамика медиасистем. – 2023. – Т. 3, № 1. – С. 163-171. (год публикации - 2023)
5. Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Жанр научной статьи в интернете: структурно-семиотическая трансформация Жанры речи, Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Жанр научной статьи в интернете: структурно-семиотическая трансформация // Жанры речи. - №1 (41). - 2024 (год публикации - 2024)
6. Белоедова А.В. Оптические свойства научного текста в цифровом пространстве: дифференциация зрительных стратегий Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».), Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».). - С. 190-210. (год публикации - 2023)
7. Дубровская Т.В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…»: современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».)., Дубровская Т. В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…»: современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа // (год публикации - 2023)
8. Кожемякин Е.А. Текстовое оформление научного знания в материально-технологической среде медиа Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».)., Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».). - 166-179 с. (год публикации - 2023)
9. Тяжлов Я.И. Иллюстрирование научного текста в интернет-коммуникации Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа»)., Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа»). - С. 210-220. (год публикации - 2023)
10. Белоедова А.В., Тяжлов Я.И. Типологические характеристики научного текста в интернете Язык.Сознание. Коммуникация. Неделя медицинского образования – 2023. Сборник тезисов IV Общероссийской научно-практической конференции, - (год публикации - 2023)
11. Кожемякин Е.А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа, Кожемякин, Е. А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации / Е. А. Кожемякин // Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции. – Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2023. – С. 228-232. (год публикации - 2023)
12. Тяжлов Я.И. Иллюстрирование научного текста Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. - Белгород: ИД "Белгород", 2023, - (год публикации - 2023)
13. - Проект «Рецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход» Сайт лаборатории мультимодальных исследований НИУ "БелГУ", - (год публикации - )
14. - Учёные НИУ «БелГУ» в поисках новой модели научного интернет-текста Официальный сайт НИУ "БелГУ", - (год публикации - )
15. - Цифровая среда меняет восприятие текстов Официальный телеграм-канал НИУ "БелГУ" "Пегасий БелГУ", - (год публикации - )
16. - В поисках новой модели научного интернет-текста Официальная группа в ВК института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ "БелГУ", - (год публикации - )