КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00109

НазваниеРецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход

РуководительКожемякин Евгений Александрович, Доктор философских наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Белгородский государственный национальный исследовательский университет", Белгородская обл

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-454 - Текстология

Ключевые словамультимодальный анализ, медиатексты, семиотическая структура сайта

Код ГРНТИ19.01.07


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Научная проблема заключается в необходимости получения комплексного знания о влиянии различных (не только вербальных) семиотических компонентов научного текста, размещённого в интернете, на рецепцию и интерпретацию его адресатами, и в итоге - выработки подхода, позволяющего системно анализировать это влияние. Научная значимость решения проблемы выражается в том, что результаты проекта позволят сформулировать общие и частные принципы и закономерности восприятия научного текста в интернете целевой аудиторией. Это позволит: 1) разработать и апробировать систему исследовательских принципов, методов и инструментария, направленных на комплексное изучение поликодовых научных текстов в сети Интернет; 2) выработать комплексную мультимодальную модель научного текста, размещённого в сети Интернет, включающую в себя не только вербальные элементы, но и невербальные - элементы вёрстки, визуальной структуры, иконические компоненты, параметры шрифта, цветовые параметры и другие экстралингвистические единицы и свойства; 3) сформулировать общие рекомендации к семиотической организации, оформлению и размещению на интернет-платформе текста научного характера с целью повышения его коммуникативной эффективности, облегчения восприятия его содержания, удобства обращения с ним читателями. Эти результаты в целом способствуют реализации просветительской функции научной коммуникации, популяризации научных результатов в условиях интенсивных конкурирующих информационных потоков в интернете, а также планированию и проведению исследований, выявляющих закономерности восприятия и интерпретации интернет-текстов различного типа. Проект способствует расширению общего понимания принципов потребления и усвоения информации человеком в условиях интенсивных информационных потоков. Решение данной проблемы возможно при условии решении следующих задач: выявить и описать основные типы научных текстов в интернете и коммуникативные и семиотические характеристики платформ для публикации научных текстов; описать семиотическую структуру научных текстов в интернете в совокупности их вербальных и невербальных компонентов, а также систему экстралингвистических факторов рецепции научных текстов в интернете; разработать дизайн комплексного исследования рецепции и интерпретации научных текстов в интернете, включающего в себя лингвистический анализ, видеоокулографический анализ, анализ пользовательского опыта и глубинное интервью; с помощью видеоокулографического исследования определить основные (типичные) зоны интереса и фокус внимания пользователей в отношении структуры научных текстов и их различных семиотических элементов, а также выявить последовательность их восприятия реципиентами; разработать категориальную модель и инструментарий опросной методики (структурированное интервью) для выявления характеристик интерпретации адресатами научных текстов; на основе лингвистического анализа данных опроса и определения семантических корреляций с содержанием референтного текста, выявить качество интерпретации научного текста адресатом; с помощью методик анализа пользовательского опыта выявить поведенческие паттерны читателей научных текстов; на основе результатов экспериментального исследования разработать оптимальную семиотическую модель научного текста в интернете; апробировать разработанную семиотическую модель научного текста в интернете на примере сайта лаборатории мультимодальных исследований; сформулировать рекомендации и предложения по подготовке и размещению научных текстов в интернете. Научная новизна исследования выражается в определении научного текста в интернете как сложного семиотического феномена, невербальные элементы которого трактуются как экстралингвистические факторы, влияющие на рецепцию и интерпретацию его адресатами. В результате экспериментальных исследований будет разработан мультимодальный подход к изучению научных текстов с перспективой его применения к исследованию медиатекстов широкого спектра.

Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами реализации проекта являются: 1) система исследовательских принципов, методов и инструментария, направленных на комплексное изучение поликодовых научных текстов в сети Интернет; 2) на основе полученных данных эмпирических исследований (видеоокулографического анализа, анализа пользовательского опыта, структурированного интервью, сопоставительного семантического и контекстуального исследований) будет разработана комплексная мультимодальная модель научного текста, размещённого в сети Интернет, включающую в себя не только вербальные элементы, но и невербальные - элементы вёрстки, визуальной структуры, иконические компоненты, параметры шрифта, цветовые параметры и другие экстралингвистические единицы и свойства; 3) общие рекомендации к семиотической организации, оформлению и размещению на интернет-платформе текста научного характера с целью повышения его коммуникативной эффективности, облегчения восприятия его содержания, удобства обращения с ним читателями. Эти результаты и эффекты проекта в целом способствуют реализации просветительской функции научной коммуникации, популяризации научных результатов в условиях интенсивных конкурирующих информационных потоков в интернете, а также планированию и проведению исследований, выявляющих закономерности восприятия и интерпретации интернет-текстов различного типа.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
В результате работ первого года реализации проекта были получены следующие результаты. В результате аналитического обзора научных источников уточнены аспекты проблематизации предмета исследования. Определено, что актуальные условия научной коммуникации в интернет-среде требуют разработки комплексного подхода к анализу научных текстов. Выделены и описаны общие характеристики научных интернет-текстов как сложного семиотического феномена, обоснованы принципы их изучения и предложены основания их типологизации и, соответственно, основные типы. Наиболее продуктивным при описании типов научных текстов в интернете был определён мультимодальный подход, учитывающий превалирующий способ восприятия информации потребителем. Соответственно были выделены: линейные; микроэргодические; немутабельные эргодические; мутабельные эргодические тексты. Установлено, что типологические характеристики научных интернет-текстов определяются не только интенциями их создания, но и технологическими особенностями среды их размещения. Анализ интернет-ресурсов как платформы для публикации научных текстов в аспекте их коммуникативных и семиотических характеристик показал, что научная коммуникация все еще переживает период цифровой адаптации. Выявлено, что большинство научных публикаций попадают к читателям в статичных формах pdf-копий опубликованных статей в журналах, трудов конференций и тезисов докладов. Требования к такому виду диктуются конвенциями участников научной коммуникации и технологическими особенностями платформ для их размещения. Описана семиотическая структура научных текстов в совокупности вербальных и невербальных компонентов, а также системы экстралингвистических факторов рецепции научных текстов в интернете. С позиции структурно-семиотического подхода научный текст составляют два обязательных компонента: 1) основной, а именно сам текст, последовательно раскрывающий результаты и условия научно-познавательной деятельности ученого, а также методологию и процедуры получения знания. Он линеен и может сопровождаться различными статичными иллюстрациями (рисунками, таблицами, диаграммами и др.); 2) периферийный - комплекс относительно самостоятельных микротекстов, к которым относятся заглавие, аннотация, введение, выводы и т.п. В результате предварительного теоретического анализа была сформулирована первичная гипотеза, выражающаяся в предположении о том, что невербальные элементы текстов и интернет-среды выступают в качестве факторов рецепции текстов и их интерпретации, а комплексное исследование качества понимания научного текста возможно на основе анализа комплекса данных о зрительном восприятии текста, пользовательском взаимодействии с ним и вербализованных в ходе интервью интерпретаций содержания. Для проверки гипотезы и с целью уточнения методологии комплексного мультимодального анализа научных интернет-текстов была разработана методологическая база для проведения экспериментального исследования. Алгоритм мультимодального исследования научных интернет-текстов включил в себя: 1) типологический анализ научного текста в интернете и описание технологической среды его размещения; 2) структурно-семиотический анализ научного текста в совокупности его вербальных и невербальных компонентов, а также системы экстралингвистических факторов рецепции; 3) экспериментальное видеоокулографическое исследование для определения зрительных стратегий пользователей в отношении структуры научных текстов и их различных семиотических элементов; 4) полуструктурированное интервью для выявления характеристик и принципов интерпретации адресатами научных текстов; 5) семантический и контекстуальный анализ данных для определения семантических корреляций результатов интервью с содержанием референтного текста, а также для выявления качества интерпретации научного текста адресатами; 6) анализ пользовательского опыта для выявления поведенческих паттернов читателей научных текстов, включающих в себя конкретные операции взаимодействия с текстом. Проведено пилотажное экспериментальное исследование. Двум группам испытуемых были предложены для чтения идентичные по содержанию научные тексты, а также два задания, связанные с поиском конкретной информации в тексте. Экспериментальная группа читала текст, снабженный аффордансами и другими структурными и визуальными элементами, контрольной группе был предложен линейный текст без визуальной составляющей, шрифтовых выделений, аффордансов. Организация и фиксация процесса зрительного восприятия текстов группами осуществлялась в рамках окулографического исследования. В ходе исследования фиксировались пользовательские действия реципиентов: скроллинг, клики, внутренние и внешние переходы, время взаимодействия с текстом и выполнения задания. Заключительный этап включал полуформализованное интервью с целью определения степени интереса к тексту, новизны представленной информации и удобства чтения. Соответственно, интерпретация полученных результатов строилась с опорой на три группы эмпирических данных: 1) данные, полученные в ходе окулографии; 2) UX-данные, полученные в ходе прямого наблюдения за значимыми действиями испытуемых; 3) данные полуструктурированного интервью в виде зафиксированных вербальных высказываний испытуемых в форме ответов на вопросы. Результаты эксперимента показали, что зрительные стратегии взаимодействия с научными интернет-текстами зависят от семиотической организации самих текстов. Текст, снабжённый невербальными элементами и аффордансами, стимулировал более фрагментарное и фокусированное зрительное восприятие его содержания, чем текст, предложенный для контрольной группы. «Горячими» для восприятия структурными элементами публикации оказались ФИО авторов, заголовок публикации, методология исследования, основная часть публикации, а также заключение. В «слепую» зону попали аннотация и ключевые слова, список литературы, карусель изображения и видео. Были сделаны выводы об особенностях пользовательских действий реципиентов: оформление внешних для статьи элементов влияет на взаимодействие / не-взаимодействие с ними пользователей; наличие внутри вербального текста визуальных элементов делало его чтение более комфортным; реципиенты тратили меньше времени на прочтение текста со сложной семиотической организацией; визуальные элементы упрощали процедуру поиска необходимой информации в тексте. В результате анализа транскриптов интервью был выявлен ряд установок, определяющих рецепцию научного интернет-текста: готовность к его восприятию вследствие достаточного опыта чтения интернет-текстов; удобство оформления текста; удобство устройства. Отмечен ряд смысловых трансформаций в пересказе, которые характерны для обеих групп испытуемых. Выявлены некоторые различия в восприятии текста разными группами: респонденты, читающие текст с аффордансами продемонстрировали более полное и точное понимание содержания публикации и отметили достаточное удобство текста; респонденты, читающие текст без аффордансов, указывали на нехватку средств визуализации и неудобство текста для восприятия. В результате исследования была уточнена интерпретационная модель соотнесения окулографических, UX-данных и вербальных высказываний на основании комбинации значений двух параметров: зрительная фиксация на элементе текста / взаимодействие с ним и его вербальная репрезентация в интервью. На основании результатов пилотажного эмпирического исследования была проведена коррекция дизайна исследования и уточнен инструментарий для сбора основного массива данных. Конкретные результаты первого года работы включают публикацию по теме проекта 3 статей, индексируемых в зарубежных базах данных, в том числе 2 статьи Scopus; публикацию 2 статей РИНЦ; публикацию 4 параграфов в коллективной монографии; публикацию 3 тезисов по материалам конференций; 1 мастер-класс; апробацию результатов исследования на 6 научных конференциях (7 докладов); размещение информации о результатах проекта в СМИ.

 

Публикации

1. Белоедова А.В. Оптические свойства научного интернет-текста в аспекте его ориентации на визуальное восприятие Современный дискурс-анализ, Белоедова, А. В. Оптические свойства научного интернет-текста в аспекте его ориентации на визуальное восприятие / А. В. Белоедова // Современный дискурс-анализ. – 2023. – № 2(33). – С. 3-11. (год публикации - 2023)

2. Белоедова А.В., Дубровская Т.В., Кожемякин Е.А., Тяжлов Я.И. Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование Неофилология, Рецепция научного интернет-текста: экспериментальное исследование / А. В. Белоедова, Т. В. Дубровская, Е. А. Кожемякин, Я. И. Тяжлов // Неофилология. – 2023. – Т. 9, № 4. – С. 940-958. – DOI 10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958. (год публикации - 2023) https://doi.org/10.20310/2587-6953-2023-9-4-940-958

3. Белоедова А.В., Тяжлов Я.И. Научный текст в Интернете: коммуникационно-типологические характеристики Медиалингвистика, - (год публикации - 2023)

4. Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа Динамика медиасистем, Кожемякин, Е. А. Научный интернет-текст как семиотический объект: постановка проблемы для мультимодального анализа / Е. А. Кожемякин, Т. В. Дубровская // Динамика медиасистем. – 2023. – Т. 3, № 1. – С. 163-171. (год публикации - 2023)

5. Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Жанр научной статьи в интернете: структурно-семиотическая трансформация Жанры речи, Кожемякин Е.А., Дубровская Т.В. Жанр научной статьи в интернете: структурно-семиотическая трансформация // Жанры речи. - №1 (41). - 2024 (год публикации - 2024)

6. Белоедова А.В. Оптические свойства научного текста в цифровом пространстве: дифференциация зрительных стратегий Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».), Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».). - С. 190-210. (год публикации - 2023)

7. Дубровская Т.В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…»: современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».)., Дубровская Т. В. «Заходишь на Киберленинку, скачиваешь в PDF…»: современные технологии и практики взаимодействия читателя с научным текстом в условиях медиа // (год публикации - 2023)

8. Кожемякин Е.А. Текстовое оформление научного знания в материально-технологической среде медиа Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».)., Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа».). - 166-179 с. (год публикации - 2023)

9. Тяжлов Я.И. Иллюстрирование научного текста в интернет-коммуникации Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография / под науч. ред. Л. Р. Дускаевой; отв. ред. Е. В. Выровцева. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа»)., Предъявление научного знания в диалоге медиа: контексты, технологии и языковые техники: Коллективная монография. — СПб.: Медиапапир, 2023. — 223 с. — (Серия «Язык в координатах массмедиа»). - С. 210-220. (год публикации - 2023)

10. Белоедова А.В., Тяжлов Я.И. Типологические характеристики научного текста в интернете Язык.Сознание. Коммуникация. Неделя медицинского образования – 2023. Сборник тезисов IV Общероссийской научно-практической конференции, - (год публикации - 2023)

11. Кожемякин Е.А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции. Вып. 10. Язык в координатах массмедиа, Кожемякин, Е. А. «Удобный текст»: аффордансы в научной интернет-коммуникации / Е. А. Кожемякин // Медиалингвистика : Материалы докладов участников VII Международной конференции. – Санкт-Петербург: ООО "Медиапапир", 2023. – С. 228-232. (год публикации - 2023)

12. Тяжлов Я.И. Иллюстрирование научного текста Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. - Белгород: ИД "Белгород", 2023, - (год публикации - 2023)

13. - Проект «Рецепция и интерпретация научного текста в интернете: мультимодальный подход» Сайт лаборатории мультимодальных исследований НИУ "БелГУ", - (год публикации - )

14. - Учёные НИУ «БелГУ» в поисках новой модели научного интернет-текста Официальный сайт НИУ "БелГУ", - (год публикации - )

15. - Цифровая среда меняет восприятие текстов Официальный телеграм-канал НИУ "БелГУ" "Пегасий БелГУ", - (год публикации - )

16. - В поисках новой модели научного интернет-текста Официальная группа в ВК института общественных наук и массовых коммуникаций НИУ "БелГУ", - (год публикации - )