КАРТОЧКА ПРОЕКТА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ И ПОИСКОВЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ,
ПОДДЕРЖАННОГО РОССИЙСКИМ НАУЧНЫМ ФОНДОМ

Информация подготовлена на основании данных из Информационно-аналитической системы РНФ, содержательная часть представлена в авторской редакции. Все права принадлежат авторам, использование или перепечатка материалов допустима только с предварительного согласия авторов.

 

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


Номер 23-28-00418

НазваниеПостколониальный подход во внешней политике европейских стран в государствах Западной Африки: возможности для России

РуководительЕремина Наталья Валерьевна, Доктор политических наук

Организация финансирования, регион федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", г Санкт-Петербург

Период выполнения при поддержке РНФ 2023 г. - 2024 г. 

Конкурс№78 - Конкурс 2022 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований малыми отдельными научными группами».

Область знания, основной код классификатора 08 - Гуманитарные и социальные науки, 08-255 - Мировая политика

Ключевые словапостколониальная теория, колониальное прошлое, историческая память, внешняя политика, Глобальный Юг, Западная Африка, Россия, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция

Код ГРНТИ23.67.00


 

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ЗАЯВКИ


Аннотация
Африка – континент богатой, но неоднозначной истории, разделенной европейским колониализмом на “до” и “после”, причем особую роль в деколонизационных процессах африканских стран в свое время сыграл именно СССР. Со времени приобретения независимости африканские государства выстраивают насыщенные, но противоречивые взаимоотношения со множеством игроков, и прежде всего - с бывшими метрополиями. Потребность же ведущих европейских экономик в бывших колониях не исчезла: континент обладает огромными запасами бокситов, марганца, урана, ряда редкоземельных металлов, не говоря о колоссальном демографическом росте и транспортно-логистических цепочках. Между тем, для России восстановление статуса глобальной державы связано, в том числе, с возвращением в Африку, что продемонстрировал форум 2019 г. «Россия-Африка». Наиболее активными внешними игроками в Африке остаются европейские страны, США, КНР, тогда как Россия реализует еще не все векторы и возможности взаимодействия с местными странами, хотя присутствие ЮАР в БРИКС во многом способствует этому диалогу. Более того, именно фактор активной позиции других игроков, прежде всего, европейских государств, ныне развернувших полноформатное экономическое и политическое противостояние с Россией, влияет как ограничитель для продвижения российских интересов. По этой причине необходимо четко знать, в чем заключаются стратегии разных европейских стран в Африке, насколько они совпадают, являются ли они скоординированными по отношению друг к другу, что означает их постколониальная политика, как она соотносится с российской стратегией, в чем и как могут быть выражены как спектр рисков, так и потенциал сотрудничества этих стран в Африке. Не менее важно ответить на вопрос, за счет чего остаются интересными европейские партнеры и для самой Африки. В принципиально новых условиях развития российской экономики, прекращения реализации бюджетных правил, действовавших ранее, с учетом колеблющегося курса рубля, возникают и новые возможности для российских инвестиций в перспективные направления, возможны проекты совместных предприятий, притом что Африка сохраняет еще и недооцененный россиянами туристический потенциал. Все эти вызовы создают необходимость выполнить комплексный анализ стратегий европейских игроков в Африке и сопоставить их с российскими позициями. В рамках настоящего проекта предполагается систематизировать интересы, цели и задачи, инструменты влияния, потенциал и результаты деятельности европейцев в регионе Западной Африки на современном этапе. Данный регион выбран не случайно: он представляет собой одно из самых перспективных направлений внешней политики различных государств ввиду наличия богатейших, но неосвоенных ресурсов (природных, демографических, культурных, образовательных и других). Кроме того, западная часть континента заметно отличается от других ориентацией на сотрудничество с внешними, неафриканскими игроками на фоне слаборазвитых связей с государствами-соседями. Наконец, представляет интерес переплетение в данном регионе наследия различных колониальных держав, как “крупных” (Великобритании, Франции), так и некоторых “малых”, к настоящему моменту изученных в гораздо меньшей степени (Дании, Швеции, Норвегии). Ставится задача найти общее и особенное между стратегиями выбранных европейских государств в Западной Африке и основными положениями т.н. постколониальной теории, ныне набирающей силу в науке о международных отношениях и оказывающей все большее влияние на внешнеполитический дискурс западных стран. На этой основе будут обозначены возможности и риски, складывающиеся для политики России на западноафриканском направлении, сформулированы рекомендации по ее совершенствованию. Результаты исследования планируется представить в виде серии статей в рецензируемых научных изданиях, докладов на конференциях, письменных экспертных комментариев для мозговых центров, круглого стола о современных российско-африканских отношениях, а также итоговой монографии по теме проекта.

Ожидаемые результаты
По итогам реализации проекта будут: 1) в систематизированном виде представлены ключевые положения постколониального подхода (в изложении различных авторов, школ); 2) установлены возможности и проблемы, связанные с практическим применением постколониального подхода во внешней политике как европейских, так и самих африканских государств; 3) классифицированы данные о стратегиях ряда европейских государств в Западной Африке - декларируемые в дискурсе цели и задачи, механизмы принятия решений, практические шаги в различных сферах (от военно-политического сотрудничества с местными странами до политики помощи развитию); 4) определены направления сотрудничества и спектр рисков, с которыми сталкиваются европейцы в этом регионе; 5) обнаружены общие и особенные аспекты в постколониальной политике двух наиболее крупных метрополий - Великобритании и Франции, обобщены характерные черты их африканских стратегий; 6) обозначены основные нарративы, ныне конструируемые британской и французской дипломатией по отношению к Западной Африке, степень их внутренней (не)противоречивости и взаимосвязанности, ответная реакция африканских государств и обществ; 7) прокомментированы слабо изученные примеры “малых” колониальных держав и их постколониального дискурса - Дании, Норвегии и Швеции, сопоставлены с дискурсами Великобритании и Франции; 8) соотнесены ресурсы влияния, имеющиеся в распоряжении европейских стран, с задачами российского присутствия в Западной Африке; 9) выделены сильные и слабые стороны европейской политики на континенте, исторические и современные ошибки, которые Россия в своих отношениях с Западной Африкой имеет возможность не повторить; 10) обобщены результаты российской политики на данном направлении к настоящему моменту и возможности на перспективу (с учетом саммитов “Россия-Африка” 2019 и 2022 гг.); 11) сформулированы рекомендации для внешней политики России, бизнеса и гражданского общества - с какими странами Западной Африки и в каких секторах сотрудничество могло бы быть наиболее успешным; 12) намечены варианты того, как на дальнейшее углубление российско-африканского сотрудничества отреагирует Европа и каким образом Россия может защитить свои партнерские связи от внешнего давления. Данные результаты будут иметь высокую научную значимость, представляя собой дополнительный вклад в российские исследования Африки и постколониальной политики европейских государств. Проект предполагает осуществление одного из первых в России комплексных исследований, в котором теоретические аспекты постколониализма будут изучены в тесной взаимосвязи с практическими примерами из политики не только широко известных колониальных держав, но и скандинавских стран. Исследование может получить и практическую отдачу при его использовании российскими органами власти, бизнесом, образовательными учреждениями и структурами гражданского общества в качестве экспертно-аналитической базы для развития отношений с Африкой.


 

ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Аннотация результатов, полученных в 2023 году
По мере выполнения первого этапа реализации проект продемонстрировал следующие результаты: 1) Проанализированы основополагающие документы Великобритании, Франции и Северных стран как в сфере внешней, так и оборонной политики и политики безопасности на предмет упоминания африканской повестки. Были изучены основные показатели политического, социально-экономического и культурного взаимодействия изучаемых европейских государств со странами Африки; проанализированы миграционные потоки и характер адаптации и интеграции африканцев в британское, французское и североевропейские сообщества; изучены дискуссии в парламентах изучаемых стран по вопросам африканской повестки. 2) Выявлены основные изменения во внешней стратегии Великобритании и место Африки в этих изменениях. Было определено, что Африка по-прежнему не занимает важное место в иерархии внешнеполитических приоритетов, уступая по значимости и Европе, и Индо-Пацифике. Несмотря на наличие явного потенциала к укреплению взаимодействия, британская сторона скорее идет по пути отдельных проектов и позволяет действовать собственному бизнесу, создавая для него особые условия и преференции для установления контактов с африканскими партнерами. Через изучение таких критериев как членство в Содружестве наций, текущие торгово-экономические отношения (в том числе с учетом даты их подписания и нацеленности формирования приоритетов), наличие военно-политического сотрудничества и военных баз Великобритании, голосования и позиции африканских стран на площадках ООН по резолюциям, инициируемым Великобританией, были выявлены наиболее связанные с ней государства (в Западной Африке - Сьерра-Леоне, Нигерия). Также были выявлены группы стран разной степени зависимости. 3) Определены основные компоненты кризиса африканской стратегии Франции: неудачная военная операция "Бархан" в Сахеле и неспособность далее выступать эфективным поставщиком безопасности; ослабление возможностей мягкой силы ввиду распространения антифранцузских настроений среди населения; снижение экономической значимости Франции как партнера для Африки; и, самое главное, - разрушение прежней системы неформального контроля за бывшими колониями, известной как "Франсафрик". Установлено, что параллельно с кризисом материальных возможностей французская политика в Африке угодила еще и в кризис идей, т.к. ни у руководства страны, ни у экспертного сообщества нет однозначных решений по поводу того, как исправлять ситуацию и какая стратегия должна прийти на смену "Франсафрик". Действующий президент Эммануэль Макрон склонен балансировать между попытками удержать прежнее влияние и внешне обновить стратегию, на словах признавая растущую суверенность африканских стран и их закономерное стремление к равноправным отношениям. Однако на практике такое лавирование приводит лишь к ухудшению ситуации и невозможности французской дипломатии быстро отреагировать на неудачи (примеры Мали, Буркина-Фасо, Нигера). 4) Установлено место пересечения всех трех скандинавских колониализмов – современная Гана, традиционно воспринимаемая только как бывшая британская колония, однако являющаяся одним из самых давних и стабильных партнеров Скандинавии не только в Западной Африке, но и на всём континенте в целом. Сделан вывод, что общими чертами для всех скандинавских постколониальных активистских политик в Западной Африке (и конкретно в Гане как объекте странового исследования) являются темпоральная инаковость ("прошлое" как Другой), прославление "будущего" (построенного на скандинавских условиях и принципах), сведение колониализма к его "более светлым" измерениям, формирование идентичности в духе дихотомии Восток-Запад, конкуренция с другими колониализмами, призывы двигаться дальше как девиз отношений и спецификация внешней политики для каждого контекста. При этом выявлены и главные отличия каждого из скандинавских постколониальных активизмов по отношению к Гане: в случае Дании это первостепенная значимость программ помощи и развития; в случае Норвегии - создание общей идентичности "нефтяников и рыбаков", которая должна затмевать любые различия и разногласия; в случае Швеции - деполитизация и вычеркивание колониального периода из дискурса. Сделан вывод, что выстраивание постколониального активизма неразрывно связано с конструированием скандинавскими странами идентичности своих "Я", желанием проявить себя в качестве некоей "моральной силы" в современных международных отношениях. 5) Дополнительно в ходе проекта изучены экспертные мнения представителей академической среды Великобритании, Франции и Скандинавии, разнообразные по содержанию и тональности, однако выступающих с той или иной критикой африканского вектора национальных правительств на современном этапе. За отчетный период руководитель проекта Н.В. Еремина направила две статьи в научные журналы, индексируемые в базах Scopus/WoS (приняты к публикации в 2024 г.), а также выступила с докладами на 3 конференциях различных уровней. О.В. Григорьева и Н.О. Плюснин направили две статьи в соавторстве в научные журналы, индексируемые в базах Scopus/WoS. О.В. Григорьева выступила с докладами на 3 конференциях различных уровней, Н.О. Плюснин – на 4 конференциях. А.Ю. Чихачев направил одну статью в журнал, индексируемый в базах Scopus/Wos, а также выступил на 8 конференциях. Исполнители грантового исследования также приняли участие в Российско-африканской конференции Валдайского клуба «Россия и страны Африки: сложившиеся традиции взаимодействия и перспективы сотрудничества в новом мире» и Экономическом и гуманитарном форуме "Россия – Африка". Помимо того, самими участниками исследовательского коллектива был организован Круглый стол "Россия - Западная Африка: вызовы и возможности для взаимодействия" на Факультете международных отношений СПбГУ (http://sir.spbu.ru/news/?id=6336#main). Как и было намечено в плане на первый год, авторы продолжали экспертно-аналитическую деятельность, дав комментарии для Российского Совета по международным делам о возможностях и характеристиках британской политики в Африке (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/africa/britanskaya-povestka-v-afrike-silnye-i-slabye-storony/) и о современных франко-африканских отношениях (https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/frantsiya-i-afrika-ocherednoy-novyy-start/). При содействии Студенческого научного общества ФМО СПбГУ записан подкаст "Африканская политика Франции: истоки и содержание кризиса", https://vk.com/snofmo?w=wall-749573_3159

 

Публикации

1. Еремина Н.В. Африка в британской стратегии безопасности после брекзита: риски, инструменты, перспективы Современная Европа, - (год публикации - 2024)

2. Еремина Н.В. The Concept of "Global Britain" in the British Security Strategy in the Context of Post-Brexit Proceedings of Topical Issues in International Political Geography, издательство Springer Cham, - (год публикации - 2024)